Михаил Мень назвал самые крупные концессии в ЖКХ

Третий не лишний

Михаил Александрович, скажите честно, вы бы рекомендовали своим хорошим знакомым инвестировать свободные средства в коммуналку?

Михаил Мень: Конечно, это очень перспективные вложения. Могу перечислить главные причины, по которым стоит без опасений инвестировать в сферу ЖКХ. Прежде всего это гарантированный спрос. Ни в одной сфере услуг вы не найдете такую армию потребителей – 145 миллионов человек, то есть все население России. Ведь вода, свет и жилье людям необходимы в любое время, что бы не происходило в экономике. Кроме того, в отличие от большинства других отраслей В2С, тарифы в сфере ЖКХ устанавливаются на 3-5 лет, и даже региональные власти не вправе их менять по своей прихоти. Важное значение имеет и господдержка – правительство берет на себя обязательство по субсидированию кредитов на модернизацию ЖКХ и на практике софинансирует проекты обновления коммунальной инфраструктуры до 80 процентов. Кроме того, сегодня зафиксировали пятипроцентную предпринимательскую прибыль. Эта мера уже дала свои результаты: только за прошлый год объем частных инвестиций в коммунальную сферу в рамках концессионных соглашений вырос в 10 раз, с 7,2 млрд до 70,9 млрд рублей. По-моему, убедительные цифры, которые доказывают, что вкладываться в сферу ЖКХ выгодно.

А сколько денег требует модернизация всего сетевого хозяйства страны?

Михаил Мень: Средства потребуются колоссальные. По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15-20 лет. Конечно, мы прекрасно понимаем, что таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль.

Год от года набирают популярность концессионные соглашения. Поясните, чем инвестор отличается от концессионера?

Михаил Мень: На самом деле инвестор и есть концессионер, ведь концессионное соглашение – это форма государственно-частного партнерства. Договор концессии – это не аренда и не получение права на собственность, а некая третья форма владения. То есть когда объект остается в собственности муниципального образования или региона, но им полностью управляет концессионер.

Действительно, мы сейчас наблюдаем бум концессий в ЖКХ. По итогам прошлого года в коммуналке отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств: было заключено 271 концессионное соглашение почти на 71 миллиард рублей против 112 концессий на 7,2 миллиарда рублей в 2014 году. Концессионные соглашения увязаны с тарифными решениями. Долгосрочные тарифные решения на 3-5 лет сегодня тоже устраивают далеко не каждого предпринимателя, который хочет, к примеру, взять в концессию водоканал на 20 лет. Поэтому уже сегодня для конкретного объекта коммунального хозяйства можно зафиксировать долгосрочное тарифное решение на весь период концессионного соглашения, которое рассчитывается по формуле. Приведу пример: если компания пришла управлять водоканалом на основе договора о концессии, победив на конкурсе, и концессионное соглашение заключено на 15 или 20 лет, то на весь этот срок высчитывается единая тарифная формула, привязанная к уровню инфляции.

В закон о концессионных соглашениях законодательно внесена новая норма – участие в них третьей стороны. Для чего это было необходимо?

Михаил Мень: Изначально договор концессии заключался между муниципалитетом и концессионером. Это было одним из сдерживающих факторов для частного бизнеса, когда он приходил на территорию. При таком раскладе регион оставался как бы в стороне, хотя именно субъект РФ работает с тарифами. Но зачастую у муниципальных образований не хватает необходимых компетенций, к примеру, для грамотного юридического сопровождения клиента. Поэтому не так давно было принято решение, что концессионное соглашение будет трехсторонним. Законопроектом в числе обязанностей субъекта РФ как участника договора определяется установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из регионального бюджета.

Известно, что у многих ГУПов и МУПов часть имущества не оформлена должным образом. Раньше по этой причине его нельзя было передавать управляющим компаниям. Законодательство не позволяло это делать, и муниципалитет не имел права выставлять свой объект на конкурс. Теперь, если инвестор соглашается самостоятельно оформить эту часть собственности, то получает возможность заключить концессионный договор. Этот же порядок действует и при наличии у того же МУПа долговых обязательств. В том случае, если концессионер готов их реструктуризировать, он может выйти на заключение концессионного соглашения.

Таким образом мы пошли навстречу регионам и потенциальным концессионерам, и сегодня на конкурс допускаются даже такие проблемные объекты. И уже потенциальные претенденты должны считать все свои риски и принимать соответствующие решения.

Значит, когда мы говорим об инвестициях в ЖКХ, то основная ставка делается на концессионера?

Михаил Мень: Да, основа – это концессионное соглашение. Мы считаем, что передача в собственность системообразующих предприятий недопустима, ресурсы должны оставаться у публичной власти, а концессионер может только управлять объектом.

Сколько концессионных соглашений может быть заключено в этом году?

Михаил Мень: По данным на 27 июля 2016 года, на территории 56 регионов в различных стадиях реализации находятся 595 инвестиционных проектов.

Средний Урал числится в “передовиках” по привлечению инвестиций в ЖКХ среди регионов России. Кто еще впереди других?

Михаил Мень: В лидерах – 10 субъектов РФ, на долю которых приходится 83 процента стоимости всех инвестиционных проектов, а она оценивается в 350,26 миллиарда рублей. Среди наиболее отличившихся – Санкт-Петербург (69,7 миллиарда рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (67,6 миллиарда рублей), Волгоградская область (58,2 миллиарда рублей), Ростовская область (43,5 миллиарда рублей), Якутия (942,9 миллиарда рублей) и некоторые другие регионы. По моим наблюдениям, в больших городах нет серьезных проблем с привлечением инвестиций. Более того, сейчас идет реальная конкурентная борьба за право управления ресурсами в мегаполисах. В малых городах ситуация сложнее. В этом году в федеральном бюджете предусмотрено 4,6 миллиарда рублей на поддержку малых городов прямыми дотациями. Но в обмен на концессию. Что касается всех остальных, то мы готовы поддерживать их субсидированием процентной ставки. Всего в бюджете на 2017 год на поддержку частных инвестиций предусмотрено 5 миллиардов рублей.

Еще летом вы говорили, что есть возможность возместить средства за капремонт, но при условии, что он будет энергоэффективным. Этой осенью ожидаются поправки к закону. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Необходимо стимулировать наших собственников многоквартирных домов к тому, чтобы капитальный ремонт был более современным. Для этого необходимо применять последние передовые технологии в отделке и использовать качественные строительные материалы. Без энергосбережения, конечно, тоже не обойтись. Такой ремонт не может быть дешевым. Но в итоге это приведет к серьезной капитализации квартир многоэтажки, которые на рынке будут оцениваться дороже и, что еще важнее, счета за коммунальные услуги станут радовать глаз. Мы нашли пока около 200 миллионов рублей, чтобы стимулировать тех, кто хочет в своем доме сделать энергоэффективный капитальный ремонт. Расчет такой, что одна многоэтажка сможет рассчитывать на сумму до 5 миллионов рублей.

Получается, что всего примерно 40 домов в нашей стране могут рассчитывать на субсидии, чтобы организовать в своем доме энергоэффективный ремонт. Желающих, возможно, будет больше. Кому достанется господдержка, определит конкурс?

Михаил Мень: Пока будет работать заявочный принцип. Алгоритм следующий: сначала на общем собрании собственники должны принять решение о готовности провести энергоэффективный ремонт в своем доме, затем подать документы в муниципалитет, и через региональные органы власти эта заявка поступит в фонд ЖКХ.

Не раз говорилось о том, что не только в капремонт, но и во всю коммунальную структуру необходимо привлекать банковские кредиты. Однако банкиры неохотно финансируют коммуналку, ведь предприятия отрасли нередко убыточны. Как вы считаете, банкам в принципе может быть интересен этот бизнес?

Михаил Мень: Отрасли нужны не столько кредиторы, сколько инвесторы. На мой взгляд, и банк может выступать не только кредитором, но и инвестором, взяв предприятие в концессию. Так сделал ВЭБ, его портфель на проекты по коммуналке – 22 миллиарда рублей. В целом прошлый год доказал, что ЖКХ – интересная отрасль для инвестиций, напомню, объем обязательств концессионеров вырос за это время в 10 раз. Думаю, если субсидирование процентной ставки продолжится, это улучшит настроение инвесторов, они еще охотнее будут вкладывать деньги в сферу ЖКХ.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) заинтересованы в работе по прямым договорам с собственниками, минуя посредников – управляющие компании. Вы поддерживаете эту инициативу?

Михаил Мень: Мы не просто поддерживаем эту инициативу, мы ее инициировали. Прямые договоры помогут избежать неприятных ситуаций из-за недобросовестных управляющих компаний. Самый распространенный и простой вариант мошенничества – когда организация собирает с жильцов деньги за услуги и, не передавая их РСО, исчезает. Известны случаи, когда управляющая компания собирала деньги на протяжении нескольких месяцев. Заключив прямые договоры с ресурсниками, жильцы смогут защитить себя от недобросовестных управляющих компаний. С них снимаются обязательства по сбору денег и передаче их поставщикам услуг, но остается обязанность регулировать непрерывность и качество предоставления коммунальных услуг.

Одна из последних инициатив минстроя тоже касается управляющих компаний: они должны возвращать жильцам потраченные деньги за некачественно предоставленные услуги. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Законом предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить “штраф в пользу потребителей”. При этом важное условие – обязательный перерасчет или даже полное освобождение от оплаты. Таким образом, ненадежный поставщик коммунальных услуг наказывается рублем в двойном размере.

Когда жильцы дома должны предъявить свои требования в этих ситуациях?

Михаил Мень: Если коммунальная услуга предоставляется с перерывами, превышающими разрешенную продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала какую-то аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителям штраф в размере 30 процентов от стоимости услуг за время возникшего перерыва. Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф в размере 30 процентов от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество. К примеру, вода из крана течет не горячая, а едва теплая.

Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление оплаты за коммунальные услуги, завышают размер платы, им придется уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от суммы переплаты. Причем, согласно закону, штраф должен выплачиваться из зарплаты работника, отвечающего за начисление оплаты за коммунальные услуги.

Родился в поселке Семхоз Сергиево-Посадского (Загорского) района Московской области.

Служба в Вооруженных силах (подразделения Дальвоенморстроя Тихоокеанского флота). Во время службы получил специальность “Машинист башенного крана”.

Депутат Московской областной Думы от Сергиево-Посадского района Московской области, член Комитета по вопросам местного самоуправления.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 104-го одномандатного округа, в который входят Сергиево-Посадский, Клинский, Дмитровский и Талдомский районы и город Дубна Московской области.

Вице-губернатор Московской области, первый заместитель председателя правительства Московской области.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы.

Губернатор Ивановской области.

С 1 ноября 2013

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Михаил Мень назвал самые крупные концессии в ЖКХ

На сегодняшний день в Российской Федерации действует 54 крупных концессионных соглашений с объемом инвестиций более 500 млн рублей. При этом в небольших городах с населением менее 300 тыс. человек действует 33 концессии с таким объемом инвестиций. Об этом заявил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень 2 марта во время рабочего визита в г. Ростов-на-Дону.

«Сегодня уже очевидно, что концессионные соглашения – действенный механизм модернизации коммунальной отрасли. При этом особо хочу отметить, что крупные концессии заключаются не только в больших городах. У нас есть 33 работающих соглашения с объемом инвестобязательств свыше 500 млн рублей в муниципальных образованиях с населением менее 300 тысяч человек», – подчеркнул Михаил Мень.

Министр добавил, что необходимо обеспечить системное инвестирование в коммунальную инфраструктуру и особенно важно обеспечить ее развитие в малых городах и на селе. Он напомнил, что благодаря концессиям качество повседневной жизни выросло более чем у 55 млн человек.

Концессии с объемом инвестиций свыше полумиллиарда рублей представлены в 17 субъектах страны. Это Алтайский край, Владимирская, Волгоградская, Нижегородская, Воронежская, Иркутская, Мурманская, Новосибирская, Свердловская, Тюменская, Саратовская, Ленинградская области, Хабаровский и Пермский края, Республика Саха (Якутия), Чувашская и Удмуртская Республики.

Михаил Мень также назвал регионы-лидеры по количеству заключенных концессий – первые три места заняли Амурская Область (178), Республика Татарстан (147), Кировская Область (95). В 11 регионах страны в настоящее время отсутствуют концессионные соглашения, тем не менее в ряде регионов они готовятся к заключению.

Источник: Минстрой России

Возможно, Вам будет интересно:

Дайджест проектов в области строительства. 4 неделя 2020 года (20 января – 26 января)

Годовой отчет «Нерудные строительные материалы – 2018»

Экономика. Ставка ипотеки в России достигла исторического минимума — 9% годовых

Об этом на основе анализа денных за декабрь 2019 года информирует пресс-служба Банка России со ссылкой на последние статданные регулятора. А госкомпания ДОМ.РФ дает прогноз на дальнейшее удешевление ипотеки.

Читайте также:  Британская пара скрывала дом в сарае для сена

Оказание услуг Главного консультанта по реализации инвестиционного проекта по строительству цементного завода в 2014 г. (Сопровождение проекта. Финансово-технический надзор)

При использовании материалов сайта «СМПРО» указание источника и гиперссылка https://www.cmpro.ru/ обязательны.
Сокращение “СМПРО”, используемое на сайте www.cmpro.ru, означает общество с ограниченной ответственностью “СМ Про”, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1107746321407, Свидетельство о государственной регистрации серии 77 No.012836023 выдано МИ ФНС No.46 по г. Москве 26 апреля 2010 года.
Все права защищены © 2010-2020 ООО «СМ Про». подробнее о соблюдении авторских прав и размещении рекламы

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта www .cmpro. ru (далее — «Сайт»).

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

2. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности , авторских и/или смежных правах , а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

3. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь

По вопросам размещения заказа на предоставление услуг обращайтесь в раздел сайта контакты «Заказ услуг»

Авторские права на дизайн и всю информацию сайта www.cmpro.ru , а также на подбор и расположение материалов принадлежат ООО «СМПРО».

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «СМПРО». Вы можете задать свой вопрос по адресу

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения ООО «СМПРО».

Условия использования материалов и сервисов сайта

Михаил Мень: «Пятиэтажки на сегодня аварийными не признаны»

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень рассказал о реализации программы «Доступная среда», расселении аварийного жилья в Москве и регионах, а также о том, как решается проблема обманутых дольщиков.

Какие ключевые темы по строительству и ЖКХ обсуждались в рамках форума?

На всех сессиях меня обязательно просили рассказать о нашем приоритетном проекте развития городской среды, о благоустройстве дворовых территорий, об устройстве знаковых объектов в муниципалитетах. Я думаю, такой интерес связан с тем, что это первая программа, первый правительственный проект, где мы максимально вовлекаем население в принятие решения. Мы соединили все источники финансирования: средства федерального бюджета, средства регионов, которые все финансируют, получилось 42 млрд. В наше время это достаточно приличные средства.

Важное и знаковое для нас — подписание между Сбербанком и одним из муниципалитетов Тульской области по «коробочному решению», по привлечению концессионеров в управление ресурсами. Дело в том, что у нас сегодня проведена большая работа по изменению законодательства, по привлечению частных инвестиций в управление ресурсами. И это дало свой результат. Инвесторы идут, объявляются концессии, конечно, пока в крупных городах. Например, в Волгограде самая крупная концессия в Европе. Мы принципиально против того, чтобы управление ресурсами отдавалось в частные руки в прямом смысле этого слова — передавать в собственность инвесторам. Инвесторам, которые готовы браться за управление водоснабжением, водоотведением.

Управляющим компаниям?

Управляющим компаниям (УК), но не УК многоквартирных домов, потому что это отдельное регулирование. Это ресурсоснабжающие организации. Получается, что единственная форма, которую нашли большинство государств в мире, — концессия. Это передача во временное пользование, но в собственности этот ресурс остается у муниципалитета. Грубо говоря, у народа, у государства. Это очень важно, но в то же время в концессионном соглашении прописываются все зоны ответственности. Они четко распределены. Мало того, мы ввели третью сторону: не только муниципалитет и будущий концессионер, но и регион. Это важно по многим причинам. Определенные сложности были с кредитованием у потенциальных концессионеров, потенциальных инвесторов, и банки без интереса шли навстречу таким инвесторам. Мы долгое время работали со «Сбербанком», и сегодня готова так называемая «коробка», «коробочное» концессионное решение, по сути, оно типовое. Если инвестор в каком-либо муниципалитете приходит, изучает это коробочное решение и с данным решением приходит в соответствующее отделение Сбербанка на территории своего субъекта РФ, где он собирается работать как концессионер, то ему должны выдать кредит. Это очень важная история, прорывной элемент.

Как идет реализация программы по расселению? Есть регионы-лидеры, которые хорошо справляются с программой, а есть отстающие, где нарастают жалобы и приходится менять губернаторов.

Программа расселения аварийного жилья эффективно администрируется только в одном случае — если губернатор лично ее ведет. Если он отдал ее на откуп начальнику департамента и ниже, то проблемы неизбежны. Я проходил это, пробовал администрировать по-разному. Приходилось включаться в последний момент.

Давайте вернемся к тем регионам, где губернаторы подключаются и держат все под контролем.

У нас в рекордсменах Республика Ингушетия — регион не с самой простой экономикой, но с этой задачей они справились. Ингушетия и Калининградская область оказались в лидерах. Мы изыскали возможность, чтобы их стимулировать, председатель правительства уже подписал соответствующий распорядительный документ. Чтобы они уже начали работать над расселением аварийного жилья следующего этапа.

Какого рода будут стимуляции?

Финансовые. Если вы помните последнее заседание государственного совета, президент поставил задачу — найти возможность стимулировать всех, кто выполнит задачи вовремя. Мы рассматриваем возможности для поддержки, но не хотим никого критиковать потому, что программа не кончилась.

— Кто в отстающих?

Заранее могу сказать, что программа не кончилась, в сентябре она должна завершаться. Но при этом решением президента принято продление фонда содействия ЖКХ на год. Я рассчитываю, что несколько регионов, надеюсь, не больше 10, не уложатся в этот срок по объективным причинам. Есть, например, Амурская область, где действительно очень большой объем плюс чрезвычайные ситуации. Там действительно есть отставание. Есть Забайкальский край, где не выполняли взятых на себя обязательств по расселению аварийного жилья, и губернатор лишился своего поста. И сегодня новый губернатор, замечательная женщина, у нее есть желание и драйв, мы помогаем. Мои специалисты выезжают туда. Положительные изменения есть, но и некоторые сомнения все же. Тверская область у нас немного просела. Хотя шли неплохо. Будем смотреть, может, они как-то исправят ситуацию. Тыва – не очень хорошо. Я бы даже сказал, что Тыва попадет в сентябре в отстающие. Остальных пока не буду называть, потому что есть все-таки надежда. Еще все услышали сигнал от президента, который был дан на государственном совете. Надеемся, что будут ситуацию выправлять. В целом программа выполняется неплохо. Для этого, конечно, пришлось применять жесткие меры, вплоть до штрафов за невыполнение и лишения губернаторских постов. Было два проблемных региона: Забайкалье и Карелия. Если губернатор Забайкалья был лишен поста непосредственно по результатам невыполнения, то в Карелии чуть позже. Сегодня Карелия пока находится в зоне риска, но новая команда там пытается ситуацию выправить.

— Давайте вернемся в столицу, опять же к программе расселения аварийного жилья в рамках программы реновации. Пятиэтажки ведь нельзя называть аварийными?

Нет, это абсолютно разные задачи. Потому что пятиэтажки на сегодня аварийными не признаны.

Тем не менее, в вашем ведомстве готовятся поправки к программе реновации на стадии принятия закона?

Да, мы готовили поправки вместе с нашими коллегами из профильного комитета парламента. Естественно, в тесном взаимоотношении с командой Сергея Семеновича Собянина, с московскими чиновниками. Пока не буду говорить 100% про все поправки, потому что парламентские слушания состоятся 6 июня. После дискуссии пакет поправок будет сформирован. Одно могу сказать, там будут вещи, связанные с поддержкой людей, чтобы минимизировать количество оппонентов данной программы среди людей, которые проживают в пятиэтажках.

— Многие считают, что происходящее в Москве затем распространится и на регионы. Рассматриваются ли подобные планы в других городах?

Москва планирует реализовывать эту программу не только на бюджетные средства. Идея — запустить сначала своими возможностями, своим фондом, и уже на втором этапе привлекать представителей стройкомплекса негосударственного сектора. Это возможно по одной причине — экономическая целесообразность достаточно высока. Стоимость квадратного метра достаточно высока. И покупательская способность у людей, которые живут в Москве либо хотят приобрести жилье в Москве, достаточно высокая. В этой программе социальная составляющая по расселению и экономическая составляющая для окупаемости этих проектов. Может быть, еще три–четыре крупных областных центра могут частично посмотреть на что-то подобное.

Я много лет работал губернатором одного из регионов со сложной экономикой. Для города Иваново это практически невозможно. Потому что рентабельности не будет, а бюджетных средств нет. Так что, скорее всего, это Москва и какие-то крупные регионы с достаточно обеспеченной бюджетной системой.

Какие регионы?

Я сейчас назову, и мы испугаем жителей этих городов. Думаю, что мы дождемся первого этапа у Москвы, как получится диалог с людьми — это самое главное. Нельзя не учитывать определенную консервативность граждан. У моей мамы квартира в обычном панельном доме, я ее уговаривал. Говорил: мам, у меня возможности есть, неплохой задекларированный доход. Я могу помочь поменять маме квартиру на чуть получше. Она говорит: «Я не хочу. Я привыкла вот здесь, лучше помоги мне ремонт сделать». Это показатель того, что люди старшего возраста консервативны, и их порой сложно даже перемещать. Они привыкли: здесь магазин, здесь аптека. Мы очень рассчитываем на то, что наши коллеги из Правительства Москвы сделают это очень ювелирно. Чтобы не привлекать психологов потом. Можно, если действовать очень осторожно, очень мягко и очень корректно разговаривать с людьми. Нужно максимально разъяснять людям те преимущества, которые они могут получить. Преимущества-то бесспорные, но еще раз подчеркну, что о «позитивном консерватизме» людей нельзя забывать. Особенно людей старшего поколения. Для них переезд действительно является проблемой. Тем более, если люди удовлетворены своей квартирой. Это вопрос сложный и он лежит за гранью моих ведомственных обязанностей. Это серьезный психологический фактор.

Вы упомянули, что обсуждаются программы поддержки населения на стадии подготовки поправок в законопроект, можете раскрыть тайну?

Не буду пока говорить, потому что еще идут обсуждения.

Какой круг вопросов?

В первую очередь, процентное соотношение тех, кто за и кто против. Обсуждается тема, связанная с ипотекой. Если кто-то приобрел в ипотеку жилье в пятиэтажке, то как далее поступать с ипотечным кредитом. И, конечно, мы настаиваем на том, чтобы расселение было квартал в квартал. Людей беспокоит самое главное — чтобы их не отправили в новую Москву. Это логично. По этим блокам сегодня мы вместе с депутатами из профильного комитета, с командой правительства Москвы шлифуем эту инициативу. Надеюсь, 6 июня это будет обсуждаться на парламентских слушаниях.

Читайте также:  Мордовские должники по квартплате получат «позорные» квитанции

Вопрос по другой болезненной теме — рост тарифов ЖКХ. Может ли случиться такое, что тарифы будут не расти, а снижаться?

У нас сегодня тарифы ЖКХ, которые регулирует ФАС при нашем определенном участии, ограничиваются инфляцией. Не сам тариф, а предельный индекс совокупного платежа гражданина. Сегодня мы смотрим на инфляционный процесс. Если мы когда-то выйдем на хорошие цифры, тогда и совокупный платеж не может превышать по закону.

Проблема дольщиков решается как-то сейчас?

— Вот как раз новость подоспела к сегодняшней беседе с вами. Вчера Дмитрий Анатольевич (Медведев — прим. ред.) подписал соответствующий распорядительный документ, по которому все регионы по нашей методике должны ежеквартально отчитываться о ходе работы по ликвидации проблемных объектов, по закрытию вопроса с обманутыми дольщиками. Эта проблема чисто региональная. Я имею право так говорить потому, что я 8 лет возглавлял сложный регион. У меня не было ни одного обманутого дольщика в регионе. Это чисто региональная проблема, потому что муниципалитеты, как правило, подконтрольные губернаторам, не дают разрешение на строительство. Разрешение на ввод в эксплуатацию также выдают соответствующие строительные конторы. Все это находится в руках региональных властей.

Справка «Известий»

Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Михаил Мень с 2005 по 2013 год возглавлял Ивановскую область. С 2013-го — глава Минстроя. Регулярно принимает участие в сессиях ПМЭФ. В 2016 году на форуме заявил о необходимости законодательно ужесточить требования к застройщикам, кроме того, в ходе одной из сессий Мень отметил, что рост спроса на арендное жилье в России тормозят дорогие кредиты.

РГ: Интервью министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, как привлекать инвестора в ЖКХ и почему концессионные соглашения должны подписываться в трехстороннем порядке

Михаил Александрович, скажите честно, вы бы рекомендовали своим хорошим знакомым инвестировать свободные средства в коммуналку?

Михаил Мень: Конечно, это очень перспективные вложения. Могу перечислить главные причины, по которым стоит без опасений инвестировать в сферу ЖКХ. Прежде всего это гарантированный спрос. Ни в одной сфере услуг вы не найдете такую армию потребителей – 145 миллионов человек, то есть все население России. Ведь вода, свет и жилье людям необходимы в любое время, что бы не происходило в экономике. Кроме того, в отличие от большинства других отраслей В2С, тарифы в сфере ЖКХ устанавливаются на 3-5 лет, и даже региональные власти не вправе их менять по своей прихоти. Важное значение имеет и господдержка – правительство берет на себя обязательство по субсидированию кредитов на модернизацию ЖКХ и на практике софинансирует проекты обновления коммунальной инфраструктуры до 80 процентов. Кроме того, сегодня зафиксировали пятипроцентную предпринимательскую прибыль. Эта мера уже дала свои результаты: только за прошлый год объем частных инвестиций в коммунальную сферу в рамках концессионных соглашений вырос в 10 раз, с 7,2 млрд до 70,9 млрд рублей. По-моему, убедительные цифры, которые доказывают, что вкладываться в сферу ЖКХ выгодно.

А сколько денег требует модернизация всего сетевого хозяйства страны?

Михаил Мень: Средства потребуются колоссальные. По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15-20 лет. Конечно, мы прекрасно понимаем, что таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль.

Год от года набирают популярность концессионные соглашения. Поясните, чем инвестор отличается от концессионера?

Михаил Мень: На самом деле инвестор и есть концессионер, ведь концессионное соглашение – это форма государственно-частного партнерства. Договор концессии – это не аренда и не получение права на собственность, а некая третья форма владения. То есть когда объект остается в собственности муниципального образования или региона, но им полностью управляет концессионер.

Действительно, мы сейчас наблюдаем бум концессий в ЖКХ. По итогам прошлого года в коммуналке отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств: было заключено 271 концессионное соглашение почти на 71 миллиард рублей против 112 концессий на 7,2 миллиарда рублей в 2014 году. Концессионные соглашения увязаны с тарифными решениями. Долгосрочные тарифные решения на 3-5 лет сегодня тоже устраивают далеко не каждого предпринимателя, который хочет, к примеру, взять в концессию водоканал на 20 лет. Поэтому уже сегодня для конкретного объекта коммунального хозяйства можно зафиксировать долгосрочное тарифное решение на весь период концессионного соглашения, которое рассчитывается по формуле. Приведу пример: если компания пришла управлять водоканалом на основе договора о концессии, победив на конкурсе, и концессионное соглашение заключено на 15 или 20 лет, то на весь этот срок высчитывается единая тарифная формула, привязанная к уровню инфляции.

В закон о концессионных соглашениях законодательно внесена новая норма – участие в них третьей стороны. Для чего это было необходимо?

Михаил Мень: Изначально договор концессии заключался между муниципалитетом и концессионером. Это было одним из сдерживающих факторов для частного бизнеса, когда он приходил на территорию. При таком раскладе регион оставался как бы в стороне, хотя именно субъект РФ работает с тарифами. Но зачастую у муниципальных образований не хватает необходимых компетенций, к примеру, для грамотного юридического сопровождения клиента. Поэтому не так давно было принято решение, что концессионное соглашение будет трехсторонним. Законопроектом в числе обязанностей субъекта РФ как участника договора определяется установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из регионального бюджета.

Известно, что у многих ГУПов и МУПов часть имущества не оформлена должным образом. Раньше по этой причине его нельзя было передавать управляющим компаниям. Законодательство не позволяло это делать, и муниципалитет не имел права выставлять свой объект на конкурс. Теперь, если инвестор соглашается самостоятельно оформить эту часть собственности, то получает возможность заключить концессионный договор. Этот же порядок действует и при наличии у того же МУПа долговых обязательств. В том случае, если концессионер готов их реструктуризировать, он может выйти на заключение концессионного соглашения.

Таким образом мы пошли навстречу регионам и потенциальным концессионерам, и сегодня на конкурс допускаются даже такие проблемные объекты. И уже потенциальные претенденты должны считать все свои риски и принимать соответствующие решения.

Значит, когда мы говорим об инвестициях в ЖКХ, то основная ставка делается на концессионера?

Михаил Мень: Да, основа – это концессионное соглашение. Мы считаем, что передача в собственность системообразующих предприятий недопустима, ресурсы должны оставаться у публичной власти, а концессионер может только управлять объектом.

Сколько концессионных соглашений может быть заключено в этом году?

Михаил Мень: По данным на 27 июля 2016 года, на территории 56 регионов в различных стадиях реализации находятся 595 инвестиционных проектов.

Средний Урал числится в “передовиках” по привлечению инвестиций в ЖКХ среди регионов России. Кто еще впереди других?

Михаил Мень: В лидерах – 10 субъектов РФ, на долю которых приходится 83 процента стоимости всех инвестиционных проектов, а она оценивается в 350,26 миллиарда рублей. Среди наиболее отличившихся – Санкт-Петербург (69,7 миллиарда рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (67,6 миллиарда рублей), Волгоградская область (58,2 миллиарда рублей), Ростовская область (43,5 миллиарда рублей), Якутия (942,9 миллиарда рублей) и некоторые другие регионы. По моим наблюдениям, в больших городах нет серьезных проблем с привлечением инвестиций. Более того, сейчас идет реальная конкурентная борьба за право управления ресурсами в мегаполисах. В малых городах ситуация сложнее. В этом году в федеральном бюджете предусмотрено 4,6 миллиарда рублей на поддержку малых городов прямыми дотациями. Но в обмен на концессию. Что касается всех остальных, то мы готовы поддерживать их субсидированием процентной ставки. Всего в бюджете на 2017 год на поддержку частных инвестиций предусмотрено 5 миллиардов рублей.

Еще летом вы говорили, что есть возможность возместить средства за капремонт, но при условии, что он будет энергоэффективным. Этой осенью ожидаются поправки к закону. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Необходимо стимулировать наших собственников многоквартирных домов к тому, чтобы капитальный ремонт был более современным. Для этого необходимо применять последние передовые технологии в отделке и использовать качественные строительные материалы. Без энергосбережения, конечно, тоже не обойтись. Такой ремонт не может быть дешевым. Но в итоге это приведет к серьезной капитализации квартир многоэтажки, которые на рынке будут оцениваться дороже и, что еще важнее, счета за коммунальные услуги станут радовать глаз. Мы нашли пока около 200 миллионов рублей, чтобы стимулировать тех, кто хочет в своем доме сделать энергоэффективный капитальный ремонт. Расчет такой, что одна многоэтажка сможет рассчитывать на сумму до 5 миллионов рублей.

Получается, что всего примерно 40 домов в нашей стране могут рассчитывать на субсидии, чтобы организовать в своем доме энергоэффективный ремонт. Желающих, возможно, будет больше. Кому достанется господдержка, определит конкурс?

Михаил Мень: Пока будет работать заявочный принцип. Алгоритм следующий: сначала на общем собрании собственники должны принять решение о готовности провести энергоэффективный ремонт в своем доме, затем подать документы в муниципалитет, и через региональные органы власти эта заявка поступит в фонд ЖКХ.

Не раз говорилось о том, что не только в капремонт, но и во всю коммунальную структуру необходимо привлекать банковские кредиты. Однако банкиры неохотно финансируют коммуналку, ведь предприятия отрасли нередко убыточны. Как вы считаете, банкам в принципе может быть интересен этот бизнес?

Михаил Мень: Отрасли нужны не столько кредиторы, сколько инвесторы. На мой взгляд, и банк может выступать не только кредитором, но и инвестором, взяв предприятие в концессию. Так сделал ВЭБ, его портфель на проекты по коммуналке – 22 миллиарда рублей. В целом прошлый год доказал, что ЖКХ – интересная отрасль для инвестиций, напомню, объем обязательств концессионеров вырос за это время в 10 раз. Думаю, если субсидирование процентной ставки продолжится, это улучшит настроение инвесторов, они еще охотнее будут вкладывать деньги в сферу ЖКХ.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) заинтересованы в работе по прямым договорам с собственниками, минуя посредников – управляющие компании. Вы поддерживаете эту инициативу?

Михаил Мень: Мы не просто поддерживаем эту инициативу, мы ее инициировали. Прямые договоры помогут избежать неприятных ситуаций из-за недобросовестных управляющих компаний. Самый распространенный и простой вариант мошенничества – когда организация собирает с жильцов деньги за услуги и, не передавая их РСО, исчезает. Известны случаи, когда управляющая компания собирала деньги на протяжении нескольких месяцев. Заключив прямые договоры с ресурсниками, жильцы смогут защитить себя от недобросовестных управляющих компаний. С них снимаются обязательства по сбору денег и передаче их поставщикам услуг, но остается обязанность регулировать непрерывность и качество предоставления коммунальных услуг.

Одна из последних инициатив минстроя тоже касается управляющих компаний: они должны возвращать жильцам потраченные деньги за некачественно предоставленные услуги. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Законом предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить “штраф в пользу потребителей”. При этом важное условие – обязательный перерасчет или даже полное освобождение от оплаты. Таким образом, ненадежный поставщик коммунальных услуг наказывается рублем в двойном размере.

Когда жильцы дома должны предъявить свои требования в этих ситуациях?

Михаил Мень: Если коммунальная услуга предоставляется с перерывами, превышающими разрешенную продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала какую-то аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителям штраф в размере 30 процентов от стоимости услуг за время возникшего перерыва. Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф в размере 30 процентов от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество. К примеру, вода из крана течет не горячая, а едва теплая.

Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление оплаты за коммунальные услуги, завышают размер платы, им придется уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от суммы переплаты. Причем, согласно закону, штраф должен выплачиваться из зарплаты работника, отвечающего за начисление оплаты за коммунальные услуги.

Концессия в сфере ЖКХ выгодна, прежде всего, самим потребителям

На прошедшем недавно мероприятии для журналистов «Энергокухня» представители энергетических компаний рассказали о концессионном механизме, как форме партнерства государства и бизнеса.

Дмитрий Назин, заместитель директора по перспективному развитию «Корпорации СТС» рассказал о том, что такое концессия и чем она выгодна всем нам, включая государство и самих потребителей коммунальных услуг.

Одна из самых больших инвестиционных программ компании реализуется на территории Тюменской области.

Читайте также:  В Гражданский кодекс РФ внесен пакет важных поправок

Корпорация СТС была создана в 2001 году как энергетический проект, связанный с электроэнергетикой, с передачей электрической энергии, в основном на территории Тюменской и Курганской областей.

«Пройдя этот путь, мы превратились в приличный энергетический холдинг. В 2010 году было принято решение акционерами диверсифицировать бизнес и развивать такие направления как теплоснабжение, попробовать свои силы в водоснабжении и водоотведении. И начали активно развиваться именно в этом направлении. В Корпорации СТС с учетом всех сервисных компаний работает 12,5 тысяч человек. И по итогам 2018 года ее выручка составила около 45 млрд рублей», – уточнил Дмитрий Назин.

С 2015 года компания занимается реализацией концессионных соглашений и первой ласточкой стала Тюменская область. С 2016 года компания заключила десять таких соглашений с сфере водоснабжения и водоотведения. По словам Дмитрия Назина, у корпорации есть достаточно крупные проекты, например, в Ноябрьске, где представлено коммунальное предприятие, которое охватывает все сферы коммунальных услуг города. В Тобольске, где реализуется проект с участием федерального центра по программе софинансирования через Фонд содействия и реформирования ЖКХ – строится новый водозабор с подземными источниками взамен существующего.

«Концессионные обязательства составляют более 2 млрд рублей. В работе еще пять концессионных соглашений с общим объемом около 15 млрд рублей. Это вся система теплоснабжения города Нижневартовска, Сургута. В Мегионе – все системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. И крупный проект в Челябинске, касающийся системы теплоснабжения, модернизации теплосетей», – говорит представитель Корпорации СТС.

Все задаются вопросом, что такое концессия? Все почему-то думают, что это новый какой-то механизм. Так вот в музее Кисловодской государственной филармонии есть документ – концессионное соглашение 1872 года, где написано, что акционерное общество будет обязано построить железную дорогу за свой счет и страх в соответствии с означенным указом и приложенными техническими условиями.

«Дело в том, что у нас сейчас существует не совсем идеальная правовая база, регулирующая данный вид деятельности. Тем не менее, она четко определяет правила в этой сфере. С точки зрения законодателя, концессия – это форма государственно-частного партнерства, позволяющая частной стороне эксплуатировать объекты муниципальной и государственной собственности, получать выгоду, но с принятыми на себя инвестиционными обязательствами», – пояснил Дмитрий Назин.

Концессия – это механизм, который позволяет четко спрогнозировать условия эксплуатации, четко определить инвестиционные обязательства и понять тарифные последствия.

В основном возникают вопросы при передаче имущества частной стороне. Притом, никто не ставит своей целью детально разобраться в этом вопросе. На самом деле концессионный механизм прописан детально с точки зрения обязательств концессионера (частной стороны), которая заходит, приносит свои деньги, обязуется их потратить с определенным условием возвратности капитала.

Концессионер является гарантом исполнения этих обязательств путем предоставления банковских гарантий, тех штрафных санкций, предусмотренных за неисполнение. Концессионное законодательство также обязывает частную сторону при эксплуатации этого имущества достигать определенных целевых показателей. И это накладывает определенные требования на деятельность оператора, которые не позволяют ему недобросовестно относиться к своим обязательствам.

Почему пришли к такому механизму? Потому что МУПы и ГУПы показали себя неэффективными, сказывалось также недофинансирование. В том числе, сдерживание роста тарифа, удерживание его на каком-то определенном уровне, тем самым ограничивая финансирование программы развития, на которую не было денег. Зачастую, МУПы страдали тем, что у них не была проработана техническая программа, не позволяющая реализовывать инновационные проекты. Они не могли повысить энергоэффективность оборудования и эксплуатации данных систем.

По мнению Дмитрия Назина, это не говорит о том, что там работают недостаточно профессиональные сотрудники, а просто о том, что нет возможности использовать бюджет в полной мере для использования современных технологий.

Михаил Мень: «Этот год стал ключевым в реформировании отрасли ЖКХ»

В 2015 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предприняло ряд стратегических шагов в сфере ЖКХ — лицензирование управляющих компаний, развитие концессионных соглашений, повышение открытости отрасли. О первых итогах этих решений мы пообщались с главой Минстроя России Михаилом Менем.

— Михаил Александрович, вы могли бы назвать успешные шаги в сфере ЖКХ, которые предприняло Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ?
— Думаю, что этот год стал ключевым в изменении «правил игры» на рынке управления многоквартирными домами. Введено лицензирование управляющих компаний МКД. С первых шагов своей деятельности министерство поставило задачу сделать сферу ЖКХ более прозрачной и клиентоориентированной, на что и работает институт лицензирования. Сегодня у нас в стране 2,4 миллиона многоквартирных домов, и с 1 мая 2015 года без лицензии управлять ими никто не может.
На 23 октября 2015 года зарегистрировано 15 149 лицензий. С мая по октябрь текущего года порядка 40 тысяч многоквартирных домов получили новые управляющие компании по решению собственников.

До принятия закона о лицензировании поменять управляющую компанию, даже плохо работающую, было сложно. Сейчас жители уже по праву пользуются открывшейся возможностью. Серьезно повысились требования к открытости управляющих компаний: созданы ресурсы, где люди могут посмотреть рейтинги региональных УК, понять, куда идут деньги, которые они платят за коммунальные услуги. Некоторые эксперты критично относились к идее лицензирования и прогнозировали, что многие УК покинут рынок. Эти прогнозы оказались преувеличением. Никто не ушел, потому что это нормальный бизнес, и тех денег, которые платят наши граждане, абсолютно хватает для качественного обслуживания дома.

Также Минстрой усиливает систему государственного жилищного надзора в регионах. Назначен Главный государственный жилищный
инспектор — мой заместитель, усилена роль жилин-спекций в регионах. Важно и то, что в Жилищный кодекс вносятся поправки, которыми вводятся штрафы в пользу потребителей за некачественное предоставление коммунальных услуг и за неверные
квитанции. Теперь протоколы и решения общих собраний собственников домов получили статус официального документа, что предполагает уголовную ответственность за их подделку. В Министерство теперь поступает меньше обращений граждан на УК.

Мы стараемся защитить граждан, потребляющих коммунальные услуги, от необоснованного повышения тарифов. Был принят закон, который ограничивает рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, и в этом году он вырастет в среднем по стране не более чем на 4%. Мы понимаем, что людям важно знать, сколько они будут платить в следующем году, и ограничиваем этот рост так, чтобы он не мог быть выше инфляции.

— Какие-то еще сборы могут появиться в платежке в ближайший год?
— Нет, дополнительных платежей в целом не появится. Но, конечно, бывают случаи, когда регион по решению местного парламента может выйти за пределы индекса роста совокупного платежа. Например, газифицировали населенный пункт. Значит, появился новый платеж, так как появилась новая услуга. Но мы за этим следим. Был случай, когда мне в «твиттер» написал житель Белгорода, что «у нас хотят на 240% поднять водоснабжение и на 170% водоотведение». Я отправляю туда зама. Проводится совещание, даже губернатор не в курсе был. Вызывают директора водоканала и говорят: «Вы объясните хотя бы нам, небольшой группе людей, дальше что будет, когда светлое завтра появится? Может быть, и стоит повысить тариф, но тогда вы скажите, что через два года здесь город-сад будет. Например, водоканал будет самый лучший в стране?». Нет, ничего не смогли объяснить. Просто приходит инвестор на концессию, и ему хочется побыстрее «отбить» свои инвестиции. Такой ответ нас не устраивает. Это длинный бизнес. Он без сверх-прибылей, но он стабильный.

— Вы сказали, что считаете сферу ЖКХ стабильным и надежным бизнесом. А что делает министерство для привлечения в него инвестиций?
— В сфере ЖКХ мы вплотную занялись концессиями. ЖКХ становится стабильным рынком с понятными и выгодными условиями для инвесторов, чему немало способствует совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодняшний день уже работают 535 концессионных соглашений, 107 из них заключены в текущем году. По состоянию на III квартал 2015 года размещено более 1000 конкурсов на право заключения концессионных договоров.

Начиная с 1 января 2016 года, тарифы на коммунальные услуги будут устанавливаться исключительно на долгосрочной основе. При заключении концессионных соглашений формула тарифа действует на весь срок концессии. Хочу подчеркнуть, что принято более 5 тысяч долгосрочных тарифных решений, что составляет порядка 15% от их общего числа. Из них: в сфере теплоснабжения более 3 тысяч, более полутора тысяч — в сфере водоснабжения, более тысячи — в водоотведении. Установлен размер предпринимательской прибыли 5%, которую учтут в тарифе теплоснабжающим компаниям. Такая же норма введена для сферы водоснабжения и водоотведения.

На федеральном уровне сформированы все условия и приняты решения, необходимые для привлечения частного инвестора в целях проведения модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, но мы продолжаем совершенствовать законодательную базу, которая сделает сферу ЖКХ еще более интересной для инвесторов. Подготовили и внесли на рассмотрение в Правительство России проект изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Мы предлагаем сделать субъект РФ обязательной третьей стороной концессионного соглашения. Другой поправкой в законопроект станет возможность заключать договор концессии на неоформленное до конца имущества, в том числе с существующими долговыми обязательствами — сегодня это основные барьеры, которые сдерживают инвесторов.

Минстроем России с участием Фонда ЖКХ подготовлены предложения о специальном механизме государственной поддержки инвест-проектов в сфере ЖКХ для городов с населением менее 250 тыс. человек. 80% может составить объем софинансирования инвестиционных проектов в сфере ЖКХ для «малых городов» из бюджета. Подготовлены правила субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным для финансирования инвестиционных проектов в сфере ЖКХ.
Всего запланировано привлечь в коммунальное хозяйство в 2015 году в рамках инвестиционных программ 129,47 млрд рублей. Надеемся, что следующий год будет еще более продуктивным.

— Тем не менее, бизнес не сможет справиться с неплатежами потребителей. Что предпринимается ведомством в этом направлении?
— Мы приняли ряд мер, которые затормозили темпы роста задолженностей за услуги ЖКХ. За первое полугодие этого года, по данным Росстата, общая сумма задолженностей сократилась на 7,9 млрд рублей. При этом сумма все равно остается очень высокой — 968,4 млрд рублей. Мы продолжаем работать над снижением задолженности, причем не только с жителями, но с ресурсоснабжающими организациями. По нашему поручению в каждом регионе создана специальная комиссия, которая работает над своевременным погашением долгов по ЖКХ. Отмечу еще и то, что больше всего не платят владельцы инвестиционных квартир. Владелец рассуждает: «Я же не живу, почему я должен платить?» Госдума приняла закон об усилении платежной дисциплины в ЖКХ. Надеюсь, он поможет в борьбе с неплатежами.

— Как решаются проблемы с лик-видацией аварийного жилищного фонда?
— С учетом того, что основной ввод жилья традиционно осуществляется в IV квартале каждого года, Минстрой России ожидает выполнение целевых показателей 2015 года в полном объеме. Всего в 2015 году планируется расселить более 2 млн 760 тыс. кв. м аварийного жилья, где проживают 177 тыс. человек. Запущена и действует федеральная система мониторинга и контроля реализации программ расселения на сайте «Реформа ЖКХ», там есть вся оперативная информация о программе — по каждому дому, подлежащему расселению, и дому, в который планируется переселение.

В Минстрое России создана комиссия по рассмотрению обращений, в которых сообщается о нарушении параметров качества жилья, которое строится взамен аварийного.

Отмечу, что мы снизили финансовое бремя регионов по этой программе: в 2015 году из Фонда ЖКХ регионам дополнительно направлено 6,6 млрд. рублей на софинансирование программ расселения. Это позволило снизить финансовую нагрузку на регионы с 47,9 до 41%. Мы штрафуем те субъекты, которые срывают программу, — 5 тыс. рублей за каждый день просрочки за каждую квартиру. И за недостоверную и несвоевременную отчетность тоже — 500 тыс. рублей за каждый ложный факт.

— В этом году введена оплата за капремонт по всей стране. Как она продвигается?
— Есть реальность: уже сейчас нуждается в капитальном ремонте 51% многоквартирных домов, а проживают в таком жилищном фонде 45 миллионов человек — более трети населения страны. В 2014 году была запущена работа региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, основанных на финансировании капитального ремонта за счет средств собственников. Сегодня Минстрой работает над механизмами долгосрочной финансовой устойчивости региональных фондов капремонта. Мы прорабатываем возможность организации капитального ремонта в кредит, что позволит собственникам провести в доме выборочный или полный капремонт,не дожидаясь сроков, определенных региональной программой.
Работа идет и критики становится все меньше. Основное недовольство касается платы за капремонт, но, напомню, ее установление является прерогативой региона. Средний размер взноса на капремонт для населения составляет 6 рублей за 1 кв. м, и, напомню, для нуждающихся предусмотрены субсидии. Кроме того, сегодня принято решение о том, чтобы для инвалидов I и II групп, а также для семей, которые воспитывают детей-инвалидов, была введена льгота в размере 50%, как и другие льготы по жилищно-коммунальным услугам. Эти льготы заработают с 1 января 2016 года. На 1 октября 2015 года капитально отремонтировано 10,72 тыс. многоквартирных домов общей площадью 41,06 млн кв. м. По состоянию на 1 ноября 2015 года собрано 72,32 млрд рублей, что составляет 73% сбора, в девяти субъектах собираемость превысила 85%.

Ссылка на основную публикацию