О дополнении комплекса мер по ликвидации аварийного жилья

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения. При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем. Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда. При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет. До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки. Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения. Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов. На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда. Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда (с изменениями и дополнениями)

Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р

С изменениями и дополнениями от:

26 марта, 6 мая, 22 августа, 4 сентября 2014 г., 21 марта, 20 октября 2015 г., 12 февраля, 28 октября 2016 г., 4 марта, 30 августа 2017 г., 25 января, 21 апреля 2018 г., 13 июля 2019 г.

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1721-р пункт 1 изложен в новой редакции

1. Утвердить прилагаемые:

комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда;

критерии оценки эффективности деятельности Минстроя России и государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 13 июля 2019 г. – Распоряжение Правительства России от 13 июля 2019 г. N 1529-Р

2. Минстрою России осуществлять мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных комплексом мер, утвержденным настоящим распоряжением, координацию соответствующей деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации, и на основе анализа и обобщения полученной информации докладывать в Правительство Российской Федерации один раз в полгода, за первое полугодие – до 15 июля отчетного года (по пунктам 7 и 13.3 указанного комплекса мер) и до 1 августа отчетного года (по пункту 8 указанного комплекса мер), за второе полугодие – до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, начиная с отчета за II полугодие 2016 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Комплекс изменен с 13 июля 2019 г. – Распоряжение Правительства России от 13 июля 2019 г. N 1529-Р

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда
(утв. распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1743-р)

С изменениями и дополнениями от:

26 марта, 6 мая, 22 августа 2014 г., 21 марта, 20 октября 2015 г., 12 февраля, 28 октября 2016 г., 4 марта, 30 августа 2017 г., 25 января, 21 апреля 2018 г., 13 июля 2019 г.

Утверждение прогнозного плана ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г., в разрезе субъектов Российской Федерации с разбивкой по годам и конкретными показателями площади ликвидируемого аварийного жилищного фонда, количества планируемых к переселению из указанного жилищного фонда граждан, а также объема выделенных на соответствующие цели средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Представление в Правительство Российской Федерации предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление возможности приобретения для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (уполномоченными ими лицами) жилых помещений, строительство которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О содействии развитию жилищного строительства” в рамках договоров безвозмездного срочного пользования или аренды земельных участков, заключаемых в целях строительства жилья экономического класса с обязательством застройщика по продаже такого жилья по фиксированной цене

Минрегион России, Минэкономразвития России, Госстрой при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Утверждение и направление в субъекты Российской Федерации методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Минрегион России, Минэкономразвития России, Госстрой при участии государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Утверждение региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Заключение государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с субъектами Российской Федерации соглашений, предусматривающих продление до 1 сентября 2017 г. срока исполнения обязательства субъекта Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г.

государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Информация об изменениях:

Мониторинг и анализ реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе графиков, предусмотренных позицией 11.1 настоящего комплекса мер, с учетом целевых показателей реализации в 2014 – 2018 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г., согласно приложению

Читайте также:  Как узаконить уже существующий пристрой на первом этаже?

представление отчетов в Правительство Российской Федерации 1 раз в полугодие (в период действия настоящего комплекса мер), за I полугодие -до 15 июля отчетного года, за II полугодие -до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, начиная с отчета за II полугодие 2013 г.

Минстрой России, государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Мониторинг утверждения и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации

представление докладов в Правительство Российской Федерации 1 раз в полугодие (в период действия настоящего комплекса мер), за I полугодие – до 1 августа отчетного года, за II полугодие -до 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, начиная с доклада за II полугодие 2013 г.

Минстрой России, государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Утверждение форм мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (предусматривающих в том числе осуществление поэтапного мониторинга сроков предоставления земельных участков, подготовки проектной документации, строительства многоквартирных домов и приобретения жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда)

Внесение изменений в методические рекомендации государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по мониторингу региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории субъекта Российской Федерации в части приведения их в соответствие с формами отчетности, утвержденными в соответствии с пунктом 9 настоящего комплекса мер

государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Утратила силу. – Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 83-р

Информация об изменениях:

Утверждение высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), указанных в таблице 6 приложения к настоящему комплексу мер, графиков реализации в 2018 году региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г. и дополнительно выявленного в 2017 году,
не учтенного в целевых показателях реализации в период
2014 – 2017 годов региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г.
(в том числе сроков предоставления земельных участков, подготовки проектной документации, строительства многоквартирных домов и приобретения жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда)

до 1 февраля 2018 г.

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, предусматривающего в том числе изменение системы финансирования для субъектов Российской Федерации, реализовавших мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в полном объеме до 31 декабря 2015 г., с сохранением за ними лимитов средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных на 2016 – 2017 годы, упрощение условий предоставления средств федеральной поддержки, сокращение сроков рассмотрения и принятия решений по заявкам субъектов Российской Федерации

Подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты”, предусматривающего введение новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г., в том числе:

определение порядка формирования и актуализации федеральных, региональных и муниципальных реестров многоквартирных домов, признанных аварийными, а также требований к региональным (муниципальным) программам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными

государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

установление механизма обеспечения жилищных прав переселяемых граждан путем предоставления жилья по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, в том числе по договорам социального найма

определение категорий граждан, которым при переселении из многоквартирных домов, признанных аварийными, может быть предоставлено жилье по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

определение порядка расчета выкупной цены жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным, с учетом стоимости доли в земельном участке, на котором расположен такой дом

определение порядка расчета платы за наем жилого помещения жилищного фонда социального использования и установление правил использования средств от такой платы на цели рефинансирования воспроизводства указанного фонда, в том числе для переселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным

определение возможных механизмов государственной (муниципальной) поддержки мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 г.

определение механизмов поддержки собственников помещений в многоквартирном доме, принявших решение о самостоятельном проведении сноса (реконструкции) многоквартирного дома, признанного аварийным, и последующем использовании земельного участка, на котором расположен такой дом

определение форм оказания поддержки инвесторам, оказывающим содействие или участвующим в реконструкции, сносе многоквартирных домов, признанных аварийными

Формирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Формирование и утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г.

в течение 6 месяцев после принятия Федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты”, разработанного в соответствии

с пунктом 13 настоящего комплекса мер

России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Мониторинг и анализ реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после

1 января 2012 г.

по истечении 9 месяцев после принятия Федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты”,

разработанного в соответствии с пунктом 13 настоящего комплекса мер, представление отчетов в Правительство Российской Федерации один раз в полугодие, за первое полугодие – до 15 июля отчетного года, за второе полугодие – до 15 февраля года, следующего за отчетным

Минстрой России, государственная корпорация –

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Осуществление методического обеспечения реализации субъектами Российской Федерации, государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства настоящего комплекса мер

постоянно (в период действия настоящего комплекса мер)

Минстрой России, государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Информация об изменениях:

Распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2016 г. N 2288-р приложение изложено в новой редакции

Приложение
к комплексу мер, направленных
на решение задач, связанных
с ликвидацией аварийного
жилищного фонда

Целевые показатели
реализации в период 2014 – 2017 годов региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г.

С изменениями и дополнениями от:

20 октября, 21 марта 2015 г., 28 октября 2016 г., 30 августа 2017 г., 25 января, 21 апреля 2018 г.

Информация об изменениях:

Таблица 1 изменена. – Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. N 83-р

Наименование субъекта
Российской Федерации

2014 – 2017 годы

общая площадь, подлежащая расселению (тыс. кв. м)

численность граждан, подлежащих переселению
(тыс. человек)

программы Фонда ЖКХ

общая площадь, подлежащая расселению (тыс. кв. м)

численность граждан, подлежащих переселению
(тыс. человек)

общая площадь, подлежащая расселению (тыс. кв. м)

численность граждан, подлежащих переселению
(тыс. человек)

Живите дальше: ветхие дома оставят в эксплуатации

Правительство готовит серьезные изменения механизмов переселения граждан из аварийного жилья. До конца июня планируется закончить работу над поправками в Жилищный кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которые подготовил Минстрой. После этого документ будет внесен на рассмотрение Госдумы, сообщила «Известиям» представитель вице-премьера Виталия Мутко. Проект поправок предполагает закрепление в законе понятия «ветхое жилье», которое не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому будет эксплуатироваться и включаться в программу капремонта. Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной, но и улучшить условия. Однако некоторые эксперты уверены: латать дыры в действующем механизме уже поздно — пора менять его парадигму.

С 2019 года переселение из аварийного жилья выполняется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». В соответствии с паспортом проекта, к 2024 году количество переселенных граждан должно составить почти 531 тыс. человек, а объем расселенного непригодного жилья — 9,54 млн кв. м.

— В этом году еще используются механизмы переселения, которые существуют с начала реализации программы. Но одновременно с этим мы проанализировали лучшие практики регионов и их методы расселения, которые были наиболее успешны, и подготовили ряд изменений в существующие законы, — пояснили «Известиям» в Минстрое. — Наши предложения по корректировке законодательства поддержали и представители регионов, и Госдумы, и ОНФ. В настоящее время эти предложения рассматриваются в правительстве РФ.

Законопроект находится «в высокой степени готовности», в свою очередь, уточнила представитель вице-премьера Виталия Мутко, курирующего вопросы строительства и регионального развития.

— До конца июня планируется завершить работу над законом и внести его в Госдуму, — сообщила она.

Программа-максимум

Документ предполагает внесение существенных поправок в Жилищный кодекс и 185-ФЗ. Во-первых, Минстрой предложил ввести понятие «ветхое жилье», которое раньше в законодательстве закреплено не было.

— По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным, — пояснили в Минстрое. — Разница между аварийным и ветхим жильем существенная. Первое создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует обязательного отселения, второе таких угроз не создает, поэтому при соответствующем ремонте и последующем регулярном мониторинге технического состояния может эксплуатироваться.

Согласно поправкам в Жилищный кодекс, ветхие дома останутся в программе капитального ремонта -— для них будет утверждаться краткосрочный план необходимых работ.

— Предполагается, что ремонт будет выполняться за счет фонда капремонта. Эти дома будут под постоянным наблюдением их технического состояния, — уточнили в ведомстве.

Сейчас дома с высоким уровнем износа по решению региональных властей могут быть исключены из программы капремонта, невзирая на то что такое жилье требует особых условий эксплуатации.

Во-вторых, в документе проработаны инструменты господдержки граждан, которых расселяют из аварийных домов.

Изменения в 185-ФЗ позволят направлять федеральные средства и на субсидирование самих граждан, в частности на приобретение жилья и на возмещение процентов по ипотечным кредитам, — рассказали в Минстрое.

Прикрыть лазейки

В прошлом году правила получения недвижимости взамен той, которая сносится, уже претерпели определенные изменения. В частности, граждане, которые не желают переселяться в равноценное жилье, получили право доплатить из собственных средств за улучшение условий. Новые поправки предоставляют возможность для этих целей воспользоваться государственной субсидией, например, для снижения ипотечной ставки. Объем и правила такой поддержки определят на региональном уровне, а средства будут предоставляться из федерального бюджета через Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

— Мы также проработали инструменты поддержки инвесторов, реализующих проекты развития территорий. Прежде всего, считаем необходимым расширить перечень возможных объектов, которые могут находиться на территориях развития, и тем самым расширить круг земельных участков, куда смогут зайти инвесторы. Другой вариант господдержки — до 25% от затрат инвестора на расселение жителей аварийных домов, — сообщили в Минстрое.

Читайте также:  Градоначальники могут лишиться должностей из-за сугробов на улицах

Новый закон поможет быстрее расселять аварийные дома

У регионов появится возможность расходовать федеральные средства на строительство маневренного и наемного жилья, которое сейчас практически отсутствует, отмечает министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.

В основном порядок переселения граждан из аварийных домов остается прежний. В частности, граждане могут по согласованию сторон выбрать либо переселение в другую квартиру, либо взять выкупную стоимость жилья. Но выкупная стоимость формируется теперь исходя из рыночной стоимости не только самого жилого дома, но и участка под ним, указывает зампред Комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. Предполагается, что выплаты расселяемым жителям в некоторых регионах заметно увеличатся – аварийное помещение зачастую стоит копейки, а вот участок может быть весьма дорогим.

Те, кто приобрел квартиры в доме, ранее уже признанном аварийным, имеют право на выплату возмещения в размере, не превышающем затраты на приобретение этого жилья.

Разрешается теперь переселять жильцов аварийных домов в маневренный фонд, но не более чем на два года. “Этот срок вызвал дискуссию среди депутатов Госдумы, – отмечает Качкаев. – Но именно за это время в соответствии с действующими нормативами можно построить многоквартирный дом – от согласования его проектной документации до ввода в эксплуатацию”.

Граждане, проживающие в аварийных домах (но только если аварийное жилье является у них единственным), также смогут получать субсидии на приобретение другого жилья или на возмещение части процентов по ипотеке. Такие меры поддержки вправе установить регион.

Законом также предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. “Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые захотят участвовать в программе. Они смогут компенсировать 25% затрат на расселение граждан. Такой подход к решению проблемы с расселением аварийных домов сэкономит 75% бюджетных средств”, – поясняют в минстрое.

При этом установлено, что средства Фонда содействия реформированию ЖКХ можно будет направлять на строго целевое использование земельных участков под расселенными домами. На освободившейся территории разрешается возводить дома, которые строят за счет бюджета или по договору о развитии застроенной территории. Можно будет также размещать здесь объекты социального обслуживания, здравоохранения, образования, обустраивать места для занятий спортом, парки и скверы и т.п. Это сделано для того, чтобы решения об аварийном состоянии дома, который на самом деле, быть может, еще весьма крепкий, не принимались под давлением недобросовестных застройщиков, желающих построить на этом месте, например, торговый центр.

В то же время в окончательный вариант поправок не вошло положение о возможности выделения в отдельные подпрограммы капремонта тех домов, чей физический износ около 70%, а также тех, стоимость капремонта в которых в пересчете на квадратный метр значительно выше, чем в других домах (это, например, старенькие двухэтажки). Предполагалось, что в этих зданиях капремонт пойдет по особым правилам: будут проводиться только самые первоочередные работы, но ремонта наиболее “прохудившихся” систем можно будет дождаться гораздо быстрее, чем сейчас.

Владимир Якушев, глава Минстроя о новых механизмах расселения аварийного жилья:

“За субъектами Федерации остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда. Поправки позволят активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни.”

Переселение россиян из аварийного жилья может вызвать волну недовольств

В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной.

Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв. м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. «Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева. «Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия».

«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле “метр в метр”, то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.

Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2019 года, в стране насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м. Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.

Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств. Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье». Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта. «Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко.

Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан. Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ. В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок. Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.

Правительство предлагает внести два новых правила в ст. 32 ЖК РФ. Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма). Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.

Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством». Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств. «Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений. Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту». При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения.

По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан. Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме. По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст. 35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами. «Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения. При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.

Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме. Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ. «Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья). Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения. Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь.

Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством. Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц. Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.

Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов. «Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя».

Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная: «Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам».

Новый закон 2019-2020 переселение из аварийного и ветхого жилья (домов), программа для граждан, как происходит, изменения в законодательство, ЖК РФ, фонд ЖКХ, судебная практика, что пишет официальный сайт Кабмина – последние важные новости сегодня

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года №2292-р., подготовленном во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в Госдуму ФС РФ 8 октября 2019 года был внесен законопроект о совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья в регионах России, в том числе, из районов Крайнего Севера, пишет официальный сайт Кабмина. О том, как происходит и будет происходить расселение ветхого дома: как выделяется квартира для граждан, какую площадь дают собственникам (нормы площади), какие документы нужны, судебной практике на местах и как будет реализовываться федеральная программа в 2020 году читайте ниже.

Читайте также:  Ремонт теплосетей в Ульяновске идёт с опережением графика

Итак, проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем России во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2 октября 2018 года (№Пр-1927 от 23 октября 2018 года), сообщается на официальном сайте Правительства РФ.

В осеннюю сессию 2019 года или весеннюю сессию 2020 года Госдумы ФС РФ законопроект должен быть согласован депутатами нижней палаты российского парламента и сам закон вступит в силу в 2020 году.

ТАСС сообщает, что в законопроекте прописаны критерии признания домов аварийными, механизмы возмещения за изымаемые квартиры в аварийных домах, права регионов устанавливать дополнительные механизмы обеспечения жильем переселенцев из непригодных домов. Помимо этого, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев 3 октября 2019 года сообщил, что застройщикам, расселяющим аварийное жилье, могут предоставляться субсидии за счет региональных программ по расселению, софинансируемых через Фонд ЖКХ.

Также документ предоставляет властям регионов право устанавливать собственникам квартир дополнительные меры социальной поддержки при переселении из аварийных домов. На совещании премьер-министр Дмитрий Медведев указывал, что это может быть субсидия, покрывающая часть расходов на ипотеку, и другие механизмы на выбор субъекта РФ.

Он также уточнил, что поправки в закон о Фонде ЖКХ закрепляют принцип целевого использования земли под расселяемыми аварийными домами, чтобы она не отдавалась под коммерческую застройку. Также расширяются направления, на которые можно направить средства фонда, — это специальные социальные выплаты и льготная ипотека, указал Медведев, информирует “Парламентская газета”.

Объем финансирования федерального проекта по расселению аварийного жилья будет пересматриваться ежегодно с учетом показателей регионов, достигнутых в этой сфере. Об этом ТАСС заявил советник министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.

“Субъектами были разработаны и представлены в Минстрой России региональные паспорта, в результате был утвержден паспорт федерального проекта. Мониторинг достижения показателей проекта будет осуществляться через систему “Электронный бюджет”, сейчас мы заключаем соглашения с регионами о реализации проекта. Также планируется ежегодный пересмотр общего объема финансирования проекта по годам в рамках бюджетного процесса. При этом будут учитываться достигнутые субъектами результаты выполнения проекта в предыдущие годы”, — сказал Егоров.

“Поскольку социально-экономическая ситуация в различных регионах разная, мы предлагаем дополнительные механизмы расселения именно как опцию, которую регион сможет выбрать сам, в том числе для разных населенных пунктов внутри региона. Например, в крупных городах будет актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, будут востребованы субсидии, которые дадут право гражданам купить жилье в другом городе”, — разъяснил Егоров.

Переселение граждан из аварийного жилья, как ожидается, будет производиться не только за счет бюджета, но и при участии инвесторов. Как ранее сообщали в Минстрое, привлечь бизнес к этой проблеме пытались и раньше, однако все уперлось в недостаточность законодательной базы. Сейчас министерство устраняет этот пробел.

Еще одним существенным моментом реализации программы расселения станет разделение понятий аварийного и ветхого жилья. Минстрой предложил уточнить, какая степень износа допустима для каждого из них. В случае с аварийным жильем дом признается непригодным для проживания, а решением проблемы может стать расселение и снос. В случае с ветхим допустим капитальный ремонт и продление жизненного цикла здания.

“По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным. Поэтому для него нужны особые условия эксплуатации — регулярные обследования и поддерживающий ремонт. Именно для того, чтобы обеспечить реализацию таких работ и учесть возможность проведения постоянного их мониторинга, Минстроем России уточнено определение аварийного жилья и введено в законодательство понятие ветхого жилья”, — резюмировал Егоров.

Оператором расселения граждан из аварийного жилья выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ, ранее срок работы этой госкорпорации был продлен до 2026 года. По данным, опубликованным на портале “Реформа ЖКХ”, с 2008 по 2017 год было расселено более 15 млн кв. м аварийного жилья. Как пояснили в Минстрое, по национальному проекту до 2024 года планируется переселить в новые дома более 664 тыс. человек, которые в настоящий момент проживают в аварийном фонде площадью 12 млн кв. м.

На реализацию федерального проекта по “аварийке” планируется направить 500 млрд рублей. 432 млрд рублей — это средства федерального бюджета, 68 млрд — из региональных бюджетов.

Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья. Новая квартира для переселенцев из старого и аварийного жилья никак не может быть по площади меньше и хуже старой – заявил Верховный суд РФ, пересматривая итоги одного весьма типичного спора, пишет “Российская газета”. Городские власти Волгограда судились с потенциальными новоселами, которые категорически отказывались ими становиться.

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Соответственно, 2020 году указанные изменения коснутся жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Ссылка на основную публикацию