Михаил Мень о строительстве жилья в России

Михаил Мень о строительстве жилья в России

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень рассказал о реализации программы «Доступная среда», расселении аварийного жилья в Москве и регионах, а также о том, как решается проблема обманутых дольщиков.

— Какие ключевые темы по строительству и ЖКХ обсуждались в рамках форума?

— На всех сессиях меня обязательно просили рассказать о нашем приоритетном проекте развития городской среды, о благоустройстве дворовых территорий, об устройстве знаковых объектов в муниципалитетах. Я думаю, такой интерес связан с тем, что это первая программа, первый правительственный проект, где мы максимально вовлекаем население в принятие решения. Мы соединили все источники финансирования: средства федерального бюджета, средства регионов, которые все финансируют, получилось 42 млрд. В наше время это достаточно приличные средства.

Важное и знаковое для нас — подписание между Сбербанком и одним из муниципалитетов Тульской области по «коробочному решению», по привлечению концессионеров в управление ресурсами. Дело в том, что у нас сегодня проведена большая работа по изменению законодательства, по привлечению частных инвестиций в управление ресурсами. И это дало свой результат. Инвесторы идут, объявляются концессии, конечно, пока в крупных городах. Например, в Волгограде самая крупная концессия в Европе. Мы принципиально против того, чтобы управление ресурсами отдавалось в частные руки в прямом смысле этого слова — передавать в собственность инвесторам. Инвесторам, которые готовы браться за управление водоснабжением, водоотведением.

— Управляющим компаниям (УК), но не УК многоквартирных домов, потому что это отдельное регулирование. Это ресурсоснабжающие организации. Получается, что единственная форма, которую нашли большинство государств в мире, — концессия. Это передача во временное пользование, но в собственности этот ресурс остается у муниципалитета. Грубо говоря, у народа, у государства. Это очень важно, но в то же время в концессионном соглашении прописываются все зоны ответственности. Они четко распределены. Мало того, мы ввели третью сторону: не только муниципалитет и будущий концессионер, но и регион. Это важно по многим причинам. Определенные сложности были с кредитованием у потенциальных концессионеров, потенциальных инвесторов, и банки без интереса шли навстречу таким инвесторам. Мы долгое время работали со «Сбербанком», и сегодня готова так называемая «коробка», «коробочное» концессионное решение, по сути, оно типовое. Если инвестор в каком-либо муниципалитете приходит, изучает это коробочное решение и с данным решением приходит в соответствующее отделение Сбербанка на территории своего субъекта РФ, где он собирается работать как концессионер, то ему должны выдать кредит. Это очень важная история, прорывной элемент.

— Как идет реализация программы по расселению? Есть регионы-лидеры, которые хорошо справляются с программой, а есть отстающие, где нарастают жалобы и приходится менять губернаторов.

— Программа расселения аварийного жилья эффективно администрируется только в одном случае — если губернатор лично ее ведет. Если он отдал ее на откуп начальнику департамента и ниже, то проблемы неизбежны. Я проходил это, пробовал администрировать по-разному. Приходилось включаться в последний момент.

— Давайте вернемся к тем регионам, где губернаторы подключаются и держат все под контролем.

— У нас в рекордсменах Республика Ингушетия — регион не с самой простой экономикой, но с этой задачей они справились. Ингушетия и Калининградская область оказались в лидерах. Мы изыскали возможность, чтобы их стимулировать, председатель правительства уже подписал соответствующий распорядительный документ. Чтобы они уже начали работать над расселением аварийного жилья следующего этапа.

— Какого рода будут стимуляции?

Финансовые. Если вы помните последнее заседание государственного совета, президент поставил задачу — найти возможность стимулировать всех, кто выполнит задачи вовремя. Мы рассматриваем возможности для поддержки, но не хотим никого критиковать потому, что программа не кончилась.

— Кто в отстающих?

— Заранее могу сказать, что программа не кончилась, в сентябре она должна завершаться. Но при этом решением президента принято продление фонда содействия ЖКХ на год. Я рассчитываю, что несколько регионов, надеюсь, не больше 10, не уложатся в этот срок по объективным причинам. Есть, например, Амурская область, где действительно очень большой объем плюс чрезвычайные ситуации. Там действительно есть отставание. Есть Забайкальский край, где не выполняли взятых на себя обязательств по расселению аварийного жилья, и губернатор лишился своего поста. И сегодня новый губернатор, замечательная женщина, у нее есть желание и драйв, мы помогаем. Мои специалисты выезжают туда. Положительные изменения есть, но и некоторые сомнения все же. Тверская область у нас немного просела. Хотя шли неплохо. Будем смотреть, может, они как-то исправят ситуацию. Тыва – не очень хорошо. Я бы даже сказал, что Тыва попадет в сентябре в отстающие. Остальных пока не буду называть, потому что есть все-таки надежда. Еще все услышали сигнал от президента, который был дан на государственном совете. Надеемся, что будут ситуацию выправлять. В целом программа выполняется неплохо. Для этого, конечно, пришлось применять жесткие меры, вплоть до штрафов за невыполнение и лишения губернаторских постов. Было два проблемных региона: Забайкалье и Карелия. Если губернатор Забайкалья был лишен поста непосредственно по результатам невыполнения, то в Карелии чуть позже. Сегодня Карелия пока находится в зоне риска, но новая команда там пытается ситуацию выправить.

— Давайте вернемся в столицу, опять же к программе расселения аварийного жилья в рамках программы реновации. Пятиэтажки ведь нельзя называть аварийными?

— Нет, это абсолютно разные задачи. Потому что пятиэтажки на сегодня аварийными не признаны.

— Тем не менее, в вашем ведомстве готовятся поправки к программе реновации на стадии принятия закона?

— Да, мы готовили поправки вместе с нашими коллегами из профильного комитета парламента. Естественно, в тесном взаимоотношении с командой Сергея Семеновича Собянина, с московскими чиновниками. Пока не буду говорить 100% про все поправки, потому что парламентские слушания состоятся 6 июня. После дискуссии пакет поправок будет сформирован. Одно могу сказать, там будут вещи, связанные с поддержкой людей, чтобы минимизировать количество оппонентов данной программы среди людей, которые проживают в пятиэтажках.

— Многие считают, что происходящее в Москве затем распространится и на регионы. Рассматриваются ли подобные планы в других городах?

— Москва планирует реализовывать эту программу не только на бюджетные средства. Идея — запустить сначала своими возможностями, своим фондом, и уже на втором этапе привлекать представителей стройкомплекса негосударственного сектора. Это возможно по одной причине — экономическая целесообразность достаточно высока. Стоимость квадратного метра достаточно высока. И покупательская способность у людей, которые живут в Москве либо хотят приобрести жилье в Москве, достаточно высокая. В этой программе социальная составляющая по расселению и экономическая составляющая для окупаемости этих проектов. Может быть, еще три–четыре крупных областных центра могут частично посмотреть на что-то подобное.

Я много лет работал губернатором одного из регионов со сложной экономикой. Для города Иваново это практически невозможно. Потому что рентабельности не будет, а бюджетных средств нет. Так что, скорее всего, это Москва и какие-то крупные регионы с достаточно обеспеченной бюджетной системой.

— Я сейчас назову, и мы испугаем жителей этих городов. Думаю, что мы дождемся первого этапа у Москвы, как получится диалог с людьми — это самое главное. Нельзя не учитывать определенную консервативность граждан. У моей мамы квартира в обычном панельном доме, я ее уговаривал. Говорил: мам, у меня возможности есть, неплохой задекларированный доход. Я могу помочь поменять маме квартиру на чуть получше. Она говорит: «Я не хочу. Я привыкла вот здесь, лучше помоги мне ремонт сделать». Это показатель того, что люди старшего возраста консервативны, и их порой сложно даже перемещать. Они привыкли: здесь магазин, здесь аптека. Мы очень рассчитываем на то, что наши коллеги из Правительства Москвы сделают это очень ювелирно. Чтобы не привлекать психологов потом. Можно, если действовать очень осторожно, очень мягко и очень корректно разговаривать с людьми. Нужно максимально разъяснять людям те преимущества, которые они могут получить. Преимущества-то бесспорные, но еще раз подчеркну, что о «позитивном консерватизме» людей нельзя забывать. Особенно людей старшего поколения. Для них переезд действительно является проблемой. Тем более, если люди удовлетворены своей квартирой. Это вопрос сложный и он лежит за гранью моих ведомственных обязанностей. Это серьезный психологический фактор.

— Вы упомянули, что обсуждаются программы поддержки населения на стадии подготовки поправок в законопроект, можете раскрыть тайну?

— Не буду пока говорить, потому что еще идут обсуждения.

— Какой круг вопросов?

— В первую очередь, процентное соотношение тех, кто за и кто против. Обсуждается тема, связанная с ипотекой. Если кто-то приобрел в ипотеку жилье в пятиэтажке, то как далее поступать с ипотечным кредитом. И, конечно, мы настаиваем на том, чтобы расселение было квартал в квартал. Людей беспокоит самое главное — чтобы их не отправили в новую Москву. Это логично. По этим блокам сегодня мы вместе с депутатами из профильного комитета, с командой правительства Москвы шлифуем эту инициативу. Надеюсь, 6 июня это будет обсуждаться на парламентских слушаниях.

— Вопрос по другой болезненной теме — рост тарифов ЖКХ. Может ли случиться такое, что тарифы будут не расти, а снижаться?

— У нас сегодня тарифы ЖКХ, которые регулирует ФАС при нашем определенном участии, ограничиваются инфляцией. Не сам тариф, а предельный индекс совокупного платежа гражданина. Сегодня мы смотрим на инфляционный процесс. Если мы когда-то выйдем на хорошие цифры, тогда и совокупный платеж не может превышать по закону.

— Проблема дольщиков решается как-то сейчас?

— Вот как раз новость подоспела к сегодняшней беседе с вами. Вчера Дмитрий Анатольевич (Медведев — прим. ред.) подписал соответствующий распорядительный документ, по которому все регионы по нашей методике должны ежеквартально отчитываться о ходе работы по ликвидации проблемных объектов, по закрытию вопроса с обманутыми дольщиками. Эта проблема чисто региональная. Я имею право так говорить потому, что я 8 лет возглавлял сложный регион. У меня не было ни одного обманутого дольщика в регионе. Это чисто региональная проблема, потому что муниципалитеты, как правило, подконтрольные губернаторам, не дают разрешение на строительство. Разрешение на ввод в эксплуатацию также выдают соответствующие строительные конторы. Все это находится в руках региональных властей.

Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Михаил Мень с 2005 по 2013 год возглавлял Ивановскую область. С 2013-го — глава Минстроя. Регулярно принимает участие в сессиях ПМЭФ. В 2016 году на форуме заявил о необходимости законодательно ужесточить требования к застройщикам, кроме того, в ходе одной из сессий Мень отметил, что рост спроса на арендное жилье в России тормозят дорогие кредиты.

«Известия»
Фото: ПМЭФ/ТАСС/Прокофьев Вячеслав

Михаил Мень о строительстве жилья в России

Министр строительства и ЖКХ рассказал также о ценах на жилье и о том, почему так долго принимают закон об апартаментах

Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень на полях 21-ого Петербургского международного экономического форума рассказал в интервью ТАСС, где можно взять деньги для продолжения программы помощи ипотечным заемщикам, сколько будет стоить благоустройство российских городов, почему закон об апартаментах принимают так долго и как возвращение турецких компаний повлияет на цены и на отечественных застройщиков.

—​ В 2016 году одним из приоритетных проектов стратегического развития России стала тема городской среды. В этом году уже должны начаться реальные дела. Во сколько обойдется программа благоустройства российских городов?

— Многих участников Петербургского международного экономического форума интересует наша программа по развитию городской среды. В стране такая программа реализуется впервые. Как мы подсчитали, общий объем финансирования из всех бюджетных источников в 2017 году составит 42 млрд рублей. То есть 26 млрд рублей — это федеральное финансирование, 16 млрд рублей — региональное. Две трети федеральных средств пойдет на благоустройство дворовых территорий, треть — на конкретное благоустройство одного знакового объекта в муниципалитетах.

В программе по развитию городской среды принимает участие 1,37 тыс. муниципалитетов, в которых проживает 99 млн человек. То есть участвует каждый муниципалитет с населением от 1 тыс. жителей.

Важное отличие этой программы от других заключается в том, что мы вовлекаем горожан и опираемся на их мнение. Например, сейчас в регионах начались голосования по поводу выбора знакового объекта, который должен быть благоустроен в этом году. Люди сами выбирают, что для них важнее: фонтан, парк или новая набережная. Чиновники будут отталкиваться уже от результатов этих голосований.

Мне часто задают вопрос: неужели я считаю глав местного самоуправления неспособными принять такое решение. Нет, я так не считаю. Дело в том, что, во-первых, у любого чиновника, в первую очередь муниципального уровня, замыливается глаз. Во-вторых, важно иметь вкус. Так, чиновник будет уверен, что нужен фонтан. А у людей будет совершенно другое мнение. Им хочется восстановить старый парк, который еще в советский период был модным местом для встреч.

Перед тем, как приступить к активной фазе действий по программе благоустройства, мы собрали опыт зарубежных коллег, мнение общества. Свой опыт тоже есть. В республике Татарстан давно работают с общественной средой и притом успешно.

— Одна из горячо обсуждаемых тем сегодня — возобновление финансирование программы ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Предложил ли Минфин источники финансирования?

— Пока окончательное решение не принято. Как возможный источник рассматривается в том числе и чистая прибыль Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Хочу отметить, что та программа, которая завершилась, свою роль выполнила. Если программа помощи ипотечным заемщикам продолжится под нашим администрированием, то она будет работать по новым критериям.

На наш взгляд, выделять людей в отдельные группы по такому признаку, как валюта кредита, неправильно. У нас все граждане равны по Конституции. Мы помогали валютным ипотечникам, которых, кстати, осталось совсем немного, в рамках завершившейся программы. Так оно и останется — мы будем продолжать помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Все 4 млрд рублей, которые были выделены АИЖК на программу, были израсходованы. Государство неплохо помогло. Однако продолжение программы в той или иной форме возможно.

— Какие Минстрой фиксирует тенденции по ценам на жилье?

— В большинстве российских регионов цена на жилье не растет. Там главная проблема связана с инфраструктурой. Застройщики-то, может быть, и с удовольствием приподняли бы стоимость квадратного метра, но у них его никто не купит. Покупательная способность снизилась.

Как только внутрь цены погружается стоимость инфраструктуры, цена начинает расти. Региональные застройщики не могут погрузить внутрь стоимости квадратного метра социальную, инженерную и транспортную внутриквартальную инфраструктуру. Такое могут позволить себе застройщики только в крупных субъектах Российской Федерации: в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области, и еще, может быть, в 2-3 крупных областных центрах, таких как Новосибирск, Екатеринбург. У муниципалитетов и даже у регионов бюджетных денег на эти цели нет. В этой части мы тоже пытаемся изменить ситуацию.

Еще один приоритетный проект направлен именно на оснащение инфраструктурой микрорайонов комплексной застройки. В программе участвует 33 субъекта РФ и 66 проектов комплексного освоения территорий. И общий объем квадратных метров жилья, который будет введен на этих площадках, составляет порядка 6 млн кв. м жилья. Из федерального бюджета на эти цели выделено 20 млрд рублей. Определенную подпитку даст региональное софинансирование. Если мы хотим удерживать цены на рынке, этим вопросом надо серьезно заниматься.

Читайте также:  Ульяновские дорожники борются с последствиями снегопада и метели

—​ Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил необходимость определить, в каких случаях апартаменты переходят в жилищный фонд. Что сделано в этом направлении?

— Мы работаем над этим поручением и сейчас рассматриваем разные варианты. Окончательного решения пока нет. Пока мы вышли на первое решение: люди, живущие в апартаментах, должны быть зарегистрированы. Это в первую очередь требуют правоохранительные органы для того, чтобы понимать, кто проживает в этих апартаментах.

Следующий этап, который предлагает экспертное сообщество, — оставить статус апартаментов, но признать при этом апартаменты жильем, но жильем с другими требованиями.

— А в чем тогда будет разница?

— Жилье предусматривает наличие социальной инфраструктуры. Например, в “Москве сити” есть офисы и апартаменты. Для людей, которые покупают там квартиры не принципиально наличие поблизости школы и детского сада. Там покупают жилье, как правило, бизнесмены, молодые люди или семьи без детей.

Для квартир, которые мы называем жильем, обычно предусмотрено определенное количество школ, детских садов, других социальных объектов, включая объекты здравоохранения и так далее.

Это очень сложный вопрос. Пока дискуссия не завершена, в обсуждениях принимают участие много ведомств.

— Можно ли говорить о каких-то сроках по теме апартаментов?

— Пока нет. Четких сроков не установлено. Мы работаем, пока не родятся позитивные идеи. Если бы эта задача легко решалась, ее давно уже решили до нас.

— В сентябре заработает государственная информационная система ценообразования в строительстве. Во сколько Минстрой оценивает годовую экономию от ее использования для государства, для застройщиков? Поможет ли ГИС сэкономить на каких-то крупных проектах?

— Прогнозировать конкретную цифру сложно, потому что на разных объектах будут разные ситуации. Но экономия будет точно.

Принцип системы такой — мониторинг всех строительных ресурсов в течение каждого квартала. К строительным ресурсам относятся в первую очередь строительные материалы, услуги машин и механизмов в конкретном регионе, расчет логистики, доставки этих стройматериалов, доставка услуг машинных механизмов, а также заработная плата в строительной отрасли в регионе.

Эти ресурсы будут мониториться напрямую от производителей. На основе этих данных можно будет посчитать стартовую стоимость объекта еще до того, как будет объявлен аукцион на привлечение проектировщиков и строителей. Вот тогда появится объективная картина.

Сейчас действует старый индексно-базисный метод, который неплохо работает в условиях стабильной и низкой инфляции. Но когда есть скачки, когда есть разброс по различным строительным материалам, индексно-базисный метод начинает давать сбои. Запуск ГИС ценообразования дает предпосылки для перехода на ресурсный метод.

— А вы не боитесь, что это создаст некоторые риски по демпингованию, что ключевым фактором при заключении контрактов станет цена, а не качество услуг для клиентов?

— Наверное, все-таки, нет, потому что есть органы экспертизы, которые будут проверять проектно-сметную документацию на достоверность стоимости и на конструктивные решения. Туда будут включаться в том числе строительные материалы, которые будут применяться во всех решениях.

— Президент Владимир Путин недавно снял ограничения на наем турецких работников и деятельность фирм из Турции в РФ. На ваш взгляд, отразится ли это как-то на строительном рынке, на ценах на жилье? Не повлияет ли выход турецких компаний на наших отечественных производителей?

— Никак не повлияет. Раньше турецкие компании были единственными, кто мог лить хорошо монолит. Сегодня российские компании прекрасно умеют это делать. В строительстве жилья вообще мало задействованы турецкие компании. Они связаны со строительством каких-то крупных инфраструктурных или иных объектов. То есть и мы, и отрасль не почувствуем их возвращение, как и не почувствовали уход.

Беседовала Лана Самарина и Анна Топорова

Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень о долевом строительстве, кооперативах и ипотеке

В последнее время чиновники стали активно лоббировать идею отказа от закона, позволяющего застройщикам привлекать средства дольщиков на этапе строительства. Вместо этого власти хотят обязать девелоперов продавать уже готовое жилье, что может привести к росту цен. В интервью “Ъ” министр строительства и ЖКХ России МИХАИЛ МЕНЬ рассказал, как, по его мнению, следует менять правила игры и сколько может заплатить за это покупатель жилья.

— Полтора года назад, заняв пост министра, вы заявили, что необходимо отменить или трансформировать 214-й закон о долевом строительстве. Сейчас этот вопрос снова возник. Чем плох этот закон?

— Ни тогда, ни сейчас мы не собирались отменять долевое строительство. Речь о том, чтобы этот механизм привлечения средств не ассоциировался в сознании людей с обманутыми дольщиками. Когда было создано министерство, речь шла о том, что новый механизм должен появиться через несколько лет. В 2014 году мы решили этот вопрос не трогать, опасаясь снижения объемов строительства. Но ситуация изменилась: текущие сложности в экономике могут привести к появлению новых обманутых дольщиков. На рынок выходят компании, которые в принципе не могут выдержать имеющиеся у них обязательства перед соинвесторами. Поэтому сейчас мы вновь приступили к обсуждению темы совершенствования системы продаж квартир на первичном рынке. В конце 2013 года, когда создавалось наше министерство, в стране было около 60 тыс. обманутых дольщиков, сейчас их 43 тыс. Понемногу проблема решается: появился соответствующий реестр, действенные меры приняты в регионах. Мы хотим, чтобы при долевом строительстве появилась третья сторона — банк. Как происходит при строительстве объектов по госзаказу? Генподрядчик, прежде чем выйти на стройку, берет банковскую гарантию, что позволяет заказчику быть спокойным: в случае форс-мажора он застрахован банковской гарантией. Примерно такой же механизм можно использовать и на первичном рынке жилья. Сейчас по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова создана рабочая группа во главе с моим замом Натальей Антипиной, помимо чиновников в группу входят крупные застройщики, банки, страховые компании. Сейчас главная задача — найти оптимальный механизм, который бы не сильно сказался на цене квадратного метра.

— Как должен работать этот механизм?

— Мы в поиске. Банковская гарантия должна обслуживаться — это стоит денег, и может получиться так, что для граждан это менее выгодно, чем контракты, заключаемые напрямую по 214-му закону. Здесь нужно пройти между Сциллой и Харибдой: и людей защитить, и не повысить стоимость строительства. А просто взять и отказаться от долевого строительства нельзя: для многих людей это серьезное подспорье, жилье на нулевом цикле строительства на рынке сейчас можно купить на 20-25% дешевле готового. Их нельзя лишать этой возможности, но нужно подстраховать, обезопасить.

— Например, создать объединенный институт и наделить его функциями санатора строительного рынка?

— Как вариант. Но это только предстоит обсуждать. Я уверен, что этот институт должен быть связан с запущенным ранее обществом взаимного страхования застройщиков (ОВС). Но предварительно нужно, чтобы Центробанк оценил работу ОВС, посмотрел, сколько оно взяло на себя обязательств, как обстоят дела с компенсационным фондом, насколько это вообще эффективно. Вопрос с санатором отдельный. Все понимают, чем это может кончиться: застройщики начнут думать, что санатор придет и все у них выкупит, поэтому можно особо не беспокоиться о завершении строек.

— Московские и подмосковные власти не раз обращались к вам с просьбой запретить жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Их можно понять: при такой схеме в первую очередь рискуют покупатели, поскольку ЖСК оформляется в виде юрлица, которое может обанкротиться в случае проблем у застройщика.

— Поэтому мы сейчас готовим новый закон о ЖСК. По своей сути кооператив — хорошая форма, плохо другое: некоторые крупные игроки пытаются использовать его как лазейку в законодательстве. Именно это мы должны ликвидировать. Мы предлагаем установить запрет на строительство ЖСК более одного многоквартирного дома, появились требования по размещению информации о ЖСК и его деятельности в интернете и ведению реестра членов кооператива — это существенно снизит возможность махинаций с двойными продажами квартир. Для ужесточения ответственности должностных лиц ЖСК за нарушение требований законодательства внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Например, сейчас неисполнение ЖСК обязанности по ведению реестра своих членов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 20 тыс. до 100 тыс. руб.

— Вы упомянули, что некоторые компании используют ЖСК как лазейку. В Москве, судя по заявлениям городских властей, этим пользуется группа СУ-155, к которой много претензий и со стороны чиновников, и со стороны кредиторов. Власти заявляют, что им приходится в ручном режиме решать вопросы, связанные со стройками СУ-155. В чем причина ситуации?

— Эта компания строит ежегодно 1 млн кв. м, это действительно крупный игрок, взять и просто так обанкротить компанию невозможно. На самом деле проблема этой компании кроется в огромном количестве полупрофильных активов, включая машиностроительные и лифтовые заводы. Включать все это в один холдинг было как минимум неправильно, получается, что если заказов у этих предприятий нет, то они содержатся за счет строительного подразделения. Вторая проблема — это непрозрачность холдинга перед банками. Раньше СУ-155 на адекватных условиях кредитовал Сбербанк. Сейчас в холдинге огромное количество юридических лиц, разбросанных по всей стране. Такая структура просто не дает крупным банкам возможности с ней работать.

— В декабре 2014 года был утвержден перечень системообразующих застройщиков. По идее компании из этого списка, заручившиеся господдержкой, могут получить кредиты в госбанках по выгодным ставкам. Но ни один из застройщиков не смог этого сделать, это так?

— Это действительно так.

— Как вообще формировался список? Почему в него попали СУ-155 и еще один проблемный застройщик — “Жилищный капитал”?

— Системообразующие предприятия выделялись на основе коллегиального решения. Было несколько критериев, один из них — объем ввода жилья. Так в списке и оказалась, например, СУ-155.

— Будет ли придуман другой механизм господдержки застройщиков?

— В декабре я собрал всех застройщиков и спросил, что можно для них сделать. Они ответили: поддержите ипотеку, это обеспечит спрос на жилье. Ипотеку мы поддержали, что дало свои результаты. В прошлом году потребители взяли ипотечных кредитов на 1,8 трлн руб. — это фантастическая цифра, если учитывать, что эксперты прогнозировали сокращение кредитования по итогам этого года в четыре раза. Но по итогам первого полугодия 2015 года объем выданных кредитов составил 460 млрд руб., почти треть этого объема выдана в рамках программы по субсидированию государством процентной ставки. В конце прошлого года ставка по ипотеке выросла до 20%, если не было бы субсидирования ставок, это привело бы к фактической смерти ипотеки.

— Из-за кризиса в будущем могут сократиться объемы жилищного строительства. Стоит ли перед министерством задача удержать их?

— В прошлом году по всей стране введено около 83 млн кв. м жилья, это рекордный показатель с советских времен. В первом полугодии 2015 года сдано 34 млн кв. м, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но обольщаться не стоит. Мы прекрасно понимаем, что сейчас достраиваются объекты, начатые еще в 2013 году, или вводятся те, которые не успели завершить в прошлом году. Наш текущий прогноз — по итогам 2015 года постараемся выйти на цифру 70 млн кв. м. Конечно, вызывают беспокойство объемы строительства в 2016-2017 годах: сейчас заметно сократилось число разрешений на строительство и проектных деклараций застройщиков. Дело в том, что девелоперы ждут, какова будет дальнейшая конъюнктура в экономике.

— Какие меры должны будут поддержать показатели ввода жилья в 2016-2017 годах?

— Сегодня мы серьезно занялись кардинальным переформатированием ФЦП “Жилище” в части поддержки строительства нового жилья. Вторым шагом станет принятие закона об освоении промышленных зон, который пока принят в первом чтении. Сейчас нехватка площадок с подготовленной инфраструктурой — одна из основных проблем рынка. У нас существует рабочая группа, где вместе с правительством Москвы мы разрабатываем алгоритм, при котором крупные города смогут использовать свободные площадки промзон. Я убежден в необходимости направления всех высвобождающихся ресурсов на поддержку первичного рынка жилья и на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для реализации на них проектов комплексного освоения территорий, в первую очередь в рамках программы “Жилье для российской семьи” и строительства жилья экономкласса.

— Самый спорный момент законопроекта о промзонах — процедура изъятия земель у собственников. Она сохранится?

— Изначально там действительно была очень жесткая формулировка, сейчас она немного смягчилась. Основные поправки будут подготовлены ко второму чтению. В законопроекте детально регулируется подготовительная часть процесса комплексного развития промышленной зоны — обследование, разработка и утверждение концепции комплексного развития промзоны и программы ее реализации, а также проекта планировки территории. Собственникам земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах промзоны, предлагаются различные варианты участия в процессе помимо обычного выкупа земельных участков или объектов недвижимости, в том числе возможность участия собственником в процессе комплексного развития самостоятельно. Но это все не единственные меры поддержки. Мы предлагаем поддержать застройщиков, занимающихся строительством коммунальной инфраструктуры, внешних сетей. Почему это стало необходимо? Раньше застройщики, начиная работать по программе “Жилье для российской семьи”, устанавливали цену на уровне 35 тыс. руб. за 1 кв. м, и еще 4 тыс. руб. за каждый метр введенного в рамках программы жилья им компенсировало по определенной схеме государство. То есть застройщик на выходе получал по 39 тыс. руб. за 1 кв. м. Но ситуация изменилась, теперь мы живем в условиях немного другой инфляции, деньги заметно подорожали, и программа перестала работать. Сейчас перед новой структурой, которую возглавит Александр Плутник (речь идет о создании корпорации на базе АИЖК и Фонда РЖС.— “Ъ” ), стоит задача снова сделать этот механизм работоспособным. Возможно, мы будем не выкупать у застройщиков внешние сети, а субсидировать процентную ставку на их строительство. Но это только один из механизмов.

— Почему решение о создании единой корпорации на базе Фонда РЖС и АИЖК было принято так быстро?

— Я бы не сказал, что быстро. Эта тема обсуждалась давно, возможно, пресса об этом не знала. Сейчас создание единой корпорации — абсолютно логичное решение. Того спроса на землю сейчас попросту нет. Много земли появилось на балансе региональных властей, они сами проводят аукционы и работают со своими застройщиками. Содержать РЖС как отдельную структуру со своим аппаратом стало не нужно, сегодня такой институт может работать внутри единой корпорации.

— Почему Фонд ЖКХ не вошел в объединенную корпорацию?

— Фонд ЖКХ будет работать до 2017 года. Сейчас он выполняет четкую задачу по ликвидации аварийного фонда, признанного таким на 1 января 2012 года. Все, что будет дальше, должно войти в новый закон о расселении аварийного жилья. В законе мы прописываем рыночные механизмы. Например, если многоквартирный дом стоит в центре города, то его жители могут стать владельцем участка. Но документ пока только обсуждается, осенью мы вынесем его на первое рассмотрение. Необходимости создавать новую корпорацию в сфере ЖКХ я пока не вижу. Сейчас заработал алгоритм капитального ремонта, и на рынке устанавливаются немного другие правила.

Читайте также:  Работать на стройках в Москве разрешат до 2300

— У Минстроя есть задача — до 2020 года передать частным инвесторам 80% предприятий ЖКХ. При этом тарифы для предприятий продолжит устанавливать Федеральная служба по тарифам. Кому такая схема в принципе может быть выгодна?

— Мы принципиально изменили подход к привлечению в ЖКХ частных инвесторов. С 2016 года будут устанавливаться только долгосрочные тарифные решения: вначале на три года, потом на пять лет. Сами по себе концессионные соглашения могут быть на 20-30 лет, все это время будет действовать единая тарифная формула, в нее закладывается инфляция, а в случае с водоотведением и водоснабжением — отдельно прописывается прибыль инвестора. Муниципалитет может понизить эти тарифы для населения и субсидировать из бюджета. Вы понимаете, что это революция?! Как раз этого ждали инвесторы: того, чтобы у них просто был понятный механизм работы на длительный период. Иначе риски оказываются слишком высокими. Как в случае с французской компанией Veolia, которая пыталась выйти на российский рынок, договорившись с одним губернатором. Затем он сменился, и новая власть предложила инвестору уже совсем другие условия.

В новых условиях за крупные города уже идет активная конкуренция, и это хорошо. Но меня больше беспокоят небольшие населенные пункты — рентабельности как таковой там нет. Пока мы выделили 1 млрд руб. на субсидирование, но только с тем условием, что эти средства в итоге получат концессионеры. А совсем малым городам в эксклюзивных случаях коллегиальным решением соответствующей комиссии вообще будем просто оказывать помощь, поддержку в модернизации инфраструктуры.

— Сейчас во многих регионах и, в частности, в Москве люди очень недовольны новой системой взносов на капремонт. Эта практика не будет отыгрываться назад?

— Тарифы на капитальный ремонт регионы устанавливают самостоятельно. Рекомендуемая нами ставка — 7,7 руб. за 1 кв. м, а средняя по стране — 6,5 руб. за 1 кв. м. При этом в Москве ставка составляет 15 руб. за 1 кв. м, в Ханты-Мансийске — 18 руб. за 1 кв. м. Например, в Санкт-Петербурге ставка составляет 2 руб. за 1 кв. м. Делать единый тариф в любом случае неправильно. В регионах разные условия, стоимость ресурсов, рабочих рук. В Петербурге, видимо, есть возможность компенсировать эти расходы из бюджета. Сейчас взволнована только Москва, где люди впервые получили платежки с новым тарифом, где включены взносы за капремонт. В других регионах, например в Башкирии и Татарстане, система действует уже не первый год — часть домов уже была отремонтирована, и люди абсолютно нормально воспринимают эту ситуацию. Есть два способа распоряжаться этими средствами. Первый — собирать их в общий котел и передавать так называемому региональному оператору, второй — перечислять их на индивидуальные счета домов. И мы, конечно, подталкиваем граждан именно ко второму пути, потому что он более объективный, прозрачный и контролируемый. Принцип регионального оператора хорош только для ветхих домов, потому что эта система работает как советская касса взаимопомощи. В первую очередь ремонтируются именно те дома, которые находятся в тяжелом состоянии.

— Как идет процесс адаптации строительного рынка Крыма к российской действительности?

— Крым быстро встраивается в систему. Основная проблема — это техническое регулирование и техническое нормирование. Изначально и у нас, и на Украине все происходило на основе единой советской конструкции, но за прошедшее время принципиальные различия все-таки появились. Сейчас у нас есть проблема с объектами, проектная документация на которые была утверждена по украинским законам, идут дискуссии по их адаптации к российским реалиям. Я надеюсь, что до конца года решение все-таки появится, но процесс действительно идет очень сложно. Есть определенные проблемы с ипотекой.

— Но ведь российские банки туда идти не хотят?

— Остались ипотечные обязательства перед украинскими банками, которые в Крыму больше не работают, и этот вопрос нужно как-то решать. Таких договоров немного — около 300, но все равно проблема есть. Региональные власти сейчас формируют свое предложение по этому вопросу, они должны определиться, а мы в любом случае им поможем.

— Как думаете, пойдут ли в Крым застройщики федерального уровня?

— Уверен, что пойдут. Может, не под своими брендами, но точно пойдут.

— Саморегулируемые организации (СРО) в строительной отрасли как-то оправдывают себя, или вы считаете, что нужно вернуться к лицензированию?

— В каких-то отраслях эта система работает очень хорошо, но в строительстве этого не случилось. Сейчас выходит, что вместо выдачи лицензий создалась некая негосударственная организация, которая, по сути, выдает те же лицензии, только называет их допусками. И зарабатывает на этом. Это неправильно.

— Что вы предлагаете?

— Процесс изменения системы уже начался. Изначально было три национальных саморегулируемых объединения: строителей, изыскателей и проектировщиков. После того как мы объединили последние два, начались недовольства, и это понятно — кто-то лишился хорошего “заработка”. Мы внесли изменения в законодательство, что позволило влиять на СРО через систему Ростехнадзора. Второй законопроект, который должен осенью начать рассматриваться в парламенте, предполагает субсидиарную ответственность СРО за своих членов. Надеюсь, что это заработает, а если нет, то я стану первым сторонником возврата к такой консервативной схеме, как лицензирование.

Интервью взяли Халиль Аминов и Александра Мерцалова

Должность не пахнет

Зачем Михаил Мень сменил спокойный статус аудитора СП на «ароматное» место главного мусорщика?

Новость о том, что экс-министр строительства и ЖКХ РФ, аудитор Счётной палаты Михаил Мень возглавил госкомпанию «Российский экологический оператор», была достаточно неожиданной. В чём же причина такой кадровой перестановки? Как всегда в таких случаях, существует несколько факторов. Попробуем прикинуть некоторые версии произошедшего.

Надоело считать

Когда Михаил Александрович после ухода из Минстроя России был назначен аудитором Счётной палаты РФ (июнь 2018 года), многие расценили это как подарок судьбы и руководства страны перед выходом чиновника на пенсию. С учётом того, что аудиторы назначаются на шесть лет, пару сроков господину Меню хватило бы «за глаза». Тем более и зарплата в СП посолиднее минстроевской. Нынешний её размер можно как-нибудь уточнить, но, например, в 2016 году официальное месячное (среднее) вознаграждение аудиторов составляло 668 тысяч рублей. В это же время Михаил Мень получал меньше всего из федеральных министров 443 тысячи рублей в месяц.

Кроме того, статус и привилегии аудиторов Счётной палаты сродни министерским, и даже больше. Они обладают гарантиями профессиональной независимости. В частности, согласно закона, аудиторы СП не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность, а уголовное дело в отношении их может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ.

Стоит добавить, что в России – вспомним Гоголя! – к ревизорам всегда с относились с особым пиететом, так что для многих аудитор Счётной палаты – если не «работа мечты», то где-то близко около этого. Сиди себе спокойненько, проверяй дебет с кредитом, готовься к сытой старости. Кстати, СМИ сообщали, что, выйдя в отставку, Михаил Александрович разместил в одном из риэлторских агентств Италии заявку на покупку дома в Тоскане. Благо, что ценовой диапазон тосканской недвижимости – самый широкий: от 200 тысяч за скромный деревенский домик до десятков миллионов евро за виллы и дворцы с огромными участками, виноградниками и вертолётными площадками. В конце концов человек, послуживший государству, может и о себе подумать.

Гитарист-альтруист

Но, видимо, Михаил Александрович чувствует в себе силы послужить стране ещё. И, может быть, ему совсем «начихать» на аудиторскую зарплату ради экологического будущего России. Вот и решил подсобить Правительству в нужном и актуальном деле борьбы с мусором. А деньги вовсе и не важны. Это всё ерунда. Это всё мусор. Хотя, в контексте новой должности господина Меня подобное утверждение звучит двусмысленно. Есть мнение, что вывоз и переработка мусора – буквально, «золотое дно», и подзаработать тут можно немало…

Возможно, Михаил Мень просто соскучился по публичности. Ведь по основному образованию он режиссёр, что неоднократно ставилось ему в укор в бытность главой Минстроя. И хобби, как известно, у него под стать. Мень участвовал в качестве бас-гитариста, композитора и вокалиста в рок-группе «Мост» и проекте «Made in Moscow» c мировыми звёздами Гленном Хьюзом и Джо Линн Тернером. А в 2017 году он создал группу ChetMen, играющую в стиле фьюжн – сплав джаза, блюза, фанка, соула с элементами поп-рока, арт-рока и этнической музыки. Как сообщается, группа активно участвует в различных джазовых фестивалях в России и за рубежом.

Поэтому для творческого человека быть на виду и быть публичным достаточно важно.

Всегда в обойме

Между тем, политическую карьеру господина Меня можно считать чуть ли не образцовой. Поступательно, шаг за шагом он поднимался по карьерной лестнице. В 1993 году был избран депутатом Московской областной думы, в 1995 году стал депутатом Госдумы от партии «Яблоко». В 2000-х занимал должность вице-губернатора Московской области, а затем заместителя мэра Москвы, с 2005-го по 2013-й – губернатора Ивановской области.

С 2013 по 2018 год Михаил Мень был первым руководителем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Наблюдатели оценивают этот этап его жизни неоднозначно. Некоторые полагают, что в его деятельности на посту министра был заметен очевидный крен в сторону ЖКХ по сравнению со строительством. Не питал особо крепких чувств Михаил Александрович и к проблемам саморегулирования. По ощущениям, относился он к саморегуляторам с изрядной долей скепсиса и, если бы дали отмашку, то, не колеблясь, разогнал бы их без всякого сожаления. Но, учитывая правила игры, был вынужден говорить о том, что саморегулирование состоялось.

С другой стороны, за годы руководства Михаилом Менем профильного ведомства наблюдалась динамика по вводу жилья. По статистике, 2014 – 2017 годы стали рекордными для российского рынка жилищного строительства – объём ввода жилья в 2014-ом составил 84,2 миллиона квадратных метров, в 2015-ом – 85,3 миллиона, в 2016-ом – 80,2 миллиона, в 2017-ом – 79,2 миллиона «квадратов». За этот же период около 4-х миллионов ипотечных заёмщиков улучшили свои жилищные условия.

К успехам меневского Минстроя причисляют и то, что удалось сократить количество и стоимость административных процедур более чем вдвое. Не стоит также забывать, что именно при господине Мене началась масштабная реформа долевого строительства жилья.

Аппаратный Мень

Как утверждают информированные источники, основная причина смены руководства РЭО заключается в том, что у прежнего гендиректора компании Дениса Буцаева не хватало аппаратного веса. В то же время у Михаила Меня имеется большой опыт работы в ЖКХ и на федеральном, и на региональном уровнях. «Аппаратный вес у Меня очень большой – это человек премьер-министра. Под него наверняка дадут те деньги, которые не дали под прежнего гендиректора РЭО», – говорит один из экспертов.

Примечательно, что господин Мень, придя в Счётную палату, изначально курировал контроль за расходами федерального бюджета на социальную сферу и науку, а с 1 октября 2019 года стал «смотрящим» за сферой природопользования и АПК. И уже на заседании в Госдуме 13 ноября Мень сделал доклад о госполитике в области экологического развития и обеспечения экологически безопасного обращения с отходами, где отметил, что из 97% ежегодно образующихся 70-ти миллионов тонн ТКО размещается на полигонах, «зачастую расположенных в черте городов и населенных пунктов». «Сокращение площадей полигонов и недопущение образования несанкционированных свалок невозможны без создания комплексной системы обращения с отходами», – заявил он.

То есть, в принципе, Михаил Александрович находится «в теме». Поэтому несомненный плюс Меня в том, что он знаком с проблематикой отрасли. Однако эксперты опасаются, что смена руководителя РЭО может сдвинуть проведение мусорной реформы на неопределённый срок. По их мнению, какой бы опытный и авторитетный человек ни был, ему всё равно потребуется время на то, чтобы разобраться в делах.

Будем надеяться, что творческий подход и многочисленные связи Михаила Меня помогут ему справиться и с новыми вызовами. Можно, конечно, говорить о том, что его назначение – это какое-то движение назад в плане карьеры. Но вопрос этот спорный. Раз господин Мень согласился на этот шаг, значит, он так не считает. Ну, а должности, как известно, не пахнут…

Напомним, что мусорная реформа началась в январе 2019 года. Куратором изменений в сфере обращения с отходами стала специально созданная госкомпания «Российский экологический оператор». Предполагается, что в каждом регионе должны появиться конкретные схемы сбора, обработки и утилизации мусора. Этим будут заниматься региональные операторы, которые пройдут конкурсный отбор.

Кто вы, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень?

Мы начинаем публиковать биографические очерки о наиболее известных людях строительной отрасли. И первым расскажем о профильном федеральном министре

Вот как часто происходит: чем выше человек взбирается по социальной лестнице, тем сложнее для него это восхождение. Это только со стороны кажется, что люди, возглавляющие федеральные структуры, — сплошь баловни судьбы, которым должности подносили на блюдечке. На деле большинству из них приходилось не раз и не два принимать сложные, не всегда однозначные решения. Не является исключением и герой сегодняшнего материала — министр строительства и ЖКХ РФ Михаил МЕНЬ.

Жизнь Михаила Александровича с самого детства нельзя назвать простой. Он родился в 1960 году в Московской области в семье известного на всю страну священника Александра Меня. Не надо объяснять, насколько трудно пришлось сыну священнослужителя в обществе, где боролись с «религиозным мракобесием». С одной стороны — окружение, требующее соответствия, с другой — семья, прививающая традиционные православные ценности.

Поэтому возьмем на себя смелость заявить, что судьба нынешнего министра строительства всегда была со строительством связана, и первое, что ему было необходимо выстроить, — это свою жизнь: не такую, как требовало общество, и не такую, как у известного отца. Свою. Собственную.

Чтобы этого добиться, Михаилу с самого детства приходилось принимать трудные решения. Но именно такие решения закаляют характер, дают уверенность в собственных силах и умение перетерпеть самые неблагоприятные обстоятельства.

Решение первое: «Денискины рассказы»

Первое такое решение Михаил принял в десять лет, когда настоял на том, чтобы пройти кастинг на роль Дениса Кораблева в известном советском кинофильме «Денискины рассказы» по книге Виктора Драгунского. Можно себе представить, как отреагировали православные родители на желание ребенка заняться «лицедейством».

— Они подшучивали надо мной, — рассказывает в одном из своих интервью Михаил Мень, — но потом приняли решение, что раз уж ребенок растет таким целеустремленным, пускай попробует.

Михаил Мень в детстве: фото со съемок фильма «Денискины рассказы»

В итоге кастинг Михаил выиграл, обойдя при этом более двух тысяч (!) претендентов, получил главную роль и заработал за восемь месяцев 800 рублей — огромную по тем временам сумму. Родители купили ему велосипед, фотоаппарат, но от следующих предложений из кинематографа отказались, потому что ребенок фактически забросил учебу. «Может быть, и слава Богу, что они так сделали», — признается министр.

Вообще, с родителями Михаилу повезло. Можно предположить, что священнослужитель в стране безбожников хотел бы, чтобы дети пошли по его стопам на стезе служения Господу. Но Александр Мень, будучи прекрасным педагогом, пытался влиять только на одно — чтобы его дети выросли настоящими православными людьми, а уж выбор, кем быть, оставлял за ними.

Читайте также:  Большинство домой Ульяновска вновь подключено к горячей воде

Решение второе: стройбат вместо вуза

По окончании школы в 1978 году Михаил Мень поступил в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина на специальность «Промышленная теплоэнергетика». Отучился два курса — и решил не продолжать. Во время учебы сверстники обсуждали свое будущее, кто кем станет, а Михаил понял, что у него, как у сына священника, перспектив в производственной или управленческой сфере нет.

Вот если пойти учиться какой-то творческой профессии, там реализоваться было бы не так сложно, рассуждал молодой человек. Но в таких вузах не было военной кафедры, и Михаил принял второе свое трудное решение: пройти военную службу, а уж затем дальше строить свою жизнь, не оглядываясь на армию.

Михаил Мень (в центре в нижнем ряду) во время армейской службе в Дальвоенморстрое

Служить «поповскому сыну» пришлось в стройбате на Дальнем Востоке. Там Михаил получил свою первую строительную специальность — машинист башенного крана, окончив 468-й Учебный комбинат ВМФ Министерства обороны СССР.

— Часть была непростая, все было — и дедовщина, и драки, — вспоминает сослуживец Меня Виталий Яровицын. — Миша был такой крупный, высокий, но редко когда лез на рожон. Всё больше словами доказывал, за это его уважали.

— Недавно я нашел свой диплом крановщика, посмотрел, вспомнил: четвертый разряд — там все серьезно, — поделился министр.

В армейской учебке во Владивостоке Михаил провел четыре месяца своей службы. Там он стажировался на самых высоких по тем временам башенных кранах. Затем его отправили в Совгавань (Хабаровский край), где помимо башенного крана он работал на заводе ЖБИ — на козловом и на мостовом кранах, и в итоге «сделал карьеру», дойдя до мастера смены.

— Наверху на кране не так уж и страшно: к высоте довольно быстро привыкаешь, — рассказал Михаил Александрович в одном из интервью и поделился такой подробностью: — Кстати, сменщицей у меня была женщина. Среди крановщиков вообще много представительниц прекрасного пола, ведь работа наверху требует аккуратности, внимательности и отсутствия вредных привычек, особенно большой любви к алкоголю, — добавил министр.

Михаил Мень на одном из заводов проверяет работу крана (2000-е годы)

О своем решении Михаил Александрович не жалеет. Он считает, что армия помогла ему научиться всегда отвечать за себя, подкреплять делом свое слово, общаться с людьми, выполнять приказ, даже когда он кажется нелогичным. И, разумеется, понять изнутри, что такое стройка.

Решение третье: бизнес вместо творчества

После увольнения из рядов Вооруженных Сил Михаил реализовал свое желание заняться творчеством и поступил на режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусств. Изучал режиссуру массового действа, овладевал мастерством сценической речи, приобретал умение владеть аудиторией. Все это помогло потом в карьере политика.

В это же время ему удалось немного поиграть рок-музыку в составе группы «Мост», где он пел и играл на бас-гитаре. К слову, в кругах любителей российского рока проект был весьма популярным.

Михаил Мень в студенческие годы

Но в конце концов с мечтами реализоваться в творчестве пришлось расстаться. В конце 1980-х появились возможности для бизнеса, Михаил увлекся предпринимательством, и новые задачи постепенно вытеснили все остальное.

— Я не без способностей человек, — признает Михаил Мень и тут же самокритично добавляет: — но в музыке у меня нет такого уж таланта.

Как бы то ни было, музыка осталась любимым увлечением: до сих пор Михаил Александрович пополняет свою богатую коллекцию уникальных гитар, а в 2004 году он записал альбом «Made in Moscow» в соавторстве с такими известными музыкантами, как басист Deep Purple Глен Хьюз и вокалист Rainbow Джо Линн Тёрнер.

Решение четвертое: пойти в политику

Параллельно с бизнесом Михаил Мень начал заниматься и общественными проблемами. В 1993 году у него появилась возможность попробовать себя в качестве депутата в Московской областной Думе.

Это тоже было непростое решение, ведь в политике не всегда удается поступать так, как считаешь правильным. Тогда он обратился за советом к митрополиту Ювеналию, бывшему правящему архиерею его отца, и получил благословение владыки.

— Он тогда сказал: «Если тебя судьба занесет в эту стезю надолго, ты должен помнить, что решения в политике принимаются разные, сложные, — вспоминает Михаил Александрович. — Но польза, которую ты можешь принести, может перекрыть негатив, связанный с принятием тех или иных решений.

И решение было принято. Потом, в 1995 году, было депутатство в Государственной Думе второго созыва, в 2000-м — избрание на пост вице-губернатора Московской области, курирование сложнейшего земельно-имущественного комплекса Подмосковья, позже, в 2002-м, — непростой переход из подмосковных структур в Правительство Москвы.

Решение пятое: стать губернатором

Назвался груздем — полезай в кузов. В 2005 году Меня пригласил к себе Президент РФ Владимир Путин и поставил задачу возглавить Ивановскую область: «вернуть ее в семью российских регионов».

Дело в том, что тогда ивановским губернатором был коммунист Владимир Тихонов, причем не из системной КПРФ, а из партии «Коммунисты России», что действующую власть никак не устраивало.

Регион был сложный. Прежний руководитель практически не работал с федеральным бюджетом, не участвовал в федеральных программах, и многое пришлось начинать с нуля.

Губернатор Ивановской области Михаил Мень встречает Президента России Владимира Путина

А первым решением на посту губернатора был запрет на игорный бизнес. В 2005 году по количеству игральных столов и игровых автоматов Ивановская область делила второе место с Санкт-Петербургом после Москвы.

― У меня не было сомнений идти, потому что вообще это интересная задача — начать с низкого старта, — делится впечатлениями Михаил Мень. — И в том, что ситуация сложная, есть свой плюс. Иногда с нуля начинать легче.

Решение шестое: федеральный министр

На посту губернатора самого «женского» региона Михаил Александрович отработал без малого восемь лет. Аналитики отмечали отсутствие явных неудач в течение его губернаторского срока и политическую стабильность в области.

Судя по всему, руководство страны решило, что с поставленной задачей Мень справился успешно, и в 2013 году Президент страны Владимир Путин предложил Меню новое испытание: возглавить вновь созданное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Думается, при принятии решения здесь сыграло свою роль умение запускать в работу необходимые процессы, выстраивать фактически новую систему. Но при этом должность выглядела явно «расстрельной», учитывая, что ЖКХ была в то время самой скандальной отраслью.

Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень осматривает завод в Ульяновске

Поговаривали, что Мень в кресле не усидит, да и новое министерство долго не протянет, потому что создано, мол, только для успокоения общественного мнения и создания имитации деятельности.

С тех пор прошло почти три года, но, похоже, никто не собирается разгонять министерство и снимать его руководителя. А за что снимать? В сфере ЖКХ перемены видны невооруженным глазом. Строительство, несмотря на кризис, выдает рекордные объемы жилья, а в этом году впервые за десятилетия удостоилось быть темой обсуждения на заседании Президиума Госсовета.

Конечно, есть недовольные, звучит и конструктивная критика, но практически все признают, что в отношении власти к строительству и ЖКХ начинает появляться системный подход.

Понятно, что привести в порядок регион проще, чем целую отрасль в огромной стране, — говорит Михаил Александрович. Нужно минимум 6—7 лет, чтобы реформа, которую мы сейчас затеяли, дала свои плоды.

Это заявление кажется нам справедливым.

Что ж, по плодам и оценивать будем.

Евгений ГОРЧАКОВ

Редакция благодарит пресс-службу Министерства строительства и ЖКХ РФ за помощь в подготовке материала и любезно предоставленные фото из семейного архива М.А. Меня

Похожие публикации

Рейтинг строителей в апреле: никто не хотел уступать

Рейтинг строителей: Мень и «Сибур» лидируют, Николаева и «Каменный век» — в аутсайдерах

Михаил Мень покинул пост Министра строительства и ЖКХ

Михаил Мень покинул пост главы Минстроя РФ, который занимал с 1 ноября 2013 года.

Российский государственный деятель Михаил Мень покинул пост главы Минстроя РФ, который занимал с 1 ноября 2013 года. На его место назначен Владимир Якушев, ранее занимавший должность губернатора Тюменской области. Об этом стало известно после соглавосания президентом России Владимиром Путиным предложенных премьер-министром Дмитрием Медведевым кандидатур на посты вице-премьеров и министров в ходе рабочей встречи. Позднее на официальном сайте Президента России появилось заявление о том, что Владимир Путин подписал указы о составе нового Правительства.

Михаил Мень родился 12 ноября 1960 года. Окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Юриспруденция». Политическую карьеру начал в качестве депутата Московской областной думы от Сергиево-Посадского района Московской области. С 1999 года занимал пост вице-губернатора Московской области, первого заместителя председателя правительства Московской области. В 2002 году Михаил Мень занял пост заместителя мэра Москвы. В 2005 году стал главой Ивановской области, работал на этой должности до 2013 года. В 2013 году был назначен главой нового Министерства – строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстроя РФ).

Владимир Якушев родился 14 июня 1968 года в башкирском Нефтекамске. В 1993 году окончил Тюменский государственный университет по специальности «правоведение». С 27 июня 1993 года начал трудовую деятельность как юрисконсульт Ямало-Ненецкого филиала Западно-Сибирского коммерческого банка. В 1994 году назначен исполняющим обязанности директора Ямало-Ненецкого филиала Западно-Сибирского коммерческого банка. В 1995 году стал директором Ямало-Ненецкого филиала Западно-Сибирского коммерческого банка. С 1997 года — вице-президент банка — директор Салехардского филиала ОАО Запсибкомбанка. Закончил Тюменский государственный университет, квалификация — экономист. В 1998 году назначен президентом ОАО «Запсибкомбанк». В органах власти 13 июня 2001 года назначен вице-губернатором Тюменской области. В марте 2005 года назначен первым заместителем главы города Тюмени, с 21 марта исполнял обязанности главы города Тюмени. 24 ноября 2005 года утверждён в должности губернатора Тюменской области. Член Высшего совета партии «Единая Россия»

Некоторые итоги работы Минстроя

Объемы ввода жилья

Последние четыре года стали рекордными для российского рынка жилищного строительства. Объем ввода жилья в 2014 году составил 84,2 млн. кв. м, в 2015 году – 85,3 млн. кв. м, в 2016 году – 80,2 млн. кв. м., в 2017 году – 79,2 млн.кв.метров, что всего на 1,2% меньше показателя 2016 года.

Кроме того, в 2017 году 20 млрд. рублей распределены между 32 субъектами РФ для строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Данная мера позволила дополнительно ввести в эксплуатацию 8,3 млн. кв. метров жилья, что на 32 % превышает плановый показатель.

Цены на жилье

По информации Минстроя, с 2012 года цены на жилье снизились на 23% в реальном выражении, то есть,
с поправкой на инфляцию.

Ипотечное кредитование

В 2017 году были зафиксированы новые рекорды рынка ипотечного кредитования. Выдано около 1,1 млн кредитов на сумму более 2 трлн рублей, что почти на 27 % больше в количественном выражении и на 37 % в денежном выражении чем в 2016 году. Кроме того, к концу года ставки по ипотеке снизились до рекордно низкого уровня – 9,79%.

Проблема обманутых дольщиков

Под руководством Михаила Меня стала решаться очень острая многолетняя проблема обманутых дольщиков.

В 2017 году субъектами Российской Федерации восстановлены права обманутых граждан-участников строительства в 140 проблемных объектах. Принятые меры позволили восстановить права порядка 6 тысяч семей «обманутых дольщиков».

На 1 января 2018 г. «проблемные объекты» выявлены в 69 субъектах Российской Федерации, в каждом из этих регионов сформирован план-график по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр пострадавших граждан. Всего в планы-графики включено 836 «проблемных объектов» и 30 856 граждан, включенных в реестр пострадавших граждан.

Планы-графики предусматривают поэтапный ввод этих объектов и восстановление прав граждан, так в 2018 г. планируется решение вопроса по 360 объектам, в 2019 г. – по 229 объектам, в 2020 г. – по 147 объектам, в 2021 г. – по 34 объектам, в 2022 г. – по 4 объектам.

Также внесены поправки в 2014-ФЗ об участии в долевом строительстве, которые призваны сделать работу застройщиков более прозрачной.

Кроме того, была разработана Дорожная карта по поэтапному переходу на систему проектного финансирования, которая должна на корню решить проблему обманутых дольщиков.

Получил активное развитие рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ. Концессия представляет собой вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимости, права на которую принадлежат государству. Взамен инвестор получает возможность эксплуатировать объект на коммерческой основе, забирая прибыль в свою пользу. По данным на 1 января 2018 г. в сфере ЖКХ заключено 1831 концессионное соглашение. Общий объем инвестиций, предусмотренный в рамках действующих концессионных соглашений, составил более 257 млрд руб. По предварительным итогам, в 2017 году заключено более 300 концессий на сумму более 60 млрд рублей.

Расселение аварийного жилья

После создания Минстроя России и назначения министром Михаила Меня темпы расселения аварийного жилья в стране увеличились в три раза. Если в 2013 году был расселен 1 млн.кв.метров жилья, то с 2014 года около 3 млн.кв.метров ежегодно.

По данным годовой отчетности регионов за 2017 г., всего за время реализации программы расселено более 1 миллиона человек из 15,8 млн.кв.м аварийного жилья, в том числе более 678 тыс. человек и 10,6 млн.кв.м в рамках указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600.

Ремонт многоквартирных домов

За с 2014 по март 2018 гг было отремонтировано более 121-ти тыс. многоквартирных домов, общей площадью более 400 млн кв. м., в которых проживают порядка 16-ти млн человек.

В 2017 г. произведен капитальный ремонт более 46 тыс. домов, общая площадь которых составляет 172,8 млн. кв. метров, в которых проживают более 6 млн. человек.

Формирование городской среды

При Михаиле Мене в 2017 году началась реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Для финансирования проектов по созданию комфортной городской среды из федерального бюджета было выделено 25,6 млрд рублей. В 2017 году в рамках проекта благоустроено более 23 тысяч объектов (103% от плановых показателей) в 1653 муниципалитетах, в которых живет почти 86 миллионов человек, то есть проект так или иначе затронул больше половины населения нашей страны (58,5 %).

Сокращение административных процедур

С момента создания Минстроя России в 2013 году Российская Федерация поднялась в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» по направлению «Получение разрешения на строительство» (далее – Рейтинг) на 63 позиции с 178 места до 115. Согласно результатам Рейтинга, опубликованным 31 октября 2017 года, количество процедур сократилось более чем в 2 раза с 36 до 14, срок их прохождения сократился на 67 дней, а стоимость проведения процедур для бизнеса сократилась практически в 2 раза.

Ещё больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube-канале Недвижимость+

Ссылка на основную публикацию