Правительство потребовало от регионов Северного Кавказа повысить вдвое заниженные тарифы ЖКХ

Дисконты Северного Кавказа

Власти регионов Северного Кавказа искусственно занижают тарифы на электроэнергию для населения и бюджетных организаций, признают Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ряде республик тарифы вдвое меньше экономически обоснованных уровней, а Чечня и вовсе до сих пор не приняла тарифных решений на вторую половину года. Низкие цены вкупе с хроническими неплатежами ведут к тому, что энергетикам сложно финансировать ремонты и инвестпрограммы. ФАС требует повысить тарифы до необходимого уровня, иначе местным чиновникам грозят штрафы и дисквалификации.

В пятницу на заседании правительственной комиссии по развитию Северо-Кавказского федерального округа (СКФО; о ее ходе см. также “Ъ” от 12 марта) обсуждалась проблема неплатежей за энергоресурсы. Первый замминистра энергетики Алексей Текслер предложил поручить ФАС проверить в округе тарифы на ЖКХ и электроэнергию на предмет экономической обоснованности. Организации ЖКХ и бюджетного сектора — основные неплательщики, пояснил он, поэтому необходимо принять “сбалансированные тарифные решения” или компенсировать выпадающие доходы компаний.

Вопрос о необходимости проверки энерготарифов сетевых и сбытовых компаний в СКФО в 2015-2016 годах и соотнесении тарифов ЖКХ с фактическими затратами компаний поднимался, подтвердил “Ъ” заместитель главы ФАС Виталий Королев. По его словам, служба уже выяснила, что во многих регионах электросетевые тарифы существенно занижены. В Северной Осетии они на второе полугодие 2016 года оказались на 46% ниже предельных минимумов, в Дагестане — на 18%, а в Чечне не установлены вовсе. Это единственный регион РФ, который до сих пор этого не сделал, подчеркивают в ФАС.

Господин Королев считает, что такая тарифная политика негативно сказывается на сетевых компаниях, которые и так находятся в крайне сложном экономическом положении из-за хронических неплатежей.

МРСК Северного Кавказа называлась в числе предбанкротных структур “Россетей”. На задолженность гарантирующих поставщиков (ключевых энергосбытов регионов) СКФО, принадлежащих “Россетям”, приходится 60% от общей задолженности на оптовом энергорынке, хотя объем потребления Северного Кавказа составляет всего 1,5%, отмечает Виталий Королев. Служба потребует от регионов переутвердить тарифы в рамках предельных уровней, иначе они будут отменены, а чиновники — привлечены к административной ответственности (штраф или дисквалификация). В среднем индексация сетевых тарифов в 2016 году по России не должна превышать 7,5%.

На оптовом энергорынке гарантирующие поставщики и крупные потребители СКФО платят за энергию примерно на 40% ниже рыночных цен по так называемым регулируемым договорам (цены поставки населению). Эта льгота для региона должна была прекратиться с 2015 года, но правительство продлило ее до 2018 года при условии улучшения платежной дисциплины и снижения потерь. Но задолженность местных сбытов на оптовом рынке в 2015 году выросла на 17%, до 32 млрд руб., сообщил Алексей Текслер, добавив, что на розничном рынке в 2015 году потребители не оплатили 6% потребления. Розничный долг больше всего прирос в Дагестане — на 4,3 млрд руб., а самый низкий уровень расчетов показала Ингушетия — оплачено лишь 65%. Господин Текслер заметил, что после смены гарантирующего поставщика в Чечне задолженность начала снижаться.

В рознице энергетикам в СКФО хуже всего платят организации ЖКХ и водоснабжения — лишь 75%. При этом в округе традиционно наименьшая доля расходов на ЖКХ в структуре расходов семьи. Так, по данным исследования “РИА Рейтинг”, в 2014 году этот показатель был самым низким в Чечне и Дагестане — 4,3% и 4,8% соответственно, а больше всего на ЖКХ тратили в Московской и Ленинградской областях — 16% и 14,4% соответственно.

Также должниками заместитель министра назвал сети, задерживающие оплату потерь энергии сбытам, но они просто не в силах покрыть потери, которые заметно выше нормативных. “Сверхнормативные потери — это, по сути, незаконные подключения или попросту хищения электроэнергии”,— констатирует он.

Между тем заниженные тарифы и так ведут к сокращению ремонтов и инвестпрограмм, добавляют в МРСК Северного Кавказа. Наиболее тяжелая ситуация с поддержанием сетей в Дагестане — там одни из самых низких в стране тарифов и в них вообще нет средств на инвестиции, говорят в компании. А в случае обещанного властями Северной Осетии сокращения тарифов для предприятий на 35% компания может аннулировать инвестпрограмму до 2020 года в республике на 900 млн руб., говорили в МРСК.

ФАС: россияне переплачивают за ЖКХ более чем в два раза

Все тарифы монополий в сфере жилищно-коммунальных услуг утверждаются подотчетными Федеральной антимонопольной службой (ФАС) региональными комиссиями. Другими словами, все тарифные вопросы – дело именно службы. Но там же признаются, что люди переплачивают за большинство услуг более 100% их себестоимости. О чем прямо сказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Сегодня у трех четвертей регионов завышены тарифы ЖКХ, у остальных, напротив, занижены.

Тарифы на воду могут отличаться в 54 раза в соседних регионах.

Антимонопольная служба хочет урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, отметил Артемьев в программе «Поздняков» на телеканале НТВ.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам,— это все чушь собачья»,- Сказал глава ФАС в интервью.

По информации главы ФАС «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольной служба не дотягивается. Он также добавил, что сегодня в правительстве уже находится проект закона об основах тарифного регулирования.

Все споры по тарифам подают либо в суд, либо в ФАС, заметил эксперт ОНФ Арсений Беленький. «Поэтому странно слышать подобное высказывание от руководителя организации управляющей всеми тарифами », – сказал собеседник «Газеты.Ru».

Тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний. Для примера, у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза. Так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифов 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей. Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.

По его словам, одним из решений могло бы быть передача части полномочий ФАС к профильным министерствам, которые отвечают за соответствующие отрасли, например, Минстрою, Минэнерго.

«Сейчас коммунальную отрасль контролируют десятки ведомств, но не одно за нее не отвечает. Те же тарифы ,возможно, должны регулировать те, кто понимает из чего они состоят и для каких целей устанавливаются. А ФАС выполнял бы роль арбитра в спорах», – рассуждает Беленький.

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин согласен с Артемьевым в том, что необходимо менять законодательство о тарифном регулировании.

«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс – тот получает больший тариф», – поделился мнением Ионин.

Читайте также:  Россияне расхватывают ипотеку, пока ее еще можно взять по льготной ставке

По его словам, общая практика, что крупные коммунальные корпорации на местах имеют преференции и, условно, их котельные работают на более высоких тарифах, чем те, что, по- честному, пытается их обосновать.

«Потом ФАС в ручном режиме пытается отследить какие-то частные злоупотребления при установке тарифов, но это – сизифов труд. Правильнее четко сформулировать правила для всех, но лобби коммунальных олигархов пресекает такие попытки в зародыше», – отметил депутат.

Так или иначе, но россиян ждет очередное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля 2019 года на 2,4%. В этом году тарифы индексируются в два этапа. Первый прошел в феврале – на 1,7%. Такое решение было сделано из-за повышения ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20% с 1 января 2019 года.

«В целом по году предполагается, что тарифы увеличатся на 4,3%. Уже в феврале люди почувствуют увеличение на 1,7%. Но денежка-то за полгода набежит, и потом присоединится повторное повышение на 2,4%…», – рассказала ранее в интервью «Газете.Ru» депутат Госдумы Галина Хованская.

По ее словам, долги по ЖКХ уже достигли триллиона рублей. Но граждане не главные неплательщики. Среди должников очень много бюджетных организаций, федеральных органов власти, в первую очередь, Министерство обороны – очень серьезный должник.

Регионы Северного Кавказа повысили собираемость долгов за услуги ЖКХ

МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Регионы Северного Кавказа (СКФО) по итогам 2016 года увеличили собираемость задолженностей перед предприятиями топливно-энергетического комплекса (ТЭК). По данным региональных управлений Федеральной службы судебных приставов России (ФССП), сборы платежей возросли на десятки миллионов рублей.

Ситуация в топливно-энергетическом комплексе северокавказского региона остается сложной – на регионы СКФО приходится более половины от объема всех долгов за потребленный газ по России и более 40% от общероссийской задолженности за электроэнергию на оптовом рынке.

Приставы дают результат

Судебные приставы Карачаево-Черкесии (КЧР) в 2016 году взыскали около 285 млн рублей задолженности в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса республики. Это на 54,3 млн больше, чем годом ранее, сообщила ТАСС представитель регионального управления ФССП Лаура Кипкеева.

“В течение прошлого года было окончено 4391 исполнительное производство на общую сумму более 284,9 млн рублей, тогда как в 2015 году – более 3 тыс. производств на 230,6 млн”, – сказала она.

Среди различных категорий долгов в Ставропольском крае лидирует оплата за потребленные энергоресурсы – 33 тыс. 188 исполнительных производств на более чем 1,5 млрд рублей в пользу организаций топливно-энергетического комплекса, что на 15% больше аналогичного периода 2015 года по количеству и вдвое – по сумме. “Предприятиям ТЭК перечислено свыше 346,1 млн рублей, что более, чем наполовину выше 2015 года”, – рассказал ТАСС руководитель УФССП по региону Николай Коновалов.

В 2016 году судебные приставы Северной Осетии увеличили сумму взысканий задолженности в пользу топливно- энергетических компаний до 1,045 млрд рублей, в Ингушетии в пользу организаций ТЭК в прошлом году было взыскано более 90 млн, в КБР взыскали с должников за потребленные энергоресурсы и услуги ЖКХ около 95 млн, в Чечне – 118 млн коммунальных долгов.

В Дагестане “техническое” снижение

Уменьшение взысканий в пользу предприятий ТЭК на Северном Кавказе произошло только в Дагестане, что связано не с фактическим уменьшением сборов, а с особенностями исполнительного производства.

Как сообщили ТАСС в УФССП по Республике Дагестан, в 2016 году на исполнении в службе судебных приставов региона находилось 10 тыс. 600 исполнительных производств на общую сумму взыскания 6,2 млрд рублей в пользу организаций ТЭК, что почти на треть меньше и по количеству, и по сумме, чем в 2015 году. Из них окончено и прекращено исполнительных производств на сумму 1,082 млрд, тогда как в 2015 году сумма взысканий превысила 4,7 млрд.

“Основная причина уменьшения взысканной суммы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обусловлена тем, что сводное исполнительное производство в отношении ПАО “Дагестанская энергосбытовая компания”, которое обеспечивало наибольшее взыскание, в соответствии с постановлением директора Федеральной службы судебных приставов РФ Артура Парфенчикова 19 июля 2016 года передано в управление по исполнению особо важных исполнительных производств”, – пояснили в ведомстве.

За границу не пустили, имущество арестовали

Основными мерами воздействия на злостных неплательщиков за услуги ЖКХ являются аресты имущества и ограничение права выезда за пределы страны. Так, в Ингушетии за 2016 год было наложено 393 ареста на имущество, принадлежащее должникам, вынесено 873 постановления на временное ограничение права выезда за пределы страны.

В Северной Осетии задолженность с физических лиц в пользу организаций ТЭК взыскивается с заработной платы и иных доходов должника, а также за счет реализации арестованного имущества. “В отчетном периоде судебными приставами-исполнителями в рамках 1901 исполнительного производства вынесены соответствующие постановления об обращении взыскания на заработную плату”, – сообщила руководитель ведомства Светлана Гацоева.

Самый большой долг, взысканный в 2016 году судебными приставами Кабардино-Балкарии (КБР), составил более 1 млн рублей. “В работе у приставов по названным долгам в настоящее время остается более 11,1 тыс. дел. По находящимся на исполнении производствам о взыскании задолженности по коммунальным платежам 514 гражданам вынесены постановления о временном ограничении права на выезд из страны”, – рассказали в управлении ФССП по республике.

В КЧР в среднем задолженность каждого из жителей- должников составляет примерно 20-30 тыс. рублей, при этом в региональном управлении ФССП находится около 4,2 тыс. исполнительных производств на общую сумму более 200 млн. “В 2016 году по 672 исполнительным производствам на сумму более 30 млн вынесены постановления об удержании с заработной платы и иных видов доходов должников, 889 жителей республики за неуплату за потребленные энергоресурсы ограничены в праве выезда за пределы Российской Федерации”, – уточнили в департаменте судебных приставов.

Одной из основных мер воздействия для карачаево- черкесских приставов стал запрет на проведение регистрации имущества. “Одна из самых действенных мер – арест имущества. Должника нельзя лишить единственного жилья, наложив арест и продав его за долги, но можно ввести запрет на регистрацию. То есть пока гражданин не погасит долги, он не сможет продать или обменять квартиру, подарить ее, проводить какие-либо операции со своей недвижимостью”, – пояснили в ведомстве.

По данным правительства РФ, озвученным 27 декабря 2016 года в Горках на заседании правкомиссии по социально- экономическому развитию СКФО, объем долгов за газ и электроэнергию на Северном Кавказе увеличивается. С учетом долгов предыдущих лет общая задолженность за газ превысила 70 млрд рублей. Общая задолженность северокавказского региона за электроэнергию составляет почти 25 млрд.

Читайте также:  Солнечная электростанция появится под Астраханью

ФАС: россияне переплачивают за ЖКХ вдвое

Лента новостей

Все новости »

Федеральная антимонопольная служба собирается решить проблему при помощи нового законопроекта. Глава ФАС Игорь Артемьев назвал происходящее «тарифным хулиганством»

Фото: Александр Рюмин/ТАСС –>

Обновлено в 17:50

Россияне вдвое переплачивают за ЖКХ, заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, и ведомство хочет решить проблему новым законопроектом. Как сказал Артемьев в интервью программе «Поздняков» на телеканале НТВ, граждане по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. «И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам — это все чушь собачья», — сказал он.

Артемьев пояснил, что «тарифное хулиганство» происходит на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления, куда ФАС «трудно дотянуться, так как у регионов свои правовые полномочия». ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который сейчас проходит согласование в правительстве. «У нас остается только два вида тарифов: текущий и инвестиционный», — уточнил глава ФАС.

Участники рынка коммунальных услуг поддерживают инициативу ФАС и поясняют: постоянный рост тарифов инициируют естественные монополии, в ущерб и пользователям, и управляющим компаниям. Комментирует исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина:

Вера Москвина исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ «Артемьев прав. Мы действительно уже переплюнули стопроцентную [себестоимость]. Регионы самостоятельно устанавливают этот тариф в зависимости от месторасположения, климатических особенностей, экономических особенностей и так далее. Порядка в этом нет. Мы имеем дело с естественными монополистами, которых породила система, конкурентной среды в этой сфере нет никакой. Как правило, любая ресурсоснабжающая организация очень часто является карманной организацией и администрацией региона. Рука руку моет. В рекомендованной формуле управляющая компания насчитывает жителям, допустим, 100, жители платят эти 100, а ресурсоснабжающие организации по своей формуле управляющей компании насчитывают 300, и управляющая компания ежемесячно разницу в 200 отдает. В конце концов управляющая компания разорена, причем банкротства идут по всей стране. Так вот хотелось бы, чтобы такой аналогии в том, что сейчас предлагает Артьемьев, не случилось. Если пройдет экспертное согласование, это будет огромное счастье для ЖКХ. Самое главное, чтобы все эти инициативы проходили согласование на земле, с теми, кто делает эту работу, и кто реально с этим столкнется в будущем».

По данным ФАС, тарифы у одних и тех же поставщиков ресурсов в границах одного и того же региона могут различаться на воду и водоотведение в 54-56 раз, электроэнергию — в 12 раз, тепло — в восемь раз, обратил внимание глава антимонопольного ведомства.
«Надо наводить порядок, потому что это не просто бардак, но еще и коррупция», — подчеркнул Артемьев.

Вот что говорит председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты России Константин Крохин:

Константин Крохин председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты России «Сам регион по желаниям местных монополистов устанавливает тариф, исходя из предложений этих организаций. Мы надеемся, что будет создан и уполномочен орган, это может быть ФАС, это может быть иной орган, который будет все-таки следить, с точки зрения соблюдения прав потребителей, чтобы это был орган, который включает в себя в том числе и сообщество потребителей, чтобы формирование тарифов происходило прозрачно, чтобы к нему было больше доверия, и уже установленный тариф утверждался и оплачивался потребителями как проверенный. На сегодняшний день такого доверия нет, и это возбуждает определенные протестные настроения, недовольства, потому что они смотрят свою платежку, и она растет. За последние два года сумма в платежах выросла в два раза, притом что зарплаты такого роста не имеют, и аппетиты монополистов с каждым годом все больше и больше. Никто, ни один монополист не выходит и не говорит: давайте снизим. Ведь цены на нефть и газ упали за последние семь лет в два раза, но никто не вышел с инициативой снизить тарифы ЖКХ в два раза, все наоборот говорят, что надо повышать. НДС повысили и взяли, повысили опять тарифы».

По данным антимонопольного ведомства, переплата за услуги ЖКХ зафиксирована в трех четвертях российских регионов, а одна четверть, наоборот, имеет заниженные тарифы, что приводит к некачественной работе стареющей коммунальной инфраструктуры.

ФАС в СМИ: Дисконты Северного Кавказа

Тарифы на электроэнергию и ЖКХ в СКФО оказались заниженными

Власти регионов Северного Кавказа искусственно занижают тарифы на электроэнергию для населения и бюджетных организаций, признают Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ряде республик тарифы вдвое меньше экономически обоснованных уровней, а Чечня и вовсе до сих пор не приняла тарифных решений на вторую половину года. Низкие цены вкупе с хроническими неплатежами ведут к тому, что энергетикам сложно финансировать ремонты и инвестпрограммы. ФАС требует повысить тарифы до необходимого уровня, иначе местным чиновникам грозят штрафы и дисквалификации.

В пятницу на заседании правительственной комиссии по развитию Северо-Кавказского федерального округа (СКФО; о ее ходе см. также “Ъ” от 12 марта) обсуждалась проблема неплатежей за энергоресурсы. Первый замминистра энергетики Алексей Текслер предложил поручить ФАС проверить в округе тарифы на ЖКХ и электроэнергию на предмет экономической обоснованности. Организации ЖКХ и бюджетного сектора — основные неплательщики, пояснил он, поэтому необходимо принять “сбалансированные тарифные решения” или компенсировать выпадающие доходы компаний.

Вопрос о необходимости проверки энерготарифов сетевых и сбытовых компаний в СКФО в 2015-2016 годах и соотнесении тарифов ЖКХ с фактическими затратами компаний поднимался, подтвердил “Ъ” заместитель главы ФАС Виталий Королев. По его словам, служба уже выяснила, что во многих регионах электросетевые тарифы существенно занижены. В Северной Осетии они на второе полугодие 2016 года оказались на 46% ниже предельных минимумов, в Дагестане — на 18%, а в Чечне не установлены вовсе. Это единственный регион РФ, который до сих пор этого не сделал, подчеркивают в ФАС.

Господин Королев считает, что такая тарифная политика негативно сказывается на сетевых компаниях, которые и так находятся в крайне сложном экономическом положении из-за хронических неплатежей.

МРСК Северного Кавказа называлась в числе предбанкротных структур “Россетей”. На задолженность гарантирующих поставщиков (ключевых энергосбытов регионов) СКФО, принадлежащих “Россетям”, приходится 60% от общей задолженности на оптовом энергорынке, хотя объем потребления Северного Кавказа составляет всего 1,5%, отмечает Виталий Королев. Служба потребует от регионов переутвердить тарифы в рамках предельных уровней, иначе они будут отменены, а чиновники — привлечены к административной ответственности (штраф или дисквалификация). В среднем индексация сетевых тарифов в 2016 году по России не должна превышать 7,5%.

Читайте также:  Отопительный сезон в Ульяновской области проходит в штатном режиме

На оптовом энергорынке гарантирующие поставщики и крупные потребители СКФО платят за энергию примерно на 40% ниже рыночных цен по так называемым регулируемым договорам (цены поставки населению). Эта льгота для региона должна была прекратиться с 2015 года, но правительство продлило ее до 2018 года при условии улучшения платежной дисциплины и снижения потерь. Но задолженность местных сбытов на оптовом рынке в 2015 году выросла на 17%, до 32 млрд руб., сообщил Алексей Текслер, добавив, что на розничном рынке в 2015 году потребители не оплатили 6% потребления. Розничный долг больше всего прирос в Дагестане — на 4,3 млрд руб., а самый низкий уровень расчетов показала Ингушетия — оплачено лишь 65%. Господин Текслер заметил, что после смены гарантирующего поставщика в Чечне задолженность начала снижаться.

В рознице энергетикам в СКФО хуже всего платят организации ЖКХ и водоснабжения — лишь 75%. При этом в округе традиционно наименьшая доля расходов на ЖКХ в структуре расходов семьи. Так, по данным исследования “РИА Рейтинг”, в 2014 году этот показатель был самым низким в Чечне и Дагестане — 4,3% и 4,8% соответственно, а больше всего на ЖКХ тратили в Московской и Ленинградской областях — 16% и 14,4% соответственно.

Также должниками заместитель министра назвал сети, задерживающие оплату потерь энергии сбытам, но они просто не в силах покрыть потери, которые заметно выше нормативных. “Сверхнормативные потери — это, по сути, незаконные подключения или попросту хищения электроэнергии”,– констатирует он.

Между тем заниженные тарифы и так ведут к сокращению ремонтов и инвестпрограмм, добавляют в МРСК Северного Кавказа. Наиболее тяжелая ситуация с поддержанием сетей в Дагестане — там одни из самых низких в стране тарифов и в них вообще нет средств на инвестиции, говорят в компании. А в случае обещанного властями Северной Осетии сокращения тарифов для предприятий на 35% компания может аннулировать инвестпрограмму до 2020 года в республике на 900 млн руб., говорили в МРСК.

Дисконты Северного Кавказа. Тарифы на электроэнергию и ЖКХ в СКФО оказались заниженными

Власти регионов Северного Кавказа искусственно занижают тарифы на электроэнергию для населения и бюджетных организаций, признают Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ряде республик тарифы вдвое меньше экономически обоснованных уровней. Низкие цены вкупе с хроническими неплатежами ведут к тому, что энергетикам сложно финансировать ремонты и инвестпрограммы. ФАС требует повысить тарифы до необходимого уровня, иначе местным чиновникам грозят штрафы и дисквалификации.

В пятницу на заседании правительственной комиссии по развитию Северо-Кавказского федерального округа обсуждалась проблема неплатежей за энергоресурсы. Первый замминистра энергетики Алексей Текслер предложил поручить ФАС проверить в округе тарифы на ЖКХ и электроэнергию на предмет экономической обоснованности. Организации ЖКХ и бюджетного сектора – основные неплательщики, пояснил он, поэтому необходимо принять «сбалансированные тарифные решения» или компенсировать выпадающие доходы компаний.

Вопрос о необходимости проверки энерготарифов сетевых и сбытовых компаний в СКФО в 2015–2016 годах и соотнесении тарифов ЖКХ с фактическими затратами компаний поднимался, подтвердил «Ъ» заместитель главы ФАС Виталий Королёв. По его словам, служба уже выяснила, что во многих регионах электросетевые тарифы существенно занижены. В Северной Осетии они на второе полугодие 2016 года оказались на 46% ниже предельных минимумов, в Дагестане – на 18%, а в Чечне не установлены вовсе.

МРСК Северного Кавказа называлась в числе предбанкротных структур «Россетей». На задолженность гарантирующих поставщиков СКФО, принадлежащих «Россетям», приходится 60% от общей задолженности на оптовом энергорынке, хотя объём потребления Северного Кавказа составляет всего 1,5%, отмечает Виталий Королёв. Служба потребует от регионов переутвердить тарифы в рамках предельных уровней, иначе они будут отменены, а чиновники – привлечены к административной ответственности. В среднем индексация сетевых тарифов в 2016 году по России не должна превышать 7,5%.

Как Северный Кавказ отогреют займом

В ноябре экспертный совет Фонда развития промышленности (ФРП) одобрил выделение 500 млн руб. займа первому предприятию из СКФО. Проект по запуску завода алюминиевых радиаторов общей стоимостью 885 млн руб. теперь должен получить одобрение наблюдательного совета фонда. Всего на поддержку ФРП рассчитывает 28 предприятий Северного Кавказа.

На оптовом энергорынке гарантирующие поставщики и крупные потребители СКФО платят за энергию примерно на 40% ниже рыночных цен по так называемым регулируемым договорам (цены поставки населению). Эта льгота для региона должна была прекратиться с 2015 года, но правительство продлило её до 2018 года при условии улучшения платёжной дисциплины и снижения потерь. Но задолженность местных сбытов на оптовом рынке в 2015 году выросла на 17%, до 32 млрд руб., сообщил Алексей Текслер. Розничный долг больше всего прирос в Дагестане – на 4,3 млрд руб., а самый низкий уровень расчётов показала Ингушетия – оплачено лишь 65%.

В рознице энергетикам в СКФО хуже всего платят организации ЖКХ и водоснабжения – лишь 75%. При этом в округе традиционно наименьшая доля расходов на ЖКХ в структуре расходов семьи. Так, по данным исследования «РИА Рейтинг», в 2014 году этот показатель был самым низким в Чечне и Дагестане – 4,3% и 4,8% соответственно, а больше всего на ЖКХ тратили в Московской и Ленинградской областях – 16% и 14,4% соответственно.

Как Северному Кавказу перезагрузили программу

В октябре прошлого года была представлена новая версия госпрограммы развития Северного Кавказа до 2025 года. Программа переориентирована с социальной поддержки региона на его экономическое развитие. Также должниками заместитель министра назвал сети, задерживающие оплату потерь энергии сбытам, но они просто не в силах покрыть потери, которые заметно выше нормативных. «Сверхнормативные потери – это, по сути, незаконные подключения или попросту хищения электроэнергии», – констатирует он.

Между тем заниженные тарифы и так ведут к сокращению ремонтов и инвестпрограмм, добавляют в МРСК Северного Кавказа. Наиболее тяжёлая ситуация с поддержанием сетей в Дагестане – там одни из самых низких в стране тарифов и в них вообще нет средств на инвестиции, говорят в компании. А в случае обещанного властями Северной Осетии сокращения тарифов для предприятий на 35% компания может аннулировать инвестпрограмму до 2020 года в республике на 900 млн руб., говорили в МРСК.

Газета «Коммерсантъ», 14.03.2016 г.

Ссылка на основную публикацию