Обупликованы поправки в Жилищный и Налоговый кодексы

Подписан закон о масштабных изменениях в НК РФ

Внесенными поправками предусматривается, в частности, следующее:

возможность представления в налоговые органы и получения от них документов через МФЦ. Определяется порядок взаимодействия налоговых органов и МФЦ. Налоговым органам предоставляется право информировать налогоплательщиков (с их согласия) о наличии недоимки и (или) задолженности посредством СМС-сообщений;

вводится обязанность организаций сообщать в налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения от налоговых органов сообщения об исчисленных суммах налогов;

практика применения единого налогового платежа в целях уплаты имущественных налогов физическими лицами распространена на уплату НДФЛ в отношении отдельных видов доходов;

дополняется перечень доходов, не учитываемых при определении прибыли КИК на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 25.15 НК РФ (доходы в виде дивидендов заменены на доходы, поименованные в пункте 1 статьи 309 НК РФ);

вводятся новые правила принятия решения о взыскании задолженности, направления требования об уплате недоимки (в частности, срок направления требования, составляющий один год, теперь применяется к сумме недоимки ЮЛ или ИП менее 3000 рублей (ранее – менее 500 рублей)), предусматривается возможность замены наложения ареста на имущество налогоплательщика-организации предоставлением, в частности, банковской гарантии, поручительства третьего лица, установлением залога имущества;

предусматривается начисление процентов в размере ставки рефинансирования Банка России на сумму задолженности в случае предоставления рассрочки по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ (невозможность единовременной уплаты начисленных сумм), а также введение предельных сроков предоставления такой рассрочки с учетом размера задолженности;

устанавливается возможность проведения камеральной налоговой проверки в случае, если физлицом не представлена налоговая декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи или дарения недвижимого имущества. Камеральная налоговая проверка будет проводиться на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах;

корректируются положения, касающиеся постановки на учет в налоговых органах в отношении иностранных банков, иностранных граждан и лиц без гражданства;

совершенствуется налоговый контроль в отношении ценообразования по трансграничным сделкам, а также устанавливаются порядок проведения взаимосогласительных процедур в рамках международных соглашений по вопросам налогообложения;

уточняется порядок подтверждения ставки НДС 0 процентов по экспортным операциям в соответствии со статьей 165 НК РФ;

устанавливается порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету, при реорганизации и при переходе на специальный налоговый режим;

предусматриваются особенности определения налоговой базы по НДФЛ, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества (например, в случае если отсутствует кадастровая стоимость объекта или доходы от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем его кадастровая стоимость), а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;

с 25 до 10 человек снижена минимальная численность работников, при которой отчетность налогового агента по НДФЛ и расчеты страховых взносов должны представляться в налоговые органы в электронной форме;

в составе налоговой декларации по НДФЛ налогоплательщики смогут заявить о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога;

предельный срок представления налоговыми агентами расчета 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ перенесен с 1 апреля на 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

ограничение, касающееся уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков предыдущих периодов в размере не более чем на 50%, продлено по 31 декабря 2021 года;

уточняется порядок применения пониженных налоговых ставок участниками региональных инвестиционных проектов;

уточнены положения об уплате госпошлины в связи с регистрацией прав на недвижимое имущество, а также порядок возврата госпошлины;

введены дополнительные ограничения на применение ПСН;

конкретизируется объект налогообложения налогом на имущество организаций, а также порядок уплаты земельного налога (для организаций установлен срок уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом);

вводятся особенности уплаты торгового сбора при осуществлении деятельности в соответствии с договором простого товарищества, посредническими договорами, договором доверительного управления.

Поправки в Жилищный кодекс РФ вступили в силу: обзор кодекса и изменений

Жилищный кодекс РФ является главным документом, устанавливающим права собственников жилья в России, а с 1 января 2020 года вступил в силу федеральный закон, который вносит изменения в ЖК РФ. Поэтому важно рассмотреть утвержденные Государственной Думой поправки в этот документ.

Содержание и структура Жилищного кодекса РФ 2020

Действующая редакция ЖК РФ состоит из 10 разделов, которые, в свою очередь, делятся на 19 глав, содержащих в общей сложности 202 статьи.

  • Раздел 1 устанавливает основные положения законодательства о жилье, определяет принципы реализации жилищных прав, участников жилищных отношений, основания возникновения их прав, и на какие именно объекты могут возникать эти права. Кроме того, в нем определены правила для изменения назначения помещений (перевода из жилого в нежилое и наоборот), а также для переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах.
  • Раздел 2 определяет содержание прав собственника и иных субъектов (например, граждан, проживающих вместе с собственником) на жилье, как отдельно стоящее, так и находящееся в многоквартирных домах.
  • Разделы 3, 3.1, 3.2 посвящены жилью, передаваемому по договорам социального найма: определены основания и порядок для его предоставления, категории лиц, которые имеют на него право, права и обязанности сторон договора. Кроме того, определены особенности передачи жилья из фонда социального использования и из наемных домов.
  • Раздел 4 содержит положения о специальных разновидностях жилья (общежитиях, маневренном фонде и др.), которое предоставляется отдельным категориям лиц (служащим, сиротам и т. д.), и о правилах предоставления таких помещений.
  • Раздел 5 направлен на регулирование деятельности кооперативов в сфере жилья, а также прав и обязанностей их членов.
  • Раздел 6 определяет правила функционирования товариществ собственников жилья, структуру их органов, порядок взаимодействия с гражданами.
  • Раздел 7 посвящен обязанностям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
  • Раздел 8 устанавливает правила организации управления в многоквартирных домах.
  • Раздел 9 содержит порядок сбора денег на капитальный ремонт и проведения его в многоквартирных домах.
  • Раздел 10 устанавливает требования к выдаче лицензий организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Таким образом, содержание ЖК РФ четко структурировано и логически упорядочено, что упрощает его понимание и способствует быстрому поиску необходимых норм права, касающихся различных сфер жилищного законодательства.

Последние изменения ЖК РФ

Последние поправки в ЖК РФ связаны с принятием Федерального закона от 27.12.2019 №473-ФЗ:

  1. Модификации подверглось распределение полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в жилищной сфере. Так, федеральные власти теперь вправе определять условия для признания многоквартирных домов аварийными, а также признавать таковыми те дома, которые принадлежат государству. В случае же, если такие дома находятся в региональной или муниципальной собственности, право определения этого дома как аварийного принадлежит соответственно властям субъекта РФ или местным властям;
  2. В законе теперь появилась возможность как признать отдельную квартиру непригодной для проживания, так и признать целиком аварийным дом, в котором много квартир. В таком случае он подлежит сносу или реконструкции. В таких домах все квартиры автоматически считаются не предназначенными для проживания. Кроме того, жильцы теперь не будут нести ответственность за самовольную перепланировку, произведенную в доме, являющимся аварийным;
  3. Изменения касаются и правил изъятия земельных участков для нужд государства. Теперь в случае такого изъятия при расчете размера компенсации ущерба помимо всего прочего будет учитываться и рыночная стоимость доли земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, принадлежащей жильцу на праве общей собственности;
  4. Региональные власти теперь могут предусмотреть для собственников квартир в аварийных домах дополнительные меры по предоставлению жилья при условии отсутствия у них других мест жительства. Кроме того, граждане, которые приобрели квартиру в аварийном доме, подлежащем сносу или реконструкции, теперь имеют право на выплату компенсации за такое помещение в том же порядке, что и при изъятии для нужд государства.

Как следует из изложенного, последние поправки в Жилищный Кодекс РФ, который вступил в силу в 2020 году, касаются признания многоквартирных домов аварийными и установления порядка выплаты компенсаций за жилье, находящееся в таких домах.

Как реализуется право на жилье

Как следует из ст. 1 ЖК РФ, граждане вправе свободно осуществлять свои права в качестве собственников и нанимателей жилых помещений, либо на других основаниях, которые установлены законом.

Исходя из норм, установленных ЖК РФ и иными законами, право на жилье гражданами РФ реализуется несколькими основными способами:

  • они могут покупать или строить жилье на собственные средства. При этом в некоторых случаях можно вернуть часть потраченных денег обратно (например, с помощью налогового вычета). Также получить жилье можно в результате дарения или по наследству;
  • можно пользоваться жильем на основе возмездного договора найма;
  • некоторые разновидности граждан (военные, госслужащие) могут пользоваться безвозмездными субсидиями, ссудами на возвратной основе от государства;
  • жилье может предоставляться временно из государственного или муниципального жилого фонда на установленных законом основаниях (например, депутатам, судьям, следственным работникам и др.).

Если же у гражданина нет собственных средств для реализации права на жилье, то таким гражданам при условии подтверждения их статуса в установленном порядке государство обязано предоставить жилое помещение для проживания.

Так, например, ст. 49 ЖК РФ устанавливает обязанность государства по передаче жилья малоимущим гражданам на основе договора социального найма. А дети-сироты при соблюдении определенных условий имеют право на получение в собственность квартир, занимаемых ими на основании договоров социального найма.

Таким образом, на законодательном уровне государство поощряет как самостоятельное приобретение и строительство жилья, так и устанавливает меры поддержки отдельных категорий населения, которые не могут самостоятельно реализовать своё право на жилище.

Как осуществляется управление в многоквартирных домах

Деятельность по управлению домом заключается в создании надлежащих условий для проживания граждан в многоквартирном доме, сохранности имущества жильцов и решения вопросов его использования, получения коммунальных услуг и решения различных проблем, связанных с эксплуатацией жилого дома.

Закон (ст. 161 ЖК РФ) предлагает гражданам три варианта управления жилым домом. Если количество квартир в нем составляет менее 30, то собственники могут самостоятельно и непосредственно управлять многоквартирным домом. В основном такое управление осуществляется путем проведения общих собраний, на которых решаются все текущие вопросы. В этом случае все соглашения на поставку ЖКУ, вывоз отходов и т. д. заключаются непосредственно с каждым жильцом дома.

Если же квартир больше 30, то управление должно быть передано:

  • товариществу собственников жилья либо жилищному/потребительскому кооперативу, которые могут быть организованы и самими жильцами (как одного дома, так и нескольких). В таком случае контракты с поставщиками услуг заключаются ТСЖ или кооперативом от имени жильцов;
  • управляющей компании (УК), которая профессионально занимается деятельностью по управлению домами в соответствии с выданной ей лицензией. В этом случае каждый житель заключает соглашение с УК, а заключение всех договоров, связанных с обслуживанием дома, привлечением необходимого персонала и т. д., берет на себя УК.

Жильцы в любое время могут самостоятельно выбрать или поменять способ управления многоквартирным домом на общем собрании собственников. Муниципальные органы организуют специальный конкурс по выбору управляющей компании для данного дома, если в течение полугода до дня проведения этого конкурса (его дата назначается заранее) жильцы так и не избрали способ управления, либо если принятое ими решение так и не было реализовано.

Таким образом, жильцы многоквартирного дома вправе самостоятельно и независимо выбирать установленные законом способы управления жилым домом в зависимости от своих возможностей и предпочтений.

Из всего изложенного выше следует сделать вывод, что с 1 января 2020 года в ЖК РФ вступили в силу изменения, касающиеся признания многоквартирных домов аварийными и порядка компенсаций за жилые помещения в таких домах. Содержание и структура кодекса, а также порядок реализации основных жилищных прав, установленных законом, особых изменений по сравнению с предыдущей редакцией не претерпели.

Для российских законов характерно вступление в силу масштабных изменений в начале каждого календарного года. Статья расскажет о последних изменениях в Жилищном кодексе РФ, а также структуре, содержании, порядке реализации основных жилищных прав в обновленном кодексе, вступившем в силу с 1 января 2020 года.

Видео о жилищном кодексе РФ: