Медведева просят изъять бесхозные земли под жилищное строительство

Как лишить собственника земли, если он забросил участок?

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Безусловно, у собственника земельного участка есть обязанности и есть ответственность. И перечень обязанностей и виды ответственности четко определены. Объясню, что вы можете сделать в такой ситуации и что вообще должен знать о своих обязанностях собственник участка земли.

Права и обязанности собственника

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Право распоряжения — право распоряжаться своей вещью так, как хотите вы: дарить, продавать, делить, завещать, отдавать в залог и так далее.

Кроме прав у собственника есть еще и бремя содержания — это совокупность обязанностей собственника, которые накладываются на него законом. Собственник обязан:

  1. Поддерживать безопасность и пригодность имущества к использованию. Имущество не должно представлять опасность для окружающих. Например, если есть аварийное здание, которое может рухнуть на соседский участок, собственник должен принять меры, чтобы предотвратить это.
  2. Использовать участок по назначению. То есть на участке под пашню нельзя строить дом.
  3. Не допускать неиспользование, то есть запустение.
  4. Платить за содержание имущества, например за услуги ЖКХ.
  5. Платить налоги, например земельный налог.
  6. Регистрировать имущество, например ставить на учет автомобиль.
  7. Страховать риски владения имуществом, например оформлять полис ОСАГО.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Теоретически неиспользуемый участок могут изъять

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

При этом в эти три года не входит время, которое нужно для освоения земельного участка. Это значит, что, если вы начали строить дом, но за три года не успели, — участок изымать нельзя. Обычно суды считают срок освоения равным двум годам. То есть общий срок, в течение которого участок не используют, должен быть не менее пяти лет. Кроме того, сначала вас должны предупредить о нарушении. Потом оштрафовать за неисполнение требования об устранении нарушения. И только потом могут пойти в суд с требованием изъять. Но судебная практика в основном связана с изъятием сельскохозяйственных участков, а не тех, что предоставлены для личного строительства.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги. Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов. Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Вообще, это норма новая, ввели ее только в 2018 году, и сейчас ей всех пугают. Рабочей, устоявшейся судебной практики пока нет. И, судя по всему, чиновникам не очень хочется этим заниматься. Потому что изъятие и реализация — это долгая и сложная процедура, а выгоды никакой. Возможно, на тот момент, когда вы обращались в администрацию, новая норма закона еще не действовала, поэтому вам отказали в помощи.

Еще участок можно изъять, если он используется, но не по назначению или с нарушением закона. Например, владелец строит дом на сельскохозяйственной земле или устроил свалку, что плохо влияет на экологию и запрещено законом. За это тоже сначала штрафуют, и только потом участок изымают, если проблему не устранили.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Что такое приобретение права на бесхозяйные вещи

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Земельные участки — это тоже вещи, так что на них это тоже распространяется. Но для земли работает только один из вариантов: бесхозной можно признать землю, от прав на которую отказался владелец.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет. То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Другое дело, если бы у вас были такие доказательства. По заявлению местных органов власти участок должны были бы поставить на учет, как бесхозяйный, а через год по исковому заявлению могли бы признать его муниципальной собственностью и выставить на торги.

Как найти собственника участка

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

На мой взгляд, в вашем случае шанс на успех — это или если местная администрация захочет изъять землю, или если вы лично найдете собственника и предложите купить у него участок. Сами вы не можете инициировать процедуру изъятия земли, но можете замучить письмами местную администрацию и прокуратуру с требованием изъять участок. Напишите, что он заброшен, не используется десятилетиями, что сухостой представляет пожарную опасность, неосвоение участка мешает развитию поселения и вообще есть желающие его выкупить.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Новое в блогах

Медведев призвал приватизирвать бесхозные земли и передать их гражданам РФ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о необходимости готовиться к приватизации земли в России, поскольку большое количество свободных участков не используется.

“Я думаю, что все-таки нужно готовиться к приватизации земельных участков”, – сказал премьер.

На совещании с главами рабочих групп предпринимательской инициативы он заявил: “Мы часто имеем деградацию земельного фонда и отсутствие реальных возможностей для строительства жилья, социальной инфраструктуры и решения насущных проблем, которые стоят перед гражданами”.

По словам главы правительства, многие земли, в том числе находящиеся во владении министерств и ведомств, остаются по сути бесхозными.

Недвижимость

Дмитрий Медведев отправил земли на второй круг приватизации

  • Фото: BFM.ru

Премьер-министр Дмитрий Медведев сегодня, 24 июля, на совещании с главами рабочих групп предпринимательской инициативы заявил, что земельный вопрос уже набил оскомину и нужно готовиться к приватизации земельных участков.При этом сроки принятия новой программы и ее возможные параметры он не уточнил.

Согласно данным Росимущества, в собственности государства находится свыше 1 млрд га земли по всей России.

Напомним, до 1 июля уже действовала программа льготной приватизации, по условиям которой предприятия могли выкупить земельные участки по цене от 2,5% до 20% от кадастровой стоимости в зависимости от региона.

Для хозяйственной деятельности пригодно не более 20% всей земли России, рассказал BFM.ru Илья Терентьев, руководителя портала «Земер.ру». Он напомнил, что 1 июля этого года закончилась льготная приватизация земельных участков, в ходе которой было приватизировано лишь небольшое количество земель. «Многих устраивает статус арендаторов, поскольку у них нет средств на единовременный платеж в 20% и последующие налоги (такая ставка действовала в московском регионе — BFM.ru). Возможно, если правительство упростит сам процесс приватизации и снизит ставку выкупа, то очередная программа приватизации может быть более успешной», — пояснил эксперт.

Читайте также:  Коммунальные службы Ульяновска работают в режиме повышенной готовности

Как ранее говорили специалисты, 160 тысяч га, которые отошли Москве от Московской области 1 июля, по кадастру стоят 37,8 млрд рублей. Все оставшиеся земли области оценены в сумму около 46,5 трлн рублей. При этом 40% областных территорий составляет лесной фонд.

Премьер-министр РФ отметил, что массовая приватизация земли возможна только после перерасчета ее кадастровой стоимости, которая должна быть завершена, согласно планам, до конца года.

«Приватизация земельных участков будет актуальна скорее в регионах, чем в Подмосковье», — уверен генеральный директор компании «Гео-Девелопмент» Максим Лещев. Он пояснил, что множество участков в области уже находится в частной собственности, а федеральным структурам здесь реально принадлежит около 5% земель. Таким образом, инвесторов можно привлечь только региональными землями. Эксперт отметил, что первая программа приватизации была в целом успешной для предприятий крупного бизнеса. А вторая волна, о которой заявил премьер, должна быть ориентирована на мелкий и средний бизнес, иначе она окажется странной.

Эксперты говорят о том, что необходимо упростить порядок льготного выкупа, прописать исчерпывающий список ограничений по участкам, которые не подлежат выкупу, а также ограничить полномочия государства по изъятию земель. Иначе получится, что одной рукой государство земли раздает, а другой их изымает.

Медведев предложил отбирать у министерств неиспользуемые земли

Медведев: Нужно готовиться к приватизации земельных участков, “земельный фонд деградирует”

Статьи по теме

Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о том, что нужно готовиться к приватизации земельных участков, принадлежащих министерствам и ведомствам, но не используемых ими. «Сейчас мы имеем деградацию земельного фонда и отсутствие реальных возможностей для строительства жилья, социальной инфраструктуры», – посетовал премьер и добавил, что эту ситуацию надо исправлять.

«Нам нужно готовиться к приватизации земельных участков», – заявил глава кабинета на встрече с предпринимателями в Горках. «Мы многие годы говорили, что земля – это наша высшая ценность, что мы ее не можем распродавать, что это богатство будущих поколений, но что в результате мы имеем? Сейчас мы имеем деградацию земельного фонда и отсутствие реальных возможностей для строительства жилья, социальной инфраструктуры», – посетовал премьер, передает РИА Новости.

Он отметил, что сейчас нелегко осуществлять строительство в России. И это при том, что огромное количество земель, пригодных для него, не используется, в том числе и территории, которые находятся в ведении министерств и ведомств. «Сегодня у нас строить очень сложно, в то же время огромное количество земель, которые пригодны для строительства, не используется», – отметил Медведев. В качестве примера он привел Московскую область, где побывал накануне.

По словам премьера, земельный вопрос уже «набил оскомину». С одной стороны, эксперты предлагают проводить массовую приватизацию земель. С другой – отдельные правительственные структуры возражают, указывая на то, что это возможно лишь после пересчета кадастровой стоимости и утверждения территориального планирования. «И та и другая позиция справедливы», – отметил премьер, добавив, что к приватизации все же нужно быть готовым.

«К 2018 году почти в восемь раз должно сократиться время получения разрешения на строительство. Цифры такие, что аж дух захватывает. Если мы приблизимся к этим цифрам, я буду считать, что деятельность правительства как минимум в этом направлении является абсолютно удачной», – резюмировал Медведев.

Ранее, в апреле 2012 года, Владимир Путин, будучи премьер-министром РФ, предложил наделить Фонд содействия развитию жилищного строительства дополнительными полномочиями, в том числе по формированию земельных участков и их постановке на кадастровый учет. Премьер обосновал необходимость данных полномочий стремлением ввести в строительный оборот большое количество новых земельных участков.

Тогда же Владимир Путин предложил наделить Фонд РЖС полномочиями формировать предложения для быстрого вовлечения в оборот высвобождающихся земель с недвижимым имуществом, принадлежавших ранее Минобороны. «Сейчас Минобороны земли освобождает, но вот до начала их реального строительного освоения в интересах регионов проходит порой недопустимо много времени», – говорил он.

Бесхозным землям найдут применение

Земли госпредприятий теперь будут изыматься по упрощенной схеме — без суда. Эти вопросы отныне будут решаться либо профильными ведомствами (в первую очередь Росимуществом и Минобороны), либо правительственной комиссией Игоря Шувалова с участием Фонда РЖС. Но работоспособность схемы под вопросом — на ее реализацию нужны десятки миллиардов рублей, которых в бюджете нет.

В среду Совет Федерации одобрил поправки в Земельный кодекс, упрощающие изъятие земель у государственных и муниципальных учреждений (ГУПов и МУПов), а также казенных предприятий. Теперь, если участок используется неэффективно, его можно будет изъять во внесудебном порядке. Принимать соответствующие решения уполномочены профильные ведомства (Росимущество, Минобороны), местные власти, а также правительственная комиссия по развитию жилищного строительства (председатель — первый вице-премьер Игорь Шувалов), созданная на базе Фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС, гендиректор — Александр Браверман). О необходимости передачи «другим собственникам» простаивающих участков госпредприятий в октябре прошлого года говорил Владимир Путин.

Поправки потребовались, поскольку существовавший до сих пор порядок изъятия через суд (ст. 284—285 ГК РФ) практически не работал. Доказать, что земля используется неэффективно, крайне сложно. Теперь убеждать в этом придется не судей, а чиновников. Участок может быть изъят в ряде случаев: если он не используется по назначению, не выполняются работы по его рекультивации, простаивает более трех лет, необходим для госнужд и т.д.

Документ удалось принять с трудом. «Было колоссальное сопротивление, — признался на днях глава Минэкономразвития (МЭР) Андрей Белоусов. — Эти земли являются объектом спекуляции, находятся вне государственного контроля. Теперь у нас есть механизм, позволяющий изъять землю и направить ее в том числе и на жилищное строительство, многодетным семьям».

Сколько гектаров простаивает под госпредприятиями, точно неизвестно, но цифры огромные. В процедуре банкротства сейчас находятся 170 ФГУПов, на каких-либо правах они занимают около 215 тыс. га (почти площадь «большой Москвы»), сообщили РБК daily в Росимуществе. Всего же в России 2 тыс. ФГУПов, использующих в общей сложности 36 млн га земли. Согласно оптимистичному сценарию госпрограммы по приватизации, ФГУПов не останется уже к 2018 году.

От общих норм по изъятию земли у ­ГУПов действительно надо отказаться, считают юристы. «Это фактически перераспределение государством своего собственного имущества, перекладывание из одного кармана в другой. Поэтому в данном случае нет необходимости соблюдать законодательные формальности, направленные на защиту интересов частного собственника», — отмечает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

Но без дополнительных расходов новый закон не заработает, предупреждают в МЭР. Во-первых, нужна система мониторинга земель, чтобы знать, какие из них используются, а какие нет. Во-вторых, необходимо провести инвентаризацию. «Не все участки есть в реестре прав», — объясняет директор департамента недвижимости МЭР Андрей Ивакин. Более того, половина участков не имеет границ, и на их определение нужны деньги, добавляет он. Частично средства заложены в проекте концепции целевой программы по «развитию единой системы учета регистрации прав и кадастрового учета недвижимости» на 2014—2019 годы. Документ предполагает выделение на определение границ участков около 2,9 млрд руб. (общий бюджет программы — 62,7 млрд руб.). «Однако на эту сумму были оценены лишь наиболее инвестиционно привлекательные участки, — уточняет г-н Ивакин. — Остальные сюда не попали, и на установление их границ необходимы средства».

Сейчас из 70 млн участков не имеют границ 30 млн, то есть почти половина, а под некоторыми унитарными предприятиями по документам земли вообще нет. «ГУПы не были вовремя поставлены на учет. Земля под них передавалась в пользование еще в советское время, однако в 1990—2000-е годы далеко не все правообладатели поставили ее на кадастровый учет», — рассказывает председатель комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты Олег Скуфинский.

Как инициировать процедуру изъятия заброшенных земельных участков на территории СНТ.

284 ГК РФ предусматривает возможность изъятия земельного участка у его собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

1.На общем очередном/внеочередном собрании исключить из членов СНТ в связи с неисполнением обязательств по уплате взносов, земельного налога и неиспользования земельного участка, т.е. за несоблюдение ч.2 ст.19 – 66 ФЗ.

В случае, если земля не приватизирована садоводом, исключённым из СНТ, то такое решение по сути влечёт последующее изъятие земельного участка, т.к. земля, как правило, принадлежит товариществу на праве бессрочного пользования, а садовод не обладает какими-либо вещными правами в отношении участка.

Однако, в силу положений ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается в том числе при отказе собственника от права собственности на земельный участок.

Согласно п. 2 ст.53 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007 года, отказ лица от осуществления, принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др., прекращаются принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.

Для нивелирования негативных последствий по признанию такого решения недействительным в будущем, необходимо четко соблюдать порядок созыва, уведомления, проведения собрания и последующего уведомления члена об его исключении.

2. Составить Акты с участием членов Правления и членов СНТ о том, владелец взносы не оплачивал, земельный участок не обрабатывал. В результате чего земельный участок пришел в запущенное состояние, что отрицательно сказывается на состоянии смежных участков, собственники которых вынуждены нести дополнительные материальные затраты. На данном участке никто никогда не появлялся, строений на нем нет или находящиеся на участке строения приходят в разрушение и негодность, участок не обрабатывается, зарос деревьями и бурьяном, что создает пожароопасную ситуацию.

Указанные акты необходимо желательно составлять несколько раз в год, на протяжении трех лет, с приложением подтверждающих фотоматериалов (с датой и временем);

3. Направить уведомления о необходимости погасить имеющиеся задолженности по взносам, указать период задолженности и размер, срок для оплаты, в уведомлении указать, что в случае не урегулирования спорной ситуации в досудебном порядке, будете вынуждены обратиться в суд для взыскания. Указанные уведомления направляются по последнему известному адресу (с описью и уведомлением), сохранить опись и квитанцию об отправке с указанием идентификатора. Обращаем Ваше внимание, что риск не получения указанной корреспонденции лежит на получателе, т.е. Вас не должен волновать факт непосредственного получения корреспонденции. Можно отправить два письма – уведомления с разницей в месяц.

Читайте также:  Определены победители Всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды

Обращаю Ваше внимание, что для инициации процедуры взыскания через суд, достаточно отправить одно письмо! Второе письмо может быть Вами направлено по желанию.

4. Уведомить Администрацию о количестве таких брошенных участков, желательно с подтверждением, что собственники участков (№, №, №) взносы не платят, участки не обрабатываются. Владельцы данных участков должным образом оповещались.

5.Обязательно обратиться в органы, осуществляющие земельный контроль с целью привлечения владельца брошенного участка к ответственности за неиспользование земельного участка. Правонарушение выражается в совершении действий по использованию земельных участков, не в соответствии с их целевым назначением или разрешённым использованием либо бездействии, выразившемся в неиспользовании земельного участка в течение определенного законом срока.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший порядок и основания осуществления земельного контроля. Помимо ставших привычными плановых и внеплановых проверок в рамках земельного контроля предусмотрена совершенно новая форма обнаружения и фиксации правонарушения – административное обследование объектов земельных отношений.

В отличие от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Не предусмотрены также специальные основания для проведения обследования. Как указано в законе, административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации. То есть инспектор вправе начать обследование в любой момент, и частота проведения обследований не ограничена.

В ходе указанного административного обследования, можно обнаружить такое распространенное земельное правонарушение, как неиспользование земельного участка влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ, но также серьезные риски утраты права на земельный участок.

Основным критерием привлечения к административной ответственности по статье 8.8 КоАП является установление факта неиспользования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства (ведения товарного сельского хозяйства или выращивания растениеводческой и животноводческой продукции для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на дачных, садовых и огородных участках).

В случае установления неиспользования земельного участка в течение трех и более лет (глава 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 8.8 КоАП), одновременно с привлечением к административной ответственности принимаются меры по принудительному прекращению прав на земельный участок (выносится предупреждение о допущенном земельном правонарушении, соответствующие материалы направляются в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления).

Все указанные мероприятия можно производить одновременно.

В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и др., прекращаются принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет.

Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п.2 ст.45 ЗК РФ, принимается судом в соответствии со ст.54 ЗК РФ.

Таким образом, прекращение прав на земельный участок не наступает автоматически ни в случае добровольного отказа от участка, ни в случае принудительного лишения таких прав – необходимо решение суда о прекращении права на конкретный земельный участок.

Согласно ст.54 ЗК РФ принудительное прекращение права на земельный участок осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст.29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок (п.3 ст.54 РФ).

Указанное предупреждение должно содержать:

– указание на допущенное земельное правонарушение;
– срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
– указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
– разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок и др.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации (п.3 ст.54 ЗК РФ).

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок, исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, который затем направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Таким образом, согласно положениям указанных норм, с иском о прекращении права на земельный участок вправе обратиться исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, после выполнения соответствующей процедуры, предшествующей обращению с иском в суд (привлечение к административной ответственности, вынесение предупреждения и т.д.).

Учтите, при такой ситуации Товариществу участки не отдадут. Но члены СНТ, желающие выкупить у муниципалитета такой участок, имеют первоочередное право.

Медведев может изъять под жилье у чиновников до 70% госземель

Правительство до 1 сентября должно подготовить законопроект, как будут эти участки использоваться

В первый же день работы новый президент России Дмитрий Медведев поручил будущему правительству начать масштабное перераспределение федеральных земель. Неэффективно использующуюся госведомствами землю предполагается передать в создаваемый специально фонд под жилищное строительство. Из-под контроля чиновников может уйти до 70% федеральных земель.

Жилищная проблема – традиционно одна из самых острых для россиян, и ее решение Владимир Путин поручил в 2006 г.Дмитрию Медведеву. Став куратором нацпроекта “Доступное жилье” на посту первого вице-премьера, он продвигал концепцию малоэтажных индивидуальных домов. Однако под них требуется гораздо больше земли. Ее Медведев предложил отобрать у госведомств, указывая, что многие участки федеральной земли, отданной им в пользование, простаивают без дела.

Идея “раскулачивания”, очевидно, не могла прийтись по душе государственным землепользователям, крупнейшими из которых являются министерство обороны, Академия наук и министерство сельского хозяйства. Концепция Медведева победила, когда стало ясно, что руководить страной дальше будет он. А 4 апреля, за месяц до инаугурации преемника Владимира Путина, правительство Виктора Зубкова ввело мораторий на все операции с федеральной землей.

Запрет распространяется на участки городских и пригородных земель, расположенных в радиусе 30 км от города с 1 млн жителей, в 15 км от города с населением 0,1-1 млн человек и в 5 км от населенного пункта менее чем со 100 тыс. человек. Т.е. фактически речь идет о наиболее коммерчески привлекательных участках.

Федеральный передел

Едва вступив в должность президента, Дмитрий Медведев обратился к прежнему поручению Владимира Путина, подписав указ “О мерах по развитию жилищного строительства” (текст указа см. в допматериалах). Документ предписывает новому правительству, которое возглавит Владимир Путин, в течение месяца разработать и внести в Госдуму законопроект о статусе и порядке работы нового фонда содействия развитию жилищного строительства.

Фонд станет собственником всех не нужных федеральным структурам земель в окрестностях городов и будет передавать их муниципальной власти под жилищное строительство, прежде всего индивидуального. Речь идет в том числе об участках, ранее предоставленных ФГУ и ФГУП, РАН и отраслевым академиям наук. На них должно развернуться строительство недорогого индивидуального жилья – до 1 млн домов в год.

Основания для отбора земель будут расширены

Правительству поручено подготовить до 1 сентября законопроект о том, как будут использоваться эти участки. Кроме того, в нем же должны быть прописаны основания для изъятия у ведомств федеральной земли. Такой перечень сейчас есть, но он касается только муниципального и регионального земельного фонда. Указ предписывает этот список дополнить.

Эксперты, опрошенные газетой “Коммерсант”, полагают, что госведомства могут лишиться 50-70% находящейся у них в пользовании федеральной земли. Речь идет, как говорил ранее Медведев, о “неэффективно используемых” “миллионах гектар”. Учитывая масштабы приватизации, новому фонду могут придать весьма значительные полномочия, вплоть до госкорпорации.

20 000 рублей

Концепция решения жилищной проблемы, предлагаемая Медведевым, базируется на опыте западных стран и сводится к массовому строительству “низкобюджетных домов общей площадью от 70 до 120 кв. м”. Ориентировочная себестоимость, озвученная еще недавно первым вице-премьером, – около 20 тыс. рублей кв.м. Цена малореальная, отмечают участники строительного рынка: чтобы в нее уложиться, нужно увеличивать объемы производства стройматериалов; существенно повысить цену может и подведение к этим домам дорог и коммуникаций.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Читайте также:  Жилищно-коммунальный комплекс Ульяновска продолжает подготовку к зиме

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. “Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы. “Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. “Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Ссылка на основную публикацию