Минстрой России представил план реализации проекта Умный город

Минстрой России представил план реализации проекта «Умный город» – Комитет проектной деятельности

Облако тегов

Подписка на новости

Добро пожаловать на сайт!

КОМИТЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образован: в 2017 году
Координирует и контролирует работу комитета:
Врио заместителя Губернатора области
Боцан-Харченко Аркадий Александрович

Председатель комитета:
Догадов Андрей Евгеньевич
Количество сотрудников: 8 чел.
Информация для контактов:
Адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский пр., 21,
тел : 8 (4922) 52-36-61(приемная)
тел./факс: (4922) 53-03-95
e-mail: kpd@avo.ru
каб. 411, 417, 421, 419, 312 (в здании администрации области)

График работы: понедельник-пятница, с 9:00 до 17:30

Официальные страницы комитета в социальных сетях:

Новости

Эксперты на очередном заседании рабочей группы при Минстрое России, которое состоялось 5 апреля под председательством замглавы ведомства Андрея Чибиса, поддержали план реализации проекта “Умный город”, в том числе, в части пилотных проектов на территории 20 российских городов.

План мероприятий состоит из 6 ключевых блоков, включающих в себя конкретные задачи по внедрению “умного” ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, а также по развитию городских транспортных систем.

Кроме того, Минстроем России разработана пошаговая «дорожная карта» по реализации проекта «Умный город», которая будет широко обсуждаться с экспертами и участниками рынка.

«Все мероприятия, которые будут в предстоящие годы реализовываться в рамках благоустройства и формирования комфортной городской среды на территории страны, безусловно, должны соответствовать и принципам развития «Умного города». Умный город – это город, который удобен, безопасен и информативен для людей, и сейчас мы обсуждаем возможности стимулирования региональных и муниципальных руководителей для повсеместного внедрения в городскую инфраструктуру современных технических решений. В первую очередь, соответствующие изменения будут внесены в правила распределения субсидий по проекту формирования комфортной городской среды», – отметил Андрей Чибис.

В муниципалитетах, отобранных в качестве пилотов по реализации проекта, будут внедряться как комплексные технологические решения, такие как централизованные городские информационные системы, так и точечные смарт-разработки, которые ежедневно делают комфортнее жизнь горожан, например, мобильные приложения для управляющих компаний. «Мы с коллегами из Ростелекома, РОСНАНО, РОСТЕХа, РОСАТОМа и другими партнерами проекта собираем пул «умных» решений, которые будут отработаны на пилотных территориях, чтобы получить, а затем тиражировать наглядные примеры комплексного улучшения качества жизни в наших городах. Все решения, от технологических до финансовых будут собраны на едином портале “Банк решений Умного города”», – дополнил замминистра.

Напомним, рабочая группа по реализации проекта была создана Минстроем России в начале текущего года, в ее состав вошли представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Минэкономразвития России и Минкомсвязи России, Ростелеком, РОСНАНО, РОСАТОМ, РОСТЕХ, а также ряда регионов страны.

Минстрой представил план реализации проекта «Умный город»

Рабочая группа при Минстрое РФ одобрила план реализации проекта «Умный город». Разработана также «дорожная карта» реализации плана.

План регламентирует работу по созданию «умного» ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, развитию городских транспортных систем.

«Все мероприятия, которые будут в предстоящие годы реализовываться в рамках благоустройства и формирования комфортной городской среды на территории страны, безусловно, должны соответствовать и принципам развития «Умного города» – прокомментировал замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис. – Сейчас мы обсуждаем возможности стимулирования региональных и муниципальных руководителей для повсеместного внедрения в городскую инфраструктуру современных технических решений. В первую очередь, соответствующие изменения будут внесены в правила распределения субсидий по проекту формирования комфортной городской среды».

Пилотный проект «умного города» будет реализован в 20 городах. В числе проектов, которые будут внедрены в пилотном режиме, например, мобильные приложения для управляющих компаний.

Новости по теме:

Упоминания

ЮИТ открыл продажу квартир в четвертой очереди жилого комплекса «Новоорловский»

Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» открыла продажу квартир в четвертой очереди жилого комплекса комфорт-класса «Новоорловский», находящегося на севере города, в Приморском районе. Комплекс, строящийся по проекту испанского архитектора Рикардо Бофилла, располагается в окружении зеленых массивов Новоорловского лесопарк.

Четвертая очередь комплекса «Новоорловский» включает строительство жилого дома (этап 1.6.2.) на 197 квартир (общей площадью 8, 8 тыс. кв. м.) В здании высотой 7 и 9 этажей, состоящем из четырех секций, предусмотрено на первом этаже 6 встроенных коммерческих помещений общей площадью 1, 2 тыс. кв. м. (входы в них организованы со стороны центральной пешеходной улицы и изолированы от входов в парадные). В подвальном этаже располагается индивидуальные хозяйственные кладовые для жителей (78 помещений площадью от 3 до 6 кв. м.) с отдельными входами со стороны улицы.

В новом доме комплекса «Новоорловский» предлагается большой выбор квартир с разнообразными удобными и функциональными планировками. Предусмотрены квартиры от компактных студий с кухней-нишей площадью 23,5 кв. м. и улучшенных студий площадью от 32 кв. м до просторных классических 3-комнатных квартир площадью 74,1 кв. м.

Высота потолков в квартирах – 2,7 м. Оптимальный микроклимат в квартирах обеспечивается благодаря установке системы принудительной механической вентиляции с естественным притоком воздуха. В доме используются современные грузопассажирские лифты компании OTIS.

Квартиры – «Трансформер», предусмотренные в четвертой очереди комплекса «Новоорловский», являются уникальным предложением. Этот инновационный продукт впервые представлен на рынке региона компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» в жилом комплексе TARMO, квартиры в котором были выведены в продажу в феврале 2018 года.

Стоимость квартир в четвертой очереди комплекса «Новоорловский» составляет от 81 до 109 тыс. рублей за кв. м. при оплате 100% стоимости квартиры. Скидка, предоставляемая при 100-процентной оплате и (или) оформлении ипотеки – 15%.

Покупатели могут воспользоваться беспроцентной рассрочкой, предоставляемой ЮИТ до 30 сентября 2019 года (с первым взносом 10% стоимости квартиры). Квартиры можно приобрести также в ипотеку – в настоящее время объект аккредитован рядом банков (Сбербанк, Банк Санкт-Петербург, Райффайзенбанк, Россельхозбанк, Банк Открытие).

Четвертая очередь комплекса «Новоорловский» будет введена в эксплуатацию в IV квартале 2019 года.

Напомним, что ЮИТ сдал в 2016 и 2017 годах объекты двух первых очередей комплекса «Новоорловский» – это, соответственно, два 25-этажных дома и многоярусный паркинг, и два 7-этажных дома с закрытой автостоянкой.

Сейчас завершается строительство третьей очереди комплекса – она будет сдана во втором полугодии 2018 года. Кроме того, ЮИТ в соответствии с соглашением с городом об обеспечении социальной инфраструктурой ведет строительство общеобразовательной школы на 825 учащихся (общей площадью 12, 2 тыс. кв. м.) – по окончании строительства школа будет безвозмездно передана в собственность города.

Минстрой утвердил стандарт умного города

Стандарт «Умного города» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» в срок до 2024 года, утверждён, сказано на сайте Минстроя.

В реализации проекта «Умный город» принимают участие все субъекты Российской Федерации и города с численностью населения свыше 100 тысяч человек, сообщается на сайте ведомства.

Стандарт включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

Первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов для вовлечения горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.

Сказано также, что сформирована открытая база технологий и разработок – «Банк решений умного города», «где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы».

В феврале был опубликован приказ Минстроя об утверждении порядка отбора муниципальных образований для реализации пилотных проектов в рамках проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город». Этот же приказ предписал руководителю ведомственного проекта «Умный город» заместителю министра строительства и ЖКХ Андрею Чибису утвердить стандарт «Умный город».

Пилотные проекты в муниципалитетах – часть ведомственного проекта Минстроя по цифровизации городского хозяйства «Умный город», всего на «пилотирование» предполагается потратить 12 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Как сказано в документе, срок внедрения мероприятий, предусмотренных стандартом, за исключением внедрения цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, определяется в паспорте регионального проекта и государственной программе субъекта Российской Федерации на основании проведенного анализа ключевых проблем городского хозяйства, решение которых возможно путем реализации указанных мероприятий.

Мероприятия, предусмотренные стандартом, будут осуществляться с учетом имеющейся инфраструктуры, в том числе построенной согласно программе «Безопасный город», и реализованного функционала государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а разработанные по их результатам информационные ресурсы строятся, как правило, на базе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а в случае невозможности такого построения — синхронизируются с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности и, при необходимости, иными государственными информационными системами, говорится в документе.

Базовые мероприятия стандарта и предельные сроки внедрения:

Городское управление

Цифровая платформа вовлечения граждан в решение вопросов городского развития («Активный горожанин»), до 2020 года

Вовлечение граждан в решение вопросов городского развития посредством цифровой платформы, обеспечивающей реализацию следующих функций (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации):

— сервис по участию в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства, в том числе, по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»;

— дистанционное обращение граждан с заявлением, в том числе путём телефонного сообщения, контроль исполнения поступивших заявлений и своевременности направления ответов на них;

— дистанционное обращение граждан с частной инициативой в сфере городского хозяйства, городского управления и развития, контроль соблюдения регламента рассмотрения частных инициатив, контроль направления ответа о поддержке либо невозможности реализации предлагаемой инициативы;

— публичное размещение планов городских властей по градостроительным вопросам, приоритетам благоустройства, важным городским проектам и иным вопросам, затрагивающим интересы горожан, с обеспечением беспрепятственной возможности внесения гражданами замечаний и предложений;

— синхронизация деятельности муниципальных служб, обеспечивающих обслуживание критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения муниципального образования, автоматизация процессов выполнения заявок и контроль за их исполнением;

— отображение на карте муниципального образования информации по проведению ремонтных работ на инженерных сетях, участках дорожной сети, изменению маршрутов транспортного сообщения и отключению предоставления коммунальных услуг.

«Цифровой двойник города»

— Поэтапное внедрение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (при необходимости — на базе существующих информационных систем) — до 2021 года

Читайте также:  В Ульяновской области отменили плату за общедомовые нужды

— Внедрение интеллектуальной транспортной модели муниципального образования, обеспечивающей анализ маршрутов движения общественного и частного транспорта, оценку уровня загруженности участков транспортной сети с целью оптимизации организации движения, до 2024 года

— Внедрение электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, до 2019 года

Интеллектуальный центр городского управления

Внедрение единой диспетчерской службы города, обладающей электронной базой актуальных сведений о параметрах функционирования города, работа которой синхронизирована со всеми экстренными службами и организациями, отвечающими за работу городской инфраструктуры, а также обеспечивающей выполнение сценариев реагирования на различные кризисные ситуации — до 2024 года.

Умное ЖКХ

Внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, до 2024 года

— Оснащение МКД автоматизированными системами учета потребления тепловой энергии, горячей воды на коллективных (общедомовых) приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний температуры теплоносителя, давления, объёма потребления (базовое для многоквартирных домов, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учёта коммунальных ресурсов)

— Оснащение автоматизированными системами учета потребления холодной воды на коллективных (общедомовых) приборах учёта, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний давления и объема потребления (базовое для многоквартирных домов, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учёта коммунальных ресурсов)

— Обеспечение приёма данных с автоматизированных систем учёта потребления коммунальных ресурсов в единую диспетчерскую службу города (интеллектуальный центр городского управления), а в случае критических отклонений их показаний – выявление аварийных ситуаций и сроках их устранения с последующим контролем исполнения; синхронизация данных с ресурсоснабжающими организациями.

Сокращение потребления энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях.

Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления — до 2024 года

Инновации для городской среды

Энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку

Внедрение энергоэффективных технологий при организации наружного (уличного) освещения, замена имеющейся подсветки административных и иных муниципальных зданий на энергоэффективные аналоги с применением регулирования яркости освещения и автоматическим отключением в зависимости от времени суток и погодных условий, до 2024 года.

Автоматизированный контроль за работой дорожной и коммунальной техники, до 2024 года

— Внедрение системы автоматического контроля за передвижением и работой коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием систем навигации и/или фото- видео- фиксации.

— Контроль за эффективностью использования техники (расчет логистических маршрутов), а также за несанкционированным отклонением техники от маршрута.

Умный городской транспорт

Внедрение системы автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения — до 2021 года

— Внедрение системы автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения с применением камер видеонаблюдения высокой чёткости, устанавливаемых с учетом данных об аварийности и потенциальной опасности совершения нарушения правил дорожного движения.

— Обеспечение доступа правоохранительных органов к данным из системы автоматической фото-видео-фиксации для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Интеллектуальное управление городским общественным транспортом

— Внедрение системы отслеживания передвижения общественного транспорта в онлайн-режиме — до 2020 года

Интеллектуальные системы общественной безопасности

Создание системы интеллектуального видеонаблюдения – до 2024 года

— Внедрение системы видеонаблюдения с функциями биометрической идентификации и видеоаналитики, а также автоматизированной системой контроля работы камер в местах повышенной опасности с синхронизацией имеющихся систем видеонаблюдения, в том числе установленных в рамках АПК «Безопасный город» (в соответствии с методическими рекомендациями Минстроя).

— Обеспечение доступа правоохранительных органов в систему видеонаблюдения.

Внедрение систем информирования граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций – до 2024 года

— Внедрение системы информирования граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также о неблагоприятных условиях (погодных, техногенных) через мобильные средства связи.

Интеллектуальные системы экологической безопасности

Автоматизация системы управления обращения с твердыми коммунальными отходами – до 2023 года

— Внедрение автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей оптимизировать маршруты движения специализированной техники для обеспечения эффективного использование ресурсов при сборе и вывозе отходов, а также осуществлять автоматический анализ расходов на сбор, вывоз и утилизацию отходов и тарифообразование с учётом капиталовложений на строительство новых объектов инфраструктуры.

— Обеспечение контроля за передвижением и работой специализированной техники в онлайн-режиме.

Как реализуется проект «Умный город»: примеры регионов

Год назад Министерство строительства и ЖКХ России представило проект стандарта «Умного города». Мы побывали на всероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» и выяснили, как сегодня идёт реализация проекта. Читайте о том, какие технологии и просто хорошие управленческие решения помогают УО и муниципалитетам лучше управлять домами и городским хозяйством.

«Умные» управленческие решения в Московской области

Согласно планам Минстроя РФ, к концу 2024 года в сфере ЖКХ должно стать на 30% больше цифровых технологий. При этом проект «Умный город» – это не только технические инновации. Во многом комфорт и удобство жизни людей зависят от эффективности работы органов власти, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов. А сделать их работу лучше можно в том числе с помощью «умных» управленческих решений.

К примеру, власти Московской области для более оперативной работы с жителями создали Центр управления регионов (ЦУР). В такой Центр стекается информация от всех муниципалитетов, а обращение на портале может оставить любой житель Подмосковья. Если заявка носит операционный характер (почистить тротуар, убрать свалку мусора и т.д.), то обрабатывается она за один день. К слову, ещё год назад этот срок составлял не менее 7 дней. Добиться быстрого решения проблем удалось вот какими способами:

  1. Для управления процессами используется концепция BPM, которая даёт ответы на пять главных вопросов: где, когда, зачем, как и какая работа ведётся, и кто отвечает за неё. За каждым обращением закрепляется ответственное лицо, а процесс выполнения задачи максимально прозрачен.
  2. Чтобы оценивать ситуацию по Московской области в целом ЦУР создал «светофор». Это тепловая карта, которая в режиме реального времени отображает, как муниципалитеты обрабатывают поступающие обращения. Зелёным цветом подсвечиваются районы, где это делают успешно, жёлтым – территории со средними результатами, а красным – где ответственным лицам нужно будет найти нужные слова для отчёта перед губернатором.
  3. Население Московской области вовлекается в обсуждение проблем региона и даже участвует в распределении бюджета на их решение. Высказать свою точку зрения, поучаствовать в голосованиях и опросах жители могут на портале «Добродел».

«У нас простой подход: по понедельникам губернатор заслушивает отчёты центральных органов исполнительной власти, по вторникам – ответ держат представители муниципалитетов, конкретные должностные лица. Такая волшебная синергия сквозной ответственности даёт удивительные результаты», – рассказал Анатолий Курманов, советник министра государственного управления, информационных технологий и связи МО.

Анатолий Курманов, советник министра государственного управления, информационных технологий и связи МО.

IT-технологии в сфере ТКО

В России продолжается переход на новую систему обращения с ТКО и в этой сфере тоже не обходится без цифровых технологий. К примеру, в Московской области оптимизировать процессы по вывозу мусора помогает программно-аппаратный комплекс (ПАК), разработанный компанией «Большая Тройка».

Система в автоматическом режиме определяет наполняемость мусорных контейнеров, учитывает загруженность полигонов, следит за движением мусоровозов и прокладывает наиболее экономичные маршруты для вывоза ТКО.

Стратегическая сессия «Цифровые регионы и умные города. ЖКХ-аспект»

Математическая модель, заложенная в основу комплекса, даёт понимание полной картины обращения с ТКО. Регионы могут заранее просчитывать логистику, контролировать деятельность регионального оператора и обеспечивать потребителям услуг минимально возможные тарифы.

При этом сложности всё же остаются. «Если вблизи города с населением в 100 тысяч жителей неверно выбрать место для строительства объекта инфраструктуры и перенести его на 40 км из-за недоговорённости местных властей, это будет стоить 56 миллионов рублей переплаты», – объяснил на примере генеральный директор ООО «Большая Тройка» Артём Седов.

Чтобы сформировать эффективную систему обращения с отходами, органы власти региона должны избегать территориальных ошибок и придерживаться чётких расчётов и прогнозов разработчиков. Так удастся сэкономить миллионы средств конечных потребителей и обеспечить рентабельность работы регионального оператора.

Опыт использования цифровых решений на примере УО

Качественное и удобное для жителей обслуживание домов – это хорошо, но ещё лучше, когда информация по оказанным услугам доступна и понятна любому потребителю. Этим принципом руководствуется «Лига ЖКХ», которая поделилась на форуме своим опытом применения it-технологий. Сегодня УО обслуживает 32 дома, в которых проживают 18 тысяч жителей, и в вскоре расширит свою географию.

Организация ведёт открытый электронный рейтинг энергоэффективности обслуживаемых домов и публикует информацию по каждому МКД на отдельной странице сайта. Жители видят сумму поступивших платежей и расходы по дому, температуру воды в системе, могут оплачивать через личный кабинет коммунальные услуги и передавать показания счётчиков.

Директор УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин рассказывает об «умных» решениях для УО и жителей

В случае отключений коммунальных услуг с помощью мобильного приложения потребителям рассылаются пуш-уведомления. Также ежемесячно организация делает рассылки о проделанной по дому работе и этот формат отчётности очень нравится её получателям. Однако, по словам Ильи Сотонина, директора УК «Лига ЖКХ», есть и многое из того, что требует улучшения.

За последнее время в «Лигу ЖКХ» поступили ещё 643 заявки на обслуживание, а это значит, что предстоят много общих собраний собственников. Выбор новой управляющей организации нередко оборачивается для жителей «войной» со старой УО, изучением и сбором массы документов. Общие собрания собственников можно организовывать через интернет уже сегодня. Однако гораздо удобнее жителям и управляющим компаниям станет, если в будущем с помощью электронного ОСС можно будет выбирать новую УО.

По мнению Ильи Сотонина, у каждого многоквартирного дома должен быть свой отдельный расчётный счёт. Таким образом можно сделать работу по дому более прозрачной и избежать ситуаций, когда деньги одного МКД уходят на обслуживание другого.

Ещё один частый риск – это некачественно проведённые подрядчиком ремонтные работы. Жители обычно винят в этом управляющие организации, однако, зачастую и сами УО получают в виде исполнителя «кота в мешке». Хорошим решением мог бы стать единый реестр подрядчиков в сфере ЖКХ. Тогда управляющие компании заранее могли бы знать репутационный рейтинг подрядных организаций и согласовывать выбор с собственниками МКД.

Читайте также:  Как вернуть подоходный налог с покупки квартиры?

Какие технологии внедрить в работу своей компании

В России уже действует стандарт «Умного города». А это значит, что управляющим организациям для успешной конкуренции на рынке ЖКХ уже не обойтись без применения цифровых технологий.

К примеру, с учётом введения новых правил работы аварийно-диспетчерских служб, самое время автоматизировать приём и обработку обращений жителей МКД. Сделать это можно с помощью сервиса «АДС на 100%».

Собственники помещений МКД не всегда охотно приходят на общие собрания. Сделайте так, чтобы голосовать по вопросам повестки им было удобно в любое время и в любом месте с приложением «Моя Квартира». Оформить и сохранить в электронном виде документы общего собрания, а также автоматически подсчитать голоса и выгрузить результаты в ГИС ЖКХ позволяет сервис «ОСС на 100%».

Ещё больше узнать о цифровых возможностях для управляющих организаций можно здесь.

Город умный, но бедный

На сегодня федерация одобрила заявки на включение в пилотный проект «Умный город» пяти сибирских городов. Трехсторонние соглашения подписали Минстрой России, Красноярский край и города Красноярск, ЗАТО Железногорск и ЗАТО Зеленогорск, а также Кемеровская область и Междуреченск. Добро от Москвы получил и крупнейший сибирский мегаполис — Новосибирск. Регионы и муниципалитеты, подписывающие соглашение, взяли на себя обязательства по выполнению дополнительных мероприятий стандарта «Умный город» и внедрению инновационных решений.

«У каждого города своя специфика. Например, в Железногорске и Зеленогорске активно развиваются ядерные технологии. Важно чтобы эти города стали конкурентоспособными, комфортными и безопасными для жителей, — рассказывает министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. — В Междуреченске Кемеровской области помимо мероприятий стандарта будут внедряться цифровые платформы в школах — по питанию и контролем за школьной дисциплиной».

По словам мэра Новосибирска Анатолия Локтя, первым шагом на пути создания умного города станет внедрение единых цифровых платформ и сервисов по вовлечению горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом муниципалитете страны уже в 2020 году. «Нам предстоит внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Появится возможность быстрее и безопаснее передвигаться по городу, рационально освещать улицы, лучше регулировать системы отопления. Мы будем использовать экономичные решения не только в коммунальном комплексе, но и при формировании городской среды», — отметил градоначальник.

Стандартная процедура

Ведомственный проект «Умный город» стартовал в России в 2018 году. В начале этого года он вошел в национальный проект «Жилье и городская среда» и национальную программу «Цифровая экономика». Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

В марте Минстрой России утвердил стандарт «Умного города» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые города участники проекта — муниципалитеты с населением свыше 100 тыс. человек — должны выполнять до 2024 года. Стандарт разработан совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основываясь на опыте других стран. Документ включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

По всем направлениям в Стандарте обозначены конкретные эффекты, которые должны быть достигнуты к 2024 году. Это, в частности, повышение эффективности управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях. Должны повыситься прогнозируемость и управляемость городской инфраструктуры, снизиться число чрезвычайных ситуаций. Эффективность городских транспортных систем вырастет, как и эффективность сбора муниципальных налогов. Через шесть лет количество дорожно-транспортных происшествий должно уменьшиться, а уровень раскрываемости преступлений возрасти. И российские города станут привлекательнее для туристов.

«Мы постарались в Стандарте отразить те задачи, которые требуют решения в максимально короткий срок, — заявил на КЭФ­2019 Владимир Якушев. — В первую очередь это касается систем жизнеобеспечения города. Мы сегодня далеки от того, чтобы сказать, что наши сети, системы водоподготовки и водоочистки, наши канализационные сооружения работают так, как нам хотелось бы. Другая проблема — транспортная инфраструктура. Если в муниципалитете нет полноценно работающего общественного транспорта, мы не можем сказать, что чувствуем себя в этом городе комфортно. Наконец, вопрос безопасности. Горожане должны быть уверены как в своей безопасности, так и в безопасности своих детей».

Помимо стандарта Минстрой России сформировал открытую базу технологий и разработок «Банк решений умного города», где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы. А также создал Нацио­нальный центр компетенций проекта «Умный город», в задачи которого входит разработка, внедрение и популяризация технологий, оборудования, программ, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства.

Города-пилоты взяли на себя обязательства выполнить Стандарт досрочно, а также реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с «дорожными картами» по комплексной цифровизации городского хозяйства, разработанными с участием независимых экспертов. Таким образом, пилоты станут площадками по тестированию передовых цифровых и инженерных решений, управленческих подходов и правовых моделей, необходимых для цифровой трансформации городского хозяйства.

По словам Владимира Якушева, особое внимание при реализации проекта «Умный город» Минстрой России уделит вопросам синхронизации городских и региональных информационных систем. «У нас очень много программных продуктов, которые не синхронизируются между собой. Причем проблемы в синхронизации есть не только между субъектом и муниципалитетами, но и между разными департаментами региональных правительств. А ведь на разработку таких программ тратятся огромные федеральные деньги», — посетовал министр.

Инфраструктура и опыт

В Сибири наибольшим потенциалом для развития «Умного города», по мнению экспертов, обладают Красноярск и Новосибирск. На конкурентоспособность Красноярска повлияло проведение Универсиады­2019. Во время подготовки к студенческим играм в цифровизацицию города, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры было вложено почти 2,5 млрд рублей. «Мы сознательно вкладывали в те вещи, которые сможем использовать после завершения Универсиады. Это единая цифровая платформа, которую мы сейчас разворачиваем для «Умного города», центры управления и большое количество телекоммуникационных устройств», — говорит министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин.

Сильная сторона ЗАТО Красноярского края — Железногорска и Зеленогорска — наличие куратора в лице «Росатома». Последние годы эта госкорпорация специализируется на разработке и внедрении единых платформ для «умного города». «В нашем представлении «умный город» — это город с высоким индексом развития человеческого капитала, где главной ценностью является человек, — рассказывает руководитель проекта блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» Антон Зубков. — И город можно назвать умным только в том случае, если человек включен в процесс его развития».

Неудивительно и то, что Минстрой России поддержал инициативу Новосибирска войти в число пилотов. За последние годы в мегаполисе придумано и реализовано немало «умных» решений для городского хозяйства. Это и муниципальный геоинформационный портал «Мой Новосибирск», содержащий информацию об объектах городской инфраструктуры, отключениях систем жизнеобеспечения города и сообщениях жителей о проблемах в городском хозяйстве; и геоинформационная система «Ритуал», где собраны сведения о захоронениях на кладбищах Новосибирска; и «умные» остановки для общественного транспорта, позволяющие получить информацию о прибытии транспорта и маршрутах передвижения, узнать о городских спортивных и культурных мероприятиях. По словам начальника департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Александра Горнштейна, общее число активных пользователей муниципальными геоинформационными системами составляет около 35 тыс. человек. «Ежедневно на портал «Мой Новосибирск» заходит около 1,5 тысяч человек. Каждый год количество посетителей портала прирастает на 15­20 процентов», — отметил он. За четыре года специалисты департамента отработали около 30 тыс. онлайн-сообщений от горожан.

«Уже сегодня для создания базы цифровой экономики в муниципалитете активно осуществляется оцифровка городской инфраструктуры. Мэрия широко внедряет в практику городского управления информационные платформы, которые позволяют контролировать муниципальные объекты и управлять ими», — констатирует руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько.

Одновременно с участием в федеральном проекте власти Новосибирской области реализуют и региональный пилот. Как рассказал руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолий Дюбанов, систему «умного города» планируется внедрить в рабочем поселке Кольцово под Новосибирском. По словам чиновника, это позволит оптимизировать жилищно-коммунальное хозяйство, оперативно ликвидировать аварийные ситуации, а также повысить информационную прозрачность. В многоквартирных домах появятся современные электронные системы, с помощью которых жители смогут следить за безопасностью и распределением ресурсов. «На базе Кольцово мы будем предлагать рабочий стандарт «Умного дома», «Умного муниципалитета» на территории всей Новосибирской области», — отметил Дюбанов.

Миллиарды в уме

Утвердив три месяца назад стандарт «Умного города», федерация до сих пор не определилась с тем, сколько же денег получат города и регионы на его реализацию. В апреле стало известно, что на создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития федеральный центр может направить до 15% от субсидий, предусмотренных на развитие городской среды, — более 35 млрд рублей. Кроме этого, планируется ввести инструменты налогового стимулирования и гранты для разработчиков передовых технологий. Среди предлагаемых мер — освобождение от уплаты НДС, сокращение налоговой базы при уплате налога на прибыль, вычет НДФЛ для определенных категорий разработчиков, выделение субсидий и грантов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». При этом минимальный объем региональных, муниципальных и частных средств в цифровизацию городов до 2024 года Минстрой России оценивает в 360 млрд рублей.

По оценке мэрии Новосибирска, выполнение крупнейшим сибирским мегаполисом стандарта «Умный город» потребует 5,8 млрд рублей. Из них 1,8 млрд — частные инвестиции. Власти города рассчитывают на то, что большая часть необходимых средств будет выделена из федерального бюджета. «По поводу финансирования «Умного города» пока большие неясности. Дорожная карта пилотного проекта цифровизации городского хозяйства Новосибирска сейчас проходит согласование в Минстрое России», — рассказал Александр Люлько. «Сейчас прямого федерального финансирования по тематике «Умного города» нет. Более того, Москва призывает регионы предусмотреть больше средств на софинансирование проекта», — со своей стороны отметил Анатолий Дюбанов.

По оценке члена правления Ассоциации «НППА» Дмитрия Гокова, ожидаемых мэрией 5,8 млрд рублей окажется недостаточно для реализации пилота в полуторамиллионном Новосибирске: нужно еще как минимум 10 млрд рублей. Директор департамента прикладных проектов МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Сергей Перфильев считает, что озвученной мэрией суммы затрат на «Умный город» вполне хватит на реализацию первоочередных инициатив. «Инвестиции в 5,8 млрд рублей, безусловно, позволят повысить показатели Новосибирска в рейтингах. Возможно, добиться прорывов в отдельных направлениях. А получится ли в реальности сделать городскую среду Новосибирска по-настоящему комфортной и безопасной — это в значительной мере будет зависеть от выбора городскими властями приоритетов при внедрении новых решений», — подчеркнул он.

Читайте также:  Жильцы незаконного дома грозят взорвать себя

Распределить ответственность

Несмотря на то, что объемы бюджетного финансирования «Умного города» остаются под вопросом, федеральный и региональный бизнес проявляет к проекту большой интерес. «Почти каждый день мне звонят предприниматели и говорят, что хотят участвовать в проекте «Умный город». Есть интерес со стороны IT-компаний и банков», — говорит Александр Люлько.

В апреле мэрия Новосибирска подписала соглашение о сотрудничестве с АО «Ситроникс». От этой федеральной компании власти города ждут решений для «умного» ЖКХ. В той или иной степени в проект превращения Новосибирска в «умный город» вовлечены десятки компаний, среди них — провайдер «Электронный город» (ООО «Новотелеком»), производитель электрики ООО «Вега-Абсолют», завод по выпуску телекоммуникационного оборудования «Элтекс», разработчик «умных» решений для автоматизации процесса парковки «Грин-пэй», поставщик IT-решений и сервисов Softline.

Причем бизнесу интересны не только города-пилоты. Так, в середине мая мэрия Томска подписала соглашение по проекту «Умный город» с ПАО «Ростелеком». Стороны договорились оказывать друг другу консультационную поддержку, обмениваться актуальной информацией и опытом. Месяцем ранее «Ростелеком» подписал соглашение с мэрией Иркутска. В рамках «Умного города» в областном центре планируется внедрять инновационные сервисы для эффективного управления инженерной инфраструктурой и модернизации социальных объектов.

По мнению аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, проект «Умный город» интересен бизнесу на трех уровнях. «Во-первых, это интересно компаниям-подрядчикам по разработке и внедрению элементов «Умного города» в общественную среду и городскую инфраструктуру. Это — новый бизнес, новые возможности, новые масштабы деятельности. Во-вторых, компаниям, которые будут зарабатывать на эксплуатации и использовании этих элементов — систем мониторинга, наблюдения, обработки и хранения данных, платежей и расчетов. В-третьих, прочим игрокам внедрение цифровых технологий и создания единой информационной среды обеспечит как минимум экономию времени, усилий и ресурсов», — считает эксперт.

Решения, создаваемые в рамках концепции «Умного города», легко тиражируется и настраивается под конкретную среду и запросы, указывают участники рынка. По мере масштабирования стоимость решений снижается и становится доступной более мелким образованиям и сообществам. «Для крупного бизнеса участие в реализации концепции «Умного города» — это, с одной стороны, возможность внедрять инновационные сервисы в экономику страны, а с другой — создавать комфортные условия для ведения бизнеса в цепочке «бизнес-государство», — констатирует директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в СФО Павел Баруткин.

Среднюю окупаемость инновационных проектов для «Умного города» он оценил в два-три года. «Для государства главная цель внедрения решений «Умного города» — не способ заработать, а возможность реализовать социальную функцию муниципальных властей: сделать жизнь горожан более удобной. Тем не менее, некоторые из компонентов данной концепции могут окупиться в течение нескольких лет и начать приносить деньги в бюджет. Прежде всего, это системы фото­ и видеофиксации, «умные остановки» и энергосберегающие технологии», — отмечает господин Баруткин.

Помимо наличия необходимого финансирования, успех проекта Дмитрий Гоков из Ассоциации «НППА» связывает с умением бизнеса и власти договариваться друг с другом. «Умный город» невозможно построить усилиями какой-то одной компании или государственного ведомства. Это многоуровневый проект с большим количеством вовлеченных участников, поэтому подходить к его реализации надо структурированно, согласовывая план действий со всеми заинтересованными участниками, — говорит он. — С другой стороны, бизнес самостоятельно не сможет построить «Умный город», потому что компаниям с их коммерческими интересами будет тяжело прийти к единому видению. Поэтому проект запустится только тогда, когда власть осознает свою регулирующую роль».

Умный город из коробки

В марте Минстрой утвердил стандарт «Умный город», а в апреле появились методические рекомендации по финансированию таких проектов. Теперь средства из федерального бюджета, предназначенные на реализацию программы формирования комфортной среды нацпроекта «Жилье и городская среда», могут быть частично направлены на цифровизацию городского хозяйства. На базе этих документов регионы будут разрабатывать и утверждать свои программы по благоустройству городской среды, и именно от выполнения обязательных пунктов стандарта будет зависеть объем субсидий, выделяемых на реализацию «Умного города».

По большинству базовых направлений предельный срок внедрения – 2024 год. К ним относится создание единого интеллектуального центра городского управления, внедрение цифровых платформ вовлечения жителей в решение городских проблем, внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, общественной и экологической безопасности, энергоэффективного городского освещения, управления транспортом и т. д. По замыслу авторов стандарта менее чем за пять лет эти направления должны реализовываться на всей территории страны.

Тестировать технологические и управленческие решения будут в рамках пилотных проектов. Заявки на включение в пилот (дорожные карты цифровизации или их проекты) прислал 41 город из 27 регионов, однако Минстрой смог отобрать всего семь городов. Очевидно, что качество проработки документов не вполне соответствует масштабам даже обязательной части стандарта. А ведь глубина и детальность предварительной подготовки критичны для успешной реализации таких проектов.

В российских реалиях в отсутствие опыта, качественной стратегии и дорожной карты возникает риск, что давление сроков и желание получить субсидии приведут к хаотичному внедрению городами «отдельных ноу-хау», которые в дальнейшем не интегрируются, не масштабируются и лишь фрагментарно улучшают качество городских сервисов. Да, отчетные обязательства будут закрываться, но на деле это только осложнит реальную цифровизацию городского хозяйства.

Городам важно сконцентрироваться не столько на постановке задач, списках ответственных и графиках внедрения конкретных технологий или решений (например, к какому году каждая остановка будет оснащена информацией о времени ожидания автобуса) – намного важнее проработать решения по управленческим развилкам. Для каждого проекта потребуется детальная операционная модель приобретения, эксплуатации и масштабирования, включая ответы на вопросы, будет ли муниципалитет приобретать объекты инфраструктуры или же заключит контракт на их обслуживание по сервисной модели, привлечет частных инвесторов по модели ГЧП или профинансирует из бюджетных средств.

Опыт внедрения системы платных парковок в одном из крупнейших городов страны (я намеренно не называю город – проблема не в конкретном губернаторе или региональной команде) убедительно продемонстрировал важность комплексного продуманного подхода: в какой-то момент власти поняли, что могут направить штраф только какой-то части нарушителей – данных об остальных просто не было. В результате было принято решение не штрафовать никого. В итоге до сих пор многие автовладельцы не считают нужным платить за парковку. Недавно город столкнулся с другой проблемой: часть табло на умных остановках перестали работать или были демонтированы. Дело в том, что администрация приняла решение отказаться от сервисных контрактов с компаниями, которые ранее устанавливали и обслуживали принадлежащие им табло, в пользу приобретения этих табло в собственность города. Возможно, с экономической точки зрения это решение обоснованно, однако с точки зрения организации получилось так, что предыдущие контракты закончились раньше, чем город был готов перейти на новую модель. И такие проблемы или ошибки в том или ином виде присущи всем, кто хоть что-то успел предпринять на пути цифровизации городского хозяйства.

Очевидно, что сложность проектов умного города сопряжена не столько с новизной технологии, сколько с необходимостью наличия современных управленческих практик, пожаловаться на нехватку которых могут даже крупные российские города. В мире эту задачу обычно решают посредством найма управленческих консультантов, но в российских условиях позволить себе это может далеко не каждый муниципалитет. Большинство будут вынуждены реализовывать проекты своими силами, не обладая ни необходимыми ресурсами, ни опытом. Им остро необходимы не только успешные примеры по внедрению отдельных технологий, что частично реализовано в проекте «Банк решений умного города», но и конкретные практические рекомендации с анализом множества факторов.

Понятно, что ресурса разрабатывать даже дорожную карту под каждый город нет. Однако в части основополагающих вещей это и не требуется. Описание итогового состояния системы и ее ключевых компонентов, сценарии их правильного достраивания и масштабирования реалистично разработать в формате коробочного решения для нескольких типов городов. Чтобы стать действительно рабочим инструментом, оно должно представлять собой полный пакет технологических, методологических и управленческих документов, перечень рекомендованных вендоров, подход к расчету экономики проекта для города и инвестора, организационно-правовые инструменты, перечень ключевых показателей эффективности. Правильно составленные чек-листы помогут локальным командам адекватно оценить свой профиль и возможности: например, в городе могут быть еще субъекты, которые возьмут на себя задачи по внедрению решений умного города – так, в Екатеринбурге цифровую модель централизованной системы теплоснабжения города внедряет частная энергетическая компания.

В любом случае это придаст существенный импульс и поможет структурировать такие проекты правильно: если город сейчас готов внедрить только какую-то часть сервиса, сразу должно быть понятно, как именно будет интегрировано следующее технологическое решение, как сервис будет обслуживаться на всем жизненном цикле и т. п., чтобы через несколько лет, образно говоря, металлический конструктор не пришлось соединять с пластиковыми деталями от Lego.

В случае с парковками «коробка» подсказала бы, что начинать нужно с регулирования межведомственного взаимодействия, которое позволит обмениваться данными о нарушителях и взимать штрафы, синхронизировать это с процессом создания инфраструктуры (разметка, паркоматы, центры поддержки и проч.) и правильным информированием граждан, а потом запускать сервис.

Помимо создания «коробки» выделенные для внедрения пилотных проектов команды необходимо системно обучать, и у них должна быть возможность при работе на реальных проектах обращаться в некое единое окно за рекомендациями и лучшими практиками. Такое взаимодействие станет хорошим источником обратной связи для федерального центра и позволит понимать, какая поддержка действительно нужна городам, например, на законодательном уровне, чтобы эффективнее решать задачи по благоустройству среды с помощью технологий.

Автор — эксперт по стратегическому развитию

Ссылка на основную публикацию