Минстрой России контролирует качество жилья, предоставляемого взамен аварийного

Права у дома: в России появится система контроля ветхого жилья

В России создадут систему технического учета домов, которая позволит детально контролировать состояние жилого фонда. Проработку поправок поручили Минстрою, говорится в документах правительства, копия есть в распоряжении «Известий». Изменения необходимы для повышения эффективности капремонта в стране и снижения количества ветхих домов. Благодаря системе техучета появится возможность корректировать программы ремонта и отдавать приоритет наиболее нуждающимся в нем зданиям, рассчитывают эксперты.

Учетные правила

Правительство поручило Минстрою проработать поправки в законопроект об изменениях в Жилищный кодекс. Они нужны для создания системы технического учета жилого фонда в стране. Об этом говорится в протоколе от 6 октября 2019 года за подписью и.о. директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства Вячеслава Торсунова. В документе уточняется, что система техучета необходима для повышения эффективности капитального ремонта.

Создание системы позволит скорректировать программы — появится возможность отдавать приоритет наиболее нуждающимся в капремонте домам, сказал ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук. Он добавил, что по сути, появится контроль за ветхими домами — это необходимо, чтобы они не становились аварийными.

По словам Павла Склянчука, поправки планируется внести в Госдуму в весеннюю сессию. Эту информацию «Известиям» подтвердила исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова. Она отметила, что Минстрой привлекал ассоциацию для разработки поправок.

–– Участники рынка ждут эту систему, она действительно очень нужна, –– подчеркнула Анна Мамонова.

В Минстрое «Известиям» сообщили, что поправки в настоящий момент находятся на стадии проработки.

Крупными мазками

Чтобы адекватно формировать долгосрочные программы капитального ремонта, необходимы данные о реальном состоянии жилых домов, отметил депутат Госдумы Илья Осипов. За последние десять лет, после того, как в 2008 году была упразднена обязательная система Бюро технической инвентаризации (БТИ), информация о состоянии домов в большинстве регионов оказалась утеряна.

Как уточнил генеральный директор СК «Перспектива» Михаил Иванов, часть полномочий БТИ — по регистрации собственности и созданию кадастровых документов, передали Росреестру. В результате у домов, по сути, остался только кадастровый паспорт, который можно сравнить с паспортом человека — в нем лишь самая необходимая информация, уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

–– Поэтому программы капремонта были составлены «на глазок», крупными мазками — очередность ремонта определяется в соответствии с годом постройки и серией дома, –– сказал Илья Осипов.

Этого недостаточно, поскольку существует множество факторов, влияющих на состояние здания, отметил Павел Склянчук. К примеру, 20 лет назад могло произойти небольшое землетрясение, ураган или наводнение, что отразилось на конструктивных элементах. За старыми домами нужно внимательно следить и вовремя их «лечить», чтобы они оставались безопасными, подчеркнул он.

Как рассказала генеральный директор Союза профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ Вера Москвина, сейчас даже проектно-сметная документация на капитальный ремонт дома составляется по одному шаблону, зачастую без выезда проектировщиков на объект.

–– На месте выясняется, к примеру, что в смете серия и этажность дома совпадают с реальностью, но не соответствуют индивидуальные характеристики, –– уточнила эксперт.

Решение проблем

По мнению парламентария Ольги Павловой, система государственного учета домов станет решением перечисленных проблем.

–– Совместно с депутатами Госдумы мы неоднократно предлагали редакцию поправок к законопроекту, которую поддержали и регионы, и профильный комитет, –– сказала она.

Создание системы предполагает, что в одном месте будут собраны все сведения о состоянии домов — например, когда проводился текущий и капитальный ремонт, в каком состоянии находятся конструкции здания и другая важная информация, рассказала Анна Мамонова. Это позволит выставлять приоритеты в краткосрочных и долгосрочных программам капремонта. Кроме того, если за домом следить, своевременно делать текущий и капитальный ремонт, это отдалит его ветшание, добавила эксперт.

Также появится возможность контролировать деятельность подрядчиков и их реальные расходы, отметила адвокат НЮС «Амулекс» Виталина Лимонова.

В протоколе правительства говорится, что электронный архив технической документации должен быть создан на базе системы ГИС ЖКХ. По словам исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов, работа системы техучета жилого фонда предполагает и регулярный осмотр домов. Однако вопрос о том, кто именно будет проводить осмотры и за чей счет, пока остается открытым и находится в стадии обсуждения, уточнила Анна Мамонова.

Стоимость экспертизы технического состояния жилого дома в Москве начинается от 30 тыс. рублей, в Петербурге — от 25 тыс., в регионах — от 20 тыс. Окончательная цена зависит от разных факторов, полноценное обследование 5-этажного здания может обойтись и в 1 млн рублей, оценил директор по развитию оценочной компании «Апхилл» Лев Сальц.

По мнению Веры Москвиной, есть вероятность, что осмотры будут оплачиваться за счет собранных с граждан средств на капремонт. Но желательно, чтобы эти работы проводились на бюджетные деньги, добавила она. Павел Склянчук считает, что софинансирование со стороны госказны, скорее всего, будет предусмотрено.

Программу переселения граждан подрывает качество строительства

Из-за просрочек при расселении аварийного жилья в 2014 году Фонд содействия реформированию ЖКХ (Фонд ЖКХ) ограничил финансирование регионов на общую сумму 7,18 млрд руб., сообщила вчера госкорпорация. Впрочем, реализацию программы осложняет и другая проблема — качество жилья, предоставляемого взамен аварийного. По оценке экспертов 27 исследованных регионов, лишь 9% новых домов можно оценить как “качественные”. Самые серьезные нарушения наблюдаются в малоэтажных домах: их проекты не проходят экспертизу и утверждаются муниципалитетами в “экономном” варианте.

Фонд ЖКХ подвел итоги работы по расселению аварийного жилья в 2014 году. По данным госкорпорации, расселено 2,96 млн кв. м и переселено 193 тыс. человек. При этом выявлены нарушения в 35 субъектах, из них восьми регионам полностью остановили финансирование, остальным ограничили выделение 7,18 млрд руб. из-за нарушения сроков выполнения программы. Как отмечает Фонд ЖКХ, ограничение затрагивает менее трети лимитов регионов и “не должно создать препятствия для начала реализации программ переселения в 2015-2016 годах”, а большинство нарушителей все же выполнили ее в 2014-м.

Регионы строятся в очередь за бонусами

Однако, несмотря на формальные успехи в выполнении программы, возникает другая проблема — низкое качество жилья, построенного взамен аварийного. Как отмечает НИЦ “Особое мнение” в своем докладе, который будет представлен сегодня на круглом столе об итогах комплексного мониторинга переселения граждан из аварийного жилья, 65% новых домов в изученных экспертами 27 регионах оказались низкого качества. В 32% новостроек выявлены существенные недостатки, исключающие проживание людей (отсутствие коммуникаций, трещины). Еще 33% построены с недоделками, включая проблемы с мусоропроводом, “вылезающие” трубы и провода. Качественных домов, отмечают авторы доклада, всего около 9%, 26% имеют “мелкие недостатки”.

На этот вопрос уже обращали внимание в правительстве на заседании 9 апреля, но в представлении властей проблема менее масштабна. Глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что в 2014 году было выявлено 14 регионов, где зафиксированы факты предоставления жилья, не отвечающего требованиям. Так, в поселке Белые Берега Брянской области восемь домов были признаны непригодными для жилья. “К счастью, таких некачественных домов немного. Общий объем, конечно, там не превышает 1%, поэтому это несильно портит картину общую”,— заявил тогда министр.

Как аварийным домам дали расчет

По данным НИЦ “Особое мнение”, чаще всего брак и недоделки встречаются в малоэтажных домах, что объясняется их многочисленностью. Кроме того, исключительно у малоэтажек отсутствуют основные коммуникации. “Можно предположить, что проблемы с подключением коммуникаций стали отчасти результатом того, что проекты не проходят экспертизу и утверждаются муниципальными чиновниками в “экономном” варианте, то есть без затрат на подведение тех или иных инженерных коммуникаций”,— полагают эксперты. Минстрой декларирует намерение бороться с этим: в 2015 году планируется ввести обязательное наличие допуска СРО при проектировании и строительстве малоэтажных домов, а также экспертизу строительной документации и госстройнадзор для малоэтажек, строящихся по государственным и муниципальным контрактам. Впрочем, наличие допуска СРО также не гарантирует качества строительства: проблему торговли СРО допусками пока ни отраслевому объединению, ни Минстрою решить не удалось.

Еще одна проблема в том, что система торгов при выборе подрядчика построена на принципе снижения цены, поясняет ведущий юрисконсульт “Института экономики города” Дмитрий Гордеев. “Победитель зачастую экономит практически на всем”,— говорит он. Свою роль играет и попустительство муниципалитетов, которые принимают дома и дают разрешение на ввод их в эксплуатацию. Исправить ситуацию, по мнению господина Гордеева, может персональная ответственность муниципальных чиновников: “Они должны отвечать рублем”.

Минстрой предлагает расселять аварийное жильё по новым правилам

Соответствующий законопроект ведомство может внести в Госдуму до конца июля

Владельцы квартир в домах, которые близки к разрушению, но ещё «подают признаки жизни», а следовательно, пока не могут быть признаны аварийными и подлежать расселению, могут рассчитывать на новые инструменты решения свои житейских проблем. Подготовленный Министерством строительства и ЖКХ законопроект, который вводит новый порядок определения степени пригодности для проживания жилых помещений и предусматривает меры господдержки переселенцев и инвесторов, может поступить в Госдуму до конца июля. В Совете Федерации уже предлагают дополнить инициативу рядом существенных поправок, которые исключат двусмысленность. Это позволит более эффективно контролировать исполнение свежих норм.

Отделяем ветхое от аварийного

По данным Минстроя, с 2008 по 2017 год в стране расселили более 15 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Однако проблема всё ещё остаётся в разряде актуальных, ведь по состоянию на 1 января 2019 года столько же помещений нуждается в скорейшем расселении.

Читайте также:  В Костроме вырастут штрафы за плохой вывоз мусора

Как переехать из аварийного жилья?

Авторы проекта закона предлагают применить к «лечению застарелой болезни» новые методы: наряду с понятием «аварийное» жильё ввести в Жилищный кодекс понятия «ветхое» и создать новые механизмы господдержки для граждан, проживающих в неблагополучных помещениях. При этом для ветхих домов, согласно инициативе, регионы могут создавать особые условия в рамках отдельной подпрограммы капитального ремонта многоквартирных домов, пояснил «Парламентской газете» первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. Правда, конкретные механизмы и методические рекомендации будут разработаны Минстроем и регионами позже.

«Такое жильё не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан и не требует обязательного отселения, поэтому при соответствующем ремонте и последующем регулярном мониторинге технического состояния может эксплуатироваться до момента, когда оно будет признано непригодным для проживания, Документом предусмотрен и ряд мер господдержки — как для инвесторов, так и для жителей расселяемых домов, которые хотят не просто получить недвижимость взамен аварийной», — отметил эксперт.

Ранее сообщалось, что Минстрой планирует закончить работу над поправками до конца июля. По данным Сохранова, проект закона должен быть внесён в Госдуму до конца июля.

Частный инвестор поможет, но не везде

Понятно, что такой подход принципиально не решает вопрос, так как не все территории могут быть интересны для частного капитала, считает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Ковалёв. Парламентарий убеждён в необходимости закрепить в законопроекте точные параметры жилья, которое нуждается в расселении и которое можно оставить «на потом».

Хотя лучше не оставлять, добавил он. Потому что, если подсчитать все траты на капитальный ремонт ветхой пятиэтажки, то они превысят всякую разумную необходимость. «Ведь необходимо не просто заменить кровлю и отремонтировать стены дома, но полностью поменять инженерные коммуникации с последующим косметическим ремонтом. А для этого жильцов дома требуется расселить. Если суммировать все затраты, получится, что они значительно выше, чем построить новый дом», — подчеркнул сенатор.

При этом Ковалёв предлагает усилить ответственность застройщика за использование при строительстве жилья только качественных стройматериалов и соблюдение всех технологий. Это позволит повысить долговечность домов и, следовательно, снизить объёмы появляющегося в стране нового аварийного и ветхого жилья.

Социальный аспект нельзя исключать

Впрочем, вопрос долговечности нового жилого фонда, по мнению члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олега Цепкина, имеет также хоть и не столь очевидный на первый взгляд, но достаточно чувствительный для местных властей социальный подтекст.

Кому восстанавливать жилые дома-памятники

Олег Цепкин призвал учитывать социальной аспект, так как даже качественно построенный дом может прийти в негодность раньше положенного срока, если за ним не следить.

«Особенно остро проблема стоит в небольших муниципальных образованиях, где администрация с большим трудом смогла построить один десятиэтажный дом за последние десять лет. Главы ходят, «молятся» на эти дома, потому что смогли решить проблемы многих граждан, а потом у них дрожит голос, когда рассказывают, в какое запустение пришёл дом после года эксплуатации, понимая, что спустя некоторое время им придётся всё это восстанавливать», — отметил парламентарий.

Крыша по выбору

Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране. Один из них – иск жительницы Якутска к городским чиновникам. В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает. Выход, на их взгляд, – выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить “равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение”.

Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал. Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.

В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле “имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений”. Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.

Вот что увидел в материалах дела Верховный суд. Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения. Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.

В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен “подлежащего изъятию для муниципальных нужд” квадратных метров в аварийном доме. Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет “без дополнительной платы”. Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого “допускается только по соглашению с органом местного самоуправления”. А такое соглашение “достигнуто не было”, так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась. А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.

Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее – в случае, когда собственник жилья в аварийном доме “не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме”.

Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.

Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано – принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье. Это опять Жилищный кодекс, статья 32.

Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.

Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой – наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность. От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав “в виде предоставления другого жилья в собственность”.

И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации – принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.

Вывод: по Закону “О Фонде содействия реформированию ЖКХ” у местной администрации “имеется обязанность” предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье. Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они “подлежали применению”.

И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды “ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла”.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Читайте также:  В Екатеринбурге открыли филиал «Национального жилищного конгресса»

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения. При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем. Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда. При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет. До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки. Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения. Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов. На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

– За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда. Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, – подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Новый закон 2019-2020 переселение из аварийного и ветхого жилья (домов), программа для граждан, как происходит, изменения в законодательство, ЖК РФ, фонд ЖКХ, судебная практика, что пишет официальный сайт Кабмина – последние важные новости сегодня

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года №2292-р., подготовленном во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в Госдуму ФС РФ 8 октября 2019 года был внесен законопроект о совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья в регионах России, в том числе, из районов Крайнего Севера, пишет официальный сайт Кабмина. О том, как происходит и будет происходить расселение ветхого дома: как выделяется квартира для граждан, какую площадь дают собственникам (нормы площади), какие документы нужны, судебной практике на местах и как будет реализовываться федеральная программа в 2020 году читайте ниже.

Итак, проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем России во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2 октября 2018 года (№Пр-1927 от 23 октября 2018 года), сообщается на официальном сайте Правительства РФ.

В осеннюю сессию 2019 года или весеннюю сессию 2020 года Госдумы ФС РФ законопроект должен быть согласован депутатами нижней палаты российского парламента и сам закон вступит в силу в 2020 году.

ТАСС сообщает, что в законопроекте прописаны критерии признания домов аварийными, механизмы возмещения за изымаемые квартиры в аварийных домах, права регионов устанавливать дополнительные механизмы обеспечения жильем переселенцев из непригодных домов. Помимо этого, министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев 3 октября 2019 года сообщил, что застройщикам, расселяющим аварийное жилье, могут предоставляться субсидии за счет региональных программ по расселению, софинансируемых через Фонд ЖКХ.

Также документ предоставляет властям регионов право устанавливать собственникам квартир дополнительные меры социальной поддержки при переселении из аварийных домов. На совещании премьер-министр Дмитрий Медведев указывал, что это может быть субсидия, покрывающая часть расходов на ипотеку, и другие механизмы на выбор субъекта РФ.

Он также уточнил, что поправки в закон о Фонде ЖКХ закрепляют принцип целевого использования земли под расселяемыми аварийными домами, чтобы она не отдавалась под коммерческую застройку. Также расширяются направления, на которые можно направить средства фонда, — это специальные социальные выплаты и льготная ипотека, указал Медведев, информирует “Парламентская газета”.

Объем финансирования федерального проекта по расселению аварийного жилья будет пересматриваться ежегодно с учетом показателей регионов, достигнутых в этой сфере. Об этом ТАСС заявил советник министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров.

“Субъектами были разработаны и представлены в Минстрой России региональные паспорта, в результате был утвержден паспорт федерального проекта. Мониторинг достижения показателей проекта будет осуществляться через систему “Электронный бюджет”, сейчас мы заключаем соглашения с регионами о реализации проекта. Также планируется ежегодный пересмотр общего объема финансирования проекта по годам в рамках бюджетного процесса. При этом будут учитываться достигнутые субъектами результаты выполнения проекта в предыдущие годы”, — сказал Егоров.

Читайте также:  В Ульяновске будут выселять неплательщиков коммунальных услуг

“Поскольку социально-экономическая ситуация в различных регионах разная, мы предлагаем дополнительные механизмы расселения именно как опцию, которую регион сможет выбрать сам, в том числе для разных населенных пунктов внутри региона. Например, в крупных городах будет актуально привлечение частных инвесторов, для удаленных населенных пунктов, из которых население выезжает, будут востребованы субсидии, которые дадут право гражданам купить жилье в другом городе”, — разъяснил Егоров.

Переселение граждан из аварийного жилья, как ожидается, будет производиться не только за счет бюджета, но и при участии инвесторов. Как ранее сообщали в Минстрое, привлечь бизнес к этой проблеме пытались и раньше, однако все уперлось в недостаточность законодательной базы. Сейчас министерство устраняет этот пробел.

Еще одним существенным моментом реализации программы расселения станет разделение понятий аварийного и ветхого жилья. Минстрой предложил уточнить, какая степень износа допустима для каждого из них. В случае с аварийным жильем дом признается непригодным для проживания, а решением проблемы может стать расселение и снос. В случае с ветхим допустим капитальный ремонт и продление жизненного цикла здания.

“По сути, ветхое жилье — это значительно изношенное жилье, но по своим эксплуатационным параметрам еще не ставшее аварийным. Поэтому для него нужны особые условия эксплуатации — регулярные обследования и поддерживающий ремонт. Именно для того, чтобы обеспечить реализацию таких работ и учесть возможность проведения постоянного их мониторинга, Минстроем России уточнено определение аварийного жилья и введено в законодательство понятие ветхого жилья”, — резюмировал Егоров.

Оператором расселения граждан из аварийного жилья выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ, ранее срок работы этой госкорпорации был продлен до 2026 года. По данным, опубликованным на портале “Реформа ЖКХ”, с 2008 по 2017 год было расселено более 15 млн кв. м аварийного жилья. Как пояснили в Минстрое, по национальному проекту до 2024 года планируется переселить в новые дома более 664 тыс. человек, которые в настоящий момент проживают в аварийном фонде площадью 12 млн кв. м.

На реализацию федерального проекта по “аварийке” планируется направить 500 млрд рублей. 432 млрд рублей — это средства федерального бюджета, 68 млрд — из региональных бюджетов.

Верховный суд разъяснил правила переселения из ветхого жилья. Новая квартира для переселенцев из старого и аварийного жилья никак не может быть по площади меньше и хуже старой – заявил Верховный суд РФ, пересматривая итоги одного весьма типичного спора, пишет “Российская газета”. Городские власти Волгограда судились с потенциальными новоселами, которые категорически отказывались ими становиться.

Ситуация, которой занималась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, оказалась весьма распространенной.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог – дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась – у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом – те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Районный суд, куда попал иск городских властей, принял решение – переселить строптивых жильцов.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти – отказал.Так “переселенческий” спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были – изолированные.

Администрация города, после того, как приняла решение снести старый дом, предоставила женщинам квартиру в 44 квадратных метра, но с проходными комнатами. Районный суд, когда выносил решение о принудительном новоселье, сказал, что квартира равнозначная и благоустроенная. Апелляция напротив – заявила, что смежные комнаты “не улучшают жилищные условия семьи”.

Верховный суд, соглашаясь с районными коллегами, напомнил, про статьи Жилищного кодекса – 85, 86 и 89. В них говорится следующее: когда людей выселяют из ветхого жилья, в котором они проживали по договорам соцнайма, то местная власть обязана предоставить им жилье также по договорам соцнайма. Новая квартира должна быть благоустроенной “применительно к условиям того населенного пункта”, где люди жили. А еще должна быть не меньше старой по квадратным метрам и быть в границах того населенного пункта, в котором граждане живут.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, – жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Именно поэтому, подчеркнул Верховный суд, выводы районного суда, слушавшего этот спор, были верными. А райсуд решил, что новая квартира “отвечает уровню благоустроенности применительно к условиям данного населенного пункта”, да и по метражу новое жилье больше.

А вот апелляция, которая в смежных комнатах новой квартиры увидела ущемление жилищных прав новоселов, неправильно применила закон. Верховный суд напомнил, что в статье 89 Жилищного кодекса сказано следующее. При предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве одного из критериев равнозначности “предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому”.

Это условие закона городская власть выполнила, констатировал Верховный суд. А вот у апелляции “отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции”.

Итог пересмотра спора таков: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила решение апелляции и оставила в силе вердикт Красноармейского районного суда Волгограда.

Соответственно, 2020 году указанные изменения коснутся жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Ссылка на основную публикацию