В Российской Федерации утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере

23.05.2016 | Профессиональные стандарты в ЖКХ

С 1 июля 2016 года вступает в силу федеральный закон от 02.05.2015 N122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Существенные изменения связаны с порядком применения профессиональных стандартов.

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ «профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

Профессиональные стандарты разработаны согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, для применения:
– работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
– образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
– при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Согласно новым изменениям порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Утвержден справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования. Справочник рекомендовано применять органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников (подробнее см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N832). Также утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Указанный Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ (подробнее см. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N831).

В законодательстве существует неопределенность: применение профессиональных стандартов является обязательным для всех видов должностей, для которых они приняты, или часть профессиональных стандартов обязательна, а часть носит рекомендательный характер?

Первая точка зрения.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции («работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы»). Там же указано, что «если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов». Таким образом, профессиональный стандарт обязателен только для тех должностей, которые связаны с предоставлением льгот, компенсаций или ограничений к трудоустройству.

Перечень таких должностей утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N537, а также вступившим в силу с 01.01.2015 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Указанные Постановления РФ отсылают к различным Спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. Среди указанных списков работников ЖКХ нет.

Вторая точка зрения.

Профессиональные стандарты утверждаются приказами Минтруда РФ, то есть нормативными правовыми актами, и в силу этого нормотворческого характера их применение работодателями станет обязательным для всех должностей в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции. То есть, само по себе наличие профессионального стандарта уже говорит о наличии обязательных требований к квалификации работника той профессии, по которой принят профессиональный стандарт.

Третья точка зрения.

05.04.2016 Минтруд РФ на своем официальном сайте разместил разъяснение «Информация Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов», в котором высказал официальное мнение по затронутому вопросу:

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

  • согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Согласно статье 195.3 ТК РФ профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части содержащихся в них требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, только в части требований, установленных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, требования профессионального стандарта являются обязательными.

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Таким образом, позиция Минтруда РФ, пускай и не являющаяся законом, является наиболее убедительной – применение профессиональных стандартов носит обязательный характер не во всех профессиях и должностях.

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд РФ. Реестр размещается на сайте Минтруда РФ, как и остальная информация о профессиональных стандартах: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/.

Важно учитывать, что вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Однако работодатель может проводить аттестацию работников в соответствии с профессиональными стандартами.

Стоит подчеркнуть, что обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта (п. 10 Информации Минтруда от 05.04.16).

Также законодательство не обязывает работодателей привести трудовые договоры и должностные инструкции работников в соответствие с требованиями профстандартов, если их применение не является обязательным для данной профессии или должности.

Тем не менее, работодатель не вправе принять на работу человека, который не соответствует требованиям профессиональных стандартов, в случаях, предусмотренных положениями части 2 статьи 57 и статьи 195.1 ТК РФ.

В других ситуациях требования профстандартов носят рекомендательный характер. Однако заметим, что если работодатель в локальном нормативном акте (например, в коллективном договоре) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, то он должен их соблюдать.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов (если их применение является обязательным) работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены для применения профессиональные стандарты (носят рекомендательный характер) для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N756н)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N753н)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России от 20.12.2013 N754н)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России от 17.01.2014 N18н)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N192н)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России от 07.04.2014 N203н)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N227н)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N224н)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N233н)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N242н)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N238н)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N237н)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N247н)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N246н)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N245н)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N232н)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N243н)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N236н)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России от 17.04.2014 N266н)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N620н)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России от 21.11.2014 N930н)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N959н)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России от 21.11.2014 N929н)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N1082н)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1182н)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N1120н)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N1123н)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России от 26.12.2014 N1178н)
  • Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 08.06.2015 N366н)
  • Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей (Приказ Минтруда России от 27.04.2015 N253н)
  • Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (Приказ Минтруда России от 15.09.2015 N640н)
  • Инженер-проектировщик тепловых сетей (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1083н)
  • Инженер-проектировщик технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1082н)
  • Работник по сортировке твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1144н)
  • Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1143н)
  • Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1060н)
  • Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в МКД (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1075н)
  • Рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1081н)
  • Работник по техническому обслуживанию (эксплуатации) систем учета и регулирования потребления электрической и тепловой энергии и воды в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 24.12.2015 N1123н)
  • Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1076н)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России от 21.12.2015 N1042н)

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности.

Профстандарты для управляющих организаций

В своём Приказе №832 от 02.11.2015 “Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования” Минтруд РФ утвердил специальности, к которым работодателям рекомендуется учитывать особые требования при реализации кадровой политики и обучении сотрудников.

Что такое профстандарты

Справочник состоит из названия профессий с их кратким описанием и требованиям к образованию и опыту работы. Для разработки этих профессиональных стандартов следует руководствоваться Приказом Минтруда России №831 от 02.11.2015 “Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования”.

Профессиональные стандарты разработаны в соответствии со ст.195.1 ТК РФ. В этом справочнике содержатся характеристики и требования к квалификации работников сферы жилищно-коммунального хозяйства. В справочнике указан перечень наименований должностей работников сферы ЖКХ и управления МКД со ссылкой на регламентирующий их НПА.

С 1 июля 2016 года вступает в силу ФЗ №122 от 02.05.2015 “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.

Этот Федеральный закон устанавливает обязанность для работодателей по применению данных профессиональных стандартов к квалификации работника, необходимой для исполнения своих обязанностей, если это установлено законодательством РФ. В противном случае данные профстандарты будут носить лишь рекомендательный характер.

В документе уточняется понятие профстандарта. Под термином понимается “характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции”.

Также Правительство РФ вправе обязать применять требования профстандартов для государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, государственных корпораций и компаний, а также хозяйственных обществ с долей государства (муниципалитета) свыше 50%.

Разъяснения Минтруда

Минтруд по вопросам обязательности применения профессиональных стандартов ссылается на п.3 ст.1 ФЗ №122 от 02.05. 2015, согласно которому ТК РФ будет дополнен ст.195.3 “Порядок применения профессиональных стандартов”.

Читайте также:  Программу субсидирования ипотечной ставки планируют продлить до конца 2020 года

В этой статье говорится, что характеристики квалификации, содержащиеся в профстандартах и обязательность применения которых не установлена ТК РФ, другими ФЗ или НПА, должны быть взяты работодателями за основу определения требований к квалификации работников. При этом, необходимо учитывать особенности исполняемых работниками обязанностей на рабочем месте.

В соответствии с п.25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ №23 от 22.01.2013), профстандарты применяются работодателями для определения своей кадровой политики, обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения разрядов сотрудникам и формирования системы оплаты труда.

Для тех организаций, которым применение данных профстандартов не обязательно, указанные выше требования служат ориентирами в части названия должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы.

В соответствии с ч.2 ст.57 ТК РФ наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей, а также квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям в квалификационных справочниках или профстандартах, если законодательством предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или определённых ограничений при работе.

Минтруд пояснил, что профстандарты призваны раскрыть потенциал работника, его навыки, знания и умения для выполнения его трудовых функций. Необходимость разработки профстандартов определяется с учётом информации в справочнике востребованных и перспективных профессий на рынке труда (Приказ Минтруда РФ №46 от 10 февраля 2016).

Ознакомиться с содержанием профстандартов можно в соответствующем Реестре, который ведёт Минтруд. Реестр размещается на сайте Минтруда, как и остальная информация о профессиональных стандартах.

Утверждённые Минтрудом РФ профессиональные стандарты являются нормативно-правовыми актами. Обязательность применения требований профстандартов установлена для случаев, предусмотренных ст.57 и 195.1 ТК РФ, вне зависимости от формы собственности организации и статуса работодателя. Иными словами, только в части требований, установленных в ТК РФ, других ФЗ, иных НПА, требования профессионального стандарта являются обязательными.

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

За неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. При грубых нарушениях работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ в виде штрафа:

  • на должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

Профстандарты в сфере ЖКХ

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены профессиональные стандарты для следующих профессий и специальностей:

  • Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №756н от 20.12.2013)
  • Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности (Приказ Минтруда России №753н от 20.12.2013)
  • Электромеханик по лифтам (Приказ Минтруда России №754н от 20.12.2013)
  • Специалист по эксплуатации лифтового оборудования (Приказ Минтруда России №18н от 17.01.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе (Приказ Минтруда России №192н от 07.04.2014)
  • Специалист в области обращения с отходами (Приказ Минтруда России №203н от 07.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации станций водоподготовки (Приказ Минтруда России №227н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления (Приказ Минтруда России №224н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению жилищным фондом (Приказ Минтруда России N 233н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения (Приказ Минтруда России №242н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации и обслуживанию МКД (Приказ Минтруда России №238н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве (Приказ Минтруда России №237н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода (Приказ Минтруда России №247н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей (Приказ Минтруда России №246н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений (Приказ Минтруда России №245н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения (Приказ Минтруда России №232н от 11.04.2014)
  • Специалист по абонентному обслуживанию потребителей (Приказ Минтруда России №243н от 11.04.2014)
  • Специалист по управлению МКД (Приказ Минтруда России №236н от 11.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (Приказ Минтруда России №266н от 17.04.2014)
  • Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи (Приказ Минтруда России №620н от 08.09.2014)
  • Организатор строительного производства (Приказ Минтруда России №930н от 21.11.2014)
  • Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (Приказ Минтруда России №959н от 28.11.2014)
  • Монтажник оборудования котельных (Приказ Минтруда России №929н от 21.11.2014)
  • Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъемных (Приказ Минтруда России №1082н от 22.12.2014)
  • Руководитель строительной организации (Приказ Минтруда России №1182н от 26.12.2014)
  • Диспетчер аварийно-диспетчерской службы (Приказ Минтруда России №1120н от 25.12.2014)
  • Специалист по оборудованию диспетчерского контроля (Приказ Минтруда России №1123н от 25.12.2014)
  • Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов (Приказ Минтруда России №1178н от 26.12.2014)
  • Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ (Приказ Минтруда России №366н от 08.06.2015)
  • Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей (Приказ Минтруда России №253н от 27.04.2015)
  • Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (Приказ Минтруда России №640н от 15.09.2015)
  • Инженер-проектировщик тепловых сетей (Приказ Минтруда России №1083н от 21.12.2015)
  • Инженер-проектировщик технологических решений котельных, центральных тепловых пунктов и малых теплоэлектроцентралей (Приказ Минтруда России №1082н от 21.12.2015)
  • Работник по сортировке твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России №1144н от 24.12.2015)
  • Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов (Приказ Минтруда России N 1143н от 24.12.2015)
  • Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов (Приказ Минтруда России №1060н от 21.12.2015)
  • Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в МКД (Приказ Минтруда России №1075н от 21.12.2015)
  • Рабочий по эксплуатации газовых сетей и оборудования домохозяйства (Приказ Минтруда России №1081н от 21.12.2015)
  • Работник по техническому обслуживанию (эксплуатации) систем учета и регулирования потребления электрической и тепловой энергии и воды в ЖКХ (Приказ Минтруда России №1123н от 24.12.2015)
  • Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования (Приказ Минтруда России №1076н от 21.12.2015)
  • Слесарь по ремонту оборудования котельных (Приказ Минтруда России №1042н от 21.12.2015)

Все вышеуказанные профессиональные стандарты должны применяться в сфере ЖКХ и управления МКД при построении кадровой политики управляющей организации, приёма на работу квалифицированных специалистов и аттестации сотрудников. Они содержат в себе характеристики и требования к квалификации той или иной специальности. Подробнее о профстандартах в сфере управления МКД мы расскажем в следующих статьях.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Профессиональные стандарты

Реестр квалификаций в ЖКХ

ПЕРЕЧЕНЬ

наименований профессиональных квалификаций, подготовленный Советом по профессиональным квалификациям в жилищно – коммунальном хозяйстве
в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 12. 12. 2016 г. №726н, по закрепленным за ним профессиональным стандартам для включения
в Национальный реестр профессиональных квалификаций для проведения независимой оценки профессиональных квалификаций

реестре сведений о проведении

на соответствие которому проводится независимая

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с професс

Квалификационное Требование, установленное федеральным законом и

иным нормативным правовым

актом Российской Федерации, и

реквизиты этого акта

Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации

Срок действия свидетельства о квалификации

Дополнительные характеристики (при

необходимости): наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего в соответствии с ЕТКС, ЕКС с указанием разряда работы, профессии/категории должности/класса профессии

Дополнительные сведения (при необходимости)

Мастер по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г.
№ 238н

Проведение технических осмотров и подготовка к сезонной эксплуатации общего имущества многоквартирного дома

Проведение диспетчерского и аварийного обслуживания общего имущества многоквартирного дома

Проведение работ по санитарному содержанию, благоустройству общего имущества и придомовой территории многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по одной из специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Домоведение»

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования

2. Удостоверение о повышении квалификации по программам содержания, эксплуатации и обслуживания жилых и общественных зданий.

3. Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее шести месяцев

Инженер по ремонту общего имущества многоквартирного дома
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г.
№ 238н

Оценка физического износа и контроль технического состояния конструктивных элементов, систем инженерного оборудования, разработка перечня (описи) работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома

Проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки: «Строительство»

1.Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата

2. Диплом профессиональной переподготовки, подтверждающий освоение искомой квалификации.

3. Документ, подтверждающий наличие опыта практической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее 1 года

Главный инженер организации эксплуатирующей многоквартирного дома
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г.
№ 238н

Обеспечение результативной работы управляющей организации

Разработка планов и графиков проведения работ по технической эксплуатации и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома

Разработка мероприятий по повышению санитарного содержания, благоустройства, безопасного проживания и энергоэффективности в многоквартирном доме

Координация действий между собственниками, подрядными и ресурсоснабжающими организациями по вопросам эксплуатации и обслуживания общего имущества многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата по направлению подготовки «Строительство»

1.Документ, подтверждающий наличие высшего образования не ниже уровня бакалавриата

2. Диплом профессиональной переподготовки, подтверждающий

освоение искомой квалификации.

3. Документ, подтверждающий опыт практической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства не менее 1 года

Техник организации по управлению многоквартирным домом III категории
(4 уровень квалификации)

«Специалист по управлению многоквартирным домом»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г.
№ 236н

Прием-передача, учет и хранение технической и иной документации на многоквартирный дом

Восстановление и актуализация документов по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома

Обоснование эффективности процессов управления многоквартирным домом

Анализ и оценка видов работ при эксплуатации многоквартирного дома

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

2. Документ, подтверждающий опыт практической работы в области управления многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

2. Удостоверение о повышении квалификации по программам управления и эксплуатации многоквартирными домами.

3. Документ, подтверждающий опыт практической работы в компании по управлению многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

Техник организации по управлению многоквартирным домом II категории(4 уровень квалификации)

«Специалист по управлению многоквартирным домом»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г. № 236н

Формирование базы данных о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров

Организация рассмотрения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, на общем собрании членов товарищества или кооператива вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом

Обеспечение контроля собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива исполнения решений собрания и выполнения перечней услуг и работ в многоквартирном доме

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по одной из специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Домоведение»

2. Документ, подтверждающий опыт практической работы в области управления многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

1. Документ, подтверждающий наличие среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

2. Удостоверение о повышении квалификации по программам управления и эксплуатации многоквартирными домами.

3. Документ, подтверждающий опыт практической работы в компании по управлению многоквартирными домами или эксплуатации жилых и общественных зданий не менее одного года

Техник организации по управлению многоквартирным домом I категории (5 уровень квалификации)

«Специалист по управлению многоквартирным домом»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
«11» апреля 2014 г. № 236н

Новости ЖКХ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №584, все муниципальные учреждения ЖКХ и внебюджетные фонды должны до 31 декабря 2019 года пройти аттестацию сотрудников, которые должны сдать экзамен на подтверждение квалификации.

Читайте также:  Банкиры описали, как в кризис выглядит типичный ипотечный заемщик

В рамках II Общероссийского летнего съезда руководителей и специалистов жилищного и коммунального хозяйства в Ялте была проведена тематическая секция по данному вопросу.

К выступлению были приглашены ведущие эксперты-практики отрасли: Юрий Алексеевич Мисюрёв, Руководитель центра развития квалификаций в сфере строительства и ЖКХ ФАУ “РосКапСтрой” и Мария Николаевна Шилина, Руководитель Центра сертификации ИДПО ГАСИС ВШЭ, Ведущий научный сотрудник ФГБУН ИПУ РАН. Помимо вышеперечисленных должностей, в рамках данной встречи Мария Николаевна представляла совет по профессиональным квалификациям ЖКХ.

«Цель моего выступления – рассказать профессиональному сообществу, что в стране появилось еще одно большое направление, которое пока еще остается без внимания первых лиц компаний и предприятий в сфере ЖКХ. В итоге это может быть потом чревато существенными финансовыми расходами. Система уже частично работает, но штрафовать за несоблюдение будут с 2020 года» – заявила Шилина в рамках вступления.

По словам Мисюрёва, в соответствии с изменениями, внесенными в ТК РФ в закон «Об образовании», с принятием 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», предприятия ЖКХ должны аккредитовывать и лицензировать своих сотрудников. Он подчеркнул, что учитывая квалификацию работников, предъявляются определенные требования в рамках профессиональных стандартов.

Далее Шилина рассказала о существующей ситуации на сегодняшний день. В данный момент на рынке профессиональной оценки квалификации пользуются только устаревшими тарифными справочниками, в которых коротко указаны требования к профессиям в сфере ЖКХ. На основе этих требований пишут инструкцию с должностными обязанностями сотрудника, добавляя минимальные частные моменты, касающиеся конкретной организации. Но единый системный взгляд на профессии жилищного и коммунального хозяйства отсутствует.

Чтобы продолжать работу в жилищно-коммунальной сфере все работники должны будут подтвердить соответствие своих знаний и умений профессиональному стандарту. Проверка будет проходить регулярно раз в три года или пять лет в зависимости от статуса должности. Сотрудники, сдавшие экзамен, будут включены в единый реестр, а не сдавшие должны будут пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку и повторно сдать экзамен.

Что касается насущного вопроса: «где взять на это деньги?», Юрий Алексеевич пояснил, что в ПП РФ №584 в пункте 6 определено, что финансы на это берутся из бюджетных средств, из плана финансово-хозяйственной деятельности и из собственных средств предприятия.

Сегодня для студентов уже предусмотрен подготовительный шаг в профессию. Ряд ВУЗов на последнем курсе предлагает специалисту сразу пойти на ДПО по специальной программе. Выпускник ВУЗа может сдать не только общие экзамены, но и экзамены по ДПО и сразу пройти оценку квалификации. Тогда рынок получает специалиста с базовым набором знаний, специализированным набором знаний по ДПО и с оценкой, внесенной в реестр.

Задача СПК, помимо разработки профессиональных стандартов – помочь профессиональному сообществу войти в новую систему с минимальными потерями. Совет по профессиональным квалификациям ЖКХ занимается организацией независимой оценки квалификаций и профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ.

Для полного запуска системы необходим ряд действий на региональном уровне.

«В первую очередь, нужно утвердить план обязательного перехода на применение профстандартов для региональных представителей с государственным участием. Далее создать и развить сети центров оценки квалификаций. Организовать на базе региональных образовательных организаций системы подготовки кадров, включая разработку образовательных программ и проведения их профессионально-общественной аккредитации. Вовлечь крупных работодателей региона в систему организации труда на основе профессиональных стандартов. Также включить регион в федеральный медиапроект по обеспечению престижности профессий в ЖКХ» – пояснила аудитории Шилина.

Кажется, что 2020 год это еще так далеко, но даже если в организации, к примеру, работает сто человек, то работодателю уже сегодня надо заняться этим вопросом. Иначе в последние дни 2019 года он будет вынужден очень быстро и не всегда экономически оправдано решать этот вопрос. Об этом Мария Николаевна Шилина и хотела рассказать участникам совещания, чтобы они заблаговременно начали эту работу в своих организациях.

Стандарты и правила деятельности обслуживающих и управляющих организаций в жилищной сфере

решением Совета НО «Ассоциация компаний

Протокол № 5 от «13 октября 2009 г.

СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА

ОБСЛУЖИВАЮЩИХ И УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

(членов СРО «Ассоциация компаний управляющих недвижимостью»)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Стандарты и правила деятельности управляющих организаций в жилищной сфере (далее – Стандарты) разработаны в соответствии с Федеральными законами “О саморегулируемых организациях», «О некоммерческих организациях», Уставом СРО «Ассоциация компаний управляющих недвижимостью» (далее – Ассоциация) в целях осуществления предпринимательской деятельности с соблюдением требований, установленных Стандартами.

1.2. В настоящих Стандартах используются следующие основные понятия и термины:

    Деятельность – предпринимательская деятельность члена Ассоциации в качестве управляющей или обслуживающей организации.

· Управляющая организация – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, которое осуществляет управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирными домами (далее – МКД), заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД или по результатам открытого конкурса.

· Обслуживающая подрядная организация – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, которое осуществляет техническую эксплуатацию многоквартирных домов на основании договора, заключенного с управляющей компанией или непосредственно с собственниками помещений на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

· Управление многоквартирным жилым домом деятельность компании-члена Ассоциации, направленная на техническую эксплуатацию многоквартирного дома, обеспечивающую благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

    Обслуживание общего имущества в МКД – комплекс мер, направленных на поддержание общего имущества в МКД в состоянии, предусмотренном договором управления или технической эксплуатации. Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме – комплекс работ, проводимых по решению собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) и обеспеченный финансированием согласно условиям договора управления или технической эксплуатации. Профессиональное и деловое сотрудничество – отношения, которые складываются между членами Ассоциации, а также членами Ассоциации с самой Ассоциацией по поводу и в процессе осуществления членами Ассоциации деятельности. Деловая этика – нормы поведения управляющих и обслуживающих организаций – членов Ассоциации с точки зрения нравственности при осуществлении деятельности.

1.3. При осуществлении своей деятельности управляющая или обслуживающая организация должна руководствоваться федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в котором осуществляет свою деятельность член Ассоциации, Уставом Ассоциации и иными локальными правовыми актами Ассоциации, договором управления МКД, договором технической эксплуатации МКД.

1.4. Настоящие Стандарты обязательны для исполнения всеми членами Ассоциации.

1.5. Управляющая или обслуживающая организация – член Ассоциации обязана неукоснительно соблюдать и исполнять решения органов управления Ассоциации, принятые в рамках их компетенции.

1.6. Члены Ассоциации не вправе осуществлять деятельность в ущерб иным субъектам деятельности, в том числе совершать действия, причиняющие моральный вред или ущерб потребителям работ и услуг, причиняющие ущерб деловой репутации члена Ассоциации либо деловой репутации Ассоциации.

1.7. Члены Ассоциации не должны использовать методы недобросовестной конкуренции.

1.8. Способом обеспечения имущественной ответственности членов Ассоциации перед потребителями работ и услуг управляющих или обслуживающих организаций является:

– формирование компенсационного фонда в соответствии с Положением о компенсационном фонде,

– создание системы личного и (или) коллективного страхования.

2. Правовые, финансово-экономические, производственно-технические основания для оказания услуг и выполнения работ

по договорам управления или технической эксплуатации МКД

Наличие у управляющей или обслуживающей организации:

    договоров управления или технической эксплуатации с собственниками помещений в МКД или договора на техническую эксплуатацию с управляющей компанией; наличие в договоре пункта о цене договора и способе ее изменения или наличие отдельного решения собственника по данному вопросу. предусмотренных договором управления договоров с ресурсоснабжающими организациями; технической и иной документации на МКД. лицензий и иной разрешительной документации в случаях, установленных законодательством, как у управляющей организации, так и у организаций, привлеченных к обслуживанию и ремонту жилищного фонда.

    реестра многоквартирных домов с указанием основных характеристик дома (площадь, кол-во квартир, кол-во собственников) и способа управления; реестра договоров с ресурсоснабжающими организациями;
    страхового полиса гражданской ответственности со страховой компанией, аккредитованной Ассоциацией; адресного (подомового) учета поступивших средств собственников помещений МКД и выполненных обязательств;

    задолженностей по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды Российской Федерации за последний завершенный отчетный период в размере свыше 10% суммы начисляемой собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений за ЖКУ управляющей организации по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; просроченных денежных обязательств перед кредиторами в размере свыше 25% суммы начисляемой собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений за ЖКУ управляющей организации по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, если эти задолженности возникли по вине управляющей организации.

2.3.1. Кадровая обеспеченность.

    руководителей организации с высшим профессиональным или средним специальным образованием; специалистов, имеющих сертификат соответствия персонала,

2.3.2. Материально-техническая обеспеченность.

    оборудованных нежилых помещений для размещения персонала и приема граждан; для управляющей организации: специально оборудованного помещения для принятия наличных денежных средств населения при осуществлении кассовых операций, или договора на сбор и перечисление средств населения со сторонней организацией в соответствии с действующим законодательством;
    аварийно-диспетчерской службы или договора на аварийно – диспетчерское обслуживание; основных средств, в том числе машин, оборудования, инструментов, необходимых для оказания услуг и выполнения работ по договорам управления, технической эксплуатации МКД или договоров с организациями способными выполнять эти работы; программного обеспечения для адресного (пообъектного) учета выполненных организацией обязательств, учета собственников помещений и лиц, проживающих в помещениях собственников, начисления и учета поступивших средств собственников помещений МКД, учета технических сведений МКД, или договоров с организациями способными выполнить эти работы.

3. Информационная открытость

3.1. Управляющая или обслуживающая организация обязана раскрывать для Ассоциации информацию о своей деятельности по договорам управления или технического обслуживания в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены внутренними документами Ассоциации.

3.2. Ассоциация посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обеспечивает доступ к информации:

1) о составе своих членов;

2) об условиях, о способах и порядке обеспечения ответственности членов Ассоциации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг);

3) о членах, прекративших свое членство в Ассоциации, и об основаниях прекращения их членства, а также об управляющих организациях, вступивших в Ассоциацию;

4) об условиях членства в Ассоциации;

5) о содержании Стандартов и правил Ассоциации;

6) о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов Ассоциации;

7) о принятых в связи с осуществляемыми Ассоциацией функциями решениях органов управления Ассоциации;

8) о случаях привлечения членов Ассоциации к ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации, стандартов и правил Ассоциации;

9) о составе и стоимости имущества компенсационного фонда Ассоциации;

10) об аттестатах, выданных членам Ассоциации или их работникам по результатам обучения;

11) о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта, в проведении которой Ассоциация принимала участие;

12) о результатах проведенных проверок деятельности членов Ассоциации;

13) о годовой бухгалтерской отчетности Ассоциации и результатах ее аудита;

14) иную предусмотренную федеральными законами и уставом Ассоциации информацию.

3.3. Ассоциация представляет информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.4. Ассоциация наряду с раскрытием информации, установленной п.3.2. настоящих Стандартов, вправе раскрывать иную информацию о своей деятельности и деятельности своих членов в порядке, установленном внутренними документами, если такое раскрытие не влечет за собой нарушение установленных членом Ассоциации порядка и условий доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, а также возникновение конфликта интересов Ассоциации и интересов ее членов и определяется в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности Ассоциации и ее членов.

4.1. Основной целью этических правил является введение в практику корпоративных норм поведения между членами Ассоциации и собственниками помещений МКД, между членами Ассоциации и самой Ассоциацией.

4.2. Члены Ассоциации должны:

· осуществлять свою деятельность без причинения ущерба другим членам Ассоциации, иным субъектам предпринимательской деятельности;

4.3. Члены Ассоциации не должны:

· использовать методы недобросовестной конкуренции;

· совершать действия, причиняющие моральный вред или ущерб собственникам помещений в МКД и иным потребителям их работ и услуг;

· совершать действия, причиняющие ущерб деловой репутации члена Ассоциации либо деловой репутации Ассоциации.

4.4. С целью предотвращения или урегулирования конфликта интересов членов Ассоциации, их работников и членов Ассоциации может быть создана Комиссия по конфликтным ситуациям.

5. Меры дисциплинарного воздействия

за нарушение членами Ассоциации требований Стандартов

5.1. Ассоциация осуществляет контроль над деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящих Стандартов через создаваемые специализированные органы:

1) Комитет по контролю соблюдения членами Ассоциации требований Стандартов (Комитет по контролю).

2) Комитет по рассмотрению дел о применении в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия (Дисциплинарный комитет).

5.2. Контрольные функции выполняются работниками Комитета по контролю путем проведения плановых и внеплановых проверок.

5.3. Предметом плановой проверки является соблюдение членами Ассоциации требований стандартов и правил Ассоциации. Продолжительность плановой проверки устанавливается Советом Ассоциации.

5.4. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Читайте также:  Четверть россиян намерены улучшить свои жилищные условия, показал опрос

5.5. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться:

· направленная в Ассоциацию жалоба на нарушение членом Ассоциации требований стандартов и правил Ассоциации;

· не предоставление в Комитет по контролю обязательной годовой отчетности о деятельности члена Ассоциации;

· обращение в Ассоциацию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования, в котором осуществляет свою деятельность член Ассоциации.

5.6. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в обращении или жалобе.

5.7. Член Ассоциации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу Комитета по контролю в порядке, определяемом Положением о Комитете по контролю.

5.8. В случае выявления нарушения членом Ассоциации требований настоящих Стандартов материалы проверки передаются в Дисциплинарный комитет для применения в отношении членов Ассоциации мер дисциплинарного воздействия.

5.9. Процедура рассмотрения жалоб и дел Дисциплинарным комитетом, содержание нарушений определяются Положением о Дисциплинарном комитете.

5.10. Дисциплинарный комитет при рассмотрении жалоб на действия членов Ассоциации обязана приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов Ассоциации, в отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия.

5.11. Дисциплинарный комитет в случаях, установленных Положением о Дисциплинарном комитете, вправе принять решение о применении следующих мер дисциплинарного воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего члена Ассоциации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) вынесение члену Ассоциации предупреждения;

3) наложение на члена Ассоциации штрафа;

4) рекомендация об исключении лица из членов Ассоциации, подлежащая рассмотрению Советом Ассоциации;

5) иные установленные внутренними документами Ассоциации меры.

5.12. Решения, предусмотренные п/п 1,2,3,5 п. 5.11. принимаются простым большинством голосов членов Дисциплинарного комитета и вступают в силу с момента их принятия. Решение, предусмотренное п/п. 4 п. 5.11 может быть принято не менее чем 75% голосов членов Дисциплинарного комитета.

5.13. Решения Дисциплинарного комитета, за исключением решения, предусмотренного п/п 4 п.5.11. могут быть обжалованы членами Ассоциации в Совет Ассоциации в установленные сроки.

5.14. Решение Совета Ассоциации об исключении лица из членов Ассоциации может быть обжаловано лицом, исключенным из членов Ассоциации, в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5.15. Денежные средства, полученные Ассоциацией в результате наложения на члена Ассоциации штрафа, подлежат зачислению в компенсационный фонд Ассоциации.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящие Стандарты вступают в силу с момента их утверждения Советом Ассоциации.

6.2. Все изменения и дополнения к настоящим Стандартам действительны только с момента их утверждения Советом Ассоциации.

Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 29.11.2018) “О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов”

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 января 2013 г. N 23

РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.

4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

от 22 января 2013 г. N 23

РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.

3. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (далее – разработчики).

4 – 5. Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 23.09.2014 N 970.

II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет), на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

8(1). Разработка проектов профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием союза “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)” (далее – союз).

8(2). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям союза и советов по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее – советы) утверждает перечень профессий, по которым союз участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее – перечень профессий).

9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, союза в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций.

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта.

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в союз в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и союз направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения.

При наличии замечаний и предложений союза Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится согласительное совещание с участием представителей разработчика, союза, совета и профессиональных союзов (их объединений).

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и союзом (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, союзом (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.

15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.

16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

19. Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях в течение 10 дней со дня их вступления в силу направляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации для учета при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

20 – 24. Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 23.09.2014 N 970.

III. Порядок применения профессиональных стандартов

Утратил силу с 1 июля 2016 года. – Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 N 406.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 29.11.2018) “О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов”

Согласно пункту 25 постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” профессиональные стандарты применяются:

– работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

В соответствии с пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (ред. от 23 сентября 2014 г.) “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” профессиональные стандарты применяются:

2.2. разработку профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” и Приложением N 2 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266);

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов”.

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Новизна и высокая ответственность восстановительной и медиативной деятельности вызывает необходимость разработки системы аттестации и сертификации работников сети служб медиации и специалистов, занимающихся медиативной деятельностью в различных сферах, включая разработку критериев и показателей эффективности работы для основных категорий руководителей и специалистов. Делать это необходимо в том числе на основе профессионального стандарта по медиации как самостоятельного вида деятельности, который разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов”. Этот стандарт должен включать блок трудовых функций, имеющий общий (“сквозной”) характер для всех видов деятельности, связанных с общением (социальная сфера, управление) и в первую очередь с работой с детьми.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управлении (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов”).

Ссылка на основную публикацию