Органы государственной власти должны выбрать способ определения размера платы за отопление

Органы государственной власти должны выбрать способ определения размера платы за отопление

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 июня 2019 г. № 23464-ОГ/04 Об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила N 354).

Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

2. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг” (далее – Постановление N 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила N 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления N 603.

3. В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно либо все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии по формулам 3(1), 3(3), 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354.

Вместе с тем при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода объем тепловой энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определяемый по формулам 3(1) и 3(3), может принимать отрицательное значение. Подобная ситуация возможна, когда величина (Vд – ) принимает отрицательное значение ввиду неодновременного снятия показаний индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии, при определении величин Vд и Vi в соответствии с положениями пунктов 59 и 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячных объемов потребления, при выявлении расхождений в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния и проведении перерасчета платы в соответствии с положениями пункта 61 Правил N 354.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Учитывая, что изложенная выше ситуация прямо не урегулирована Правилами N 354 считаем возможным применить положения пункта 46 Правил N 354, в соответствии с которыми плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

При этом как разъяснила Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 20 июня 2018 г. по делу N АКПИ18-386, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на эту отрицательную величину, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Таким образом, в случае возникновения отрицательных величин объема потребленной тепловой энергии в i-жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определенных в соответствии с формулами 3(1), 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, плата за коммунальную услугу по отоплению в расчетном периоде в таком помещении многоквартирного дома не начисляется, при этом объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на эту отрицательную величину.

Указанный порядок применяется при расчете платы за отопление по формуле 18(1). Вместе с тем, если индивидуальные приборы учета тепловой энергии установлены не во всех помещениях многоквартирного дома, расчет платы осуществляется по формуле 18, при этом перерасчет не производится.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
С.В. Никонова

Обзор документа

Минстрой разъяснил особенности оплаты коммунальных улуг по отоплению. В частности, он указал, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

01.11.2016 | Мифы ЖКХ: Кто выбирает способ оплаты отопления?

Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы. Недостоверные разъяснения, ложные утверждения, мифы и лжетеории в различных вопросах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), при этом специалисты жилищной сферы тоже могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей жилищно-коммунальных услуг может способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между потребителями ЖКУ и исполнителями таких услуг (УО, ТСЖ, ЖСК). Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

В настоящей статье рассмотрен миф о том, что якобы способ оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года, по факту потребления или по нормативу с ежегодной корректировкой) выбирают или собственники помещений многоквартирных домов, или исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК), или ресурсоснабжающие организации, или органы местного самоуправления.

Суть лжетеории

Рассматриваемую лжетеорию необходимо разделить на несколько взаимоисключающих утверждений:

1. Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является институтом управления домом, поэтому именно собственники решением общего собрания устанавливают способ оплаты отопления — в течение года или в течение отопительного периода;

2. Коммунальную услугу по отоплению, согласно действующему законодательству, оказывают исполнители коммунальных услуг (ИКУ), к которым относятся управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, следовательно, именно ИКУ выбирают способ оплаты предоставляемой ими услуги;

3. Поскольку с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению ИКУ приобретают соответствующий коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации (РСО), то есть, именно РСО является конечным получателем оплаты отопления, следовательно, именно РСО в рамках планирования денежных поступлений, выбирают способ оплаты отопления;

4. Так как органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований, осуществляют муниципальный жилищный контроль и активно участвуют в процессах жилищной сферы, именно органы местного самоуправления обладают правом выбора способа оплаты отопления.

Какова ситуация на самом деле?

Прежде всего надо отметить, что действующее жилищное законодательство устанавливает два способа оплаты отопления:
⁃ в течение отопительного периода;
⁃ равномерно в течение календарного года.

Разумеется, от выбранного способа оплаты зависит размер этой оплаты, но важно понимать, что способ оплаты влияет на размер ежемесячной оплаты, но при этом суммарный годовой размер платы отопления одинаков при любом из двух предусмотренных законодательством способов.

Помимо способа оплаты отопления, связанного с периодом такой оплаты, размер платы за отопление зависит, безусловно, от наличия или отсутствия приборов учета — как общедомовых, так и индивидуальных. Однако, в рамках настоящей статьи такая зависимость анализироваться не будет.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), к которым часто обращаются потребители в поисках ответа на вопрос, кто выбирает способ оплаты отопления, не содержат прямого указания на лиц, принимающих такое решение. Однако, в Правилах 354 есть пункт 42(2), который устанавливает:

«42(2). Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа»

Собственно, приведенная норма уже свидетельствует о том, что способ оплаты отопления выбирает орган государственной власти субъекта РФ, однако, ряд потребителей считают, что органы госвласти субъекта — не единственные лица, которые могут выбрать способ оплаты отопления, и продолжают придерживаться одного или нескольких утверждений рассматриваемой лжетеории.

В опровержение мнения о том, что кто-либо еще, кроме органов госвласти субъекта РФ, имеет право принимать решение о выборе способа оплаты отопления, процитируем пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N603:

«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».

Дополнительно необходимо отметить, что права и обязанности и общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, и исполнителей коммунальных услуг, и ресурсоснабжающих организаций, и органов местного самоуправления в части предоставления коммунальной услуги по отоплению четко регламентированы действующим законодательством РФ, и ни одной нормой не установлено право перечисленных лиц принимать решение о выборе способа оплаты отопления.

Выводы

Из вышесказанного следует, что полномочиями принимать решение о выборе способа оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года), а также решение об изменении такого способа оплаты, обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ.

В случае, если решение о выборе способа оплаты отопления принято общим собранием собственников помещений или правовым актом органа местного самоуправления, такое решение не будет правомерно, поскольку им будут превышены полномочия, и, следовательно, такое решение не подлежит исполнению.

Читайте также:  Отопительный сезон в Ульяновской области проходит в штатном режиме

Дополнительная информация по теме:
Формулы расчета стоимости отопления приведены в статье
«Новый порядок оплаты отопления»

Органы государственной власти должны выбрать способ определения размера платы за отопление

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

Согласно абзаца 1 п. 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года.

Решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (применении способа внесения платы), в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» вправе принять органы государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще 1 раза в год в срок до 01 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней, со дня его принятия.

Таким образом, Постановлением № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации делегированы полномочия по принятию решения об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению — в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года.

Вместе с тем, пунктом 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 20.08.2018г. № 594 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области» установлено, что на территории Нижегородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ оплаты равномерно в течение календарного года.

Таким образом, исходя из п. 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 20.08.2018г. № 594, на территории Нижегородской области, применяется способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению – равномерно в течение календарного года.

Вместе с тем, абзацем 4 п.42 (1) Правил № 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

на основании формулы 3(1) расчет платы за отопление производится:

Viобъем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, — исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

V д — объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;

S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

T Т — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

формула 3(7):

Si — общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

— сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Абзацем 5 п. 42 (1) Правил № 354 установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

на основании формулы 3(3) расчет платы за отопление производится:

,

объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год;

объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в многоквартирном доме, который определяется по формуле:

,

V д — объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год;

Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объем потребленной за расчетный период тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ИПУ и ОДПУ за предыдущий год.

В управлении ООО УК «Палитра» находятся многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию в декабре 2018 года, а, следовательно, среднемесячный объем потребления тепловой энергии по показаниям ИПУ и ОДПУ за полный 2018 год отсутствует.

Вместе с этим сообщаем, что многоквартирные дома, находящиеся на нашем обслуживании, относятся к разным категориям домов, а именно:

— которые оборудованы ОДПУ тепловой энергии, и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (Романтиков, д.2 и д.3);

— которые оборудованы ОДПУ тепловой энергии, и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (Романтиков, д.1).

Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В данном случае, применительно к домам под управлением ООО УК «Палитра» (ул. Романтиков, д.1, д. 2, д.3), при отсутствии показаний ИПУ и ОДПУ за предыдущий год, среднемесячный объем потребления тепловой энергии необходимо определять исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2014г. № 908 (с изменениями на 20.08.2018г.), а по истечении 2019 года произвести корректировку по формуле 3(4) на основании фактического за потребления за прошедший год.

Данная позиция подтверждается абзацем 10 п. 42 (1) Правил № 354 (введены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708):

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (НЕ НАШ ВАРИАНТ) объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года (НАШ ВАРИАНТ) показания индивидуального прибора учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.

Из чего следует, что показания ИПУ тепловой энергии не используются при начислении платы за отопление в каждом расчетном периоде (месяце), но будут иметь значение при проведении корректировки за 2019 год, а также при определении размера платы за отопление, которая подлежит начислению в каждом календарном месяце 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, руководство УК «Палитра» приняло решение о приведении порядка определения платы за отопление в соответствии с действующим законодательством.

Для подтверждения своей правовой позиции по данному вопросу, учитывая многочисленные вопросы со стороны жителей домов 1, 2, 3 по ул. Романтиков, управляющая компания направила запрос в Минстрой России на разъяснение порядка применения действующего законодательства применительно к указанным многоквартирным домам.

По получении ответа от Минстроя РФ собственникам будет предоставлена соответствующая информация.

Директор ООО УК «Палитра»
С.В. Белякова

Установление ОМСУ размера платы за СиР

В ходе осуществления своей деятельности, управляющие организации нередко сталкиваются с ситуацией, когда срок действия установленного размера платы за содержание и ремонт (далее – размер платы) подошел к концу и возникает необходимость в установлении нового размера платы. В данной статье мы не будем затрагивать вопрос индексации управляющей организацией в одностороннем порядке размера платы, исходя из условий договора управления, а поговорим об установке органом местного самоуправления индивидуального размера платы в отношении отдельно взятого МКД.

Напомним, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).

При этом размер платы должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (п. 35 Правил №491).

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Читайте также:  С 1 июля 2020 года начнут действовать новые ГОСТы по кровлям

Стоит отметить, что указанная норма права не содержит императивного указания на то, что общее собрание собственников должно состояться, что оно должно состояться в какой-либо форме и при наличии какого-либо кворума. Из буквального толкования данной нормы права следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают органы местного самоуправления в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если решение не было принято в результате того, что собрание не состоялось, юридический результат тот же – решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не принято. Соответственно, далее должно действовать вышеуказанное правило, устанавливающее обязанности органа местного самоуправления. Оговорки о том, что собрание собственников должно быть состоявшимся, действующее законодательство не содержит.

В подтверждение указанного вывода ниже приводим решения судов:

1. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу № А33-7046/2016

Довод Администрации о том, что предоставлены протоколы не состоявшихся общих собраний, в то время как по смыслу части 4 статьи 158 ЖК РФ и пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 общее собрание должно состояться, но собственники не приняли решение об утверждении платы отклоняется апелляционным судом, как основанный на неверном толковании законодательных норм.

2. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.09.2017 № Ф02-4581/2017 по делу № А33-18762/2016

Ввиду того, что общие собрания собственников, назначенные на 30.12.2015 и на 05.02.2016, не состоялись в связи с отсутствием кворума, решение об утверждении тарифов собственниками не принято, общество правомерно обратилось с заявлением об установлении соответствующего тарифа в уполномоченный орган местного самоуправления – администрацию.

На основании вышеизложенных норм и имеющихся в материалах дела доказательств суды, верно, признали, что в данном случае обязанность по установлению размера платы за содержание жилого помещения возложена на администрацию в силу прямого указания закона.

Суд кассационной инстанции также отмечает, что, поскольку указанная норма ЖК РФ направлена на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства в интересах как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений, то, реализуя полномочие по установлению размера платы за содержание жилого помещения, органы местного самоуправления должны исходить из экономической обоснованности устанавливаемых размеров платы за содержание жилого помещения, руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 № 357-О-О).

Следовательно, на общество возложена обязанность по доказыванию экономической обоснованности истребуемого размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.

Кроме того, по данному вопросу имеется письмо Минстроя России №7513-ОЛ/04 от 17.03.2016 (осознавая, что мнение данного органа является всего лишь экспертной позицией и содержащиеся в письмах этого органа разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, позволим себе все-таки вольность сослаться на вышеуказанную бумагу).

Итак, Минстрой России считает, что размер платы за содержание общего имущества должен определяться индивидуально для каждого МКД на основании утверждённого собственниками на ОСС перечня и периодичности проведения работ и оказания услуг.

Индивидуальный подход к определению размера платы за содержание общего имущества в отношении каждого отдельного МКД является единственно приемлемым. Этот метод позволит учесть конструктивные элементы каждого МКД, наличие и состав внутридомовых инженерных коммуникаций, границы и размер земельного участка в составе общего имущества дома, элементы озеленения и благоустройства придомовой территории и прочие инфраструктурные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации МКД.

Таким образом, вне зависимости от того, по какой причине собственники не приняли решение об установлении размера платы (в случае отсутствия необходимого кворума для принятия решения или не принятие собственниками решения (при наличии кворума), а также принятие отрицательного решения по данному вопросу), управляющая организация вправе обратиться в ОМСУ заявлением об утверждении тарифа для конкретного МКД. При этом в некоторых регионах ОМСУ может запросить у УК рассчитать самостоятельно тариф и представить его на утверждение ОМСУ.

Вообще, толкование ч. 4 ст. 158 ЖК РФ носило спорный характер. В некоторых регионах существовала позиция, что указанная норма не может применяться в многоквартирных домах, в которых уже выбран и реализован способ управления – управление управляющей организацией.

Однако Государственной Думой был принят в третьем чтении ЗАКОНОПРОЕКТ №207460-7, которым внесены изменения в ч.4 ст.158 ЖК РФ.

В указанной редакции теперь данная норма звучит следующим образом:

«Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями».

Так, законодатель конкретизировал случаи, при которых ОМСУ вправе устанавливать размер платы:

если собственники не приняли решение о выборе способа управления МКД;

если собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Надеемся, что теперь на практике не будет возникать разночтений, хотя бы в отношении данной нормы права.

С уважением, Евгения Семенова

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь .

Расчет оплаты за тепло

наша организация с 1 января 2019г. перешла по начислению оплаты за тепло в разчете на зимний норматив(деление платы на 7 месяцев), ранее было на 12 месяцев. Жилищная инспекция говорит, что имеет право сменить норматив только с 1 июля 2019г. Предприятие при этом потеряет доходы, что приведет к прямым убыткам. Может есть какие-то законы чтобы нам разрешал переход с 1 января на зимний норматив

согласно Правил предоставления ком.услуг от 6 мая 2011г. №354 пункт 42.1 и 42.2 переход только с 1 июля

Наша организация ООО, тариф на тепло регулируется Министерством тарифного регулирования Челябинской области.

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 7525 отзывов эксперт

Наталья, добрый день! У Вас управляющая организация? Решение об изменении способа начисления платы за отопление (равномерно либо только за отопительный период ) принимается не исполнителем коммунальной услуги или РСО а уполномоченным органом соответствующего субъекта РФ

Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857
«Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

1. Установить, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующих особенностей:

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением;

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте «а» или «б» пункта 1 настоящего постановления,могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

т.е. уполномоченный орган власти соответствующего субъекта РФ может после вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг №354 принять решение о сохранении старого (равномерно за 12 месяцев), либо о выборе нового, сейчас такая смена предусмотрена ежегодно,. Сама дата 01.07 связана со вступлением в силу Правил 354 и датой ежегодного изменения тарифов и предельных индексов платы граждан.

ну и собственно п. 42.2 Правил 354 указано что

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периодаприменяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Разъяснения письма Минстроя Росси от 20 марта 2019 года №9703-ОО/06 по расчетам за отопление в многоквартирных домах

В последнее время к нам обращается большое количество граждан и руководителей ТСЖ, ТСН, ЖСК с вопросом о правильных расчетах за отопление по приборам учета, которые установлены не во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов (МКД) и при этом эти МКД оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), подключенными через тепловую сеть к централизованной системе отопления от одного источника, (например, ТЭЦ или Центральной котельной), в которых производится услуга по изготовлению в теплообменниках горячей воды и также снабжения теплоносителем системы отопления МКД путем нагрева холодной воды теплоносителем.

Если на объектах МКД установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии – счетчики тепла или вычислители тепла FHKV dataIII и FHKV radio4 (показания в кВтч, что подтверждается выданным Свидетельством на утверждение типа средства измерений), и все объекты оборудованы как общедомовыми приборами учета тепловой энергии, так и индивидуальными приборами учета тепла, то расчет за отопление следует вести с учетом фактических показаний индивидуальных приборов учета в соответствии с постановлением КС РФ №30-П от 10.07.2018 и абз. 4 п.42(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” ПП РФ №354 (далее Правила), формулы 3(3) Приложения 2.

В письме Минстроя РФ от 20.03.2019 №9703-ОО/06 заместитель директора Департамента ЖКХ О.А.Олейникова истолковывает положения Постановления КС РФ №30-П от 10.07.2018, заявляя, что положения этого постановления «не распространяются на регулирование отношений по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирных домах (МКД) с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения.»

«В случае, если индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, в котором прибор учета тепловой энергии установлен на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или в нежилом помещении МКД, определяется по формуле 18(1) Приложения №2 к Правилам №354».

«В случае, если индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены не во всех жилых и нежилых помещениях в МКД, размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую за расчетный период в i-м жилом помещении(квартире) или нежилом помещении в МКД, определяется по формуле 18 Приложения №2 к Правилам№354».

Иными словами в МКД, где всего один собственник не установил ИПУ тепла, граждане с исправными ИПУ тепла по мнению Минстроя РФ будут платить по формуле 18 за отопление по кв.м без учета показаний ИПУ тепла! Минстрой опять и опять дискриминирует законопослушных граждан, заставляя их платить за отопление нерачительных жильцов, не экономящих тепловую энергию и не проводящих мероприятий по энергосбережению в квартирах.

Читайте также:  Калужскую область к 2020 году газифицируют на 92 процента

Эти разъяснения противоречат Постановлению КС РФ от 10.07.2018 №30-П.

Минстрой России и Правительство РФ почему-то «забыли» изменить формулы 18 и 18(1) Правил, которые сами по себе противоречат постановлению КС РФ от 10.07.2018 №30-П и логике расчетов за отопление в МКД, в которых не все квартиры и помещения оборудованы приборами учета тепла, определенных формулами 3(1), 3(6) Приложения №2 к Правилам№354!

Статья 79 «Юридическая сила решения» Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) “О Конституционном Суде Российской Федерации” гласит:

«Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.»

Статья 106 «Обязательность толкования Конституции Российской Федерации» Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) “О Конституционном Суде Российской Федерации” гласит:

«Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.»

По нашему и многих граждан убеждению, чиновница Минстроя России явно превысила свои полномочия, истолковывая Постановление Конституционного Суда РФ.

Правда в конце письма есть абзац, поясняющий, что письма Минстроя «не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера»!

То есть, это письмо не может использоваться Управляющими компаниями, ТСЖ, ЖКС, ТСН и ресурсоснабжающими организациями для расчетов для платы за отопление в МКД, снабженных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП), входящими в состав МКД.

Формулы 3(1), 3(6), 3(7), 18, 18(1) Правил не соответствуют Постановлениям КС РФ от 10.07.2018 №30-П и от 20.12.2018 №46-П.

В этой ситуации при расчетах за отопление граждане, Управляющие компании, ТСЖ, ЖКС, ТСН и ресурсоснабжающие организации должны пользоваться формулой 3(3) Приложения №2 к Правилам№354!

Между прочим, положения абзаца 7 п.42(1) ПП РФ №354 применяются и к распределителям тепла, которые прямо упомянуты в данном пункте. Формулы для расчетов по ним приведены в Приложении 2 форм 6 и 6(1):

«Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в оборудованном распределителями i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, корректируется в случаях, предусмотренных пунктом 42(1) Правил, на величину, определенную по формуле 6» и корректируется по форм.6(1).

«В случаях, предусмотренных пунктом 42(2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6(1):»

П.54 ПП РФ №354 гласит, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

По определению (например, в соответствии с п.3.7. ГОСТ Р 56501-2015) индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – это совокупность трубопроводов, устройств, приборов, автоматики и оборудования, технологически соединенных между собой и обеспечивающих соединение централизованной тепловой сети РСО с внутридомовой системой теплоснабжения многоквартирного дома.

То есть, ИТП не производит тепловой энергии, а только распределяет на отопление и горячее водоснабжение тепловую энергию, произведенную в котельной/ ТЭЦ генерирующей компании или РСО и полученную в МКД, оборудованном ИТП от сети РСО и источника производства тепловой энергии.

О самостоятельном производстве тепловой энергии идет речь, когда объект (МКД) отдельно снабжается первичными ресурсами для генерации, например, газом и холодной водой, из которых отдельно для данного здания самим исполнителем услуг производится тепловая энергия в котлах домовой котельной.

Если в МКД установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии, например, вычислители тепла FHKV data III /radio4, необходимо вести расчет по фактическому потреблению, с учетом показаний в кВтч этих приборов. Законность данной позиции в июне 2019г была подтверждена, в том числе, Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга.

Установленные законодательством РФ сертификаты на вычислители тепла находятся в открытом доступе, в том числе на нашем сайте http://www.techemenergy.ru/catalog/teplovaya-energiya/vychislitel-tepla-fhkv-radio4/.

Принятые Правительством РФ формулы 3, 3(1), 3(6), 3(7) в Правила предоставления коммунальных услуг для собственников помещений в МКД и жилых домов (ПП РФ от 06.05.2011года №354) противоречит части 1 статьи 37, части 2 статьи 39 ЖК РФ, обязывающих собственников помещений в МКД платить за расходы ресурсов на содержание общих помещений, включая отопление общих помещений, а также принятым Конституционным Судом РФ постановлениям №30 от 10.07.2018 и №46 от 20.12.2018 года требованиям к Правительству РФ и Федеральному законодателю по внесению изменений в ч.1 ст.157 ЖК РФ и формул расчетов за отопление по индивидуальным приборам учета тепловой энергии, соответствующих принципам справедливости, на самом деле не позволяют даже приблизительно рассчитать объем потребленного тепла в необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. Зависимость такого расчета от помещений, оборудованных ИПУ – надуманная и противоречит здравому смыслу и справедливости.

Кроме того, такой расчет позволяет собственникам необорудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии квартирам, фактически путем бездействия и непринятия мер к установке ИПУ тепла, платить существенно меньше своего фактического потребления, тогда как собственники помещений с ИПУ тепла и индивидуальными квартирными источниками тепла (ИИТЭ) оплачивают и свое фактическое потребление тепловой энергии с долей на отопление общих помещений в МКД и существенную часть потребления собственников помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Чтобы не нарушать принципы справедливости, правовой определенности, соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов без перекоса в сторону производителей тепловой энергии при расчетах за отопление, на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан с ИПУ тепла и ИИТЭ, а как раз разницу между общим потреблением тепловой энергии по ОДПУ тепла и суммой потребления всех жилых и нежилых помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, включающих суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли каждого помещения на содержание общих помещений в МКД (доли ОДН за отопление).

В этой связи действия ТСЖ, ЖК, ЖСК, обеспечивающих оказание услуг отопления в МКД и общих собраний граждан в МКД, обслуживаемых управляющими компаниями (УК) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) следующие:

Собственники дома проводят общее собрание по правилам ЖК РФ с повесткой о справедливом расчете за отопление. По итогам принимается решение проводить расчеты за отопление по исправленным формулам в Правилах предоставления коммунальных услуг (см.ниже формулы 3(12) – 3(14)). Принимают правила расчета за тепло с учетом показаний ИПУ тепла и кто это осуществляет, например, каждый собственник или их представитель или ТСЖ, ЖСК, ЖК или РСО или УК (при наличии письменной договоренности с РСО и УК). А также принимают решение о ежемесячном предоставлении инициативной группе от УК данных о потреблении тепла определенного ОДПУ тепла в Гкал на следующий день по окончании каждого месяца отопительного периода, а также общую площадь жилых и нежилых помещений, площадь общих помещений, площадь каждого жилого и нежилого помещений. Данное решение предоставить под роспись или заказным письмом с уведомлением. УК обязана представить данные в течение суток.

По получении собственниками данных о коллективном потреблении тепла за месяц и площадей в МКД по п.1 по уточненным формулам вычисляют потребление квартир и помещений, оснащенных ИПУ тепла и ИИТЭ. В них полученную долю квартиры, израсходованную на отопление общих помещений в Гкал, складывают с суммой потребления по ИПУ тепла в кВтч с пересчетом в Гкал и получают сумму платежа за отопление по каждой квартире, оснащенной ИПУ тепла и ИИТЭ.

Плату за отопление квартир, не оснащенных ИПУ тепла, рассчитывают следующим образом. Из коллективного потребления тепла на отопление в расчетном периоде всем МКД, определенного по ОДПУ тепла, вычитается сумма потребления тепла всеми квартирами, оборудованными ИПУ тепла и ИИТЭ, а полученное количество тепловой энергии распределяется пропорционально площади квартир, не оснащенных ИПУ тепла.

Полученные суммы потребления тепла в Гкал по квартирам умножаем на тарифную ставку тепловой энергии в руб/Гкал. Оформляем протокол распределения ежемесячно и высылаем УК заказным письмом с уведомлением.

Оплачиваем за отопление сумму, рассчитанную ТСЖ, ЖК, ЖСК или собственниками и внесенную в протокол. Не платим сумму по квиткам от УК и РСО за тепло, рассчитанное для помещений с ИПУ и ИИТЭ по неверным формулам 3, 3(1), 3(6) и 3(7) из Правил предоставления коммунальных услуг или пропорционально площадям помещений.

До изменения формул 3, 3(1), 3(6) и 3(7), 18 и 18(1) из Правил, гражданам необходимо принять на общем собрании собственников верные формулы справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, не оборудованы счетчиками тепловой энергии.

Если в МКД, подключенном к центральному отоплению, установлен коллективный прибор учета тепловой энергии и не все помещения оборудованы ИПУ тепла, тогда плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по формуле 3(12):

Для помещений в МКД, не оборудованных ИПУ тепла, плата за отопление определяется по формуле 3(13):

P j бпр цо = (Vд – ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)

∑(Vi пр + Vi одн) – объем потребления тепловой энергии всех помещений, оборудованных ИПУ тепла по их показаниям Vi пр с их долей объема Vi одн потребления тепловой энергии на отопление общих помещений МКД;

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Sj – площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр – сумма площадей жилых или нежилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта;

Vд – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома на отопление МКД по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi пр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые не оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

Тт – тариф на тепловую энергию.

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии:

∑Р i пр + ∑P j бпр = Vд×Тт . 3(10)

Формула 18 из приложения №2 Правил вообще удаляется и вместо нее для случая оборудования не всех жилых и нежилых помещений приборами учета тепла используются формулы 3(12) для помещений оборудованных приборами учета тепла и 3(13) – для помещений, не оборудованных приборами учета тепла. Вместо Vд ставится Vд от – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома с ИТП на отопление, определяемое по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта тепла за расчётный период за вычетом части тепловой энергии V от гв, употребленной на изготовление горячей воды, по формуле 3(14) :

Vд от = Vд – V от гв 3(14)

V от гв определяется по показаниям теплосчетчика, установленного дополнительно в ИТП для учета тепла, расходуемого на подготовку горячей воды, а при его отсутствии по нормативу, утверждаемому в соответствии с Правилами.

В случае оборудования всех помещений МКД приборами учета тепла формула 18(1) Правил заменяется формулой 3(3), в которой вместо Vд ставится Vд от – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома с ИТП на отопление по формуле 3 (14).

Приведенные в статье формулы Правил соответствуют Постановления Конституционного Суда РФ №30-П от 10.07.2018 и №46 от 20.12.2018, проверены, полностью сочетаются между собой и проверка по платежам сходится в ноль без остатка.

Если в МКД есть помещения, оборудованные ИИТЭ, то формулы расчетов будут другими, поскольку их собственники обязаны платить за отопление в соответствии с Постановлением КС РФ от 20.12.2019 №46 только свою долю от расходов на отопление общих помещений в МКД.

Обращайтесь и мы предоставим вам эти формулы.

Ссылка на основную публикацию