Переход на новую систему обращения с отходами проконтролирует межведомственная рабочая группа

“Мусорная” реформа: регионам, не готовым к новой схеме работы с ТКО, дали отсрочку

yoka66 / Depositphotos.com

К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ “О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”).

В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1-2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, далее – Закон № 89-ФЗ). Порядок заключения таких договоров определен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

В связи с этим регионы должны были:

  • до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с отобранными на конкурсной основе региональными операторами (п. 3 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ);
  • до 1 июля 2018 года – направить предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона в орган регулирования (п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ).

Кроме того, переход к новым правилам обращения с ТКО предполагает (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса), что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами становится составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме (при этом обязанность по ее внесению наступает лишь при наличии вышеуказанного соглашения с региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года) (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ). Ранее платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входили в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, как пояснял Минстрой России (письмо Минстроя России от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04), после перехода на новую систему обращения с ТКО в квитанции на оплату ЖКХ должна появиться отдельная строка “коммунальная услуга по обращению с ТКО”, размер платы за которую рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, стоимости услуги регионального оператора и количества проживающих в жилом помещении граждан. Соответственно, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО из платы за содержание жилого помещения будет исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).

Однако в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО.

Так, субъектам Российской Федерации – городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов (ТКО) на их территории региональными операторами (п. 5 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). Если город федерального значения воспользуется таким правом, то на его территории этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами подлежат установлению планом мероприятий, согласованным с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься, как и ранее, в составе платы за содержание жилого помещения.

Остальным регионам предоставлено право, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора ТКО несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора любому другому оператору, осуществляющему деятельность на территории данного региона либо в пограничных с ней территориях, на срок, не превышающий одного года (п. 6 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). А при отказе такого лица от заключения соглашения договор можно будет заключить с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, который имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Если указанные действия окажутся безуспешными, то регион будет вправе отложить переход на новую схему обращения с ТКО до 1 января 2020 года (п. 7 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). В этом случае на территории данного субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного региона по согласованию с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Также поправками предусмотрено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО (п. 8 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). При наличии соответствующего заключения Минприроды России они могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ. Однако впоследствии (не позднее 1 января 2023 года) такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами и подлежат обустройству и рекультивации.

Переход на новую систему обращения с отходами проконтролирует межведомственная рабочая группа

Создана межведомственная рабочая группа по внедрению реформы обращения с отходами, которую возглавил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис Андрей Чибис. О ее задачах замминистра рассказал 5 июня в ходе Всероссийского видеоселекторного совещания по вопросам обращения с отходами.

По его словам, для ужесточения контроля за внедрением новой системы обращения с отходами будут использоваться принципы проектного управления – на федеральном уровне за эту задачу будет отвечать специальная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минприроды России, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, ФАС России, Минэкономразвития, Минпромторга, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и другие. Во всех регионах в срок до 1 июля должны быть разработаны дорожные карты по внедрению реформы и созданы соответствующие комиссии под руководством глав регионов. «Межведомственная рабочая группа будет на постоянной основе контролировать выполнения регионами своих обязательств по внедрению реформы обращения с отходами, в том числе, отслеживать реализацию дорожных карт»,- прокомментировал замминистра.

За первые 5 месяцев 2017 года многие регионы существенно продвинулись во внедрении реформы – по состоянию на начало июня в 82 регионах утверждены территориальные схемы обращения с отходами, в 45 из них – утверждены программы обращения с отходами, в 5 выбраны региональные операторы по обращению с ТКО и ещё в 5 конкурсные отборы операторов уже объявлены.

Напомним, в России внедряется новая система обращения с отходами, для максимально комфортного и мягкого перехода к ней регионам был дан переходный период – до 1 января 2019 года всеми субъектами Федерации должны быть утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы, утверждены программы обращения с отходами и нормативы накопления.

Источник: Минстрой России

Возможно, Вам будет интересно:

Дайджест проектов в области строительства. 4 неделя 2020 года (20 января – 26 января)

Годовой отчет «Нерудные строительные материалы – 2018»

Экономика. Ставка ипотеки в России достигла исторического минимума — 9% годовых

Об этом на основе анализа денных за декабрь 2019 года информирует пресс-служба Банка России со ссылкой на последние статданные регулятора. А госкомпания ДОМ.РФ дает прогноз на дальнейшее удешевление ипотеки.

Оказание услуг Главного консультанта по реализации инвестиционного проекта по строительству цементного завода в 2014 г. (Сопровождение проекта. Финансово-технический надзор)

При использовании материалов сайта «СМПРО» указание источника и гиперссылка https://www.cmpro.ru/ обязательны.
Сокращение “СМПРО”, используемое на сайте www.cmpro.ru, означает общество с ограниченной ответственностью “СМ Про”, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1107746321407, Свидетельство о государственной регистрации серии 77 No.012836023 выдано МИ ФНС No.46 по г. Москве 26 апреля 2010 года.
Все права защищены © 2010-2020 ООО «СМ Про». подробнее о соблюдении авторских прав и размещении рекламы

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта www .cmpro. ru (далее — «Сайт»).

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

2. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности , авторских и/или смежных правах , а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

3. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

Читайте также:  Объем ввода жилья в России 2020 году составил 79,2 млн кв.метров

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь

По вопросам размещения заказа на предоставление услуг обращайтесь в раздел сайта контакты «Заказ услуг»

Авторские права на дизайн и всю информацию сайта www.cmpro.ru , а также на подбор и расположение материалов принадлежат ООО «СМПРО».

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «СМПРО». Вы можете задать свой вопрос по адресу

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения ООО «СМПРО».

Условия использования материалов и сервисов сайта

Перейдите на новую систему обращения с отходами до 2019 года

Региональные операторы

В 2017 году была запущена новая система обращения с отходами. Законодатель внес поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

  • повысить эффективность методик утилизации;
  • увеличить долю перерабатываемых отходов;
  • снизить опасность отходов для окружающей среды и здоровья людей.

С 1 января 2017 года действует запрет на захоронение ряда отходов. С каждым годом количество перерабатываемых отходов будет возрастать. Постепенное сокращение объемов захоронения поможет улучшить экологическую ситуацию и снизить вредное воздействие опасных компонентов на здоровье людей, позволит разгрузить свалки и полигоны отходов по всей стране.

Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории субъекта РФ должны обеспечивать региональные операторы на основе региональных программ и территориальных схем обращения с отходами. Такая схема включает в себя всю цепочку данных об отходах: от источника их образования, объема с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На сегодняшний день 82 субъекта РФ разработали территориальные схемы, 45 утвердили региональные программы обращения с отходами. Некоторые регионы уже выбрали своего оператора (например, Ивановская, Челябинская и Астраханская области, Камчатский, Ставропольский и Краснодарский края). Около 35 субъектов РФ заявили, что до конца 2017 года запустят процесс перехода на новую систему обращения с ТКО.

По нынешним правилам за вывоз мусора из многоквартирных домов отвечают управляющие компании и ТСЖ. Они заключают договоры с мусоровывозящими организациями по непрозрачным тарифам. Часто УК и ТСЖ «прячут» тарифы на вывоз мусора в строчке квитанции «Содержание и текущий ремонт жилья». А недобросовестные мусоровывозящие компании не вывозят мусор на специальные полигоны, а просто оставляют его в лесу или на обочине дороги.

Благодаря новой системе ситуация должна улучшиться. Сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением твердых коммунальных отходов займутся региональные операторы. Они будут руководствоваться Правилами, которые Правительство РФ утвердило постановлением от 12 ноября 2016 г. № 1156. Региональный оператор может привлекать партнеров, но ответственность за все, что происходит с отходами в субъекте РФ, будет нести сам.

Тарифы на вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов должны утверждать уполномоченные органы региональной власти. При этом они будут использовать федеральные методики расчета. Эти органы будут контролировать тарифы, а также все доходы и расходы региональных операторов. Расчет стоимости услуг будет прозрачным, а плату за них выделят отдельной строкой. Договоры с потребителями оператор будет заключать по типовой форме. Ее Правительство РФ утвердило постановлением № 1156.

Новации ожидаются и в сфере транспортировки ТКО. Автомобили должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не позднее 1 января 2018 года.

НА ЗАМЕТКУ

Кто будет контролировать переход на новую систему обращения с отходами

Чтобы система заработала в новом формате, устанавливается контроль за ходом реформ в регионах. На федеральном уровне создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минстроя России, Минприроды России, Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, ФАС России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и других ведомств. На уровне регионов созданы соответствующие комиссии под руководством глав регионов.

Переход к раздельному сбору отходов

Правила № 1156 содержат порядок сбора твердых коммунальных отходов. Так, потребители осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах: в контейнерах мусороприемных камер или расположенных на контейнерных площадках бункерах, в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором. Запрещено складировать в них крупногабаритные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обращению с ТКО.

В случаях, установленных региональным законодательством, потребители будут обязаны сортировать отходы и выбрасывать их в отдельные контейнеры. Если раздельный сбор мусора предусмотрен региональными программами и схемами обращения с отходами, в этот процесс придется включиться и муниципалитетам. Их полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Регионы будут вводить раздельный сбор мусора не сразу во всех муниципальных образованиях. Переход будет постепенным. Раздельный сбор отходов обязан финансировать региональный оператор. На муниципалитеты ложится только организация этого процесса.

В осеннюю сессию 2017 года Госдума планирует принять закон, который введет льготы по оплате ЖКУ для граждан, сортирующих отходы. Кроме того, благодаря раздельному сбору мусора снизится тариф на его вывоз. В некоторых муниципалитетах переход на раздельный сбор уже начался, а кое-где введены и экономические стимулы.

ПРИМЕР 1. Власти Московской области намерены ко II полугодию 2018 года внедрить на территории всего региона систему двухконтейнерного раздельного сбора мусора. В 13 пилотных муниципалитетах система заработает к декабрю 2017 года. В контейнеры синего цвета жители будут выбрасывать сухой мусор, который можно переработать, – бумагу, картон, стекло, железо, пластик. Контейнеры серого цвета будут предназначены для пищевых отходов. В пилотных муниципалитетах местные власти совместно с управляющими организациями уже подготовили население к новациям.

В части прямого экономического стимулирования граждан интересен пример Казани. Жители города могут сдать картон, бумагу, пластиковые бутылки и пустую тару из-под бытовой химии на вторичную переработку за вознаграждение. Для этого в столице Татарстана в рамках пилотного проекта «Чистая среда» открыли пять пунктов приема вторсырья. Их число планируется довести до 50. Макулатуру здесь принимают по цене 3 руб., картон – по 4 руб., пластиковые бутылки – по 12 руб. за килограмм. Дороже всего алюминиевая тара: 35 руб. за килограмм. Ежедневно с одного пункта на переработку отправляют до 1,5 тонн отходов. Установка каждого из них обошлась городу в 600 тыс. руб. Поскольку организаторы разместили пункты недалеко от уличных ярмарок, эффект был заметен сразу.

В городе Копейске Челябинской области, где уже налажена обширная сеть раздельного сбора отходов через контейнеры, планируют охватить системой платного приема вторсырья близлежащие поселки. Специализированный автомобиль будет проезжать по заранее определенному маршруту. Граждане узнают о нем из специально выпущенного календаря, в котором будут указаны название поселка, адрес и время, когда туда подъедет машина, а также виды отходов, которые будут приниматься.

Хорошо себя зарекомендовали не только экономические стимулы. Можно организовать сепарацию твердых отходов в рамках непрямой благотворительности. Люди намного охотнее участвуют в таких проектах, если знают, что средства, полученные в результате переработки вторичного сырья, направляются на помощь социально незащищенным группам населения, а с бюджетов, в том числе и с местного, частично снимается нагрузка по предоставлению помощи нуждающимся.

Экологический сбор

В Законе № 89-ФЗ появился механизм, основанный на обязанности производителей и импортеров товаров и упаковки утилизировать их после утраты потребительских свойств или уплатить утилизационный сбор. Расширенная ответственность производителя создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение. В 2017 году предприятия впервые перечислят в федеральный бюджет экологический взнос. Это требование касается производителей и импортеров, которые сами не утилизируют отходы от товаров после утраты ими потребительских свойств.

Доходы от экологического сбора Правительство РФ распределит на модернизацию инфраструктуры обращения с отходами, строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов.

Переработка отходов

Сейчас в стране действует около 30 мусороперерабатывающих комплексов. Значительная их часть была построена в рамках концессионных соглашений. В большинстве своем они не уступают западным аналогам. Как правило, каждый комплекс перерабатывает конкретный вид отходов.

ПРИМЕР 2 Небольшой завод «Уралтермопласт» в 30 км от Екатеринбурга начал перерабатывать пластиковый мусор. Сначала завод производил из отходов полиэтиленовые пакеты и пленку, а в 2012 году начал выпускать полимерный профиль. Сейчас из полимерного сырья, которое получается при переработке мусора, делают столбы, заборы, дорожные ограждения, газонные решетки. В месяц предприятие перерабатывает 150 тонн мусора, из которых получается 125 тонн изделий. На заводе работает 120 человек. Пластиковый мусор поставляют на завод службы благоустройства близлежащих городов, промышленные предприятия и предприниматели, которые самостоятельно собирают и скупают пластик у горожан. Завод принимает отходы по цене от 8 до 25 руб. за 1 кг – в зависимости от вида пластика и его состояния. Отходы нужно заранее рассортировать по цвету. Изделия из переработанного пластика покупают производители металлоконструкций, городские службы и управляющие компании.

В Екатеринбурге ограждения из переработанного мусора установлены вдоль проспекта Ленина, скамейки из полиматериалов стоят в парке «Зеленая роща».

Начиная с 2017 года планируется построить ряд мусороперерабатывающих заводов в рамках федеральных и региональных проектов. Зарубежные партнеры также проявляют интерес к работе на российском рынке – и в части запуска совместных производств, и в качестве операторов.

ПРИМЕР 3 Федеральный пилотный проект «Нулевое захоронение отходов» стартовал в 2017 году. В его рамках швейцарско-японская компания Hitachi Zosen построит четыре завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов в Московской области и еще один – в Казани. Компания уже возвела более 500 подобных заводов по всему миру. По информации министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и ядерной безопасности Германии, в 2000 году заводы переработали более 14 млн тонн ТКО, при этом суммарные выбросы диоксинов составили всего 0,5 г. Для сравнения: в России, по данным за 2007 год, в результате пожаров на полигонах сгорело 1,05 млн тонн ТКО, выбросы диоксинов составили 700 г. Таким образом, выбросы объектов по термической переработке ТКО в 8000 раз ниже, чем выбросы при возгораниях на свалках.

Строительство других мусороперерабатывающих заводов профинансируют региональные операторы при поддержке местных властей.

ПРИМЕР 4 В мае 2017 года в Иванове открыт мусоросортировочный завод мощностью 120 тыс. тонн отходов в год. На нем будут сортировать все твердые коммунальные отходы областного центра и крупных муниципалитетов региона. Объем инвестиций в строительство завода составил порядка 200 млн руб. Региональный оператор получил поддержку местных властей. На предприятии создано порядка 80 новых рабочих мест. Новизна проекта заключается в том, что на производстве отсутствуют мусоросжигательные технологии. По структуре производства 70 процентов отходов будут отсортировываться и перерабатываться как вторсырье, а 30 процентов несортируемого остатка будут подвергаться глубокому прессованию. Реализация этого инвестиционного проекта позволит ежегодно извлекать из мусора и отправлять на вторичную переработку более 5 тыс. тонн полимерных отходов. Это значительно сократит нагрузку на полигоны и уменьшит их вредное воздействие на окружающую среду.

Читайте также:  Стало известно, кому чаще всего делают скидку при съеме жилья

Субсидии за переход с опережением графика

Минстрой предложил при распределении бюджетных средств отдавать приоритет тем регионам, которые первыми запустили новую систему обращения с отходами. Сейчас министерство разрабатывает дополнительные меры поощрения, в том числе финансовые. Те, кто перейдет на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами до конца 2017 года, получат субсидии из доходов от экологического сбора. Средства будут направлены на софинансирование региональных программ обращения с отходами. Деньги можно использовать для строительства новых полигонов или заводов по переработке твердых коммунальных отходов, что снизит нагрузку на тариф.

ПРИМЕР 5. С 1 июля 2017 года в Ивановской области изменилась система обращения с отходами: теперь за все вопросы в этой сфере отвечает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Все условия и правила работы по новой системе прописаны в Законе Ивановской области от 16 ноября 2016 г. № 99-ОЗ. Регион оказался в числе первых субъектов РФ, которые перешли на новую систему обращения с ТКО. Он получит федеральные субсидии, которые планирует потратить на ликвидацию стихийных свалок.

НА ЗАМЕТКУ

Отдельные меры для Арктики

Принципы обращения с отходами в арктической зоне существенно отличаются от принятых в регионах с менее суровым климатом. В связи с этим Минстрой инициировал разработку специальных мер по сбору, транспортированию и утилизации твердых коммунальных отходов в зонах вечной мерзлоты.

Особенности обращения с отходами в зоне вечной мерзлоты обусловлены отсутствием плодородных грунтов и низкими температурами, которые препятствуют естественному гниению. Захоронение мусора в вечномерзлых грунтах небезопасно. Кроме того, на территории регионов, расположенных в зоне вечной мерзлоты, есть маленькие поселки, в которых отсутствует устойчивое сообщение с более крупными населенными пунктами.

В Ямало-Ненецком автономном округе сейчас реализуется пилотный проект для сельских поселений. В 33 населенных пунктах появятся площадки, где отходы будут складироваться в течение 11 месяцев в целях дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения и транспортировки.

Е.Е. НИКОЛАЕВА, советник руководителя аппарата Национального объединения организаций в области энергосбережения, к. э. н. журнал “Практика муниципального управления”

ПЭТ-проблема

Однако экологи опасаются, что в нынешнем своем виде “мусорная” реформа может негативно отразиться на рынке рециклинга, разрушив уже сформировавшиеся региональные практики. Ведь решения, которые способны развить или, наоборот, затормозить этот рынок, принимаются на уровне регионов. И далеко не всегда чиновники на местах делают выбор в пользу раздельного сбора.

Инициатива снизу

В Санкт-Петербурге, по словам экспертов, нет региональной программы в области обращения с отходами. Ее заменяет госпрограмма “Благоустройство и охрана окружающей среды”, где не содержится никаких намеков на внедрение системы раздельного сбора отходов (РСО). Территориальная схема, разработанная в 2016 году, также не включает указаний о переходе к обязательной сортировке и переработке вторсырья.

– Недавно этот документ откорректировали, но и в новом варианте терсхемы раздельный сбор мусора упоминается только как данность. Авторы документа не пишут, что предстоит сделать, – делится информацией руководитель направления по взаимодействию с органами власти петербургского экологического движения “РазДельный Сбор” Анна Гаркуша. – Фактически о внедрении системы РСО говорится только в соглашении между петербургскими властями и нашим новым региональным оператором – городским унитарным предприятием. Но там все ограничивается одной фразой: предусмотрено поэтапное внедрение раздельного сбора мусора. То есть оператор может в 2019 году поставить один контейнер для раздельного сбора отходов, в 2020 году – два контейнера, и требование выполнит.

При этом в Санкт-Петербурге стараниями волонтеров и предпринимателей уже сформировалась система раздельного сбора отходов. Субъекты малого и среднего бизнеса договариваются с жильцами, управляющими компаниями и ТСЖ, устанавливают рядом с многоквартирными домами контейнеры для вторсырья, а потом продают пластик, макулатуру, стекло и другие отсортированные отходы переработчикам.

К примеру, индивидуальный предприниматель Елена Карасик занимается сбором вторсырья с июня 2015 года. В конце 2015-го она получила бюджетную субсидию и вложила деньги в контейнеры для РСО. В общей сложности Елена оборудовала такими контейнерами порядка 200 площадок в Петербурге и Ленобласти. Вторсырье отправляется на перерабатывающие заводы, с которыми у ИП заключены прямые договоры.

Общественники тоже развивают придомовой РСО. Кроме того, они несколько лет организуют ежемесячные акции по раздельному сбору отходов. В 2018-м экологическое движение “РазДельный Сбор” даже получило грант Фонда президентских грантов на проведение этих мероприятий.

Кто хозяин мусора?

Однако уже в следующем году проекты, связанные с развитием придомового РСО, могут оказаться под угрозой закрытия. Федеральное законодательство позволяет региональному оператору запретить другим компаниям выстраивать на контейнерных площадках систему раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО).

Если это произойдет, заготовителям вторсырья придется искать обходные пути. К примеру, доказывать с помощью паспортов отходов и протоколов биотестирования, что они собирают не ТКО, а отходы от использования товаров (ОИТ). Вот только накапливать это вторсырье обновленный федеральный закон “Об отходах производства и потребления”, который вступил в силу в начале 2018-го и ввел в понятийный аппарат термин “ОИТ”, позволяет лишь вне контейнерных площадок.

– Исправить ситуацию без дополнительных поправок в ФЗ “Об отходах производства и потребления”, на мой взгляд, не получится, – продолжает Анна Гаркуша. – Необходимо, чтобы поэтапный переход к раздельному сбору и переработке вторсырья стал обязательным для всех субъектов РФ. А региональные операторы должны получать деньги не за обработку определенного количества отходов, как это происходит сейчас, а за достижение целевых показателей. Таких, как доля раздельно собранных по фракциям и переработанных отходов, доля площадок, оборудованных контейнерами для раздельного сбора ТКО, и так далее.

Петербургские и ленинградские власти запросили у Елены Карасик информацию об инфраструктуре РСО, которую она создала. Предприниматель рассчитывает, что региональные операторы одобрят хотя бы действующие контейнеры для сбора вторсырья. В противном случае социально ориентированный проект, в который уже вложено несколько миллионов рублей, придется сворачивать.

– Не знаю, получится ли в следующем году расширяться, но очень надеюсь, что площадок не станет меньше, – говорит предприниматель. – Я начала заниматься этим бизнесом, чтобы спасти хоть какую-то часть полезного вторсырья от гниения на полигонах. И объемы отходов, отправленных на переработку, растут. В конце 2017 года я ежемесячно собирала 12 тонн отходов, сейчас – уже 30 тонн. Будет абсурдом, если в рамках реформы, призванной решить мусорные проблемы нашей страны, эти отходы опять попадут на свалку.

Переработчиков вписали в программу

В Калининградской области региональную программу в области обращения с отходами утвердили два месяца назад. Целевые показатели, связанные с развитием системы РСО, в этом документе есть. Так, доля твердых коммунальных отходов, превратившихся во вторичное сырье на контейнерных площадках, должна увеличиться в регионе с текущих трех процентов до 10 процентов к 2025 году.

Региональным оператором стало новое государственное предприятие Калининградской области. При этом в калининградской нормативно-правовой базе прописана роль действующих игроков рынка рециклинга, которых наделили статусом операторов по обращению с отходами.

– Как мы будем взаимодействовать с региональным оператором, пока неизвестно, но заинтересованность со стороны и областных властей, и нового госпредприятия есть, – комментирует ситуацию председатель регионального союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко. – Областное министерство природных ресурсов и экологии запросило информацию об объемах отходов, которые мы можем обработать. Правда, многие члены нашего союза пока опасаются заявлять конкретные цифры из-за таможенных проблем, с которыми столкнулся калининградский рынок рециклинга. Новый таможенный кодекс Евразийского экономического союза обязал нас подтверждать евразийский статус продукции, произведенной из вторсырья, либо платить за нее таможенные пошлины и НДС. Но в любом случае работа идет. Думаю, в следующем году начнем оттачивать механизмы взаимодействия с региональным оператором.

Ставка на экосбор

Параллельно калининградские переработчики отходов надеются получить господдержку за счет экологического сбора. Речь идет о новом обязательстве, возникшем у производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации. Они должны либо отчитываться в обработке своих отходов, либо перечислять сбор в федеральный бюджет. Новые поступления распределяются между субъектами РФ, которые в свою очередь могут направить эти деньги на создание объектов по обращению с отходами. В текущем году 15 регионам достанется миллиард рублей на строительство 22 комплексов. В следующем году говорится о 34 объектах в 18 регионах.

Компания, которую возглавляет Святослав Лавриненко, подала заявку на получение субсидии за счет средств экосбора в 2020 году. Деньги, если их удастся привлечь, пойдут на развитие комплекса по переработке батареек.

Эта линия, первая в СЗФО, начала функционировать в Калининградской области в конце прошлого года. С тех пор здесь переработали порядка четырех тонн источников питания.

– Мы добываем из батареек цинк и совершенствуем технологию, чтобы получать также графит и марганец, – продолжает Святослав Лавриненко. – Но этот проект имеет отрицательную экономику, все работы и исследования оплачиваются за счет другого моего бизнеса, производства строительных материалов из отходов мягких кровель и полимеров. Поэтому надеюсь, что нашу заявку утвердят. Господдержка позволит, в том числе, увеличить глубину переработки.

Размер самого экологического сбора, по мнению Анны Гаркуши, необходимо увеличить. Пока он не стимулирует производителей и импортеров товаров обращаться к игрокам рынка рециклинга – дешевле заплатить деньги государству.

– Ставка сбора за одну тонну, к примеру, ПЭТ-отходов – 3,8 тысячи рублей. А реальные затраты на создание инфраструктуры, транспортировку и досортировку составляют для ПЭТ в среднем 15-16 тысяч рублей за тонну. Если считать с утилизацией, получится еще дороже. Необходимо приблизить друг к другу эти показатели, – подводит итог Анна Гаркуша.

О переходе на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 14 января 2019 года.

Д.Медведев: Сегодня мы затронем две важные темы, которые касаются практически каждого человека в нашей стране.Во-первых, это переход регионов с 1 января на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Мы её совсем недавно обсуждали на совещании – 18 декабря прошлого года. Сейчас большинство полномочий сконцентрировано в регионах, и основная ответственность – на них. Они получили право назначать операторов, которые должны заняться всей цепочкой сбора и утилизации отходов – от мусорного бака до специального полигона. Такие компании можно выбрать как на конкурсной основе, так и без конкурса, если его в 2018 году не успели провести. Но тогда он должен пройти в этом году. Над работой операторов установлен административный и общественный контроль.

Мы предусмотрели систему гибких страховочных механизмов, чтобы с вывозом мусора не было сбоев. В частности, операторам позволено использовать некоторые полигоны, находящиеся не очень далеко от места сбора мусора, даже если они не включены в реестр Росприроднадзора. Но дан определённый срок: до 1 января 2023 года все временные полигоны должны быть закрыты, а прочие свалки, в первую очередь несанкционированные, должны быть расчищены и рекультивированы.

В стадии проработки – целый ряд механизмов, направленных на поддержку этих операторов. Это и освобождение услуг региональных операторов по обращению с отходами от НДС, и мораторий на рост платежей за негативное воздействие в ряде случаев, и некоторые другие меры. Планируется также создать публично-правовую компанию по комплексному управлению системой обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

В полном объёме на новую систему обращения с отходами перешли большинство регионов (60 из 85, то есть больше 70%). Ещё в 11 регионах операторы есть, но действуют не по всей территории. С оставшимися нужно вести работу отдельно. Ещё раз подчёркиваю: за работу с операторами, за их выбор, за налаживание необходимых коммуникаций отвечают высшие должностные лица субъектов Федерации. Крайний срок решения всех проблем – 2022 год.

Читайте также:  Разработаны типовые контракты на проведение работ по проектированию и строительству

Тянуть с этими мерами, как известно, было нельзя. Сроки и так с 2014 года переносили дважды. А если говорить про саму отрасль, то она не реформировалась никогда – она существует такой, как была при советской власти. Однако и запросы людей, и экологические нормы с тех пор существенным образом изменились.

Конечно, мы по линии федерального центра будем и дальше исполнять обязательства, которые необходимы для реализации реформы. Но полнота ответственности за качество и справедливость тарифов лежит на региональных властях, на губернаторах. Вполне вероятно, где-то в феврале я проведу отдельный селектор по этой теме. Кроме того, задача – обеспечить чёткую работу горячих линий в регионах и быстро реагировать на все обращения. Это как минимум. А на будущее – нужно подумать и над тем, чтобы включить в систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) работы региональных руководителей и результаты выполнения национального проекта «Экология».

Безусловно, эта весьма непростая реформа нуждается в контроле. В ряде случаев нам придётся регионам оказывать и адресную помощь. Естественно, федеральный центр готов это делать.

Алексей Васильевич (обращаясь к А.Гордееву), Вы занимаетесь координацией этой работы по линии руководства Правительства. Что ещё можно сказать? Какой сейчас этап? Как вошли в эту реформу регионы?

А.Гордеев: Как Вы отметили, вступление в силу закона об отходах производства и потребления дважды переносилось, но экологическая обстановка в стране такова, что в части обращения с отходами требуются незамедлительные решения. И это в первую очередь требование общества.

Основная цель – создать новую, технологичную отрасль, которая позволит максимально вовлечь отходы во вторичный оборот и снизить до минимума экологический вред окружающей среде.

В части региональных операторов. Важно понимать, что они, с одной стороны, отвечают за всю цепочку обращения с ТКО, с другой стороны – несут полную ответственность за соблюдение всех аспектов экологического законодательства.

Были приняты меры, чтобы не допустить завышенного размера платежа за эту новую коммунальную услугу для населения. В конце прошлого года был принят целый ряд поправок в законодательство, которые учитывают региональные особенности и позволяют плавно войти в эту реформу.

Мониторинг показывает, что на данный момент более 80% регионов перешли на новую систему (это последние данные). При этом в 60 регионах региональные операторы оказывают услуги населению во всех территориальных зонах, в 11 регионах – на части территории. Считаем, что наиболее эффективно работа организована в Новосибирской, Нижегородской, Белгородской областях, Республике Адыгея и Ямало-Ненецком автономном округе.

14 регионов не перешли на новую систему в силу неготовности. Однако закон им позволяет подготовиться и осуществить этот переход в течение года, то есть к 1 января 2020 года. Минприроды России и Росприроднадзор в настоящее время с этими регионами проводят соответствующую работу, оказывают содействие. Будут утверждены планы по переходу на новую систему.

Остаются вопросы по двум территориям – Ленинградской области и Краснодарскому краю. В этих субъектах выбраны региональные операторы, пройдены все процедуры, утверждены тарифы, однако работа по новой системе не началась. Это не предусмотрено действующим законодательством, и подобный вариант требует отдельного рассмотрения. Мы с этими регионами поработаем.

Д.Медведев: А есть какое-то объяснение этой позиции?

А.Гордеев: Скорее всего, руководство регионов волнуется за систему организации обращения с ТКО и возможный резкий рост платежей по конкретным населённым пунктам.

Д.Медведев: Об этом думать надо, но в то же время нужно развиваться, как-то действовать. Вы с ними работу проведите. Если этого будет мало, пригласите обоих губернаторов ко мне и вместе с ними зайдите.

А.Гордеев: Договорились, Дмитрий Анатольевич.

В соответствии с Вашим поручением продолжается работа по ограничению платы для граждан за услугу по обращению с ТКО. Совместно с Минфином Минприроды сейчас ведёт работу по освобождению услуги по обращению с ТКО от НДС. Эта работа должна быть завершена до 1 февраля. Также подготовлен и внесён в Правительство проект постановления о сохранении до 2024 года ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. То есть она не будет повышаться, чтобы не перегружать тариф. И регионам даны рекомендации по установлению нулевой ставки по налогу на прибыль для региональных операторов. Это Вы тоже поручали.

Считаю первоочередной задачей на текущий год обеспечить ввод на всех площадках регионального сбора коммунальных отходов двух типов контейнеров для разделения этих отходов на два потока. Один – для так называемых сухих отходов, подлежащих повторному использованию (бумага, пластик, стекло и металл – всё, что может быть востребовано в промышленности). И второй – для «мокрых». Это преимущественно органические отходы, которые подлежат переработке по специальным технологиям. Это нам позволит примерно 35% ТКО пустить во вторичный оборот. И это решение задач как экологических, так и экономических. При этом, поскольку «сухие» отходы являются востребованным сырьём, на следующем этапе тариф для населения для таких раздельно собранных отходов будет снижен или даже доведён для этой части («сухих» отходов) до нуля. Там будет оплачивать непосредственно покупатель, то есть хозяйствующие субъекты промышленности.

Стратегической задачей ставим отказ от полигонов по захоронению ТКО как самых экологически вредных объектов. С учётом европейского опыта считаем реалистичным к 2030 году сократить их число до минимума и запретить их использовать для размещения непереработанных отходов – имею в виду ТКО.

На постоянной основе приступила к работе правительственная комиссия, которую Вы создали. Ежемесячно будем подводить итоги, обсуждать задачи и помогать регионам обеспечить реализацию закона на всей территории России.

Д.Медведев: Алексей Васильевич, в рамках комиссии все мероприятия проводите, мне отдельно докладывайте. В случае необходимости спустя полтора-два месяца мы проведём общий селектор, чтобы понять, какие проблемы существуют и кому надо придать импульс – такие регионы тоже есть.

Ряд регионов не перейдут на новую систему обращения с ТКО в следующем году

Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, позволяющий Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю еще три года не переходить на новую систему обращения с отходами. Таким образом, эти субъекты федерации вправе не выбирать пока единого мусорного оператора, который будет взимать плату за свои услуги с граждан. У остальных регионов при определенных обстоятельствах также появляется возможность отсрочки на один год. В результате ряд регионов решили воспользоваться предложением депутатов и сохранят действующую систему в следующем году.

Во вторник Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий переходный период для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на новую систему обращения с отходами до 2022 года. В документе отмечается, что до этих пор деятельность будет осуществляться «в соответствии с планом мероприятий» (субъекты разработают их дополнительно), а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Конфликты из-за обращения с отходами от Сочи до Владивостока

Согласно действующему законодательству, с 1 января 2019 года все регионы должны перейти на новую схему обращения с отходами. После этого за услугу будут отвечать региональные операторы. Они, в свою очередь, заключат договоры со всеми «образователями отходов». Отметим, новая система должна была заработать еще в 2017 году, однако тогда не все регионы смогли утвердить территориальные схемы.

Законопроект позволяет сохранить действующую систему в других регионах еще на год. У субъектов появилось право назначать операторов по организации сбора мусора и переработки отходов без конкурса в случае отказа или банкротства выбранного регионального оператора, а также возложить эти функции на бюджетное учреждение.

Такие свалки регион сможет включить в территориальную схему и специальный перечень после одобрения Минприроды. «Это страховка не для губернаторов, которые зачастую срывали переход на эту реформу, это страховка для наших граждан,— заявил глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.— Люди не должны становиться заложниками неэффективности губернаторов и возможного мусорного коллапса, который мог бы случиться в нескольких регионах страны». Отметим, что в Минприроды ранее неоднократно заверяли: переход на новую систему с 2019 года будет обязателен для всех субъектов.

Какие поправки приняла Госдума в закон об отходах

Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что отсрочка создает значительные риски для участников рынка. Региональные операторы из 26 субъектов (члены ассоциации «Чистая страна») отправили Владимиру Путину обращение с критикой. «Поправки существенно меняют условия, при которых заключались соглашения с регоператорами,— указывает исполнительный директор “Чистой страны” Руслан Губайдуллин.— Например, пункт о возможности присвоения статуса регионального оператора другой организации без проведения конкурса может стать основанием превышения должностных полномочий ответственных лиц». Он также отмечает, что «бесконтрольное включение» несанкционированных свалок в реестр и разрешение на их эксплуатацию создают условия для заморозки строительства современных комплексов по обращению с отходами, серьезно падает инвестиционная привлекательность отрасли. «Фактически реформа снова забуксовала,— заявила зампред Госдумы Ольга Тимофеева (“Единая Россия”).— Есть риск, что вместо того, чтобы создавать новые экологичные объекты размещения и переработки отходов, регионы будут использовать новую отсрочку для того, чтобы возить мусор на старые “серые” свалки, не внесенные в госреестр».

В результате ряд регионов решили перейти на новую систему с 1 января 2019 года. Так, в пресс-службе правительства Курганской области сообщили, что обращение с отходами в регионе останется в следующем году в прежнем формате. Врио губернатора Вадим Шумков сообщил заместителю председателя правительства РФ Алексею Гордееву, что ни с инфраструктурной, ни с финансовой точки зрения область не готова к запуску новой системы. В частности, вызывают опасения завышенный размер предполагаемого тарифа по сбору и утилизации мусора, а также явные недочеты в схеме обращения с ТКО, которая также влияет на рост платы за услугу по вывозу мусора. Кроме того, 12 декабря правительство Курганской области расторгло соглашение с предполагаемым регоператором ООО «Компания “Рифей”». Это было сделано в связи с предупреждением антимонопольной службы.

Как жители Архангельска вышли на «антимусорные» митинги

Член Общественного совета при министерстве ЖКХ Якутии Виталий Обедин сообщил “Ъ”, что республика не готова к переходу на новую систему обращения с ТКО. Так, за две недели до нового года даже нет утвержденных тарифных планов: «Новый полигон под Якутском не готов, старый давно должен быть закрыт. Из 470 свалок Якутии только семь соответствуют стандартам и могут подтвердить это документально. У муниципалитетов нет схем размещения санитарных точек в неблагоустроенном секторе. Вопрос вывоза мерзлых бытовых отходов никак не урегулирован». Официальная позиция властей республики по данному вопросу пока не обнародована. О переносе срока запуска «мусорной» реформы на прошлой неделе заявил врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов. По его словам, регион сделает это в 2020 году. «Я не могу допустить, чтобы забайкальцы платили повышенный тариф за вывоз мусора, при этом условия для перехода на новую систему обращения с ТКО в регионе не созданы»,— заявил господин Осипов.

Анна Васильева; Виталий Полдников, Якутск; Карина Кальярова, Челябинск; Екатерина Еременко, Иркутск

Ссылка на основную публикацию