Минстрой России прогнозирует рост интереса инвесторов к ЖКХ

Жилищный нацпроект уже готовы пересмотреть

Строительный комплекс не может найти резервы для его выполнения

Строительство жилья в РФ переживает сложный переходный период. Фото РИА Новости

Жилищное строительство ведет себя совсем не так, как ему предписано национальными проектами. Планы по наращиванию ввода жилья не исполняются. И уже сейчас можно понять, что к 2024 году целевые ориентиры нацпроекта вряд ли будут достигнуты. О весьма скромных перспективах роста жилищного строительства в ближайшие годы заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев.

Темпы ввода жилья в России в 2021–2022 годах могут замедлиться, сообщил в понедельник министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев на форуме «Цифровая трансформация строительной отрасли для устойчивого развития».

«Мы видим, что в этом году мы по вводу жилья, наверное, получим плюс и даже в следующем году получим плюс. Но что касается все‑таки тех минусов, которые переход на проектное финансирование принесет в отрасль, они все‑таки будут. Мы прогнозируем, что, наверное, наиболее сложные будут 2021–2022 годы», – отметил глава Минстроя. По его словам, это связано с тем, что сокращается количество разрешений на строительство, которые сейчас выдают субъекты РФ.

Согласно паспорту нацпроекта «Жилье и городская среда», на 2019 год целевой показатель по вводу жилья установлен на уровне 88 млн кв. м, на 2020 год – 98 млн кв. м, на 2021 год – 94 млн кв. м, а в 2024-м должны быть построены умопомрачительные 120 млн, за счет чего должны быть улучшены жилищные условия 5 млн семей.

Однако еще с начала года чиновники, отвечающие за отрасль, стали готовить публику к тому, что нацпроект в заявленных объемах в ближайшие годы выполнить трудно. Отвечающий за нацпроект вице‑премьер Виталий Мутко заявил в августе, что объемы ввода жилья на ближайшие два года могут быть заморожены на достигнутом в 2018 году уровне в 75,3 млн кв. м (см. «НГ» от 20.08.19). В начале октября он заявил, что в правительстве ожидают рост по итогам 2019‑го до 78–80 млн кв. м. Теперь Владимир Якушев подтвердил, что в этом и следующем годах динамика ввода жилья в России будет позитивной, а в 2021 и 2022 годах – упадет. Правда, каких‑либо конкретных цифр глава Минстроя не привел.

Ранее беспокойство из‑за снижения объемов ввода жилья выражал и генеральный директор компании ДОМ.РФ Александр Плутник: «Нас очень беспокоит, что сейчас мало выдается разрешений на строительство, то есть задела по будущему вводу жилья нет», – говорил он. Вместе с тем, по данным Росстата, по итогам девяти месяцев 2019 года введено 48,6 млн кв. м, что на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако чиновники уже отметились вполне алармистскими заявлениями. Если показатели ввода жилья в паспорте национального проекта не пересмотреть, достигнуть их будет невозможно, заявлял, например, замглавы Минстроя Никита Стасишин.

Такие заявления ставят резонный вопрос: будет ли и когда переписан национальный проект. Понятно, что никто из вице‑премьеров (и Мутко в их числе) не хотел бы стать победителем в антисоревновании по началу переписывания нацпроектов, хотя многие из них задержались на старте почти до конца года. Правительство признало, что примерно над четвертью национальных проектов нависла угроза невыполнения, а участников процесса предупредили об уголовной ответственности за срыв работы (см. «НГ» от 11.11.19).

На отрасль влияют два тектонических сдвига: во‑первых, с 1 июля 2019 года отрасль перешла на проектное финансирование и работу со счетами эскроу. Теперь деньги за покупаемые в новостройках квартиры уже не передаются напрямую застройщикам, а замораживаются на специальных эскроу‑счетах в банках до момента регистрации права собственности. Впрочем, пока идет переходный период и значительная часть жилья все еще строится по договорам долевого участия.

Второй важнейший фактор – процентная ставка по ипотеке. По данным ЦБ РФ, средневзвешенная ставка по ипотеке к началу октября 2019 года составляла 9,68%, то есть она вернулась к минимальным за всю новейшую историю показателям, достигнутым впервые летом 2018 года. А снижение ключевой ставки Банком России в конце октября сразу до 6,5% годовых заставило аналитиков ждать дальнейшего снижения ставок по ипотеке. Вот только может получиться так, что россияне не смогут брать новые кредиты. Выдача новых ипотечных кредитов в регионах за первые три квартала упала более чем на 13%, до 350 тыс. ссуд, отмечают в бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс». По его данным, сокращение числа выдаваемых ипотечных ссуд отмечено в 90% регионов страны.

«Сегодня действительно наблюдается спад в отрасли, но он был предсказуем, – сказал «НГ» член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров. – Большая часть девелоперов еще достраивают объекты по старым правилам. Перейти на проектное финансирование пока смогли около 30% компаний. Как только этот продукт станет понятен всем участникам отрасли, ситуация с объемами ввода жилья изменится в сторону роста».

Падение темпов ввода жилья связано не только с высокой базой – стремясь застолбить себе условия по продаже жилья на условиях старой долевки, многие девелоперы в последние два‑три года начинали возводить жилые комплексы ускоренными темпами, чтобы создать возможность еще несколько лет поработать по старой схеме, поясняет аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Доходы подавляющего большинства российских домохозяйств не позволяют им купить новое жилье ни сразу, ни в ипотеку, какими бы низкими ни были ставки. Около половины населения России тратит всю свою заработную плату на питание и остро насущные нужды. И будь ставка по ипотеке хоть 0%, они все равно не могут позволить себе купить квартиру в кредит», – уверяет эксперт. По его словам, те, кто мог, в большинстве своем успели приобрести жилье в 2017 и 2018 годах, кода Банк России стремительно понижал ключевую ставку. «В итоге произошла досрочная реализация отложенного спроса. Но сейчас число сограждан, способных купить квартиру в кредит, заметно снизилось», – говорит Коренев.

«На мой взгляд, ускорения ввода жилья в ближайшую пятилетку ожидать не следует, – сказала «НГ» управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. – Доходы населения с начала кризиса упали на 14%, ожидаемый правительством их рост на 1–2% – это в лучшем случае начало восстановления доходов, которые повышаться начнут еще не скоро, потому что экономика стагнирует». По словам эксперта, переход на новую модель финансирования жилищного строительства приведет к резкому сокращению активности девелоперов, особенно в регионах. «Их вакантные места пока занять некому, поэтому объем ввода будет сокращаться не только на фоне слабого спроса, но и в силу уменьшения числа отраслевых «игроков», – говорит Литинецкая.

В связи с этим она предлагает не придавать особого значения правке нацпроекта, а в качестве более реалистичной задачи ставить сохранение достигнутых объемов ввода жилья. «Невыполнимость целей по объему ввода жилья в нацпроекте была очевидна, еще когда эти цели были впервые сформулированы год назад. Внести правку в нормативно‑правовые акты не так сложно, они не имеют статус закона, так что можно ожидать их корректировки в ближайшие месяцы», – говорит Литинецкая.

По ее мнению, скорее всего цели по объему ввода будут снижены до средних значений за последние 10 лет (то есть около 70–75 млн кв. м жилья в год). «Можно ожидать, что будут несколько снижены и цели по стоимости ипотеки. Сейчас планируется к 2024 году довести значения до 7,9% годовых, однако темпы сокращения ставок по жилищным кредитам уже сейчас высокие и, возможно, эта цель будет достигнута досрочно», – говорит эксперт.

«Существенного пересмотра показателей нацпроекта не произойдет, – заявил «НГ» член общественного совета при Минстрое РФ Рифат Гарипов. – Речь скорее о том, что будет скорректирован объем ввода жилья по годам. Сегодня отрасль находится в переходном состоянии. Девелоперам и банкам требуется время, чтобы отладить работу с проектным финансированием и эскроу. На сегодняшний день это основная причина снижения объемов ввода жилья. Сегодня нужно больше внимания уделять работе банков и их активности в вопросах предоставления проектного финансирования, созданию более лояльных условий для девелопмента в отношении процентных ставок, а также расширять возможности по их снижению. В целом отрасль полностью сможет восстановиться в течение двух лет. Поэтому к 2024 году необходимый показатель будет достигнут».

Читайте также:  реализация программы капитального ремонта многоквартирных домов

«В связи с обозначенными реалиями, возможно, правительство пойдет на пересмотр нацпроектов «Жилье» и «Ипотека», – соглашается генеральный директор АПРИ “Флай Плэнинг” Владимир Савченков. При этом поставленные задачи необходимо будет выполнить, несмотря на замедление темпов строительства, говорит эксперт. «К сожалению, переход на эскроу-счета в строительной сфере и тот факт, что работать по этой схеме стали только крупные банки, замедлили темпы роста строительной отрасли. О том, что тенденция развернется в другую сторону, говорить сложно. В данный момент нет поводов к росту потребительской способности населения, а низкие ставки по ипотеке скоро выработают свой ресурс. Спрос на рынке ипотеки встанет, – говорит Савченков. – Также на ускорение ввода жилья вряд ли положительно повлияет рост стоимости материалов и топлива. Выполнение нацпроектов в срок возможно, если работа по проектному финансированию станет более понятной для строительных организаций и региональных банков – многие просто не решаются работать по новой схеме, а это также влияет негативно на ситуацию».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Инвесторов зовут в ЖКХ

Министерство строительства и ЖКХ подготовило поправки в Налоговый кодекс. Согласно им, государство гарантирует концессионерам жилищно-коммунальной сферы возмещение расходов на модернизацию предприятий. Это будет сделано за счет налогового вычета. По мнению экспертов, изменение призвано привлечь частных инвесторов в коммунальный сектор.

Предлагаемые Министерством строительства и ЖКХ поправки (текст есть у «Известий») изменяют правила налогообложения для инвесторов, заключивших концессии в жилищно-коммунальной сфере. Как пояснили в пресс-службе Минстроя, изменения в Налоговый кодекс подготовлены для того, «чтобы он не демотивировал инвесторов в ЖКХ».

Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров пояснил «Известиям», что при передаче объекта на баланс, даже если сделка безвозмездная, приобретатель получает налоговой вычет.

— При возвращении объекта концессионер должен восстановить НДС к уплате, причем уже по текущей стоимости объекта. Человек получил в концессию разрушенный объект ЖКХ, вложил миллиард в реконструкцию. И размер НДС, который надо возвратить, начисляется уже со стоимости объекта после реконструкции. Предложенные поправки наконец эту ситуацию исправляют, — объяснил юрист.

В пресс-службе Минстроя уточнили, что действующий порядок налогообложения является препятствием для перехода ЖКХ на концессионную модель.

— Это форма государственно-частного партнерства, оптимальная для всех сторон. При этом источник компенсации НДС отсутствует — резкое повышение тарифа недопустимо по регуляторным и по социально-экономическим причинам. Мы предлагаем это требование отменить, — сообщили в пресс-службе Минстроя.

Кроме того, ведомство предлагает дать инвестору возможность при заключении концессии оставаться на упрощенной системе налогообложения — сейчас в этом случае он должен перейти на общую систему.

— Поправки вводятся, чтобы устранить реальные проблемы, с которыми в Минстрой обращались инвесторы. Действительно, есть проблемы с восстановлением НДС. Причем счет идет на десятки миллионов рублей, что для конкретного проекта может стать непреодолимым препятствием, — отметил исполнительный директор ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин.

За счет подобных мер планируется сделать ЖКХ более привлекательным для инвесторов. В случае концессии объекты ЖКХ передаются частным инвесторам, которые обеспечивают модернизацию, а государство гарантирует объем валовой выручки, позволяющий возместить расходы.

— Благодаря концессиям в регионах России отмечается существенный рост качества жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, созданы новые рабочие места, благодаря внедрению современных технологий в ряде регионов улучшилась экологическая ситуация. Минстрой оказывает необходимую методологическую поддержку, запущен интерактивный справочник наиболее эффективных технологий в ЖКХ, регионы им активно пользуются, — сообщили в пресс-службе Минстроя.

Как отметил Алексей Макрушин, концессии имеют ряд преимуществ перед традиционными ГУПами и МУПами, которые они должны заменить.

— ГУПы и МУПы — это система коллективной безответственности. Концессия — единственная возможность привлечь деньги на модернизацию коммунальных систем. Пока у МУПа нет проблем, все спокойно сидят, а в определенный момент оказывается, что надо проложить коллектор за 1 млрд рублей или построить очистные сооружения. Тарифы поднять нельзя, кредиты не привлечешь, концессия остается единственным выходом, — пояснил Алексей Макрушин.

Он уточнил, что провинциальные МУПы не могут получить кредиты, а с концессионерами банки активно сотрудничают.

— В нашей системе у государства нет денег на модернизацию коммунальной инфраструктуры, при этом инвестиции окупаются достаточно долго. В такой ситуации концессии являются единственным механизмом, позволяющим эффективно модернизировать ЖКХ. Есть субъекты РФ, где концессии активно заключаются, всё работает. Это значит, что власть берет там на себя ответственность и реально что-то делает, — отметил директор ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

По информации Минстроя, по состоянию на 1 июля 2017 года реализуется 1676 концессионных соглашений, объем частных инвестиций в ЖКХ по ним составляет 194,8 млрд рублей. По данным 35 регионов, где концессии работают полтора года и больше, отмечено снижение аварийности и потерь ресурсов. Так, в теплоснабжении аварийность сократилась на 47%, а потери — на 18%. В водоснабжении показатели составили 21% и 14% соответственно.

Регионам предложили право на повышение тарифов ЖКХ. Администрация президента позволит увеличить цены после выборов

Инициативу озвучил в Госдуме Минстрой РФ

В ближайшее время главам регионов могут передать федеральные полномочия. Глава Минстроя РФ Владимир Якушев с коллегами считает необходимым дать местным властям возможность самостоятельно устанавливать предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги. Инициативу уже поддержали власти субъектов, для которых новые полномочия позволят снизить бюджетные обязательства по субсидированию платежей и привлечь инвестиции в отрасль. Свердловская, Челябинская и Тюменская области инициативу поддерживают, ведь фактически речь идет об увеличении тарифов для реализации крупных проектов в рамках концессионных соглашений. Однако аналитики отнеслись к предложению Якушева критично. Эксперты считают, что такие инструменты избыточны, так как действующее законодательство позволяет губернаторам обеспечить инвестору возврат средств. А участники рынка и вовсе полагают, что даже при передаче полномочий регионам контроль за тарифами все равно сохранит Администрация президента. Причем ориентироваться она будет не на потребность отрасли в инвестициях, а на электоральные циклы, исходя из которых и будут формироваться тарифы, а ЖКХ останется политическим рычагом.

По словам главы Минстроя, это позволит субъектам самостоятельно принимать решения о реализации тех или иных инвестиционных проектов в отрасли, их эксплуатации и бюджетных расходах на субсидирование.

Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев

Как отметил госчиновник, сегодня плановый объем вложений в рамках заключенных концессионных соглашений составляет около 300 млрд рублей, однако большинство концессий не имеют инвестиционных обязательств. В первую очередь, это связано с тарифными ограничениями. В то же время, новые полномочия позволят регионам решить эту проблему.

Инициатива главы Минстроя уже вызвала безоговорочную поддержку среди властей субъектов РФ. Замгубернатора Челябинской области Сергей Шаль в диалоге с «Правдой УрФО» заявил, что такой подход позволит снизить бюджетные обязательства по субсидированию тех слоев населения, которые в этом не нуждаются.

Между тем, по мнению замгубернатора Челябинской области, существуют риски, что в случае реализации инициативы федеральные органы власти могут все равно ограничить предельный рост индексов, предоставив регионам только возможность для маневра внутри установленных лимитов. Несмотря на незначительные оговорки, региональные власти согласны с основным аргументом Якушева касаемо увеличения инвестпривлекательности за счет роста тарифной базы. Сейчас в каждом регионе существуют нереализованные проекты, которые встали из-за невозможности обеспечить инвестору возврат инвестиций.

«У нас есть ряд концессионных соглашений, например, по строительству котельных в Троицке, Юрюзани и Сатке, есть и потенциальные инвесторы, но существующие тарифные ограничения не позволяют их реализовать. Бизнес отказывается, ссылаясь на отсутствие источников возврата средств», – резюмировал замгубернатора Сергей Шаль.

По словам Министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, подобная проблема сложилась и на Среднем Урале. В основном, такие случаи характерны для сельских территорий.

При этом министр уточнил, что при установлении предельников необходимо ориентироваться на благосостояние населения, чтобы чутко сохранить баланс между уровнем тарифов и пользой для отрасли.

«К тому же, должны быть соблюдены акценты, исходя из специфики каждого субъекта. Где-то больших вложений требует теплоснабжение, где-то – водоснабжение. В Свердловской области, на мой взгляд, это создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами», – отметил чиновник.

Замгубернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин тоже поддержал инициативу бывшего шефа. По его мнению, единообразие при установлении индексов по всей федерации не дает регионам сбалансировать тарифные решения.

Читайте также:  Ульяновские дворы очищают от наледи и сосулек

Замгубернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин

Эксперты в свою очередь видят предложение Владимира Якушева менее перспективным и необходимым. Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов (Москва) Сергей Кондратьев считает, что в отрасли уже есть достаточные инструменты для обеспечения возврата средств инвесторам.

Участники рынка на условиях анонимности и вовсе говорят о том, что даже при передаче полномочий на уровень регионов вопрос установления тарифов будет максимально политизирован, как это происходит и сейчас.

Впрочем, пока заявления Якушева – только дебаты на заскорузлую тему концессий. Однако один из депутатов Госдумы, который просил не называть его имени, заявил, что «если Якушев сегодня начал говорить об этой модели открыто, то стоит ожидать ее введения. У Владимира Владимировича (Якушева) от руководства есть карт-бланш, его регион по праву носит статус передового, и от него ждут эффективных решений. Сегодня он внес этот посыл, информация, какая бы ни была конфликтная, перебродит, и скоро все будут готовы инициативу поддержать. Я уверен, что Якушев отсебятину нести неспособен, а значит, эта метода была оговорена со старшими товарищами», – заключает представитель одной из партий оппозиции в Госдуме.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Дать собственникам больше прав

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

Выступление Ирины Генцлер

Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:

  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Среди других предложений, которые помогут бороться с бизнес-рисками: побыстрее перейти на электронные голосования на ОСС, использовать новые технологии, чтобы защитить подписи собственников, стремиться взыскивать задолженность в досудебном порядке.

Эксперт поддерживает регуляторную гильотину и передачу ГИС ЖКХ от Минкомсвязи РФ Минстрою РФ. Считает, что необходима отдельная программа по ветхому жилью в субъектах.

Доработать Стратегию-2035

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются работники сферы ЖКХ, и повышения качества жилищно-коммунальных услуг создаётся Стратегия развития ЖКХ России до 2035 года. Документ находится в процессе разработки, и эксперты спорят над его содержанием.

Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, поделился, чего, по его мнению, не хватает в Стратегии. Документ должен получить разрешение в рамках регуляторной гильотины, этого пока не сделано.

Андрей Широков рассказывает о ЖКХ будущего

Многоквартирный дом нужно сделать объектом недвижимости, каждый дом должен иметь стоимость и стоять на балансе. Также эксперт предлагает предусмотреть положение для товариществ собственников жилья – сделать членство в ТСЖ обязательным, это поможет собрать собственников.

Андрей Широков предлагает переосмыслить отношении к УК – «она должна быть наполнена финансами». «ЖКХ будущего – это переосмысление парадигмы существующего. Нужно все делать по-другому», – считает эксперт.

Создать интерес к профессии и готовить кадры

Председатель «Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий» Александр Василевский считает: чтобы у российского ЖКХ было будущее, нужно уже сейчас создавать у молодёжи интерес к профессии, готовить кадры и повышать квалификацию опытных работников.

Для этого необходимо регулярно проверять навыки и умения сотрудников организаций и создать систему для подготовки кадров: ввести дополнительные дисциплины в образовательных учреждениях, новые специальности. Отрасли нужно свежее дыхание, но молодежь не пойдёт работать в ЖКХ, пока не будет проработан престиж отрасль и решена проблема с заработной платой. Андрей Василевский предлагает в Стратегии-2035 предусмотреть раздел регулирования трудовых отношений.

Сделать проживание в домах безопасным

Руководитель ГЖИ Воронежской области Диана Гончарова и Ирина Зенкова, начальник отдела организации обучения и пропаганды Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, объяснили, что жилищно-коммунальное хозяйство будущего невозможно без создания безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

Государственные жилищные инспекции волнуют безопасность работы лифтов и газового оборудования. То, как управляющие компании зимой справляются с сосульками и наледью, тоже немаловажная проблема.

Ирина Зенкова предлагает доработать Правила противопожарного режима: в нормативном документе прописаны требования, но часть из них выполнить невозможно. Это касается, например, организации пожарных проездов, применения чек-листов по пожарной безопасности.

Использовать в работе новые технологии

Об автоматизации работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья мы начали говорить давно, но после семинара-конференции убедились окончательно – УК будущего невозможна без применения новых технологий.

О новых сервисах и инструментах для сферы ЖКХ говорили Максим Скуратовский из ТЕХНОНИКОЛЬ, Андрей Яценко из Gorserv, Александр Матвеев, генеральный директор Центра деловой экспертизы, Борис Валит, руководитель РосКвартала и другие лекторы, чьи разработки управляющие компании и ТСЖ уже успешно применяют в своей работе.

Борис Валит на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019»

Мы обязательно расскажем вам о самых интересных решениях, которые узнали на семинаре-конференции. Как заработать на вывозе ТКО и провести качественный капитальный ремонт. Какие креативные способы взыскания задолженности существуют, что делать, если у вас на управлении находится дом-памятник. Об этом и многом другом читайте в наших следующих статьях.

Ростовская-область – один из регионов-лидеров, досрочно выполняющих показатели нацпроекта «Жилье и городская среда»

Одним из показателей благосостояния для большей части населения страны является собственное жилье (опрос ВЦИОМ – 53%). Сегодня основной целью проводимой жилищной политики в регионе является обеспечение доступного жилья для граждан, в том числе и с помощью субсидирования части процентной ставки. За последние пять лет 18,5 тысячи дончан были обеспечены жильем. На эти цели из консолидированного бюджета было направлено 12,5 млрд рублей. Молодые семьи, сироты, ветераны и бюджетники, в общей сложности, получили порядка миллиона квадратных метров жилья. Только в прошлом году господдержкой при приобретении жилья воспользовались почти 4 тысячи донских семей.

В пятницу, 24 января, в конгресс-холле ДГТУ собрались представители строительной отрасли и правительства региона. Они обсудили итоги стройиндустрии и планы развития на ближайшие несколько лет. Модератором совещания выступал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

После просмотра короткометражного фильма, где были озвучены основные успехи строительной отрасли и ближайшие перспективы, слово было предоставлено министру строительства, архитектуры и территориального развития Сергею Куцу.

В своем докладе глава ведомства отметил, что показатель строительной отрасли отражает экономическую ситуацию в целом. С прошлого года регион приступил к реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Уже в июле область была отмечена среди лидеров, досрочно и качественно выполняющих показатели национального проекта.

– За последние пять лет объем работ, выполненных строительными организациями Дона, составил более 760 млрд рублей. За эти годы возведено больше 12 миллионов квадратных метров жилья. По итогам года Ростовская область входит в пятерку лидеров в стране и занимает 2-е место в Южном федеральном округе, – подчеркнул министр.

Сегодня большое внимание уделяется и аварийному жилью. Донской регион – один из двенадцати субъектов, досрочно завершивших программу расселения жилья, признанного аварийным на 1 января 2012 года, и один из семи регионов, приступивших за счет собственных средств к расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. За последние пять лет новым жильем за счет бюджетных средств обеспечены 3 254 семьи. На эти цели было направлено 5 миллиардов рублей.

Читайте также:  Михаил Мень прокомментировал задачи, обозначенные в Послании Президента

Немаловажным вопросом пятилетки стало решение проблемы пострадавших участников долевого строительства. Проделана огромная работа, на региональном уровне создана нормативная база для решения этой задачи. Ростовская область предоставляет различные субсидии как объединениям участников долевого строительства для завершения работ в их домах-долгостроях так и инвесторам. В общей сложности с 2019 по 2021 год на эти цели планируется направить 3 млрд рублей.

– Указанные механизмы сегодня приносят положительные результаты. С учетом использования действующих мер государственной поддержки с 2015 года по настоящее время обеспечены права более 3 тысяч граждан по 39 проблемным объектам, – отметил Сергей Куц.

Немаловажным итогом работы пятилетки для донских строителей стало строительство и реконструкция социальных объектов в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу. В регионе были построены стадион «Ростов Арена», спортивные комплексы, аэропортовый комплекс «Платов» и многое другое. Кроме того, было проведено благоустройство центральных улиц донской столицы и реконструкция главной магистрали города – улицы Большой Садовой. Впервые она была проведена комплексно и включала в себя не только благоустройство с заменой тротуарного и дорожных покрытий, но и ремонт фасадов. Об этом в своем докладе рассказал председатель Союза архитекторов Ростовской области Сергей Алексеев.

Еще одним важным вопросом для стройиндустрии региона сегодня является подготовка профессиональных кадров. С информацией об этом выступил проректор по учебной работе и подготовке кадров высшей квалификации Донского государственного технического университета Алексей Бескопыльный. В своем докладе он рассказал собравшимся о новшествах в обучении специалистов и инновационных разработках молодых ученых в строительной сфере. В настоящее время в типовом и индивидуальном строительстве уже начинают применяться новые материалы, обеспечивающие повышенный комфорт, экологичность и экономичность в эксплуатации. На взгляд специалистов, это позволит строить в регионе комфортное и экономичное жилье.

Формат мероприятия был выбран не случайно. В рамках совещания каждый из присутствующих мог задать интересующий вопрос и высказать свое мнение. Кого-то интересовали проблемы и пути их решения в вопросах обеспечения жилья многодетных семей, кто-то задавался вопросами комплексных застроек и социальной инфраструктуры. Кроме того, были затронуты вопросы ремонта и поддержания в надлежащем виде исторической части города, а также памятников и обелисков времен Великой Отечественной войны. Ни один вопрос не остался без ответа, по каждому из них главой региона была поставлена задача найти решение и доложить о работе.

Нововведением этого года стал тематический опрос, который можно было пройти с помощью мобильных телефонов. Большинство респондентов признали, что за последние пять лет работа строительной отрасли стала более эффективной.

Подводя итог мероприятия, глава региона Василий Голубев обозначил конкретные задачи перед министерством строительства, архитектуры и территориального развития. Так, до конца 2024 года необходимо обеспечить приобретение или строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в год достижения ими совершеннолетия во всех муниципальных образованиях Ростовской области. В настоящее время таких показателей уже достигли 47 муниципальных образований. Ежегодно на Дону жильем обеспечивается более тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. В прошлом году эта цифра превысила 1350 человек.

Кроме того, минстрою предстоит решить вопрос с расселением до 2024 года 217,6 тыс. квадратных метров аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 01.01.2020. Кроме того, до 2021года предстоит обеспечить восстановление прав граждан по 67 проблемным домам.

В конце мероприятия десятерым заслуженным работникам строительной отрасли губернатор региона вручил медали, грамоты и благодарности.

Управление информационной политики правительства Ростовской области

Минстрой

Прогнозы по развитию российской экономики неоднократно пересматривались в течение года. В некоторых случаях результат оказался выше таргета.

Стоимость жилья в новостройках России в 2019 г. выросла в среднем на 8% на фоне реформы долевого строительства, заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев.

В России насчитывают более 71 тыс. недостроенных объектов, которые финансируют за счет бюджета, среди них школы, поликлиники, больницы, дороги, теплотрассы и объекты коммунальной инфраструктуры, сообщает Счетная палата (СП).

Средняя ставка по ипотеке в России может опуститься в 2020 г. ниже 9% годовых, заявил генеральный директор “ДОМ.РФ” Александр Плутник.

Минстрой намерен весной 2020 г. представить Госдуме предложения по реформе системы капитального ремонта многоквартирных домов, заявил глава Минстроя Владимир Якушев.

Глава Минстроя Владимир Якушев на совещании по нацпроекту “Жилье и городская среда” в Дальневосточном федеральном округе раскритиковал работу местных властей по строительству жилья, которого остро не хватает в ДФО, и предложил поддержать застройщиков.

Количество обманутых дольщиков может удвоиться, прогнозирует “Опора России”. В зоне риска оказались застройщики, которым не одобрили кредиты и не разрешили достраивать объекты по старой долевой схеме после перехода на эскроу-счета.

Задолженность россиян по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) увеличилась в первом полугодии на 28,7 млрд руб. до 564,5 млрд руб., сообщает Минстрой.

Министерства и ведомства не выполняют поставленные задачи в полной мере. Минэкономразвития дало им месяц на то, чтобы наверстать упущенное.

В Госдуму внесен законопроект, который предлагает признавать безнадежной к взысканию задолженность по оплате услуг ЖКХ с истекшим сроком исковой давности.

Минстрой предлагает отказаться от обязательной установки поквартирных счетчиков тепла в новостройках. Такое предложение разослано в Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС, сообщила “Российская газета”.

Правительство поручило властям регионов принять меры по погашению задолженности за коммунальные и энергетические ресурсы прошлых лет и предусмотреть бюджетные деньги на возмещение затрат предприятий ЖКХ.

Минстрой подготовил поправки в Жилищный кодекс России, согласно которым в кодексе появится понятие “ветхое жилье”, заявил замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров.

Задолженность россиян по ипотеке составила к концу 2018 г. 6,6 трлн руб. (6,4% ВВП), сообщает Минстрой. При этом доля просроченных кредитов достигла 1,8% от общего объема ипотечных кредитов.

Закон не предусматривает ответственности жильцов за отказ впускать в квартиры газовщиков для проверки газового оборудования. Минстрой разработал поправки, которые вводят жесткое наказание за такой отказ вплоть до отключения газа.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило базовые и дополнительные требования к параметрам стандарта “Умный город”.

Сроки планового отключения горячей воды сократятся в России с нескольких недель до трех дней после внедрения новых технологий в ЖКХ, заявил замглавы Минстроя Андрей Чибис.

Дополнительная капитализация единого института развития ДОМ.РФ и банка ДОМ.РФ оценивается в 160 млрд руб., сообщил журналистам министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев.

Правительство выступает за совершенствование порядка изъятия плохо используемых земель для муниципальных нужд, заявил вице-премьер Виталий Мутко.

Минстрой предложил возмещать до 25% затрат инвесторам, которые займутся расселением аварийного жилья в рамках договоров развития застроенных территорий и комплексного развития территории.

Правительство поддержит и сохранит порядок установки личных счетчиков тепла в новостройках, пишут “Известия” со ссылкой на вице-премьера Виталия Мутко.

Правительство прорабатывает вопрос об установке газоанализаторов в жилых домах, оценивает финансовые возможности, заявил глава Минстроя Владимир Якушев в ходе “правительственного часа” в Госдуме.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило новые правила проектирования систем газопотребления жилых зданий. Требования по установке газовой сигнализации коснутся как многоквартирных, так и индивидуальных жилых домов.

Минстрой намерен увеличить тарифы на капремонт многоквартирных домов, но в пределах роста НДС. Соответствующий проект постановления правительства размещен на портале нормативных правовых актов.

Ссылка на основную публикацию