За год в Ульяновске установили 2367 общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

За год в Ульяновске установили 2367 общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2009 года N 67-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОГО
ПЕРЕХОДА НА ОТПУСК КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
ПО ПОКАЗАНИЯМ КОЛЛЕКТИВНЫХ (ОБЩЕДОМОВЫХ) ПРИБОРОВ УЧЕТА
ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАКИХ РЕСУРСОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ В 2009 – 2013 ГОДАХ

(с изменениями на 16 июля 2012 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”, Законом Ульяновской области от 01.12.2005 N 143-ЗО “Об утверждении областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 – 2010 годы” Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить областную адресную программу поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на территории Ульяновской области в 2009 – 2013 годах (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Пинкова А.П.

Исполняющий обязанности
Губернатора – Председателя
Правительства
Ульяновской области
В.П.КОЗИН

Областная адресная Программа поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов на территории Ульяновской области в 2009 – 2013 годах

Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 25 февраля 2009 года N 67-П

Паспорт Программы

Наименование Программы – областная адресная программа поэтапного перехода
на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по
показаниям коллективных (общедомовых) приборов
учета потребления таких ресурсов на территории
Ульяновской области в 2009 – 2013 годах (далее –
Программа).

Государственный – Правительство Ульяновской области.
заказчик Программы

Разработчики Программы – департамент жилищно – коммунального комплекса
Министерства строительства Ульяновской области.

Цели и задачи Программы – основные цели Программы:
повышение энергетической и экономической
эффективности в регулировании отношений между
производителями, исполнителями и потребителями
коммунальных услуг;
повышение энергетической и экономической
эффективности использования энергоресурсов в
Ульяновской области;
повышение уровня жизни населения за счет
уменьшения оплаты за потребленные коммунальные
услуги;
повышение эффективности использования топливно-
энергетических ресурсов.
Задачи Программы:
оптимизация схемы энергоресурсоснабжения городов
и иных населенных пунктов;
создание объединенных диспетчерских пунктов для
учета потребленных коммунальных ресурсов;
снижение потерь коммунальных ресурсов при их
транспортировке до потребителя.

Сроки и этапы – 2009 – 2013 годы.
реализации Программы

Объемы и источники – всего – 931,4 млн. рублей, в том числе:
финансирования средства Фонда содействия реформированию
мероприятий Программы жилищно-коммунального хозяйства (далее –
средства Фонда) – 22,26 млн. рублей;
средства бюджетов муниципальных
образований Ульяновской области
(далее – средства бюджетов муниципальных
образований) – 14,91 млн. рублей;
средства потребителей – 246,61 млн. рублей;
прочие средства – 603,82 млн. рублей.

Читайте также:  Суд в России впервые аннулировал лицензию управляющей компании после жалоб жителей

Ожидаемые результаты – снижение дефицита энергоресурсов;
реализации Программы снижение потерь энергоресурсов в сетях при их
транспортировке до потребителя;
экономия потребления коммунальных ресурсов;
оплата населением фактически использованных
коммунальных ресурсов;
снижение задолженности потребителей за
коммунальные услуги.
Экономический эффект будет получен за счет
уменьшения платежей населения за коммунальные
услуги.

Основные индикаторы – количество многоквартирных жилых домов,
оценки эффективности оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами
Программы учета потребления коммунальных ресурсов по видам
услуг на условиях, предусмотренных Программой;
доля многоквартирных жилых домов, оснащенных
коллективными (общедомовыми) приборами учета
потребления коммунальных ресурсов по видам услуг
в отчетном году, к общему количеству
многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми
приборами учета каждого коммунального ресурса за
весь период действия Программы.

Участники Программы – управляющие организации (по согласованию);
товарищества собственников жилья (по
согласованию);

подрядные организации, привлеченные в
установленном порядке для выполнения работ по
оснащению многоквартирных домов коллективными
(общедомовыми) приборами учета потребления
коммунальных ресурсов (далее – общедомовые
приборы учета) (по согласованию).

Участники Программы – Министерство строительства Ульяновской области.

Исполнитель Программы – Министерство энергетики и жилищно-
коммунального комплекса Ульяновской области.

Система управления – общее руководство и контроль за исполнением
Программой Программы осуществляет Правительство Ульяновской
области.

1. Введение

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”, Законом Ульяновской области от 01.12.2005 N 143-ЗО “Об утверждении областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 – 2010 годы” и направлена на создание действенного механизма стимулирования энергосбережения.
Программа определяет поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды) потребителям в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета потребления таких ресурсов.
Адресный перечень многоквартирных домов, требующих оснащения в 2009, 2010, 2011, 2012 годах общедомовыми приборами учета (приложение N 1 к Программе), составлен на основании адресных перечней многоквартирных домов, включенных в адресные муниципальные программы муниципальных образований Ульяновской области.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами

В связи с переходом на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг население Ульяновской области активно начало устанавливать индивидуальные (квартирные) приборы учета потребления коммунальных ресурсов (далее – квартирные приборы учета).
При эффекте от внедрения квартирных приборов учета установка общедомовых приборов учета не менее целесообразна.
В отличие от квартирных приборов учета общедомовые приборы учета позволяют контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества ресурсов (давление, температуру и др.), несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления (например, при увеличении давления холодной воды, при снижении температуры горячей воды). Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют точно определить потери воды по пути от центрального теплового пункта до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения многоквартирного дома, а также дают реальные возможности для ресурсосбережения. Установка общедомового прибора учета позволяет понять, где именно происходит утечка – на домовых сетях или на отрезке от центрального теплового пункта до дома.
Необходимость использования общедомовых приборов учета продиктована также задачей учета затрат воды на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, влажную уборку подъездов, уборку тротуаров и полив газонов, так как в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, все затраты на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны оплачивать собственники. Это повышает роль общедомовых приборов учета, с помощью которых возможно учесть весь объем горячей и холодной воды, потребленный жителями дома.
Актуальность Программы обусловлена рядом социальных и экономических факторов. Социальные факторы связаны с качеством предоставляемых коммунальных услуг, экономические – с высокими платежами населения за коммунальные услуги.
Решение указанных проблем является приоритетным направлением Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и возможно только программными методами путем проведения комплекса организационных, производственных, социально-экономических и других мероприятий, координации деятельности всех исполнителей Программы государственным заказчиком – координатором Программы.
Программа предусматривает оснащение всех многоквартирных домов жилищного фонда муниципальных образований Ульяновской области общедомовыми приборами учета с учетом средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий областной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в части проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления коммунальных ресурсов и подпрограммы “Энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе и бюджетной сфере Ульяновской области на 2007 – 2010 годы”.
Потребность жилищного фонда Ульяновской области в общедомовых приборах учета:
тепловой энергии на отопление – 4542 единицы;
холодной воды – 5227 единиц;
горячей воды – 1754 единицы;
электрической энергии – 4575 единиц.

3. Цели и задачи Программы

3.1.Основные цели Программы:
повышение энергетической и экономической эффективности в регулировании отношений между производителями, исполнителями и потребителями коммунальных услуг;
повышение энергетической и экономической эффективности использования энергоресурсов в Ульяновской области;
повышение уровня жизни населения за счет уменьшения оплаты за потребленные коммунальные услуги;
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
снижение потерь энергоресурсов при их транспортировке до потребителя;
3.2. Задачи Программы:
оптимизация схемы энергоресурсоснабжения городов и иных населенных пунктов;
создание объединенных диспетчерских пунктов для учета потребленных коммунальных ресурсов;
снижение потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке до потребителя.
3.3. Для достижения целей Программы и поставленных задач необходимы:
оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям Ульяновской области, органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, по проведению в многоквартирных домах капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления коммунальных ресурсов;
реализация механизма софинансирования работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления коммунальных ресурсов, проводимому с привлечением средств управляющих компаний, организаций коммунального комплекса, товариществ собственников жилья либо собственников помещений в многоквартирном доме;
реализация механизма софинансирования работ по установке общедомовых приборов учета с привлечением средств управляющих компаний, организаций коммунального комплекса, товариществ собственников жилья либо собственников помещений в многоквартирном доме.
3.4. Достижение целей будет осуществляться за счет комплексного выполнения мероприятий Программы и муниципальных адресных программ поэтапного перехода на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет реализована в 2009 – 2013 годах в соответствии с возможностью получения муниципальными образованиями Ульяновской области финансовой поддержки в рамках областных адресных программ на 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годы по проведению в многоквартирных домах капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения с установкой приборов учета потребления коммунальных ресурсов.
Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.

5. Источники и объемы финансирования Программы

Источниками финансирования Программы являются средства Фонда, средства областного бюджета, средства бюджетов муниципальных образований, средства потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирном доме), прочие средства (управляющих компаний, организаций коммунального комплекса), выделяемые на реализацию областной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и на реализацию подпрограммы “Энергосбережение в жилищно-коммунальном комплексе и бюджетной сфере Ульяновской области на 2007 – 2010 годы”.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 931,40 млн. рублей, в том числе с разбивкой по источникам финансирования:

Наименование
источника
финансирования

24.04.2019 | Мифы ЖКХ: Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.

Суть лжетеории

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).

Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 – 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Читайте также:  Как расcчитываются тарифы на ГВС и тепло, если в доме есть бойлер?

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Кто оплачивает установку ОПУ?

Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.

При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.

В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».

УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.

В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.

Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:

«1. Товарищество собственников жилья вправе:

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.

Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:

«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».

То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).

Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.

Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.

Выводы

В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.

Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.

Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.

«Управдом». ОДН из прошлого: откуда они взялись и надо ли за них платить?

Эпопея с переносом так называемых «общедомовых нужд» для Ульяновска, как выяснилось, еще не закончилась.

В ноябре этого года жители начали получать странные платежки от своих прежних (от которых собственники ушли) УК с начислениями по электроэнергии на ОДН за 2014-2016 годы.

Большим неприятным сюрпризом для ульяновцев стали дополнительные платежки с суммами от 500 до 1500 рублей. Для многих оказалась неподъемной такая прибавка к расходам, особенно в период отопительного сезона, когда квартплата и без того увеличилась из-за строки «Отопление», Но самое непонятное, что людям пришли счета от имени УК, которые уже не обслуживают их МКД,

Проблема вскрылась 2 ноября во время заседания Областного совета собственников в ЖКХ под председательством Губернатора Сергея МОРОЗОВА, Жители сразу нескольких домов рассказали о сложившейся ситуации с начислениями и о том, что малообеспеченные граждане не в состоянии оплатить такие большие суммы дополнительных начислений, Многим элементарно не хватает на это пенсии,

История возникновения

«Общедомовые нужды», которые, по сути, являются объемом всего неучтенного коммунального ресурса, потребленного домом, давно стали камнем преткновения между коммунальщиками и собственниками, Основной вопрос: кто их должен оплачивать?

Если откровенно, то ОДН существовали всегда, Только раньше, еще в советские времена, они прятались непосредственно в тарифах ЖКХ. В стоимость коммунальной услуги сразу закладывались потери ресурса при его реализации, Однако с реформой ЖКХ, когда оно перестало быть полностью государственным, все резко начали считать, кто и за что платит.

Выяснилось, что за ОДН никто платить не хочет: ни собственники, которые эти ресурсы не потребляли, ни поставщик, который эти ресурсы отпустил неизвестно кому. Вернее, ресурс отпустили в целом всему дому, а куда там делась их часть, которая осталась после оплаты жильцами по их индивидуальным счетчикам, не известно, Может, кто-то украл, может, потери из-за износа инфраструктуры или из-за проблем с учетом…

Очень долго шли споры, Однако так как по нынешнему законодательству за все общее имущество в МКД отвечает управляющая организация, именно на нее и решили возложить ответственность за «общедомовые нужды», Из коммунальных ОДН перенесли в жилищные услуги и ограничили нормативом,

Провокация или решение суда?

На пресс-конференции 16 ноября представители ресурсоснабжающей организации дали свои комментарии по поводу происхождения доначислений.

— Произошедшее мы воспринимаем как некую провокацию. И то, что наша компания упомянута в выставленных счетах, для нас удивительно. Мы поражены! — заявил заместитель генерального директора по общим вопросам ПАО «Ульяновскэнерго» Александр РЕШЕНКИН.

По словам коммунальщиков, о проблеме они сами узнали лишь из обращений граждан, поступивших им вместе с копиями платежек, где было написано, что перерасчет по ОДН сделан «Ульяновскэнерго»,

По версии энергетиков, нынешние счета за прошлые ОДН появились из-за путаницы в законодательстве, В 2014 году задолженность управляющих компаний Ульяновска по оплате потребленной электроэнергии достигла критического уровня — более 300 млн рублей, В ПаО «Ульяновскэнерго» посчитали этот огромный долг достаточным основанием для одностороннего разрыва договоров с УК и перехода на прямое абонирование, После этого жителям стали приходить счета (минуя УК) напрямую от коммунальщиков, причем как за индивидуальное потребление, так и за ОДН,
Однако бдительные граждане, которые всегда есть среди активных жителей МКД, написали обращение в прокуратуру, и начались судебные разбирательства, Суд решил, что ресурсники не имеют права начислять плату за ОДН, если дом находится под управлением УК,

— С 1 июля 2016 года мы прекратили начисления жителям платы за ОДН, так как вступило в силу соответствующее решение суда. Также мы произвели перерасчет и вернули средства гражданам, что было отражено в их счетах в виде минусовых сумм за ОДН, — пояснила заместитель генерального директора по работе на рынках и операционной деятельности ПАО «Ульяновскэнерго» Наталия МИЛЕВСКАЯ.

Она также рассказала, что одновременно с перерасчетом гражданам ресурсники сразу же предъявили эти же суммы ОдН к оплате УК, По идее, получив деньги по перерасчету от «Ульяновскэнерго», жители должны были их сразу же отдать УК, чтобы те передали их опять в «Ульяновскэнерго». Таким образом, была проделана большая работа прокурорами и судьями, которые восстановили законность при начислениях ОДН,

— Почему УК выставили плату за ОДН лишь в октябре 2018 года — для нас не понятно. В любом случае к жителям у нас нет никаких вопросов, они добросовестно исполняли свои обязанности и оплачивали свои счета. Но у нас есть претензии к УК, которые мы взыскиваем в судебном порядке, — прокомментировали представители «Ульяновскэнерго».

Получается, в свое время УК не стали делать доначисления, но после того, как энергетики затребовали с них долги через суд, все же выставили их жителям. И это произошло именно сейчас. Наверное, суд мог бы принять решение прекратить нарушение и с какой-то даты начать производить начисления по схеме, предусмотренной законом, И при этом не делать перерасчеты начиная с 2014 года, Тогда этой проблемы, которую мы сейчас имеем, не было бы, Но этого не случилось.

Кому все же платить?

По информации Регионального информационного центра (РИЦ), поручения произвести доначисления поступили в середине октября от четырех управляющих компаний:

• «ГУК Железнодорожного района»,
• «ГУК Засвияжского района»,
• «Флагман»,
• «Авангард»,

При этом возможность проверить правильность начислений отсутствует, так как расчеты шли напрямую с ресурсниками, у платежного агента РИЦ нет данных об объемах индивидуального и общедомового потребления жителями, Выставленные суммы сформированы самими УК по только им известным основаниям и расчетам,

— Кроме того, УК просили не начислять пени за просрочку оплаты по данной услуге, — добавил замдиректора ООО «РИЦ-Ульяновск» Денис ЛЯЛЯКИН.

Впрочем, по мнению жилнадзора, штрафовать за просрочку надо самих руководителей УК,

— Нарушено требование законодательства о своевременности начислений платы за коммунальные услуги. По данному факту ведется проверка, и будут составлены соответствующие протоколы, — заверил главный жилищный инспектор Ульяновской области Александр СОРОКИН.

Вместе с тем он также напомнил, что обязанность собственника оплачивать потребленные при содержании общего имуществе ресурсы закреплена в законодательстве, То есть платить обязаны, Но если вы с ним не согласны, у каждого потребителя есть право обращаться в суд, Таким правом обладает и сама УК, которая может подать иск к неплательщикам и требовать с них взыскать задолженность по выставленным счетам.

Как проверить начисления?

Пожалуй, самый сложный вопрос: правильно ли начислена сумма в платежке?

— В рассматриваемой ситуации все зависит от конкретных обстоятельств дела. В каждом случае необходимо разбираться индивидуально, так как есть масса нюансов, — пояснил директор Контакт-центра, депутат Ульяновской Городской Думы Денис СЕДОВ.

Следует определить период, за который произведены доначисления, Во избежание двойной оплаты необходимо помнить, что с 1 января 2017 года плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, перенесена в строку за содержание жилого помещения, Следовательно, с данного периода ПаО «Ульяновскэнерго» не имеет права предъявлять требования о взыскании платы за «электроэнергию ОДН» (ч, 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ),

Кроме того, надо выяснить, кем, то есть от чьего имени, выставлен платежный документ. Ведь за прошедшие годы МКД мог несколько раз поменять УК, Соответственно, необходимо понимать, обоснованно ли выставление платежного документа конкретно данной организацией, Счета вам может выставить только та компания и за тот период, в течение которого она производила начисления за «электроэнергию ОДН».

ВАЖНО выяснить, не прошел ли срок исковой давности, Возможно, с вас уже не имеют право требовать оплату за давностью лет! Впрочем, здесь есть одно «но», Согласно ст. 199 ГПК Рф, исковая давность применяется только судом и только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, Это значит, что пока против вас не выйдут в суд с иском, вы не сможете заявить об исковой давности.

— Наши специалисты готовы помочь жителям Ульяновска при составлении претензии, а также в случае обращения в суд, — заявил Денис СЕДОВ.

Чтобы выяснить обстоятельства дела, для начала надо обратиться в УК и параллельно — в «Ульяновскэнерго» с претензией, Образец можно скачать на официальном сайте http://контакт73.рф или получить непосредственно при обращении в Контакт-центр.

За бесплатной юридической помощью вы можете обратиться в Контакт-центр при Главе города Ульяновска по телефону «горячей линии»:
73-79-11.

Ульяновская область оказалась в списке лидеров по высокой плате за общедомовое электроснабжение

К такому выводу пришли участники федерального проекта «Управдом».

Напомним, с нынешнего года государство «отменило» набившие оскомину общедомовые нужды. Если быть точнее, их «убрали» в жилищные услуги для начисления по нормативам. Об этом гласит Постановление Правительства РФ № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества МКД». Норматив, которым должны руководствоваться жилищники, законотворцы не утвердили, оставив на откуп региональным властям. С приходом летнего сезона они обязаны его разработать. До этого времени плату выставляют по нормативам, установленным приказом Минэкономики Ульяновской области № 06-26. К нему мы еще вернемся.

Читайте также:  Очистные сооружения

До лампочки

Если начисления ОДН по горячей и холодной воде не вызывают бурю эмоций у горожан, то со счетами по электроэнергии все сложнее.

Итогом государственного волеизъявления (когда запретили брать в расчет показания общедомового прибора учета) стала выросшая в разы плата за электроэнергию. Возмущению потребителей не было предела. Разгоревшиеся споры в коммунальной среде попали под пристальное внимание федеральных и региональных СМИ. Пока суд да дело, активисты «Управдома» провели и опубликовали результаты исследования по нормативам в 79-ти регионах. Итог труда общественников опубликовала Российская газета.

Общественный контроль составил три географических карты, по одной для каждого направления (ГВС, ХВС и электроэнергия). По итогам каждый регион «раскрасили» в свой цвет. Красным обозначили области с самыми высокими нормативами, желтым окрасили середнячков, а «зеленые» гордо носят звание благополучных по тарифам.

Для наглядности авторы сравнили расходы коммунальных ресурсов типовой девятиэтажки с четырьмя подъездами и ста квартирами по 50 «квадратов». По ОДН на холодную воду и горячую воду нормативы в Ульяновской области оказались средними. А вот норматив на электроэнергию весьма завышен. Получилось, что в упомянутом доме целый месяц не переставая должны гореть 453 лампы по 60 Вт.

Председатель комитета ЖКХ ЗСО в Ульяновской области Геннадий Антонцев в одном из своих интервью объяснял, что проблема кроется в методе расчетов. Если плата за ГВС и ХВС рассчитывается с учетом площадей общего имущества, то в расчет за электричество на ОДН добавляются еще и пространства чердаков с подвалами. Они и привели к росту начислений.

Жительница Ульяновска Клавдия Тимофеевна показала корреспонденту mosaica.ru квитанции на оплату ОДН по электроэнергии. В январе нынешнего года пенсионерке пришел счет на оплату в 144 рубля против 29-ти рублей в минувшем декабре. В сравнении с августом 2016-го плата увеличилась аж в 23 раза.

Забрали лишнее

В марте НП СРО «Симбирский дом» подал в суд иск об отмене приказа регионального Минэкономики, который установил норматив на ОДН по электроснабжению.

Руководитель комитета по контролю за деятельностью управляющих организаций «Симбирского дома» Оксана Ильина рассказала корреспонденту mosaica.ru, что Ульяновский суд 4 мая нынешнего года удовлетворил иск, отменив Приказ Минэкономразвития Ульяновской области. На сегодняшний день решение не вступило в законную силу.

руководитель комитета по контролю за деятельностью УК “Симбирский дом”

Суд установил массовые нарушения, допущенные Министерством при утверждении нормативов. Сейчас ведомство подготовило новый проект приказа по установлению нормативов по электроснабжению в части общего имущества МКД. Цифры существенно снижены по сравнению с прежним приказом и приближены к фактическому общедомовому потреблению коммунального ресурса.

№ п/п
Категория многоквартирных домовЕдиница измеренияНорматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды
приказ
от 26.01.2015 № 06-26
план к утверждению
с 01.06.2017
1Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжениякВт•ч на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме1,5711,008
2Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электро-нагревательными установками для целей горячего водоснабжениякВт•ч на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме4,1661,403
3Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электро-нагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный периодкВт•ч на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме2,0413,362
4Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электро-нагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периодакВт•ч на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме1,8041,008
5Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электро-нагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный периодкВт•ч на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме4,6363,999
6Многоквартирные дома, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электро-нагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периодакВт•ч на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме4,3991,421

Таблица наглядно демонстрирует завышение отмененных Ульяновским судом тарифов.

Если Министерство утвердит новые нормативы в таком виде, то «общедомовая» плата за электроснабжение с первого июня 2017-го, например, по стандартному 9-этажному дому будет в три раза меньше.

upravdom_73

Управдом 73

Газета о ЖКХ в городе Ульяновске

Entries by tag: нормативы

С 1 января 2017г. собственники квартир, не оборудованных счетчиками воды и электроэнергии, вынуждены оплачивать коммунальные услуги с применением коэффицента 1,5. На чем основываются требования коммунальщиков и каким образом можно сократить расходы на электро- и водоснабжение?

Что такое повышающий коэффициент?

Это коэффициент, применяемый при расчете размера платы за коммунальные услуги при отсутствии прибора учета и наличии технической возможности его установки. Рассматривается как мера, направленная на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета.

Как рассчитывается повышающий коэффициент?

С 10 августа вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом №258 от 29 июля 2017 года, которые, по мнению экспертов, еще больше усугубили проблемы с начислением платы за «общедомовые нужды».

В начале года у нас в стране уже произошла попытка отменить ОДН, когда их перенесли из коммунальных – в услуги по содержанию МКД. В итоге получили рост платы, рост недовольства граждан и т.д. Мы уже говорили об этом, не будем описывать ту ситуацию еще раз. Признав, что попытка провалилась, возможно, по тем же причинам лоббирования, о которых мы говорим в соседней статье, ее решили исправить. Причем действовать решили, что называется, для верности – не очередным постановлением Правительства РФ, а сразу уж изменением Жилищного кодекса! Что изменилось?

– Главное в новом законе – появление нескольких вариантов начисления платы за ресурсы при содержании МКД, – поясняет председатель Комитета Заксобрания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ.

До 1 января 2017 было так: если ОДН по общедомовому прибору учета был больше, чем норматив, то жители оплачивали только норматив, если – меньше, то платили по счетчику. А сейчас с 10 августа (с момента вступления 258-ФЗ в силу) по умолчанию жителям могут выставить в составе платы за содержание объем коммунальных ресурсов в размере нормативов, действующих в Ульяновской области с 1 июня 2017 года. Впрочем, собственники могут на собрании выбрать один из двух вариантов: платить по общедомовому прибору или исходя из среднемесячного объема потребления их дома.

Сейчас при применении норматива, чем больше площадь общего имущества в МКД, тем больше будет сумма начислений. Это, скорее всего, опять приведет к росту платежей и недовольству граждан. Получается, повторение тех же ошибок?

Новый порядок расчета, в связи с переносом ОДН из коммунальных услуг в жилищные, привел к тому, что плата за электроэнергию для многих домов должна возрасти в разы! По рекомендации «ЕР», многие управляющие компании Ульяновска приняли решение производить начисления по среднему, чтобы не вызвать обострения социальной напряженности среди населения.

Требование законодательства выставить плату по нормативу на ОДН, например, на некоторых МКД означает требование увеличить плату за содержание. Если по ГВС и ХВС плата по нормативам на ОДН сравнительно невелика (доходит в сумме до рубля с квадратного метра), то за электроэнергию она иногда достигает более 7 рублей с кв. метра жилого помещения. Причина заложена в порядке расчета. Дело в том, что размер платы за электроэнергию на ОДН зависит от площади общего имущества. Соответственно, чем больше площадь (чердаков, подвалов, лестниц и других мест общего пользования), тем больше плата. Обоснованность такой зависимости сомнительная. Если следовать постановлению Правительства РФ №1498, то за январь УК должны выставить жителям ОДН по электроэнергии сотни рублей, что сравнимо или даже больше, чем потребление в квартире.

С этого года в очередной раз изменились начисления платы за «общедомовые нужды» (ОДН), которые теперь из коммунальных услуг превратились в жилищные. И если раньше все было направлено на то, чтобы стимулировать собственников к экономии ресурсов, то сейчас, когда будут начислять по нормативу, все наоборот. Справедливо ли это?

– Приходится разгребать эти огромные завалы, которые региональное и, прежде всего, федеральное законодательство нам начудило. Сейчас разбираемся с постановлением Правительства РФ №1498, – сказал губернатор Сергей МОРОЗОВ во время посещения семинара «Школы грамотного потребителя» 9 февраля в Контакт-центре. – Сегодня я был на коллегии в прокуратуре, где в том числе присутствовали и представители Генеральной прокуратуры, попросил их тоже подключиться к этому вопросу. Потому что это постановление №1498 таит в себе много подводных камней, с которыми мы можем не просто столкнуться, но и разбиться о них.

Хотели как лучше…

Расходы на «общедомовые нужды» будут перенесены из коммунальных услуг в плату за содержание жилого помещения. Уже в феврале мы получим квитанции, составленные по-новому. Что изменится, кроме оформления платежки?

Мы уже писали об идее перенести ОДН из коммунальных услуг в жилищные. И вот это свершилось. Премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал соответствующее постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 года №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». В соответствии с документом, с 1 января 2017 года расходы на оплату коммунальных ресурсов, которые потребляются при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут включены в плату за содержание жилого помещения.

По мнению главы Правительства, данное постановление повысит прозрачность формирования платы за услуги ЖКХ. Утверждение спорное тем паче, что плата за ОДН отныне больше не будет начисляться исходя их потраченных ресурсов, а станет определяться расчетным методом – по нормативу.

– Нормативы ОДН в Ульяновской области уже были установлены расчетным методом и приняты 24 октября 2016 года. Однако, в связи с выходом нового постановления Правительства РФ №1498, до 1 июня будет необходимо эти нормативы привести в соответствие и утвердить. Они будут называться не общедомовые нужды», а нормативы в целях содержания общего имущества, – пояснил директор областного Департамента по регулированию цен и тарифов Сергей ЦИПРОВСКИЙ.

То есть до 1 июня в Ульяновске будут действовать уже установленные нормативы ОДН, а значит, кроме изменений в оформлении платежного документа, ничего не поменяется – сумма начислений должна остаться прежней.

По сути, речь идет о чисто техническом переносе ОДН из одной строки в другую. Так нам обещают в Правительстве РФ и Минстрое РФ.

По просьбе наших читателей публикуем нормативы с повышающими коэффициентами, которые действуют сейчас в Ульяновске согласно Приказу Министерства экономического развития № 06-26

Данные нормативы рассчитаны для МКД, где имеется техническая возможность установки коллективных (общедомовых) приборов учета.

В последнее время произошло много событий, связанных с изменениями платы за коммунальные услуги, которые еще больше всех запутали. Давайте попробуем разобраться вместе со специалистами Контакт-центра, которых мы попросили дать разъяснения.

Прежде чем начать, давайте договоримся, что под ОДН мы будем понимать именно то, что написано в законе, а не то, что говорится с экрана телевизора. Имеется в виду, что «общедомовые нужды» только так называются, но на самом деле ими не являются. Иными словами, ОДН – это не только горящая лампочка в подъезде, а вообще все неучтенное потребление электричества в многоквартирном доме. Это следует из законодательства, где указано, что размер платы на общедомовые нужды определяется как разница между объемом коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета и объемами, потребленными в жилых и нежилых помещениях. То есть берем весь объем электроэнергии, которое потребил МКД, и вычитаем из него объем, учтенный счетчиками (либо нормативами) в помещениях: все, что останется, – это ОДН.

Какие изменения произошли?

В настоящее время объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать норматива ОДН, если иное не было принято решением общего собрания собственников. Иными словами, если нет протокола общего собрания о том, что собственники желают оплачивать ОДН в полном объеме, то выставлять его выше норматива запрещено.

Ранее, до 29.06.2016, пункт 44 постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 предполагал, что в случае прямых расчетов ресурсоснабжающая организация была вправе выставлять плату на общедомовые нужды за весь потребленный домом объем коммунальной услуги без учета норматива. Этим и пользовался поставщик, расторгнув договоры со всеми крупными УК города и переведя жилой фонд на прямое абонирование. Однако решением суда данные действия признаны незаконными, и вынесено решение о возврате денег населению.

– Во исполнение решения Засвияжского районного суда в настоящий момент мы автоматически (без дополнительных заявлений со стороны потребителей) сделали перерасчет там, где ранее нами производилось начисление ОДН, но не всем подряд, а только в домах под управлением УК, ЖСК и ТСЖ, – пояснила заместитель генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» Наталия МИЛЕВСКАЯ.

Наталия МИЛЕВСКАЯ: Как правило, основная причина ОДН – это занижение объемов (воровство) и погрешности приборов учета, зачастую разница между показаниями нового электронного и старого счетчика составляет 30% – это существенные суммы

Впрочем, это не означает, что ОДН отменили! Общедомовые нужды остались, изменилась лишь схема начисления. Сейчас жителям также продолжают выставлять ОДН, но в пределах норматива, а все, что выше, – выставляют управляющей организации.

ВАЖНО, еще раз повторимся, что населению теперь ни УК, ни поставщик (ресурсоснабжающая организация), в общем, никто не имеет право начислять ОДН выше норматива, за исключением случаев, когда это является добровольным решением самих собственников, закрепленное в протоколе общего собрания.

Как мы уже писали, с 1 июля 2016 года начал действовать повышающий коэффициент 1,4 к нормативам потребления коммунальных услуг для потребителей, не установивших приборы учета.

Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами №354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Из положений действующей редакции Правил №306 и Правил №354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив».

Это сделано для стимулирования собственников к установке счетчиков. То есть не хотите ставить – платите больше, причем сумма будет постоянно увеличиваться. Уже со следующего, 2017 года с 1 января повышающий коэффициент вырастет до значения 1,5, то есть плата увеличится на 50%.

Ссылка на основную публикацию