Власти Ульяновска намерены перевести потребителей ведомственных котельных на альтернативные источники тепла

Тепло централизуют

В преддверии очередного отопительного сезона руководство области заявило о намерении перевести потребителей сразу нескольких ведомственных котельных на альтернативные источники тепла. Власти таким образом стараются «избежать зависимости от недобросовестных поставщиков энергии», владельцы же котельных видят в этом стремление перераспределить рынок поставок ресурсов «в пользу близких к власти структур».

Ряд независимых специалистов считает, что централизация системы теплоснабжения приведет к снижению ее надежности и подорожанию тепла для жителей Ульяновска.

Сегодня в жилые дома и на предприятия Ульяновска теплоноситель подается от расположенных в границах города трех ТЭЦ, а также 59 муниципальных и ведомственных котельных. При каждой подготовке к зиме наибольшее количество претензий власти высказывают в адрес теплоисточников, принадлежащих производственным предприятиям. В частности, на одном из последних аппаратных совещаний в администрации Ульяновска резкой критике подверглось руководство ОАО «Комета» за нарушение порядка расчетов за потребленные ресурсы и недобросовестное отношение к обеспечению ведомственных котельных резервным запасом топлива.

На днях за потребленное тепло мы отдали «Комете» транспортную составляющую в размере 2,55 миллиона рублей и напрямую перечислили собранные с населения 6,3 миллиона рублей. Однако руководство предприятия, в свою очередь, отдало газовикам лишь 2,5 миллиона, а остальные оставило на своих счетах. В результате образовался долг, рассказал глава администрации Ульяновска Александр Букин.

Присутствовавший на совещании губернатор Сергей Морозов на эти слова отреагировал резко: «Комета» уже не первый раз так подводит население. Нам нужно отключаться от этого источника, уходить от этого передаточного звена. Позже Александр Букин поручил ОАО «ВоТГК», муниципальным предприятиям «Гортеплосеть» и «Теплосервис» совместно разработать предложения по переводу к зиме 2013-2014 годов потребителей котельных ООО «Лесные ресурсы» -располагается в северной части Ульяновска, предоставляя услуги жителям микрорайона «Искра» и улицы Репина), ОАО «Комета» — обеспечивает отоплением жилой и промышленный сектор Верхней Террасы) и ООО «РТК» — отапливает поселок Мостостроителей, жилые дома по улицам Ульяны Громовой и Уютной, а также производственную базу и управление снабжения водопровода всего правобережья МУП «Ульяновскводоканал») на альтернативные источники тепла.

За комментариями по поводу намерений чиновников мы обратились в ОАО «Комета», однако там разговаривать с корреспондентом «СК» категорически отказались. Такая реакция выглядит по крайней мере странно, потому как это в первую очередь касается интересов предприятия. Сегодня около 80 процентов тепловой энергии котельная «Кометы» вырабатывает для населения. Известно, что она стоит на учете в системе гражданской обороны области как важнейший стратегический объект жизнеобеспечения населения Заволжского района в мирное время и как мобилизационный резерв для работы по обеспечению производства продукции, необходимой для обороны страны в особый период. Если котельная не будет обеспечивать теплом и горячей водой микрорайон, то неработающее оборудование в ней постепенно выйдет из строя, разрушится, и тогда, в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций по прекращению теплоснабжения от других источников, котельную ОАО «Комета» запустить в работу будет невозможно. Кроме того, реализация тепловой энергии сегодня составляет немалую долю доходов ОАО «Комета», и отказ от этого теплоисточника грозит предприятию серьезными финансовыми трудностями, а ведь там продолжают работать люди.

Представители других ресурсных предприятий, с которыми связывался корреспондент «СК», также отказываются открыто говорить о сложившейся системе теплоснабжения города, называя ее «сложной» и даже «критической». Некоторые из участников рынка видят в высказываниях представителей региональной и городской власти лишь слова, другие усматривают в этом игру крупных энергокомпаний, заинтересованных в централизации теплоснабжения города и монополизации рынка.

Чего же ждать от реализации планов властей конечным потребителям? По словам экспертов, непонятно, что подразумевает городское руководство под понятием «альтернативные источники тепла». Если речь идет о строительстве новых котельных, то на это потребуются серьезные финансовые средства. Однако применительно к котельной ОАО «Комета», скорее всего, имеется в виду запитка потребителей от ТЭЦ-3, на что также нужны деньги. В любом случае все эти расходы лягут в тариф за тепло, поэтому спокойствие чиновников многим ульяновцам может вылиться в копеечку.

Власти Ульяновска намерены перевести потребителей ведомственных котельных на альтернативные источники тепла

Власти Ульяновска и области стремятся снизить зависимость города от ведомственных теплоисточников.

В преддверии очередного отопительного сезона руководство области заявило о намерении перевести потребителей сразу нескольких ведомственных котельных на альтернативные источники тепла. Власти таким образом стараются «избежать зависимости от недобросовестных поставщиков энергии», владельцы же котельных видят в этом стремление перераспределить рынок поставок ресурсов «в пользу близких к власти структур».

Ряд независимых специалистов считает, что централизация системы теплоснабжения приведет к снижению ее надежности и подорожанию тепла для жителей Ульяновска.

Сегодня в жилые дома и на предприятия Ульяновска теплоноситель подается от расположенных в границах города трех ТЭЦ, а также 59 муниципальных и ведомственных котельных. При каждой подготовке к зиме наибольшее количество претензий власти высказывают в адрес теплоисточников, принадлежащих производственным предприятиям. В частности, на одном из последних аппаратных совещаний в администрации Ульяновска резкой критике подверглось руководство ОАО «Комета» за нарушение порядка расчетов за потребленные ресурсы и недобросовестное отношение к обеспечению ведомственных котельных резервным запасом топлива.

На днях за потребленное тепло мы отдали «Комете» транспортную составляющую в размере 2,55 миллиона рублей и напрямую перечислили собранные с населения 6,3 миллиона рублей. Однако руководство предприятия, в свою очередь, отдало газовикам лишь 2,5 миллиона, а остальные оставило на своих счетах. В результате образовался долг, рассказал глава администрации Ульяновска Александр Букин.

Присутствовавший на совещании губернатор Сергей Морозов на эти слова отреагировал резко: «Комета» уже не первый раз так подводит население. Нам нужно отключаться от этого источника, уходить от этого передаточного звена. Позже Александр Букин поручил ОАО «ВоТГК», муниципальным предприятиям «Гортеплосеть» и «Теплосервис» совместно разработать предложения по переводу к зиме 2013-2014 годов потребителей котельных ООО «Лесные ресурсы» -располагается в северной части Ульяновска, предоставляя услуги жителям микрорайона «Искра» и улицы Репина), ОАО «Комета» -обеспечивает отоплением жилой и промышленный сектор Верхней Террасы) и ООО «РТК» -отапливает поселок Мостостроителей, жилые дома по улицам Ульяны Громовой и Уютной, а также производственную базу и управление снабжения водопровода всего правобережья МУП «Ульяновскводоканал») на альтернативные источники тепла.

За комментариями по поводу намерений чиновников мы обратились в ОАО «Комета», однако там разговаривать с корреспондентом «СК» категорически отказались. Такая реакция выглядит по крайней мере странно, потому как это в первую очередь касается интересов предприятия. Сегодня около 80 процентов тепловой энергии котельная «Кометы» вырабатывает для населения. Известно, что она стоит на учете в системе гражданской обороны области как важнейший стратегический объект жизнеобеспечения населения Заволжского района в мирное время и как мобилизационный резерв для работы по обеспечению производ-ства продукции, необходимой для обороны страны в особый период. Если котельная не будет обеспечивать теплом и горячей водой микрорайон, то неработающее оборудование в ней постепенно выйдет из строя, разрушится, и тогда, в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций по прекращению теплоснабжения от других источников, котельную ОАО «Комета» запустить в работу будет невозможно. Кроме того, реализация тепловой энергии сегодня составляет немалую долю доходов ОАО «Комета», и отказ от этого теплоисточника грозит предприятию серьезными финансовыми трудностями, а ведь там продолжают работать люди.

Представители других ресурсных предприятий, с которыми связывался корреспондент «СК», также отказываются открыто говорить о сложившейся системе теплоснабжения города, называя ее «сложной» и даже «критической». Некоторые из участников рынка видят в высказываниях представителей региональной и городской власти лишь слова, другие усматривают в этом игру крупных энергокомпаний, заинтересованных в централизации теплоснабжения города и монополизации рынка.

Чего же ждать от реализации планов властей конечным потребителям? По словам экспертов, непонятно, что подразумевает городское руководство под понятием «альтернативные источники тепла». Если речь идет о строительстве новых котельных, то на это потребуются серьезные финансовые средства. Однако применительно к котельной ОАО «Комета», скорее всего, имеется в виду запитка потребителей от ТЭЦ-3, на что также нужны деньги. В любом случае все эти расходы лягут в тариф за тепло, поэтому спокойствие чиновников многим ульяновцам может вылиться в копеечку.

Дата публикации: 14-08-2012 Автор: Вадим Пилюков

Новости ЖКХ

Муниципалитеты принимают модель альтернативной котельной

Проблема повсеместного обветшания систем теплоснабжения в России начала постепенно решаться благодаря введению ценовых зон теплоснабжения в отдельных городах России. Со следующего года модель альтернативной котельной заработает не только в Сибири, но и в европейской части РФ: на новую модель перешел Ульяновск. Наиболее серьезным препятствием к повсеместному внедрению альткотельной участники рынка считают нежелание регионов и муниципалитетов кардинально перекраивать систему теплоснабжения. Однако, по их наблюдениям, отношение администраций к этому вопросу в последнее время потеплело по мере подтверждения ее работоспособности.

Ранний в нынешнем году отопительный сезон в России начинается в обстановке нарастающего обветшания систем теплоснабжения. О масштабе проблемы свидетельствует статистика: за отопительный сезон 2018–2019 годов в целом по стране, по данным Минстроя России, рост аварий и инцидентов на сетях теплоснабжения составил 0,6%. Значительный рост наблюдался на объектах Центрального и Сибирского федеральных округов — 17,7% и 9,9% соответственно.

В любой день, особенно зимой, достаточно мельком заглянуть в прессу, чтобы увидеть новости о прорыве теплосетей в том или ином городе России. В январе более 60 тыс. жителей Самары свыше суток оставались без отопления из-за аварии на тепломагистрали в центре города. Из-за разлива кипятка спасатели были вынуждены эвакуировать пассажиров трамваев буквально на руках, более 20 человек обратились в травмпункты с ожогами горячей водой.

Аварии на тепловых объектах, прежде всего на теплосетях, систематически уносят жизни людей. В сентябре 2018 года в Санкт-Петербурге в результате прорыва магистральной теплосети кипятком затопило антикафе, погибли двое юношей. В марте текущего года в Новоусманском районе Воронежской области взорвалась котельная, один человек погиб, здание котельной полностью уничтожено. Смертельные случаи менее часты, чем травматизм, но он куда масштабнее. В ноябре 2018-го в Петербурге в промоину провалился человек, получил ожоги всего тела, в Барнауле в декабре кипятком обварилась девочка. В Омске 28 июля ребенок провалился в яму с кипятком, получив множественные ожоги. В Новосибирске 17 сентября в такую же яму провалилась женщина с коляской. Обоих удалось спасти, но женщина обварилась по пояс, а ребенок ушел в воду с головой.

Читайте также:  В Саратовской и Свердловской областях установили предельный рост тарифов на ЖКУ

Для привлечения средств в систему теплоснабжения в 2017 году была введена модель альтернативной котельной, в рамках которой за все теплоснабжение в городе отвечает назначенная единая теплоснабжающая организация (ЕТО), как правило, владелец теплогенерации в регионе. Основным преимуществом системы альтернативной котельной для властей региона и муниципалитета является возможность определить ответственного за теплоснабжение. По закону ЕТО обязана обеспечивать оговоренный в соглашении уровень качества теплоснабжения и его надежность. За несоблюдение требований по качеству ЕТО может потерять до 30% от стоимости поставки. ЕТО становится гарантом отсутствия коммунальных аварий и отвечает перед властями, если они все же случаются. Муниципалитету не придется искать виноватого в прорыве сетей неизвестной принадлежности: даже если сети не принадлежат ЕТО, она будет отвечать за них, поскольку отношения внутри системы теплоснабжения целиком и полностью ее епархия.

А где же котельная?

Альтернативная котельная — это термин, который ни в коем случае не следует воспринимать буквально. Как морская свинка не морская и не свинка, так и альтернативная котельная не является ни альтернативной, ни котельной. Это расхожее название тарифной модели. За рубежом она называется next-alternative (ближайшая альтернатива) или substitution-based method (тарифная модель на основе замещения).

Суть модели проста: для цены на тепло в системе централизованного теплоснабжения на многие годы устанавливается предельный уровень. Этот предел равен цене поставки тепла из некоего альтернативного источника. В России за условный источник для расчета взята котельная мощностью 10 Гкал, газовая или угольная в зависимости от преобладающего в регионе топлива, и с различными региональными поправками. Калькулятор для расчета цены для конкретного региона есть в открытом доступе на сайте Минэнерго.

Внутри этого предела цена формируется свободно. Важно, что цена не сразу устанавливается на этом уровне. Как правило, теплоснабжающая организация заключает с муниципалитетом соглашение, которое определяет срок и темп, с которым цена тепла достигает уровня альткотельной. Первые два-три года для граждан может ничего не измениться. Более того, тарифы на тепло, сформированные по уровню затрат неэффективных котельных и превышающие цену альткотельной, замораживаются на текущем уровне.

Альткотельную Россия заимствовала из скандинавских стран, которые характеризуются холодным климатом и высокой долей централизованного теплоснабжения. Так, в Финляндии на него приходится 38%, в Швеции — 58% в отоплении жилого сектора. Причины развития централизованного теплоснабжения в этих странах, как правило, были связаны с необходимостью экономии топлива при выработке электроэнергии (например, в Швеции на момент формирования централизованного теплоснабжения в топливной корзине преобладал дорогой мазут), для чего активно развивалась когенерация, а ее тепло нужно было с пользой утилизировать. Сейчас в централизованных системах теплоснабжения скандинавских стран тепло в большинстве случаев стоит дешевле, чем снабжение из альтернативного источника, хотя иногда индивидуальные отопительные установки, такие как геотермальные тепловые насосы или, например, газовые бойлеры, могут составить ей конкуренцию.

Ценовым ориентиром для альтернативной котельной необязательно является котельная — это наиболее доступный альтернативный источник тепла в данной стране или регионе. В Норвегии цена альтернативной котельной, ниже которой формируется цена отпуска из центральной системы теплоснабжения,— это цена электрообогрева. А в Сингапуре принцип альтернативной котельной с 2011 года применяется в системе централизованного хладоснабжения (кондиционирования).

Теплеет за Уралом

Первым городом, перешедшим на новую модель, стал Рубцовск в Алтайском крае (142 тыс. жителей). Распоряжение об отнесении города к ценовой зоне теплоснабжения премьер Дмитрий Медведев подписал 15 сентября 2018 года, и с 1 января текущего года тарифы в Рубцовске устанавливаются в соответствии с моделью альтернативной котельной. ЕТО стало входящее в Сибирскую генерирующую компанию (СГК) ООО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс». Предел тарифа для ЕТО был установлен на уровне 2,7 тыс. руб. (с учетом НДС) за 1 Гкал, до которого цена будет постепенно увеличиваться в течение десяти лет. Рост тарифа в 2019 году составил 3,7% к 2018-му.

«За два года реализации рубцовского проекта в него было вложено 2,1 млрд руб. при годовом городском бюджете в 1,7 млрд руб.,— рассказывают в СГК.— За этот короткий срок там удалось реконструировать больше 16 км магистральных сетей и построить 4,4 км трубопровода-перемычки для замещения пришедшей в упадок ТЭЦ. На Южной тепловой станции — источнике, выбранном в качестве основного,— построили два котла по 30 Гкал/ч и турбину на 6 МВт».

Главной целью этого проекта, говорят в компании, была реанимация системы теплоснабжения города и повышение качества теплоснабжения. Этого результата удалось достичь. Помимо прочего в два раза вырос коэффициент использования мощности, на 10% снижены теплопотери, на 17% — утечки теплоносителя. То есть в результате удалось добиться более эффективной работы всей системы. Так как для объединения двух контуров была реконструирована крупная тепломагистраль, снизилось и количество эксплуатационных повреждений на сетях — на 16%, если сравнивать 2017-й с 2018-м.

Но в Рубцовске остались еще нерешенные задачи, которые требуют 1 млрд руб. дополнительных инвестиций. «Речь идет о системе горячего водоснабжения,— поясняют в СГК.— Сейчас там тупиковая схема: нет циркуляции, из-за этого в городе большие проблемы с качеством горячей воды».

31 января распоряжением правительства на новую систему был переведен второй населенный пункт — рабочий поселок Линево в Искитимском районе Новосибирской области с населением менее 20 тыс. человек. ЕТО — ООО СибТЭК (принадлежит Корнею Гиберту). Новая система запущена 1 июля. Рост тарифа должен составить 30% за семь лет, или 5,74% в год — до 1537 руб. за 1 Гкал.

3 августа распоряжение о переходе было принято в отношении уже более крупного города — столицы Алтайского края Барнаула (633 тыс. жителей). СГК планирует потратить на модернизацию теплоснабжения Барнаула 6 млрд руб., еще 1,8 млрд руб. будет вложено в муниципальные сети путем концессии. СГК, как и в случае с Рубцовском, начала инвестировать заранее и по итогам текущего года вложила в систему теплоснабжения Барнаула 1 млрд руб.

Теплый фронт идет в Европу

С 1 января 2020 года система альткотельной заработает в Ульяновске — первом из городов европейской части России перешедшем на новую модель. В «Т Плюс» отмечают, что при суммарной протяженности теплосетей города 636 км в двухтрубном исчислении 73% старше 30 лет и требуют замены в связи с исчерпанием проектного ресурса. В течение десяти лет необходимо перекладывать 8% сетевых мощностей в год. Источник средств для столь масштабного финансирования в рамках старой системы регулирования не ясен.

По методике Минэнерго цена альткотельной для Ульяновска в 2020 году составит 1598 руб. за 1 Гкал без НДС. При этом действующие тарифы в городе зачастую превышают этот уровень. Так, тарифы, например, «Городской теплосети» в 5 зонах составляют 1968 руб. за 1 Гкал, в 39 — 1814 руб.

Компания намерена инвестировать до 2029 года 7,8 млрд руб. Средний рост платы за отопление в 2020 году составит 2,6%, в 2021-м — 3,8%, в 2022-м — 3,5%. «Повышение цен на тепловую энергию при отнесении города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения не приведет к увеличению социальной напряженности среди потребителей, так как данный рост находится ниже уровня инфляции и не приведет к существенной дополнительной финансовой нагрузке на население»,— полагают в «Т Плюс».

В обмен на установление цены альткотельной ЕТО обязуется сократить технологические потери на тепловых сетях с 16% до 10%, снижать на 5% в год количество аварийных повреждений на сетях, сократить продолжительность отключения горячей воды с 14 до 7 дней, оборудовать 100% многоквартирных домов приборами учета, перевести город на закрытую систему теплоснабжения и т. д.

В перспективе ожидается расширение применения новой модели рынка тепла. До конца года «Т Плюс» собирается подписать еще 11 соглашений об альткотельной (см. стр. 16). Речь идет о Самаре и двух городах области — Тольятти и Новокуйбышевске, Оренбурге, Перми, Кирово-Чепецке, Балаково, Владимире и других городах. Суммарный объем инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения составит около 80 млрд руб.

«РусГидро», владеющая теплоэнергетическим комплексом Дальнего Востока, готовится подписать альткотельную с Якутском: в сентябре компания подписала с правительством Якутии соглашение, что ЕТО в городе станет СП, которое будет создано «Якутскэнерго» и муниципальным АО «Теплоэнергия». Впрочем, пока правительство Якутии лишь обязалось рассмотреть возможность перехода на альткотельную после создания СП.

«Отношение регионов к новой модели рынка тепла постепенно меняется в лучшую сторону,— уверены в СГК.— Потенциально гораздо больше регионов готовы рассматривать переход. Мы с коллегами из других энергокомпаний достаточно активно общаемся с руководителями муниципалитетов и регионов, отвечаем на вопросы, объясняем преимущества новой модели. Сейчас мы рассматриваем вариант перехода Красноярска, Черногорска и других городов. У нас даже появился первый город, где мы изначально не планировали альткотельную, но местные власти сами просят побыстрее перевести на нее. Это Бийск».

Выгода или неохота

Аналитики усматривают большое преимущество в альткотельной как модели регулирования. «В теории метод альтернативной котельной выглядит выигрышным для всех, так как формирует единые и прозрачные правила игры для всех участников,— полагает Василий Савин, руководитель практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства KPMG в России и СНГ.— Государство избавляется от необходимости субсидирования отрасли и регулярного “тушения пожаров” размороженных труб в “ручном” режиме. Потребители получают инфраструктуру, обеспечивающую стабильное и эффективное теплоснабжение, долгосрочные неизменные тарифы. Бизнес получает сферу для инвестиций с гарантиями окупаемости и может планировать на годы вперед». Конечная же цель реформы, отмечает господин Савин,— перевести отрасль на рельсы рыночной экономики и сделать ее финансово привлекательной для инвесторов, сохранив оптимальные тарифы.

«Тепло по цене альткотельной в большинстве городов сегодня дороже, чем по действующим тарифам, но в то же время новый метод регулирования обоснованно отражает реальную ценность услуги теплоснабжения для потребителя,— говорит партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев.— Для отдельных зон теплоснабжения тарифы по новой методике могут превышать текущие до 25%, однако есть и такие, где существующие тарифы ниже». Переход на новый метод регулирования, а значит, в ценовую зону теплоснабжения в долгосрочной перспективе формирует положительные эффекты для всех участников сектора, отмечает эксперт. «Новые условия позволят укрепить позиции действительно эффективных поставщиков услуг централизованного теплоснабжения, привлечь инвестиции в отрасль и, как следствие, серьезно обновить российское ЖКХ, повысив при этом энергоэффективность и потребительские качества услуг»,— уверен господин Жихарев.

Читайте также:  Регионы представят в Минстрой России фотофиксацию стройплощадок проблемных объектов долевого строительства

Причиной задержки массового внедрения альткотельной помимо проблем социального характера аналитики считают опасения местных властей упустить контроль над системой теплоснабжения. «Мне кажется, сегодня массовому распространению метода во всех регионах России препятствуют два фактора: потенциальное существенное изменение тарифов в ряде регионов (как существенный рост, так и невыгодное для некоторых компаний снижение) и то, что решение о переходе на альткотельную означает для местных властей отказ от возможности “ручного управления” тарифами и ситуацией,— говорит Василий Савин.— Не во всех регионах власти готовы выпустить этот штурвал из рук, один раз установив правила и не меняя их пять-десять лет». Очевидно, что сложно решиться на реформы, когда на одной чаше весов незаметная простому обывателю модернизация, которая в перспективе должна привести к снижению издержек и, соответственно, сдерживанию тарифов (но когда-то в будущем), а на другой — «недовольный электорат», поясняет эксперт.

Показательно, что метод альткотельной начал свое распространение с населенных пунктов с критическим состоянием инфраструктуры, в которых местные власти вынуждены таким образом спасать ситуацию, замечает господин Савин. «Надо понимать, что в обозримой перспективе практически любой город России может оказаться в такой ситуации. Поэтому, по моему мнению, следует начать более активно внедрять новый подход к тарифообразованию и, соответственно, привлекать инвесторов в теплоснабжение, чтобы переход был плановым, а не экстренным»,— уверен он.

В городе введут модель «альтернативной котельной» с 2020 года

Новая модель рынка тепла с расчетом тарифов по методу «альтернативной котельной» будет внедряться в Ульяновске с 2020 года. Меморандум об этом с ПАО «Т Плюс» подписал губернатор Сергей Морозов. В «Т Плюс» отмечают, что новая модель рынка тепловой энергии выгодна для всех сторон, она позволит компании привлекать инвестиции и переходить к стратегическому планированию, а потребители получат современную инфраструктуру без тарифных скачков. Правительство региона обещает, что переход будет плавным и повышения тарифов в ближайшие годы не произойдет. Депутаты опасаются, что «альткотельная» приведет именно к росту тарифов, и обращают внимание на то, что решение принималось без согласования с гордумой и региональным парламентом.

В четверг на международном экономическом форуме ПМЭФ2019 губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и председатель правления ПАО «Т Плюс» Андрей Вагнер подписали меморандум о переходе Ульяновска с 1 января 2020 года на новую модель рынка тепловой энергии. Как сообщила компания «Т Плюс» в официальном пресс-релизе, «Ульяновск стал первым городом в европейской части России, который переходит на новую модель рынка тепла».

Днем ранее, как стало известно „Ъ“, глава Ульяновска Сергей Панчин направил в Минэнерго РФ совместное обращение администрации города и руководства филиала ПАО «Т Плюс» об отнесении Ульяновска к соответствующей зоне теплоснабжения, приложив к нему копию согласия губернатора. Фактически это значит, что Ульяновск предложил, чтобы закон об «альтернативной котельной» начал работать на его территории с 1 января 2020 года.

Так называемый метод «альтернативной котельной» описывается в изменениях в федеральный закон «О теплоснабжении» (инициированы правительством РФ в 2016 году, приняты в июле 2017 года). Новый метод предлагает использовать в качестве предельного уровня тарифа на теплоэнергию стоимость тепла, которое может быть получено в случае строительства новой условной локальной котельной в данном регионе. Предполагается, что такой подход позволит устранить основные недостатки текущей схемы расчета тарифов, основанной на методе индексации и анализе затрат поставщика услуг, когда поставщик теплоэнергии не заинтересован в снижении издержек и повышении эффективности. При новой модели за счет установления долгосрочного тарифа поставщик может рассчитывать на большую прибыль, проводить модернизацию инфраструктуры и повышать эффективность своей деятельности без риска потерь.

Расчет тарифа при этом ведется по единой для всех регионов программе с едиными требованиями и утверждается уже не региональным регулирующим органом, а Мин­энерго РФ.

В ПАО «Т Плюс» отмечают, что новая система «позволит бизнесу существенно нарастить вложения в теплоснабжающую инфраструктуру Ульяновска», «по предварительной оценке, инвестиции составят от 4 до 9 млрд руб. в течение 10–15 лет». Господин Вагнер при подписании меморандума отметил, что в «Т Плюс» «благодарны руководству Ульяновской области за смелость быть первыми». «Это лучший вариант для всех — потребители получают современную инфраструктуру без тарифных скачков, в регион приходят дополнительные инвестиции, а бизнес может планировать на годы вперед»,— сказал топ-менеджер.

Заместитель гендиректора по коммерции и развитию «Т Плюс» Александр Вилесов на запрос „Ъ“ ответил, что «инициатором перехода выступает муниципалитет», а компания «как эксперт помогает с проработкой нюансов». Он также заметил, что «цена по новой методике не сильно отличается от действующих тарифов», к тому же, «законодательство предусматривает длительный период (от 5 до 10 лет. — „Ъ“), который гарантирует отсутствие тарифных скачков». В то же время он заметил, что «дорогим и неэффективным теплоисточникам придется либо вкладываться в модернизацию, чтобы снижать цену, либо уходить с рынка». Как пояснил источник, близкий к «Т Плюс», сейчас в Ульяновске есть как низкие тарифы, так и высокие, и во время переходного периода низкие будут постепенно повышаться, а высокие останутся замороженными, пока все они не сравняются. Он также заметил, что новые условия запустят механизм слияний и поглощений, когда неэффективные компании, не выдержавшие новых тарифов, будут вынуждены сливаться с успешными.

Заметим, в прошлом году Институт проблем естественных монополий (Москва) опубликовал экспертное мнение, в котором указал, что из 19 городов России, проявивших интерес к участию в программе, только в восьми при методе альткотельной произойдет повышение тарифа на уровень от 4% (Тамбов) до 14% (Казань), в остальных тариф повысится на уровень от 20% (Смоленск) до 84% (Абакан).

Расчет с использованием «калькулятора альткотельной», размещенного на сайте Минэнерго РФ, показывает, что в Ульяновске в 2020 году тариф может быть в пределах от 1605 руб./Гкал (газ) до 1876 руб./Гкал (мазут). Заметим, сегодня тариф, установленный для «Т Плюс» — от 1056 руб./Гкал (сети ООО «УАЗ») до 1923 руб./Гкал (сети МУП «Городской теплосервис»).

Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин заявил „Ъ“, что «процесс перехода на альткотельную будет длиться 7 лет». «Мы понимаем, что дальнейшая работа не приведет к повышению тарифов для населения, у нас сейчас тарифы заморожены, и в 2020 году точно никакого увеличения тарифа не будет. Но постепенно произойдет выравнивание тарифов, устранение для получателей услуг несправедливой разницы»,— пояснил вице-премьер.

Руководитель СРО управляющих компаний АНО «Симбирский дом» Григорий Николаев опасается, что повышение тарифов в конечном итоге все равно произойдет, «иначе откуда им взять средства на обещанную модернизацию ­инфраструктуры».

Председатель профильного комитета регионального заксобрания Дмитрий Грачев назвал «странным», что со столь серьезными изменениями не был ознакомлен депутатский корпус, «тем более что у нас нередко благие идеи приводят потом к обратному результату». Он намерен собрать экспертное сообщество, чтобы разобраться в ситуации.

Депутаты гордумы также отметили, что не знали об обращении мэра Ульяновска в Минэнерго по поводу перехода города на новую модель рынка.

«Альтернативная котельная»: что это такое и нужна ли нам она? Отвечают известные ульяновцы

Правительство Российской Федерации распорядилось отнести Ульяновск к ценовой зоне теплоснабжения. Соответствующий документ подписан председателем Правительства Дмитрием Медведевым. Распоряжение выпущено на основании совместного обращения администрации города Ульяновска и единой теплоснабжающей организации.

На новую модель перешли уже два города России – Рубцовск Алтайского края и Линево Новосибирской области. Ульяновск стал первым городом в европейской части России, для которого одобрен переход к ценовой зоне теплоснабжения. Новая модель рынка тепла заработает здесь с 1 января 2020 года.

«Альтернативные котельные» стали предметом активного спора. Ярыми противниками новой тарифной системы в Ульяновске стало ульяновское отделение КПРФ. Коммунисты призывают народ обратить внимание на модернизацию, собирают акции протеста и даже пытаются решить проблемы чуть ли не кулаками.

Однако население Ульяновска до сих пор молчит и не «отзывается». Возможно, дело тут в неосведомленности, так как до сих пор ульяновцы не могут понять, что такое «альтернативные котельные». Чтобы приоткрыть завесу тайны, мы обратились к известным жителям Ульяновской области, которые высказали свое мнение по поводу новой тарифной системы.

Айрат Гибатдинов, заместитель Председателя ЗСО:

— У меня совершенно четкая позиция по поводу «альтернативных котельных». Это очередное «обдиралово» людей, которое под собой ничего не несет. Заостряю внимание на том, что в городе Ульяновске 600 километров сетей, 300 из которых принадлежит уже частной компании. А что мешало представителю этой самой компании вложить деньги самому? Они говорят, что «сети изношены, нужно ввести инновационную программу». А в чем она заключается? Они совершенно открыто нам говорят, что возьмут кредит и повысят тариф. Грубо говоря, за наш с вами счет. А зачем они нам тогда нужны? Можно понять, если компания вложила свои средства, но это не так. Ведь тарифы увеличатся на 40%. Это серьезно ударит по карманам людей.

Плюсов для народа я никаких не вижу. Четко могу сказать, что выход из той ситуации только один: необходимо программы по замене финансировать из областного бюджета. А в сказки об инвесторах, которые придут и все отремонтируют, в них я не верю.

Матвей Володарский, депутат ЗСО:

— Я к «альтернативным котельным» отношусь негативно, так как данные формы направлены не на потребителей, а на благосостояние монополистов. То, что заложат на эту модернизацию – семь миллиардов восемьсот тысяч рублей – в конечном итоге, будут «вынимать из карманов» ульяновцев. Поэтому ни один здравомыслящий депутат не может быть за такого рода грабежа населения.

Читайте также:  Разработка требований к стандартному жилью может быть завершена уже в I квартале

Наш регион уже подписал соглашение о переводе области на модернизацию системы теплоснабжения с 1 января 2020 года. Господин Панчин уже соответствующее одобрение отправил в Москву в правительство, Медведев все это подписал. Однако в законе «О теплоснабжении» есть условие, что прежде чем, отправлять такие документы в столицу, должны были запросить согласие у Законодательного собрания. А поскольку исполнительной власти глубоко наплевать на депутатов, то Панчин этот момент просто проигнорировал или я, как депутат ЗСО, этого просто не заметил. Но точно могу сказать, мы в ЗСО этот вопрос не рассматривали.

На мой взгляд, переход Ульяновска ценовой диапазон «альткотельной» — незаконно. К сожалению, данная реформа направлена не на улучшение качества и справедливую цену, а на обогащение наших, и так «разжиревших», монополистов. Поэтому лично я – против!

На жизнь ульяновцев это будет отражаться худшим образом, поскольку у людей денег сегодня нет. В следующем году за тепло тарифы будут увеличены на шесть процентов – примерно на 300-500 рублей. Идет снижение доходов и увеличение расходов. Люди опять начнут экономить на еде, на своем здоровье, на детях. Положение только ухудшится.

Александр Ерышев, Председатель Думы города Димитровграда:

— Когда кто-то заинтересован в этом, значит нужно думать о подвохе – кто-то хочет делать деньги. Нам бы лучше привести в порядок те котельные, которые у нас есть. Зачем нам какие-то «альтернативные»? Я бы понял и приветствовал, если бы модернизация вводилась ради снижения цен и тарифов. Но я никогда не уверен, что люди, берущиеся за такого рода дела, не беспокоятся о своем «кармане». Не думаю, что при новой системе тарифы пойдут вниз, ведь для осуществления замысла уйдут не один миллион рублей.

После введения этой модернизации тарифы будут расти, а население, соответственно, беднеть. Ведь у нас даже сейчас, особенно зимой, очень большие цены на коммунальные услуги.

На данный момент, плюсов в «альтернативных котельных» я не вижу. Чтобы видеть их, надо сначала «пощупать», но никто нам не дает этого сделать. Нам просто это навязывают.

Сергей Герасимов, предприниматель:

— Меня эта тема не сильно касается, но я буквально сегодня прочитал мнение депутатов Законодательного собрания по поводу «альтернативных котельных». Могу сказать, что я не так часто солидарен с нашими депутатами, но в этот раз я целиком и полностью с ними согласен. Так как презентационные материалы представлены без ясности, четких расчетов, конкретных цифр, представлений, как это может отразиться на населении. Во всем этом надо разбираться, взвесить и не торопиться, потому что это коснется большого количества населения. А мы понимаем, что люди сегодня у нас и так живут не очень хорошо. Больше проблем возникают, чем положительных моментов. К теме нужно внимательно отнестись и не забывать о том, что у нас впереди серьезны выборные годы. Думать нужно не только об экономических интересах корпораций, но и об интересах простых людей, жителей города Ульяновск.

«Управдом». Ульяновск переходит на «альткотельную»

Наш город — первый в европейской части страны, где Правительством РФ одобрен переход к ценовой зоне теплоснабжения.

Новая модель рынка тепла начнет действовать уже с 1 января 2020 года. Сейчас энергокомпанией совместно с администрацией Ульяновска проводится актуализация схемы теплоснабжения на ближайший год. Изменения, отраженные в ней, будут происходить в течение 10 лет и затронут все без исключения теплоисточники и сети.

Главным исполнителем готовящихся перемен является ПАО «Т Плюс» — основной поставщик тепла как в нашем, так и во многих других городах своего присутствия. После одобрения Правительства страны, руководства региона и города представители компании начали разъяснительную работу о необходимости перехода на альтернативную котельную. Первая информационная встреча с участием заместителя генерального директора ПАО «Т Плюс» по коммерции и развитию Александра ВИЛЕСОВА состоялась в нашем городе в конце августа.

Три «и»: издержки, износ, инфляция

Поводом для изменения существующего тарифного механизма стала его ущербность по отношению к модернизации отрасли. Повышение износа инфраструктуры и рост издержек практически заложены в нынешнюю схему расчета стоимости ресурсов по формуле «инфляция минус». Это происходит из-за отсутствия стимулов у коммунальных предприятий к проведению ремонта сетей и повышению энергоэффективности. Какой смысл экономить, если в итоге все отберут?! Так устроено: если энергетики, например, добились снижения издержек в этом году, то в следующем у них эту сумму вычтут из выручки.

Как сейчас происходит установление тарифа? Организация суммирует все свои издержки и записывает их в тарифное дело, которое отдает на рассмотрение в Минэкономики региона. Основное требование: чтобы расчеты не выходили за установленные федералами предельные индексы. Рост тарифов не должен превышать официальной инфляции. Если запросы организации выходят за установленные рамки, то планируемые расходы сокращают. Причем, как правило, начинают с ремонта сетей, то есть убирают строку на замену труб. В итоге растет износ, растет тариф, растет инфляция… И так из года в год.

— Отличие расчета цены на тепло по методу альткотельной в том, что он не привязан напрямую к издержкам компании. Он рассчитан из соображений, что потребитель гипотетически может построить собственную котельную. И стоимость тепла в такой альтернативной котельной берется за предельный уровень, выше которого поставщики не имеют права поднимать свои цены. То есть они вынуждены либо модернизировать свои источники и снижать потери на сетях, либо предложить потребителям другой вариант обеспечения теплом, — пояснил Александр ВИЛЕСОВ.

По его словам, ситуация с высоким износом сетей в Ульяновске не уникальная. Такая же картина наблюдается в целом по стране.

Отапливаем два Ульяновска

Переход к новой модели рынка тепла в Ульяновске будет происходить в течение 10 лет. Это связано с большим (почти в два раза!) разрывом в существующих расценках — от 1032 до 2017 рублей за Гкал. Альтернативная котельная, однако, подразумевает, что на всей территории города должен установиться одинаковый для всех потребителей тариф. Чтобы прийти к этому без резких скачков, и был выбран такой достаточно продолжительный период.

Резерв тепловой мощности у многих источников тепла в Ульяновске по отношению к текущей подключенной нагрузке превышен в два раза. Имеющихся котельных хватит, чтобы отапливать два Ульяновска! Нас вынуждают переплачивать за ненужный запас мощности. Поэтому, если закроют какую-то нерентабельную котельную и подключат потребителей к системе центрального отопления, — будет логично.

— Когда муниципалитет подписывал соглашение о переходе на альтернативную котельную, конечно, мы оценивали эффективность и конкурентоспособность своих муниципальных предприятий. Сейчас сложно говорить, покажет время. Но у нас есть достаточно эффективные теплоисточники, от которых город никогда не откажется, так как это доходная часть бюджета, — прокомментировал и.о. заместителя Главы города Алексей ЕГОРОВ.

Переход на новую модель, например, приведет к возможному закрытию теплоисточников и переключение на ТЭЦ потребителей котельных «Агропром», «Школа 55», «Ленина 38», «ДИБ». Потребуется модернизация оборудования и тепловых сетей котельных «Плодовое», «Карамзина Нижняя», «Лаишевка», «Отрада» и других. Кроме того, реконструкция сетей УМУП «Городской теплосервис» обойдется в 790 млн рублей, УМУП «Теплоком» — еще 360 млн рублей.

Ограничат тарифы на 10 лет

По оценкам ульяновских специалистов, альткотельная позволит привлечь в развитие теплосетевого комплекса города 7,8 млрд рублей (с учетом вложений муниципалитета) в течение 10 лет. Уже до конца следующего года ПАО «Т Плюс» намерено инвестировать порядка 600 млн рублей.

— Новая схема теплоснабжения позволит вложить существенные средства в оздоровление инженерной инфраструктуры Ульяновска. В частности, произвести замену устаревших тепловых сетей, переключение потребителей на более энергоэффективные источники, реконструкцию существующих теплоисточников, объединить зоны действия нескольких котельных. Это однозначно окажет заметный положительный эффект на работу всей системы теплоснабжения города, — отметил директор Ульяновского филиала «Т Плюс» Марат ФЕТКУЛЛОВ.

Всех жителей волнует вопрос: как изменения рынка тепла отразятся на платежах? На данный момент стоимость Г кал по методу альткотельной для Ульяновска составляет 1598 рублей. Соответственно, там, где цена выше, тарифы заморозят, а где ниже — продолжат рост в пределах инфляции. Например, заморозка цен ждет такие теплоисточники, как котельная Моторного завода, РТС Репина, ООО «Теплогенерирующая компания», ОАО «РЖД» и многих других.

Несмотря на то что переход на альткотельную запланирован с 1 января, установление новых коммунальных расценок на тепло произойдет не сразу после Нового года, а, скорее всего, как обычно, в середине лета, так как законодательством предусмотрен переходный период. По словам Марата ФЕТКУЛЛОВА, до октября текущего года совместно с администрацией города будут собраны и проанализированы исходные данные от ресурсоснабжающих и теплосетевых организаций всего Ульяновска. Затем обновленная схема теплоснабжения пройдет публичные слушания, после которых документ отправят в Минэнерго РФ на утверждение.

Зло или добро?

Какой вывод можно сделать после ознакомления с методом альтернативной котельной? Ведь мы уже привыкли, что ничего хорошего от нашего ЖКХ ждать не стоит. Поэтому ко всем новшествам и реформам данной сферы у людей заранее негативное отношение: «опять нас обманут и обсчитают» … Вместе с тем, откинув предубеждения и трезво взглянув на предложения ресурсников, можно увидеть, что они довольно открытые. Нам честно говорят об изменениях цен на тепло, но, кроме того, обещают инвестировать в модернизацию отрасли.

Рост тарифов был и без альткотельной, а говорить, что с ней он станет еще больше, — это неправда. Напротив, в среднем по Ульяновску платеж граждан за отопление в случае отнесения города к ценовой зоне теплоснабжения в 2020 году вырастет не более чем на 2,6%. Это ниже предельного индекса. То есть при альткотельной рост платежей будет ниже, чем без нее. Кто-то продолжит платить, будто ничего не изменилось, так как расценки и вовсе заморозят. В итоге к 2029 году в Ульяновске будет установлен равный для всех тариф. Это справедливо!

Обоснованная цена на тепло плюс модернизация отрасли — вот главные плюсы альткотельной. Хорошо это или плохо? Однозначно лучше, чем только рост тарифов без снижения износа сетей и количества аварий.

Ссылка на основную публикацию