Органам госжилнадзора поручено ужесточить лицензионный контроль управляющих компаний

Минстрой ответил на вопросы по лицензионному контролю

В своем официальном письме от 5 августа 2015 года Минстрой РФ ответил на самые часто задаваемые вопросы об осуществлении лицензионного контроля по управлению МКД. В целом были даны ответы на 2 злободневных вопроса: касательно ведения реестров лицензий, выданных УК, и проверок расчетов управляющих компаний с РСО по коммунальным ресурсам.

Ведение реестра лицензий

Согласно ч.2 ст.198 Жилищного кодекса, в течение 3 дней с момента заключения договора управления УК должна передать данные сведения в орган ГЖН, а также опубликовать информацию на Реформе ЖКХ, в ГИС ЖКХ и на своем официальном сайте в рамках Стандарта раскрытия информации. После того, как орган ГЖН внесет необходимые изменения в реестр лицензий субъекта РФ, управляющая компания вправе приступить к своей деятельности по управлению 1 новым домом или несколькими добавленными домами.

Порядок и сроки внесения соответствующих корректировок в реестр лицензий устанавливает орган ГЖН, что регламентировано ч.3 ст.198 ЖК РФ. А до этого момента, как утверждает Минстрой, необходимо пройти проверку на соблюдение лицензионных требований управляющей компанией (подробнее об этом в другой статье).

Напоминаем, что все УК должны соблюдать лицензионные требования по управлению МКД согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепленному в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года.

Что это значит? Это значит, что когда управляющая компания обращается в орган ГЖН с просьбой включить МКД в реестр лицензий, то ведомство должно осуществить проверку полноты раскрытия информации и достоверности предоставленных в заявлении и приложенных документах сведений.

Также Минстрой ссылается на то, что в перечне документов должны быть в обязательном порядке приложены копии протоколов ОСС, договора управления, который подписан в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Если же управляющая компания была выбрана посредством открытого конкурса, то должна быть обязательно приложена копия протокола конкурсной комиссии и договора управления, который подписан управляющей компанией.

Если управляющей компании удастся подтвердить полноту и достоверность предоставленных сведений, то соответствующие изменения будут внесены в реестр лицензий. Эта норма отражена в ФЗ №255 от 21.07.2014 года. Если орган ГЖН выявит расхождения или неполноту раскрытия информации, то будет назначена и проведена проверка на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом ведомства.

Также Минстрой напомнил всем управляющим компаниям об изменениях, которые внесены Федеральным законом №176 от 29.06.2015 года в действующую редакцию ЖК РФ и которые ужесточают ответственность за фальсификацию протоколов ОСС. Этот закон придает протоколу ОСС статус официального документа, за фальсификацию которого может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Мы не будем останавливаться на этом подробно, так как посвятили этой теме отдельную статью.

Проверка расчетов УК с РСО по коммунальным ресурсам

Данная проверка проводится органом ГЖН в рамках осуществления лицензионного контроля. Как гласит подпункт “б” п.3 Положения о лицензировании, исполнение УК взятых на себя обязательств по договору управления МКД относится к числу лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ. В рамках реализации этой статьи Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года определены Правила осуществления деятельности по управлению МКД.

Согласно подпункту “ж” п.4 Правил управления МКД, управляющей компанией с РСО должны осуществляться организация и расчеты за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая КУ. Поэтому соблюдение порядка осуществления расчетов УК с РСО относится к числу лицензионных требований и подлежит лицензионному контролю.

Если в орган ГЖН поступят жалобы от населения, обращения ИП, юридических лиц, заявления органов государственной власти и местного самоуправления, а также информация из СМИ о фактах нарушения управляющей компанией лицензионных требований, то ведомство должно будет провести проверку по вопросу соответствия УК лицензионным требованиям. Если будут выявлены и доказаны нарушения, то управляющую компанию привлекут к административной ответственности по ст.7.23.3. и 14.1.3. КоАп РФ.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

Государственная жилищная инспекция Республики Алтай

Государственная жилищная инспекция Республики Алтай :: Официальный сайт E-mail: gji.gorny@mail.ru

Особенности деятельности Госжилинспекций в период прекращения государственного жилищного надзора и особенности лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций

В соответствии с частью 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, были обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 г осуществление данной деятельности без лицензии не допускается).

В соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор перестает существовать в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. При этом, как и ранее, государственный жилищный надзор продолжает существовать, в отношении ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающих и управляющих организаций, осуществляющих деятельность без лицензии. В отношении же управляющих компаний, получивших лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, начинает действовать лицензионный контроль.

В соответствии со ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля исполняют полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки. Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 закона (поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований).

Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является (ч. 9 ст. 19 ФЗ № 99):

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

В соответствии с ч. 10 ст. 19 ФЗ № 99 внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (по согласованию с органом прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата);

3) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

4) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

По результатам проведения проверки по лицензионному контролю составляется акт проверки, а в случае установления нарушения – предписание и протокол об административном правонарушении по ст. 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях (Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ссылка на ст. 161 ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (ред. от 26.03.2014) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Напомним, что до возникновения лицензионного контроля, максимальная сумма административного штрафа в отношении должностных лиц управляющих компаний, при жилищном надзоре по статье 7.22 Кодекса об административных правонарушениях, составляла пять тысяч рублей, на юридических лиц пятьдесят тысяч рублей.

Невыполнение указанными в части 1 статьи 7.23.3 лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Протокол об административном правонарушении направляется в суд, т.к. в соответствии со ст. 28.3 Кодекса об административных правонарущениях, административные дела по ст. 7.23.3 рассматриваются судами.

В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 198 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в течение двух месяцев со дня информирования собственников о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации).

Орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Ответственность за соблюдение требований об информировании возлагается на лицензирующий орган (в части информирования органа местного самоуправления) и на орган местного самоуправления (в части информирования заинтересованных лиц).

Лицензирующий орган направляет в орган местного самоуправления способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения, следующую информацию:

а) о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом;

б) о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения;

в) о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня направления соответствующего заявления, с указанием сведений;

г) о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с указанием сведений.

Орган местного самоуправления в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, путем размещения указанной информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на своем официальном сайте в сети «Интернет» извещает:

а) собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Правил информирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2015г. № 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных основ прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» (далее – Правила) (а — назначение 2 или более раз в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу (должностным лицам) лицензиата судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора (далее — лицензирующий орган) в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат (далее — основание для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации); б- принятие лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации);

б) собственников помещений во всех многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах «в» и «г» пункта 2 Правил информирования (в — принятие лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии; г — вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесение соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации).

Орган местного самоуправления в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 Правил (а — о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом; б — о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения; в — о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня направления соответствующего заявления, с указанием сведений; г — о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации — в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с указанием сведений), извещает об этом ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения.

Читайте также:  Теплосети Волгограда сдадут в аренду во избежание долгов

Что такое лицензионный контроль управляющих компаний в сфере жкх

Лицензионные требования к управляющей компании многоквартирным домом.

Начиная с 2015 года, деятельность организаций существенно усложнилась. Теперь для управления многоквартирными домами необходимо получать лицензию. Отсутствие данного документа запрещает обслуживание жилых домов. Лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ регламентируются на законодательном уровне.

Что это такое

Лицензия — это документ, позволяющий вести управление многоквартирного дома. Выдачей занимаются государственные органы власти. Лицензирование предусматривает оказание как полного перечня услуг, так и некоторых из них. В связи с чем, лицензия на коммунальные услуги бывает двух видов.

Под данные правила попадают все ТСЖ и управляющие организации (частные, муниципальные, государственные).

Теперь они обязаны получать разрешение. Его отсутствие влечет за собой штраф в размере до 300 тысяч рублей. Другое наказание — запрет на трудоустройство на аналогичную должность в течение 3 лет (максимальный срок).

Закон содержит требования не только к организации, но и к руководителю (директору). Что касается ТСЖ, требования предусмотрены только для председателя. Особенность такого документа в сфере коммунальной службы заключается в его бессрочности. Лицензия действительна на протяжении всей деятельности управляющей организации.

На сегодняшний день никаких изменений в федеральном законодательстве в отношении деятельности УК не происходило. За исключением одного.

С июня 2016 года муниципальные образования и субъекты РФ не могут быть участниками управляющей организации. Лицензия действует на территории только того субъекта, где была оформлена.

Правительством и местными органами власти разработаны нормативные документы, содержащие законы и акты. Лицензирование деятельности в сфере ЖКХ регулируют:

  • Жилищный Кодекс России (основной закон).
  • Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» используется в части, которая не противоречит основному закону. На возврат лицензии и приостановление деятельности компании его положения не действуют.
  • Положение о лицензировании управляющих компаний – постановление правительства от 28.10.2014 г. № 1110.

В отношении УК действуют и другие акты, которые косвенно или непосредственно затрагивают деятельность в коммунальной сфере.

Кто выдает

Лицензия выдается двумя взаимодействующими структурами:

  1. Госжилнадзор субъекта РФ.
  2. Лицензионная комиссия по управлению МКД.

Само заявление подается в первую инстанцию. Данный орган принимает документы на рассмотрение, после чего передает лицензионной комиссии.

Если заключение Госжилнадзора положительное, вторая инстанция дает разрешение на оформление лицензии управляющей организации. Оно служит основанием для выдачи Жилищным надзором данного документа. Вместе с заявлением подается и другая документация:

  • Устав компании.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП.
  • ИНН организации.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Решение учредителей о создании управляющей фирмы.
  • Приказ о назначении директора.
  • Трудовые книжки и дипломы работников УК (можно копии).
  • Техническая документация на технические средства и оборудование.

Предоставить можно копии документов, заверенные в нотариальной конторе. Если УК арендует помещение, необходимо предъявить договор аренды.

Требования и условия получения

Получить лицензию могут:

  1. Коммерческие организации или ИП, деятельность которых не находится под угрозой ликвидации или банкротства.
  2. Компании, на момент выдачи лицензии имеющие государственную регистрацию.
  3. ТСЖ, обслуживающие несколько домов без общих инженерных сетей (если здания не находятся на одном участке).
  4. Организации, выполняющие лицензионные условия.
  5. Компании, ранее не лишившиеся в принудительном порядке лицензии.
  6. Фирмы, открыто ведущие финансово-хозяйственную деятельность.
  7. УК, имеющие инструменты управления.

К руководителям также предъявляются требования:

  • Руководящее лицо должно иметь квалифицированный аттестат.
  • Управляющий компанией трудоустроен на постоянной основе.
  • Отсутствие судимости.

Лицензирование деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ не устанавливает ограничения по числу набора сотрудников с образованием и опытом.

Публичность системы лицензирования

Вся информация о лицензировании и выданных аттестатах хранится в общегосударственных и региональных реестрах. Доступ к информации не ограничен. В них содержатся:

  1. Выданные лицензии.
  2. Лица, получившие разрешение.
  3. Дисквалифицированные нарушители лицензионных условий.

Каждый желающий может отыскать лицензию и ознакомиться с перечнем домов, которые обслуживает управляющая компания.

ВНИМАНИЕ! Если УК берет в обслуживание дополнительный многоквартирный дом, в реестр вносятся изменения. При этом разрешение заново брать не нужно. Оно выдается только один раз и не требует переоформления.

Сдача квалификационного экзамена является лицензионным требованием. Все вопросы утверждены на уровне Правительства. Прошедшим испытание выдают аттестат квалификации (действует 5 лет) и бессрочную лицензию.

На ее оформление выделяется 30 дней. Управленческой деятельностью могут заниматься только резиденты РФ.

Организации, зарегистрированные за пределами России, лицензию получить не смогут. Работа в сфере ЖКХ без данного документа признается незаконной. За это предусмотрена административная ответственность. Сам экзамен проходит в форме компьютерного тестирования.

Из 200 заявленных вопросов, ответить нужно на 100. Они выложены в интернет и имеют свободный доступ. Их специализация довольно узкая и требует глубоких познаний в коммунальной сфере. Проверяют знания основ предпринимательской сферы, направленной на обслуживание нескольких многоэтажных домов, и Жилищного Кодекса.

ВНИМАНИЕ! Допускается неограниченное число попыток тестирования в случае провала экзамена.

Аннулирование

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей УК может лишиться лицензии. Кроме того, ранее обслуживающий дом может быть исключен из реестра лицензирования страны.В этом случае собственники квартир могут проголосовать за смену УК на другую организацию.

Последнее слово о выборе новой управляющей компании остается за Гос.жил.надзором. Отозвать лицензию на основании решения суда может и Лицензионная комиссия.

Если выявлены неоднократные нарушения в обслуживании многоквартирного дома, Госжилнадзор вправе подать иск в суд. При удовлетворении искового требования, лицензия может быть аннулирована. Причины, по которым действие аттестата может быть прекращено:

  • Для доступа к экзамену использовались документы с ложными сведениями.
  • Дисквалификация по КоАП.
  • Вынесение приговора по статье УК.

Ответственность

Управление многоквартирными домами должно происходить в соответствии с установленными требованиями. За их несоблюдение предусмотрены штрафные санкции.

Если УК обслуживает жилое здание без лицензии, она заплатит штраф в большом размере. Его сумма составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Для ИП размер еще больше — от 150 до 250 тысяч рублей. Аналогичная сумма предусмотрена и для юридических лиц.

ВАЖНО! Если лицензия была выдана безосновательно, то наказание по КоАП понесет и Лицензионная комиссия. Будет назначен штраф в размере 50-100 тысяч рублей.

Основная цель введения лицензии на управление жилыми зданиями — сохранение в коммунальной сфере только профессиональных и ответственных организаций, имеющих соответствующую квалификацию. Лицензирование направлено на улучшение управленческой деятельности и качества предоставляемых услуг.

Основная ответственность возложена на органы Жилищного надзора, в прямые обязанности которого входит выдача и изъятие такого документа, как лицензия.

Порядок выдачи лицензии УК на оказание ЖКХ-услуг.

Управляющие компании многоквартирных домов осуществляют широкий спектр работ по обслуживанию жилищного фонда. На организациях лежат многочисленные функции и обязанности. Чрезвычайно важно, чтобы жильцы доверяли, обслуживающим их компаниям в сфере ЖКХ. Взять на себя обязанности по обслуживанию могут взять юридические или индивидуальные предприниматели. В 2019 году они должны выполнить определенные требования.

Также стоит выделить такие лицензионные требования, как:

  • регистрация и осуществление услуг исключительно в пределах России;
  • наличие аттестата о квалификации у руководителя компании;
  • отсутствие судимостей за преступления в экономической сфере;
  • открытый доступ к информации о предприятии в интернете и в офисе.

Стоит отметить, что компании, которым было отказано в лицензировании или данный документ был аннулирован в связи с нарушениями деятельности, не смогут повторно претендовать на получение разрешения.

О чем гласит закон

Область жилищно-коммунального хозяйства является одной из наиболее проблемных сфер в государстве, поэтому принятие закона сопровождалось бурными обсуждениями и спорами, которые не утихают и после вступления документа в силу. Нововведение, по мнению большинства, поможет устранить с рынка около 15% управляющих организаций, которые оказывают некачественные и недобросовестные услуги ЖКХ. Оставшиеся предприятия будут подвержены тщательным проверкам и строгому контролю.

Противники лицензирования в сфере ЖКХ 2019 года же настаивают на том, чтобы максимально уточнить перечень тех, кто имеет право стать участником комиссии по предоставлению лицензии.

В законе должно быть прописано все до мелочей, это позволит принимать объективные и независимые решения о выдаче или отказе в предоставлении лицензии.

Руководитель Комитета Госдумы по жилищной политике отмечает, что последствием лицензирования в секторе ЖКХ в 2019 году может стать причиной передал рынка и уничтожения конкуренции, а также ухода из сферы добросовестных управленческих компаний.

Порядок выдачи лицензий

Итак, главным критерием для компании, которая стремится к получению лицензии в области ЖКХ в 2019 году, является аттестация руководителя организации. Сотрудник обязан сдать экзамен, позволяющий определить уровень его квалификации. Кроме руководителя, согласно закону, аттестацию могут пройти все желающие работники управляющего предприятия.

Срок действия аттестата составляет 5 лет. После чего можно пройти переподготовку и получить новое разрешение на осуществление управленческой деятельности в многоквартирных домах. Лицензии по закону не имеют срока давности. Однако разрешение на обслуживание привязано к перечню домов.

Огромным преимуществом является ведение реестра квалификационных аттестатов и выданных лицензий. Каждый желающий может в любое время зайти на интернет портал контролирующей организации и ознакомиться с претендентами на получение лицензии в 2019 году. Собственники жилья не могут влиять на процедуру лицензирования, но общий доступ к списку заявителей позволит своевременно среагировать и расторгнуть договор с компанией, вызывающей подозрения. Также альтернативным вариантом является изменение способа управления ЖКХ.

Прописанная на федеральном уровне процедура выдачи разрешений позволяет снизить риски мошенничества и конфликтов между управляющими организациями и собственниками квартир.

Контроль деятельности УК

Пренебрежение требованиями нового закона и осуществление управленческой деятельности без лицензии грозит нарушителям административным штрафом в размере 50-250 тысяч рублей. Также компанию могут отстранить от руководства домом, в отношении которого было совершено нарушение. Также в виде наказания может выступать дисквалификация на 3 года.

Если компания, осуществляющая обслуживание дома, не получила разрешение на проведение деятельности, то собственники жилья обязаны провести собрание и самостоятельно выбрать предприятие, имеющее лицензию.

В случае, если собрание провести не удалось, дом выставят на конкурс.

Если организация недобросовестно выполняет свои обязательства и ее штрафуют более двух раз в течение года, она исключается из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. Стоит отметить, что закон позволяет работать компании без лицензии, если жильцы дома на общем собрании, зная все нарушения предприятия, добровольно согласились продлить договор с этой организацией.

Лишить лицензии в 2019 году могут в результате судебного разбирательства. Иск имеет право подать представитель государственного органа жилищного надзора. Ходатайство в суд может подаваться, если в течение года управленческая компания потеряла более 15% жилого фонда.

Решение, принятое в судебном порядке, не поддается обжалованию, а предприятие навсегда лишается права осуществлять обслуживание многоквартирных домов.

Жилищные инспекции будут регулярно проводить контроль за соблюдением требований лицензии. В результате обнаружения ошибок организация может призываться к административной, гражданской и уголовной ответственности.

09.09.2015 | Лицензионный контроль: мнение Минстроя РФ.

Порядок проведения лицензионного контроля по-прежнему неясен. Кроме того, ряд специалистов жилищной сферы вообще решили, что никакого надзора в отношении организаций, получивших лицензию на управление многоквартирными домами, осуществляться не будет. На такую мысль их навела внесенная федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ в ЖК РФ норма, а именно: пункт 7 статьи 20 ЖК РФ, который устанавливает: «Государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление».

На самом деле указанный пункт Жилищного кодекса говорит лишь о том, что в отношении лицензированных организаций не осуществляется именно жилищный надзор. А не осуществляется он как раз потому, что после получения лицензии в отношении управляющих организаций проводится лицензионный контроль.

Государственный лицензионный контроль должен осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 196 Жилищного Кодекса РФ, часть 2 данной статьи устанавливает, что:

«при осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса».

В пункте 4 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», Министерству строительства и ЖКХ предложено утвердить:

«методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации».

Этот документ до сих пор Минстроем не принят, однако разъяснения некоторых вопросов лицензионного контроля Минстрой России уже опубликовал в письме от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04.

Полномочия органов Госжилнадзора, основания для проверок

Большинство собственников помещений в многоквартирных домах слышали о таком органе государственной власти, как государственная жилищная инспекция. Вместе с тем, не всем известно, чем занимается Госжилинспекция, каковы её полномочия и основания для проверок.

Государственные жилищные инспекции – это исполнительные органы государственной власти, созданные во всех субъектах Российской Федерации в целях осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензирования и лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами. На федеральном уровне создание государственной жилищной инспекции не предусматривается. При этом в Минстрое России имеется должность главного государственного жилищного инспектора РФ, положение о котором утверждено постановлением правительства РФ от 12.09.2014 № 927. Основными полномочиями главного государственного жилищного инспектора РФ являются координация деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля; составление протоколов об административных правонарушениях по фактам необоснованного принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии; обеспечение согласования назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.

К функциям органов государственного жилищного надзора относятся:

– осуществление регионального государственного жилищного надзора,

– осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионный контроль за данной деятельностью.

В Тюменской области осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами (в том числе лицензионного контроля) возложено на Государственную жилищную инспекцию Тюменской области.

Предмет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля – это соблюдение поднадзорными и подконтрольными лицами обязательных требований.

К полномочиям Госжилинспекций в рамках Госжилнадзора относится осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований:

к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию,

к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,

к формированию фондов капитального ремонта,

к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

Читайте также:  Системы ливневой канализации Ульяновска очищаются в круглосуточном режиме

к созданию и деятельности региональных операторов,

деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,

требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее – обязательные требования),

деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).

Госжилнадзор осуществляется посредством проведения проверок, принятия мер административного воздействия (выдача предписаний, составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности), систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований не только юридическими лицами (ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, ресурсоснабжающими организациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и гражданами.

Лицензирование – это деятельность по выдаче лицензий лицам, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления. Таким образом, лицензируется только деятельность управляющих организаций. Деятельность ТСЖ, ТСН, ЖСК, ЖК, ресурсоснабжающих организаций не лицензируется. Орган государственного жилищного надзора (лицензирующий орган) осуществляет прием и рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии, подготовку мотивированного предложения лицензионной комиссии о предоставлении лицензий или об отказе в предоставлении лицензии.

Лицензионный контроль – это деятельность по осуществлению контроля за деятельностью управляющих организаций на предмет соблюдения ими лицензионных требований. Лицензионный контроль осуществляется органом Госжилнадзора посредством проведения проверок и принятия мер административного воздействия в отношении управляющих организаций.

К лицензионным требованиям относятся:

регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются);

отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее (требование введено с 11.01.2018);

наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ;

требования к выполнению услуг и (или) работ по управлению многоквартирным домом, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности;

требования к оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,

требования к предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

От предмета надзора (контроля) необходимо отличать основания для проверок. Основанием для плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), органов местного самоуправления являются ежегодные планы проведения плановых проверок, согласованные с органами прокуратуры.

Перечень оснований для внеплановых проверок установлен законодательством, является закрытым.

Основания для внеплановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в рамках государственного жилищного надзора и лицензионного контроля установлены частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, основанием для проведения органом Госжилнадзора внеплановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган Госжилнадзора заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии;

3) мотивированное представление должностного лица органа Госжилнадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган Госжилнадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) приказ (распоряжение) руководителя органа Госжилнадзора, изданный в соответствии с поручениями президента РФ, правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) поступление, в частности посредством ГИС ЖКХ, в орган Госжилнадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора в ГИС ЖКХ информации о фактах нарушения

требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее – управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме,

о фактах нарушения управляющей организацией лицензионных требований,

о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения,

о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений,

о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ.

Основания для проведения органом Госжилнадзора внеплановых проверок органов местного самоуправления установлены статьей 77 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К таким основаниям относится поступление обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Такие проверки проводятся по согласованию с прокуратурой субъекта РФ.

Основания для внеплановых проверок граждан федеральным законодательством не устанавливаются. В Тюменской области такие основания установлены пунктом 11.18 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 432-п:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Госжилинспекцию Тюменской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, относящихся к предмету проверки:

– к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

– жилым помещениям, их использованию и содержанию;

– соблюдению порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;

– оснащению жилых домов (помещений) приборами учета используемых энергетических ресурсов;

– выполнению услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме;

– порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, решения о выборе управляющей организации, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) поступление в Госжилинспекцию Тюменской области в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня.

С учетом изложенного, не все обращения граждан, поступающие в Госжилинспекцию, могут являться основанием для проведения внеплановой проверки.

13.09.2019 | ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные. Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ). Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей. При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других. Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений. Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам. Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).

Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.

Читайте также:  На центральных магистралях Ульяновска ведётся обновление дорожного полотна

При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации
».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ЖК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми с 11.01.2018 вступила в силу следующая редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ: «7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом».

Таким образом реестр лицензий из некого источника информации фактически превратился в источник прав и обязанностей. Из совокупности части 7 статьи 162 и части 4 статьи 198 ЖК РФ теперь следует, что право и обязанность по управлению МКД возникает у УО с момента внесения изменения в реестр лицензий, независимо от того, когда был заключен договор управления и какая дата указана в данном договоре в качестве даты начала его действия.

А момент внесения изменений в реестр лицензий определяет орган Госжилнадзора.

Следовательно, органы ГЖН теперь не только осуществляют жилищный надзор и лицензионный контроль, а своими решениями устанавливают, какая управляющая организация с какой даты какими домами будет управлять. Назвать такую функцию надзорной весьма затруднительно.

Дополнительно важно обратить внимание, что часть 3 статьи 198 ЖК РФ в действующей редакции уже не устанавливает 3-хдневный срок для внесения изменений в реестр лицензий, а ссылается на порядок и сроки, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, которым определено, что орган ГЖН принимает решение в течение 10 рабочих дней, а в качестве вариантов таких решений предусмотрено либо решение о внесении изменений в реестр, либо решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, либо решение о приостановлении рассмотрения заявления.

При этом внесение изменений в реестр лицензий возможно только «с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом».

Автор статьи убежден, что действующие нормы жилищного законодательства РФ создают большие возможности для злоупотреблений специалистов органов Госжилнадзора, а сами эти органы могут не только осуществлять контроль и надзор, но и вмешиваться в договорные отношения между собственниками помещений и УО. Такая ситуация представляется неприемлемой!

Аналогии

Конечно, можно заявлять, что ничего особенного в необходимости внесения изменений в реестр лицензий нет, что в ряде других сфер тоже существуют реестры, являющиеся источниками прав и обязанностей.

Например, часть 2 статьи 8.1 ГК РФ устанавливает, что «права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр», а часть 3 статьи 433 ГК РФ определяет, что «договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации».

Однако, стоит обратить внимание, что отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего такой регистрации, вовсе не делает такой договор необязательным для его сторон. А вот договор управления не подлежит исполнению, независимо от волеизъявления сторон такого договора, пока решение о «разрешении» его исполнения не примет орган Госжилнадзора.

Что касается регистрации права на имущество, тут тоже стоит отметить, что, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества право собственности на это имущество действительно возникает у покупателя только после государственной регистрации такого права. Но это не означает, что покупатель до момента такой регистрации не имеет возможности получить, например, права пользования и/или владения таким имуществом – указанные составляющие права собственности могут быть приобретены без государственной регистрации.

А право на управление МКД, вытекающее из договора управления, заключенного между собственниками и УО, не может возникнуть без соответствующей записи в реестре лицензий. А как же принципы свободы договора, установленные гражданским законодательством РФ? Вероятно, в вопросах управления МКД такие принципы неприменимы – ведь не стороны договора, а ГЖИ фактически принимают решения о том, какая управляющая организация, с какой по какую дату, какими конкретно МКД будет управлять.

Заключение

С учетом широких полномочий органов Госжилнадзора, при отсутствии установленной законодательством ответственности за «не усмотрение нарушений», у ГЖИ возникают довольно существенные возможности для злоупотреблений.

Введение лицензирования деятельности по управлению МКД, возложение на ГЖИ полномочий по лицензированию и лицензионному контролю обеспечивают расширение этих возможностей.

Превращение реестров лицензий из информационных ресурсов в источник прав и обязанностей существенно ограничивает права участников жилищных отношений и не только дает органам Госжилнадзора дополнительные возможности для злоупотреблений, но и превращает ГЖИ из чисто надзорных органов в органы, осуществляющие принятие решений о праве управления тем или иным МКД той или иной управляющей организации, несмотря на то, что такие организации уже имеют лицензии на право управления МКД, а собственники помещений отдельных многоквартирных домов приняли на общих собраниях решения о выборе лиц, управляющих их домами и об условиях такого управления.

Таким образом, ГЖИ субъектов РФ имеют возможность не только осуществлять жилищный надзор, но и регулировать отдельные аспекты деятельности управляющих организаций, управлять их деятельностью, фактически осуществляя грубое вмешательство в договорные отношения.

Войти

Pазъяснения

Как государственный жилищный надзор работает с вашими жалобами

Для того, чтобы нашим читателем стало понятнее, какие процессы происходят в жилищных инспекциях при подаче в них жалоб на управляющие компании, мы подготовили этот материал.

Как жилинспекции работают с жалобами жильцов?

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции. Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала. И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

Итак, если вы написали жалобу в жилинспекцию, о нарушениях требований жилищного законодательства (или лицензионных требований) организацией, обслуживающей ваш дом, то далее разворачивается следующая цепочка событий:

1. Жилинспекция (далее – ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц…”).

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

В большинстве известных нам случаев, ГЖИ не наказывают за найденные нарушения сразу же, а выписывают предписания, и только при невыполнении предписаний составляют протоколы об административных правонарушениях. Такой порядок действий рекомендован письмом Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

А теперь простые выводы:

Не бойтесь жаловаться, если ваша управляющая организация делает что-то неправильно, или не делает того, что они делать обязаны по жилищному законодательству. И не поддавайтесь на «грязные» доводы о том, что за все штрафы управляющей компании будет заплачено из вашего кармана.

Ну самыми лучшими способами заставить управляющую компанию работать остаются или смена управляющей компании, или составление актов, подтверждающих некачественную работу управляющей компании, и дальнейшее требование перерасчета по этим актам.

Дополнение. Все регламенты, в соответствии с которыми органы государственного жилищного надзора проводят проверки, должны соответствовать следующим документами:

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”;

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”;

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”;

статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ “О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”;

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 “О государственном жилищном надзоре”;

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность”;

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”;

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 “Об утверждении правил пользования жилыми помещениями”;

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 “Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг”;

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”;

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 “Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”;

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности”;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”;

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 “Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ”;

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 N 360 “Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю”;

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 “О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;

Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 “О реализации Федерального от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”;

Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 91-п “Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края”;

Нормативные документы органов власти соответствующего субъекта Федерации, регламентирующие работу органов жилищного надзора.

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Ссылка на основную публикацию