Минстрой России представил план реализации проекта «Умный город»

Минстрой России представил план реализации проекта «Умный город»

Эксперты на очередном заседании рабочей группы при Минстрое России, которое состоялось 5 апреля под председательством замглавы ведомства Андрея Чибиса, поддержали план реализации проекта “Умный город”, в том числе, в части пилотных проектов на территории 20 российских городов.

План мероприятий состоит из 6 ключевых блоков, включающих в себя конкретные задачи по внедрению “умного” ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, а также по развитию городских транспортных систем.

Кроме того, Минстроем России разработана пошаговая «дорожная карта» по реализации проекта «Умный город», которая будет широко обсуждаться с экспертами и участниками рынка.

«Все мероприятия, которые будут в предстоящие годы реализовываться в рамках благоустройства и формирования комфортной городской среды на территории страны, безусловно, должны соответствовать и принципам развития «Умного города». Умный город – это город, который удобен, безопасен и информативен для людей, и сейчас мы обсуждаем возможности стимулирования региональных и муниципальных руководителей для повсеместного внедрения в городскую инфраструктуру современных технических решений. В первую очередь, соответствующие изменения будут внесены в правила распределения субсидий по проекту формирования комфортной городской среды», – отметил Андрей Чибис.

В муниципалитетах, отобранных в качестве пилотов по реализации проекта, будут внедряться как комплексные технологические решения, такие как централизованные городские информационные системы, так и точечные смарт-разработки, которые ежедневно делают комфортнее жизнь горожан, например, мобильные приложения для управляющих компаний. «Мы с коллегами из Ростелекома, РОСНАНО, РОСТЕХа, РОСАТОМа и другими партнерами проекта собираем пул «умных» решений, которые будут отработаны на пилотных территориях, чтобы получить, а затем тиражировать наглядные примеры комплексного улучшения качества жизни в наших городах. Все решения, от технологических до финансовых будут собраны на едином портале “Банк решений Умного города”», – дополнил замминистра.

Напомним, рабочая группа по реализации проекта была создана Минстроем России в начале текущего года, в ее состав вошли представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Минэкономразвития России и Минкомсвязи России, Ростелеком, РОСНАНО, РОСАТОМ, РОСТЕХ, а также ряда регионов страны.

Буква закона в пользу собственников жилья

РБК подготовило обзор правовых нововведений в сфере недвижимости, которые вступают в силу в новом, 2020 году. О сокращении с пяти до трех лет предельного.

Часть страховки, оформленной на этапе выдачи ипотечного.

Соответствующий закон перед самым новым годом подписал Президент РФ Владимир Путин. Документ вступит в силу с 1 сентября 2020 года и будут распространяться на договоры страхования, заключенные после этой.

Президент России подписал закон о передаче ГИС.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации переданы функции заказчика Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Соответствующий закон подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин 27 декабря. Новым.

Поиск Строек — крупнейшая база всех строительных объектов РФ

Ринат Айсин: диалог с Президентом

27 марта Владимир Путин провёл встречу с интернет-предпринимателями, чьи проекты получили финансовую и экспертную поддержку Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Проект “ПоискСтроек” презентовал представитель Сургута Ринат Айсин.

Р.Айсин: Добрый день, Владимир Владимирович! Меня зовут Ринат Айсин, я строитель из Сургута. Государство вкладывает огромные средства в развитие строительной сферы, и хотелось бы, чтобы эти финансы расходовались эффективно и прозрачно. Предприятия строительной отрасли, поставщики строительных материалов, вся индустрия в целом, находятся в постоянном поиске подрядов, заказчиков и партнёров. С помощью собственной программы, по определённой уникальной технологии с портала госзакупок мы забираем информацию о заключенных контрактах, систематизируем её и предоставляем нашим пользователям в разрезе субъектов, регионов, городов. Кроме того, у нас есть информация о заказчиках, генподрядчиках и генпроектировщиках, а также о стоимости работ.

Сейчас в базе “ПоискСтроек” подрядов и контрактов на 3 триллиона рублей. Наш сервис позволяет систематизировать информацию по различным областям строительства: например, поставив задачу, можно узнать обо всех строящихся детских садах на территории Российской Федерации, о стоимости одного детского сада и цене одного места в нем. Эта информация доступна и прозрачна. Таким образом, мы сфокусировались на поддержке малого и среднего бизнеса в строительной отрасли, чтобы предприятия могли эффективно работать и увеличивать производительность труда.

Федеральная cтроительная cеть

Поддержка ФРИИ стала катализатором развития нашего портала, ведь ФРИИ – это суперскоростной лифт для доведения проектов до практической реализации. Поэтому Кириллу Викторовичу и всей команде огромное спасибо, и Вам, Владимир Владимирович.

В.Путин: Уже настоящий администратор.

Р.Айсин: Наши клиенты, которые уже начали использовать этот сервис, не останавливаются на достигнутом, просят расширять возможности, например, внести в базу внебюджетные стройки и увеличить горизонт планирования.

В этой связи мы сейчас совместно с Фондом отрабатываем возможность обращения в Министерство строительства и ЖКХ на предмет систематизации всех выданных в Российской Федерации разрешений на строительство. Это позволит предпринимателям узнать, что конкретно будет строиться в той или иной точке субъекта: торговый центр или магазин. Речь идет о коммерческих стройках, в которых не участвуют бюджетные средства. Эта информация способствует увеличению эффективности работы предпринимателей строительной отрасли. Кроме того, мы планируем предложить сотрудничество крупнейшим банкам для получения информации о том, где и какие инфраструктурные кредитные ресурсы размещены.

В.Путин: К Владимиру Леонидовичу Богданову обратитесь в “Сургутнефтегаз”, он богатый, у него самый большой банк. Только он очень консервативно работает со своими активами. Правда, много делает и для развития вашего города. Вы предложите ему свои продукты – может быть, он заинтересуется. Там есть над чем поработать.

Р.Айсин: Государство много создало для того, чтобы строительная отрасль развивалась: и 44-й ФЗ, и 223-й, и в прошлом году Вы подписали 172-й Федеральный закон о стратегическом планировании. А самый большой административный барьер для строителей сейчас, я считаю, это отсутствие понимания планирования. То есть я, допустим, заработал деньги и хочу их вложить куда‑то: построить бетонно-растворный узел или купить производственную базу, тот же каток приобрести, – и я должен в конечном итоге окупить эти активы. Если я буду понимать, что 172-м законом о стратегическом планировании предусмотрен до 2030 года государственный план, есть планы инвесторов, я вижу, что будет строиться стадион или перинатальный центр в этом городе. Естественно, я туда буду вкладывать средства. Поэтому я считаю, что строители, инженеры XXI века истосковались уже по Госплану, чтобы видеть, какие объекты будут строиться.

В.Путин: То есть нужна стабильность?

Р.Айсин: Да. И в заключение хотел сказать, считаю, что новый импульс развития строительная отрасль получит как раз-таки с помощью IT-технологий, поддерживаемых Вами. Спасибо.

В.Путин: Вам спасибо. Но, без всяких шуток, надеюсь, Владимир Леонидович Богданов нас услышит и с Вами встретится – встретьтесь с ним, поговорите. Огромная компания, одна из ведущих в стране, с огромными инвестиционными планами. Реально вы можете оказать им хорошую помощь – и им будет полезно, и вам тоже. И потом они много в регионе работают и по всей стране.

Минстрой представил план реализации проекта «Умный город»

Рабочая группа при Минстрое РФ одобрила план реализации проекта «Умный город». Разработана также «дорожная карта» реализации плана.

План регламентирует работу по созданию «умного» ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, развитию городских транспортных систем.

«Все мероприятия, которые будут в предстоящие годы реализовываться в рамках благоустройства и формирования комфортной городской среды на территории страны, безусловно, должны соответствовать и принципам развития «Умного города» – прокомментировал замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис. – Сейчас мы обсуждаем возможности стимулирования региональных и муниципальных руководителей для повсеместного внедрения в городскую инфраструктуру современных технических решений. В первую очередь, соответствующие изменения будут внесены в правила распределения субсидий по проекту формирования комфортной городской среды».

Пилотный проект «умного города» будет реализован в 20 городах. В числе проектов, которые будут внедрены в пилотном режиме, например, мобильные приложения для управляющих компаний.

Новости по теме:

Упоминания

ЮИТ открыл продажу квартир в четвертой очереди жилого комплекса «Новоорловский»

Компания «ЮИТ Санкт-Петербург» открыла продажу квартир в четвертой очереди жилого комплекса комфорт-класса «Новоорловский», находящегося на севере города, в Приморском районе. Комплекс, строящийся по проекту испанского архитектора Рикардо Бофилла, располагается в окружении зеленых массивов Новоорловского лесопарк.

Четвертая очередь комплекса «Новоорловский» включает строительство жилого дома (этап 1.6.2.) на 197 квартир (общей площадью 8, 8 тыс. кв. м.) В здании высотой 7 и 9 этажей, состоящем из четырех секций, предусмотрено на первом этаже 6 встроенных коммерческих помещений общей площадью 1, 2 тыс. кв. м. (входы в них организованы со стороны центральной пешеходной улицы и изолированы от входов в парадные). В подвальном этаже располагается индивидуальные хозяйственные кладовые для жителей (78 помещений площадью от 3 до 6 кв. м.) с отдельными входами со стороны улицы.

В новом доме комплекса «Новоорловский» предлагается большой выбор квартир с разнообразными удобными и функциональными планировками. Предусмотрены квартиры от компактных студий с кухней-нишей площадью 23,5 кв. м. и улучшенных студий площадью от 32 кв. м до просторных классических 3-комнатных квартир площадью 74,1 кв. м.

Высота потолков в квартирах – 2,7 м. Оптимальный микроклимат в квартирах обеспечивается благодаря установке системы принудительной механической вентиляции с естественным притоком воздуха. В доме используются современные грузопассажирские лифты компании OTIS.

Квартиры – «Трансформер», предусмотренные в четвертой очереди комплекса «Новоорловский», являются уникальным предложением. Этот инновационный продукт впервые представлен на рынке региона компанией «ЮИТ Санкт-Петербург» в жилом комплексе TARMO, квартиры в котором были выведены в продажу в феврале 2018 года.

Читайте также:  Как оформить заявление на ремонт придомовой территории?

Стоимость квартир в четвертой очереди комплекса «Новоорловский» составляет от 81 до 109 тыс. рублей за кв. м. при оплате 100% стоимости квартиры. Скидка, предоставляемая при 100-процентной оплате и (или) оформлении ипотеки – 15%.

Покупатели могут воспользоваться беспроцентной рассрочкой, предоставляемой ЮИТ до 30 сентября 2019 года (с первым взносом 10% стоимости квартиры). Квартиры можно приобрести также в ипотеку – в настоящее время объект аккредитован рядом банков (Сбербанк, Банк Санкт-Петербург, Райффайзенбанк, Россельхозбанк, Банк Открытие).

Четвертая очередь комплекса «Новоорловский» будет введена в эксплуатацию в IV квартале 2019 года.

Напомним, что ЮИТ сдал в 2016 и 2017 годах объекты двух первых очередей комплекса «Новоорловский» – это, соответственно, два 25-этажных дома и многоярусный паркинг, и два 7-этажных дома с закрытой автостоянкой.

Сейчас завершается строительство третьей очереди комплекса – она будет сдана во втором полугодии 2018 года. Кроме того, ЮИТ в соответствии с соглашением с городом об обеспечении социальной инфраструктурой ведет строительство общеобразовательной школы на 825 учащихся (общей площадью 12, 2 тыс. кв. м.) – по окончании строительства школа будет безвозмездно передана в собственность города.

Минстрой России представил план реализации проекта «Умный город» – Комитет проектной деятельности

Облако тегов

Подписка на новости

Добро пожаловать на сайт!

КОМИТЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образован: в 2017 году
Координирует и контролирует работу комитета:
Врио заместителя Губернатора области
Боцан-Харченко Аркадий Александрович

Председатель комитета:
Догадов Андрей Евгеньевич
Количество сотрудников: 8 чел.
Информация для контактов:
Адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский пр., 21,
тел : 8 (4922) 52-36-61(приемная)
тел./факс: (4922) 53-03-95
e-mail: kpd@avo.ru
каб. 411, 417, 421, 419, 312 (в здании администрации области)

График работы: понедельник-пятница, с 9:00 до 17:30

Официальные страницы комитета в социальных сетях:

Новости

Эксперты на очередном заседании рабочей группы при Минстрое России, которое состоялось 5 апреля под председательством замглавы ведомства Андрея Чибиса, поддержали план реализации проекта “Умный город”, в том числе, в части пилотных проектов на территории 20 российских городов.

План мероприятий состоит из 6 ключевых блоков, включающих в себя конкретные задачи по внедрению “умного” ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, а также по развитию городских транспортных систем.

Кроме того, Минстроем России разработана пошаговая «дорожная карта» по реализации проекта «Умный город», которая будет широко обсуждаться с экспертами и участниками рынка.

«Все мероприятия, которые будут в предстоящие годы реализовываться в рамках благоустройства и формирования комфортной городской среды на территории страны, безусловно, должны соответствовать и принципам развития «Умного города». Умный город – это город, который удобен, безопасен и информативен для людей, и сейчас мы обсуждаем возможности стимулирования региональных и муниципальных руководителей для повсеместного внедрения в городскую инфраструктуру современных технических решений. В первую очередь, соответствующие изменения будут внесены в правила распределения субсидий по проекту формирования комфортной городской среды», – отметил Андрей Чибис.

В муниципалитетах, отобранных в качестве пилотов по реализации проекта, будут внедряться как комплексные технологические решения, такие как централизованные городские информационные системы, так и точечные смарт-разработки, которые ежедневно делают комфортнее жизнь горожан, например, мобильные приложения для управляющих компаний. «Мы с коллегами из Ростелекома, РОСНАНО, РОСТЕХа, РОСАТОМа и другими партнерами проекта собираем пул «умных» решений, которые будут отработаны на пилотных территориях, чтобы получить, а затем тиражировать наглядные примеры комплексного улучшения качества жизни в наших городах. Все решения, от технологических до финансовых будут собраны на едином портале “Банк решений Умного города”», – дополнил замминистра.

Напомним, рабочая группа по реализации проекта была создана Минстроем России в начале текущего года, в ее состав вошли представители Аналитического центра при Правительстве РФ, Минэкономразвития России и Минкомсвязи России, Ростелеком, РОСНАНО, РОСАТОМ, РОСТЕХ, а также ряда регионов страны.

Минстрой утвердил стандарт умного города

Стандарт «Умного города» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам-участникам ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» в срок до 2024 года, утверждён, сказано на сайте Минстроя.

В реализации проекта «Умный город» принимают участие все субъекты Российской Федерации и города с численностью населения свыше 100 тысяч человек, сообщается на сайте ведомства.

Стандарт включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

Первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов для вовлечения горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.

Сказано также, что сформирована открытая база технологий и разработок – «Банк решений умного города», «где размещены проекты, которые уже доказали свою эффективность и могут быть тиражированы».

В феврале был опубликован приказ Минстроя об утверждении порядка отбора муниципальных образований для реализации пилотных проектов в рамках проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город». Этот же приказ предписал руководителю ведомственного проекта «Умный город» заместителю министра строительства и ЖКХ Андрею Чибису утвердить стандарт «Умный город».

Пилотные проекты в муниципалитетах – часть ведомственного проекта Минстроя по цифровизации городского хозяйства «Умный город», всего на «пилотирование» предполагается потратить 12 миллиардов рублей из федерального бюджета.

Как сказано в документе, срок внедрения мероприятий, предусмотренных стандартом, за исключением внедрения цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, определяется в паспорте регионального проекта и государственной программе субъекта Российской Федерации на основании проведенного анализа ключевых проблем городского хозяйства, решение которых возможно путем реализации указанных мероприятий.

Мероприятия, предусмотренные стандартом, будут осуществляться с учетом имеющейся инфраструктуры, в том числе построенной согласно программе «Безопасный город», и реализованного функционала государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а разработанные по их результатам информационные ресурсы строятся, как правило, на базе государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, а в случае невозможности такого построения — синхронизируются с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности и, при необходимости, иными государственными информационными системами, говорится в документе.

Базовые мероприятия стандарта и предельные сроки внедрения:

Городское управление

Цифровая платформа вовлечения граждан в решение вопросов городского развития («Активный горожанин»), до 2020 года

Вовлечение граждан в решение вопросов городского развития посредством цифровой платформы, обеспечивающей реализацию следующих функций (в соответствии с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации):

— сервис по участию в рейтинговом голосовании по реализации мероприятий в сфере городского хозяйства, в том числе, по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»;

— дистанционное обращение граждан с заявлением, в том числе путём телефонного сообщения, контроль исполнения поступивших заявлений и своевременности направления ответов на них;

— дистанционное обращение граждан с частной инициативой в сфере городского хозяйства, городского управления и развития, контроль соблюдения регламента рассмотрения частных инициатив, контроль направления ответа о поддержке либо невозможности реализации предлагаемой инициативы;

— публичное размещение планов городских властей по градостроительным вопросам, приоритетам благоустройства, важным городским проектам и иным вопросам, затрагивающим интересы горожан, с обеспечением беспрепятственной возможности внесения гражданами замечаний и предложений;

— синхронизация деятельности муниципальных служб, обеспечивающих обслуживание критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения муниципального образования, автоматизация процессов выполнения заявок и контроль за их исполнением;

— отображение на карте муниципального образования информации по проведению ремонтных работ на инженерных сетях, участках дорожной сети, изменению маршрутов транспортного сообщения и отключению предоставления коммунальных услуг.

«Цифровой двойник города»

— Поэтапное внедрение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (при необходимости — на базе существующих информационных систем) — до 2021 года

— Внедрение интеллектуальной транспортной модели муниципального образования, обеспечивающей анализ маршрутов движения общественного и частного транспорта, оценку уровня загруженности участков транспортной сети с целью оптимизации организации движения, до 2024 года

— Внедрение электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, до 2019 года

Интеллектуальный центр городского управления

Внедрение единой диспетчерской службы города, обладающей электронной базой актуальных сведений о параметрах функционирования города, работа которой синхронизирована со всеми экстренными службами и организациями, отвечающими за работу городской инфраструктуры, а также обеспечивающей выполнение сценариев реагирования на различные кризисные ситуации — до 2024 года.

Умное ЖКХ

Внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, до 2024 года

— Оснащение МКД автоматизированными системами учета потребления тепловой энергии, горячей воды на коллективных (общедомовых) приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний температуры теплоносителя, давления, объёма потребления (базовое для многоквартирных домов, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учёта коммунальных ресурсов)

— Оснащение автоматизированными системами учета потребления холодной воды на коллективных (общедомовых) приборах учёта, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний давления и объема потребления (базовое для многоквартирных домов, имеющих техническую возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учёта коммунальных ресурсов)

— Обеспечение приёма данных с автоматизированных систем учёта потребления коммунальных ресурсов в единую диспетчерскую службу города (интеллектуальный центр городского управления), а в случае критических отклонений их показаний – выявление аварийных ситуаций и сроках их устранения с последующим контролем исполнения; синхронизация данных с ресурсоснабжающими организациями.

Сокращение потребления энергоресурсов в государственных и муниципальных учреждениях.

Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления — до 2024 года

Читайте также:  Законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Инновации для городской среды

Энергоэффективное городское освещение, включая архитектурную и художественную подсветку

Внедрение энергоэффективных технологий при организации наружного (уличного) освещения, замена имеющейся подсветки административных и иных муниципальных зданий на энергоэффективные аналоги с применением регулирования яркости освещения и автоматическим отключением в зависимости от времени суток и погодных условий, до 2024 года.

Автоматизированный контроль за работой дорожной и коммунальной техники, до 2024 года

— Внедрение системы автоматического контроля за передвижением и работой коммунальной, дорожной и иной специализированной техники с использованием систем навигации и/или фото- видео- фиксации.

— Контроль за эффективностью использования техники (расчет логистических маршрутов), а также за несанкционированным отклонением техники от маршрута.

Умный городской транспорт

Внедрение системы автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения — до 2021 года

— Внедрение системы автоматической фото-видео-фиксации нарушений правил дорожного движения с применением камер видеонаблюдения высокой чёткости, устанавливаемых с учетом данных об аварийности и потенциальной опасности совершения нарушения правил дорожного движения.

— Обеспечение доступа правоохранительных органов к данным из системы автоматической фото-видео-фиксации для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Интеллектуальное управление городским общественным транспортом

— Внедрение системы отслеживания передвижения общественного транспорта в онлайн-режиме — до 2020 года

Интеллектуальные системы общественной безопасности

Создание системы интеллектуального видеонаблюдения – до 2024 года

— Внедрение системы видеонаблюдения с функциями биометрической идентификации и видеоаналитики, а также автоматизированной системой контроля работы камер в местах повышенной опасности с синхронизацией имеющихся систем видеонаблюдения, в том числе установленных в рамках АПК «Безопасный город» (в соответствии с методическими рекомендациями Минстроя).

— Обеспечение доступа правоохранительных органов в систему видеонаблюдения.

Внедрение систем информирования граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций – до 2024 года

— Внедрение системы информирования граждан о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также о неблагоприятных условиях (погодных, техногенных) через мобильные средства связи.

Интеллектуальные системы экологической безопасности

Автоматизация системы управления обращения с твердыми коммунальными отходами – до 2023 года

— Внедрение автоматизированной информационной системы управления обращения с отходами, позволяющей оптимизировать маршруты движения специализированной техники для обеспечения эффективного использование ресурсов при сборе и вывозе отходов, а также осуществлять автоматический анализ расходов на сбор, вывоз и утилизацию отходов и тарифообразование с учётом капиталовложений на строительство новых объектов инфраструктуры.

— Обеспечение контроля за передвижением и работой специализированной техники в онлайн-режиме.

Минстрой России представил план реализации проекта «Умный город»

Житель современного умного города точно знает, когда придет автобус, может из дома записаться к зубному, оплатить счета, поменять водительские права и проверить школьный дневник ребенка. Коммунальщики управляют освещением и получают показания счетчиков воды в режиме реального времени, уличные камеры разыскивают нарушителей. Так это устроено сейчас, но для городов будущего одних технологий мало: в центре урбанистической вселенной должен стоять человек, а все технологии должны быть взаимосвязаны, чтобы приносить наибольшую пользу горожанам, бизнесу и государству.

Пришло на ум

Умные города возникли на стыке двух главных трендов современности – урбанизации и развития цифровых технологий. Понятию «умный город» всего пара десятков лет. В научной литературе оно появилось в 1994 г., а прижилось только два десятилетия спустя, когда комитет Европейской экономической комиссии ООН по городскому развитию и землепользованию объявил о старте проекта «Объединенные умные города». Его цель – помочь небольшим городам с разработкой подходящего плана по внедрению новых технологий для экономического и социального процветания.

На первых порах ядром понятия «умный город» были именно IТ-технологии: автоматизация управления транспортом и коммунальными службами, общественный интернет, электронный документооборот и цифровые сервисы. Затем к ним добавились идеи бережливого использования ресурсов и снижения воздействия на окружающую среду.

Современные города – какие они?

65% населения Земли
будет жить в городах к 2040 г., говорится в докладе ВЭФа «Анатомия умного города». Доклад предваряет цитата Веллингтона Уэбба, бывшего мэра Денвера: «Девятнадцатый век был эпохой империй, двадцатый – национальных государств, а двадцать первый будет веком городов».
1,3 млн человек
еженедельно переезжает жить в город. В 1800 г. в городах проживало только 3% жителей планеты. К 1950 г. городское население приблизилось к 29%, и спустя всего 60 лет в города переселилось более 50% людей на земле.
29 мегаполисов
с населением свыше 10 млн человек будет в мире к 2025 г. Сейчас таких агломераций 21, а всего 35 лет назад было лишь три: Нью-Йорк, Токио и Мехико. К 2025 г. в крупнейшем мегаполисе в мире – Токио будет жить 36 млн человек. Если бы Токио был страной, он занял бы 35-ю строчку в мире по численности населения.
> 500 городов-миллионников
существует сейчас на планете (только в Китае таких городов больше 200). В 1950 г. таких городов было 83, в 1900 г. – всего 12.
60% глобального ВВП
генерируют 600 крупнейших городов. Города потребляют 60–80% производимой электроэнергии, только на освещение приходится 19% мирового потребления электричества

Город можно назвать умным, когда его инвестиции в социальную сферу, традиционную инфраструктуру и передовые технологии – при бережливом отношении к ресурсам и коллективном управлении – приводят к устойчивому экономическому росту и повышению качества жизни. Такое определение умному городу дала консалтинговая фирма Deloitte в отчете «Smart cities. Как развитие технологий меняет экономику и общество» в 2015 г.

В качестве слагаемых городского «цифрового интеллекта» выступают даже такие привычные технологии, как покрытие сотовой связи, широкополосного интернета и общественного WiFi, доступность различных интернет-сервисов для поиска работы и бронирования жилья, утверждает российский Национальный исследовательский институт технологий и связи в докладе «Индикаторы умных городов». К элементам умной экономики исследователи причислили даже технопарки и онлайн-системы бронирования отелей.

Преимущества цифровизации города – в скорости и точности принятия решений, считают эксперты Deloitte: в режиме реального времени с помощью датчиков и камер можно отслеживать состояние инфраструктуры и быстро реагировать на поломки, транспортные заторы или нарушение порядка. Анализ больших данных позволяет принимать взвешенные решения, например размещать объекты инфраструктуры именно там, где люди бывают чаще всего и больше всего в них нуждаются. Спрос на высокотехнологичные решения становится дополнительным драйвером для развития бизнеса.

Цифровой Минстрой

Россия официально объявила о желании сделать города умными летом 2017 г. – их развитие стало одним из приоритетов нацпроекта «Цифровая экономика» с общим бюджетом 1,63 трлн руб. На следующий год Минстрой утвердил дорожную карту по проекту «Умный город». Она предполагает, что к 2024 г. государство потратит 13 млрд руб., чтобы создать банк решений по цифровизации городского хозяйства и внедрить их в пилотных городах. На полноценное развертывание проектов умного города в российских регионах потребуется 360 млрд руб., говорил бывший замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис на конференции «Умный город. Инструкция по применению».

Внедрять цифровые технологии Минстрой планирует по восьми направлениям: управление, ЖКХ, общественный транспорт, городская среда, системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. Чиновники ожидают, что цифровизация поможет российским городам снизить расходы, уменьшить аварийность коммунальных сетей, сделать городской транспорт более удобным (например, за счет единого проездного) и внедрить энергоэффективные системы освещения.

Сейчас в проекте участвует 177 городов с численностью населения свыше 100 000 человек каждый. Всем им предстоит к 2024 г. внедрить минимальный стандарт умного города: создать платформы учета мнения горожан по образцу московского проекта «Активный гражданин»; единые диспетчерские службы для управления городской коммунальной инфраструктурой; внедрить интеллектуальное управление общественным и коммунальным транспортом и вывозом отходов; сократить потребление электричества; установить камеры видеонаблюдения.

Воронеж, например, планирует начать с «цифровой трансформации водоканала». Город установит датчики и умные системы учета расхода воды, которые позволят лучше управлять загрузкой сетей, потреблением воды и потерями, а также повысить эффективность расчетов с потребителями. В Туле в рамках проекта появится 8 умных светофоров и 30 остановок с электронными информационными табло, заработает система интеллектуального освещения, WiFi в историческом центре и видеокамеры, распознающие номера машин и лица прохожих.

Город Сатка в Челябинской области обновил уличное освещение: теперь оно автоматически включается, выключается и регулирует яркость в зависимости от времени суток и погодных условий. Только за один месяц это позволило сэкономить 83% электроэнергии, сообщало агентство ТАСС со ссылкой на данные «Ростелекома». Сейчас город устанавливает на мусорные контейнеры датчики, сигнализирующие о наполнении, и оборудует интеллектуальные пешеходные переходы, которые за 50 м до «зебры» предупреждают водителя, что на переход вышел человек или животное.

Решения для городов-инноваторов Минстрой объединил в банк технологий, оборудования и программ для цифровизации городского хозяйства. Сейчас в банке 364 проекта: для управления наружным освещением, автоматизации расчетов за ЖКХ, фиксации нарушений на дорогах, распознавания лиц, электронного образования и вывоза мусора. Каждый проект – со списком подрядчиков, примерной стоимостью и сроками на внедрение.

Электронное счастье

Эксперты критикуют технократичность российского подхода. В России за умные города взялись как за инфраструктурные проекты, без оглядки на реальные потребности жителей, написал исследователь темы умных городов, президент группы компаний SLC Ли Шобин в статье, опубликованной в журнале «Вопросы регулирования экономики».

Российские чиновники готовы поспорить с критиками. Например, Москва начинает свою концепцию «Умный город – 2030» со слов: «Миссия проекта – с помощью цифровых технологий сделать москвичей более счастливыми, здоровыми, образованными, повысить их благополучие». Первый основополагающий принцип проекта – концентрация на человеке, обеспечение условий для полноценной качественной и счастливой жизни. Второй – привлечение горожан к управлению столицей с помощью онлайн-систем для голосований, обращений и жалоб. У проекта правительства Москвы «Активный гражданин» сейчас около 2,6 млн пользователей. За пять лет работы столичные власти провели на платформе более 4300 голосований. Здесь, например, голосовали за дизайн восьми новых станций метро, проекты благоустройства, формат школьных каникул и многое другое.

Читайте также:  Системы ливневой канализации Ульяновска очищаются в круглосуточном режиме

Цифровая революция

Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции, которая радикально поменяет производство и образ жизни человечества, написал швейцарский экономист и основатель ВЭФа в Давосе Клаус Шваб в своей книге.
Первой промышленной революцией экономисты называют открытие и внедрение паровых двигателей и механизмов на производстве в конце XVIII в. Вторую революцию породило электричество, которое помогло создать массовые конвейерные производства в конце XIX в. Третья индустриальная революция – плод внедрения электроники и роботов в промышленности в середине XX в.
Нынешнюю, четвертую, называют революцией «киберфизических» систем, в которых стерты грани между физическим, цифровым и биологическим. Драйверы этой революции – искусственный интеллект и машинное обучение, анализ больших массивов данных, интернет вещей, биотехнологии и редактирование генома.
Новая эпоха индустриализации меняет рынок труда – некоторые профессии навсегда уходят из жизни, наполнение других меняется. Из-за автоматизации только в 2020 г. лишатся работы по меньшей мере 5,1 млн человек, говорится в докладе ВЭФа. Возможность постоянного общения онлайн меняет коммуникации и отношения внутри общества.

Федеральный проект «Умный город» тоже стремится вовлечь россиян в управление городами. Цифровые платформы и сервисы для общественных голосований и сообщений о проблемах должны заработать во всех регионах страны уже в 2020 г., сообщает сайт Министерства строительства и ЖКХ со ссылкой на слова министра Владимира Якушева. К 2024 г., по плану Минстроя, 30% горожан будет вовлечено в процессы формирования комфортной городской среды, говорит министр.

В частности, в Мурманской области запустили портал «Наш Север», а в Ненецком автономном округе – «Народный контроль». Они позволяют проводить голосования и обсуждения по вопросам городского развития. Татарстанский город инноваций Иннополис пошел по пути краудсорсинга идей и разработал площадку для сбора предложений от жителей. Сервис показывает статус выполнения предложений и отображает на карте все существующие идеи или проблемы. В Подмосковье внедряют платформу, которая объединит «Добродел» (портал правительства Московской области, где можно пожаловаться на проблемы с уборкой улиц или освещением) и обращения граждан с горячей линии губернатора и социальных сетей.

Как реализуется проект «Умный город»: примеры регионов

Год назад Министерство строительства и ЖКХ России представило проект стандарта «Умного города». Мы побывали на всероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» и выяснили, как сегодня идёт реализация проекта. Читайте о том, какие технологии и просто хорошие управленческие решения помогают УО и муниципалитетам лучше управлять домами и городским хозяйством.

«Умные» управленческие решения в Московской области

Согласно планам Минстроя РФ, к концу 2024 года в сфере ЖКХ должно стать на 30% больше цифровых технологий. При этом проект «Умный город» – это не только технические инновации. Во многом комфорт и удобство жизни людей зависят от эффективности работы органов власти, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов. А сделать их работу лучше можно в том числе с помощью «умных» управленческих решений.

К примеру, власти Московской области для более оперативной работы с жителями создали Центр управления регионов (ЦУР). В такой Центр стекается информация от всех муниципалитетов, а обращение на портале может оставить любой житель Подмосковья. Если заявка носит операционный характер (почистить тротуар, убрать свалку мусора и т.д.), то обрабатывается она за один день. К слову, ещё год назад этот срок составлял не менее 7 дней. Добиться быстрого решения проблем удалось вот какими способами:

  1. Для управления процессами используется концепция BPM, которая даёт ответы на пять главных вопросов: где, когда, зачем, как и какая работа ведётся, и кто отвечает за неё. За каждым обращением закрепляется ответственное лицо, а процесс выполнения задачи максимально прозрачен.
  2. Чтобы оценивать ситуацию по Московской области в целом ЦУР создал «светофор». Это тепловая карта, которая в режиме реального времени отображает, как муниципалитеты обрабатывают поступающие обращения. Зелёным цветом подсвечиваются районы, где это делают успешно, жёлтым – территории со средними результатами, а красным – где ответственным лицам нужно будет найти нужные слова для отчёта перед губернатором.
  3. Население Московской области вовлекается в обсуждение проблем региона и даже участвует в распределении бюджета на их решение. Высказать свою точку зрения, поучаствовать в голосованиях и опросах жители могут на портале «Добродел».

«У нас простой подход: по понедельникам губернатор заслушивает отчёты центральных органов исполнительной власти, по вторникам – ответ держат представители муниципалитетов, конкретные должностные лица. Такая волшебная синергия сквозной ответственности даёт удивительные результаты», – рассказал Анатолий Курманов, советник министра государственного управления, информационных технологий и связи МО.

Анатолий Курманов, советник министра государственного управления, информационных технологий и связи МО.

IT-технологии в сфере ТКО

В России продолжается переход на новую систему обращения с ТКО и в этой сфере тоже не обходится без цифровых технологий. К примеру, в Московской области оптимизировать процессы по вывозу мусора помогает программно-аппаратный комплекс (ПАК), разработанный компанией «Большая Тройка».

Система в автоматическом режиме определяет наполняемость мусорных контейнеров, учитывает загруженность полигонов, следит за движением мусоровозов и прокладывает наиболее экономичные маршруты для вывоза ТКО.

Стратегическая сессия «Цифровые регионы и умные города. ЖКХ-аспект»

Математическая модель, заложенная в основу комплекса, даёт понимание полной картины обращения с ТКО. Регионы могут заранее просчитывать логистику, контролировать деятельность регионального оператора и обеспечивать потребителям услуг минимально возможные тарифы.

При этом сложности всё же остаются. «Если вблизи города с населением в 100 тысяч жителей неверно выбрать место для строительства объекта инфраструктуры и перенести его на 40 км из-за недоговорённости местных властей, это будет стоить 56 миллионов рублей переплаты», – объяснил на примере генеральный директор ООО «Большая Тройка» Артём Седов.

Чтобы сформировать эффективную систему обращения с отходами, органы власти региона должны избегать территориальных ошибок и придерживаться чётких расчётов и прогнозов разработчиков. Так удастся сэкономить миллионы средств конечных потребителей и обеспечить рентабельность работы регионального оператора.

Опыт использования цифровых решений на примере УО

Качественное и удобное для жителей обслуживание домов – это хорошо, но ещё лучше, когда информация по оказанным услугам доступна и понятна любому потребителю. Этим принципом руководствуется «Лига ЖКХ», которая поделилась на форуме своим опытом применения it-технологий. Сегодня УО обслуживает 32 дома, в которых проживают 18 тысяч жителей, и в вскоре расширит свою географию.

Организация ведёт открытый электронный рейтинг энергоэффективности обслуживаемых домов и публикует информацию по каждому МКД на отдельной странице сайта. Жители видят сумму поступивших платежей и расходы по дому, температуру воды в системе, могут оплачивать через личный кабинет коммунальные услуги и передавать показания счётчиков.

Директор УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин рассказывает об «умных» решениях для УО и жителей

В случае отключений коммунальных услуг с помощью мобильного приложения потребителям рассылаются пуш-уведомления. Также ежемесячно организация делает рассылки о проделанной по дому работе и этот формат отчётности очень нравится её получателям. Однако, по словам Ильи Сотонина, директора УК «Лига ЖКХ», есть и многое из того, что требует улучшения.

За последнее время в «Лигу ЖКХ» поступили ещё 643 заявки на обслуживание, а это значит, что предстоят много общих собраний собственников. Выбор новой управляющей организации нередко оборачивается для жителей «войной» со старой УО, изучением и сбором массы документов. Общие собрания собственников можно организовывать через интернет уже сегодня. Однако гораздо удобнее жителям и управляющим компаниям станет, если в будущем с помощью электронного ОСС можно будет выбирать новую УО.

По мнению Ильи Сотонина, у каждого многоквартирного дома должен быть свой отдельный расчётный счёт. Таким образом можно сделать работу по дому более прозрачной и избежать ситуаций, когда деньги одного МКД уходят на обслуживание другого.

Ещё один частый риск – это некачественно проведённые подрядчиком ремонтные работы. Жители обычно винят в этом управляющие организации, однако, зачастую и сами УО получают в виде исполнителя «кота в мешке». Хорошим решением мог бы стать единый реестр подрядчиков в сфере ЖКХ. Тогда управляющие компании заранее могли бы знать репутационный рейтинг подрядных организаций и согласовывать выбор с собственниками МКД.

Какие технологии внедрить в работу своей компании

В России уже действует стандарт «Умного города». А это значит, что управляющим организациям для успешной конкуренции на рынке ЖКХ уже не обойтись без применения цифровых технологий.

К примеру, с учётом введения новых правил работы аварийно-диспетчерских служб, самое время автоматизировать приём и обработку обращений жителей МКД. Сделать это можно с помощью сервиса «АДС на 100%».

Собственники помещений МКД не всегда охотно приходят на общие собрания. Сделайте так, чтобы голосовать по вопросам повестки им было удобно в любое время и в любом месте с приложением «Моя Квартира». Оформить и сохранить в электронном виде документы общего собрания, а также автоматически подсчитать голоса и выгрузить результаты в ГИС ЖКХ позволяет сервис «ОСС на 100%».

Ещё больше узнать о цифровых возможностях для управляющих организаций можно здесь.

Ссылка на основную публикацию