Законопроект о совершенствовании института негосударственной экспертизы одобрен Госдумой в первом чтении

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПСД И РИИ В ФАУ “ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ”

Разработка специальных технических условий (СТУ)

Согласование специальных технических условий (СТУ)

Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий

Экспертиза промышленной безопасности

Законопроект о совершенствовании института негосударственной экспертизы одобрен Госдумой в первом чтении

Разработанные Минстроем России изменения в Градостроительный Кодекс в части введения саморегулирования деятельности юрлиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, одобрен Государственной Думой в первом чтении. Документ на заседании 10 апреля представил замглавы ведомства Хамит Мавлияров.

Распространение действующего института саморегулирования в строительстве на организации, осуществляющие проведение негосударственной экспертизы проектной документации, повысит ответственность таких юридических лиц, обеспечит прозрачность деятельности организаций за счет ведения реестра членов СРО и осуществляемых СРО проверкам своих членов.

Законопроектом предусматривается обязательность возмещения вреда за счет формирования компфондов причинения вреда и обеспечения договорных обязательств в случае некачественного проведения экспертизы.

Также СРО должны утверждать стандарты организации, которые позволят унифицировать требования к проведению негосэкспертизы проектной документации или инженерных изысканий, и к подготовке заключений экспертизы.

При этом устанавливается требование о наличии в штате экспертной организации не менее 5 экспертов, для которых эта организация является основным местом работы. Нанимать экспертов по гражданско-правовым договорам организация сможет только при соблюдении данного условия.

Вводится запрет на одновременное совмещение деятельности по проведению негосэкспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий с деятельностью по подготовке такой проектной документации, а также с деятельностью по строительству, капремонту, реконструкции объектов капитального строительства, производству и продаже строительных материалов

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить требования и ответственность самих экспертов. А именно, минимальный стаж работы в сфере подготовки или экспертизы проектной документации или инженерных изысканий для потенциальных экспертов увеличен с 5-ти до 7 лет.

Вводится ответственность экспертов в виде аннулирования аттестата (без права переаттестации в течение 3-х лет) за выдачу положительного заключения на «несоответствующую» техрегламентам документацию или результаты инженерных изысканий, а также иные нарушения законодательствав сфере деятельности экспертов.

Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит повысить качество проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Новости

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован приказ Минстроя России от 21 января 2019 года № 19/пр «О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 115/пр». Документ вступает в силу 20 апреля 2019 года.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» проходит публичное обсуждение на портале regulation.gov.ru.

Приказом Минстроя России (№ 141/пр от 01.03. 2019г) утверждена методика разработки нормативов на работы по подготовке проектной документации. Она определяет основные правила расчета показателей стоимости проектных работ и коэффициентов, учитывающих различные факторы, влияющие на трудоемкость проектирования, а также требования к составу обосновывающих материалов.

Новый закон о судебно-экспертной деятельности может быть принят уже в этом году

kaninstudio/ Depositphotos.com

Данный документ призван заменить действующий Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – закон о ГСЭД), который, напомним, регулирует производство экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях. Ряд положений указанного закона, определяющих принципы судебно-экспертной деятельности, права и обязанности эксперта, требования к содержанию экспертного заключения, правила отвода эксперта и участия при производстве экспертизы участников процесса, распространяется и на лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами, которые также вправе производить экспертизы (ст. 41 закона о ГСЭД).

Из содержания норм процессуального законодательства, регулирующих порядок назначения и производства экспертиз в уголовном, гражданском, арбитражном и административном процессе, также следует, что проведение экспертизы возможно и государственными судебными экспертами, и иными экспертами (ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 79 Гражданского процессуального кодекса, ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 77 Кодекса административного судопроизводства). Правда, для экспертиз по уголовным делам сделана оговорка – их производство может быть поручено негосударственному экспертному учреждению или лицу, не являющемуся сотрудником судебно-экспертного учреждения, но обладающему специальными знаниями и имеющему необходимое оборудование, в случае, когда проведение экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 “О судебной экспертизе по уголовным делам”).

Более подробно порядок проведения экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях – к ним на сегодняшний день, напомним, относятся судебно-экспертные учреждения Минюста России, МВД России, Минздрава России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФТС России – прописан в нормативных актах соответствующих ведомств (Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел РФ, Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях РФ и т. д.).

При производстве экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении обязательно обеспечивается контроль за компетентностью эксперта или экспертов – руководитель учреждения поручает ее проведение тем сотрудникам, которые обладают специальными знаниями в необходимом для ответов на поставленные в постановлении или определении о назначении экспертизы объеме, а также за сроками производства экспертизы и качеством исследования (ст. 14 закона о ГСЭД). Порядок оценки компетентности сотрудников негосударственных экспертных учреждений и иных организаций, выступающих в качестве экспертов, равно как и требования к их методическому и материально-техническому обеспечению, в настоящее время не нормативно не закреплены.

Позиции судов по процессуальным вопросам, касающимся производства судебной экспертизы, – в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом значительное количество экспертиз проводится именно негосударственными экспертами. Так, например, согласно статистическим данным о деятельности судов общей юрисдикции за 2013-2018 годы ежегодно более 180 тыс. постановлений о назначении экспертизы – 64% всех вынесенных соответствующих постановлений – направляется негосударственным судебно-экспертным учреждениям. Одна из причин – высокая степень загруженности государственных экспертов. Как отмечается в тематических аналитических материалах Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (имеются в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), в судебно-экспертных учреждениях Минюста России средняя нагрузка на каждого сотрудника превышает норму в 1,5 раза, в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России – тоже в 1,5 раза (по некоторым видам экспертиз – в 2-3,5 раза). Таким образом, государственные эксперты не могут обеспечить выполнение всего объема экспертных исследований, тем более без нарушения сроков. Но и назначение экспертиз в негосударственные экспертные учреждения далеко не всегда является выходом из ситуации, так как не все из них строго контролируют сроки и качество проведения экспертиз. Сомнения в правильности и обоснованности полученных в результате экспертных заключений являются основанием для назначения повторных экспертиз, проведение которых нередко поручается уже государственным судебно-экспертным учреждениям. По данным Минюста России, в прошлом году экспертные учреждения министерства провели 585 таких повторных экспертиз, и выводы по 77,6% из них не совпали с выводами первоначальных заключений негосударственных экспертов. Такая проверка, разумеется, еще сильнее загружает государственные судебно-экспертные учреждения.

Необходимость закрепления правовых основ деятельности негосударственных экспертных организаций и негосударственных экспертов в целях повышения качества проводимых ими экспертиз и явилась одним из оснований разработки Минюстом России проекта нового закона о судебно-экспертной деятельности. Соответствующий законопроект 1 , направленный на регулирование судебно-экспертной деятельности в целом и закрепляющий особенности ее осуществления в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, напомним, был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2013 году. Документ содержал, в частности, положения о сертификации компетентности: обязательной для работников государственных судебно-экспертных организаций и добровольной для всех остальных экспертов (получивших сертификаты компетентности лиц предполагалось включать в государственный реестр судебных экспертов), валидации (оценки применимости) методических материалов по производству судебной экспертизы и сертификации научно-методического обеспечения и др. Количество полученных замечаний по тексту проекта при его доработке ко второму чтению, как отметил в ходе состоявшихся в конце мая текущего года в Совете Федерации парламентских слушаний, посвященных вопросу совершенствования законодательства о судебно-экспертной деятельности, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, привело к тому, что в 2016 году была подготовлена фактически новая редакция законопроекта, которая, однако, тоже не была поддержана большинством заинтересованных органов власти. Тем не менее работа продвинулась – по итогам прошедшего в мае прошлого года оперативного совещания Совета Безопасности РФ Минюсту России совместно с другими заинтересованными структурами было поручено выработать единую позицию по законопроекту и отчитаться об итогах до 15 июля текущего года, и, по словам Дениса Новака, проект поправок, учитывающий замечания и Государственно-правового управления Президента РФ, и федеральных органов власти, будет подготовлен в обозначенный срок. Таким образом, уже в ходе осенней сессии этого года законопроект может быть рассмотрен и принят во втором чтении, подчеркнул заместитель министра.

Читайте также:  В Москве разрешили устанавливать шлагбаумы и заборы во дворах

Новая редакция законопроекта не обнародована, но на основании сообщенных представителем Минюста России в ходе парламентских слушаний данных можно обозначить наиболее существенные изменения:

  • из проекта исключено положение об обязательной сертификации компетентности государственных судебных экспертов – предполагается и дальше применять действующую систему их аттестации. При этом норма о добровольной сертификации негосударственных экспертов сохранена, и предусмотрено, что порядок, условия выдачи, основания приостановления и прекращения действия сертификата компетентности, а также уполномоченные организации по сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, определяются Правительством РФ;
  • нормы, касающиеся обязательной сертификации методического обеспечения и обязательной валидации методических материалов по производству судебной экспертизы, также исключены, но предлагается модель приоритетного использования сертифицированных методических материалов;
  • единого реестра судебных экспертов, скорее всего, тоже не будет – против внесения в него сведений обо всех государственных судебных экспертах высказывается, в частности, ФСБ России;
  • производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз будет осуществляться в соответствии с нормами нового закона о судебно-экспертной деятельности – первоначальная редакция законопроекта предполагала, что его действие распространяется на всю судебно-экспертную деятельность, за исключением указанных видов экспертиз.

Важно, что экспертное сообщество, в том числе представители негосударственных экспертных учреждений, выступают за принятие нового закона о судебно-экспертной деятельности, отмечая при этом необходимость использования возможностей саморегулирования в этой сфере. Одно из предложений – сформировать палаты судебных экспертов: федеральную и в пределах каждого федерального округа (как вариант – региона), которые могли бы, например, сертифицировать по определенным правилам экспертов (требования, предусмотренные существующими сейчас системами добровольной сертификации существенно различаются), методические материалы, экспертные лаборатории, организовывать дополнительное профессиональное образование лиц, планирующих стать экспертами, вести реестры экспертов и т. д.

Помимо необходимости совершенствования правовых основ экспертной деятельности, профессиональное сообщество отмечает и ряд острых практических проблем: недостаточность финансирования, необходимость обновления материально-технической базы и др. Можно предположить, что работа по их решению будет организована правительственной комиссией по координации судебно-экспертной деятельности в РФ (постановление Правительства РФ от 8 декабря 2018 г. № 1502) – по словам Дениса Новака, в настоящее время завершается формирование ее персонального состава.

О том, каким в результате всех обсуждений и доработок будет новый закон о судебно-экспертной деятельности, портал ГАРАНТ.РУ напишет сразу после его принятия. Стоит отметить, что Совет Федерации по итогам парламентских слушаний рекомендовал Госдуме ускорить рассмотрение соответствующего законопроекта.

1 С текстом законопроекта № 306504-6 “О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

О внесении в Госдуму законопроекта о саморегулировании в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Распоряжение от 25 января 2018 года №88-р. Цель законопроекта – формирование модели саморегулирования в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Законопроектом, в частности, предлагается упразднить систему аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы и одновременно ввести институт саморегулирования в области негосударственной экспертизы. Предусмотрены повышенные требования к аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы, а также основания аннулирования квалификационного аттестата на право подготовки таких заключений. Принятие законопроекта позволит повысить качество оказываемых услуг по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Документ

Распоряжение от 25 января 2018 года №88-р

Проект федерального закона «О
внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования
деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу
проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» (далее
соответственно – законопроект, Градостроительный кодекс) внесён Минстроем
России.

Цель законопроекта –
формирование модели саморегулирования в области негосударственной экспертизы
проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с Концепцией
совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена распоряжением Правительства от 30
декабря 2015 года №2776-р).

В настоящее время
негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных
изысканий, согласно государственному реестру юридических лиц, аккредитованных
Росаккредитацией (по состоянию на 14 июня 2017 года), проводят 799 организаций.

Законопроектом предлагается
внести в законодательные акты изменения, предусматривающие дополнение
понятийного аппарата определением «саморегулируемая организация в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, проведения
негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной
экспертизы результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции,
капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее соответственно
– саморегулируемая организация, негосударственная экспертиза).

Предлагается упразднить систему
аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы и
одновременно ввести институт саморегулирования в области негосударственной
экспертизы.

На экспертные организации и на
работников таких организаций, осуществляющих деятельность в сфере
негосударственной экспертизы, предлагается распространить требования
Градостроительного кодекса к саморегулированию в области инженерных изысканий и
архитектурно-строительного проектирования.

Предусматривается также
повышение требований, предъявляемых к аттестации физических лиц на право
подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы
результатов инженерных изысканий.

За выдачу положительного
заключения при несоответствии проектной документации или результатов инженерных
изысканий требованиям технических регламентов предлагается установить
ответственность экспертов в виде аннулирования аттестата (без права
переаттестации в течение трёх лет).

Также предлагается установить
ответственность саморегулируемых организаций за некачественное проведение их
экспертами негосударственной экспертизы проектной документации или результатов
инженерных изысканий.

С учётом особенностей и сроков
создания саморегулируемых организаций в области проведения негосударственной экспертизы
и подготовки требований к таким саморегулируемым организациям и экспертам
законопроектом устанавливаются положения переходного периода.

Кроме того, законопроектом
предусмотрены изменения в статью 1161 Жилищного кодекса, в федеральные законы
от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе
аккредитации», от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», от 1 декабря
2007 года №315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», связанные с введением
института саморегулирования в области проведения негосударственной экспертизы.

Предлагаемые законопроектом
изменения позволят создать институт саморегулирования в области
негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных
изысканий, повысить качество оказываемых услуг по проведению такой экспертизы.

Законопроект о совершенствовании института негосударственной экспертизы одобрен профильным комитетом Госдумы

Разработанные Минстроем России изменения в Градостроительный Кодекс в части введения саморегулирования деятельности юрлиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, одобрены профильным комитетом Госдумы. Документ на заседании 27 марта представил замглавы ведомства Хамит Мавлияров.

Распространение действующего института саморегулирования в строительстве на организации, осуществляющие проведение негосударственной экспертизы проектной документации, повысит ответственность таких юридических лиц, обеспечит прозрачность деятельности организаций за счет ведения реестра членов СРО и осуществляемых СРО проверкам своих членов.

Документом вводится обязательность возмещения вреда в случае некачественного проведения экспертизы за счет формирования компфондов причинения вреда и обеспечения договорных обязательств.

СРО должны будут утверждать стандарты организации, которые позволят унифицировать требования к проведению негосэкспертизы проектной документации или инженерных изысканий и к подготовке заключений экспертизы.

При этом устанавливается требование о наличии в штате экспертной организации не менее 5 экспертов, для которых эта организация является основным метом работы. Нанимать экспертов по гражданско-правовым договорам организация сможет только при соблюдении данного условия.

Помимо этого, вводится запрет на одновременное совмещение деятельности по проведению негосэкспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий с деятельностью по подготовке такой документации, а также с деятельностью по строительству, капремонту, реконструкции объектов капитального строительства, производству и продаже строительных материалов.

Читайте также:  Госжилинспекции поручено обеспечить защиту собственников при переходе на прямые договоры

Законопроектом предлагается уточнить требования и ответственность самих экспертов. А именно, минимальный стаж работы в сфере подготовки или экспертизы проектной документации или инженерных изысканий для потенциальных экспертов увеличен с 5-ти до 7 лет.

Вводится ответственность экспертов в виде аннулирования аттестата (без права переаттестации в течение 3-х лет) за выдачу положительного заключения на «несоответствующую» техрегламентам документацию или результаты инженерных изысканий, а также иные нарушения законодательствав сфере деятельности экспертов.

«Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит повысить качество проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, что в свою очередь позволит повысить безопасность зданий и сооружений», – отметил Хамит Мавлияров.

Буква закона в пользу собственников жилья

РБК подготовило обзор правовых нововведений в сфере недвижимости, которые вступают в силу в новом, 2020 году. О сокращении с пяти до трех лет предельного.

Часть страховки, оформленной на этапе выдачи ипотечного.

Соответствующий закон перед самым новым годом подписал Президент РФ Владимир Путин. Документ вступит в силу с 1 сентября 2020 года и будут распространяться на договоры страхования, заключенные после этой.

Президент России подписал закон о передаче ГИС.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации переданы функции заказчика Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Соответствующий закон подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин 27 декабря. Новым.

Поиск Строек — крупнейшая база всех строительных объектов РФ

Ринат Айсин: диалог с Президентом

27 марта Владимир Путин провёл встречу с интернет-предпринимателями, чьи проекты получили финансовую и экспертную поддержку Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Проект “ПоискСтроек” презентовал представитель Сургута Ринат Айсин.

Р.Айсин: Добрый день, Владимир Владимирович! Меня зовут Ринат Айсин, я строитель из Сургута. Государство вкладывает огромные средства в развитие строительной сферы, и хотелось бы, чтобы эти финансы расходовались эффективно и прозрачно. Предприятия строительной отрасли, поставщики строительных материалов, вся индустрия в целом, находятся в постоянном поиске подрядов, заказчиков и партнёров. С помощью собственной программы, по определённой уникальной технологии с портала госзакупок мы забираем информацию о заключенных контрактах, систематизируем её и предоставляем нашим пользователям в разрезе субъектов, регионов, городов. Кроме того, у нас есть информация о заказчиках, генподрядчиках и генпроектировщиках, а также о стоимости работ.

Сейчас в базе “ПоискСтроек” подрядов и контрактов на 3 триллиона рублей. Наш сервис позволяет систематизировать информацию по различным областям строительства: например, поставив задачу, можно узнать обо всех строящихся детских садах на территории Российской Федерации, о стоимости одного детского сада и цене одного места в нем. Эта информация доступна и прозрачна. Таким образом, мы сфокусировались на поддержке малого и среднего бизнеса в строительной отрасли, чтобы предприятия могли эффективно работать и увеличивать производительность труда.

Федеральная cтроительная cеть

Поддержка ФРИИ стала катализатором развития нашего портала, ведь ФРИИ – это суперскоростной лифт для доведения проектов до практической реализации. Поэтому Кириллу Викторовичу и всей команде огромное спасибо, и Вам, Владимир Владимирович.

В.Путин: Уже настоящий администратор.

Р.Айсин: Наши клиенты, которые уже начали использовать этот сервис, не останавливаются на достигнутом, просят расширять возможности, например, внести в базу внебюджетные стройки и увеличить горизонт планирования.

В этой связи мы сейчас совместно с Фондом отрабатываем возможность обращения в Министерство строительства и ЖКХ на предмет систематизации всех выданных в Российской Федерации разрешений на строительство. Это позволит предпринимателям узнать, что конкретно будет строиться в той или иной точке субъекта: торговый центр или магазин. Речь идет о коммерческих стройках, в которых не участвуют бюджетные средства. Эта информация способствует увеличению эффективности работы предпринимателей строительной отрасли. Кроме того, мы планируем предложить сотрудничество крупнейшим банкам для получения информации о том, где и какие инфраструктурные кредитные ресурсы размещены.

В.Путин: К Владимиру Леонидовичу Богданову обратитесь в “Сургутнефтегаз”, он богатый, у него самый большой банк. Только он очень консервативно работает со своими активами. Правда, много делает и для развития вашего города. Вы предложите ему свои продукты – может быть, он заинтересуется. Там есть над чем поработать.

Р.Айсин: Государство много создало для того, чтобы строительная отрасль развивалась: и 44-й ФЗ, и 223-й, и в прошлом году Вы подписали 172-й Федеральный закон о стратегическом планировании. А самый большой административный барьер для строителей сейчас, я считаю, это отсутствие понимания планирования. То есть я, допустим, заработал деньги и хочу их вложить куда‑то: построить бетонно-растворный узел или купить производственную базу, тот же каток приобрести, – и я должен в конечном итоге окупить эти активы. Если я буду понимать, что 172-м законом о стратегическом планировании предусмотрен до 2030 года государственный план, есть планы инвесторов, я вижу, что будет строиться стадион или перинатальный центр в этом городе. Естественно, я туда буду вкладывать средства. Поэтому я считаю, что строители, инженеры XXI века истосковались уже по Госплану, чтобы видеть, какие объекты будут строиться.

В.Путин: То есть нужна стабильность?

Р.Айсин: Да. И в заключение хотел сказать, считаю, что новый импульс развития строительная отрасль получит как раз-таки с помощью IT-технологий, поддерживаемых Вами. Спасибо.

В.Путин: Вам спасибо. Но, без всяких шуток, надеюсь, Владимир Леонидович Богданов нас услышит и с Вами встретится – встретьтесь с ним, поговорите. Огромная компания, одна из ведущих в стране, с огромными инвестиционными планами. Реально вы можете оказать им хорошую помощь – и им будет полезно, и вам тоже. И потом они много в регионе работают и по всей стране.

Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания

27 января 2020 года

Приведён список законопроектов, для каждого из которых дана информация о текущей стадии законодательного процесса (от принятия в первом чтении и до подписания Президентом РФ). Из списка можно перейти в актуальный текст законопроекта.
Список подготавливается специалистами компании “КонсультантПлюс”. Более полная информация об упомянутых в данном материале документах представлена в информационном банке “Законопроекты”.

Январь 2020
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ С 23 ПО 27 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

Приняты Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции

Проект Федерального закона N 883656-7

“О внесении изменения в статью 15 Федерального закона “О безопасности” (в части введения должности Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации)”

(внесен Президентом РФ)

Проект Федерального закона N 831695-7

“О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)”

(внесен членами Совета Федерации ФС РФ, депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 809074-7

“О внесении изменений в статью 76 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” (в части порядка утверждения типовых дополнительных профессиональных программ антикоррупционной направленности)”

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 809049-7

“О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации” (в части привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в несении им дополнительных обязательств, связанных с обеспечением несовершеннолетнего ребенка жилым помещением)

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 804694-7

“О внесении изменений в Федеральный закон “О центральном депозитарии” (в части изменения порядка формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и установления отложенного периода вступления в силу не одобренных им решений)”

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 715240-7

“О внесении изменений в статьи 40.1 и 43.5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” (направлен на конкретизацию установленных законодательством требований к уровню образования кандидатов на должности прокуроров)”

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 690852-7

“О внесении изменений в Федеральный закон “О полиции” (направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан)”

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 598602-7

“О внесении изменений в статьи 10 и 21 Федерального закона “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” (в части уточнения органов по вызову которых гражданин обязан явиться по мобилизации)”

(внесен членами Совета Федерации ФС РФ, депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 573711-7

“О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации” (в части предоставления субъектам Российской Федерации права не включать в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, расположенные в населенных пунктах, признанных закрывающимися)”

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Проект Федерального закона N 483530-7

“О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (в части расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения)”

(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ)

Приняты Государственной Думой ФС РФ во II чтении

Проект Федерального закона N 769183-7

“О внесении изменений в статьи 25 и 25.17 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и статью 11 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (О распространении упрощенного порядка въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа)”

(внесен Правительством РФ)

Проект Федерального закона N 749021-7

“О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” (об освобождении от вывозных таможенных пошлин нефти, вывозимой и иными лицами)”

(внесен Правительством РФ)

Приняты Государственной Думой ФС РФ в I чтении

Проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ N 885214-7

“О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти”

(внесен Президентом РФ)

Проект Федерального закона N 822704-7

“О внесении изменений в статьи 25 и 25.6 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и статьи 5 и 16 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (об упрощении порядка получения и увеличении срока действия многократной визы для иностранных граждан – работников предприятий территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток)”

Принципиальные споры в правительстве должны закончиться к лету

Кремль опубликовал перечень поручений президента по итогам послания Федеральному собранию. Помимо расширения соцподдержки и поиска источников ее финансирования он вводит четкие сроки решения вопросов, по которым не договорилось с собой или с экспертами прошлое правительство. В частности, это вопросы о соглашениях о защите и поощрении капвложений, на которые Минфин рассчитывает в привлечении инвестиций, об устройстве «регуляторных песочниц», необходимых для развития технологий, и о праве бизнеса самостоятельно утилизировать отходы и упаковку вместо уплаты «экологического налога».

В социальных вопросах поручения точно следуют предложениям президента о выплатах материнского капитала на первого и второго ребенка. Как уточнила вчера вице-премьер Татьяна Голикова на встрече с «Единой Россией», в 2020 году их смогут получить около 1,1 млн семей — «порядка 558 тыс.», родивших первых детей, и «порядка 551 тыс.» — вторых. Пока допрасходы на программу в 2020 году оценены в 122 млрд руб. со стабилизацией на уровне до 300 млрд руб. в год. Еще 159 млрд руб. предстоит потратить на выплату пособия 2,4 млн россиян с детьми трех-семи лет (часть трат ляжет на региональные бюджеты). Это позволит расширить охват пособиями бедных семей с детьми (около 15 млн человек). На них же с 2019 года ориентирован механизм социального контракта: с 2021 года его начнут использовать все регионы РФ, обойдется это в 30 млрд руб. в год.

Госдуме и Белому дому президент «рекомендует» уже к 30 апреля обеспечить принятие законов для «формирования механизмов защиты и поощрения капиталовложений, развития инвестиционной деятельности» (ответственные — спикер Госдумы Вячеслав Володин, упомянутый первым, и премьер Михаил Мишустин). Напомним, спорным, по мнению Госдумы, до послания президента был вопрос о возможности регулирования СЗПК прочих льготных режимов (ГЧП и концессий), соглашения о которых грозят бюджету непредвиденными расходами.

Отдельный пункт посвящен судьбе закона о «регуляторных песочницах» — внести поправки, «предусматривающие реализацию начиная с 2020 года механизма применения экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в РФ новых технологий», следует до 1 июля. Проект «регуляторных песочниц» — мероприятие программы «Цифровая экономика». В 2019 году он прошел согласования в правительстве и был передан в государственно-правовое управление (ГПУ) Кремля. «Мы точно не знаем, означает ли поручение президента, что ГПУ одобрило законопроект или что процесс корректировки и согласования еще не закончен»,— говорит Ольга Шепелева, старший эксперт ЦСР по направлению «Институты и общество» и один из разработчиков проекта. По ее словам, проект с самого начала вызывает много споров, что может затормозить его прохождение через Госдуму, однако «при условии согласования ГПУ принятие законопроекта до 1 июля кажется реалистичным». К тому же сроку правительство и Госдума (ответственные — Михаил Мишустин и Вячеслав Володин, уже в обратном порядке) должны обеспечить «регулирование оборота больших объемов данных с учетом необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных» — вопрос также обсуждался весь 2019 год в рамках «Цифровой экономики», но решение, устраивающее и компании, и общество, найдено не было.

Как инвесткодекс приняли в первом чтении, чтобы переписать ко второму

Также поручения требуют до 31 марта «разработать и утвердить концепцию совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки» (РОП) и до 1 июля внести реализующие ее поправки. В октябре 2019 года Минприроды предлагало спорную реформу РОП. Сейчас тару, бумагу, шины, одежду, электронику и другие товары нужно утилизировать или платить экологический сбор (в 2018 году — 2,2 млрд руб.). Министерство намеревалось лишить компании права на утилизацию на пять лет, расширив сбор утилизационного налога силами ФНС (см. “Ъ” от 22 октября 2019 года), но распоряжаться средствами должна была госкомпания «Российский экологический оператор». Концепцию не поддержали ни рынок, ни ведомства (Минфин, Минэкономики, ФАС). В результате переговоров от спорных идей отказались, решив сохранить право на самостоятельную утилизацию, но новый вариант концепции бизнес в новом году еще не получил.

Олег Сапожков, Анастасия Мануйлова, Надежда Краснушкина, Анна Васильева

Сортируй, а то не выиграешь

Одно из поручений опубликованного вчера перечня требует разработать и утвердить до 1 июня план мероприятий («дорожную карту») по введению в РФ раздельного сбора твердых коммунальных отходов — ответственность за решение вопроса возложена на премьера Михаила Мишустина и глав регионов. По стране хотят ввести двухконтейнерную систему: синий бак для пластика, стекла, бумаги, картона и металлических банок и серый для всего остального мусора. Ввести раздельный сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) в крупных городах планировалось еще в 2019 году — об этом в начале предыдущего года заявлял бывший профильный вице-премьер Алексей Гордеев. Однако регионы столкнулись с недостаточным количеством контейнерных площадок и средств на оборудование новых. Также до сих пор не готовы необходимые подзаконные акты. Например, во многих регионах до сих пор не могут определиться, кто должен платить за новые контейнеры — региональные операторы или власти. В компаниях заявляют, что пока что раздельный сбор не выгоден бизнесу, в свою очередь, многие россияне не видят смысла сортировать отходы, поскольку не верят, что потом их не свалят в одну кучу. При этом санкции за нежелание сортировать мусор вводить не собираются. В Минприроды рассматривают варианты «поощрения и стимулирования населения к ведению раздельного сбора мусора».

Регуляторным песочницам подбирают формочки

Впрочем, даже после вступления в силу закона должны быть приняты подзаконные акты, устанавливающие форму заявки на установление экспериментального режима и иные важные процедурные требования. Сейчас ЦСР и Центр перспективных управленческих решений анализируют инициативы, требующие экспериментального правового режима для своей реализации, чтобы снять сложности при запуске процедуры принятия решений о его введении и «помочь авторам инициатив быстро запустить свои проекты после того, как закон вступит в силу».

Читайте также:  В Ульяновской области введено в эксплуатацию два новых газопровода
Ссылка на основную публикацию