Впервые принят нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО в строительной отрасли

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительное СРО).

    Законы о саморегулирование в строительстве:
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
    Постановления Правительства РФ о саморегулировании в строительстве:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 “Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций”;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 “О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207 “О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов”

    Акты федеральных органов власти о саморегулировании в строительстве:

  • Приказ Министерства регионального развития от 9 декабря 2008 г. № 274 “Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”;
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 февраля 2009 г. № 57 “Об организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 “О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 21 октября 2009 г. № 480 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 Г. № 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (утратил силу с вступлением в силу Приказа Минрегиона № 624);
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.06.2010 г. N 294 “О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 “Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 мая 2010 г. N 411 “Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”
    Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 года № 114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций»

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (проектные СРО).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий (изыскательское СРО).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (СРО оценщиков).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (СРО аудиторов).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области энергетических обследований (СРО энергоаудиторов).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов (СРО кредитных кооперативов).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”;
  • Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ “О кредитной кооперации” (выдержки)

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения (СРО в сфере теплоснабжения).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ “О теплоснабжении” (выдержки)

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций медиаторов (СРО медиаторов).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы (СРО в сфере рекламы).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников рынка ценных бумаг).

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций патентных поверенных, СРО в области интеллектуальной собственности)

СТАТЬИ:

На обновление гражданской инфраструктуры федеральный бюджет выделяет колоссальные средства. К сожалению, не все планы по строительству объектов в регионах удается воплотить в жизнь, а кое-что приходится переделывать, тратя на это дополнительные ресурсы. Кто виноват в том, что не все объекты отвечают заявленным требованиям.

Арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э. С. Яламова». Таким образом суд подтвердил законность отказа в перечислении средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в.

ИНТЕРВЬЮ:

Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов является значимой отраслью экономики Российи. Это не только более 15 миллиардов отчислений в бюджет, но также десятки тысяч рабочих мест и предотвращённых техногенных аварий в год, связанных с образованием опасных отходов. О тенденциях основных проблемах отрасли и.

Руководитель Ассоциация форекс-дилеров Евгений Машаров проведёт личный прием граждан в офисе организации 27 января. Напомним, что саморегулируемая организация рассматривает обращения граждан и юридических лиц, включая обращения в отношении своих членов в соответствии со статьёй 17 Федерального закона «О.

ВИДЕО:

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически.

МЕРОПРИЯТИЯ:

27 февраля в столице будет проходить окружная конференция саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий и архитектурного проектирования, зарегистрированных на территории Приволжского федерального округа. Деталями мероприятия делится НОПРИЗ.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков планирует очередную окружную конференцию. 20 февраля состоится встреча саморегуляторов в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации ЮФО и СКФО.

ОПРОС:

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

КОНТАКТЫ:

ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее.

Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.

Правовое регулирование строительной деятельности

Юридическое сопровождение в строительстве

Юридическое сопровождение строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовую поддержку в зависимости от этапов:

  • проектирования;
  • согласования проектной документации;
  • получения разрешительной документации и оформления земельных правоотношений;
  • инженерных изысканий;
  • непосредственного осуществления строительно-монтажных, отделочных работ;
  • сдачи-приемки и ввода возведенного объекта в эксплуатацию.

Каждому из перечисленных этапов присущи свои особенности, однако все они строго регламентированы и подчиняются нормативным актам, о которых пойдет речь в следующем разделе.

Правовое сопровождение могут осуществлять как штатные, так и привлекаемые на основании договоров юристы, организации и индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на оказании юридических и консультационных услуг в области строительства. Причем в такой правовой поддержке могут нуждаться и заказчик строительства, и подрядчик, выполняющий работы, и привлекаемые им в помощь субподрядчики.

Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации

Регулирование строительной деятельности в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными актами:

  • Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ);
  • Градостроительным кодексом РФ (далее — ГрК РФ);
  • законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ;
  • законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
  • ГОСТами и СНИПами, перечисленными в постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил…» от 26.12.2014 № 1521.

ВАЖНО! Правовое регулирование предпринимательской деятельности в капитальном строительстве осуществляется через систему членства в саморегулируемых организациях (СРО).

Правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

  • к подготовке и утверждению территориального планирования;
  • утверждению документации по планировке территории;
  • техническому регулированию в области градостроительной деятельности;
  • ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;
  • другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.

Какие способы воздействия государственных и негосударственных структур следует отнести к методам правового регулирования в РФ

Говоря о правовом регулировании предпринимательской деятельности в капитальном строительстве, прежде всего к методам регулирования строительной деятельности следует отнести публично-правовой императивный метод. В то же время, учитывая комплексный характер правоотношений, применяется и диспозитивный метод.

Большую роль в регулировании строительной деятельности играют профессиональные СРО. В данном случае речь идет о комплексном методе, т. к. членство в СРО добровольное, но необходимо для большинства видов строительной деятельности.

С 01.01.2017 членство в СРО необходимо:

  • техническим заказчикам;
  • генподрядчикам;
  • при выполнении работ за счет средств фондов капремонта;
  • выполнении работ по результатам конкурсов, проводимых в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ) и законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

Членство в СРО не нужно:

  • при выполнении субподрядных работ;
  • подрядчику при стоимости работ менее 3 млн руб. (даже если они выполняются в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ);
  • для организаций с государственным участием;
  • при осуществлении функций строительного контроля;
  • при возведении некапитальных объектов.

То есть в основном субъекты, участвующие в строительстве, должны быть членами СРО. Это общее правило, исключения же устанавливаются специальными нормами (см., например, общую норму, ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, и специальную — ч. 2.1 ст. 47 ГрК РФ).

Какие договоры применяются в строительстве

Основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон в данной отрасли, несомненно, следует назвать договор подряда. Он достаточно жестко регламентирован гл. 37 ГК РФ. Подробнее о нем читайте в нашей статье «Договор подряда на выполнение строительных работ – образец».

Подрядный договор важно уметь отделить от субподрядного, так как от этого зависит необходимость участия в СРО. Целью субподряда является не возведение объекта, а производство определенных работ, например электромонтажных или отделочных.

Широко распространены и другие договоры в строительной деятельности. Перечислим специфические договоры, заключаемые в специальном режиме:

  • договор участия в долевом строительстве, договор освоения территории (закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • контракт на выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (закон № 44-ФЗ);
  • договор на выполнение работ с государственными корпорациями и др. субъектами (закон № 223-ФЗ);
  • договор на выполнение работ в рамках государственного оборонного заказа (закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ).

В заключение еще раз подчеркнем, что допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202 “Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202
“Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций”

С изменениями и дополнениями от:

4 ноября 2014 г., 16 апреля 2016 г., 8 августа 2018 г., 26 января 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

26 ноября 2012 г. N 1202

Положение
о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202)

С изменениями и дополнениями от:

4 ноября 2014 г., 16 апреля 2016 г., 8 августа 2018 г., 26 января 2019 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций (далее – государственный надзор).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 7 февраля 2019 г. – Постановление Правительства России от 26 января 2019 г. N 45

2. Государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти:

Министерство финансов Российской Федерации – в отношении саморегулируемых организаций аудиторов;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 15 апреля 2019 г. N АКПИ19-85, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 июля 2019 г. N АПЛ19-244, абзац третий пункта 2 признан не противоречащим действующему законодательству

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – в отношении саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;

Министерство экономического развития Российской Федерации – в отношении саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – в отношении саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2016 г. N 688 государственный надзор за деятельностью национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением

Федеральная служба по финансовым рынкам – в отношении саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов;

Федеральная налоговая служба – в отношении саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах.

3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок саморегулируемых организаций, применяются положения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.

4. Предметом проверок саморегулируемой организации является соблюдение саморегулируемыми организациями требований, установленных Федеральным законом “О саморегулируемых организациях”, другими федеральными законами, устанавливающими требования к деятельности саморегулируемых организаций, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в установленной сфере деятельности саморегулируемых организаций (далее – обязательные требования), касающихся в том числе:

а) соответствия числа членов саморегулируемой организации числу указанных членов, предусмотренному обязательными требованиями;

б) разработки и установления условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях;

в) стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

г) обеспечения саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

д) осуществления саморегулируемой организацией контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, иными федеральными законами, стандартами и правилами саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, правил деловой и профессиональной этики (в случаях, установленных федеральными законами), а также применения мер дисциплинарного воздействия;

е) обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;

ж) аттестации работников членов саморегулируемой организации или сертификации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), в случае если саморегулируемая организация обязана осуществлять аттестацию работников членов такой саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг);

з) рассмотрения жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ее членами требований, установленных федеральным законом, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в случае если такое требование предусмотрено федеральным законом), стандартами и правилами саморегулируемой организации (в том числе в случаях, установленных федеральными законами, федеральными стандартами), а также условий членства в саморегулируемой организации;

и) осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом некоммерческой организации, стандартами и правилами саморегулируемой организации;

к) выполнения предписаний, выданных саморегулируемой организации должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения (далее – органы государственного надзора).

5. Органы государственного надзора при проведении государственного надзора осуществляют:

а) проведение проверок саморегулируемых организаций;

б) выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт “в” изменен с 18 августа 2018 г. – Постановление Правительства России от 8 августа 2018 г. N 927

в) наблюдение за соблюдением саморегулируемыми организациями обязательных требований при размещении ими информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях саморегулируемых организаций, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на них в соответствии с федеральным законом;

г) проведение анализа и оценки эффективности государственного надзора и подготовку ежегодных докладов о состоянии государственного надзора и его эффективности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 “Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)”;

Информация об изменениях:

Пункт 5 дополнен подпунктом “д” с 18 августа 2018 г. – Постановление Правительства России от 8 августа 2018 г. N 927

д) проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений, в том числе выдачу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, рассмотрение возражений на такое предостережение.

6. При проведении проверок органы государственного надзора в порядке, установленном законодательством, проводят следующие мероприятия:

а) рассмотрение, анализ и оценка сведений (информации), содержащихся в учредительных документах саморегулируемых организаций, стандартах и правилах саморегулируемой организации, а также в документах, принимаемых органами управления саморегулируемой организации;

б) рассмотрение, анализ и оценка соблюдения саморегулируемой организацией обязательных требований о дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;

в) иные мероприятия, установленные федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, организации и проведении проверок определяются административными регламентами, утвержденными в установленном порядке.

8. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются:

а) руководитель, его заместители;

б) руководители структурных подразделений, их заместители, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

в) иные федеральные государственные гражданские служащие, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

г) руководитель территориального органа, его заместители;

д) руководители структурных подразделений территориального органа, их заместители, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

е) иные федеральные государственные гражданские служащие территориального органа, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

9. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от саморегулируемых организаций информацию и документы по вопросам, связанным с предметом проверки;

б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать здания и помещения, используемые саморегулируемой организацией при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по государственному надзору;

в) обращаться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по основаниям, предусмотренным федеральными законами;

г) выносить решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

д) выдавать саморегулируемой организации предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;

е) в случае необходимости привлекать к проведению проверок экспертов, не являющихся работниками органов государственного надзора, и (или) экспертные организации.

10. Должностные лица органов государственного надзора при исполнении функций по осуществлению государственного надзора при проведение проверок обязаны соблюдать ограничения, выполнять обязанности, установленные статьями 15 – 18 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, и нести ответственность за свои действия (бездействие) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регламентирован порядок осуществления госнадзора за деятельностью саморегулируемых организаций.

Надзор за СРО аудиторов возложен на Минфин России, оценщиков и арбитражных управляющих – на Росреестр, кредитных потребительских кооперативов – на ФСФР России.

Указанную функцию в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капремонта объектов капстроительства выполняет Ростехнадзор.

Минэнерго России надзирает за СРО в сфере энергетического обследования; Минсельхоз России – за СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Названные органы проводят проверки СРО, выдают им предписания об устранении выявленных нарушений. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований, в том числе касающихся членства в СРО, стандартов и правил профессиональной деятельности, обеспечения дополнительной имущественной ответственности, раскрытия информации.

Также органы госнадзора ведут систематическое наблюдение за исполнением СРО обязательных требований путем анализа размещенной на сайте СРО информации, а также поступающих документов и сведений.

Определены должностные лица органов, уполномоченные осуществлять госнадзор. Прописаны их права. В частности, они могут запрашивать у СРО необходимые материалы, беспрепятственно посещать здания и помещения СРО (предъявив служебное удостоверение и копию приказа о назначении проверки). Они также вправе привлекать к проведению проверок экспертов и (или) экспертные организации.

Процедура осуществления госнадзора в конкретной сфере должна быть прописана в административном регламенте соответствующего ведомства.

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1202 “Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 48 ст. 6709

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 26 января 2019 г. N 45

Изменения вступают в силу с 7 февраля 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2018 г. N 927

Изменения вступают в силу с 18 августа 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2016 г. N 313

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. N 1158

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Саморегулируемые организации как закономерный этап эволюции контрольно-надзорной системы РФ

В настоящее время за недобросовестную работу многих фирм несет ответственность не государство, а так называемые саморегулируемые организации (СРО). Именно им с недавних пор законодательно делегирована часть контрольно-надзорных функций. В ряде случаев только члены СРО имеют право вести ту или иную деятельность. Это способствует более строгому контролю за работой предпринимателей и повышению качества товаров и оказываемых услуг.

Что такое СРО: законодательный аспект

Саморегулируемые организации объединяют компании одной отрасли с целью контроля и регулирования их профессиональной деятельности. СРО разрабатывают стандарты качества проведения работ, оказания услуг и производства продукции, а также оценивают соответствие членов или заявителей организации данным и иным законодательно установленным требованиям. Сегодня СРО выступает посредником между компаниями-членами и государством либо участниками рынка, занимаясь урегулированием возникающих конфликтов.

Стоит сказать, что переломным этапом в регулировании деятельности строительных компаний стал 2009 год. Именно в этот период на законодательном уровне было закреплено создание СРО в данной области и отменена забюрократизированная и коррумпированная к тому моменту система государственного лицензирования. Тогда же обязательным стало вступление в СРО для большинства организаций, выполняющих строительные работы, инженерные изыскания, а также подготовку проектной документации. Члены СРО получали официальное разрешение (допуск, свидетельство) на осуществление перечисленных видов работ. Однако данная модель не решила многих проблем и стала источником ряда новых. Многочисленные злоупотребления как со стороны СРО, так и со стороны посредников явно указывали на необходимость реновации механизма.

Новой вехой в развитии системы саморегулирования стал 2016 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому документу допуски СРО в области строительства и инженерно-архитектурных изысканий теперь не имеют силы, а вступление в СРО — для большинства компаний стало делом добровольным. Обязательным оно является лишь для:

  • участников закупок, заключающих договор на строительный подряд (при сумме контракта более 3 млн рублей);
  • застройщиков, которые сами проводят строительные работы;
  • технических заказчиков.

Обратим внимание на основные преимущества, которые имеет вступление в СРО.

  • Во-первых, с июля 2017 года СРО имеют право представлять интересы своих членов в суде.
  • Во-вторых, участие в СРО позволяет обмениваться опытом и повышать уровень квалификации в компании любого члена СРО.
  • В-третьих, компаниям легче отслеживать аукционы и тендеры, оценивать уровень конкуренции.
  • В-четвертых, даже частные заказчики чаще всего выбирают компании, которые являются членами СРО.

На данный момент на территории Российской Федерации зарегистрировано 477 саморегулируемых объединений в сфере изысканий, проектирования и строительства. Еще несколько лет назад число СРО было значительно выше (около 1200). Уменьшение более чем вдвое во многом обусловлено принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»:

  • Во-первых принятие документа снизило спрос на услуги СРО.
  • Во-вторых ужесточила требования к формирования компенсационных фондов.
  • В-третьих, Ростехнадзор получил право лишать саморегулируемые организации статуса в досудебном порядке.

На сегодняшний день деятельность строительных СРО регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (в т.ч. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и рядом других нормативных документов.

Задачи и функции саморегулируемых организаций

Функции, права и обязанности саморегулируемых организаций закреплены в статье 6 Закона № 315-ФЗ. Основными функциями СРО являются:

  • разработка условий членства и определение дисциплинарного воздействия;
  • анализ деятельности компаний-участников на основании их отчетов;
  • организация обучения и аттестации работников компаний-членов объединения;
  • обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикация информации об этой деятельности;
  • рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;
  • ведение реестра членов союза в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 9 того же Закона СРО имеет право осуществлять контроль деятельности членов союза путем проведения плановых и внеплановых проверок на соответствие деятельности компаний-участников требованиям и стандартам СРО. Проверки могут быть: камеральными (дистанционными, документарными) и выездными; плановыми (проводятся не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в год) и внеплановыми (осуществляются в случае, если в адрес члена объединения поступила жалоба). При выявлении в ходе проверок несоответствий стандартам и правилам СРО компанию-участника ждет мера дисциплинарного наказания.

Финансирование

Источниками денежных средств саморегулируемых организаций в первую очередь являются взносы их членов (вступительные, членские и целевые), а также — добровольные пожертвования, доходы от оказания информационных и образовательных услуг членам СРО, от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью компаний-участников. Также финансы могут быть получены от размещения денежных средств на банковских депозитах и путем прочих, не запрещенных законом, манипуляций. В качестве примера рассмотрим, какие взносы должны оплатить члены строительной СРО при вступлении:

  • Вступительный взнос. Определяется саморегулируемой организацией, в среднем составляет 5000 рублей, но иногда может достигать и больших размеров.
  • Членский взнос. Выплачивается членами объединений ежемесячно, составляет от 3 000 до 15 000 рублей.
  • Отчисления в компенсационный фонд. Являются самой большой статьей расходов компании, вступающей в союз. Финансы хранятся на банковском счету СРО и используются в случае убытков, вызванных нарушениями условий контракта членами саморегулируемой организации. Размер взносов зависит от размера контракта или финансовых обязательств и колеблется от 300 000 до 30 000 000 рублей.

Уровень ответственности

Стоимость контракта или совокупный размер обязательств

Взнос в фонд возмещения вреда

Взнос фонд обеспечения договорных обязательств

Саморегулируемые организации в строительстве

Содержание

Происхождение и назначение СРО

Саморегулирование (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) (СРОС), введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен строительных лицензий (лицензий на деятельность в области строительства зданий и сооружений I И II уровня ответственности). Это в свою очередь означает что для строительства зданий и сооружений в Российской Федерации строительным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации (СРО в строительстве, СРОС).
Саморегулируемая организация (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРОС) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Нормативные акты регулирующие деятельность СРО

Саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности) регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”;
4. Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

Требования к некоммерческим партнерствам

Некоммерческое партнерство для получения статуса саморегулируемой организации (СРО) в области строительной деятельности, должно соответствовать следующим требованиям:

1. Некоммерческое партнерство должно объединять не менее 100 профессиональных участников строительного рынка – юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций аттестованных в Российской Федерации;

2. Некоммерческое партнерство должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3. Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер которого должен быть не менее 1 млн. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в строительстве. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 300 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства;

4. Некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса СРО в уполномоченном государственном органе. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия Некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения статуса строительного СРО вносит информацию о Некоммерческое партнерство с присвоением статуса СРО в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО).

Государственным органом регулирования и надзора в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации является Ростехнадзор.

Цели деятельности СРО

Целями деятельности саморегулируемых организаций в строительной сфере (строительных СРО):

1. Объединение профессиональных участников строительной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, био-миру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства), имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу в следствии недостатков работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства выполняемые членами саморегулируемой организации;

2. Повышение качества выполняемых строительных работ;

3. Информированию профессиональных участников строительной деятельности.

Преимущества СРО

  1. СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  2. Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
  3. Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  4. СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  5. СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников – членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО), является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей занимающихся строительной деятельностью позволяющем осуществлять строительную деятельность. Члены строительной саморегулируемой организации (строительной СРО) для осуществления строительной деятельности должны получить свидетельство о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (допуск к строительным работам);

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из СРО, при выявлении нарушений и в некоторых других случаях.
Свидетельство о допуске к работам выдается на определенные виды работ. Классификатор видов работ (перечень видов работ) введен Приказом Министерства регионального развития.

Требования, предъявляемые СРО к строительным организациям и индивидуальным предпринимателям:

Строительные организации и индивидуальные предприниматели для получения членства в СРО и последующего получения свидетельства о допуске к работам, должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством, правилами и стандартами СРО к кандидатом в члены СРО, в частности:

  1. Работники строительной компании, ИП должны иметь образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;
  2. Индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ самостоятельно индивидуальный предприниматель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
  3. Не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников – среднее профессиональное образование. Стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
  4. Индивидуальный предприниматель, работники индивидуального предпринимателя или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет;
  5. Должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов работ (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО);
  6. Проверка квалификации ИП, работников ИП или юридического лица должна иметь положительный результат (дополнительное требование предъявляемое некоторыми СРО).
  7. Государственный контроль за деятельность СРО в сфере строительства и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций выполняет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Нормативно-правовые акты, регулирующие строительную деятельность

В период с 1992 года по настоящее время нормативно-техническая база Республики Казахстан формируется по двум основным направлениям:

1) разработка нормативной документации в рамках участия стран содружество независимых государств в работе Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве. При этом, приняты и введены в действие 253 норматива;

2) разработка и переработка нормативной документации силами отечественных научно-исследовательских и проектных организаций за счет средств республиканского бюджета. Разработаны и введены в действие –
440 нормативов.

В настоящее время действует 2225 документов в области архитектуры, градостроительства и строительства, в том числе:

– Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16.07. 99;

– МСФО № 11 «Договоры подряда»;

– СНиП РК А.1.1-4-95 «Строительная терминология»;

– СНиП А.2.2-1-01 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»;

– СНиП А.3.2-5-96 «Охрана труда и техника безопасности в строительстве», а также другие отраслевые стандарты и ГОСТы в области строительства и производства строительных материалов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» приняты более 20 технических регламентов в области архитектуры, градостроительства и строительства, устанавливающие обязательные, минимально необходимые требования безопасности строительной продукции.

В 2009 году Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства была проведена подготовительная работа с привлечением зарубежных и казахстанских экспертов, в результате чего:

– был изучен зарубежный опыт технического регулирования в строительстве ряда экономически развитых стран (Австралия, Великобритания, страны Европейского Союза, Канада, Новая Зеландия, США) и опыт адаптации модельных строительных норм и правил на примере Нью-Йорка, Абу-Даби и Саудовской Аравии;

– обобщен и проанализирован отечественный опыт технического регулирования;

– дан обзор существующей нормативной базы строительной отрасли.

На основе результатов исследований:

– выявлены общие принципы и черты, присущие всем системам технического регулирования экономически развитых стран;

– определены несогласованности действующей системы технического регулирования строительной отрасли Казахстана с аналогичными системами экономически развитых стран;

– рекомендовано осуществить поэтапный переход от предписывающего метода нормирования к прогрессивному параметрическому методу.

Реформа технического регулирования в строительстве должна:

– соответствовать интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития строительной отрасли;

– привести строительное законодательство и нормативные технические документы в области технического регулирования в соответствие с зарубежными аналогами, применяющимися в экономически развитых странах;

– включать такие аспекты строительной отрасли, как профессиональное образование, непрерывное профессиональное обучение и повышение квалификации кадров, лицензирование специалистов, страхование профессиональной ответственности, нормирование и стандартизация, импорт/экспорт строительных материалов и изделий, ресурсосбережение, энергосбережение, правоохранительная деятельность и другие;

– предусматривать реформирование не только нормативной базы строительной отрасли, но и всех других системных компонентов технического регулирования в комплексе;

– затрагиватьдругие отрасли и виды деятельности, оказывающие влияние на строительную отрасль или подверженные влиянию строительной отрасли;

– проводиться на основе четко сформулированной стратегии и иметь конкретные цели и критерии оценки их достижения.

Анализ показал, что качество проектирования остается низким вследствие недостатка квалифицированных специалистов и слабой производственной и научно-технической базы.

Это подтверждается низким качеством проектов, поступающих в Республиканскую государственную предприятию «Госэкспертиза». В 2010 году в Республиканскую государственную предприятию «Госэкспертиза» было рассмотрено 11 818 единиц предпроектной и проектной документации на строительство, из них 48% не соответствовали требованиям государственных строительных норм и правил, и были возвращены на доработку. При этом в проектах выявлены более 326 тысяч различных недоработок и отклонений от норм проектирования.

Наиболее характерными ошибками или нарушениями являются: недостоверность определения стоимости строительства (48,36%), недоработки в решениях по инженерному обеспечению (20,04%), необеспеченность требуемой надежности и прочности строительных конструкций и материалов, недоработки в объемно-планировочных и архитектурных решениях (20,93%), недостаточность или отсутствие необходимых исходных материалов, отсутствие обязательных согласований и технических условий.

Общая заявленная сметная стоимость строительства во многих проектах оказалась завышенной и была снижена Госэкспертизой на 605 млрд. тенге, в том числе по проектам, финансируемым за счет государственных инвестиций – на 517 млрд. тенге.

В связи с этим одной из первоочередных задач является усиление ответственности проектных организаций, которые допускают грубые нарушения при разработке проектов, вплоть до лишения их лицензии.

С целью значительного сокращения сроков проектирования и затрат внедрена практика применения типовых проектов. Разработаны и утверждены типовые проекты для отдельных объектов образования, здравоохранения и спорта. Вместе с тем, отсутствуют типовые проекты для других сфер экономики, что связано с недостаточным финансированием.

Работа по совершенствованию нормативно-технических документов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности продолжается и в настоящее время.

3. Состав проектно-сметной документации

Проектно-сметная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости.

Содержание и объём проектно-сметной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет.

ПСД включает в себя:

Текстовые проектные материалы должны содержать сведения об объекте строительства, перечень принятых инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на нормативно-технические документы, регламентирующие подготовку проектной документации, а также проектные расчеты, обосновывающие принятые решения. Графическая часть содержит чертежи, на которых отображаются принятые проектно-технические решения в виде схем, планов и других документов в графической форме.

Графический материал (чертежи) отражает архитектурно-планировочные, конструктивно-компоновочные и технологические решения. Расчётно-пояснительная записка содержит сведения, обосновывающие техническую возможность строительства, надёжность и безопасность работы в конкретных условиях. Сметно-экономическая часть определяет стоимость строительства, обосновывает целесообразность затрат финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

В соответствии с законодательными актами строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов, а также прокладка коммуникаций, инженерная подготовка территории, благоустройство и озеленение осуществляются по проектной (проектно-сметной) документации, разработанной в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами детальной планировки, проектом застройки, выполненными на основании генерального плана населенного пункта.

Без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять:

1) строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;

2) возведение временных строений, располагаемых на собственных приусадебных участках или участках садовых и огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно – бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;

3) реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации;

4) изменения других технически не сложных строений, предназначенных для личного пользования граждан.

Возведение хозяйственно – бытовых пристроек к существующим строениям на собственных приусадебных участках, участках садовых и огороднических товариществ (обществ), их благоустройство, а также монтаж мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения на этих участках может осуществляться без согласования с местными органами архитектуры и градостроительства, если указанные объекты не затрагивают интересы других лиц или государства.

Сметная документация составляется для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей. Опираясь на сметную документацию (точнее, на сводный сметный расчет), заказчик и подрядчик формируют (при проведении подрядных торгов) договорную цену, «бьют по рукам» и подписывают договор строительного подряда.

Сметная документация состоит из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.

Сметная документация составляется от расчета сметной стоимости отдельных видов работ до определения стоимости строительства в целом. А в составе проектно-сметной документации сметные расчеты располагаются в обратной последовательности: сначала сводный сметный расчет стоимости строительства, затем объектные сметы и т. д.

Локальные сметы первичные сметные документы. Нужны для определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. Для разработки локальных смет нужно знать:

– параметры зданий и объемы работ;

– действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и тарифы.

При этом используют укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.

Объектные сметы (расчеты)составляются на объект в целом. Ссылаясь на объектную смету, рассчитываются между собой за выполненные строительные (ремонтно-строительные) и монтажные работы заказчик и подрядчик. Сметы составляются в базовом или текущем уровне цен. При подготовке объектных сметных расчетов (смет) используются укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели объектов-аналогов.

Объектная смета есть по сути объединение (сумма) данных из локальных смет с группировкой работ и затрат по сметной стоимости:

– оборудования, мебели и инвентаря;

– прочих работ с последующим добавлением лимитированных и других затрат.

Сводный сметный расчет основной документ, определяющий полную сметную стоимость строительства. Утвержденный в установленном порядке, он служит основанием для определения размера необходимых капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

По данным сводного сметного расчета оценивается эффективность проектных решений.

В сводный сметный расчет включаются отдельными строками данные по всем объектным сметам. Сводный сметный расчет на строительство составляется в текущем уровне цен.

1. Назарова, В.Л. Бухгалтерский учет: учебное пособие; – Алматы : Алматыкітап, 2011. – 624 с.

2. Основы учета в строительстве Республики Казахстан: практическое пособие / ред. В. И. Скала. – 3-е изд. – Алматы : LEM, 2006. – 640 с.

3. Радостовец В.В., Шмидт О.И. «Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета» Учебник 2-ое издание стереотип; – Алматы, Экономика,.2000.- 727с.

Лекция 3. ВИДЫ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

1. Понятие договора подряда. Виды договора подряда

2. Схема взаимоотношений и ответственности между заказчиком и подрядчиком.

3. Особенности договора подряда (предмет и объект договора)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10337 – | 7636 – или читать все.

194.79.20.244 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте также:  Каждый пятый россиянин увидел улучшения в сфере ЖКХ опрос
Ссылка на основную публикацию