В Ульяновске ОНФ взялся за сохранность взносов людей на капремонт жилья

ОНФ рекомендовал властям Кузбасса усилить информирование населения об изменении механизма компенсации расходов на капремонт в регионе

Эксперты Общероссийского народного фронта в Кемеровской области предлагают региональным властям усилить разъяснительную работу с льготными категориями граждан в связи с изменением механизма компенсации расходов на капремонт в регионе. Общественники призвали власти Кузбасса рассмотреть все доступные способы информирования населения, в том числе при помощи публикации пошаговых инструкций на квитанциях об оплате ЖКУ, в целях предотвращения обеспокоенности граждан и уменьшения очередей в отделениях соцзащиты.

С января 2020 г. в Кузбассе изменился порядок и условия предоставления льгот, связанных с уплатой взносов на капремонт общего имущества в многоквартирном доме. Областной закон, принятый в 2014 г. и освободивший одиноко проживающих кузбассовцев старше 70 лет от взносов на капремонт, не соответствовал федеральному законодательству. По новому закону одинокие собственники старше 70 лет больше не освобождаются от этих взносов, начисления им будут производиться, но компенсироваться за счет бюджета. Кроме того, регион сможет получать возмещение части расходов на меры поддержки из федерального бюджета.

«Механизм, который сегодня принят в области, можно назвать более открытым. Он позволит фонду собирать ту недостающую сумму на каждый конкретный дом, где проживают льготные категории граждан. И, как результат, краткосрочные и долгосрочные программы капитального ремонта будут реализовываться более эффективно, – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Кемеровской области Юрий Скворцов. – Однако у людей, тем более старшего поколения, уже сейчас возникает много вопросов, как им воспользоваться положенными по закону льготами».

Он добавил, что в средствах массовой информации появляется много информации о новом механизме и его реализации, но пока ее явно недостаточно.

«Вопросы от жителей поступают ежедневно, в том числе и в региональное отделение Народного фронта. Буквально несколько дней назад мы с активистами ОНФ посетили несколько отделений социальной защиты населения в областной столице, чтобы оценить обстановку, посмотреть, есть ли очереди в учреждениях и как ведется работа с людьми. Мы увидели, что вся информация имеется в открытом доступе, размещена на стендах, сотрудники ведут работу по информированию граждан о новом порядке выплаты компенсаций. Однако в связи с произошедшими изменениями в законодательстве, поток посетителей увеличился, причем приходят даже те льготные категории граждан, кому нет необходимости предоставлять документы и кому компенсация назначается автоматически», – рассказал общественник.

Все дело в том, что в связи с принятием нового закона возникло несколько категорий льготополучателей. Так, например, региональным и федеральным льготникам, которые уже получают компенсацию платы за жилищно-коммунальные услуги по отдельным ранее принятым законам, нет необходимости приходить в органы соцзащиты, компенсацию им начислят и будут выплачивать автоматически. Людям, которые не имеют никакого льготного статуса, все же придется обратиться в органы соцзащиты, чтобы подтвердить свое право на получение компенсации.

«Во время нашего рейда мы увидели обеспокоенность людей, что говорит о том, что не все обладают полной информацией о существующем механизме компенсаций. Чтобы не создавать людям лишние сложности и очереди в отделениях соцзащиты, на наш взгляд, необходимо усилить разъяснительную работу с людьми. Мы пообщались с кемеровчанами, у них действительно много вопросов, и если бы у них была своевременная информация, они бы не тратили свои силы и время на то, чтобы несколько раз ходить по инстанциям. Нужно, чтобы информация была максимально доступной для пожилых людей: в виде памяток, доступных пошаговых инструкций на квитанциях, куда человеку обратиться, и нужно ли обращаться в принципе. К тому же мы считаем, что информированием жителей должны заниматься не только органы соцзащиты, но и департамент жилищно-коммунального хозяйства вместе с региональным фондом капремонта и управляющими компаниями», – подчеркнул Скворцов.

4 законных основания, как не платить взносы на капремонт

Увидев в почтовом ящике очередную квитанцию, а то и ворох, многие собственники задумываются, стоит ли перечислять ту сумму долга, которая в них указана? Каждый стремится разобраться, каким образом можно избавиться от лишней траты денег.

Но не грозит ли такая позиция большими проблемами в будущем? Так мы приходим к простой мысли: нужно разобраться, законна ли такая позиция.

Кто должен платить, а кто нет?

Законодательством предусмотрены случаи, при которых взносы на капремонт можно не платить.

Но их не так много, разберёмся в платежах: носят ли они всеобщий обязательный характер?

Характер сборов: можно ли отказаться?

Жилищный Кодекс РФ ясно дает понять, что содержание жилья, а также его ремонт должен осуществляться в полном объеме за счет средств собственника.

Учитывая, что большая часть многоквартирных домов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, их обновление будет дорого обходиться жителям.

Однако государство не обязывает ежемесячно тратить крупные суммы на эти цели. Законодательством предусмотрены платежи, установленные исходя из минимального стандарта оплаты на квадратный метр площади.

Поэтому стоит внимательно подумать, стоит ли приватизировать социальное жильё или нет.

Но многие собственники не желают отдавать эту сумму. Итак, каковы основания неуплаты?

Жилые дома, которые не оплачивают квитанции

Возможность не оплачивать взнос для целого многоквартирного дома есть в нескольких случаях.

Основные из них определены ч.2 ст.169 Жилищного кодекса:

  1. здание в аварийном состоянии и подлежит сносу (оплата без капремонта в перспективе не производится);
  2. дома, которые расположены на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.

Юристы называют ещё несколько разрешённых законодателем способов избежать исполнения этого обязательства:

  1. на специальном счёте собрано 50% средств от минимального уровня, определённого региональным стандартом (ч.8 ст.170);
  2. региональный фонд может засчитать в счёт будущего периода оплаты уже произведённые ремонтные работы, если они были включены в план.

И хотя примеры реализации последнего пункта на практике нам не встречались, редакция сайта не оставляет надежду найти очевидцев. Если вы знаете такие случаи — обязательно напишите в комментарии к статье.

Отдельные категории собственников

Государство освобождает некоторых граждан от оплаты услуг фонда. Различного рода льготы по оплате платежей имеют:

  • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из нетрудоспособных лиц, имеют право на государственное возмещение в полном объеме;
  • неработающие граждане пенсионного возраста имеют скидку в 50 %;
  • инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • малоимущие жители;
  • многодетные жильцы или неполные семьи в зависимости от доходов;
  • иные группы населения, указанные в нормативных правовых актах субъектов страны.

Все перечисленные варианты позволяют на законных основаниях оформить отказ от оплаты капитального ремонта.

Типичный случай: комментарии юристов

Итак, закон приводит ограниченный список вариантов отказа от перечислений средств в региональный фонд.

Однако человек по своей природе — существо творческое, и поэтому всегда ищет возможность обойти писанную норму, найти лазейку. Рассмотрим отзывы юрисконсультов на стандартные ситуации.

Если не заключен договор с фондом?

Есть мнение, что отсутствие подписанного соглашение с региональным оператором может давать собственникам помещений в таком доме право на отказ.

Однако это не так. Закон достаточно чётко устанавливает все условия работы этой организации, права и обязанности владельцев жилья.

Но даже когда она была актуальна, нельзя было объявить отсутствие такого соглашения основанием для отказа. Сегодня это тем более не применимо.

Нужно ли писать заявление на компенсацию?

Вы можете прочитать отдельную серию статей по компенсациям и льготам в этой сфере.

Юристы от раза к разу сталкиваются с обращениями собственников, которым по условиям закона положена компенсация, но они её не получают.

Дело в том, что нужно подать заявление в двух экземплярах для администрации и регионального фонда. В нем нужно указать основания для получения возмещения, которые будут подкреплены статьями из законов.

Неуплата, если капитальный ремонт уже произведён

Логичным кажется желание не оплачивать квитанции в части капремонта, если только что ваш дом был отремонтирован.

Давайте разберёмся, в чём сложность ситуации.

Накопленных жителями средств может не хватить для оплаты текущей программы. Поэтому региональный фонд привлекает кредитные линии, а также просит субъект Федерации помочь с выполнением своих обязательств.

Отсюда складывается ситуация проведения работ как бы в долг, при которой обязанность по оплате никак не может исчезнуть.

Но если необходимые работы уже были произведены силами собственников, есть вероятность временной отмены или хотя бы уменьшения суммы.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 – Москва

8 (812) 309-74-28 – СПб

Чем грозит отказ?

Неуплата взносов на капремонт многоквартирного дома собственников не повлияет на начало работ. Они всё равно будут произведены по наступлении запланированной даты.

Тем не менее, не получится игнорировать платёжки безнаказанно в течении продолжительного срока, потому что местные органы власти имеют право истребовать просрочку с неплательщиков.

Читайте также:  Ульяновская область первая в ПФО по темпам роста объёма строительных работ

Региональный оператор также обязывают не желающих вносить обозначенные суммы жителей выплачивать пени и штрафы.

За первые несколько месяцев неуплаты в почтовый ящик придет уведомление о возможной подаче иска для решения вопроса.

Полезное видео

Посмотрите видео, чтобы узнать в каких случаях нужно платить взносы за капремонт, отзывы юристов:


Осуществление ремонтных работ многоквартирных домов — дело затратное. Не каждый регион может выделить бюджет для поддержания благопристойного вида и хорошего состояния жилого фонда.

Чтобы переложить решение проблем общего имущества на жильцов, власти ввели новый платёж.

Собственники могут лишь сделать его минимальным, изучив досконально вопрос.

Коммунальная кабала. Жильцов обяжут самих платить за ремонт дома

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому собственники жилья должны будут сами оплачивать капитальный ремонт многоквартирных домов. Авторы законопроекта – депутаты «Единой России» – уверены, что данные меры повысят ответственность жильцов за содержание домов. На случай, если собственники не смогут «потянуть» астрономические суммы за ремонт, им предлагается взять кредит.

Напомним, согласно 185ФЗ, чтобы сделать капитальный ремонт в многоквартирном доме, собственникам необходимо принять решение на общем собрании, определить размер платежей и направить в муниципальные органы власти заявку на участие в программе корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Одно из условий получения матпомощи – обеспечение жителями 5-ти процентного софинансирования расходов на проведение работ.

Однако уже со следующего года условия проведения капительного ремонта могут серьезно измениться. К внесению в Жилищный кодекс РФ готовятся поправки, которые обяжут жителей ежемесячно платить взносы на капремонт. Законопроект предусматривает выделение в платежках за ЖКХ отдельной строчки «плата за капитальный ремонт». Она будет обязательной. Все это делается для того, чтобы минимизировать участие государства, причем как на уровне федеральных, так и на уровне региональных бюджетов в системе ЖКХ. Фонд содействия реформированию ЖКХ, по мнению авторов законопроекта, сосредоточится на программах переселения из ветхого и аварийного жилья. Для реализации мероприятий по капитальному ремонту в регионах уже сейчас формируются региональные фонды, источником поступлений в которые должны стать те самые обязательные платежи населения. Важно отметить, что наряду со строчками «плата за содержание и ремонт жилищного помещения» и «плата за коммунальные услуги» появится и новая – «плата за капитальный ремонт».

Причем, региональный комитет ЖКХ будет устанавливать предельные платы и порядок управления финансовыми средствами, собранными с населения. Они же будут и контролировать расходование этих средств, которые будут «стекаться в общий котел».

Руководитель комитета ЖКХ и экологии Ульяновска Михаил Сычев в комментарии порталу поясняет: «Если этот закон примут, то те региональные фонды, которые планировали работать по накопительному признаку, начнут свою работу. При этом там могут быть не только кредитные механизмы, но и просто механизмы накопления. При этом сумма ремонта будет определяться решением собрания жильцов». Михаил Сычев замечает, что у законопроекта есть свои плюсы, например можно будет контролировать сбережения: «Раньше как говорили: «Копите деньги – делайте ремонт». А где копить? Как копить? А есть ли гарантия, что деньги не пропадут? Сегодня законодательно такая возможность появится».

Стоит отметить, что, к примеру, чтобы капитально отремонтировать кровлю в небольшом двухэтажной «сталинке», в среднем требует от 1,5 млн. до 2 млн. рублей. Комплексный ремонт хрущевки на 60 квартир обойдется ее жильцам в 8 млн. рублей. При таких ценах не трудно подсчитать, сколько жильцам таких домов – а их большинство в Ульяновске – придется выложить из своего кармана. На крышу в восьмиквартирной «сталинке» – по 15 625 рублей ежемесячно на протяжении года. И это только по строчке «плата за капитальный ремонт». Таким образом, обязательный платеж за капремонт 5-10 рублей с квадратного метра практически вдвое увеличит квартплату и может быть введен уже в следующем году. Вы готовы платить за ремонт чужих домов?

Одновременно с этим авторы законопроекта предлагают собственникам жилья брать кредиты на проведение капитального ремонта дома. Сами понимаете, при этом населению придется платить еще и проценты с взятой суммы. Один из глав районов Ульяновской области, пожелавший остаться не названным, отмечает: «Ну какие кредиты? Как за них будет расплачиваться, например, бабушка – пенсионер?». И хотя глава района говорит, что и речь идет не о полном финансировании, а только 40% от общей суммы, но и в этом случае «для некоторых жильцов в сельских местностях – это окажутся просто не подъемные суммы».

По словам адвоката Дмитрия Бодрова, «единороссы», инициировавшие проект, предложили государству, попросту, избавляться от своих обязательств перед жителями многоквартирных домов. “Законом «О приватизации» сегодня предусмотрена обязанность государства провести капремонт жилья, переданного гражданам в порядке приватизации. Эту норму решили отменить, – заявляет адвокат. – А вместо нее создать региональные «системы капитального ремонта». Но кто же тогда будет отдавать долги? Повсеместно в России очень старый жилой фонд, большая часть этих домов никогда с момента их постройки не видела капитального ремонта. При предлагаемой системе капитальный ремонт можно будет ожидать годами, аккуратно внося плату за него ежемесячно. Малоимущих граждан, многие из которых инвалиды и пенсионеры, необходимость дополнительных расходов, лишит последних средств к существованию. Кроме того, уже изначально у жильцов многоквартирных домов не будет возможности выбрать иную систему финансирования ремонта, поскольку данный законопроект, по сути, навязывает сбор денег в «общий котёл». Местные власти незаконно устанавливают плату на капремонт независимо от того, планируют ли собственники домов проведение ремонта или нет. Думаю, что в этом законопроекте есть и коррупционная составляющая, ведь деньги, собранные у народа, будут контролироваться и распределяться кучкой чиновников. Депутатов «Единой России» не смущает и тот факт, что муниципалитеты около десятка лет уже собирали средства на капремонт подобным способом. Люди деньги платили, однако ремонта так и не дождались. », – говорит адвокат Бодров.

Новый законопроект, как мы писали, уже принят в первом чтении благодаря большинству единороссов в Госдуме. Закон не поддержали эсеры, коммунисты и ЛДПР.

Кстати, написать свое мнение о законопроекте можно не только здесь, на 73online.ru, но и его непосредственному инициатору, депутату «Единой России» Елене Николаевой на ее официальном сайте: ЕленаНиколаева.РФ.


Анна Соколова, Ирина Казакова

Узаконена плата за капремонт жилья

Доля увеличивается

Напомним, что взносы на капремонт были отменены в апреле 2005 года, со вступлением в силу нового Жилищного Кодекса. В 2007 году был принят закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ (ФЗ-185), который к концу 2012 года должен был прекратить своё действие с сомнительным результатом для Ульяновской области: в целом на территории региона за годы его действия комплексный капитальный ремонт получили менее 10% МКД.

В конце 2012 года Президент России подписал изменения в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, которые продлевают его действия до 2016-го. Но теперь доля средств собственников в расходах на капремонт будет составлять не 5, а 15%. Причём условия участия МКД в программах Фонда существенно ужесточаются. Например, муниципальное образование, где жилой фонд оборудован общедомовыми приборами учёта на все виды коммунальных услуг менее чем на 70% (в Ульяновске сейчас в среднем на 50%), вообще не может рассчитывать на финансовую поддержку Фонда. И это не единственное ограничение.

Цена вопроса

Несмотря на то, что узаконены обязательные ежемесячные взносы на капремонт жилья, тема софинансирования в этом деле остаётся принципиальной. Накопить на полноценный капитальный ремонт своими силами – задача для собственников непосильная. Например, на ремонт крыши одной «хрущёвки» при взносе 4 руб. с кв. м (эксперты полагают, что минимальный взнос может быть от 4 до 15 руб. с кв. м) надо копить примерно пять лет. То есть сразу встаёт вопрос: какой дом может рассчитывать на капремонт в первую очередь? Кто это будет решать? Где будут копиться деньги?

Размер минимального обязательного взноса каждый регион определит для себя сам. Меньше этого собственники платить не могут, больше – пожалуйста.

В течение четырёх месяцев с момента вступления закона о капремонте в силу в регионах должны быть приняты региональные программы, в которых будут прописаны критерии очерёдности, а также созданы региональные операторы, на чьём счёте должны аккумулироваться взносы на капремонт.

– Собственники могут и сами выбрать банк, в котором будут копить взносы на капитальный ремонт, – говорит адвокат и депутат Гордумы Григорий Каленов. – Но это касается только жителей домов, входящих в ТСЖ или ЖСК. Все собственники домов, которыми управляют УК, автоматически будут делать взнос на счёт регионального оператора.

Читайте также:  Госдума приняла закон о прямых расчетах за услуги ЖКХ, минуя управляющие компании

Не последний, так крайний

Главный критерий очерёдности проведения капремонта всё-таки задан Федеральным законом: в первоочерёдном порядке региональной программой должен предусматриваться капремонт домов, в которых он был необходим на момент приватизации в них первой квартиры. Причём при условии, что на дату утверждения региональной программы эти дома капитально не ремонтировались. Получается, что дома, которые уже получили капремонт по 185-му закону или по решению суда, в число первых не войдут? Даже в том случае, если этот ремонт был частичным? 70% МКД на территории региона нормального капремонта не видели с момента сдачи в эксплуатацию, и каждый из них захочет быть первым на раздаче.

– Уже сейчас надо собирать на площадках председателей советов многоквартирных домов, экспертов – финансистов, строителей, проектировщиков, определять критерии очерёдности проведения капремонта, – говорит Григорий Каленов. – Причём собственники жилья должны активно включаться в этот процесс и решать, где они будут копить деньги, что ремонтировать в первую очередь, силами каких компаний, с применением каких технологий, чтобы было дешевле и качественнее.

Кстати, в новой редакции закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ прописано (впервые!), что власть должна выделять деньги на информационное сопровождение грядущих перемен. И это правильно: недавний опыт насильственного внедрения в практику платы за ОДН показал, что люди должны понимать, за что и зачем платят. В противном случае мало не покажется… никому.

Капремонт отменяется? Кто устроил хаос в ульяновском ЖКХ

Сферу капитального ремонта жилья в Ульяновской области регулярно сотрясают громкие скандалы. Особенно печально дела обстоят в региональном центре. В Ульяновске капремонт не выполняют даже по решению судов, а если и выполняют, то с большим количеством недостатков и нарушений. В 2017 году город и вовсе может остаться без капремонта – благодаря деятельности профильных чиновников горадминистрации.

Срыв плана

Три года назад губернатор Ульяновской области Сергей Морозов утвердил региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов на 2014-2044 годы. Вместе с этим был утвержден адресный перечень домов, включенных в программу капремонта. Однако далеко не все дома из перечня будут отремонтированы в срок. По крайней мере, местные власти делают всё возможное для этого – точнее, ничего.

В программу, утвержденную в 2014-м, регулярно вносятся изменения. Муниципалитеты ежегодно должны составлять краткосрочные планы капитального ремонта с перечнем многоквартирных домов. Но в 2017 году городские чиновники, похоже, решили сорвать программу капремонта. Как сообщает источник Рупора, адресный перечень домов в Ульяновске до сих пор не утвердили.

Список домов для участия в программе капремонта-2017 должны были составить ещё в прошлом году. За составление перечня в первую очередь отвечало городское управление ЖКХ во главе с Андреем Ворожецовым, а также экс-замглавы администрации Ульяновска Александр Черепан. Но чиновники, судя по всему, от страха и в угоду перед своими старшими товарищами отказались работать в соответствии с законом. На ситуацию повлияло и то, что жители некоторых домов оказались своего рода жертвами предвыборных обещаний.

Многие дома вносили в списки на капремонт вопреки тому, что ремонт в ближайшее время не планировался. К примеру, перед сентябрьскими выборами 2016 года в городскую думу список по желанию избирателей легко корректировал Сергей Панчин, а во время избирательной кампании в ЗСО экс-министр ЖКХ Александр Букин ходил по дворам и обещал жителям Ленинского района посодействовать в вопросе капремонта.

После того, как в перечень добавили «выборные» дома, наступил полный хаос. Причем чиновники, а именно правовое управление администрации города Ульяновска, которые и должны были утверждать краткосрочный план капремонта на 2017 год, категорически отказываются это делать. Никто не хочет принимать весь огонь на себя, так как следующая инстанция по утверждению краткосрочного плана – это прокуратура. Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима, кстати, сообщил, что план капремонта в прокуратуру Ленинского района на экспертизу не предоставлялся.

Отборы и проекты

Ситуацию осложняет ещё и отсутствие проектной документации. Производить строительные работы капитального характера без неё категорически нельзя, это подтверждают существующие строительные правила, ряд требований федерального законодательства. Учитывая это, лоббисты и.о. руководителя Фонда модернизации ЖКХ Александра Хаджибаева уже дали команду разработать типовые проекты на многоквартирные дома. Разрабатывать их будет ни кто иной, как специалист печально известного предприятия «Ульяновскоблстройзаказчик».

Получается, Хаджибаев свернул с «правовой» тропинки, когда принял команду «под козырек» Более того разработанные типовые проекты запланировано выставлять на торги в по отбору подрядчиков. В таком случае многоквартирные дома нельзя ремонтировать по одним и тем же типовым проектам и соответственно сметам, и это может привести к непредсказуемым последствиям. У каждого здания есть свои особенности: год постройки, наличие дефектов, процент износа. Если сметы будут утверждены по типовым проектам, подрядчики будут обязаны ремонтировать дома в строгом соответствии с ними, невзирая на индивидуальные особенности домов.

Такое положение дел может означать лишь то, что необходимый объем капремонта в 2017 году, попросту не выполнят, и это потянет за собой очередную волну недовольства собственников многоквартирных домов. Депутат ЗСО Геннадий Антонцев, председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, имитируя свою бурную деятельность, закинет очередное письмо в федеральный центр о том, что капитальный ремонт – это плохо.

Стоит отметить, что региональный Фонд модернизации ЖКХ ещё в прошлом году провел конкурсные отборы, как и положено по закону. Однако теперь, из-за бездействия городских властей, возникает парадоксальная ситуация. Подрядчики определены, но список домов, которые они будут ремонтировать, так и был не утвержден. В конце января все сметные расчеты Фонд якобы вернул тому же Андрею Ворожецову, так как ни один сметный расчет не соответствует реально-требуемым работам. В некоторых случаях и вовсе отсутствуют дефектные ведомости, а это основание для составления проектно-сметной документации.

С отборами тоже не все гладко. Часть подрядчиков на 2017 год отобрали по предыдущему постановлению. Однако другую часть подрядчиков, из-за возникшей неразберихи со списком домов, решили отобрать позже – после того, как все сметы приведут в порядок и подгонят «под одну гребенку». А следующий отбор подрядчиков будет, по-видимому, ещё нескоро.

Коммунальный хаос

Так что капремонт в 2017 году сейчас находится под угрозой срыва. Ситуацию мог бы исправить недавно назначенный на должность замглавы администрации Сергей Гигирев, в прошлом работавший министром ЖКХ и руководителем Фонда модернизации ЖКХ. Родоначальником не утверждения краткосрочных планов, производства работ без проектной документации и разработчиком правил отбора нужных подрядчиков был именно Гигирев.

Но сегодня он занят приемкой «наследства» своего предшественника – заживо похороненными Александром Черепаном и Андреем Ворожецовым темами «Пятилетки благоустройства», «Расчета нормативов накопления ТКО», «Энергосервисных контрактов» и многого другого.

Вся надежда теперь на Сергея Гигирева, и ему одному под силу исправить ситуацию в городском ЖКХ. Правда, по информации источника, заслуженного работника и незаменимого специалиста Александра Черепана лоббируют на место Татьяны Картузовой – главы Государственной жилищной инспекции Ульяновской области.

Ходят слухи, что информацию о своем назначении от своих друзей Черепан не скрывает, и якобы даже начал принимать поздравления. В числе тех, кто «помогает» Черепану, называется имя Дмитрия Вавилина, министра промышленности, ЖКХ и транспорта области. Есть информация, что именно он лоббировал назначение Хаджибаева на должность и.о. главы Фонда ЖКХ . Так что текущие проблемы с капремонтом, по всей видимости, лишь разминка перед грядущим коммунальным хаосом.

В Ульяновске ОНФ взялся за сохранность взносов людей на капремонт жилья

На капитальный ремонт жилого фонда страны, а это более 3 млн домов, обветшавших уже к 2009 году, потребуется более 10,4 трлн рублей, подсчитали в Общероссийском народном фронте. Но в своем нынешнем состоянии система обеспечения своевременного капитального ремонта зданий не сможет гарантировать решение этой задачи, пишет электронная газета «Общественный контроль».

Необъективность программ капитального ремонта

Прежде всего общественники выделяют проблему низкого качества формирования региональных программ капремонта. В программы по ошибке включены аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 156 ЖК РФ), а также ветхие дома, ремонтировать которые в принципе нецелесообразно.

Например, по результатам мониторинга в ноябре 2014 года в составе 56 региональных программ капремонта было выявлено почти 1,4 тысячи аварийных домов. После корректировки программ в апреле 2015 года количество таких домов составило уже 252 единицы в 41 региональной программе. В ноябре 2015 года таких домов насчитывается 147 штук в 24 субъектах РФ. «Указанные данные свидетельствуют, что Минстрою России совместно с региональными органами власти не хватило целого года на исправление выявленной проблемы», – заявляют в ОНФ.

Читайте также:  Секреты ЖКХ — за что мы платим, а за что переплачиваем

Более того – реальная причина проблемы даже не в формальном отношении властей к капремонту, а в отсутствии достоверных сведений о техническом состоянии жилищного фонда в стране в принципе. Так, из ответа Росстата следует, что в последние 2,5 года госучет жилищного фонда, предусмотренный Жилкодексом, на территории страны попросту не осуществляется ни в какой форме.

Отсюда вытекает и еще одна проблема, весьма актуальная, кстати говоря, для Петербурга – несоответствие предусмотренного программами порядка и сроков проведения работ текущему техническому состоянию многоквартирного дома. Несмотря на то что Жилкомитет вел паспортизацию жилого фонда Петербурга с 2006 года и потратил на это более 600 млн рублей, достоверных данных о техническом состоянии домов в городе нет. Капремонт первое время планировался и проводился фактически вслепую. В итоге нередки случаи, когда дому в первоочередном порядке требуется проведение капитального ремонта крыши, но вместо нее ремонтируют подвал, а ремонт кровли относят на десятилетия вперед.

Безальтернативность региональных операторов

Следующей серьезной проблемой системы капитального ремонта является ее полная ориентированность на централизованный государственный механизм формирования фонда капитального ремонта – счета регионального оператора.

Так, по данным Фонда ЖКХ, по состоянию на 1 июля 2015 года открыто всего 67,4 тысячи специальных банковских счетов для формирования фонда капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома, что в общей структуре многоквартирных домов составляет чуть более 2%.

Таким образом, «общий котел» регионального оператора по факту оказывается единственным поддерживаемым государством способом формирования фондов капитального ремонта. Так, согласно внесенным в июне 2015 года изменениям в Жилищный кодекс РФ в случае снижения собираемости взносов на специальный счет ниже 50% у органов местного самоуправления возникает право перевести собственников помещений в таком доме на счет регионального оператора.

При этом отсутствует обратный механизм, несмотря на то что у многих региональных операторов (18 субъектов РФ) уровень собираемости взносов ниже 50%.

Согласно Жилкодексу, кстати, для перехода со счета регионального оператора на специальный счет жителям потребуется 2 года, а наоборот – всего лишь месяц. При этом должно выполняться условие, что на дом, собственники помещений в котором приняли решение перейти на специальный счет, региональным оператором не были потрачены средства фондов капитального ремонта других домов.

Сохранность средств граждан на счетах оператора

На сегодняшний день почти все средства на капремонт накапливаются на счетах региональных операторов, и ключевое значение имеет надежность банков, в которых размещаются средства, а также процентные ставки, под которые кладутся свободные остатки фондов капитального ремонта.

Например, в петербургском Фонде капремонта любили повторять, что основной довод против хранения средств на спецсчетах домов – инфляция, которая съест эти деньги прежде, чем собственники соберутся что-то ремонтировать. А Фонд обязан, напомним, тратить собранные средства на следующий год после аккумуляции.

Однако на деле оказывается, что величина процентной ставки в кредитных организациях, в которых региональный оператор капитального ремонта размещает средства граждан, очень редко превышает 5% годовых, отмечают в ОНФ. Но уровень инфляции по итогам 2014 года составил 11,35%, а по итогам 9 месяцев 2015-го сложился в размере 10,4%. При этом средневзвешенная процентная ставка, под которую размещает свободные остатки, например, Фонд ЖКХ, составляет 11,07% годовых.

Что в итоге? Заниженная процентная ставка (относительно уровня инфляции в 2 раза) и 13 млрд рублей свободных остатков средств граждан на счетах региональных операторов через год повлечет сокращение на 5% объема работ по капитальному ремонту, который можно было бы провести в текущем году за эти деньги.

Управляющие компании отстранены от капремонта

Согласно действующему законодательству об организации капремонта, из этого процесса в принципе удалены управляющие компании. УК ставится в известность о проведенном капитальном ремонте уже постфактум. В программу капремонта УК не включили, а ответственность с них никто не снимал: федеральное законодательство все так же обязывает управляющие организации нести ответственность за любые работы с общедомовым имуществом многоквартирного дома независимо от наличия вины, даже если работы выполнял сторонний подрядчик, нанятый региональным оператором.

Таким образом, управляющая организация несет ответственность и за качество капитального ремонта, организатором которого выступал региональный оператор. То есть отвечать за все происходящее с общим имуществом в доме должна управляющая организация, в том числе и за некачественную работу подрядчика, привлеченного региональным оператором.

На стадии приемки работ по капитальному ремонту законодатель п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ обязал регионального оператора включать управляющие организации в комиссии, статус и полномочия которых в вопросах приемки работ по капитальному ремонту не определены. Вместе с тем той же нормой закона региональный оператор указывается как лицо, обязанное осуществлять приемку работ по капитальному ремонту. Подобная конструкция, очевидно, даст возможность региональному оператору не принимать в расчет мнение членов комиссий при приемке работ по капитальному ремонту.

Такая постановка вопроса может полностью перечеркнуть все перспективы и возможности рынка управления многоквартирными домами стать открытым и прозрачным, как нам обещал Минстрой. Однако в конечном итоге пострадавший стороной будут собственники и жители многоквартирных домов.

Нет общественного контроля за капремонтом

Сегодня действующее законодательство практически не содержит правовых инструментов для эффективного воздействия граждан на региональных операторов и подрядные организации. Среди полномочий собственников – только право выбора лица, уполномоченного подписывать акт приемки выполненных работ. Но анализ практики деятельности председателей советов МКД показывает, что зачастую эти персоналии аффилированы с УК этих домов.

Соответственно – с большой долей вероятности выбранное собственниками уполномоченное лицо будет скорее представлять интересы подрядчика и регионального оператора, нежели отстаивать право всех собственников на проведение качественного капремонта. Более того, как напомнили в ОНФ, капитальный ремонт согласно Жилищному кодексу – это не услуга и привлечь кого-то к ответственности по закону «О защите прав потребителей» не получится. На практике это означает, что общественные организации, которые выступают на стороне пострадавших граждан, не могут судиться с фондом и в полной мере отстаивать интересы собственников в случаях нарушения их прав или нанесения ущерба домовому имуществу.

Собираемость взносов и обоснование тарифа

Но основой основ программ капремонта являются взносы с собственников жилья – здесь кроется не только благодатная почва для социальной напряженности, но и, собственно говоря, бюджет самих работ. В первый год реализации региональных программ капитального ремонта главенствующая роль принадлежит государству – в общем объеме финансирования почти 50% средств (18,3 млрд рублей) пришлось на бюджеты всех уровней, собственники внесли чуть более 12 млрд. А вот в 2015 году финансирование было переложено на плечи граждан: с жителей собрали 124,4 млрд рублей – это 85% бюджета программы.

Но собирали с россиян неравномерно: разброс уровня взносов на капитальный ремонт варьировался от 2,6 рублей за кв. метр в Республике Коми до 15 рублей в Москве. В этой связи со стороны граждан очень часто звучит один и тот же вопрос: «Почему мы должны платить за капитальный ремонт в 10 раз больше, чем в другом регионе?». А в ряде случаев он даже становился причиной протестных выступлений. По мнению ОНФ, при расчетах величины взносов используются необъективные данные о стоимости капитального ремонта.

В 2014 году экономическое обоснование размеров взносов отсутствовало как минимум в 30 регионах, поскольку вместо экономических расчетов они предпочли воспользоваться параметрами Федерального стандарта оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013-2015 годы. Между тем ремонтируется в рамках программы не жилое помещение, а объекты общедомовой собственности!

Кроме того, неверно рассчитан и минимальный взнос на капремонт. Так, средний размер взноса по стране (условно 6,5 рублей за «квадрат») способен покрыть в 30-летней перспективе капитальный ремонт стоимостью не более 2,3 тысячи рублей за кв. метр, а по статистике комплексный ремонт МКД стоит не менее 4,5 тысячи рублей. Таким образом, начиная с 2029 года существует риск возникновения дефицита средств на проведение капитального ремонта, который к концу срока программы может составить более 700 млн рублей.

И еще один важный момент – эти выкладки актуальны при условии, что граждане исправно вносят плату за капремонт. Но по факту 100-процентной собираемости ни в одном регионе нет. За 10 месяцев 2015 года в 35 регионах уровень собираемости взносов на капитальный ремонт не превысил 70%.

Ссылка на основную публикацию