Минэкономразвития намерено приравнять российские тарифы к европейским

Как Минэкономразвития предлагает повышать тарифы ЖКХ из-за роста НДС

Минэкономразвития сформулировало свои предложения об индексации коммунальных тарифов в связи с повышением НДС. По плану министерства она должно пройти в два этапа, причем рост платы за ЖКХ должен уложиться в прогноз по инфляции. Предложения МЭР направлены в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), РБК ознакомился с документом.

«Министерство действительно направило такое письмо в заинтересованные ведомства», — подтвердили РБК в пресс-службе Минэкономразвития.

Вслед за налогом

О том, что вслед за ростом НДС с 18 до 20%, который запланирован на 1 января 2019 года, власти обсуждают дополнительное повышение тарифов ЖКХ, в начале августа сообщила газета «Известия». Сейчас тарифы повышаются ежегодно с 1 июля, средняя индексация ограничена ориентиром по инфляции (4%).

Повысить тарифы уже с 1 января попросила ассоциация «ЖКХ и городская среда» (письмо об этом она направила главе Минстроя Владимиру Якушеву). Там говорилось, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на 4,5 трлн руб., за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд руб. Ассоциация объединяет организации и партнерства, работающие в сфере ЖКХ: водоканалы, поставщиков электроэнергии, энергосбытовые компании, управляющие компании и т.д.

Чтобы предотвратить негативные тарифные последствия, МЭР предлагает повысить тарифы с 1 января частично. Размер повышения составит 1,7% — именно так, по оценке министерства, вырастет совокупный платеж граждан за коммунальные услуги из-за роста НДС с 18 до 20%. Согласно действующему законодательству, напоминает Минэкономразвития в документе, тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а их индексация проводится 1 июля. Чтобы избежать противоречий в законе, МЭР предлагает оставить такой запрет, но сделать исключение из-за повышения НДС.

В то же время министерство предлагает скорректировать величину индексации с 1 июля 2019 года так, чтобы совокупный рост платы граждан «оставался в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Таргет Центробанка по инфляции составляет 4%, но пока этот показатель ниже: в 2018 году, по прогнозу Минэкономразвития (*.pdf), цены вырастут на 3,1%. Однако в следующем году на фоне повышения НДС инфляция, согласно ожиданиям МЭР, ускорится до 4,3%.

Из-за повышения 1 января индексация платы за ЖКХ 1 июля, как пишет МЭР, должна быть снижена с 4 до 2,4%. Это ниже фактической инфляции 2017 года, указывает министерство, ссылаясь на поручение президента Владимира Путина 2013 года, согласно которому тарифы на коммунальные услуги должны расти не быстрее прошлогодней инфляции. Решение о тарифах на 2019 год принимается в 2018 году, поэтому предельным уровнем выступает инфляция 2017 года, которая, по данным Росстата, составила 2,5%.

При этом с 1 июля 2017 года тарифы индексировались на 4% «при фактической инфляции за 2017 год и за период с июля 2017 года по июль 2018 года на уровне 2,5%», напоминает министерство. За счет этого коммунальные компании, по предварительной оценке, «получили около 60 млрд руб. дополнительных доходов», отмечает МЭР.

Минэкономразвития пишет, что в связи с повышением НДС расходы коммунального комплекса в 2019 году вырастут на 16 млрд руб. (уже с начала года у них возникнет обязанность по уплате НДС, которую нельзя выставить в качестве платы населению). Но это составляет менее 1% средств, которые он получит при дополнительной индексации с июля 2019 года, указывает МЭР.

«Если НДС в плате граждан будет учитываться с 1 июля, то ресурсоснабжающие организации все равно будут его оплачивать с 1 января, как и предусмотрено поправками в Налоговый кодекс, но за свой счет — и потом включат возникшие от этого убытки в тарифную базу. Это около 0,8 п.п.», — говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. В таком случае с учетом ожидаемой инфляции, а также прямого роста тарифов от повышения НДС (1,7 п.п.) рост совокупного платежа граждан 1 июля может быть заметно больше, чем 4%, объясняет он.

Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин заявил РБК, что январское повышение тарифов на 1,7% позволит учесть рост НДС. Однако с индексацией тарифов в июне на уровень ниже инфляции он не согласен: «Если мы с такой периодичностью начинаем пересматривать тарифы, то это нужно закреплять как правило. Если в следующем году инфляция вдруг будет не 2,5%, а, например, 5%, то нужно, чтобы с такой же скоростью и быстротой корректировались тарифы».

Корректировки происходят только в сторону снижения, а не в сторону повышения, говорит Макрушин. «Только последний год у нас инфляция действительно была в тех значениях, которые изначально прогнозировались, все предыдущие годы инфляция превышала запланированные значения. Никаких корректировок в связи с этим не вводилось», — отмечает он. Кроме того, сейчас при расчете тарифов не предусмотрен расчет инфляции с июля по июль, который приводится в письме Минэкономразвития, напоминает Макрушин.

Пресс-служба ФАС сообщила РБК, что повышение тарифов из-за роста НДС обсуждается, но позиция службы пока не сформирована. «Предложение [Минэкономразвития] в Минэнерго поступило. На текущий момент в ведомстве рассматривают предложение», — сказал представитель Минэнерго. Пресс-служба Минстроя подтвердила, что в министерстве получили письмо Минэкономразвития. «Сейчас документ дорабатывается. Возможно, будет корректировка по цифрам от Минстроя», — сообщили в ведомстве.

Правительство одобрило рост тарифа ФСК

По данным “Ъ”, правкомиссия по законопроектной деятельности одобрила инициативу Минэнерго о дифференциации тарифа ФСК. Новый механизм уже с 2021 года позволит повысить тариф на передачу энергии по магистральным сетям, увеличив платеж для промышленности, но при этом снизится плата малого и среднего бизнеса за получение энергии через распределительные сети. В перспективе от нововведения проиграет вся энергосистема, полагают эксперты, поскольку она все больше основана не на рыночном ценообразовании, а на надбавках, доплатах и субсидиях.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 27 января утвердила законопроект Минэнерго о дифференциации тарифа ФСК (подконтрольна «Россетям», управляет магистральными электросетями), сообщили источники “Ъ” и подтвердили в Минэнерго и Минэкономики. Документ может быть вынесен на одно из ближайших заседаний правительства, а его внесение в Госдуму планируется до мая, сообщил “Ъ” источник, знакомый с ходом работы в правительстве по законопроекту. Если Госдума примет закон в весеннюю сессию, то постепенное повышение тарифа ФСК для крупной промышленности может начаться уже в 2021 году, говорил ранее глава профильного комитета Госдумы Павел Завальный.

Законопроект носит рамочный характер, его параметры будут определены отдельными постановлениями правительства. Минэнерго внесло подзаконные акты в правительство в 2019 году, по ним есть разногласия, которые должны быть урегулированы у курирующего вице-премьера Юрия Борисова в ближайшие месяцы, уточнил источник “Ъ”.

Сейчас в тариф ФСК не включается перекрестное субсидирование (компенсация сниженных тарифов для населения), его общий объем «Россети» оценивают в 234,8 млрд руб. Из-за этого тариф ФСК на передачу электроэнергии составляет 0,35 руб. за 1 кВт•ч, что в четыре раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей на высоком уровне напряжения и в девять раз ниже тарифа для потребителей на низком уровне напряжения, по оценкам Минэнерго. Ведомство хочет сократить этот разрыв, постепенно повысив тариф ФСК на 100% за три года. При этом тариф для потребителей распредсетевого комплекса будет постепенно снижаться — в некоторых регионах до 17%, по словам источника “Ъ”.

В Минэкономики сообщили “Ъ”, что рамочный законопроект не устанавливает конкретных параметров роста тарифов. «Если внедрение механизма будет поэтапным и не окажет значимого влияния на потребителей, то начиная с 2021 года возможно начать внедрять»,— отметил представитель Минэкономики.

В ФАС заявили “Ъ”, что при реализации закона «должно быть, безусловно, обеспечено соблюдение решения правительства о снижении тарифов в результате таких принимаемых мер». В Минстрое “Ъ” не ответили, в «Россетях» воздержались от комментариев.

Как энергоцены растягивают между сетями

Крупный бизнес критикует инициативу о повышении тарифа для потребителей магистральных сетей. «Довольно странно, что в новом правительстве, призванном разогреть экономику и запустить инвестиционный цикл, одобряются тормозящие экономический рост инициативы — даже толком не вникли и не обсудили»,— сказал “Ъ” директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупных потребителей) Василий Киселев.

Читайте также:  В Башкирии утвердили программу развития водохозяйственного комплекса

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что от инициативы Минэнерго выигрывают население и приравненные к нему категории потребителей, а также мелкий и средний бизнес. Выигрывают и распредсети, поскольку смогут компенсировать свои выпадающие доходы «последней мили» и остановить падение выручки, говорит он, но проигрывает крупный бизнес, который теперь будет частично содержать распредсетевой комплекс. «Но на длинном горизонте проигрывает вся энергосистема, которая все больше основана не на рыночных принципах ценообразования, но на системе бесчисленных надбавок, доплат и субсидий и все меньше отражает экономически справедливую цену на электроэнергию для каждой из групп потребителей»,— подчеркивает эксперт.

Правительство представило правила перехода коммунальных тарифов на эталоны

Минэкономразвития сформировало порядок определения эталонных тарифов для водо- и теплоснабжения, а также водоотведения. Проект постановления правительства опубликован на сайте правовой информации в среду.

Изменить регулирование тарифов поручал президент Владимир Путин в августе 2018 г. Проект нового закона о тарифах подготовили Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. Тарифы по нему формируются преимущественно методом эталонных затрат. Проект постановления – часть дорожной карты по переводу на эталонные тарифы воды и тепла, которая должна быть выполнена до августа 2020 г. Полный переход правительство планирует завершить в 2023 г.

Эталоны предложено формировать исходя из экономически обоснованных операционных расходов, условий, в которых работают организации, а также информации, которую сами они должны будут раскрывать в Единой информационно-аналитической системе (ЕИАС). Расходы, по которым будут рассчитывать эталоны, должна определить ФАС. Амортизация в этот перечень не войдет, уточняется в постановлении.

Амортизация – источник финансирования инвестпрограмм, пояснил представитель Минэкономразвития. Инвестрасходы, в том числе на поддержание инфраструктуры, в тарифах учтут отдельно, продолжает он, поэтому в постановлении речь о них не идет.

Чтобы установить, какие операционные затраты обоснованны, предприятия ЖКХ условно разобьют на группы. Так, отдельно будет вестись расчет для холодного и горячего водоснабжения, для производства тепла с использованием разного вида топлива.

Производство тепла унифицировать не получится, уверена директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова. Нужно учесть 100 параметров, по которым одна станция отличается от другой, например, имеет значение не только вид, но даже марка угля, объясняет она. В России около 70 000 котельных, продолжает Косогова, описать все единым эталоном невозможно.

Для водоканалов эталон даст среднюю температуру по больнице, но в России они работают в очень разных условиях, отличаются технологии, качество источников воды, рельеф, дополняет директор по правовым вопросам «Российских коммунальных систем» Григорий Терян. Эталонный метод хорош, когда выбирается эталонное предприятие, на которое все ориентируются и заимствуют методы, позволившие добиться таких результатов, говорит заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн. Но в понимании этого проекта эталоны просто прописаны для нескольких групп – ни один водоканал не поместится в это прокрустово ложе. В России порядка 12 000–15 000 предприятий водного коммунального хозяйства и количество технико-экономических показателей, влияющих на различия в эталонной стоимости, сопоставимо с их общим количеством, настаивает Эпштейн.

Предложение выделить отдельный вид деятельности по эталонам «горячее водоснабжение» неразумно, категорична Косогова. Товара «горячая вода» нет: это холодная вода и подогрев – оба эти вида деятельности планируют эталонизировать, зачем отдельно делать эталон на горячую воду, спрашивает она.

Вводиться эталоны в регионах будут поэтапно, следует из приложения к проекту. В 2021 г. они заработают сразу в 49 регионах, в 2022 г. – еще в 20, в 2023 г. – в 16, среди которых Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Перечни формировались с учетом природно-климатических, географических и социально-экономических особенностей, говорится в пояснительной записке к проекту. Списки еще будут обсуждаться с регионами, уточнил представитель Минэкономразвития. Планируется, что в августе 2020 г. ФАС и Минэкономразвития протестируют расчет эталонов, сказано в дорожной карте к проекту.

Цена должна определяться рыночным способом, говорил заместитель генерального директора «Т плюса» Александр Вилесов: это исключит саму необходимость регулирования затрат и позволит справиться с проблемами обновления системы теплоснабжения. Непонятно также, как будут эталонизироваться расходы на оплату труда, которые в разных регионах совершенно разные, замечает Косогова.

Представитель ФАС переадресовал запрос «Ведомостей» в Минэкономразвития.

“Деловой Петербург”. Россию не надо приравнивать к европейским рынкам

Гeнеральный директор компании Philips в России и СНГ Питер Вуллингс рассказал “ДП” об особенностях потребления россиян, первых лампочках в Зимнем дворце и важности государственно–частного партнерства в области медицины.

Работа компании Philips в России началась с Петербурга, какое значение имеет город для вас сейчас?

— Да, вы правильно заметили, один из двух братьев–основателей компании Philips, Антон Филипс, свой первый международный визит совершил именно в Россию, в Петербург. Русский царь тогда купил 50 тыс. ламп Philips для освещения Зимнего дворца, что обеспечило годовую загрузку завода компании. Сегодня наши производственные мощности в России сконцентрированы в Петербурге. Здесь находится и наш совместный проект с компанией “Электрон”, и совместное предприятие с компанией “Оптоган”. Наши научно–исследовательские и опытно–конструкторские разработки (НИОКР) в России опять–таки проводятся в этом городе. В частности, мы сотрудничаем с тремя петербургскими вузами по научным исследованиям в области медицинской визуализации. Более того, множество знаковых мест в городе подсвечено компанией Philips: внутренние залы и галереи в Эрмитаже, Александрийская колонна, мосты — Литейный, Благовещенский.

Структура продаж Philips в России отличается от мировых показателей?

— Все три сектора: и потребительский, и световых решений, и здравоохранения — одинаково важны для меня. Но в структуре продаж Philips в России потребительский сектор занимает больше 50% оборота, в то время как в мире — в среднем лишь 25% от оборота. Такое положение дел мотивирует нас сохранить сильный потребительский бизнес, при этом уделять повышенное внимание развитию профессиональных B2B–бизнесов, добиться здесь таких же впечатляющих успехов. Именно поэтому мы хотим стоять у руля трансформационных процессов в этих важных для нас отраслях.

Какие особенности у потребительского поведения россиян?

— Это мой 5–й год в России, из них 3,5 года я был главой потребительского сектора. Самый главный урок, который я вынес, — важно предлагать россиянам локально значимый продукт. Например, для России мы делали блендер, который режет кубиками. Его можно использовать для типично российских салатов — оливье и винегрета. Самая частая ошибка — когда Россию начинают приравнивать к европейским рынкам. Это выражается даже в рекламных кампаниях. Европейские рекламные ролики делают сильный фокус на эмоциональной подаче товара, продукта, услуги, в то время как в России нужно делать упор на саму технологию, на то, как это работает и какую конкретную практическую пользу принесет потребителю. Именно поэтому Philips для себя приняла решение в России, что мы не будем использовать общеевропейские рекламные кампании.

Второе мое наблюдение — в России много узнают про товар в Интернете, читают много отзывов и рациональны в своем выборе. Я часто повторяю: в этой стране живет 145 млн инженеров, и, прежде чем они купят что–то, они обязательно выяснят, что и как устроено в том продукте, который они покупают.

Говорят, что российские потребители равнодушны к брендам и на первое место ставят стоимость, вы согласны?

— Не совсем. Наши исследования и мой собственный опыт говорят, что русские очень хорошо знают бренды, ориентируются на них. Именно поэтому китайские бренды низкого ценового сегмента не имеют такой популярности, которую могли бы иметь. Например, я спрашивал обычных москвичей: почему вы не купили дешевую соковыжималку для цитрусовых китайского бренда, ведь это очень простой продукт. Ответ часто сопровождался даже негодованием: как можно, это же китайское качество, обязательно сломается. В то же время я соглашусь, что бренд не последняя инстанция и у продукта должны быть хорошие материалы, технология и производительность. Ключ к успеху — комбинация хорошего сильного бренда с потребительскими свойствами продукта.

Читайте также:  Строительство энергоэффективных домов обойдется дороже, но окупится быстрее

Cтановятся ли российские компании реальными конкурентами в сфере здравоохранения?

— Такие компании, как “Электрон”, можно рассматривать как конкурентов, но мы все–таки больше склонны воспринимать их как партнеров. Philips — один из лидеров по производству диагностического медоборудования, у нас большой багаж интеллектуальной собственности, в то же время у местных производителей очень хорошее знание рынка и присутствие на нем. Если их рассматривать как партнеров, то получается симбиоз, когда каждая сторона вносит в это партнерство лучшее и в итоге выигрывают все. Другой пример — недавно мы заключили партнерское соглашение с компанией “Медси”, медицинским подразделением АФК “Система”, это крупнейшая сеть частных медицинских учреждений в России. Philips впервые выступила в таком большом масштабе как партнер. То есть мы представили концепцию и дальнейшее сопровождение на всех этапах строительства и разработки медучреждения, которое будет отвечать европейским стандартам. Наша работа будет включать не только разработку концепции, но и авторский надзор, поставку медоборудования, доступ к международной экспертизе в области управления медучреждением, обучение и дальнейшее повышение квалификации медицинского персонала.

Philips передает значительный объем оборудования и опыта, а что получает взамен?

— Такого рода проекты открывают нам большие возможности в будущем. Во–первых, рынок частной медицины большой и быстрорастущий. Заключая договор о партнерстве с таким крупным игроком, мы заявляем о своей готовности работать на зарождающемся рынке. Мы хотим быть ведущим, если не самым крупным, технологическим и институциональным партнером частной медицины, частных клиник.

Второе перспективное направление — это государственно–частное партнерство (ГЧП) в области медицины. Такое партнерство может стать правильной моделью для организации работы государственных медучреждений, увеличения их эффективности, повышения стандартов оказания медицинской помощи. Мы понимаем, что ГЧП в России сегодня на зачаточной стадии, в том числе потому, что законодательная среда еще не до конца подготовлена, Госдуме еще предстоит принять и ратифицировать законопроекты о ГЧП. Но поскольку Philips — компания, которая не идет за событиями, а пытается вести за собой некоторые процессы на рынке, то мы уже сейчас предпринимаем шаги, чтобы стать участником трансформационных процессов. Быть экспертом, партнером правительства, которое принимает решение.

Планирует ли Philips расширять производство в России и когда?

— При выстраивании бизнес–планов мы ориентируемся на приоритеты страны. В России это уменьшение заболеваемости сердечно–сосудистыми и онкозаболеваниями, сохранение здоровья матери и ребенка, энергоэффективность. Скорее рано, чем поздно, все дорожное освещение будет заменено на светодиодное. Мы как Philips хотим быть лидером этих процессов. Выбор городов для локализации зависит от наличия партнеров.

Справка о компании

Philips в России

> Вышла в Россию в 1898 году, в 1914 году открыто представительство.
> Оборот в 2013 году составил 25,3 млрд рублей, чистый убыток компании в 2013 году — 216,9 млн рублей, данные СПАРК.
> Производственные мощности в России — совместные предприятия с компаниями “Оптоган” и “Электрон”.

> Родился в городе Утрехт (Нидерланды) 4 февраля 1971 года.
> В 1996 году окончил Католический университет в Брабанте, в 1999 году окончил Университет Амстердама.
> С 1996 года работает в компании Philips, в том числе в Индии, Сингапуре, Гонконге.
> Холост.

«ЗАКОН ЯРОВОЙ» НУЖНО КОРРЕКТИРОВАТЬ, СЧИТАЮТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ И ФАС

Федеральная антимопонольная служба (ФАС) и Минэкономразвития считают, что так называемые “антитеррористические поправки”, разработанные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, требуют корректировки.

Экспертный совет по вопросам связи при ФАС и Минэкономразвития на этой неделе собирали, чтобы обсудить механизм реализации “закона Яровой”. В официальном отзыве ФАС к экспертному совету написано, что ведомство намерено обсудить механизм реализации закона, «чтобы не допустить ущемления интересов потребителей и поддержания условий конкуренции на рынке связи».

Этот же вопрос рассмотрит экспертная рабочая группа федерального уровня. Группа соберется по итогам голосования на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), завершившегося еще в августе, – тогда общественная инициатива с призывом отменить антитеррористические поправки набрала свыше 100 000 подписей.

В РОССИИ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Минэкономразвития предложило способ выполнить наказ президента и увеличить несырьевой экспорт с $149,8 млрд в 2018 г. до $250 млрд к 2024 г. По идее министерства, один из ключей к успеху – развитие IT-сектора, которому поможет создание экстерриториальной свободной экономической зоны для IT-компаний, ориентированных на экспорт. В конце марта Минэкономразвития разослало по профильным министерствам и участникам рынка проект концепции такой виртуальной особой экономической зоны. «Ведомости» ознакомились с предложениями министерства, подлинность подтвердили несколько получателей документа и федеральный чиновник.

Идея налоговых льгот для IT-сектора не нова и похожа на «Сколково», где резидентам на 10 лет обнуляют налог на прибыль (если выручка не более 1 млрд руб.) и НДС, дают льготу по страховым взносам (14% вместо 30%), освобождают от налога на имущество и возмещают таможенные платежи.

ГДЕ В РОССИИ РАЗРЕШАТ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТУ

В Москве, Калининградской и Калужской областях, а также в Пермском крае протестируют инновации, которые пока не разрешены российским законодательством: блокчейн, криптовалюты, нейро- и квантовые технологии, искусственный интеллект, робототехнику, виртуальную и дополненную реальность. Об этом «Известиям» рассказали в Минэкономразвития. Без лояльных к современным технологиям правовых режимов многие продукты практически невозможно вывести на рынок, поддержали эксперты законопроект МЭР. Однако участники рынка предупредили: высок риск, что при переходе от локального регулирования к общему бизнес столкнется с серьезными бюрократическими барьерами.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПОПРОСИЛИ УРАВНЯТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИЮ И IT-ИНДУСТРИЮ

Петербургские мультипликаторы попросили приравнять анимацию к IT-индустрии и распространить на нее льготы. Об этом лично министру экономического развития Максиму Орешкину рассказали создатели «Смешариков». Ранее с таким же предложением обращался и «Союзмультфильм».

Прежде всего, речь может идти о льготе на оплату труда, которая как раз действует для высоко технологичных компаний. Они платят страховой взнос 14%, тогда как в целом по стране ставка составляет 30%. По их мнению, поддержка анимации дает кумулятивный эффект и для других отраслей.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПРЕДЛОЖИЛ МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

Минэкономразвития разработало законопроект, меняющий систему вознаграждения, страхования и регулирования арбитражных управляющих, расширяющий их возможности по запрету отчуждения имущества должников.

Авторы законопроекта предлагают уточнить статус арбитражного управляющего, указав, что трудовое законодательство не распространяется на профессиональную деятельность арбитражных управляющих. “Законодатель таким образом подчеркивает публично-правовой статус управляющих”, – прокомментировал Скрипичников.

Законопроект, по данным источника “Интерфакса”, будет внесен в Госдуму примерно через месяц, сейчас он широко обсуждается в профсообществе.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РАСКРИТИКОВАЛО ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ ПО «ЗАКОНУ ЯРОВОЙ» | КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА «КАТКОВ И ПАРТНЕРЫ»

Минэкономразвития России (МЭР) дало отрицательное заключение на проект постановления правительства РФ “О внесении изменений в Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео и иных сообщений пользователей услугами связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. №445”. В этом заключении Минэкономразвития призывает учесть ряд замечаний при доработке нормативно-правового акта. Министерство делает вывод о наличии в проекте акта ряда положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере экономической деятельности, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц и бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Основатель и владелец компании “Катков и партнеры”, член совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков сказал, что любое регулирование телекоммуникационной отрасли – это дополнительная нагрузка для ее игроков, это не вызывает сомнений. “МЭР дал разгромный отзыв неспроста: он был основан на мнении операторов связи, являющихся главными субъектами проектируемых поправок. Прислушается ли к этому голосу кабмин – вопрос дискуссионный. На примере закона о хранении данных – так называемого закона Яровой – и ряда других правовых актов мнение отрасли может не остановить регулятора”, – считает он.

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ХОЧЕТ СОХРАНИТЬ IT-ЛЬГОТЫ НАВСЕГДА

Минэкономразвития РФ внесло в правительство законопроекты о бессрочном продлении для IT-компаний льготного тарифа страховых взносов в размере 14% вместо стандартных 30%.

Ведомство также предлагает не ограничивать круг получателей льгот теми компаниями, продукты которых внесены в реестр отечественного программного обеспечения (ПО) при Минкомсвязи. Сейчас льготной ставкой страховых взносов в размере 14% могут воспользоваться компании, прошедшие специальную аккредитацию в Минкомсвязи. Но льгота действует лишь до конца 2017 г., после чего ставка начнет плавно расти: в 2018 г. она повысится до 21%, в 2019 г. – до 28%, а с 2020 г. станет стандартной – 30%.

Читайте также:  Управляющие компании Самары оштрафованы за нераскрытие информации

МЭР ДАЛО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ЗАКОНОПРОЕКТ О БЛОКИРОВКЕ «ЗЕРКАЛ» ПИРАТСКИХ САЙТОВ

Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение на законопроект Минкомсвязи о блокировке «зеркал» пиратских сайтов. В частности, МЭР указывает на необходимость уточнения определения «зеркала» пиратского сайта.

В Минэкономразвития указывают, что на законопроект всего поступило примерно 170 замечаний, из которых разработчиком были учтены лишь два. Респонденты в том числе заявляли о том, что «с учетом экстерриториального характера сети интернет принятие проекта акта может привести только к усилению изоляции российского сегмента отрасли», а также о необходимости одновременного проведения реформы авторского права в РФ.

ПАТЕНТЫ И ИЗОБРЕТЕНИЯ: ЧТО ИЗМЕНИЛ НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Минэкономразвития утвердило новый Регламент по изобретениям (приказ от 25 мая 2016 № 316). Документ содержит правила составления, подачи и рассмотрения документов, перечисляет требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение и состав сведений о заявке, описывает порядок проведения информационного поиска и представления отчета о нем, и др. пункты.

Вот ключевые моменты, которые, по мнению экспертов, могут усложнить процедуру:

1. Максимальный срок экспертизы заявки и регистрации 2. Объекты патентования 3. Информационный поиск 4. Оформление заявок на применение 5. Дополнительные материалы

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ В РОССИИ ПОДГОТОВЯТ К НАЧАЛУ ФЕВРАЛЯ

Минэкономразвития (МЭР) и Минкультуры РФ подготовят предложения по системе регулирования авторских прав в России и по вопросу создания общественно-государственной организации в этой сфере.

Предложения будут подготовлены не позднее начала февраля 2017 года, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на статс-секретаря, замглаву МЭР Олега Фомичева. “У нас сейчас есть поручение от Игоря Ивановича Шувалова совместно с Минкультуры эти две темы доработать. Думаю, в течение января, может быть, начала февраля”, – отметил О.Фомичев.

Минэкономразвития предложило повысить тарифы ЖКХ в 2019 году в два этапа

Повышение тарифов ЖКХ в 2019 году следует провести в два этапа, считает Минэкономразвития. И рост не должен превысить цель по инфляции: отрасль получила 60 млрд руб. дополнительных доходов из-за быстрого роста тарифов в 2017 году

Минэкономразвития сформулировало свои предложения об индексации коммунальных тарифов в связи с повышением НДС. По плану министерства она должно пройти в два этапа, причем рост платы за ЖКХ должен уложиться в прогноз по инфляции. Предложения МЭР направлены в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), РБК ознакомился с документом.

«Министерство действительно направило такое письмо в заинтересованные ведомства», — подтвердили РБК в пресс-службе Минэкономразвития.

Вслед за налогом

О том, что вслед за ростом НДС с 18 до 20%, который запланирован на 1 января 2019 года, власти обсуждают дополнительное повышение тарифов ЖКХ, в начале августа сообщила газета «Известия». Сейчас тарифы повышаются ежегодно с 1 июля, средняя индексация ограничена ориентиром по инфляции (4%).

Повысить тарифы уже с 1 января попросила ассоциация «ЖКХ и городская среда» (письмо об этом она направила главе Минстроя Владимиру Якушеву). Там говорилось, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на 4,5 трлн руб., за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд руб. Ассоциация объединяет организации и партнерства, работающие в сфере ЖКХ: водоканалы, поставщиков электроэнергии, энергосбытовые компании, управляющие компании и т.д.

Чтобы предотвратить «негативные тарифные последствия, МЭР предлагает повысить тарифы с 1 января частично. Размер повышения составит 1,7% — именно так, по оценке министерства, вырастет совокупный платеж граждан за коммунальные услуги из-за роста НДС с 18 до 20%. Согласно действующему законодательству, напоминает Минэкономразвития в документе, тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а их индексация проводится 1 июля. Чтобы избежать противоречий в законе, МЭР предлагает оставить такой запрет, но сделать исключение из-за повышения НДС.

В то же время министерство предлагает скорректировать величину индексации с 1 июля 2019 года так, чтобы совокупный рост платы граждан «оставался в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Таргет Центробанка по инфляции составляет 4%, но пока этот показатель ниже: в 2018 году, по прогнозу Минэкономразвития (*.pdf), цены вырастут на 3,1%. Однако в следующем году на фоне повышения НДС инфляция, согласно ожиданиям МЭР, ускорится до 4,3%.

Из-за повышения 1 января индексация платы за ЖКХ 1 июля, как пишет МЭР, должна быть снижена с 4 до 2,4%. Это ниже фактической инфляции 2017 года, указывает министерство, ссылаясь на поручение президента Владимира Путина 2013 года, согласно которому тарифы на коммунальные услуги должны расти не быстрее прошлогодней инфляции. Решение о тарифах на 2019 год принимается в 2018 году, поэтому предельным уровнем выступает инфляция 2017 года, которая, по данным Росстата, составила 2,5%.

При этом с 1 июля 2017 года тарифы индексировались на 4% «при фактической инфляции за 2017 год и за период с июля 2017 года по июль 2018 года на уровне 2,5%», напоминает министерство. За счет этого коммунальные компании, по предварительной оценке, «получили около 60 млрд руб. дополнительных доходов», отмечает МЭР.

Минэкономразвития пишет, что в связи с повышением НДС расходы коммунального комплекса в 2019 году вырастут на 16 млрд руб. (уже с начала года у них возникнет обязанность по уплате НДС, которую нельзя выставить в качестве платы населению). Но это составляет менее 1% средств, которые он получит при дополнительной индексации с июля 2019 года, указывает МЭР.

«Если НДС в плате граждан будет учитываться с 1 июля, то ресурсоснабжающие организации все равно будут его оплачивать с 1 января, как и предусмотрено поправками в Налоговый кодекс, но за свой счет — и потом включат возникшие от этого убытки в тарифную базу. Это около 0,8 п.п.», — говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. В таком случае с учетом ожидаемой инфляции, а также прямого роста тарифов от повышения НДС (1,7 п.п.) рост совокупного платежа граждан 1 июля может быть заметно больше, чем 4%, объясняет он.

Реакция коммунальщиков

Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин заявил РБК, что январское повышение тарифов на 1,7% позволит учесть рост НДС. Однако с индексацией тарифов в июне на уровень ниже инфляции он не согласен: «Если мы с такой периодичностью начинаем пересматривать тарифы, то это нужно закреплять как правило. Если в следующем году инфляция вдруг будет не 2,5%, а, например, 5%, то нужно, чтобы с такой же скоростью и быстротой корректировались тарифы».

Корректировки происходят только в сторону снижения, а не в сторону повышения, говорит Макрушин. «Только последний год у нас инфляция действительно была в тех значениях, которые изначально прогнозировались, все предыдущие годы инфляция превышала запланированные значения. Никаких корректировок в связи с этим не вводилось», — отмечает он. Кроме того, сейчас при расчете тарифов не предусмотрен расчет инфляции с июля по июль, который приводится в письме Минэкономразвития, напоминает Макрушин.

Пресс-служба ФАС сообщила РБК, что повышение тарифов из-за роста НДС обсуждается, но позиция службы пока не сформирована. «Предложение [Минэкономразвития] в Минэнерго поступило. На текущий момент в ведомстве рассматривают предложение», — сказал представитель Минэнерго. Пресс-служба Минстроя подтвердила, что в министерстве получили письмо Минэкономразвития. «Сейчас документ дорабатывается. Возможно, будет корректировка по цифрам от Минстроя», — сообщили в ведомстве.

Ссылка на основную публикацию