Граждане имеют право на благополучную среду обитания

6.5. Право граждан на благоприятную окружающую среду

Конституция РФ (ст. 42) гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизируется в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закреплено: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подчеркивается здравоохранительный аспект права граждан на благоприятную окружающую среду, т.е. на такую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

Элементом права граждан на благоприятную среду является право всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации на радиационную безопасность, закрепленное в ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» [33].

Благоприятная окружающая среда – это такое ее состояние, при котором обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также условия, безопасные для жизнедеятельности людей и их здоровья.

Право на благоприятную окружающую среду гарантируется и обеспечивается разнообразными способами:

– правовое регулирование природоохранной деятельности;

– нормирование негативного воздействия на окружающую среду путем установления нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов их размещения; нормативов допустимых физических воздействий, допустимого антропогенного воздействия, изъятий компонентов природной среды и иных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

– установление нормативов качества окружающей среды – нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, т.е. радиоактивных микроорганизмов и иных нормативов;

– установление требований по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий и иных объектов, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также обеспечение их неукоснительного соблюдения;

– государственный, муниципальный, производственный, общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства, нормативов негативного воздействия на окружающую среду и ее состояния, требований по охране окружающей среды;

– применение оперативных мер по предупреждению, пресечению и недопущению негативных воздействий на окружающую среду, устранению последствия негативного воздействия, оздоровлению природной среды, воспроизводству природных объектов;

– предоставление населению своевременной полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье людей; проводимых природоохранных мероприятий и иных мерах по охране окружающей среды;

– необратимостью наказания за экологические правонарушения, полным возмещением вреда, причиненного здоровью и имуществу людей, природной среде;

– планированием природоохранных и иных мероприятий, направленных на сохранение природной среды и отдельных ее компонентов, и реализацией их в полном объеме.

Реализация права граждан на благоприятную окружающую среду предполагает их активное участие в природоохранной деятельности.

– создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации в области охраны окружающей среды;

– направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране;

– принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных акциях;

– выдвигать предложения о назначении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

– оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

– обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, и получать своевременные и обоснованные объекты;

– предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.

Непосредственное участие граждан в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды обеспечивает проведении в рамках оценки хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду общественных слушаний референдумов и изучение их мнения иными способами до принятия решений о деятельности, негативно влияющей на природную среду. Предложения, полученные такими способами, должны учитываться при доработке проектной документации, решении вопроса о возможности или невозможности намечаемой деятельности.

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [180] граждане могут непосредственно принимать участие в формировании и осуществлении экологический политики, принятии экологически обоснованных решений путем обжалования действий (решений) и бездействий государственных органов РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в судебном или административном порядке.

Таким образом, граждане могут предъявлять иски в суд о признании недействительными решений государственных органов, органов местного самоуправления должностных лиц о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, консервации и т.д. предприятий и иных организаций, деятельности, оказываемой негативное воздействие на окружающую среду, заключений государственной экологической экспертизы, о приостановке, ограничений, прекращении экологически опасной деятельности.

Наделение правами невозможно без возложения на граждан обязанностей по сохранению природы и окружающей среды, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать природоохранное законодательство, требования по охране окружающей среды, правила охраны отдельных природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности; животного мира, природно-заповедных объектов, атмосферного воздуха.

Статья 7. Право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности.

2. Осуществление такого права гражданина предусматривает:
градостроительное планирование развития территорий и поселений;
участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности;
государственное нормирование градостроительной деятельности;
лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов;
сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства;
государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве;
компенсацию в административном порядке вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности;
возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве;
привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
Комментарий к статье 7
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон “Об охране окружающей среды” дает следующее определение благоприятной окружающей среды: это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, один из которых состоит в соблюдении права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Данный принцип граждане могут реализовывать, направляя обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с российским законодательством.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду осуществляется также путем проведения экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Основные положения об экологической экспертизе установлены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (с изм. от 15 апреля 1998 г.).
Реализация права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности предполагает участие органов государственной власти, граждан и общественных объединений в целом комплексе правоотношений в сфере градостроительства.
Граждане, их объединения и юридические лица Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом.
Информирование граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют право обратиться в суд, если такая информация не была предоставлена или была предоставлена несвоевременно, неполно и (или) недостоверно. До утверждения градостроительной документации граждане Российской Федерации имеют право обсуждать, вносить предложения и участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности, проводить независимые экспертизы указанной документации за счет собственных средств.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм. от 26 марта 2003 г.) утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Данным перечнем предусмотрено, что лицензии необходимо иметь при проектировании и строительстве зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, а также при инженерных изысканиях для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Правительство РФ издало Постановление от 21 марта 2002 г. N 174 “О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства” (с изм. от 3 октября 2002 г.), которым утвердило: Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом; Положение о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
В данных Положениях определены лицензионные требования и условия, необходимые для получения лицензии, документы, которые необходимо подать в лицензирующие органы, срок действия лицензии, срок принятия решения лицензирующим органом о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, сведения о реестре лицензий.
Лицензирование данных видов деятельности осуществляется Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Инструкция об организации работы по лицензированию видов деятельности, отнесенных к компетенции Госстроя России, утверждена Приказом Госстроя России от 3 июня 2002 г. N 93.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку.
Приказом Госстроя России от 19 июня 2002 г. N 107 утверждено Положение об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России.
Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости, с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.
Внеплановые проверки могут проводиться в случае получения письменных представлений от государственных надзорных, фискальных и контрольных органов об административных нарушениях лицензиатами в области строительства, фактах аварий, заявлений от государственных, коммерческих структур, частных лиц и других потребителей строительной продукции о нарушениях лицензиатами обязательных требований ГОСТ, СНиП, установленного организационно-правового порядка при осуществлении заявленных в лицензии видов деятельности.

Читайте также:  Неукоснительное соблюдение строительных норм в части безопасности объектов

Граждане, проживая в жилых помещениях, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать причиненный моральный вред.

Граждане, проживая в жилых помещениях, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака соседями. Нарушение этого права курящими соседями влечет обязанность компенсировать причиненный моральный вред.

Т., действующий в защиту интересов несовершеннолетнего Т.С., обратился в суд с иском к Ф. о запрете курения на лоджии и компенсации морального вреда в размере 250 000 руб., указав на то, что ответчик более пяти лет курит на лоджии, при этом дым от курения потоками воздуха затягивает в квартиру истца, чем подвергает риску здоровье и причиняет моральные страдания.

Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказано.

Отменяя решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что для правильного разрешения возникшего между сторонами спора суду с учетом заявленных исковых требований надлежало, в частности, установить, имеются ли препятствия к пользованию истцом занимаемым жилым помещением, чем вызваны данные препятствия (действиями ответчика либо иными причинами). С учетом изложенного дело было направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о запрете курения на лоджии и в указанной части принял отказ истца от иска, в связи с чем в данной части производство по делу прекратил.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения в части отказа истцу в компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции указал на то, что качество воздуха, попадающего в квартиру истца, должно соответствовать качеству атмосферного воздуха населенных мест, установленному санитарными правилами «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01»; уровни запаха санитарными нормами не регламентируются, в связи с чем доказательств нарушения гигиенических нормативов или гигиенических требований к качеству воздуха, попадающего в квартиру истца через открытое окно, суду не представлено.

При этом субъективное восприятие запаха табака в квартире само по себе не может являться основанием для компенсации истцу морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила обжалуемые судебные постановления в части отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда и приняла в указанной части по делу новое решение о частичном удовлетворении требований и взыскании с Ф. в пользу Т.С. компенсации морального вреда в размере 5000 руб. по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о благополучии населения) среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

В силу абзаца второго ст. 8 Закона о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с абзацем четвертым ст. 10 Закона о благополучии населения граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Как следует из преамбулы Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г.), к которой Российская Федерация присоединилась 24 апреля 2008 г., сигареты и некоторые другие изделия, содержащие табак, являются высокотехнологичными изделиями, разработанными таким образом, чтобы создавать и поддерживать зависимость, и многие содержащиеся в них компоненты и выделяемый ими дым являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон об охране здоровья граждан) этот федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

На основании п. 1 ст. 4 Закона об охране здоровья граждан одним из основных принципов охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона об охране здоровья граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Как указано в ч. 2 ст. 9 Закона об охране здоровья граждан, граждане обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака; не осуществлять действия, влекущие нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. По смыслу изложенных выше правовых норм граждане, проживая в жилом помещении, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака, обусловленных курением соседей. Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут вызвать проникновение табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.

При рассмотрении дела судами установлено и не отрицалось ответчиком, что он осуществлял курение табака на лоджии своей квартиры, находящейся непосредственно под квартирой, занимаемой истцом. Факт проникновения запаха в результате курения в квартиру истца как последствие потребления табака сторонами не оспаривался.

На основании ст. 150 ГК РФ здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1).

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным выше кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (п. 2). Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст. 23 Закона об охране здоровья граждан за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Это судами учтено не было.

Соблюдение прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде

Уполномоченного по правам человека в Пермской области

«Соблюдение прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде»

В адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав на проживание в благоприятной окружающей среде. В Докладе будут рассмотрены вопросы реализации данных прав на примере г. Перми.

Характеристику вышеназванных прав следует начать с анализа ряда норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 01.01.2001 г., вступила в силу для России 05.05.1998 г.), т. к. данный нормативный акт является составной частью правовой системы России.

Согласно решению Европейского суда по правам человека по делу «Лопес Остра против Испании» от 9 декабря 1994 г. по факту причинения экологического вреда (шум, дым, запахи) заводом, расположенным возле дома заявителя, статья 8 Конвенции гарантирует право на здоровую среду вокруг жилища.

Комитет ООН против пыток по делу «Сельмуни против Франции» от 01.01.01 г. определил, что «проигрывание громкой музыки в течение продолжительного периода времени, лишение сна в течение продолжительного периода времени» является нарушением статьи 1 Европейской Конвенции – «запрещение пыток».

Следуя нормам международного права, Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства обеспечивать здоровую среду обитания человека (статьи 40, 41, 42 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 40 Конституции каждый имеет право на жилище. Данное право подразумевает обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права). Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие “достойный жизненный уровень” для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает право граждан на охрану здоровья. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха. Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на проживание в благоприятной окружающей среде.

Необходимо отметить, что статьей 56 Конституции РФ определено, что право, предусмотренное статьей 40 Конституции РФ, не подлежит ограничению.

Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 01.01.2001 прямо предусматривается право граждан в области охраны окружающей среды: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью…».

Данное право нашло свое отражение в статье 28 Закона Пермской области -94 «Об охране окружающей среды».

Читайте также:  Правительство РФ одобрило повышение налогов на дорогую недвижимость

Обычно экологическая составляющая прав человека не подвергается прямым злоупотреблениям со стороны государства. Но косвенно государство часто не принимает необходимых мер для обеспечения защиты здоровья и личной жизни. Пределы допустимого прямого вмешательства со стороны государства и объем позитивных обязанностей государства в таких ситуациях определить непросто, но данные трудности не должны затрагивать механизм общей защиты, которую должно гарантировать государство в соответствии со статьей 8 Конвенции.

Анализируя поступившие в адрес Уполномоченного обращения, можно сделать вывод о том, что на территории г. Перми имеют место факты нарушения данных видов прав. Примерами в подтверждение этому служат жалобы лиц, проживающих на территории г. Перми на деятельность ночных клубов, расположенных во встроенных помещениях жилых домов, на деятельность несанкционированных автопарковок и на несанкционированное строительство объектов недвижимости.

Так, в 2004 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратились жильцы домов № 6, 7, 8 и 9 по улице Сеченова, дома № 29 по ул. Костычева г. Перми, с жалобой на хозяйственную деятельность кафе «Пульсар», расположенного во встроенно-пристроенных помещениях жилого дома № 9 по ул. Сеченова.

С момента открытия кафе «Пульсар» (2003 г.) заявители страдают от повышенного уровня шума, вызываемого работой музыкального оборудования в кафе и системой механической вентиляции; в квартиры просачиваются запахи из вентиляционного рукава, поступающие из кухонных помещений кафе; во дворе домов наблюдаются драки лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Несмотря на подтвержденные государственными органами надзора факты нарушения прав граждан, представители администрации г. Перми, . А. Сапунова, и. о. первого заместителя начальника департамента планирования и развития территории г. Перми , предложили гражданам обратиться в суд за защитой своих прав. Бездействие органов местного самоуправления выражается в нежелании установить факты нарушения, непринятии мер, нейтральном отношении к проблемам жильцов.

Из анализа обращения следует, что реализация права на жилище сталкивается с проблемой трудности, порой невозможности доказывания нарушения этих прав.

Следует сказать, что формальных оснований для расторжения договора аренды с арендатором в вышеназванном конкретном случае не было в связи с отсутствием в договоре аренды условий соблюдения прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде. Проблема доказывания заключается и в том, что органы местного самоуправления не всегда принимают во внимание факты, подтвержденные органами государственного надзора (например, факт превышения предельно-допустимого уровня звука в квартире при деятельности кафе «Пульсар», нарушение санитарных правил и норм при строительстве жилого дома № 13 по ул. Вавилова). В-третьих, обращения граждан по поводу нарушения общественного порядка не всегда регистрируются органами внутренних дел (милицией общественной безопасности). Жители города называют также сложность процедур замеров реального уровня шума со стороны ЦГСЭН, что затрудняет возможность доказывания нарушения прав в суде.

Только после многочисленных обращений жителей в администрацию г. Перми и Пермской области, личного обращения Уполномоченного по правам человека к Главе г. Перми , учитывая информацию, представленную жильцами на видеоматериалах, на встрече заместителя Главы г. Перми и представителей заявителей, состоявшейся в октябре 2005 года, принято решение о расторжении договора аренды с владельцем кафе «Пульсар» по инициативе арендодателя.

Также в адрес Уполномоченного по правам человека обратились жильцы дома № 62 по ул. Советской и дома № 7 по Комсомольскому проспекту в г. Перми с жалобой на работу ночного клуба «Инфинити». Данный клуб функционирует с 26.12.2004 г. Люди, проживающие в одном с клубом доме, 4 дня в неделю практически не спят, из-за сильного шума их самочувствие ухудшается. В данном доме проживают несколько сотен человек.

В течение нескольких месяцев клуб осуществлял свою деятельность без необходимых разрешающих документов (отсутствовало согласование с ЦГСЭН, органами государственной противопожарной службы, не было лицензии на продажу алкогольной продукции в баре). Несмотря на выявленные нарушения и многочисленные жалобы жителей близлежащих домов, в феврале 2005 года департаментом имущественных отношений г. Перми было предложено приостановить деятельность клуба до получения согласия на его функционирование соответствующими контролирующими органами. В результате настойчивых действий заявителей договор аренды был расторгнут, однако, несмотря на обращение администрации г. Перми в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об истребовании объекта из чужого незаконного пользования и уже состоявшимся решением Арбитражного суда от 01.01.2001г., клуб продолжает свое функционирование, игнорируя решения и местной власти, и суда.

Таким образом, процедура расторжения договоров аренды и возвращение собственности в муниципалитет не урегулирована в достаточной степени.

Подтверждением нарушения права на охрану окружающей среды также являются жалобы граждан на деятельность несанкционированных автопарковок и длительный период времени решения этих вопросов (по не санкционированной автопарковке, расположенной по ул. Г. Хасана, 159, жалоба жителей поступила в мае 2005 г., а вопрос был решен в сентябре 2005 г.; понесанкционированной автостоянке, расположенной во дворе жилого дома по , жители обратились в 2003 г., вопрос не решен по настоящее время; по несанкционированной автостоянке, расположенной по -24, жалоба жителей поступила в 2004 г., вопрос не решен до настоящего времени).

На сегодняшний день в г. Перми ведется реестр санкционированных автопарковок (стоянок). Целесообразно выработать процедуры учета мнения горожан при размещении автостоянок, а также организовать общественный контроль за появлением несанкционированных автостоянок и, тем самым, протестные действия граждан по поводу не согласия с размещением автопарковок перевести в конструктивное русло реального участия граждан в местном самоуправлении.

Отдельно хочется рассмотреть проблему реализации права на проживание в благоприятной окружающей среде при строительстве объектов недвижимости.

В адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение жильцов дома № 13, расположенного по ул. Вавилова в г. Перми. Заявители обжаловали строительство многоэтажного дома № 11а по ул. Вавилова ввиду нарушения нормативной инсоляции (освещенности) жилых помещений, в которых они проживают.

Согласно ст. 10 Градостроительного кодекса РФ разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.

В ходе рассмотрения обращения граждан было выяснено, что проект строительства жилых домов № 11 и 11а по ул. Вавилова в микрорайоне «Светлый» г. Перми прошел санитарно-гигиеническую экспертизу, несмотря на то, что вначале он был отклонен от согласования Центром госсанэпиднадзора в г. Перми. При завершении строительства новых домов, заместителем главного врача ЦГСЭН Пермской области было указано на необеспечение нормативной инсоляции (естественной освещенности) 5-ти однокомнатных квартир жилого дома № 13 по ул. Вавилова. Было выяснено, что в проекте строительства дома № 11 по ул. Вавилова был указан неверный расчет показателей инсоляции, что привело к нарушению санитарных правил и норм.

В настоящее время осталась нерешенной проблема расселения жильцов квартир, расположенных на первом этаже дома № 13, обреченных на проживание в затемненных квартирах.

Также факты нарушения данного права были обнаружены при строительстве жилого дома № 70а по Комсомольскому проспекту.

В ходе рассмотрения обращения было выяснено, что земельный участок, отведенный под строительство дома № 70а, расположен, в том числе, и на территории, прилегающей к дому № 70. Несмотря на то, что проект отвода земельного участка дважды отклонялся от согласования управлением по экологии и природопользованию администрации г. Перми по причине несоблюдения норм природоохранного законодательства, строительство дома находится в завершающей стадии. Также при строительстве дома было вырублено около 70 деревьев и кустарников вместо запланированных 21 единицы.

Учитывая данные обращения, а также имеющуюся перспективу уплотнения застройки старой части города, требуют тщательного анализа специалистами с участием общественности как процедуры согласования проектов, так и механизмы контроля за отводом земельных участков.

При рассмотрении всех обращений были выявлены явные факты волокиты, длительность решения вопросов по существу (в течение нескольких месяцев и лет).

Примером служит обращение жильцов дома № 22 по ул. Магистральной г. Перми.

В ответ на заявление граждан о ликвидации автопарковки во дворе дома, поданное в июне 2005 г., глава администрации Кировского района подтвердил, что ночная автопарковка является несанкционированной и для принятия мер по ее ликвидации направлены письма в ОВД и МУ «Жилищная служба» Кировского района. В августе 2005 г., в ответ на повторную жалобу, вновь сообщил заявителям, что автопарковка является незаконной, и просил района и Жилищную службу принять действенные меры по ее ликвидации. В ответ на данные обращения начальник МОБ Кировского Перми сообщил, что вопрос о переносе парковки на другую территорию решен, а в отношении лиц, организовавших деятельность парковки, уже принимались меры административного воздействия. Однако, со слов жильцов, ситуация в настоящее время не изменилась, и ночная парковка до сих пор существует.

В некоторых случаях только личное вмешательство Главы г. Перми приводит к принятию действенных мер и разрешению вопросов по существу.

На основании вышеизложенного, предлагаю вынести на обсуждение следующие вопросы:

1. В связи с выявлением фактов нарушения арендаторами нежилых помещений, прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде, внести дополнения в текст типового договора аренды объекта муниципального нежилого фонда, утвержденного постановлением Главы г. Перми , учитывающим условия соблюдения прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде:

1.1. П. п.3.3.17. договора дополнить следующим – «При использовании Объекта соблюдать права граждан на проживание в благоприятной окружающей среде».

1.2. В пункт 7 добавить п. п. 7.8.: «Арендатор несет ответственность за нарушение прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде. В случае установленного нарушения прав «Арендодатель» вправе досрочно прекратить действие настоящего Договора».

1.3. Указать в п. 6.2. Договора перечень конкретных случаев нарушения прав граждан на проживание в благоприятной окружающей среде, при выявлении которых Арендодатель вправе будет досрочно расторгнуть договор аренды.

1.4. В целях защиты прав граждан, чьи права на проживание в благоприятной окружающей среде были нарушены вследствие хозяйственной деятельности арендаторов, предлагаю изменить процедуру расторжения договора аренды, сократив срок, предоставляемый арендатору на устранение нарушений (п. 6.3. Договора).

2. В связи с нарушением права граждан на обращение в органы местного самоуправления предлагаю, с одной стороны – принять меры конкретной ответственности должностных лиц за бездействие при выявленных в результате рассмотрения обращения нарушениях прав граждан либо проявленную волокиту; с другой стороны – рассмотреть возможность особых мер реагирования на коллективные обращения граждан по поводу нарушения их прав.

3. Главой 5 Федерального закона от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: местный референдум, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, опрос граждан, а также другие формы участия. Кроме этого, статьей 28 вышеуказанного Закона определен перечень тех вопросов, которые обязательно должны выноситься на публичные слушания, например: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, целый перечень вопросов не может быть решен органами местного самоуправления без согласования с населением города, что требует разработки нормативных актов по процедурам и механизмам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Данная проблема может стать предметом обсуждения специально созданной рабочей группы Пермской городской Думы.

Считаю, что выполнение этих рекомендаций может способствовать развитию самоуправления в г. Перми, повышению субъектности граждан в принятии решений, созданию городской среды, благоприятной для проживания.

Статья 42 Конституции России

Текст Ст. 42 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Комментарий к Ст. 42 Конституции Российской Федерации

Данная статья закрепляет экологические права на: благоприятную окружающую среду;

достоверную информацию о состоянии благоприятной окружающей среды;

возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением.

Читайте также:  Бесплатная приватизация жилья после марта продлена не будет

Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду — это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов*(201).

Данное право занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Возникновение его связано с глобальным экологическим кризисом, охватившим мир в последней четверти XX в. В первые годы существования ООН право человека на благоприятную окружающую среду не было выделено в самостоятельную категорию и подразумевалось входящим в состав права на жизнь и права на «достаточный жизненный уровень»*(202).

В настоящее время право на благоприятную окружающую среду рассматривается исследователями в числе социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам. Так, профессор Ф.М. Рудинский отмечает, что право на здоровую окружающую среду находится в группе социальных прав человека*(203).

С. Шатаева данное право отнесла к личным, аргументируя это тем, что человек пользуется окружающей средой и пребывает в ней с момента своего рождения независимо от наличия социальной или иной среды. Как бесспорно его естественное приобретение права на жизнь, так и не встает вопрос о том, какого качества окружающая среда предоставляется человеку изначально, исключая все те вредные воздействия, которые успело произвести человечество до его рождения*(204).

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же считается окружающая среда, губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.

Важное место среди экологических прав человека и гражданина занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» право на информацию является одним из фундаментальных прав человека*(205).

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять «сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом»*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации*(209) формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»*(210). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства, например, сведения:

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов;

о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о проектировании, строительстве и эксплуатации режимных и особо важных объектов, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах стратегических видов полезных ископаемых.

Помимо права на достоверную информацию, человеку и гражданину принадлежит право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под ущербом, нанесенным здоровью граждан воздействием неблагоприятной окружающей природной среды, понимается такой ущерб, который привел к полной или частичной потере жизнеобеспечивающих, биологических функций организма. В данном случае компенсации подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, смертью кормильца, полной или частичной потерей трудоспособности.

К сожалению, редакция комментируемой статьи далека от совершенства. Во-первых, провозглашается право на возмещение ущерба, причиненного лишь здоровью или имуществу гражданина, и ничего не сказано о праве на возмещение морального вреда. Таким образом, данная статья сузила круг своего действия до конкретных видов вреда. Во-вторых, говорится о праве на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, а значит, упускаются из виду те ситуации, в которых вред наносится в результате не правонарушения, а неизбежного и не зависящего от человека хода развития событий.

Фактически Конституция РФ гарантировала право на возмещение лишь части реально причиняемого населению экологического вреда. Однако текущее законодательство позволяет гражданам взыскивать, а государственным органам соответственно компенсировать и тот вред, который причиняется деятельностью, не обладающей по существующим канонам всеми признаками правонарушения (например, вред, причиняемый в результате крупных техногенных катастроф, связанный с проживанием на неблагополучных территориях или на территориях, где существует повышенный риск радиационного, химического загрязнения среды). В данном случае сумма денежных средств берется из средств государственных экологических фондов.

Понятие и сущность экологических прав граждан

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Действующая Конституция России впервые установила экологические права гражданина. Конституционные положения были конкретизированы и закреплены международными нормами и соглашениями, а также в законодательстве России.

Экологические права являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому жителю страны от рождения. Суть этих прав в том, что гражданин, осуществляя свою повседневную деятельность вправе находиться в благоприятной атмосфере и знать ее текущее состояние, чтобы избежать негативного ее влияния на состояние здоровья или жизни.

Также граждане могут использовать природные ресурсы для удовлетворения своих личных потребностей.

Право на благоприятную среду обитания

Жизнь человека напрямую зависит от того в какой среде он живет и осуществляет свою деятельность. Природная среда будет благоприятной, если она соответствует установленным нормативам качества и безопасности.

Так, загрязненный воздух является причиной различных заболеваний дыхательных путей человека и работы его важных органов. В той местности, где радиационный фон превышает допустимые пределы, влечет заболевание щитовидной железы, развитие онкологических заболеваний и напрямую влияет на рождаемость населения.

Важным является и то, какую питьевую воду и продукты питания человек употребляет в пищу. Поэтому праву гражданина на благоприятные условия жизни способствует в реализации – обязанность государства обеспечивать нормальный уровень качества природной среды и продуктов питания путем установления нормативов и технических регламентов.

В современном мире все сложнее и сложнее становится достигнуть благоприятной почвы для жизни и здоровья человека, в связи с этим гражданину остается лишь право обращаться в органы государственной власти для защиты или возмещения вреда, причиненного негативной окружающей средой и деятельностью человека.

Право на информированность о состоянии природной среды

Каждый из нас обладает правом на достоверную, объективную и полную информацию о текущем состоянии природной среды и достаточности природных ресурсов. Для этого желающий может обратиться с соответствующим запросом в местные органы власти, чтобы получить необходимую информацию.

Представители власти не имеют право отказать в приеме обращения, так как за это следует уголовная или административная ответственность. Другой вопрос в том насколько будет информация достоверной и полной.

В настоящее время большинство информации человек может подчеркнуть в среде интернет, где располагаются официальные сайты органов исполнительной власти, ведущих ежедневный мониторинг окружающей среды.

В режиме онлайн Вы можете ознакомиться с погодными условиями, радиационным фоном, уровнем загрязнения атмосферы вредными веществами. А также наряду с официальными органами власти действуют общественные организации, цель которых параллельно осуществлять мониторинг окружающей среды и предоставлять гражданам полученную информацию.

Поэтому каждый может обратиться за информацией в официальные источники и соотнести ее с источниками общественных организаций для получения наиболее полной и достоверной картины о загрязненности среды.

Право на возмещение ущерба, причиненного неблагоприятной средой обитания

К сожалению, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою экономическую деятельность, следят за тем вредом, который причиняется окружающей среде. В связи с чем, это отражается на нашем здоровье.

И когда мы сталкиваемся с различными заболеваниями, результат которых – это деятельность промышленных предприятий, то у нас имеет конституционное право на возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.

Проблема в реализации данного права в том, что нам в суде нужно доказывать причинно-следственную связь того, что конкретное предприятие оказало вред на наше здоровье. Это может выражаться в проведении различных дорогостоящих экспертиз.

Кроме того, до сих пор в России еще не налажена практика взыскания многомиллионных сумм за вред полученный в результате экологического правонарушения, как это развито в западных странах.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Ссылка на основную публикацию