Умный город

Что такое умный город и где уже реализована эта концепция

Умный общественный транспорт, солнечные батареи и единая система безопасности для некоторых городов уже не фантастика, а реальность.

Чем умный город отличается от обычного

Подходы к понятию «умный город» разнятся, но под этим почти всегда понимают концепцию населённого пункта, напичканного технологиями интернета вещей. Суть интернета вещей — во взаимосвязи устройств между собой и внешним миром без участия и во благо человека. Простейший пример — уличное освещение, включающееся при нехватке естественного.

Цель умных городов — делать жизнь горожан удобнее и безопаснее, а также экономить городские средства и пространство. Например, с умными фонарями улицы города так же безопасны ночью, как и с обычными, при этом средства на электроэнергию тратятся минимально: свет не горит впустую, пока не стемнело.

В идеальном умном городе будущего технологии встречают жителей на каждом шагу, образуя единую экосистему и отвечая за все аспекты жизни человека: от передвижения на общественном транспорте до переработки мусора.

Что делает город умным

Дата-центр

Единая база данных поможет соотносить и использовать разную информацию, когда это понадобится. Например, при звонке по номеру 112 служба спасения может получать данные о местонахождении потерпевшего, а больница при госпитализации — его медкнижку. А если на улице кто-то стреляет из пистолета, информация автоматически может поступать полицейским вместе с изображением подозреваемого с камеры.

Универсальное городское приложение

Все нужные горожанам данные могут быть объединены в приложении. Через него житель умного города сможет вызвать такси, оплатить счета, рассказать властям о выбоине на дороге, узнать, где сейчас пробки и есть ли свободные места на парковке. Похожая программа уже работает, например, в Чикаго.

techrepublic.com

Беспилотные автомобили

Tesla, Uber и Google уже готовы использовать свои технологии на дорогах, а беспилотные автомобили, считывающие дорожную разметку, когда-нибудь вытеснят управляемые вручную средства передвижения. Но в умном городе всё может работать иначе: беспилотники будут объединены 6 ways cities will become smarter in 2017 в одну сеть и при планировании маршрута станут исходить из взаимного месторасположения. Это должно быть безопаснее. Беспилотные автомобили также смогут заранее получать информацию об авариях на дороге и свободных местах на парковках.

Умные парковки

Исследование Американского общества интеллектуального транспорта показало, что 30% пробок появляются по причине долгого поиска автолюбителями мест для парковки. Концепция умного города ускоряет этот процесс с помощью приложения. Специальные датчики могут с точностью до секунды измерять время стоянки: соответствующее количество денег с карты может сниматься автоматически. Парковочные сенсоры используют во многих городах США и Европы: первыми систему внедрили Париж и Канзас-Сити.

Умное освещение

Мы уже говорили про уличные фонари, которые включаются, когда темнеет. Но концепция умного города предполагает и более интересные сценарии. Например, в американском Сан-Антонио фонари вдоль транспортных артерий светят чуть ярче после дождя. Так водители могут лучше видеть дорогу, когда увеличивается вероятность заносов.

Солнечные батареи

Забота об экологии — важный пункт концепции умного города, поэтому почти во всех проектах уделено внимание альтернативным способам добычи электроэнергии. Компактным решением считаются городские и частные солнечные батареи. Например, в умном городе Фудзисава (Fujisawa Sustainable Smart Town) такие панели установлены на каждом доме.

businesswire.com

Камеры

В Чикаго камеры высокого разрешения встраивают в уличные фонари и используют для обеспечения безопасности в местах скопления людей. А в Сан-Антонио им нашли другое применение: судимым гражданам не обязательно ехать в суд, чтобы отметиться, достаточно показаться в одной из специальных будок с камерой.

Умный общественный транспорт

Интервалы движения — не вся информация об автобусах, которую вы можете узнать в умном городе. Технологии интернета вещей развиты и в российских городах. Например, в Москве на табло остановок показывается, через сколько минут прибудет нужная машина. Также за перемещением автобусов можно следить в «Яндекс.Транспорте».

Противопожарные датчики

Эти устройства в умном доме работают не так, как обычные датчики дыма. Точнее, как показывает пример No one’s home, but these smoke detectors are listening американского Луисвилла, умные датчики работают в паре с классическими. Их используют в заброшенных зданиях, где есть риск возникновения пожара, который затронет близлежащие постройки. В этих устройствах находится солнечная батарея, микрофон и простенький модуль связи. Когда микрофон улавливает сирену обычного датчика, СМС о пожаре присылается пожарным и соседям.

Умные урны

Самый популярный пример — урны Bigbelly, которые устанавливают в Америке. Благодаря своей конструкции они не портят окружающий воздух, в них не копошатся грызуны, но главное — они сами отсылают уведомления мусороуборочным службам при заполнении.

bigbelly.com

Локаторы выстрелов

Во многих американских городах установлены датчики выстрелов ShotSpotter. Они могут идентифицировать количество стрелков, их точное местонахождение на момент выстрела и даже тип оружия. Все данные отправляются в полицию.

Открытая информация

Один из принципов умного города — открытость. Это касается и готовности к обмену опытом, и желания делиться полученной информацией с горожанами. Например, на сайте лондонской мэрии людям доступны данные о транспорте, показатели окружающей среды и другая статистика, полученная в том числе и с помощью умных датчиков.

Как выглядит город, который можно назвать умным

Мы уже говорили, что под умными городами подразумевают совершенно разные населённые пункты. Свой проект есть, например, у Москвы: утверждается Москва 2030 — умный город , что она станет технологически умной к 2030 году. Много соответствующих инноваций внедрено в крупных городах Америки, Азии и Европы: Сингапуре, Дубае, Барселоне, Луисвилле, Чикаго. Но идеальным умным городом в вакууме, пускай небольшим и недавно отстроенным, можно назвать Фудзисаву — японский полис, созданный Panasonic.

fujisawasst.com

Его площадь — 19 гектаров. На ней расположены жилые дома, сосредоточенные вокруг культурного центра, скверы, детские площадки и магазины. Часть электроэнергии обеспечивают солнечные батареи.

Уличные фонари снабжены датчиками движения: свет становится ярче, как только приближается пешеход или автомобиль.

fujisawasst.com

Каждый дом подключён к телевизионной системе города. С её помощью жители могут не только смотреть каналы, но и взять напрокат электромобиль или электровелосипед.

fujisawasst.com

Отдельное внимание уделено безопасности. С помощью той же телевизионной системы жители мгновенно будут предупреждены о землетрясении, а в случае отключения города от внешнего мира Фудзисава сможет обеспечивать себя электроэнергией и горячей водой в течение трёх дней.

fujisawasst.com

На сайте проекта есть раздел новостей. В Фудзисаве постоянно что-то происходит, например, 15 июня в местном культурном центре прошёл день здоровья, а 1 июля в деморежиме заработал новый онлайн-сервис для связи между пациентами и фармацевтами.

fujisawasst.com

Panasonic считает, что главное в Фудзисаве — это не высокие технологии, а забота об экологии и общение с соседями. По замыслу создателей, человек без личного авто может просто попросить у соседа электрокар, а не пользоваться прокатом.

fujisawasst.com

В городе есть умные дома, рассчитанные на появление в семье новорождённых, работают ясли и детский сад. При этом Фудзисава готовится и к старению своих жителей: для пожилых граждан предусмотрены многоквартирные дома с социальными работниками. Считается, что полностью город проявит себя, когда через него пройдут три поколения — через сто лет.

Умный город – концепция, технологии, перспективы развития

Умный город (калька с английского smart city) – это взаимосвязанная система коммуникативных и информационных технологий с интернетом вещей (IoT), благодаря которой упрощается управление внутренними процессами города и улучшается уровень жизни населения.

Интеллектуальный город выполняет две важные задачи:

  • сбор и передача данных представителям управления;
  • налаживание обратной связи между администрацией и горожанами, благоустройство среды.

Согласно данным исследования компании McKinsey, к 2020 г. количество smart cities на всей планете возрастет до 600.

Плюсы смарт сити заключаются в повышении уровня жизни граждан и в уменьшении издержек рабочих процессов благодаря автоматизации деятельности, не требующей применения аналитических навыков.

Термин «умный город» был введен относительно недавно, и однозначного толкования этого понятия до сих пор нет. Однако эксперты сошлись в том, что основной источник управления смарт сити – данные о населении.

Цифровые города постоянно улучшают свои функции за счет непрерывной обработки и обновления сведений. Интегрированные датчики собирают информацию, полученную от жителей города и с помощью электронных устройств. После анализа собранных данных происходит оптимизация, решающая проблемы неэффективности.

Компоненты системы интеллектуальных городов:

  • Видеонаблюдение и фотофиксация;
  • Интеллектуальные транспортные системы (ИТС);
  • Единая система экстренного вызова (пример – «Система-112» в России);
  • Единая диспетчерская служба и ситуационные центры;
  • Интернет вещей (IoT);
  • Пятое поколение мобильной связи (5G).

Эти инструменты сбора и анализа информации используются для улучшения функционирования транспортной развязки, медицины, промышленности и других сфер, формирующих модель цифрового города.

В декабре 2017 г. сотрудники Научно-исследовательского института технологий и связи определили семь основных направлений цифрового поселения.

Особенности смарт сити

  • Умная экономика:
    • Формирование благоприятной среды для инновационной деятельности, в том числе для развития информационно-коммуникационных технологий;
    • Налаженная система онлайн-бронирования гостиниц.
  • Умное управление:
    • Отлаженное функционирование системы коммуникации между жителями города и представителями исполнительной власти, информационная открытость городской администрации;
    • Активность граждан в управлении городом;
    • Актуальность документации стратегического планирования;
    • Высокая посещаемость официальных сайтов городской администрации.
  • Умные финансы:
    • Доступность банкоматов;
    • Прозрачность государственных тендеров;
    • Система оплаты проезда по безналичному расчету.

  • Умная инфраструктура:
    • Отлаженная работа интернет-сервисов для вызова и оплаты такси;
    • Возможность мониторить дорожный трафик в режиме онлайн;
    • Наличие сети заправочных станций для электромобилей;
    • Сервис по предоставлению услуг каршеринга.
  • Умные жители:
    • Активность и количество пользователей Всемирной сети;
    • Применение электронных карт учащихся;
    • Доступность данных о рынке труда.
  • Умная среда:
    • Развитая система мониторинга экобезопасности;
    • Участие горожан и администрации в устранении последствий несанкционированного выброса мусора.
  • Умные технологии:
    • Наличие бесплатных точек Wi-Fi, в т.ч. в общественном транспорте;
    • Функционирование сетей мобильного широкополосного доступа.

К числу умных городов можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Копенгаген, Сингапур, Стокгольм, Цюрих.

Оригинальный и футуристичный проект умного города – поселение Масдар на территории Объединенных Арабских Эмиратов. Полная реализация программы будет осуществлена только к 2030 г., но первые дома и основные элементы инфраструктуры города появятся уже в 2018 г. Численность жителей-первопроходцев составит 7 тысяч человек.

По задумке проектировщиков Масдар должен стать полностью автономным и самодостаточным и вмещать до 100 тысяч жителей. Энергию для обслуживания и функционирования городских систем будут черпать из возобновляемых источников – солнца, ветра и воды.

Несмотря на жаркий климат ОАЭ, внутри Масдара планируют сохранить комфортную для человека температуру. Улицы города проектируются с учетом положения солнца и направления преобладающих ветров. По территории поселения будут курсировать электрические автопилотируемые автомобили, в то время как обычному транспорту запретят подъезжать к городу ближе чем на две мили – это решение, позволяющее снизить выброс углерода в атмосферу.

Технологии умного города позволят снизить объем потребляемой воды благодаря использованию умных счетчиков, а сточная жидкость будет перерабатываться для полива растений. В планах проектировщиков – построить мусороперерабатывающий завод, на котором будут трудиться горожане: сортировать отходы, выбрасывая каждый вид в соответствующие контейнеры.

Почему за интеллектуальными городами – будущее?

Сейчас во всем мире не так много smart cities в глобальном соотношении, при этом создание умного города – трудоемкий процесс, который затрагивает все слои инфраструктуры. Потеряет ли идея свою актуальность через несколько лет? Это вряд ли. Есть две причины, по которым рост умных городов не остановить:

  • Необходимость осваивать новые прибыльные ресурсы. Цифровые мегаполисы приносят весомый доход в сфере развития IT-отрасли, стоимость которого через пару лет составит приблизительно 1,5 трлн долларов;
  • Рост населения городов. В городах сосредоточено до 70 % мировой экономики. Чем больше растут эти цифры, тем сложнее становится контролировать такие крупные отрасли. Поэтому концепция умного города будущего так популярна – она становится основным инструментом управления хозяйством в развитых странах.

Сегодня примерно 60 % людей всей планеты проживают в городах, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Если это настолько выгодно, почему города «умнеют» так долго?

Причина, по которой умные мегаполисы еще не разрастаются по всей планете, как грибы после дождя, в том, что в мире не существует единой системы для сбора и анализа данных. Информация собирается слишком разнородными приборами – навигаторами, смартфонами, поисковыми системами. И чаще всего огромный пласт данных просто лежит мертвым грузом – потому что неясно, как его применить и синхронизировать в рамках работы с одной платформой.

Вторая причина – отсутствие необходимых мощностей. Развитие умных городов требует немалых затрат и применения современного оборудования, а для хранения больших данных нужны новейшие сервера. Однако ученые уверены: прогресс неизбежно приведет к тому, что умные поселения станут привычной тенденцией.

Читайте также:  ГИС ЖКХ

«Умные» города: какие технологии делают городские пространства умнее

Рассказывает Робин Де Кейзер, руководитель департамента бизнес-решений и инноваций Orange Business Services.

Smart-технологии – мощный тренд последних лет. “Умнеет” вся наша жизнь: гаджеты, автомобили, квартиры, дома и даже целые города. Аналитики Deloitte прогнозируют, что к 2025 году 600 крупнейших мегаполисов мира будут обеспечивать 60% валового внутреннего продукта в мире. Города – это главные потребители ресурсов. Умные технологии позволяют обеспечить эффективное потребление этих ресурсов и гармоничное развитие городских конгломератов. О том, какие технологии оказывают максимальное влияние на развитие городов, рассказывает Робин Де Кейзер, руководитель департамента бизнес-решений и инноваций Orange Business Services.

Города растут очень быстро, и управлять ими становится все сложнее. Чтобы контролировать процесс роста, необходимо применять самые инновационные методы. На помощь здесь приходят умные технологии – они позволяют эффективнее распределять ресурсы и управлять городскими пространствами. А на мегаполисы приходится очень много ресурсов – например, 60-80% всей генерируемой в мире энергии потребляют города.

Сейчас нет полностью умных городов, но некоторые мегаполисы уже вплотную приблизились к этому статусу. Например, Москва. Здесь существует множество умных сервисов, однако они крайне слабо связаны друг с другом. А для полноценного умного города важно, чтобы все системы взаимодействовали друг с другом и работали слаженно.

Представьте, что вы едете в супермаркет, а дорога передает в центральную городскую систему данные о сцеплении шин и дорожного покрытия. В то же время на дисплее автомобиля отображается информация о загруженности ближайших дорог и скоростных трасс. Машина, учитывая эти данные, сама прокладывает оптимальный маршрут до места назначения. А у супермаркета, к примеру, вас ждет парковочное место, которое муниципальная smart-система уже закрепила за вашем автомобилем. Чтобы это стало реальностью, все умные службы должны быть связаны в единую городскую систему.

Практически все крупные города усыпаны видеокамерами. Больше всего камер установлено в китайских мегаполисах, но и города в других странах не отстают. Сейчас в Москве работает система “Безопасный город”, у общей сети которой подключено более 170 000 камер в черте города. В будущем количество камер планируется довести до полумиллиона. К 2020 году эксперты компании NVIDIA прогнозируют, что число городских камер по всему миру достигнет 1 млрд. Все они генерируют огромный массив данных, обработать который вручную невозможно.

Нужны технологии, которые смогут превратить неструктурированные данные в полезную информацию. Например, специализированные приложения на основе ИИ могут отслеживать и классифицировать автомобили, общественный транспорт, пешеходов и велосипедистов. В итоге становится возможно оценивать периодичность роста транспортного потока, обнаруживать нарушения автомобилистов и пешеходов.

Источник: Global Look Press ​

В Шеньчжене (Китай) уже работает система фиксаций нарушений ПДД пешеходами. Она распознает их лица, а затем отправляет данные в правоохранительные органы. Система также выводит фотографии нарушителей на видеоэкраны, размещенные вдоль дорог.

Скоростная беспроводная связь

Умный город нельзя представить без системы связи, позволяющей в режиме реального времени передавать видео, аудио, текст и пр. Кроме того, без высокоскоростной беспроводной связи невозможна работа городского интернета вещей (IoT), важнейшего компонента концепции умного города.

Скорость передачи данных по 5G каналам доходит до 25 Гбит/с – это в 50 раз быстрее скорости действующих беспроводных сетей (LTE, LTE Advanced и т.п.). В крупнейших городах мира уже постепенно внедряют сотовой связи пятого поколения.

5G работает в Южной Корее, в некоторых городах США и Европы. Тестовый запуск сотовых сетей пятого поколения состоялся и в России (например, во время Чемпионата мира по футболу 2018 года). Сегодня тестовый участок 5G сети работает в Сколково. Пилотный запуск 5G России планируется в Москве в сентябре 2019 года.

Пока что скорость любых типов связи в городах остается слишком низкой для полноценного обмена данными между smart-системами. Но в ближайшие годы 5G станет привычным делом для мегаполисов, после чего города смогут быстрее внедрять smart-технологии в свою инфраструктуру.

Уже сейчас мы можем наблюдать, как активно внедряются робототехнические решения – например, в виде автоматических многоэтажных парковок. Но концепция умного города предусматривает роботизацию не только парковочных систем. Речь идет о более сложных задачах: ремонт дорожного покрытия, вывоз мусора и его сортировка, уборка улиц без участия людей.

Кроме того, при помощи роботов можно оценивать состояние инфраструктуры городов: водопровода и газопровода, линий электропередач. С этой задачей справляются квадрокоптеры и дроны других типов, ведомые искусственным интеллектом.

Уже сегодня в некоторых городах активно внедряют роботов-курьеров: как летающих, так и передвигающихся на колесах. Один из примеров – дроны-курьеры от Amazon, которые работают в рамках тестового проекта Air Prime. Дроны доставляют заказанные товары покупателям по воздуху. Срок доставки товаров – всего 30 минут. Проект работает в очень ограниченном количестве регионов США и только для клиентов, которые живут неподалеку от складов компании, поскольку запас автономного хода у дрона небольшой.

Автономный общественный транспорт

Автопилоты в транспортных средствах – самая популярная тема последних лет. Тренд на беспилотники поддерживают Tesla Inc, Mercedes Benz, Volvo, Nikola Motor и другие компании.

Умный мегаполис будущего невозможно представить без общественного транспорта без водителей. Испытания беспилотных автобусов проводятся в Вене, Барселоне, Пекине, Копенгагене, Хельсинки и других городах разных стран мира. В ближайшие два года их станут использовать гораздо шире. Запустить автономный транспорт планируют власти Хельсинки (Финляндия), Барселоны (Испания), Пало-Альто (Калифорния) и других городов.

Есть и проекты летающих автоматических такси. Такие транспортные средства разрабатываются, в частности, Uber и Bell Nexus.

Магазины без продавцов

В магазинах будущего нет ничего лишнего: касс, продавцов и очередей. Один такой супермаркет существует уже сейчас – речь идет об Amazon Go в США. Покупатели в этом магазине просто берут нужные товары с полок и уходят. Деньги списываются с их счетов автоматически. Корпорация открыла первый такой магазин в Сиэтле, но уже начала внедрять концепцию и в других городах, открывая как большие маркеты, так и маленькие торговые точки в бизнес-центрах.

В ближайшие два-три года Amazon планирует открыть до 3 тыс. таких магазинов. Не хотят отставать от Amazon и такие крупные корпорации, как Microsoft или Walmart. Поэтому вполне можно ожидать, что в ближайшем будущем магазины без касс станут привычными в крупных мегаполисах.

Маркетинг и реклама

Маркетинг и реклама в городах будущего тоже станут “умнее”. Торговые центры будут оснащены системами, позволяющими распознавать покупателей и определять их интересы уже на входе в магазин. Как итог – персонализированная реклама на баннерах, рестораны, которые подстраиваются под вкусовые пристрастия и т.д.

Некоторые из этих решений работают уже сегодня. Например, умные системы умеют идентифицировать людей по ID беспроводных модулей их мобильных устройств. Далее идентификаторы в хэшированном виде анализируются и передаются “Яндекс.Аудитории” и My Target от Mail.ru. Эти площадки связывают MAC-адреса с аккаунтами пользователей социальных сетей и сервисов, с которыми связаны указанные площадки. Ну а дальше все просто – аудитория сегментируется, после чего для каждого сегмента можно выставить свой рекламный таргетинг. Данные с систем идентификации, распознавания лиц и терминалов оплаты – крупнейший источник информации для бизнеса.

Стоит отметить, что многие ритейлеры уже сейчас используют в маркетинге и видеоаналитику – для оценки эффективности расположения товаров в зале, схемы обслуживания посетителей и т.д. Так можно сегментировать аудиторию и оценить активность притока посетителей, использовав эти данные в дальнейшей рекламной кампании. Причем этот инструмент будет полезен не только для того, чтобы идентифицировать клиентов, но и для оценки эффективности расположения товаров, предсказания увеличения количества посещений магазинов в определенное время.

Телемедицина и роботохирургия

В умных городах станет возможно диагностировать стандартные заболевания удаленно – это смогут делать автоматические системы. Уже сейчас существуют приложения, позволяющие выявить проблемы глаз, слуха, кожи. Это, к примеру, Miiskin (проверка и наблюдение за родинками), “Проверка зрения”, Petralex (проверка слуха) и другие. После первичной диагностики данные удаленно проверяет врач, который и решает, стоит ли пациенту записаться на прием прямо сейчас или же можно подождать несколько дней.

Врачи сейчас активно тестируют роботов-хирургов, управлять которыми можно как непосредственно на операционном столе, так и удаленно. Такие роботы уже работают в некоторых российских больницах: Боткинской (Москва), Усть-Каменогорской (Усть-Каменогорск), Мариинской (Санкт-Петербург). В ближайшие годы “железные хирурги” будут становиться все популярнее. Врач сможет оперировать пациента со сложным заболеванием в другом городе, управляя роботом по беспроводной сети. Кстати, это один из примеров технологии, для работы которой необходимы высокоскоростные 5G-сети.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Работа большинства систем, описанных выше, невозможна без искусственного интеллекта. Специализированные нейросети будут решать (и уже решают) самые разные вопросы: от распределения лекарственных препаратов для конкретных больниц и аптек до управления освещением и транспортом. ИИ становится все более совершенным и проникает во все сферы жизни.

ИИ будет играть ключевую роль в:

  • умном транспорте;
  • умных магазинах;
  • медицине – например, роботизированной хирургии;
  • городской инфраструктуре (парковки, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, защита граждан, ликвидация аварий и происшествий и т.п.);
  • а также рекламе.

Преимущества и перспективы умных городов

По мнению аналитиков Smart Cities Connect, умные системы позволяют добиться значительного прогресса в течение ближайших 10-15 лет во многих сферах жизни города:

Общественная безопасность. При наличии систем мониторинга преступлений (видеоаналитика в сочетании с идентификацией подозрительных шумов) можно снизить количество грабежей, случаев разбоя, убийств и похищений на 30-40%.

Социальные службы. Благодаря оптимизации трафика и уличного освещения машины “скорой помощи”, пожарные и полиция смогут добираться до места назначения, теряя на 20-35% меньше времени, чем обычно.

Использование ресурсов. Потребление воды снизится на треть, электричества примерно на столько же, объем вредных выбросов в атмосферу – на 10-15%.

Участие граждан в жизни города. Социальная жизнь города станет гораздо активнее благодаря специализированным приложениям.

Транспорт. Жители города добираются до работы или дома на 15-30 минут быстрее.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Умный город: Эффективное управление развитием

В нашем первом материале на ГТ мы решили рассказать об «умных городах» по всему миру: о том, что они из себя представляют, как развиваются и каково их будущее

Последние два десятилетия термин «умный город» применяется к семейству технологий, способных ускорить развитие города и повысить качество жизни в нем, – это подразумевает, например, отсутствие пробок и грамотное распределение электроэнергии и правительственных ресурсов.

Такие инновации, несомненно, полезны – они как бы смазывают шестерни огромной городской машины, заставляя их вращаться с новой силой. Нет никаких сомнений, что постоянно растущие объемы данных и увеличивающееся количество коммуникаций вскоре изменят привычное для городского жителя положение вещей.

Но все-таки, что значит «умный город»? Этот термин имеет множество определений, но чаще всего используется в значении высокотехнологичного города, в основе которого лежат следующие элементы:

Эффективное управление – специальная городская телеметрическая сеть дает управленцам доступ к единой базе знаний, обновляющейся в режиме реального времени и содержащей актуальную информацию о действиях городских служб, состоянии инфраструктуры и распределении потоков электроэнергии. Благодаря этим знаниям можно контролировать, оптимизировать и улучшать способы использования ресурсов. Интеллектуальное программное обеспечение на основании полученных данных также предсказывает появление возможных проблем.

Экономическое развитие – местные компании, имея за плечами продвинутую городскую инфраструктуру, становятся лидерами в сфере передовых технологий и делятся опытом со всеми городами мира.

Престиж – политические лидеры хотят, чтобы их город попал в список лучших – «умные города» становятся привлекательным местом для ведения бизнеса.

Однако некоторые проекты «умных городов» ушли не в том направлении: их создатели акцентируют внимание только на дорогостоящем аппаратном обеспечении, забывая о возможности использовать доступные Интернет-ресурсы. Очень часто в таком случае демонстрируются интересные технологии, которые не имеют ничего общего с реальными нуждами жителей города, или высказываются пустые обещания безо всяких доказательств и подтверждений.

Известны несколько неудачных попыток создания настоящего «умного города». Например, эко-город Масдар в Абу-Даби благодаря передовым технологиям должен был минимизировать выбросы углекислого газа в атмосферу. Еще есть город Сонгдо (Южная Корея) с огромным количеством сенсоров, призванных упростить управление инфраструктурой, и долина PlanIT в Португалии, имеющая собственную «городскую операционную систему». В ходе этих проектов планировалось построить новый город с нуля, однако ни один из них не пошел по плану.

Читайте также:  Внутри дома-скалы

Сонгдо, Южная Корея. Строительство началось в 2000 году, а его стоимость оценивается в $33 млрд
Фото с сайта: www.metro.co.uk

Инициативы о создании подобных городов часто исходят от IT-компаний, которые много знают о продвинутых сетевых технологиях и анализе данных, но мало о том, как устроены города, – именно по этой причине их целью часто становится создание нового «мира», а не борьба с реальными проблемами уже существующих городов.

Вот почему сейчас концепции «умных городов» разворачиваются в несколько ином направлении. Они объединяют в себе лучшие современные технологии, использующие данные, чтобы выявлять городские проблемы, анализировать их и решать совместно с жителями. Как и во многих других областях, технологические инновации объединяются с социальными инновациями – вместе они способны достичь намного большего.

Технологии на службе эффективности

Успешно развивающиеся «умные города» будущего будут объединять в себе все аспекты технологической инфраструктуры и использовать возможности «общественных технологий». Новый набор методов, использующий смартфоны, растущую популярность онлайн-транзакций, низкую стоимость оборудования и P2P-технологии, дает муниципальным органам возможность работать совместно с горожанами, чтобы наилучшим образом использовать ресурсы, собирать данные и принимать эффективные решения.

Эффективность – это сердце всех «умных городов». Чтобы ее повысить, можно установить огромное количество сенсоров по всему городу и мониторить инфраструктуру, например, следить за состоянием труб водоснабжения для уменьшения количества протечек или за положением дел на дороге, чтобы не возникало заторов.

Например, в Барселоне сейчас тестируется пилотный проект по оснащению городских урн и мусорных баков сенсорами, отслеживающими уровень мусора. Благодаря этой информации, мусоровозы в режиме реального времени оптимизируют свои маршруты, посещая только те районы, в которых есть наполненные урны.

Другой пример энергоэффективности – пилотный проект в Глазго, где уличные фонари снабжают сенсорами, реагирующими на движение, благодаря чему фонари загораются, только когда на улице появляются люди. В Лондоне задумались над еще более масштабными проектами по сбережению электроэнергии – акселератор Cognicity Challenge, специализирующийся на технологиях для «умных городов», тестирует проект Demand Logic, целью которого является помощь компаниям в сокращении расходов на электричество за счет всестороннего мониторинга расходования энергии.

«Умные» мусорные баки в Барселоне фиксируют уровень мусора и оптимизируют маршруты мусоровозов
Фото с сайта: bloomberg.com

Что касается России, то у нас также существуют центры, в которых разрабатываются и тестируются технологии для «умных городов». Интересный пример – инновационный кластер «Технополис GS», «умный город для умных городов», который создается усилиями холдинга GS Group в г. Гусеве Калининградской области. Одна из его задач – создание технологий, которые могут быть использованы в российских «умных городах», в том числе и в самом кластере. При этом «умный город» «Технополис GS» развивается на базе малого города России, население которого – 28,5 тыс. человек. Таким образом, этот центр не имеет целью создание города с нуля, а является попыткой решить реальные проблемы жителей существующего населенного пункта.

«Технополис GS» – успешная модель инновационного развития города за счет создания современных производств, которая может быть использована и в других регионах нашей страны. В подобных «умных городах» будут успешно работать высокотехнологичные производства, проектироваться и строиться удобная и инфраструктура, а также формироваться благоприятная среда для непрерывного развития профессионалов технических областей и людей творческих профессий.

Еще одним примером «умного города для умных городов» является Иннополис – новый город в России, расположенный в Республике Татарстан. Экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. В Иннополисе создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития.

Коллективный разум

Для сбора данных городские власти могут использовать мобильные приложения, чтобы напрямую взаимодействовать с жителями, работать с компаниями, уже собирающими данные, исследовать социальные сети или привлекать разработчиков распределенных сенсорных систем. Такие методы сбора данных являются относительно дешевыми и эффективными.

Какими бы ни были инновации, основанные на привлечении горожан к решению проблем, в их основе неизменно лежат технологии: сенсоры, датчики или, как минимум, те разработки, которые уже используются в современных цифровых устройствах, таких как смартфоны или планшеты.

В Бостоне проводился эксперимент по сбору данных с помощью приложения Boston Street Bump, разработанного New Urban Mechanics совместно с исследователями из Бостонского университета. Созданное ими программное обеспечение использует акселерометр мобильного телефона и фиксирует момент, когда водитель транспортного средства наезжает на кочку на дороге, а затем отправляет полученные данные органам местного управления.

Приложение было разработано для обнаружения неровностей дорожного покрытия, однако полученные данные показали, что чаще всего этими неровностями оказывались «утопленные» крышки люков. Это помогло городу исправить 1250 самых серьезных случаев.

Создатели приложения Boston Street Bump: Найджел Джейкоб (Nigel Jacob), слева, и Крис Осгуд (Chris Osgood)
Фото с сайта: govtech.com

Чтобы принимать умные решения, правительству нужно привлечь коллективный разум. Цифровые технологии дают муниципальным органам власти возможность грамотно распределять городские ресурсы, собирать данные и принимать решения, а жителям –сообщать о существующих проблемах. Например, с помощью сенсорных систем горожане могут оценивать состояние жилых районов и просить правительство принять необходимые меры. Важно то, что и власти, и обычные люди готовы вкладывать свои собственные силы и средства в осуществление значимых для города проектов.

Таким образом, для создания «умного города» необходимы следующие составляющие:

1. Необходима городская инновационная лаборатория, исследующая цифровые технологии, которые помогли бы координировать действия правительства с жителями города. Одной из основных целей этой лаборатории должен стать сбор информации о том, какие из общественных технологий наиболее эффективны. Пока что этим мало кто занимается.

2. Проекты «умных городов» должны быть открытыми, необходимо задействовать общественный разум всех жителей города и маленьких компаний.

3. Не стоит недооценивать поведение людей. Видение «умного города» часто неверно трактует роль культуры и поведения людей в его функционировании. Новые технологии и потоки данных окажутся выгодными только в том случае, если будут сопровождаться изменениями в культуре.

4. Необходимо инвестировать не только в «умные» технологии, но и в умных людей. Власти города должны инвестировать в обучение, чтобы дать всему персоналу правительственных учреждений понимание того, как работать с новыми данными, а также нанимать профильных специалистов.

5. Тем не менее, «умные» технологии также необходимы: без них невозможно развитие «умного города». Это могут быть проекты, направленные как на улучшение качества жизни конкретных людей (технологии «умного дома», охранные системы), так и на общественно значимые инициативы («умные» технологии в энергетике, ЖКХ).

6. Необходимо донести возможности общественных технологий до всех частей общества. Чтобы общественные технологии работали, общество должно быть виртуально объединено, но сегодня не все имеют смартфоны, доступ в Интернет или время для общения с правительством.

Технологии способны сделать города «умнее» и улучшить жизнь в них. Однако на данный момент многие из описанных примеров находятся на ранних этапах развития и используются на небольших территориях, находясь на периферии. Чтобы помочь городам решать свои проблемы, необходима дальнейшая поддержка и инвестиции: нужно изучить, какие технологии работают и какие из них наиболее эффективны.

Нужно делиться находками с другими городами – от этого все только выиграют. И в этом процессе не обойтись без содействия крупных компаний с развитой технологической базой – только они могут предоставить необходимое оборудование и разработки в масштабе целого города.

Что такое «умный город» и зачем он мне нужен?

«Умные города» — глобальный тренд, который касается каждого. Совместно с проектом «WeAlmaty» объясняем, что такое «умные города», чем они полезны и как городские жители могут сделать свой город лучше, комфортнее и умнее.

Фотография: Иллюстрации: Асем Жилкибаева

Современные города похожи на живые организмы с большим количеством жизненно важных органов: сердце городаэто его жители, мозгместные представители власти, а нервная системасистемы коммуникаций. Каждый орган должен правильно взаимодействовать друг с другом для здоровья всего организма.

Именно из этой концепции родилась идея «умного города»города, в котором комфортно жить, расти и работать. Рассказываем подробнее о концепции умного города и объясняем, зачем он нужен каждому из нас.

Зачем вообще нужны «умные города»?

Новое время, несомненно, ассоциируется с эпохой урбанизации. Многие люди не хотят жить в малонаселённых регионах, предпочитая им большие и современные города. Если сейчас около 50% населения всего мира проживают в городах, то к 2050 году эта цифра увеличится до 68%.

С притоком городского населения растут и запросы жителей: для комфортного проживания им нужна удобная инфраструктура, уютные городские пространства и сохранение экологической безопасности. Поэтому с каждым годом становится всё более актуально создавать и развивать «умные города».

А что означает «умный город»?

Давайте разберём по порядку. «Умный» в этом контексте означает не только внедрение новых технологий, но и создание диалога между жителями и городом, в котором они могут влиять на процессы, происходящие вокруг ежедневно.

«Умный город» способен эффективно отвечать потребностям граждан: от обычной оплаты коммунальных услуг и проверки школьного дневника до сохранения безопасности в городе. При этом он может автономно управлять своими ресурсами, энергией, пространством и информацией наиболее эффективным способом для улучшения жизни горожан.

Урбанист Энтони Таусенд уверен, что «умные города» — это не система, а инструмент. То есть у таких городов нет единой структуры, они постоянно трансформируются для того, чтобы стать более практичными и удобными для жизни.

Что-то непонятно. Расскажите на примере

Представьте: час пик, вы кружите по улицам на машине в поисках парковки. Вы то и дело оказываетесь в пробках, а все парковочные места либо заняты, либо не принимают онлайн-платежи. Наличных у вас, к вашему счастью, тоже нет.

В «умном городе» такого бы не произошло.

Во-первых, у вас под рукой была бы карта перегруженности трафика, благодаря которой вам удалось избежать пробок.

Во-вторых, на парковочных местах были бы датчики, отслеживающие загруженность парковочных мест. Информация бы передавалась на мобильное приложение, которое указывало, где можно оставить машину, а где — нет.

В-третьих, оплатить за парковку вы могли бы и безналичным методом: банковской картой или через мобильное приложение.

Такая система достаточно популярна в «умных городах» США и стран Европы — мобильными приложениями, помогающими найти парковочное место, пользуется более 30 миллионов человек. В Алматы, например, тоже существует проект «A-Parking», в рамках которого в городе установили более 120 паркоматов на 10 тысяч машиномест. Благодаря новой системе оплачивать за парковку можно через мобильное приложение.

Вот оно что. А на кого влияет «умный город»?

Умный город, так или иначе, влияет на каждого. Только подумайте, сколько раз в день вы сталкиваетесь с городскими процессами: едете в общественном транспорте, выкидываете мусор или просто дышите городским воздухом.

Всё это можно отслеживать, улучшать и оптимизировать с помощью технологий, внедрённых в концепцию «умных городов». С помощью GPS-навигаторов можно следить за движением общественного транспорта, а посредством «умных датчиков» наблюдать за управлением отходами, температурой, загрязнением воздуха или уровнем шума в режиме реального времени. И улучшать показатели, соответственно.

Зачем мне нужен этот «умный город»?

Чтобы улучшать своё качество жизни. Намного комфортнее жить в городе, где ты не тратишь по несколько часов в пробках, где сохраняется высокая безопасность, здоровая экологическая среда и удобная инфраструктура, где город подстраивается под потребности его жителей.

То есть «умный город» должен работать исключительно на жителей?

Не совсем точно. Для «умного города» крайне важно, чтобы его населяли «умные жители», которые не боятся (и не ленятся) проявлять активизм и участвовать в процессах формирования города, улучшая собственную среду проживания.

В Алматы, например, существует площадка WeAlmaty, на которой любой житель города может поделиться идеями по его улучшению, обменяться знаниями с экспертами в разных сферах и научиться социальному лидерству. А главное — внести свой вклад в развитие города.

А где в мире находятся «умные города»?

В мире существует около 165 проектов «умных городов», которые находятся практически на каждом континенте — от Латинской Америки до Океании.

Впервые «умные города» появились в Европе, однако, концепция начала быстро распространяться и по другим странам мира. Азиатские Сингапур и Токио, американские Нью-Йорк и Чикаго, европейские Барселона и Амстердам — все эти города успешно внедряют и популяризируют программы по развитию «умного города».

Читайте также:  Управляющие компании

Эксперты говорят, что к 2020 году в мире будет около 600 «умных городов». А нам кажется, что их будет больше.

Наверное, только крупные мегаполисы могут стать «умными»

Любой город может стать «умным» — всё зависит от желания городской администрации и граждан работать вместе для решения повседневных проблем.

Одним из первых «умных городов», например, считают небольшой испанский город Сантадер с населением в 172 тысячи человек. Ещё в 2011 году власти города установили 15 тысяч «умных» датчиков по всему городу, которые сообщали о загрязнённости воздуха, интенсивности движения, заполнении мусорных контейнеров и других данных.

Благодаря получаемой информации мэрии Сантадера удалось наладить процесс сбора отходов, разгрузить дороги от пробок и оптимизировать систему уличного освещения. Помимо очевидного улучшения качества жизни граждан город стал более технологичным и комфортным для проживания.

Алматы может считаться умным городом?

Ещё как! Первые цифровые проекты «умного города-Алматы» стартовали ещё 15 лет назад, а в 2015 году реализация концепции «Умный город» вошёл в государственную программу развития. Сейчас в городе активно внедряют «умные» проекты по разным направлениям — от образования до ЖКХ.

Во всех алматинских школах, например, ввели электронную систему «Күнделік», через которую родители могут следить за успеваемостью детей в школе (не проверяя настоящие дневники, которые имеют свойство «теряться»).

Ещё один пример — объединение всех поставщиков коммунальных услуг в единую систему АЛСЕКО, благодаря которой жители получают все счета в одном документе и могут оплачивать их онлайн.

И также в городе появилась «Интеллектуальная транспортная система», в рамках которой появились карты оплаты «ОНАЙ», GPS-оснащение общественного транспорта и система фото и видеофиксации «Сергек».

Один из крупнейших проектов внедрения «умного города» в Алматы — создание общественной приемной акимата Open Almaty, которая включает в себя фронт-офис, городской информационный портал и call-центр.

Почти за год работы Open Almaty стала одной из главных диалоговых площадок между представителями местных органов власти и горожанами — за это время от жителей Алматы поступило около 80 тысяч обращений и предложений.

По примеру Нью-Йорка, Сингапура и Лондона, в Алматы также был создан Ситуационный центр, представляющий собой платформу Big Data, которая позволяет принимать управленческие решения на основе цифр и фактов.

На сегодня в Ситуационном центре в режиме онлайн ведется анализ более тысячи индикаторов развития Алматы: данные по автотрафику, пассажиропотоку в общественном транспорте, загруженности школ и детсадов, криминогенной ситуации в городе, исполнению бюджета и прочее.

По словам представителей Центра Развития Алматы, агрегированные Big Data по вышеуказанным индикаторам будут доступны жителям города и представителям бизнеса уже в следующем году.

Проектов, улучшающих быт горожан, ещё сотни, однако, их реализация была бы невозможна без общественных дискуссий и вовлечения алматинцев.

Я могу помочь сделать Алматы более «умным»?

Без вашей помощи не обойтись. Сейчас в городе есть несколько проектов, поддерживающих развитие «умного города». Одной из таких инициатив является проект «МыАлматы», деятельность которого направлена на развитие общественных организаций и вовлечение жителей в улучшение города.

В рамках проекта проводятся форумы и семинары о городском пространстве, а также выделяются гранты на реализацию гражданских проектов, способных улучшить жизнь Алматы и его жителей.

Кстати, именно сейчас начался конкурс таких проектов. Для участия нужно лишь иметь крутую и полезную идею, обосновать её необходимость, рассказать о плане работы, рассчитать бюджет и продумать бизнес-план. Проекты будут оценивать представители «МыАлматы» и независимые эксперты, а лучшие идеи получат грант до пяти тысяч евро, а также возможность на реализацию.

Узнать больше о проекте и подать свою заявку можно тут. Дерзайте!

Материал подготовлен в рамках проекта «МыАлматы», реализуемого Британским Советом, акиматом г. Алматы, АО «Центр развития Алматы» и Казахстанско-Британским техническим университетом при финансовой поддержке Европейского Союза.

Умный город: от теории к практике

В наши дни уровень развития городской среды определяется не только наличием материальных ресурсов и инфраструктуры. Современное качество жизни зависит от инновационных технологий, которые делают города «умнее» практически по всем направлениям: от транспорта до здравоохранения, от образования до ЖКХ.

Ростех активно продвигается в развитии экосистемного проекта «Умный город». Интеллектуальное оборудование, производимое предприятиями Госкорпорации, наилучшим образом отвечают запросам современных городов. О последних разработках Ростеха для «умных» городских структур – в нашем материале.

Умный город: проект национального масштаба

Информационные технологии вошли в городскую инфраструктуру совсем недавно, на рубеже XX и XXI веков. В это время и появился термин Smart City («умный город»). Однако, до сих пор единого определения, что же такое «умный город», выработать не удалось.

Общими словами это концепция интеграции информационных технологий и интернета вещей (IoT-решения) для управления городским имуществом: транспортом, электросетями, водоснабжением, больницами и другими общественными службами.

Инновационные городские структуры, делающие жизнь людей удобнее, внедряют по всему миру. Предполагается, что всемирный рынок «умных» городских услуг достигнет в 2020 году отметки 400 млрд долларов.

В числе самых «умных» городов в Европе – Барселона, Амстердам, Милтон-Кинс в Великобритании. Правда, каждый из них «умнеет» на свой лад. В Барселоне сделан акцент на автоматизацию городского транспорта, в Амстердаме, например, особое внимание уделяют умной электроэнергетике. Москва также развивает концепцию «умного города». В российской столице уже завершены две программы: «Электронная Москва» и «Информационный город». Их результатом стали бесплатная городская сеть Wi-Fi в метро и наземном транспорте, сеть камер видеонаблюдения по всему городу, постепенное внедрение «умных» счетчиков учета расхода воды и электричества в домах москвичей. Автоматизация коснулась также медицины и государственных услуг. Кстати, в прошлом году Москва заняла первое место в рейтинге ООН по индексам оказания электронных услуг.

В 2017 году в России приняли целевую государственную программу «Цифровая экономика», в состав которой вошел проект «Умный город» Министерства строительства и ЖКХ. Концепция проекта, который станет одним из ключевых этапов перехода к цифровой экономике, включает в себя ряд направлений – ЖКХ, интеллектуальные транспортные системы, безопасность, энергоэффективные решения, туризм. Всего к 2024 году «умными» должны стать 18 городов из 15 регионов России.

Ростех вошел в состав участников проекта «Умный город». В его рамках будут использоваться современные интеллектуальные системы и оборудование, которые разрабатываются и производятся предприятиями Госкорпорации.

«Например, созданные Ростехом «умные» системы позволяют на 50% сократить энергозатраты, на 80% снизить аварийность на дорогах, на 15% увеличить пропускную способность перекрестков, повысить безопасность горожан с помощью инновационных решений – таких как система распознавания лиц FindFace Security, где используются технологии искусственного интеллекта», – отмечает директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василий Бровко.

На текущий момент объем проектов Ростеха в сфере «Умного города» превышает 30 млрд рублей. Проекты по внедрению «умных» технологий в городскую инфраструктуру уже стартовали в Москве, а также в Улан-Удэ, Нижнем Тагиле. Это и освещение, и «умные» светофоры, и транспортные системы. В частности, реализация только одного направления проекта – «Светлый город» – в Нижнем Тагиле показывает годовую экономию десятков миллионов рублей за счет сокращения потребления электроэнергии более чем на 20 млн кВт в год.

Интеллектуальная видеокамера

Среди наиболее востребованных устройств в экосистеме умных городов в России – камеры видеонаблюдения и системы фото- и видеофиксации, говорится в отчете Национального исследовательского института технологий и связи (НИИТС) и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Одна из подобных разработок для использования в проекте «Умный город» – всепогодная интеллектуальная видеокамера наружного наблюдения производства Загорского оптико-механического завода (ЗОМЗ) холдинга «Швабе». Сфера ее применения достаточно широкая: видеофиксация нарушений на дорогах, обеспечение безопасности в местах массового скопления людей, видеонаблюдение на придомовых территориях и в подъездах.

В прибор встроена система, которая способна проанализировать обстановку и выявить нехарактерные ситуации и объекты. Мониторинг и анализ данных без прямого участия человека возможен благодаря специальному программному обеспечению, разработанному на основе комплекса алгоритмов машинного зрения. Так, например, «умная» камера определяет, остановился ли автомобиль в неположенном месте или движется с превышением скорости. Кстати, прибор способен распознавать автомобильные номера на расстоянии более 18 метров.

В зависимости от требуемого функционала к камере можно подключить микрофон, динамик, внешний громкоговоритель, различного рода датчики и дополнительные устройства. При такой оснащенности камера сохраняет высокую надежность и неприхотливость в применении: она защищена от пыли, влаги и механических повреждений, позволяет получать изображение высокого качества в режимах дневной и ночной съемки, а за счет встроенного подогрева может работать при температуре до -40 градусов.

«Умный автобус» для «Умного города»

Создание систем видеоаналитики для транспорта – еще один шаг в реализации концепции «Умных городов» и нацпроекта «Цифровая экономика». В марте Концерн «Автоматика» совместно с холдингом «Росэлектроника» и администрацией Кемерово запустили пилотный проект «Умный автобус». При успешных результатах он может быть реализован в других российских городах.

Система, разработанная НПО «Импульс» холдинга «Росэлектроника» в рамках проекта «Умный город», включает в себя функцию видеоконтроля, которая ведет автоматический подсчет пассажиропотока с точностью до 98%, распознавание лиц и забытых вещей в салоне, регистрационных номеров проезжающих машин. Кроме того, система контролирует состояние транспортного средства и оперативно оповещает оператора о неисправностях.

Комплекс видеоконтроля записывает и хранит аудио- и видеоинформацию высокого разрешения в формате Full HD о происходящем внутри и снаружи транспортного средства, а также создает двустороннюю онлайн-видеосвязь «диспетчер – водитель».

«КОТМИ-Росэл»: умная система управления энергетикой

Холдинг «Росэлектроника» разработал цифровую автоматизированную систему управления производством, передачей и распределением электроэнергии. Программный комплекс «КОТМИ-Росэл» позволяет в реальном времени получать с энергетических объектов телеметрию и информацию о состоянии оборудования, а также обрабатывать до 500 тыс. измерений в секунду на одном сервере.

Разработка предназначена для создания распределенных и масштабируемых систем. Все программные компоненты могут быть разнесены на разные компьютеры, связанные единой сетью. «КОТМИ-Росэл» не имеет ограничений по количеству пользователей, размеру базы данных и числу подключенных устройств. Комплекс обеспечивает длительное хранение информации, а данные, теряющие актуальность, архивируются или удаляются.

По словам специалистов «Росэлектроники», программный комплекс эффективно управляет большими объемами данных, которые постоянно генерируются устройствами интеллектуальной энергетики. Комплекс контролирует состояние сети передачи данных, обеспечивает достоверность измерений, статистически обрабатывает принятую информацию, моделирует и прогнозирует электрические режимы.

В настоящее время «Росэлектроника» уже внедряет автоматизированную систему на основе комплекса «КОТМИ-Росэл» на объектах «Красноярскэнерго». Под управлением системы находятся более 100 подстанций напряжением 35–500 кВ, 2000 распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 6–10 кВ, а также все энергообъекты Универсиады-2019.

FindFace Security: искусственный интеллект для безопасности горожан

Компания NtechLab – технологический партнер Ростеха по проекту «Безопасный город» – разработала FindFace Security. Это решение для организации видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, в основе которого лежит алгоритм, признанный лучшим в мире.

FindFace Security позволяет в режиме реального времени с высокой точностью идентифицировать лица в потоке видео, сравнивая результаты поиска с базами данных, и при обнаружении совпадения мгновенно отправлять оповещения сотрудникам служб безопасности на их мобильные устройства. При этом решение может работать с обычными камерами и эффективно распознает лица даже в затрудненных условиях: при плохом освещении и наличии посторонних предметов в кадре, при различных поворотах головы и изменении внешности человека. Весь процесс от фактического появления человека перед камерой до получения сигнала занимает менее пяти секунд.

В рамках пилотного проекта система видеоаналитики от NtechLab была подключена к 3 тыс. камер городского видеонаблюдения Москвы. Интеграция технологии позволила существенно повысить эффективность поиска и задержания преступников правоохранительными органами. Кроме того, решение FindFace Security было внедрено Ростехом в нескольких городах во время проведения Чемпионата мира по футболу. Разработка позволила задержать более 180 человек, включенных в базы правонарушителей, часть из них находилась в федеральном розыске, и даже предотвратила похищение из фанзоны спонсорского кубка.

Умный светофор: перекрестки под контролем

Впервые «умный» дорожный светофор с системой видеомониторинга холдинг «Швабе» продемонстрировал в 2017 году на выставке «Иннопром».

Светофор, разработанный специалистами Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), оснащен видеокамерой с обзором 360 градусов. Функция панорамной видеосъемки позволяет дорожным службам удаленно контролировать безопасность на перекрестке посредством ПК или мобильного устройства. Устройство, разработанное в рамках проекта «Умный город», фиксирует такие нарушения, как наезд на пешеходный переход, стоп-линию, а также остановку в неположенном месте и другие.

Эта новейшая транспортная система позволяет оптимизировать трафик, повысить уровень безопасности, а также заметно сократить потребление электроэнергии за счет светодиодов, на которых основана работа светофора.

Ссылка на основную публикацию