На Южном Урале сорваны планы модернизации котельных

Эффективное тепло для Южного Урала

Челябинская область переходит на современные системы отопления

Михаил Юревич проконтролировал работу новых котельных в Сосновском районе. Фото Анатолия Колющенко

Модернизация отопительной системы региона накануне наступления холодов становится одним из самых актуальных вопросов. Старые котельные на Южном Урале решено заменить современными газовыми. Такой подход, по мнению специалистов, позволит не только в разы повысить коэффициент полезного действия энергетических узлов, но и существенно сэкономить на обеспечении их работы.
Вчера губернатор Челябинской области Михаил Юревич оценил ход модернизации системы отопления в Сосновском районе Челябинской области. На сегодняшний день в районе уже запущены котельные в поселках Мирный (мощность – 2 МВт), Саргазы (4 МВт) и Полетаево (1 МВт). Общий объем инвестиций в эти проекты составил более 65 млн руб. Программа модернизации котельных в Челябинской области проходит под личным контролем губернатора. На сегодняшний день благодаря привлечению в проект инвесторов большая часть убыточных котельных уже заменена. Как отметил глава региона, такими темпами в Челябинской области скоро не останется ни одной неэффективной котельной. «Необходимо привлекать частный бизнес и выстраивать долгосрочные партнерские отношения. Сейчас мы эту схему распространили по всей области, – заявил Михаил Юревич. – Систему отопления обязательно надо модернизировать, чтобы у каждого в доме было тепло, а содержание котельных не приносило «дыру» в бюджеты».
Одним из основных плюсов новых котельных становятся их экономичность и высокая эффективность. Генеральный директор компании-инвестора Антон Зиганшин на примере новой котельной, открытой недавно в городе Бакал, пояснил, как меняется коэффициент полезного действия после модернизации. «До сегодняшнего дня в Бакале действовала единственная котельная, срок службы которой давно вышел. Она строилась с учетом того, что город будет расширяться. Этого не произошло, и при максимальной загрузке котельная работала всего на 39%, а следовательно, она очень неэффективна. В год убытки составляли 100 миллионов рублей». Использование новых технологий, по словам специалистов, позволит снизить расходы газа на 22%, электроэнергии – на 34%.
Наиболее актуальной проблема котельных становится для небольших областных городов и поселков. Одной из недавно запущенных в эксплуатацию стала новая газовая котельная в поселке Федоровка. До нынешнего года весь контур отопления поселка был подключен к старой заводской котельной, которая не всегда справлялась с нагрузкой, а временами и вовсе отказывала. «Перебои с теплом были постоянно. Самое неприятное, если это происходило зимой. Конечно, мы надеемся на новую современную котельную, которая будет работать без поломок, и все мы будем жить в тепле», – пояснила жительница поселка Клара Горина.
Работа по модернизации котельных на Южном Урале ведется уже не первый год. Впервые задачу модернизации муниципального теплокоммунального хозяйства губернатор Юревич озвучил в начале 2011 года. Тогда же впервые прозвучала цифра – в области эксплуатируется свыше 150 неэффективных теплоисточников. Было принято решение о создании областной программы модернизации муниципальных котельных на принципах государственно-частного партнерства. В итоге за 2011–2012 годы реконструировано, заменено либо выведено из эксплуатации с переводом потребителей на индивидуальное отопление 87 убыточных котельных. При этом привлечены средства инвесторов в размере около 1 млрд руб. Из областного бюджета выделено около 700 млн руб. В ближайшие годы планируется завершить мероприятия по замене и реконструкции оставшихся убыточных котельных. На 2013 год достигнуты договоренности с инвесторами о строительстве 23 новых котельных взамен 19 неэффективных. Из областного бюджета на строительство и модернизацию сетей выделено 250 млн руб.

В Челябинской области сорвалась модернизация котельных

Челябинская область начнет отопительный сезон со старыми котельными.

Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства действует в регионе с прошлого года. В ее рамках планировалось заменить 69 неэффективных котельных, для чего в областном бюджете на реконструкцию подводящих сетей было предусмотрено 1,4 миллиарда рублей. Но один из крупных инвесторов, заключивший соглашение общей стоимостью 2 миллиарда рублей, обязательства не выполнил: вместо 43 котельных будет построено только шесть, передает “РГ” .

На днях представитель министерства строительства и инфраструктуры на заседании комитета Заксобрания области признал, что ведомство не имело документального подтверждения наличия у инвестора средств. Депутаты областного парламента порекомендовали региональному минстрою более тщательно подбирать инвесторов.

В тех муниципальных образованиях, где сорваны строительство новых котельных и реконструкция старых, спешно ведется подготовка к отопительному сезону действующих теплоисточников. На это в рамках программы энергосбережения предусмотрена финансовая поддержка из региональной казны.

Всего к началу 2012 года в области насчитывалось 137 неэффективных котельных, убытки от их использования составляли около 300 миллионов рублей в год. Из бюджета Челябинской области сегодня финансируется только строительство инженерных сетей.

Читайте также последние новости ЖКХ России, г. Челябинска и Челябинской области

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Все управляющие компании (УК) в многоквартирных жилых домах, в том числе в ведомственных домах, будут выбираться на конкурсной основе. Закон об этом подписал президент России Владимир Путин.

Очень важное разъяснение сделал Верховный суд, когда разбирал спор коммерсантов и ТСЖ. Спорили стороны о рекламе на жилом доме. Важный момент спора – висела эта броская реклама мебельного салона не на самом доме, а на его “нежилой” части – пристройке к дому, в которой размещался магазин.

Рост тарифа на электроэнергию выше инфляции может произойти из-за передачи ответственности за замену электросчетчиков с потребителей на поставщиков, считает председатель Комитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный.

Практику, когда ресурсоснабжающие организации и управляющие компании перебрасывают долги тех, кто вовремя не платит за коммуналку, на добросовестных плательщиков – соседей неплательщиков по дому – могут запретить.

Известно: российский потребитель зачастую не включается в борьбу за свои законные права по одной простой причине: трудозатрат и нервов это требует много, а результат получается копеечный. Однако новые правила, которые сейчас по закону позволяют подавать в суд групповые иски от обиженных потребителей.

Жительнице Воронежа Зинаиде Землянухиной выставили счет на 70 с лишним тысяч рублей за квартиру, в которой она не живет.

До конца февраля в Госдуму будет внесен законопроект об отмене комиссии, которую банки сегодня взимают за перечисление оплаты услуг ЖКХ. Сегодня она составляет от 0,5 до 2 процентов от суммы платежа. Об этом пишут “Известия” со ссылкой на главу фракции “Единая Россия” в Госдуме Сергея.

В первом полугодии коммунальные тарифы в России могут только снижаться и ни в коем случае – расти. Таков закон, сообщил в интервью “Российской газете” начальник управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алексей Матюхин.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Средства предварительно распределены по всем субъектам РФ. То есть, за каждым регионом закреплена определенная сумма – прежде всего исходя из количества жилья, находящегося в регионе. Кому сколько положено – смотрите на сайте www.fondgkh.ru.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления своим домом.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Как правильно разграничить жилищные и коммунальные услуги? Кто устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги и определяет нормативы их потребления? В каких случаях коммунальные услуги могут быть приостановлены или ограничены? Кто отвечает за качество коммунальных услуг, и кому жаловаться в случае предоставления этих услуг с нарушением их качества или установленной продолжительности перерывов в их предоставлении? Как определяется плата за жилое.

Как работают современные банки и что они делают с нашими деньгами? Почему мы платим такие большие комиссии и как разобраться в платежах по кредиту? Какие виды пластиковых карт бывают и как ими пользоваться? В этой книге вы найдете все ответы, а также узнаете 30 проверенных способов, как взять кредит и легко его выплатить. Книга будет.

До конца 2015 года на Южном Урале модернизируют еще 17 котельных

До конца 2015 года на Южном Урале модернизируют еще 17 котельных − завершается реализация инвестиционного проекта по замене неэффективных сооружений систем отопления объектами когенерации с привлечением средств в размере 2 млрд рублей в четырех муниципалитетах, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу правительства региона.

Благодаря этим средствам были установлены приборы учета тепловой энергии в Миассе, модернизированы убыточные котельные в поселке Хребет (Миасс), поселке Жукатау (Саткинский район) и поселке Межозерный (Верхнеуральский район), а также внедрены автоматизированные системы диспетчерского управления уличным освещением в Магнитогорске и Златоусте.

Международный день энергосбережения отмечается 11 ноября. На Южном Урале реализация госполитики в сфере энергосбережения осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ № 261 «Об энергосбережении» и госпрограммы области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы. Во всех государственных и муниципальных бюджетных учреждениях установлены приборы учета энергоресурсов, проведены энергетические обследования и составлены энергопаспорта. В 2014 году была достигнута экономия топливно-энергетических ресурсов в бюджетных учреждениях не менее 15%. На сегодняшний день уровень установки общедомовых приборов учета составляет 88%, а индивидуальных – 77%.

В регионе ведется активная работа по заключению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере, заключено более 48 различных контрактов с общей суммой экономии более 40 млн рублей. Наиболее привлекательными для инвесторов являются работы по модернизации освещения и модернизации тепловых пунктов с установкой автоматических систем регулирования.

Для расширения географии энергосервисных контрактов и привлечения инвесторов в жилищную сферу запущен пилотный проект по реализации энергосервисных договоров на десять многоквартирных домах в Кыштыме. В пилотный проект также вошли дома, собственники которых заключили энергосервисные договоры на установку автоматических индивидуальных тепловых пунктов и модернизацию системы отопления. В свою очередь, региональный оператор капитального ремонта организует проведение работ в этих домах в 2015-2016 годах.

Читайте также:  Обманутыми дольщиками признают пострадавших от двойных продаж жилья

Кроме того, на состоявшемся в Челябинске форуме ЖКХ председатель правительства России Дмитрий Медведев положительно отметил региональный опыт государственно-частного партнерства по модернизации теплоэнергетики с привлечением средств инвесторов.

За счет средств облбюджета оказывается финансовая помощь муниципальным образованиям для строительства подводящих инженерных сетей к новым котельным, построенных инвесторами, для их безубыточной работы. Всего за последние пять лет проведена работа с более чем 100 потенциальными инвесторами, реконструирована и заменена 131 неэффективная котельная, сокращены ежегодные убытки на сумму более 250 млн рублей. Привлечено средств инвесторов на сумму более 1,6 млрд рублей, а из областного бюджета было выделено более 1,1 млрд рублей на строительство подводящих и модернизацию существующих инженерных сетей для обеспечения безубыточной работы новых котельных.

До конца 2015 года с участием инвесторов планируется уход еще от 17 неэффективных котельных. Кроме того, завершается реализация инвестиционного проекта по замене неэффективных котельных объектами когенерации с привлечением инвестиционных средств в размере около 2 млрд рублей в четырех муниципальных образованиях: Каслях и Карабаше, поселке Октябрьском (Копейск) и селе Миасском (Красноармейский район).

Напомним, Челябинская область приняла активное участие в конкурсе проектов по энергосбережению в рамках IV международного форума по энергоэффективности и энергосбережению ENES-2015.. На конкурс направлено шесть проектов, в том числе проект по светодиодному освещению бизнес-центра Бовид, реализация энергосервисных контрактов по установке светодиодного освещения в Агаповском районе, проект реализации областного демонстрационного центра энергосбережения, видеоролики по пропаганде энергосбережения, проект Челябэнергосбыта «Лучезарик» и энергоэффективный дом в Копейске.

Отопительный сезон на Южном Урале: интервью главы челябинского Минстроя

В Челябинской области активно идет процесс избавления от неэффективных котельных. Об этом, а также о других особенностях текущего отопительного сезона на Южном Урале в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Тупикин.

ИА REGNUM: В Челябинской области стартовал ещё в сентябре. В каких условиях он проходит в этом году?

Я бы отметил несколько моментов. Первое — с каждым годом качество подготовки к отопительному сезону повышается. Это вызвано системной работой предприятий коммунального комплекса, высокой ответственностью муниципальных образований, вниманием правительства Челябинской области к этой теме. Как результат, каждый год мы устойчиво проходим отопительный сезон. Этот критерий — как лакмусовая бумажка.

Второе, чем характерен этот период, — в соответствии с поручением губернатора Челябинской области в этом году проведена серьёзнейшая работа по модернизации котельных и уходу от убыточных объектов. Минстроем был проведен мониторинг, выявлено 155 котельных, приносивших предприятиям убытки, которые частично приходилось гасить муниципальным образованиям по ряду причин. Были и объективные — они зависели как от деятельности предприятия, так и от различных факторов исторического характера. К примеру, когда на котельных было установлено оборудование, не соответствующее сегодняшним нагрузкам и работающее неэффективно. В результате проведённой работы более 30 котельных модернизированы с привлечением средств инвесторов. Для них создали необходимые условия, и бизнес пришёл в эту отрасль. За счёт своих или кредитных средств инвесторы построили новые котельные или реконструировали старые. Привлечено более 500 млн рублей. Это серьёзнейшее достижение текущего отопительного периода. Кроме того, более 30 котельных модернизировано муниципальными образованиями самостоятельно, различными методами. Где-то за счёт бюджетных средств заменены котлы, газовое оборудование, что повлечёт за собой эффективную работу котельных. Где-то котельные, опять же за счёт бюджетных средств, переведены на другие виды топлива: с неэффективного мазута на пеллеты, на уголь. Где-то просто отказались от котельных. Они ликвидированы. Население перевели на иные виды отопления, в первую очередь газ, а объекты социальной сферы — на лучистое отопление, электроотопление или какое-либо другое. Эта работа продолжается, и по итогам года мы подведём конечный результат. Я думаю, удастся модернизировать порядка 55-60 котельных. С остальными будем работать на следующий год, будем искать решения. Не везде придут инвесторы, не все объекты быстроокупаемы, где-то есть проблемы технического характера — нет газа.

И третий момент, который, в принципе, характерен и для предыдущих лет. Мы довольно успешно начали отопительный сезон, за исключением нескольких мелких факторов, непоказательных и непринципиальных для области. Челябинская область одной из первых в Уральском федеральном округе подписала паспорт готовности к отопительному сезону. В области имеются нормативные запасы топлива, создан и поддерживается в работоспособном состоянии областной аварийный запас (передвижные котельные и электростанции, комплектные трансформаторные подстанции и др.). Поэтому, оценивая сегодняшнюю ситуацию, можно сказать, что регион вошёл в отопительный сезон довольно успешно.

ИА REGNUM: Но всё-таки в нескольких территориях отопительный сезон оказался под угрозой срыва. Какая-то работа с ними будет вестись? Впервые ли такая ситуация в этих территориях или это уже тенденция?

Нет, это не впервые. Задержка в муниципалитетах произошла по некоторым факторам. В Агаповском районе — по причине неурегулированности вопроса долгов. И пока глава муниципального образования не предпринял меры, пока взяв кредиты, не рассчитались с газовиками, с транспортными организациями, с «Челябэнергосбытом», отопительный сезон не начинали. Хочу подчеркнуть — это не говорит о технической готовности, она была обеспечена. В каких-то территориях задержалась работа у инвесторов. Но, понятно, эта ситуация является исключительной. Мы её не делаем нормой. Конечно, было бы изумительно и красиво, если бы инвестор пришёл со своими деньгами, вложил 30-40 млн рублей, да ещё и успел в срок. Но у него тоже есть свои проблемы: и с кредитными линиями, и с поставкой оборудования. Не везде у инвесторов всё удачно сложилось с подключением. Если конкретно, то в Аргаяшском районе задержка по запуску одной из четырёх модернизированных котельных была связана с тем, что до 10 октября продолжались пусконаладочные работы. После этой даты объект запущен в работу. Три других котельных инвестор продолжает монтировать. При этом проводимые работы не связаны с прекращением отопления, потому что старые котельные ещё работают в прежнем режиме. Где-то возникли проблемы с собственниками котельных, которые не являются муниципалитетами. В селе Тюбук Каслинского муниципального района была определённая проблема с ОАО «Молочный вкус». Собственники котельной находятся в Екатеринбурге, они не особенно были заинтересованы в подаче тепла на жилой фонд. Хотя котельная технически была готова, не были оформлены разрешительные документы с Ростехнадзором. Блокада была умышленная: собственники хотели продать котельную муниципалитету. Пришлось привлечь административный ресурс, прокуратуру для того, чтобы это предприятие обязали включить тепло. Были непростые случаи, но они являются единичными и не повлияли на общую картину.

ИА REGNUM: Можете выделить, какие муниципалитеты Челябинской области в этом году хорошо подготовились, а в каких могут быть проблемы?

Знаете, проблемы в коммунальной инфраструктуре, к сожалению, будут всегда. От них никто не застрахован. И не проходило ни одного сезона без каких-либо повреждений трубопроводов, оборудования и т.п. Всё изнашивается. Главное — это общее состояние сети и то, насколько быстро специалисты готовы устранить аварию. Готовность определяется скоростью реагирования. Поэтому очень важно, что все поломки устраняются своевременно, на уровень чрезвычайных ситуаций мы не выходим.

В области есть довольно значительный аварийный запас. Он обеспечит подключение конкретных объектов к теплу — детских садов, школ и даже небольших больниц. Они могут быть обеспечены от локальной котельной. В регионе на случай серьёзных аварий есть достаточное количество дизельных электростанций. В случае обесточивания на длительное время они могут использоваться для обеспечения электроэнергией тех же насосных станций, котельных или других потребителей.

ИА REGNUM: Какая степень износа отопительных систем?

Мы оцениваем степень износа на уровне чуть ниже 60%. Для России это средний показатель. Но по балансам она гораздо выше. Дело в том, что существующая методика бухгалтерского учёта не позволяет после проведения реконструкции и ремонта вносить изменения в степень износа. Мы неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации для того, чтобы методика была изменена.

ИА REGNUM: Давайте вернемся к убыточным котельным. Была поставлена задача уйти от них. Раньше это казалось нереальным. На сегодняшний день подвижки, причём серьёзные, есть. А что принципиально изменилось, что инвесторы стали приходить на территории?

Инвестору даны гарантии возврата вложенных средств за определённый промежуток времени. Это главное. Никто просто так дарить свои деньги не будет. Понятно, что если инвестор видит эффективность объекта, более того, понимает, что на нём можно ещё и заработать, он, безусловно, рассматривает вопрос вложения средств, оборотных или заёмных. Десятки предприятий прокредитовались и инвестировали в модернизацию котельных. Губернатором определена чёткая позиция — инвестор должен вернуть свои деньги за срок окупаемости. Это достигается за счёт тарифного соглашения. Фиксируется тариф на срок окупаемости плюс два года. Механизм окупаемости прост. Сегодня тариф на котельной высокий, но всё равно не позволяет работать эффективно. Инвестор видит, что, применяя новое, энергосберегающее оборудование, новые технологии, за 4 года после запуска котельной он получит возврат вложенных средств через тот же самый тариф. Более того, ему даётся 2 года, чтобы он получил прибыль. И только потом тариф будет изменён и приведёт в соответствие с фактическими затратами. Можно спросить, насколько это интересно населению? Но если работать на старой котельной, для населения ничего не изменится. Всё равно будет высокий тариф, более того, он будет продолжать расти, не только в связи с ростом стоимости ресурсов. Собственник котельной будет стараться защитить свои убытки через тариф.

Кроме того, неэффективный источник тепла это, как правило, ещё и ненадёжный источник тепла. Из-за старого оборудования защищённость потребителя гораздо ниже. От модернизации котельных потребитель только выигрывает. Через срок окупаемости плюс 2 года Единый тарифный орган по соглашению приведёт тариф к фактическим затратам. Это не значит, что он будет уменьшен. Но он не «прыгнет» верх. А если какие-то составляющие, газовые, например, позволят, он даже будет снижен.

Читайте также:  Температурные испытания — для чего, зачем и как?

Второе что позволило привлечь инвесторов, — прозрачность. На сайте Минстроя, в СМИ опубликовали список из 155 котельных с полным перечнем показателей, которые требуются для технико-экономического обоснования. С этой информацией, не выезжая на место, любой грамотный в теплоэнергетике инвестор может посчитать необходимый объём инвестиций, полезный отпуск, доходы. Если для инвестора проект выгоден, мы его «сводим» с муниципальными образованиями. Тут инвестор более подробно смотрит ситуацию, оборудование, и принимает решение. Задача министерства — обеспечить подписание грамотного тарифного соглашения. В результате уже более трёх десятков объектов модернизировано. Если бизнесу не будет выгодно, инвестор не будет вкладываться в модернизацию котельных.

ИА REGNUM: При работе с муниципалитетами у инвесторов не возникает проблем?

Да почему… Где не бывает проблем? Конечно, они есть. Есть проблемы с земельными участками, с потребителями, с поставкой оборудования, с подключением. Губернатор Михаил Юревич чётко сказал — инвестор должен вложить свои средства в котельные, а муниципалитет — обеспечить их подключение к ресурсу. Хорошо, когда новая котельная расположена рядом со старой. В этом случае достаточно переключить электроэнергию, газ. А если она далеко, точнее лишь приближена к основным потребителям? Бывает старая котельная находится и за 2,5 километра: когда, допустим, её строили для удаленного животноводческого комплекса, рядом с ним. Сейчас комплекса нет, а котельная осталась, и 2,5 километра теплотрассы отапливает воздух. Зачем новый инвестор будет строить котельную на старом месте? Он строит там, где на эти мощности будет наибольшая нагрузка. Но для этого необходимо вести газ, электроэнергию, подключать их. Как муниципалитету найти деньги, чтобы это построить — тоже вопрос. Решаем проблемы вместе. Где-то выделяем средства на инфраструктуру, где-то муниципалитеты сами справляются, в редких случаях инвестор сам брал на себя эти затраты.

ИА REGNUM: Муниципалитеты не ставили условия инвесторам по строительству инфраструктуры?

Ставили условия. Мы их поправляли. Это всё-таки задача муниципалитетов.

ИА REGNUM: Что ещё власти Челябинской области могут сделать, чтобы улучшить прохождение отопительных сезонов?

Если говорить об авариях, они, к сожалению, возможны. Я не могу говорить, что это означает неподготовленность к отопительному сезону. Чтобы идеально подготовить коммунальное хозяйство, потребуются десятки миллиардов рублей. Ведь всё оборудование, сети надо заменить, модернизировать. Представляете, какая это громада? Безусловно, проводится объём работ, который возможно провести, оплатить и который минимально обеспечит устойчивое прохождение отопительного сезона.

ИА REGNUM: Вопрос по поводу долгов за топливно-энергетические ресурсы. Как с этим в текущем году?

Мы подошли к началу отопительного сезона с долгами менее одного месяца в целом по области. Это не является даже основанием для ограничения подачи ресурса. Мы идём в размере текущих расчётов. На начало ноября задолженность предприятий ЖКХ Челябинской области перед основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов снижена до 0,1 среднемесячного начисления. Это 81,5 млн рублей. Есть «эксклюзивные» районы, где задолженность выше. Из-за значительных убытков котельных всегда неоплатой славились Агаповский, Аргаяшский, Саткинский районы. Но есть территории, которые идут с опережением по оплате. Я считаю, сейчас в Челябинской области идёт устойчивая системная работа. Проблемы с погашением долгов за топливно-энергетические ресурсы есть, но в целом ситуация ровная и стабильная.

Главам территорий Южного Урала, сорвавшим отопительный сезон, грозят кадровыми выводами

Главной темой совещания губернатора Челябинской области с главами территорий стали проблемы с отоплением в некоторых районах региона. Вице-губернатор, курирующий коммуналку, Сергей Шаль начал доклад издалека.

«Некоторые главы забыли о проблемах с отоплением или решили от них убежать: кто в отпуск, кто просто отключил телефон, а кто-то сидел на рабочем месте и ничего не делал, — сообщил Сергей Шаль. — Были случаи, когда какие-то действия предпринимались только после наших звонков. Так, мы не видели активности от главы Красноармейского района Юрия Сакулина. Часть котельных запустили только после моих звонков. В Петровском котельную смогли запустить только 11 октября. До этого решали, кто будет ее обслуживать. Пока в ситуацию не включились мы, никто даже не пытался решить этот вопрос».

Следующим в топе проштрафившихся глав оказался Владимир Можин — глава Копейска, из этой территории поступали массовые жалобы на отсутствие тепла. Прокуратура инициировала возбуждение административного дела по факту срыва отопительного сезона.

В Челябинской области сорван отопительный сезон. Где есть проблемы?

«В Копейске были задержки, — продолжил Шаль. — Только в конце сентября приняли решение, кому передать котельные, которые остались без собственника еще в 2016 году. Все, кто в теме, знают дом на Жигулевской, 1. Уже четыре года ему не могут найти теплоснабжающую организацию, дом отапливает за свой счет „МРСК Урала“. Но договор заключен до завтра, как будет послезавтра — не знаю. Буду звонить Золотарёву (руководитель „Челябэнерго“. — Прим. ред.) и просить, чтобы не бросали дом».

Самой проблемной территорией оказался Троицк, где еще весной сменилась теплоснабжающая организация, но работы по подготовке сетей начались только в сентябре. В итоге до середины октября почти 20 тыс. жителей центральной части города оставались без тепла. Горячей воды не было с весны.

По данным вице-губернатора, за время экстренной подготовки сетей Троицка к отопительному сезону было устранено 62 аварии.

Причем в городе работали специалисты челябинского МУП «ЧКТС» и магнитогорского «Трест Теплофикация».

При этом Сергей Шаль похвалил главу Верхнего Уфалея — Веру Ускову за оперативное решение проблемы с отоплением микрорайона Никельщиков. Из-за остановки «Уфалейникель» отказался от котельной, которую пришлось взять на баланс муниципалитету.

«Верхний Уфалей — хороший пример, — заявил Сергей Шаль. — Ситуация была тяжелейшая. Но этим вопросом занялись заранее, еще летом подготовили все документы, получили тарифы, взяли на себя ответственность. Если браться за работу раньше, то все можно решить. А мы видим, что в начале года территориям было выделено 500 млн рублей на подготовку к зиме, у некоторых до сих пор эти деньги не освоены.

Только 25% паспортов готовности выдано муниципалитетам. Знаю, что Ростехнадзор выдал 140 замечаний во время проверки готовности территорий к зиме и ни одно не устранено. 85% схем теплоснабжения не соответствует требованиям.

И у меня большая просьба к главам — обеспечить получение паспортов готовности и не пропадать. Если глава в отпуске, то ничего не решается. Никого нет, никто ничего не знает. Если вы ушли в отпуск, должен быть человек, который отвечает за эти вопросы. Невозможно ни до кого дозвониться, кроме главы». Напомним, что в разгар отопительного сезона в отпуске был глава Копейска Владимир Можин.

«Сначала дают, а потом выключают». Жители Троицка и Копейска жалуются на отсутствие тепла

«Надо отдыхать, когда тепло в домах есть, — обратился к главам Борис Дубровский. — За вами стоят люди. Мое погружение в этот вопрос говорит о том, что вы не дорабатываете. Мы с вами сорвали отопительный сезон. Мы, как плохие студенты, в последнюю ночь ищем конспекты. Было три года, чтобы решить эти вопросы в том же Троицке. В Уфалее этого не было. Но все вместе подошли к ситуации и качественно ее разрешили. Когда Сергей Шаль ведет совещание, считайте, что это я его веду. Его поручения — это мои поручения. Зима только началась. И этот вопрос — основание для принятия решения о вашей компетенции. Нам сильно повезло, что потеплело. У нас появилось время пережить ситуацию, хотя все эти работы надо было сделать в августе».

После этого Дубровский обратился к главе Троицка Александру Виноградову: «Не хотите ничего сказать?» Тот покачал головой.

«Да, мы с вами наговорились уже, — ответил губернатор и обратился ко всем. — Если кто-то ждет, что у нас из-за потепления климата начнут расти пальмы, то это не в этой жизни. У нас будет так же холодно, как и 50 лет назад. Поэтому к зиме нужно готовиться заранее».

На Южном Урале сорваны планы модернизации котельных

ОКО ПЛАНЕТЫ » Политика » Новости регионов » Отопительный сезон на Южном Урале: интервью главы челябинского Минстроя

» Отопительный сезон на Южном Урале: интервью главы челябинского Минстроя
21-11-2011, 03:14 | Политика / Новости регионов | разместил: Swarm | комментариев: (0) | просмотров: (1 012)

В Челябинской области активно идет процесс избавления от неэффективных котельных. Об этом, а также о других особенностях текущего отопительного сезона на Южном Урале в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Тупикин.

ИА REGNUM: В Челябинской области стартовал ещё в сентябре. В каких условиях он проходит в этом году?

Я бы отметил несколько моментов. Первое — с каждым годом качество подготовки к отопительному сезону повышается. Это вызвано системной работой предприятий коммунального комплекса, высокой ответственностью муниципальных образований, вниманием правительства Челябинской области к этой теме. Как результат, каждый год мы устойчиво проходим отопительный сезон. Этот критерий — как лакмусовая бумажка.

Второе, чем характерен этот период, — в соответствии с поручением губернатора Челябинской области в этом году проведена серьёзнейшая работа по модернизации котельных и уходу от убыточных объектов. Минстроем был проведен мониторинг, выявлено 155 котельных, приносивших предприятиям убытки, которые частично приходилось гасить муниципальным образованиям по ряду причин. Были и объективные — они зависели как от деятельности предприятия, так и от различных факторов исторического характера. К примеру, когда на котельных было установлено оборудование, не соответствующее сегодняшним нагрузкам и работающее неэффективно. В результате проведённой работы более 30 котельных модернизированы с привлечением средств инвесторов. Для них создали необходимые условия, и бизнес пришёл в эту отрасль. За счёт своих или кредитных средств инвесторы построили новые котельные или реконструировали старые. Привлечено более 500 млн рублей. Это серьёзнейшее достижение текущего отопительного периода. Кроме того, более 30 котельных модернизировано муниципальными образованиями самостоятельно, различными методами. Где-то за счёт бюджетных средств заменены котлы, газовое оборудование, что повлечёт за собой эффективную работу котельных. Где-то котельные, опять же за счёт бюджетных средств, переведены на другие виды топлива: с неэффективного мазута на пеллеты, на уголь. Где-то просто отказались от котельных. Они ликвидированы. Население перевели на иные виды отопления, в первую очередь газ, а объекты социальной сферы — на лучистое отопление, электроотопление или какое-либо другое. Эта работа продолжается, и по итогам года мы подведём конечный результат. Я думаю, удастся модернизировать порядка 55-60 котельных. С остальными будем работать на следующий год, будем искать решения. Не везде придут инвесторы, не все объекты быстроокупаемы, где-то есть проблемы технического характера — нет газа.

И третий момент, который, в принципе, характерен и для предыдущих лет. Мы довольно успешно начали отопительный сезон, за исключением нескольких мелких факторов, непоказательных и непринципиальных для области. Челябинская область одной из первых в Уральском федеральном округе подписала паспорт готовности к отопительному сезону. В области имеются нормативные запасы топлива, создан и поддерживается в работоспособном состоянии областной аварийный запас (передвижные котельные и электростанции, комплектные трансформаторные подстанции и др.). Поэтому, оценивая сегодняшнюю ситуацию, можно сказать, что регион вошёл в отопительный сезон довольно успешно.

ИА REGNUM: Но всё-таки в нескольких территориях отопительный сезон оказался под угрозой срыва. Какая-то работа с ними будет вестись? Впервые ли такая ситуация в этих территориях или это уже тенденция?

Нет, это не впервые. Задержка в муниципалитетах произошла по некоторым факторам. В Агаповском районе — по причине неурегулированности вопроса долгов. И пока глава муниципального образования не предпринял меры, пока взяв кредиты, не рассчитались с газовиками, с транспортными организациями, с «Челябэнергосбытом», отопительный сезон не начинали. Хочу подчеркнуть — это не говорит о технической готовности, она была обеспечена. В каких-то территориях задержалась работа у инвесторов. Но, понятно, эта ситуация является исключительной. Мы её не делаем нормой. Конечно, было бы изумительно и красиво, если бы инвестор пришёл со своими деньгами, вложил 30-40 млн рублей, да ещё и успел в срок. Но у него тоже есть свои проблемы: и с кредитными линиями, и с поставкой оборудования. Не везде у инвесторов всё удачно сложилось с подключением. Если конкретно, то в Аргаяшском районе задержка по запуску одной из четырёх модернизированных котельных была связана с тем, что до 10 октября продолжались пусконаладочные работы. После этой даты объект запущен в работу. Три других котельных инвестор продолжает монтировать. При этом проводимые работы не связаны с прекращением отопления, потому что старые котельные ещё работают в прежнем режиме. Где-то возникли проблемы с собственниками котельных, которые не являются муниципалитетами. В селе Тюбук Каслинского муниципального района была определённая проблема с ОАО «Молочный вкус». Собственники котельной находятся в Екатеринбурге, они не особенно были заинтересованы в подаче тепла на жилой фонд. Хотя котельная технически была готова, не были оформлены разрешительные документы с Ростехнадзором. Блокада была умышленная: собственники хотели продать котельную муниципалитету. Пришлось привлечь административный ресурс, прокуратуру для того, чтобы это предприятие обязали включить тепло. Были непростые случаи, но они являются единичными и не повлияли на общую картину.

ИА REGNUM: Можете выделить, какие муниципалитеты Челябинской области в этом году хорошо подготовились, а в каких могут быть проблемы?

Знаете, проблемы в коммунальной инфраструктуре, к сожалению, будут всегда. От них никто не застрахован. И не проходило ни одного сезона без каких-либо повреждений трубопроводов, оборудования и т.п. Всё изнашивается. Главное — это общее состояние сети и то, насколько быстро специалисты готовы устранить аварию. Готовность определяется скоростью реагирования. Поэтому очень важно, что все поломки устраняются своевременно, на уровень чрезвычайных ситуаций мы не выходим.

В области есть довольно значительный аварийный запас. Он обеспечит подключение конкретных объектов к теплу — детских садов, школ и даже небольших больниц. Они могут быть обеспечены от локальной котельной. В регионе на случай серьёзных аварий есть достаточное количество дизельных электростанций. В случае обесточивания на длительное время они могут использоваться для обеспечения электроэнергией тех же насосных станций, котельных или других потребителей.

ИА REGNUM: Какая степень износа отопительных систем?

Мы оцениваем степень износа на уровне чуть ниже 60%. Для России это средний показатель. Но по балансам она гораздо выше. Дело в том, что существующая методика бухгалтерского учёта не позволяет после проведения реконструкции и ремонта вносить изменения в степень износа. Мы неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации для того, чтобы методика была изменена.

ИА REGNUM: Давайте вернемся к убыточным котельным. Была поставлена задача уйти от них. Раньше это казалось нереальным. На сегодняшний день подвижки, причём серьёзные, есть. А что принципиально изменилось, что инвесторы стали приходить на территории?

Инвестору даны гарантии возврата вложенных средств за определённый промежуток времени. Это главное. Никто просто так дарить свои деньги не будет. Понятно, что если инвестор видит эффективность объекта, более того, понимает, что на нём можно ещё и заработать, он, безусловно, рассматривает вопрос вложения средств, оборотных или заёмных. Десятки предприятий прокредитовались и инвестировали в модернизацию котельных. Губернатором определена чёткая позиция — инвестор должен вернуть свои деньги за срок окупаемости. Это достигается за счёт тарифного соглашения. Фиксируется тариф на срок окупаемости плюс два года. Механизм окупаемости прост. Сегодня тариф на котельной высокий, но всё равно не позволяет работать эффективно. Инвестор видит, что, применяя новое, энергосберегающее оборудование, новые технологии, за 4 года после запуска котельной он получит возврат вложенных средств через тот же самый тариф. Более того, ему даётся 2 года, чтобы он получил прибыль. И только потом тариф будет изменён и приведёт в соответствие с фактическими затратами. Можно спросить, насколько это интересно населению? Но если работать на старой котельной, для населения ничего не изменится. Всё равно будет высокий тариф, более того, он будет продолжать расти, не только в связи с ростом стоимости ресурсов. Собственник котельной будет стараться защитить свои убытки через тариф.

Кроме того, неэффективный источник тепла это, как правило, ещё и ненадёжный источник тепла. Из-за старого оборудования защищённость потребителя гораздо ниже. От модернизации котельных потребитель только выигрывает. Через срок окупаемости плюс 2 года Единый тарифный орган по соглашению приведёт тариф к фактическим затратам. Это не значит, что он будет уменьшен. Но он не «прыгнет» верх. А если какие-то составляющие, газовые, например, позволят, он даже будет снижен.

Второе что позволило привлечь инвесторов, — прозрачность. На сайте Минстроя, в СМИ опубликовали список из 155 котельных с полным перечнем показателей, которые требуются для технико-экономического обоснования. С этой информацией, не выезжая на место, любой грамотный в теплоэнергетике инвестор может посчитать необходимый объём инвестиций, полезный отпуск, доходы. Если для инвестора проект выгоден, мы его «сводим» с муниципальными образованиями. Тут инвестор более подробно смотрит ситуацию, оборудование, и принимает решение. Задача министерства — обеспечить подписание грамотного тарифного соглашения. В результате уже более трёх десятков объектов модернизировано. Если бизнесу не будет выгодно, инвестор не будет вкладываться в модернизацию котельных.

ИА REGNUM: При работе с муниципалитетами у инвесторов не возникает проблем?

Да почему… Где не бывает проблем? Конечно, они есть. Есть проблемы с земельными участками, с потребителями, с поставкой оборудования, с подключением. Губернатор Михаил Юревич чётко сказал — инвестор должен вложить свои средства в котельные, а муниципалитет — обеспечить их подключение к ресурсу. Хорошо, когда новая котельная расположена рядом со старой. В этом случае достаточно переключить электроэнергию, газ. А если она далеко, точнее лишь приближена к основным потребителям? Бывает старая котельная находится и за 2,5 километра: когда, допустим, её строили для удаленного животноводческого комплекса, рядом с ним. Сейчас комплекса нет, а котельная осталась, и 2,5 километра теплотрассы отапливает воздух. Зачем новый инвестор будет строить котельную на старом месте? Он строит там, где на эти мощности будет наибольшая нагрузка. Но для этого необходимо вести газ, электроэнергию, подключать их. Как муниципалитету найти деньги, чтобы это построить — тоже вопрос. Решаем проблемы вместе. Где-то выделяем средства на инфраструктуру, где-то муниципалитеты сами справляются, в редких случаях инвестор сам брал на себя эти затраты.

ИА REGNUM: Муниципалитеты не ставили условия инвесторам по строительству инфраструктуры?

Ставили условия. Мы их поправляли. Это всё-таки задача муниципалитетов.

ИА REGNUM: Что ещё власти Челябинской области могут сделать, чтобы улучшить прохождение отопительных сезонов?

Если говорить об авариях, они, к сожалению, возможны. Я не могу говорить, что это означает неподготовленность к отопительному сезону. Чтобы идеально подготовить коммунальное хозяйство, потребуются десятки миллиардов рублей. Ведь всё оборудование, сети надо заменить, модернизировать. Представляете, какая это громада? Безусловно, проводится объём работ, который возможно провести, оплатить и который минимально обеспечит устойчивое прохождение отопительного сезона.

ИА REGNUM: Вопрос по поводу долгов за топливно-энергетические ресурсы. Как с этим в текущем году?

Мы подошли к началу отопительного сезона с долгами менее одного месяца в целом по области. Это не является даже основанием для ограничения подачи ресурса. Мы идём в размере текущих расчётов. На начало ноября задолженность предприятий ЖКХ Челябинской области перед основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов снижена до 0,1 среднемесячного начисления. Это 81,5 млн рублей. Есть «эксклюзивные» районы, где задолженность выше. Из-за значительных убытков котельных всегда неоплатой славились Агаповский, Аргаяшский, Саткинский районы. Но есть территории, которые идут с опережением по оплате. Я считаю, сейчас в Челябинской области идёт устойчивая системная работа. Проблемы с погашением долгов за топливно-энергетические ресурсы есть, но в целом ситуация ровная и стабильная.

Читайте также:  Прокуратура через суд обяжет омскую ТЭЦ-5 отрегулировать фильтры
Ссылка на основную публикацию