Ведётся ямочный ремонт дорог

Эксперты Дорожного проекта ОНФ подготовили памятку «Как выглядит идеальный ремонт дороги и куда жаловаться на его нарушения»

На карту «убитых» дорог ОНФ (www.dorogi-onf.ru) уже добавлено более 30 тыс. участков, находящихся, по мнению граждан, в неудовлетворительном состоянии. Почти 7 тыс. участков власти после этого отремонтировали. Но надолго ли дорога сохранит свое новое состояние после ямочного, капитального ремонта или реконструкции, зависит от того, провел подрядчик работы по нормативам или сэкономил на всем, включая грамотных и ответственных строителей. Чтобы местные жители смогли организовать на местах народный контроль качества ремонта, эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» подготовили памятку с перечнем признаков, свидетельствующих, что ремонт проводится с нарушениями. И куда обращаться, если качество работ вызывает опасения.

Ямочный ремонт

Ямочный ремонт – самый популярный способ текущего ремонта дорог в российских городах. Смысл его применять есть в том случае, если объем повреждений на дороге не превышает 15%. Если же доля ям и выбоин больше, то здесь уже требуется ремонт с полной заменой слоев дорожного покрытия или хотя бы верхнего слоя. Но зачастую это правило не выполняется.

Что должно вызвать сомнения в качестве ямочного ремонта? Если речь идет о ямочном ремонте горячим асфальтобетоном, то чаще всего строители пренебрегают таким этапом, как обрубка кромок, очистка и просушка выбоин. Затем нужно провести подгрунтовку – разлить по очищенной поверхности жидкий битум. Этот этап подрядчик тоже любит пропустить. Ну, и классика жанра – укладка асфальта на грязь, во время дождя или при низких температурах.

Не выполнили требования к работам по ямочному ремонту – заплатки быстро разрушились. Такой итог активисты Народного фронта регулярно фиксируют во время дорожных рейдов по городам России.

Помимо горячего асфальтобетона при ямочном ремонте могут использовать холодные смеси, струйно-инъекционный метод, метод обратной пропитки. Каждый из этих способов имеет свои особенности, но допускаемые подрядчиками нарушения схожи.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт включает полный цикл работ по восстановлению прочности и размера дороги, замену изношенных, непрочных конструктивных слоев дорожного покрытия и искусственных сооружений.

Такой ремонт проводят по согласованному проекту, где прописаны все виды работ, материалы, объемы и т.д. Но последовательность мероприятий всегда одинаковая. Давайте рассмотрим, из чего состоит дорога и как ее построить.

  • Сначала подготавливают так называемое «корыто», куда будут укладывать основание будущей дороги.
  • На дно «корыта» кладут песок / щебеночно-песчаную смесь / песчано-гравийную смесь.
  • Затем насыпают слой щебня.
  • Далее укладывают нижний слой асфальта.
  • И, наконец, – верхний слой асфальта.

Для усиления конструкции между слоями строители могут укладывать дополнительные слои – все это должно быть прописано в контракте. Толщина слоев также указывается в сметной документации, но она не должна быть ниже нормативной. Например, для асфальтобетона – не меньше 4 см.

Материалы, которые используют при строительстве и ремонте дорог, могут быть разного размера и качества (различные марки и фракции). Какие именно – можно узнать в смете к работам. Смету любой желающий может скачать в разделе «Документы» на странице аукциона на сайте госзакупок.

Реконструкция

Реконструкция дороги – это изменение ее технических параметров. Это может быть расширение проезжей части, обустройство тротуаров и велодорожек, сглаживание радиусов поворота или изменение продольного профиля. Цель реконструкции – увеличение пропускной и несущей способностей дороги, как правило, с переводом ее в более высокую категорию.

Есть нарушения. Что делать?

  • Если вы увидели, что ямочный ремонт дороги ведут с нарушением технологии, надо сфотографировать или сделать видеозапись нарушения прямо в процессе. Важно, чтобы на фотографиях или в видеоролике было видно, в чем именно оно заключается. Кроме того, постарайтесь захватить при съемке окрестности. Чтобы стало понятно, где именно происходил ремонт.
  • После этого направляйте обращение в прокуратуру муниципалитета или региона. Просите провести проверку исполнения норм Федерального закона 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», проверку общего журнала производства работ на объекте, а именно: наличие отметок заказчика о каких-либо выявленных нарушениях и несоответствиях проектно-сметной документации, и по итогу – привлечь виновных к ответственности. Прикрепите к обращению фотографии или видеоматериалы с нарушением.
  • Если у вас вызывает опасение качество работ по капитальному ремонту или реконструкции, вы также можете направить обращение в прокуратуру региона с просьбой проверить качество проводимых работ и их соответствие проектно-сметной документации.

«Мы нередко получаем от неравнодушных горожан фотографии или видеоролики, на которых строители кладут асфальт прямо в снег, работают под дождем, в холодную погоду и так далее. Почему это происходит? Во многом потому, что подрядчики уверены – никто не увидит, и им все сойдет с рук. Мы предлагаем гражданам взять контроль за качеством ремонта местных дорог в свои руки и обращаться напрямую в органы прокуратуры. Да, местные власти должны следить за качеством выполненных работ. Но если бы они всегда делали это на совесть, у нас и хороших дорог было бы гораздо больше. Раз так – есть смысл местным жителям и особенно молодежи, которая при желании разберется и с сайтом госзакупок, и с проектно-сметной документацией, организовать народный контроль за ремонтом, а не ждать, когда плохо сделанная дорога вновь превратится в череду ям», – прокомментировал эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов.

Ямочный ремонт дорог: особенности и нюансы

Ровное дорожное покрытие высокого качества, обеспечивающее полноценное сцепление колёс транспортных средств с полотном — залог спокойного и безопасного дорожного движения. Но именно с этим в России дело обстоит не лучшим образом, о чём свидетельствует и небезызвестная пословица. Каковы же истинные причины плохого состояния дорожного покрытия? Попробуем разобраться в данном вопросе с сугубо технической стороны, минуя финансовые и административные аспекты.

Асфальтирование, сколь безупречно бы оно не было произведено, со временем требует локального восстановления отдельных участков. Асфальт — достаточно мягкий материал, имеющий тенденцию изнашиваться. Недаром верхний слой дорожного полотна именуют «слоем износа». Для восстановления этого слоя используются асфальтобетонные смеси, разогретые до высокой температуры. Притом ремонт может осуществляться как глобально (полная замена дорожного покрытия по всей ширине полотна проезжей части), так и локально (локальный ремонт повреждённых участков).

Ямочный ремонт является на данный момент самым популярным видом ремонта дорог. Именно за этот метод автолюбители так часто ругают дорожных рабочих, считая его неэффективным. Однако качество такого ремонта напрямую зависит от соблюдения его технологии, которая, кстати, принципиально не отличается от той, что применяется при дорожном строительстве.

Подготовка — залог успеха

Основным упущением недобросовестных рабочих, год из года латающих одни и те же места, является ремонт лишь верхнего слоя повреждённого участка, в то время как технология ямочного ремонта предполагает восстановление и нижележащего слоя. Для этого сперва необходимо отделить повреждённый участок от неповреждённого покрытия. Гидравлические молоты мини-экскаваторов и мини-погрузчиков, равно как и ручные отбойные молотки, часто применяемые дорожно-ремонтными бригадами, для этих целей подходят плохо. Вырубить необходимый квадрат ровно можно лишь посредством дорожной фрезы. Только при использовании этого инструмента стенки квадрата останутся ровными и будут иметь равную глубину. Наиболее удобными в этом плане являются навесные фрезы, располагаемые на стреле мини-погрузчика или в заднем свесе.

После очистки дефектного сектора от крошек и пыли его дно и кромки обрабатываются разогретым битумом или жидкой битумной эмульсией, и лишь только после этого заливается асфальтобетонная смесь. Также крайне важно не допускать слишком уж больших временных промежутков между этими фазами. В идеале этих промежутков не должно быть в принципе, однако в подобном случае возникает необходимость одновременной работы трёх звеньев, а это сказывается и на стоимости дорожного ремонта. Часто реализовать подобный метод и вовсе не представляется возможным: ямочный ремонт дорог зачастую проходит без перекрытия движения автотранспорта.

Дождь — не помеха

Когда мы наблюдаем, как рабочие осуществляют ремонт дорог в дождь, мы часто укоризненно качаем головой, считая подобные погодные условия неприемлемыми. Однако это не совсем так. Любой человек, мало-мальски сведущий в данной области, скажет, что строительство и ремонт дорог попросту невозможны без воды. Вальцы дорожного катка облепит за один подход, будь они сухими. Единственный существенный вред, который может принести дождь, это охладить асфальтобетонную смесь. Конечно, если поверхности стенок и дна дефектного сектора влажные и при этом они пропитываются битумом, это является грубейшим нарушением, однако ни один здравомыслящий бригадир этого не допустит. Что же касается остывания смеси, то надёжную защиту от неё может обеспечить специальная система обогрева кузова посредством выхлопных газов, а также натянутый на кузов тент. При температуре ниже +10 °С или при сильном ветре целесообразно использовать для доставки асфальтобетонной смеси термос-бункер с автономной системой подогрева.

Процесс укатывания асфальта

Большинство отечественных предприятий, осуществляющих строительство и ремонт дорог, имеют в своём распоряжении катки массой от 8 тонн. Подобная дорожная техника оправдывает себя при полномасштабном дорожном строительстве, однако использовать её для ямочного ремонта не вполне целесообразно по экономическим соображениям. Для уплотнения всего нескольких десятков метров дорожного полотна лучше подходит метод “топтания”, реализуемый за счёт использования ручных вибрационных плит. Ранее в России вместо них широко применялись небольшие тротуарные, а также вибрационные катки, однако за последние 10 лет вибрационные плитки вышли на качественно новый уровень и получили широчайшее распространение в нашей стране.

Особенности выбора виброплит

Производством данной техники занимается достаточно большое количество предприятий, включая российские. Надёжность этих узкоспециализированных агрегатов напрямую зависит от надёжности двигателя. Хорошо зарекомендовали себя устройства с силовыми агрегатами Honda, Robin и Yanmar. Ещё один немаловажный аспект, который следует учитывать, — это мощность устройства. Тяжёлые виброплиты с мощностью удара под 4 тонны могут с лёгкостью разрушить нижележащие слои дорожного покрытия и даже его основание. Для асфальтобетона при ямочном ремонте лучше всего использовать агрегаты массой от 80 до 140 кг с частотой вибрации порядка 90 Гц.

Контроль качества

Процесс полимеризации асфальтобетона проходит при температуре свыше 100 °С и под большим давлением. После того, как смесь уплотнена, вода асфальту абсолютно не страшна. Напротив, восстановленное дорожное покрытие даже рекомендуется поливать водой, чтобы охлаждение произошло как можно быстрее и автотранспорт смог восстановить движение.

Стоит отметить, что даже при неполном соблюдении технологии ямочного ремонта дорог и нарушении ряда правил, асфальтобетонные заплаты держатся не менее двух лет. В случае строгого соблюдения технологии ремонта — не менее пяти лет. В чём же причина столь частых жалоб автолюбителей на вылетающие первой же весной дорожные “пломбы”? Причин тому может быть несколько. Наиболее распространённая — засорение или полное отсутствие водоотвода. Нередко на просторах нашей родины можно наблюдать обочину, находящуюся выше уровня дороги. При таких условиях ни один ремонт не окажется долговечным, пока не будет произведено производство земляных работ и не будет создана надлежащая инфраструктура.

Часто бывает, что дорожные заплаты стоят, однако разрушается окружающее их покрытие, казавшееся на этапе проведения ремонта вполне надёжным. Именно так происходит с дорожным полотном, верхний слой которого разрушен более чем на 40%. Часто случается так, что администрация с целью экономии откладывает полномасштабный ремонт дорог на неопределённый срок, осуществляя лишь частичное восстановление дорожного покрытия.

Читайте также:  Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры

Битум

После осуществления ямочного ремонта дорог в очерчивании границы дефектного участка вовсе нет необходимости, хотя многие дорожно-ремонтные бригады часто прибегают к данной процедуре. Если стенки участка были должным образом разогреты, а наполняющий его асфальт уплотнён чётко до уровня остальной поверхности, то заливать границы гудроном вовсе ни к чему.

Однако битум играет немаловажную роль в массе других случаев. Распространённая картина: совершенно новая автомобильная дорога, подвергавшаяся эксплуатации всего пару лет; по всей поверхности полотна во все стороны расходятся не слишком глубокие трещины различной длины. Данный тип повреждений — характерный ответ полотна на перепад температур. В случае, если позволяют средства, это показание для полного снятия слоя износа и повторного асфальтирования полотна по всей его ширине. Если же средства не позволяют, то полотно необходимо обработать битумом. Это предотвратит дальнейшее распространение трещин и вместе с тем продлит срок службы автомобильной дороги.

Аварийный ремонт дорог

В холодное время асфальтовое покрытие защищает от деформации низкая температура. С наступлением весны для тех же целей вводится ограничение на движение тяжёлого автотранспорта. Однако от оттепели посреди зимы не застраховано ни одно дорожное полотно, поэтому часто возникает острая необходимость срочного ремонта проблемных участков. К сожалению, в нашей стране до сих пор можно наблюдать, как возникшие в результате оттепели глубокие дефекты дорожного покрытия засыпают крупным щебнем, а то и вовсе забивают красным кирпичом. Спустя пару недель подобную процедуру необходимо повторять снова. Любой специалист в области дорожного строительства скажет, что такой подход к проблеме — пустая трата времени и средств. Для аварийного ремонта давно разработано несколько эффективных методов, позволяющих производить качественное восстановление полотна даже при отрицательных температурах.

Ремонт дорог в холод

По своему составу холодный асфальт отличается от горячей смеси только лишь тем, что при его производстве в него вводится специальная добавка, препятствующая затвердеванию и продлевающая хранение смеси до одного года (при условии, что тара герметична). Таким образом, смесь может быть заготовлена впрок, а сам процесс асфальтирования проблемных участков такой смесью принципиально не отличается от работы с обыкновенным асфальтобетоном.

Мечта автомобилистов

Разумеется, автомобилисты, в силу огромного количества мифов и элементарного несоблюдения технологий ямочного ремонта, недолюбливают подобный метод восстановления дорожного покрытия. Им по душе лишь полная замена верхнего дорожного слоя, даже если через год-два он снова подвергнется разрушению из-за повреждённого основания. Стоит признать, что ямочный ремонт дорог считается малоэффективным незаслуженно. При правильном соблюдении техники такой ремонт может на долгие годы избавить автомобилистов от проблем с выбоинами.

21.08.2019
Смольный стремится повысить качество дорожных работ

На последнем заседании городских чиновников, прошедшем 20 августа в Смольном, был рассмотрен вопрос о возможности перехода с организациями, осуществляющими дорожное строительство и ремонт дорог, на трехлетние контракты.

подробнее

29.11.2018
Утвержден перспективный план Ленинградской области по дорожному строительству

Губернатор Ленинградской области А.Дрозденко утвердил предварительную программу по развитию дорожной отрасли на период с 2019 по 2023 годы, которая предполагает увеличение количества дорог, находящихся в нормальном состоянии, на 737 км.

подробнее

Александр Орешкин — о ремонте дорог, бесшовном асфальте на Тверской и укреплении откосов

Сезон дорожно-ремонтных работ в Москве завершился. Руководитель государственного бюджетного учреждения (ГБУ) «Автомобильные дороги» Александр Орешкин рассказал, как укладывали новый асфальт на Тверской улице и часто ли нужно менять дорожное покрытие в городе.

— Александр Станиславович, расскажите, пожалуйста, сколько всего уложено нового асфальта в этом году в Москве, а также сколько разметки нанесли на дороги.

— В общей сложности в этом году в городе обновлено около 22 миллионов квадратных метров дорожного покрытия. Почти половина нового асфальта уложена силами ГБУ «Автомобильные дороги». Из них 1,3 миллиона квадратных метров — по программе городского благоустройства «Моя улица».

Более 11 миллионов квадратных метров дорог отремонтировали подрядные организации. В этом году мы нанесли 2,7 миллиона квадратных метров дорожной разметки. Прежде всего ее обновили на центральных улицах, возле школ и детских садов, поликлиник, культурных, религиозных центров и других социальных объектов. Также свежая разметка появилась на основных транспортных магистралях, пешеходных переходах и территориях у остановок общественного транспорта.

— А какие дороги отремонтировали капитально?

— Капитальный ремонт провели на улицах, включенных в городскую программу благоустройства. Это Садовое и Бульварное кольцо, площадь Тверская Застава, Тверская улица, Краснопресненская, Котельническая, Болотная, Гончарная, Пречистенская, Якиманская набережные и другие территории в центре столицы.

После ремонта и замены люков, а также установки нового бортового камня мы обновили дорожное основание. Сначала сняли изношенный слой покрытия. Потом уложили нижний слой асфальта. Для этого использовали геосетку — специальный материал с подложкой, пропитанный битумом. Благодаря такой сетке увеличивается срок эксплуатации нижнего слоя. Затем был уложен верхний слой асфальта. Когда с него сошла тонкая пленка битума, на отремонтированные дороги нанесли разметку из термопластика.

Асфальт на Тверской уложили меньше чем за двое суток. Хотя изначально планировали потратить на ремонт дороги трое суток

Но дороги ремонтировали не только по программе городского благоустройства. Масштабный гарантийный ремонт, к примеру, мы провели на Волгоградском проспекте, Ленинградском, Боровском, Киевском и Каширском шоссе. Площадь работ на этих участках составила почти два миллиона квадратных метров. Гарантийный ремонт проводят там, где истек срок эксплуатации асфальта. В таких случаях не только меняют асфальт, но и дорожные люки, бортовой камень, наносят новую разметку.

— Где были самые сложные участки и почему?

— Из-за непогоды в этом году условия работы на всех участках были тяжелыми. По нормативам сезон укладки асфальта длится 200 дней — с апреля по ноябрь. Но вспомните, какая погода стояла этим летом! За сезон было 133 дождливых дня и 118 дождливых ночей. Естественно, рабочим приходилось ждать, пока погода наладится. В итоге пришлось отложить сроки сдачи некоторых объектов.

Сложно было ремонтировать, к примеру, дорогу на Тверской улице. Там уложили новый асфальт меньше чем за двое суток, хотя изначально планировали потратить на ремонт трое. Учитывали различные трудности — изменения погоды, транспортную загруженность, проблемы с логистикой. Но все прошло гладко, быстро и слаженно. С логистикой нам очень помогло столичное управление ГИБДД. Пробок и скоплений машин почти нигде не было. Городские службы тоже справились на отлично.

— Вы упомянули, что работы на Тверской улице закончили раньше срока. То же самое произошло на 1-й Тверской-Ямской. Не отразилось ли это на качестве дорог?

— На качестве дорожного покрытия это нисколько не отразилось. На этих улицах асфальт укладывали единым ковром, без спаек. Одновременно шли несколько асфальтоукладчиков, машинам помогали десятки рабочих.

В ремонте дорог нам у Запада, уверяю, уже нечему учиться

— На каких еще улицах дорожное покрытие укладывали таким образом? В чем преимущество этой технологии? Почему ее не применяют на всех улицах?

— Единым ковром укладывали асфальт не только на Тверской улице, но и на улицах Садового, Бульварного кольца, а также на других городских территориях, включенных в программу «Моя улица». Но такая технология подходит не для всех участков.

Во-первых, целесообразность ее применения зависит от транспортной загруженности улицы. Для укладки бесшовного асфальта движение требуется перекрывать полностью на всем участке работ. Если дорогой пользуется много автомобилистов, то должны быть альтернативные маршруты объезда. Во-вторых, проезжая часть для бесшовной укладки должна быть достаточно широкой, чтобы несколько катков могли работать одновременно.

— В последние годы в Москве наносят асфальт с полимерными добавками. В чем его особенность?

— Полимерно-битумные вяжущие смеси при укладке верхнего слоя асфальта начали применять в столице более четырех лет назад. Они были разработаны специально для климата Центральной России. Их используют на центральных улицах, кольцевых и вылетных магистралях.

Основа таких смесей — габбро-диабазовый щебень. Это вулканическая горная порода, по минеральному составу близкая к граниту, ее добывают в Карелии. Материал не боится морозов и обладает высокой прочностью (1400 кг/см 2 ).

Использование смеси на основе габбро-диабазового щебня при укладке асфальта повышает износостойкость дорожного полота, сводит к минимуму провалы и просадки. Полимерный компонент скрепляет щебень и делает покрытие еще прочнее.

Сейчас в Москве работает 10 асфальтобетонных заводов и один цементно-бетонный. Они лучшие в мире по экологической безопасности

— Скажите, это российская разработка? Принимали ли в ней участие специалисты ГБУ «Автомобильные дороги»?

— Весь асфальт, который мы укладываем в Москве, производится на местных предприятиях. Сегодня в столице работает 10 асфальтобетонных заводов и один цементно-бетонный. Их построили за последние четыре года. Они лучшие в мире с точки зрения экологической безопасности. Все новейшие асфальтовые составы разработаны российскими учеными. В ремонте дорог нам у Запада, уверяю, уже нечему учиться.

ГБУ «Автомобильные дороги» в сфере внедрения новых технологий в основном сотрудничает с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим институтом (МАДИ). Разработки в дальнейшем используются не только в Москве, но и в других городах России. В МАДИ у нас есть своя лаборатория проверки качества свежеуложенного асфальта.

— Увеличился ли срок службы асфальта благодаря применению современных технологий и новых разработок?

— Гарантийный срок для асфальта на центральных московских улицах составляет три года. Но это не значит, что мы обязательно обновляем асфальт, когда заканчивается гарантия. Включение дороги в план по ремонту зависит от ее состояния. А на это влияют погода и загруженность улицы.

Каждой весной наши специалисты проводят мониторинг улично-дорожной сети. И если они приходят к выводу, что асфальт может пролежать еще год, никто его не срежет. Гарантийный срок на менее загруженных трассах может достигать четырех и даже пяти лет. К примеру, какой смысл чаще менять дорожное покрытие в небольшом переулке, где проезжает одна машина в десять минут? Там он может спокойно пролежать и шесть лет без ремонта или замены.

— Каков состав смеси для разметки? Она тоже разработана с учетом наших климатических условий? И как долго служит разметка?

— Для нанесения разметки мы применяем холодный и горячий пластик. Холодный используется на улицах с более высокой транспортной нагрузкой, например на МКАД. Этот материал не требует предварительного прогревания, поэтому при нанесении не деформируется. И он менее подвержен истиранию, более морозостойкий.

Также его применяют в местах, где приходится наносить разметку вручную. Это касается, например, дублирующих знаков («Дети», «Школа», «Уступи дорогу»). В остальных случаях используется горячий пластик. На завершающем этапе сверху наносятся специальные микроскопические стеклошарики. Они усиливают светоотражающие свойства разметки, тем самым повышая безопасность дорожного движения в темное время суток.

Оба состава разработаны специально для климатических условий центральной части России. Впрочем, даже самую качественную разметку в мегаполисе приходится обновлять ежегодно. От большого потока автомобилей она стирается. Сезон обновления разметки в этом году начался поздно — в мае. Опять же из-за дождей.

— В декабре прошлого года был запущен пилотный проект откосы на МКАД укрепляли защитным полиуретановым составом, который сохранял их от разрушения и размывания осадками. Укрепляли ли откосы в этом году подобным способом и будет ли продолжен проект на МКАД и на других магистралях?

Читайте также:  Продолжение истории со «Спрутом»

— В этом году с помощью полиуретанового защитного состава укрепили откосы на пяти крупных участках. Работы прошли на 34-м километре внутренней стороны МКАД (Бутовская развязка), на съезде с 37-го километра МКАД на проезд Карамзина, на 48-м километре внутренней стороны МКАД (Рябиновая развязка), на съезде с МКАД на Дмитровское шоссе, а также на пересечении Боровского и Киевского шоссе. Площадь обработки откосов защитным составом составила почти 13 тысяч квадратных метров.

В 2018 году откосы укрепят на 19 объектах общей площадью почти 100 тысяч квадратных метров

В тех местах, где система укрепления откосов (георешетка, заполненная щебнем или грунтом с травой. — Прим. mos.ru) сильно износилась, ее сначала полностью демонтировали. Затем конструкцию промыли, просушили и покрыли полиуретаном. Там, где укрепление откосов можно было не менять, его просто отремонтировали, отчистили и закрепили полиуретаном. Полиуретан наносили вручную или при помощи специальных аппаратов. Затвердев, он крепко связывает щебень в ячейках решетки с самой решеткой.

Технология хорошо себя зарекомендовала прошлой зимой на трех экспериментальных участках МКАД. Откосы без потерь пережили зимние холода и весенний сход снега. Они не просели, щебень не размыло дождем и не выдуло ветром. Поэтому в 2018 году мы продолжим обработку откосов полиуретановым составом.

Работы запланированы на 19 объектах общей площадью почти 100 тысяч квадратных метров. Откосы укрепят на пересечениях МКАД с Волоколамским, Киевским, Сколковским и Боровским шоссе, на транспортной развязке Осташковского шоссе с Волковским, на Митинской развязке и других участках. Обработанные защитным составом склоны можно будет не ремонтировать и не укреплять после этого как минимум шесть лет. Такую гарантию дает отечественный производитель состава.

Выбоины на столичных трассах — процесс неизбежный. Ямочный ремонт дорог в городе ведется круглый год

— Впереди зимний сезон. А куда горожане могут сообщить о ненадлежащем качестве уборки от снега и льда тротуаров, дворов и дорог?

— Оставить жалобу на некачественную уборку снега или гололед на дорогах, тротуарах и вблизи остановок общественного транспорта можно на портале «Наш город». С 1 ноября там появились зимние темы. К сообщению надо обязательно прикрепить фотографию проблемного участка и указать его точное местонахождение.

— Будут ли проводить экстренный ремонт дорог (выбоины, ямы, трещины) зимой, в мороз? Возможно ли это?

— Образование ям и выбоин на московских трассах — процесс неизбежный. Часто наши дороги сравнивают с европейскими, но это неправильно. В Европе переходы температуры через ноль случаются всего пару раз за зиму. Причем это, как правило, колебания от минус двух до плюс одного градуса. У нас же скачки от минус 10 до плюс пяти градусов случаются до 80 раз за сезон, как это было в прошлом году. В таких условиях дорожное покрытие страдает, поэтому ямочный ремонт трасс ведется круглый год, даже с наступлением холодов.

При минусовых температурах мы применяем литой асфальт. При этой технологии битум, являющийся основной составляющей асфальта, нагревается до температуры плюс 200 градусов и в жидком виде заливается в выбоины, ямы и локальные разрушения. Такой асфальт не боится ни мороза, ни снега, ни дождя и применяется в основном для ямочного ремонта. Подчеркну, что производится литой асфальт тоже в Москве, на наших асфальтобетонных заводах.

— Расскажите, когда начнется ремонт дорог в 2018 году.

— Все снова зависит от погоды. Если в марте температура поднимется до плюс 10 и не будут идти дожди, то тогда и начнется наша работа по замене асфальта на дорогах. Хотя традиционно сезон дорожно-ремонтных работ в Москве открывается в начале апреля и длится до конца октября.

Ямочный ремонт асфальтированных дорог

«Аршин на кафтан, да два на заплаты.» Какими бы «теплыми» словами мы не поминали одну из двух российских «бед» и людей её обслуживающих, не лишне было бы знать, что капитальный и полный ремонт дороги начинается (по ГОСТу), когда количество повреждений общего полотна дорожной «одежды» достигает 12-15%. Все, что ниже этого соотношения, как бы нам это не хотелось и мечталось, попадает под категорию мелкого, ямочного ремонта, который проводится только с целью «обеспечения безопасности дорожного движения». Справедливости ради, стоит отметить, что качественно проведенный ямочный ремонт асфальтированных дорог действительно принесет положительные результаты. Дело в том, что по «нашему российскому» менталитету, 95% всех повреждений дорожного полотна происходят из-за несоблюдения технологии и плохого качества используемых для ремонта материалов. Основной причиной повреждений в 85% является некачественное уплотнение (трамбовка) дорожного полотна.

Подготовка покрытия к работам

Дорога, как живой организм требует вмешательства в любое время из-за плохого своего «самочувствия». Мы нормально относимся к ремонту трассы в теплое время года, и встречаем насмешками тот же самый ремонт артерий страны в холодное или дождливое время. Технологии ремонта дорог совершенствуются, и ямочный ремонт асфальта остается самым востребованным видом обслуживания дорог в стране, которая простирается на 1/6 части суши всего земного шара, с нашими перепадами температур и особенностями местного рельефа (горы, перевалы и т.д.).

Качество ямочного ремонта асфальта напрямую зависит от того, насколько хорошо будет подготовлен к нему проблемный участок дороги. Перед тем как делать ямочный ремонт асфальтированных дорог «фронт работ» обязательно должен быть очерчен в прямом смысле этого слова: выбоины должны быть помечены прямыми линиями с «запасами». Не снег и дождь становятся главным фактором, который сокращает срок эксплуатации отремонтированной дороги, как многие ошибочно думают. Плохая зачистка, которая затрагивает только верхний слой асфальта, служит главной причиной быстрого износа заплаты.

Во время «вырезания» испорченного куска дороги специалисты должны обязательно заменить еще и нижние слои. Вырезают асфальт обычно гидравлическими молотками, которые с этой задачей справляются «на троечку». Идеальным инструментом для такого типа работ считается дорожная фреза. Она «зацепит» все нужные слои покрытия и без проблем пройдет на нужную глубину.

Кроме того, стенки образовавшейся «ямы» будут гладкими и ровными, что повысит «сцепление» с будущей заплатой. После аккуратного вырезания проблемного куска, дно и стенки «ямы» зачищают от крошек и раздробленных кусочков покрытия. Затем ее дно заливают либо по старинке разогретым битумом, либо его жидкой эмульсией, которая по характеристикам значительно лучше первого варианта. Только после этого можно приступать к заливке асфальтобетона.

Совет: самым оптимальным вариантом считается бесперебойная работа при таком типе ремонта. То есть сразу же после заливки битума необходимо приступить к заливке асфальтобетона, пока нижний слой еще «горяченький». Такой способ укладки дорожного покрытия сделает его более долговечным. К сожалению, мы сами часто наблюдаем, как над одним участком дороги работы могут вестись неделями. Не только плохая укатка, но и этот важный нюанс сильно «бьют» по качеству покрытия, а заодно и по репутации дорожных работников.

Заливка асфальтобетонной смеси

Когда выполняют ямочный ремонт асфальтированных дорог используют асфальтобетонную смесь, которая «готовиться» по классическому «рецепту» из песка, битума, щебня и минерального порошка. В горячем виде смесью ремонтируют дороги первой и второй категории. При этом температура смеси должна поддерживаться на уровне 150 градусов. Если этот показатель опускается ниже 110 градусов, то смесь автоматически становится бракованной и для ремонтных работ использоваться уже не может. Доставляют к месту проведения работ горячий асфальтобетон в специальной технике, которая поддерживает нужную температуру и создает эффект «термоса».

Для дорог «попроще» применяют холодные смеси, которые «замешаны» на разжиженном битуме или его эмульсиях. Такой материал идеально подходит для ремонта в дождливую или холодную погоду. Однако стоит учитывать, что и прочность его примерно раза в три ниже, чем горячего асфальта. Некоторые компании шагнули еще дальше и широко практикуют технологию рециклинга. Словечко новое и звучит красиво, но под собой подразумевает обычную вторичную обработку. При таком методе куски асфальта, вырезанные фрезой не выбрасываются, а там же на месте помещаются в специальную машину, которая их тщательно измельчает. Во вторичную смесь добавляется битум, все ее раз хорошенько перемешивается и только потом готовую смесь укладывают вместо заплат из нового материала.

Экономия при таком способе заделывания ям достигает 80%. Беда лишь в том, что машины для переработки использованного асфальта есть далеко не у всех коммунальщиков на вооружении. Рециклеры стоят дорого, но очень быстро окупаются. Несмотря на очевидный скепсис, такое дорожное покрытие долговечно и надежно.

Струйно-иъекционный метод тоже постепенно становится привычным для наших ремонтных работ. При нем даже не нужно вырезать куски асфальта. Специальным агрегатом трещину или яму хорошенько продувают. Под давлением воздуха пыль и мусор из нее удаляются. А вот затем «больному асфальту» делают «укол»: в очищенный дефект заливается смесь из горячего битума и мелкого щебня. Под давлением все того же воздуха она утрамбовывается и застывает. При таком способе ямочный ремонт асфальтированных дорог даже не требует использования фрезы и асфальтоукладчиков. Это большой шаг в «медицине» дорог, который позволяет говорить о быстром ремонте с минимальным привлечением массивной техники, а значит, и перекрывать надолго оживленные участки не потребуется.

Совет: две последние технологии доказали свою эффективность при ремонте дорог в других странах. К сожалению, у нас продолжают пользоваться старыми методами и «убитой» техникой, которая дорогу калечит чаще, чем ремонтирует. С первого взгляда стоимость спецтехники кажется астрономической, но, как говорится, «оно того стоит». Если учесть количество «рецидивов» и повторных ремонтных работ на одних и тех же участках, а также их общую стоимость, то становится совершенно очевидно, какая чаша весов перевешивает.

Утрамбовка дорожного покрытия

На вооружении большинства коммунальных служб стоят массивные катки массой выше 8 тонн. Для того, чтобы делать ямочный ремонт асфальтированных дорог эта техника совершенно непригодна. Вы же не будете сносить стену, чтобы заменить форточку. Поэтому целесообразнее всего применять вибрационные плиты ручного типа. Эта практика используется только последние лет десять. Раньше для этих же целей брали вибрационные или тротуарные катки, что тоже было слишком «масштабно» для подобного типа работ. Особых навыков такая техника «топтания» не требует. Для ямочного ремонта обычно используют виброплиты массой до 150 кг. Качество их работы напрямую зависит от мощности двигателя. Чем он мощнее, тем быстрее и надежнее «ляжет» в яму заплатка.


После этого заплату обычно заливают сверху битумом. С одной стороны это считается пережитком прошлого, если заплата идеально подогнана под уровень остального дорожного покрытия, то и необходимости в таком выравнивании и очерчивании ее границ нет. Но при резком перепаде температур, если речь идет об использовании горячей асфальтобетонной смеси, старый асфальт может дать трещины через некоторое время. И здесь дело вовсе не в том, что «залили неправильно», это обычный побочный эффект, реакция материала на изменение температуры. Битум, нанесенный поверх заплатки, поможет избежать образования таких трещин и продлит срок службы асфальта.

Читайте также:  Сведения об управляющих компаниях

Совет: по результатам ямочного ремонта можно легко проверить на «вшивость» коммунальную службу. Если заплатки легли отлично, а вот остальное дорожное покрытие начало интенсивно разрушаться, то здесь наблюдается явное желание «сэкономить» на полном ремонте дороги. Соответственно и повреждено далеко не менее 12-15%, которые заявлены по ГОСТУ.

Заключение

К сожалению, в нашей стране ямочный ремонт асфальтированных дорог, особенно в непогоду, вызывает бурю критики и скепсиса со стороны автомобилистов. И многие из них в данном случае будут правы. Вполне нормальная картина для русских просторов: коммунальщики тщетно пытающиеся «заделать» дыры в асфальте кирпичом или крупным щебнем. Этот процесс цикличный и упорство, с которым работники повторяют бесполезный «ремонт» поистине впечатляет. На самом деле качественный ямочный ремонт немногим хуже полной замены всего дорожного полотна. И здесь конечно играют важную роль три фактора:

  • Уровень профессионализма рабочих.
  • Качество техники, которую они используют.
  • Качество материалов для «заплат».

Даже холодная смесь для ремонта, которая приготовлена по «правильному рецепту», ничуть не испортит покрытие. Когда нашими коммунальными службами будут учитываться все три фактора для успешного ремонта дорог, тогда и в России на одну из трех проблем станет меньше.

Сезон ремонта дорог в самом разгаре

«В регионе должна быть создана сеть современных автомобильных дорог всех уровней!» Владимир ВЛАДИМИРОВ, вр.и.о. губернатора Ставрополья Как, наверное, успели заметить наши читатели, с наступлением благоприятных погодных условий заметно активизировалась, по сравнению с предыдущими годами, деятельность дорожноремонтных служб и организаций. Причём, ремонтные работы ведутся на автодорогах как регионального, так и местного значения. В этом принципиально новый подход нового руководителя региона к наведению порядка в области дорожного строительства и ремонта в крае.

По мнению В.Владимирова, основной упор должен быть сделан на строительство и ремонт дорог в сельских поселениях, благоустройство дворовых территорий. Напомню, что в рамках субсидирования дорожной деятельности более 22 миллионов рублей из краевого дорожного фонда в этом году выделены на Благодарненский район и распределены между пятью муниципалитетами (Благодарный, Сотниковское, Спасское, Бурлацкое, Мирное) и муниципальным районом на ремонт и содержание дорог общего пользования местного значения. В городе Благодарном часть запланированных на этот год дорожноремонтных работ уже выполнена и продолжает выполняться, о чём районная газета рассказывала читателям в №40 за 20 мая 2014 года, в других, выше названных муниципальных образованиях района, реализация краевых целевых программ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения только начинается.

О том, что планируется сделать в области дорожного хозяйства на выделенные из краевого дорожного фонда субсидии, рассказали главы поселений. Глава села Бурлацкого С.В.Лукьянова: На выделенные средства 1 млн. 219 тыс. рублей мы планируем отремонтировать гравийнощебёночной смесью участок дороги, не имеющей твёрдого покрытия, длиной 700 метров по густонаселённой улице Крестьянской, где проживает в основном молодёжь. Кроме того, за счёт собственных бюджетных средств будем ремонтировать дорожное покрытие улиц Красной, Набережной, Артюхова, общей протяжённостью 1800 метров, а также произведём ямочный ремонт действующих асфальтированных дорог внутри поселения. В настоящее время подготовлена вся необходимая документация для проведения конкурсных процедур по определению подрядной организации. Аукцион назначен на 23 июня. Глава села Спасского В.А.Юрченко: Краевая субсидия в размере 1 млн. 900 тыс. рублей будет израсходована на ремонт асфальтового покрытия улицы Советской (400 метров). Конкурсные процедуры уже проведены, подрядчик определён Будённовское МДРСУ. В ближайшее время начнутся ремонтные работы на заданном участке. Кроме того, на ремонт и содержание дорог поселения планируем выделить в этом году порядка 3 миллионов рублей из муниципального дорожного фонда. Глава села Мирного С.И.Кузнецова:

Из краевого дорожного фонда выделен 1 миллион рублей. Эти средства будут вложены в ремонт асфальтового покрытия улицы Красной (380 метров) на участке от автодороги МирноеАрзгир до Дома культуры и детского сада. Кроме того, за счёт средств муниципального дорожного фонда (663 тысячи рублей) планируем отремонтировать участок дороги в гравийном исполнении по улице Луначарского (300 метров) и произвести ямочный ремонт асфальтового покрытия улиц Пролетарской и Свободы. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры по определению подрядчика. Глава села Сотниковского В.В.Ефименко: Выделенные из регионального дорожного фонда деньги в сумме 1 млн. 900 тыс. рублей плюс 200 тысяч рублей из муниципального дорожного фонда мы собираемся вложить в ремонт дорожного полотна по улице Красной, это порядка 2600 квадратных метров (433 метра довосточной стороны села для стока дождевых вод, что позволит решить давнюю проблему елизаветинцев затопление дворовых территорий в период ливней. Решение о строительстве водоотвода было принято вр.и.о.губернатора СК В.В.Владимировым во время визита в наш район. Владимир Владимирович лично выехал на место, оценил ситуацию и дал поручение министру дорожного хозяйства края изыскать резервные средства и в кратчайшие сроки приступить к строительству объекта. Что, собственно, и было сделано. Жители села Елизаветинского уже оценили новострой и важность ливнезащитного сооружения для благополучия селян. Т.Ф.Аникеева, глава муниципалитета: На протяжении последних лет жители села Елизаветинского ежегодно сталкиваются с одной и той же проблемой в период ливневых дождей вода с полей «идёт» в село, затапливая огороды и дворы елизаветинцев.

Кроме того, большое количество дождевой воды скапливается на пересечении сельских улиц Ленина и Остапчука с региональной дорогой ЖуравскоеБлагодарныйКучерлаКрасный Маныч, создавая чрезвычайную ситуацию на данном участке. Теперь, благодаря вмешательству вр.и.о. губернатора Ставрополья В.В.Владимирова, проблема будет решена раз и навсегда дорожные строители делают водоотвод, по которому дождевая вода будет уходить в нужное русло, не создавая проблем ни жителям села, ни проезжающему по автодороге транзитному автотранспорту. Илья Усатов, житель села Елизаветинского: В сентябре 2013 года на территории села Елизаветинского произошло выпадение ливневых осадков сильной интенсивности, вследствие чего была затоплена изрядная часть муниципального образования. Сразу после ливня в центре села поток воды был настолько сильным, что при движении автомороги). В планах Сотниковской сельской администрации на ближайшие два года добиться соглашения с краевыми властями о выделении дополнительных денежных средств из регионального дорожного фонда на ремонт асфальтового покрытия улицы Ленина, от переулка Светлого до переулка Северного, а также подъездной дороги к селу с северной стороны до улицы Красной. Общая протяжённость данных участков составляет 2600 метров. Вся проектносметная документация имеется в наличии. Поэтому очень надеюсь на то, что руководитель региона и в дальнейшем не ослабит внимания к сельским дорогам! Помимо этого силами Благодарненского филиала Будённовского МДРСУ в районе ведётся ремонт автомобильных дорог регионального и районного значения. Со слов руководителя филиала В.М.Шальнева, только за май 2014 года предприятием освоено более 12 миллионов рублей, выделенных на ремонт и содержание автодорог регионального значения из дорожного фонда Ставропольского края и примерно столько же будет освоено за июнь текущего года:

На сегодняшний день выполнен ямочный ремонт автодорог регионального значения Светлоград Благодарный Будённовск и Журавское Благодарный Кучерла Красный Маныч это более 140 км, районного значения Елизаветинское Большевик и подъездные дороги к селу Каменная Балка и аулу Эдельбай. Кроме того, отремонтирован участок дороги ЖуравскоеБлагодарныйКучерлаКрасный Маныч протяжённостью 1,4 км в городе Благодарном (пер.Кочубеяул.Вокзальная), а также проведены масштабные работы по содержанию автодорог: покраска мостов, дорожных знаков, замена стоек знаков, покос травы и др. В настоящее время бригада дорожных строителей под руководством мастера С.Г.Куликова ремонтирует участок, протяжённостью 1,2 км, краевой автодороги Журавское БлагодарныйКучерла Красный Маныч в районе села Елизаветинского. Одновременно занимаемся строительством водоотвода вдоль этой же автодороги с северобиля волна накрывала даже крыши машин. В результате стихии никто не пострадал, однако был нанесён немалый ущерб частным домовладениям по улицам: Путь Победы, Ленина, Красный воин, Лейтенанта Остапчука, переулку Школьному. Затоплены подвалы, личные подсобные хозяйства и закрома с зерном. Смыто асфальтное покрытие по переулку Школьному и гравийное покрытие по переулку Пионерскому. Разрушена каменная стена строительного цеха ЗАО «Родина», изза повала деревьев нарушено электроснабжение в некоторых частях поселения. И подобные катаклизмы повторяются из года в год. Поэтому решение вопроса ливнезащиты поселения это очень значимый вклад краевого руководства в защиту интересов жителей нашего села. Надеюсь, что новый водоотвод защитит село от возможного подтопления, а качество отремонтированного дорожного полотна краевой автодороги в районе Елизаветинского уже смогли оценить местные автолюбители и поставили оценку «отлично»! Всего же до 1 сентября 2014 года, продолжает В.М.Шальнев, планируем отремонтировать более 8 км автодорог регионального значения и выполнить весь комплекс работ по их содержанию, освоив более 70 млн. рублей, выделенных на эти цели из краевого дорожного фонда.

Добавлю, что мы участвуем во всех проводимых муниципальными образованиями района конкурсных процедурах, а также заключаем прямые договоры с предприятиями и организациями на выполнение дорожностроительных работ. Так что работы хватает, а у предприятия есть и технические возможности, и людской потенциал, и желание трудиться на благо жителей района и края. Как видите, уважаемые читатели, краевые программы по развитию дорожной сети Ставрополья при активной поддержке вр. и.о.губернатора В.В.Владимирова и правительства Ставропольского края действуют и видна явная перспектива воплощения в жизнь всех намеченных в этой области планов.

В Уфе ведётся ямочный ремонт дорог с применением литого асфальтобетона

Аномально теплая для января погода и таяние снега вывели на повестку дня вопросы состояния дорожного покрытия в муниципалитете. В связи с этим, городские службы проводят работы по устранению на дорогах ям и выбоин с применением литого асфальтобетона и холодной асфальтобетонной смеси.

Аномально теплая для января погода и таяние снега вывели на повестку дня вопросы состояния дорожного покрытия в муниципалитете. В связи с этим, городские службы проводят работы по устранению на дорогах ям и выбоин с применением литого асфальтобетона и холодной асфальтобетонной смеси.

Напомним, что на оперативном совещании 21 января глава Администрации Ульфат Мустафин поручил коммунальным службам города в срочном порядке ликвидировать дефекты дорожного покрытия.

– Разрушается асфальтобетон, появляются ямы. Ремонтировать их нужно сейчас. Это как временный вариант. Соответствующие технологии у нас есть, – отметил он.

Отметим, что технология проведения ямочного ремонта с применением литого асфальтобетона позволяет проводить работы в течение года. В отличие от использования горячей асфальтобетонной смеси, в зимний период работы выполняются литым асфальтобетонном, либо с холодным асфальтобетоном с применением газовых горелок и термобункеров для отогрева покрытия.

Характеристики литого асфальта позволяют проводить ремонт в короткие сроки с долгосрочным использованием даже при минусовой температуре. Технологическая приживаемость литой смеси к покрытию, отсутствие необходимости уплотнения материала достигается при помощи битума, которого содержится в 10 раз больше, чем в других асфальтобетонных материалах.

– Ремонт проводится практически круглосуточно. Ежедневно на линии трудятся до 8 бригад работников муниципальных учреждений по благоустройству Уфы и МУП «Специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений». С начала 2020 года уложена 21 тонна асфальтобетонной смеси на площади 130 квадратных метров, – сообщил главный специалист Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа Артур Сулейманов.

Следует понимать, что проведение ямочного ремонта – временная мера, которая направлена, прежде всего, на обеспечение безопасности дорожного движения и на пресечение дальнейшего разрушения дорожного полотна.

Ссылка на основную публикацию