В Томске открыли первый в стране детский сад класса энергоэффективности «А»

В Томске открыли первый в стране детский сад класса энергоэффективности «А»

В Томске был реализован пока что уникальный для коммунального комплекса России энергоэффективный проект: по ул. Нарановича, 4 (мкр. “Зеленые Горки”) построен и введен в эксплуатацию детский сад № 83 “Солнечный зайчик”, потребности которого в тепле и горячей воде на 100% обеспечиваются за счет использования геотермальных тепловых насосов. Фактически, это первый в стране детский сад класса энергоэффективности “А”.

При строительстве детского сада “Солнечный зайчик”, помимо тепловых насосов, были использованы и другие энергосберегающие решения. “Во-первых, мы повысили общую тепловую защиту сооружения. Те панели, из которых мы его собрали, это теплые панели из керамзитобетона с эффективным утеплителем, с сопротивлением теплопередаче больше трех единиц. Плюс энергосберегающие окна: заполненные аргоном стеклопакеты увеличенной толщины с теплоотражающим покрытием, пятикамерный переплет. В результате мы получили коэффициент теплопередачи окна около единицы. И, таким образом, сразу уменьшили теплопотери на 25%”, — говорит Павел Семенюк, технический директор ОАО “ТДСК” (Томская домостроительная компания).

Основу энергоэффективности детского сада № 83 составляют именно тепловые насосы, позволяющие на каждый затраченный кВт питающей их электроэнергии получить от 4 до 6 кВт тепловой энергии. Если сравнивать затраты на отопление в такой системе с классической схемой центрального теплоснабжения, то получается, что от 75 до 84% тепла будет бесплатным. “Нагрев теплоносителя для систем отопления и ГВС детского сада осуществляется тремя тепловыми насосами суммарной мощностью 126 кВт (по 42 кВт каждый), изготовленными на одном из наших предприятий”, — рассказывает Андрей Осипов, специалист компании “Данфосс”.

Решение о возведении энергоэффективного детского сада было принято не сразу. “Сначала мы предполагали построить детский сад в обычном порядке, поскольку он здесь расположен по генеральному плану, но потом решили сделать его энергоэффективным. Первоначально его строительство должно было обойтись в 86 млн рублей, но с учетом изменений в проекте, которые позволили присвоить объекту класс энергоэффективности “А”, эта сумма увеличилась еще на 19 млн, т.е. до 105 млн рублей”, — рассказывает Александр Шпетер (ОАО “ТДСК”).
Технически решение основано на заимствовании и преобразовании тепловой энергии, накопленной в земле. Иначе говоря, геотермальной энергии. Принцип прост: если температура грунта превышает значение “абсолютного нуля”, то у него есть тепловая энергия, которую можно снять.

Теперь нужно сказать несколько слов о технической стороне проекта. “По периметру здания пробурено 24 скважины глубиной до 100 метров. В первичных контурах циркулирует порядка 6 тонн теплоносителя”, — поясняет Александр Поморцев, директор ЗАО “Строительное управление ТДСК”, осуществлявшего строительство детского сада. А преобразовать низкопотенциальную энергию земли, чтобы ее можно было использовать в системах отопления и ГВС, как раз и помогают тепловые насосы. Причем, как уже было сказано выше, для этого нужны совсем небольшие энергозатраты.

Примечательно, что глубокие скважины — совсем не обязательный атрибут геотермальной системы отопления. При наличии свободной площади можно использовать грунтовый коллектор из труб, проложенных в грунте на глубине порядка одного метра, или вообще получать тепло из близлежащего водоема и даже из грунтовых вод. В качестве источника тепла может использоваться и обычный наружный воздух, что открывает широчайшие возможности использования геотермальных систем отопления. “Вариант со скважинами был выбран потому, что детский сад располагался в условиях плотной застройки, и свободных площадей для расположения грунтового коллектора достаточной длины просто не было, — объясняет Георгий Гранин. — Вариант грунтового коллектора для здания в 300 кв.м потребует наличия как минимум четырех свободных соток земли”.

Наибольшая энергоэффективность и КПД системы отопления с тепловыми насосами достигаются при использовании водяных теплых полов с температурой теплоносителя от +35°C до +45°C, что и было реализовано в детском садике. “Радиаторы центрального отопления здесь тоже есть, но они установлены для страховки, на всякий случай, а в принципе в них нет необходимости, — рассказал в ходе своего выступления на открытии дошкольного учреждения Александр Шпетер, генеральный директор ОАО “ТДСК”. — Обратите внимание, что сейчас радиаторы выключены, но пол теплый и температура в здании очень комфортная”.

Летом тепловые насосы могут работать не только на обогрев помещений детского сада, но и на их охлаждение. Когда температура воздуха достигает +25‒27°C, система может переключиться в режим пассивного охлаждения, причем будет при этом потреблять минимальное количество электроэнергии, необходимое для работы циркуляционного насоса и сравнимое с мощностью одной лампы накаливания.

Таким образом, система с геотермальными насосами является полноценной климатической системой и во многих случаях позволяет обойтись без кондиционера.

“В результате применения при строительстве детского сада “Солнечный зайчик” энергосберегающих решений затраты на его обогрев должны снизиться на 40‒50% по сравнению с аналогичными объектами, на которых используется традиционная схема теплоснабжения”, — считает Андрей Осипов (“Данфосс”).

Кто присваивает многоквартирным домам класс энергоэффективности

Недавно мы рассказывали, что управляющие организации и органы местного самоуправления Тверской области получили рассылку с требованием провести энергетическое обследование многоквартирных домов. Но в рассылках не всегда приходит достоверная информация. Узнайте, почему.

С чего всё началось

На электронные почты управляющих организаций и органов местного самоуправления пришли письма с информацией о необходимости провести энергетическое обследование многоквартирных домов в срок до 31 мая 2018 года. Как выяснилось позже, предупреждения отправила коммерческая организация, которая таким образом навязывала свои услуги по энергетическому обследованию зданий и присвоению им класса энергоэффективности по льготной цене. При этом в письмах предприниматели использовали символику «Портала госпрограмм РФ».

На незаконную деятельность организации обратило внимание Главное управление Государственной жилищной инспекции Тверской области. Ведомство разместило на своём сайте информацию о том, что своей рассылкой коммерческая организация вводит в заблуждение органы местного самоуправления и управляющие организации.

Орган ГЖН предупредил, что энергетическое обследование МКД не является обязательной процедурой для управляющих организаций и органов местного самоуправления за исключением случая, когда управляющие организации ведут регулируемые виды деятельности и в их отношении установлен тариф на один или несколько видов коммунального ресурса. Разберёмся, почему.

Понятие энергоэффективности зданий

Под энергетической эффективностью понимают рациональное использование энергоносителей для сохранения ресурсов. Класс энергоэффективности показывает, насколько эффективно сооружение расходует ресурсы.

В России выделяют следующие классы энергоэффективности: А++, А+, А, B+, B, С+, С, С-, D, Е. Намного меньше энергии, чтобы поддерживать в МКД нормальные условия, необходимо зданиям класса А.

Если многоквартирному дому присвоен высокий класс энергоэффективности, затраты жителей на оплату коммунальных услуг снижаются. Также такие дома меньше загрязняют экологию, чем строения с низким классом энергоэффективности.

Законодательство о присвоении классов энергоэффективности

Отправной точкой работы в направлении присвоения зданиям классов энергетической эффективности стал Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Документ установил запрет на производство, использование и оборот неэнергоэффективных товаров, ограничил оборот ламп накаливания, ввёл обязанность юридических и физических лиц устанавливать приборы учёта, определил требования энергоэффективности как к новым зданиям, так и к введёным в эксплуатацию до принятия закона объектам и др.

Приказ Минстроя РФ от 06.08.2016 № 399/пр установил порядок присвоения и подтверждения классов энергоэффективности МКД.

В марте текущего года в Минюсте РФ был зарегистрирован приказ Минстроя РФ от 17.11.2017 № 1550/пр, который устанавливает требования к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. В документе перечислены показатели, характеризующие выполнение требований энергоэффективности, а также обязательные и дополнительные требования, обеспечивающие выполнение таких показателей.

Обязанность присваивать класс энергоэффективности

Основные требования к присвоению класса энергетической эффективности устанавливает Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Они различны для зданий, которые только вводятся в эксплуатацию или находятся на реконструкции, и домов, которые введены в эксплуатацию до выхода документа.

В соответствии с ч. 1 с. 12 № 261-ФЗ класс энергоэффективности МКД, вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора, согласно правилам определения класса энергетической эффективности МКД.

Класс энергетической эффективности МКД в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом ГЖН при осуществлении государственного жилищного надзора, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия МКД требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме (ч. 3 ст. 12 № 261-ФЗ).

В ч. 1 ст. 16 № 261-ФЗ указано, что энергетическое обследование зданий обязательно проводят органы государственной власти и местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц, организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Остальные управляющие организации должны не реже одного раза в год разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Например, на общем собрании собственников помещений в МКД УО может предложить установить в подъездах дома энергосберегающие лампы. Для этого нужно рассчитать, сколько средств понадобится на установку, в течение какого периода собственники будут выплачивать средства за установку, и какая будет выгода от проведения мероприятий по энергосбережению.

Сделаем вывод: прямой обязанности управляющих организаций проводить энергетические обследования и определять класс энергоэффективности многоквартирных домов действующее законодательство не предусматаривает за исключением одного случая. Поэтому прежде чем доверять подобным рассылкам, внимательно изучите, нужно ли вам следовать указанным в ним рекомендациям.

О нас

Закрытое акционерное общество «Строительное управление Томской домостроительной компании» (ЗАО «СУ ТДСК»)

Строительное управление Томской домостроительной компании создано в феврале 2001 года. Предприятие работает в структуре холдинга ОАО «ТДСК» как генеральный подрядчик.

Читайте также:  В Ульяновской области утвердили повышение тарифов на воду и утилизацию мусора

Закрытое акционерное общество «Строительное управление Томской домостроительной компании» осуществляет полный цикл по созданию жилых домов и объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а именно:

  • выполнение строительно-монтажных работ: строительство крупнопанельных, каркасных, кирпичных жилых домов и объектов промышленного и социального назначения;
  • осуществление работ по устройству внутренних инженерных систем и оборудования, по устройству свайных работ, по защите конструкций, технологического оборудования и трубопроводов;
  • выполнение функций заказчика-застройщика;
  • осуществление функций генерального подрядчика

В числе построенных предприятием микрорайонов:

Радужный, Нефтяная, Стародеповская, Зеленые горки, Высотный, Солнечный, Комсомольский.

ЗАО «СУ ТДСК» — крупнейший производитель жилья в городе Томске и Томской области, выступает генеральным подрядчиком в строительстве жилых домов и объектов промышленного и социального назначения.

Предприятие имеет репутацию надежного партнера у многих заказчиков, в том числе УМП «Томскстройзаказчик», ЗАО «ТОМ-ДОМ ТДСК», МП «ГорУКС» г. Кемерово, ООО «МЖК Стройинвест», ООО «Энергомонтаж» г. Новосибирск, ООО «СДС-Строй» г. Кемерово, и многие другие.

Наши социальные объекты:

  • Детский сад №53 комбинированного вида (г. Томск, Василия Болдырева, 6)
  • Центр развития ребенка-детский сад №21 (г. Томск, Первомайская, 152)
  • Детский сад №38 (г. Томск, Иркутский тракт, 83/2)
  • Детский сад (пос. Зональная станция, Радужный микрорайон, 529)
  • Детский сад (Томская область, Верхнекетский район, поселок Центральный, пер. Школьный)
  • Детский сад (Томская область, Кожевниковский район, село Кожевниково, Октябрьская 54)
  • Центр развития ребенка-детский сад №83 (г. Томск, Павла Нарановича, 4)
  • Центр развития ребенка-детский сад №83 (г. Томск, Павла Нарановича, 8)
  • Детский сад №51 общеразвивающего вида (г. Томск, Ивановского, 28)
  • Международный терминал (Томская область, Томский район, Аэропорт)
  • Кристалл, спортивный комплекс (г. Томск, Смирнова, 48Б)
  • Звёздный, центр водных видов спорта (г. Томск, Энтузиастов, 31)
  • Школа (г. Томск, Дизайнеров, 18 стр)

Направления деятельности:

  • строительство жилых полносборных крупнопанельных десяти- семнадцати этажных зданий на основе модернизированных конструкций 75 серии;
  • строительство кирпичных зданий;
  • строительство жилых домов по новой домостроительной системе «Каскад»,
  • строительство объектов социального назначения.

С 2005 года система менеджмента качества ЗАО «СУ ТДСК» соответствует требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000, а после ресертификационных аудитов 2008-2012 соответствует международному стандарту ИСО 9001:2008.

ЗАО «СУ ТДСК» занимает лидирующую позицию в регионе. Ввод жилья за 2013 год составил 210,189 тыс. м2 , в том числе в Томске -142,944 тыс. м2.

Объем строительно-монтажных работ по итогам 2012 года составил 4,245 млрд. рублей, по итогам 2013 года – 4,658 млрд. рублей.

Доля ЗАО «СУ ТДСК» в общем объеме введенного жилья в Томской области за 2013 год составила – 20 % , в Томске — 29 %.

Кроме того, предприятие строит жилье в соседних областях – Кемеровской и Новосибирской. Ввод жилья за 2013 год по загородным объектам составил 66,254 тыс. м2
В рамках осуществления программы «Томск — большой город» по застройке территорий компактными микрорайонами ЗАО «СУ ТДСК» построило микрорайон «Радужный» и «Высотный» — проекты во многом уникальные. Только микрорайон «Радужный» включает 25 жилых домов повышенной этажности с детскими и спортивными площадками, гаражами и парковками, магазинами и скверами, а самое главное, с инженерной инфраструктурой снабженной газовыми котельными и системой диспетчеризации, что дало мультипликативный эффект, выраженный в значительной экономии тепловой энергии.

В 2006 году освоено строительство первых не только в Томске, но и в Сибирском регионе 17-этажных крупнопанельных жилых домов – зданий повышенной этажности, что явилось прорывом в высотном панельном домостроении. Сложнейший строительный процесс высоток соответствует требованиям современного градостроительства.

Увеличение темпов и объемов строительства в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» требует и внедрения современных архитектурно-строительных систем. В рамках этого проекта в 2007 году предприятие освоило строительство жилья по новой для города Томска технологии – КУБ 2,5. Это современная высококачественная система домостроения. В основе строительства лежит безригельный железобетонный каркас, воспринимающий на себя все основные нагрузки.

В 2008-2010 г.г. впервые в городе Томске по ул. Смирнова, 48 Б построен ледовый дворец с искусственным покрытием площадью 1800 кв.м. Этот объект удостоен диплома в номинации «Лучший социальный объект» V областного конкурса «Лучший строительный объект 2010 года».

В 2009-2010 г. было проведено ряд мероприятий по защите склона на территории жилого дома № 89 по Иркутскому тракту в МКР «Солнечный» от оползневых процессов. Проведены работы по устройству свай по технологии «Титан» и монолитного железобетонного ростверка.

В 2010 г. в рекордные сроки за 6 месяцев была построена школа в поселке Нарга Томской области.

В 2011 году коллектив освоил и ввел в эксплуатацию первый в Томске жилой дом по новой домостроительной системе «Каскад», разработанной специалистами ТДСК и московского НИИЖБ им. А.А. Гвоздева. В «Каскаде» применена система горизонтальной разводки тепла, позволяющая регулировать и учитывать расходы тепла в каждой квартире индивидуально, а также внедрена система рекуперации воздуха, позволяющая повторно использовать тепло, потребленное домом. Этот дом удостоен диплома финалиста Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» и большой золотой медали международной выставки «Стройсиб» в номинации «Новые технологии строительства. Научно-технические разработки».

В 2011 году построен уникальный детский сад в микрорайоне «Зеленые горки». Это первый в России социальный объект наивысшего класса энергоэффективности «А». На детском саде впервые применено в качестве основного источника теплоснабжения тепловой насос с использованием низкопотенциального тепла грунта, а также устройство приточно-вытяжной вентиляции с системой рекуперации тепла удаляемого воздуха.

В 2011 году ЗАО «СУ ТДСК» приступило к выполнению работ по «Строительству и обустройству воздушного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту Томск». В результате реконструкции общая площадь аэровокзала увеличилась более, чем в три раза с 3134,0 м2 до 10991,0 м2. Работы проводились в условиях действующего аэровокзала, что значительно затрудняло работу строителей. Однако проект был успешно выполнен в сжатые сроки за 16 месяцев вместо запланированных 25 месяцев.

Помимо качественных преобразований строительных объектов, результат деятельности коллектива ЗАО «СУ ТДСК» выражается динамичным ростом объемов ввода жилья и других объектов социального назначения: так, если в 2010 г. – введено в эксплуатацию 141,9 тыс. м2 , в 2011 г.- 174,8, в 2012 — 190,096, то уже в 2013 – 199,802 тыс. м2 жилых и нежилых помещений.

Свершилось! В Новокузнецке открывают школу №81! (ФОТО)

Многолетняя стройка закончена. Документы подписаны. Сегодня школа уже не пустует – ученикам и их родителям показывают классы, столовую, рассказывают о новом оборудовании.

Сегодня состоится и торжественная передача символического ключа новым хозяевам учебного заведения – учителям и ученикам.

На месте работает наш корреспондент, и в ближайшем выпуске мы покажем школу №81 во всей красе.

Единственное, что доставляет некоторые неудобства – это перекрытая дорога к подъезду к школе. Сотрудники ГИБДД перекрыли движение транспорта, причём любого, и местным жителям приходится оставлять машины в соседних дворах.

Фото /18

всего: 10069 / сегодня: 314

Комментарии /43

В Новокузнецком центре занятости стартовал сезон временных работ в рамках программы “Переезд”.
Специалисты центра занятости активно сотрудничают с центром занятости населения города Алушты, крымскими здравницами и винодельческими агрофирмами. Идут переговоры с работодателями Краснодарского края. Есть договоренности о временной работе в Санкт-Петербурге.

Вы с облаков то спуститесь.Реальность тут,на земле.

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП “Хутор”.

Несвятая дева Мария

Женская инициатива

Устроенные по системе немецкого педагога, родоначальника понятия “детский сад” Ф. Фребеля, детские сады начали свое существование сначала в Германии (1837 г.), а потом получили распространение в остальной Европе и Америке, и, наконец, в 1866 г. такое частное дошкольное учреждение появилось в России, в Санкт-Петербурге. Развивая мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 7 лет телесно, умственно и нравственно, они приносили несомненную пользу обществу: помогали семьям воспитывать детей и готовить их к школе.

Всецело поддерживая инициативу М.Г. Тюменцевой, Р.К. Маак привел в пользу этого начинания ряд аргументов. Он, в частности, сообщал, что в виду постоянно поступавших к нему просьб о принятии в казенные школы детей, не достигших еще определенного возраста, “вызывается необходимость принятия мер к учреждению заведения для таких детей” 1 . Во-вторых, отмечал главный инспектор училищ Восточной Сибири, большинство населения Иркутска, принадлежа преимущественно к бедному классу, не могло иметь особых учителей и гувернеров для своих детей. Поэтому было бы небесполезно открыть здесь воспитательное заведение для детей младшего возраста в виде так называемого “Детского сада”, “хотя [бы] в небольших размерах” 2 .

Исчислив примерные расходы на годовое содержание детского сада в 1650 руб. и указав на старое здание Главного управления Восточной Сибири как на возможное помещение для этой школы, Р.К. Маак просил утвердить составленное положение. М.С. Корсаков, вполне сочувствуя такому полезному делу, 20 ноября 1868 г. одобрил проект первого детского сада в Иркутске, рассматривая его как экспериментальный, “в виде опыта” 3 , а также приказал выделить на финансирование школы необходимые средства из сумм, находившихся в распоряжении генерал-губернатора 4 . Впрочем, принято считать, что М.Г. Тюменцева, энергично взявшись за воплощение своей идеи в жизнь, в короткий период сама собрала пожертвования в размере 1650 руб., которые поступили от неравнодушных граждан 5 .

Первые “детсадовцы”

Всего неделю спустя в газете “Иркутские губернские ведомости” появилось объявление, в котором жителей Иркутска известили о предполагавшемся устройстве “Детского сада”. Сообщалось, что в заведение будут принимать детей обоего пола в возрасте от 4 до 8 лет всех состояний и званий, с платой за учение по 15 руб. в год за каждого ребенка; “но если число детей будет значительно, тогда плата уменьшится до возможных размеров” 6 . Горожан, желавших поместить своих детей в упомянутое заведение, приглашали до 1 декабря прийти в канцелярию главного инспектора училищ Восточной Сибири и заявить об этом письменно или устно. Это было необходимо, чтобы определить, как велико будет число будущих воспитанников и воспитанниц.

Читайте также:  В РФ вступят в силу изменения, касающиеся защиты прав участников долевого строительства

Таковых набралось достаточное количество, и 4 марта 1869 г. состоялось торжественное открытие “Детского сада”. На молебне присутствовали военный губернатор Иркутска и иркутский гражданский губернатор К.Н. Шелашников, директор мужской гимназии И.К. Смирнов, начальница школы М.Г. Тюменцева, ее помощницы, поступившие в училище дети и их родители.

Несмотря на то что подано было 50 заявлений, в день открытия насчитывалось всего 20 учеников. При зачислении требовали предъявить метрическое и оспенное свидетельства ребенка. Дети, “одержимые недугами, препятствующими поступлению в учебные заведения, или могущими неблагоприятно влиять на других детей”, не принимались 7 . В разные годы количество воспитанников менялось, оно колебалось в диапазоне от 53 до 144 человек. Только за первые 17 лет через “Детский сад” прошли 1466 детей 8 . Хотя учебное заведение было всесословным, преобладали дети чиновников и дворян, купцов, мещан. Примечательно, здесь получили начальное образование известный иркутский летописец Нит Степанович Романов, а также один из самых богатых людей России начала XX в. – промышленник, банкир и коммерсант Николай Александрович Второв. В октябре 1912 г. Н.А. Второв, узнав из газет о том, что частная школа “Детский сад” оказалась в тяжелом материальном положении, прислал ей в дар 500 руб. и нижайше просил принять эти деньги 9 .

Детский сад или начальная школа?

Регулярные занятия начались 5 марта 1869 г., причем официально учреждение стали именовать – школа “Детский сад” 10 . И действительно, новое учебное заведение сочетало элементы и того и другого. Уже на следующий год к двум имевшимся здесь дошкольным отделениям, или группам, пришлось прибавить третью, рассчитанную на возраст от 7 до 9 лет, в которой главным образом должно было идти обучение грамоте. Пришлось придать учреждению именно тот характер, какой от него ожидался местным обществом: готовить воспитанников к поступлению в первый класс гимназии или прогимназии или, наконец, научить грамоте до их устройства на обучение какому-нибудь ремеслу. Учебное заведение стало работать как детский сад и начальная школа одновременно. Как отмечала пресса, на долю Тюменцевой выпала нелегкая задача: “по возможности наименее удаляясь от фребелевского взгляда на воспитание детей от 3 до 8 лет, удовлетворять и требование родителей об обучении грамоте” 11 .

Такова официальная версия истории появления в Иркутске детского сада – первого в Восточной Сибири заведения подобного рода (в Красноярске, например, такое заведение было открыто осенью 1910 г. З.М. Павловой, без пособий от казны 12 ).

Альтернативная версия

Существует и иная точка зрения. Заслуги в деле открытия первого детского сада приписывал себе директор Иркутской губернской гимназии в 1869-1873 гг. И.К. Смирнов, сменивший в этой должности Р.К. Маака, а позднее ставший директором Томской гимназии. В своих воспоминаниях о жизни и службе в Иркутске он писал: “Упомянутый детский сад, Мааком считаемый за свое произведение, но по привезенным мной и женой А.Я. книжкам о детских играх, садах и методах обучения Фребеля, открыт был мною с губернатором Шелашниковым с нового 1869 года, устроенный на частные средства, и поручен для ведения образования детей бывшей институтке и учительнице, довольно живой и усердной М.Г. Тюменцевой, которая организовала и устроила довольно толково и хорошо занятия детей играми и первоначальное их обучение грамоте, но, гонясь за популярностью и увеличением средств, отступила от сути – малосемейной организации детского сада – и расширила его до обыкновенной начальной школы и приготовительного класса для мужской и особенно женской гимназий с пол[у]сотней детей. ” 13 Никаких документальных подтверждений в пользу этого утверждения пока не обнаружено.

Судьба Марии Тюменцевой

Что же известно о женщине, инициировавшей создание детского сада? Мария Гавриловна Тюменцева (около 1831 14 – 28 июля 1891) родилась в Иркутске. Ее родственники были довольно известными в городе людьми: отец Г.Е. Тюменцев в 1847 г. имел чин статского советника, служил чиновником особых поручений в Главном управлении Восточной Сибири, а дядя – Н.Е. Тюменцев, действительный статский советник, был сподвижником генерал-губернатора Н.Н. Муравьева 15 .

Мария Гавриловна получила образование в Девичьем институте Восточной Сибири, относилась к числу воспитанниц первого выпуска (1849 г.). Вопреки желанию семьи решила жить своим трудом и начала заниматься педагогической деятельностью: “по выходе из института была классной дамой в нем” 16 . В этой должности она трудилась вплоть до 1863 г. 17 Впервые в истории этого учебного заведения классной дамой стала его выпускница (остававшихся при институте выпускниц именовали пепиньерками). Позднее М.Г. Тюменцева работала наставницей в Иркутском женском училище (1864-1865 гг.), служила гувернанткой в одной семье на Урале. Она усиленно занималась самообразованием, внимательно следила за всем новым, что появлялось в педагогической жизни и литературе. Так и произошло ее знакомство с методом немецкого педагога Ф. Фребеля – единственной, как она посчитала, целесообразной системой воспитания. Проявляя свою приверженность главной идее Фребеля: школьное воспитание лишено фундамента, если ему не предшествует дошкольное развитие, Мария Гавриловна, вероятно, и пришла к мысли устроить в Иркутске детский сад, работавший по его системе. Эта “едва ли не образованнейшая женщина здешнего общества ее времени” 18 отдала своему “детищу” почти половину жизни – 22 года.

Помощь общества и властей

Несомненно, в те времена это частное воспитательное заведение, открытое в провинции, в самой глубине России, могло существовать лишь при живом содействии общества. Поддержать материально это “полезное и необходимое для Иркутска учреждение” 19 вызвались многие состоятельные иркутяне. Среди них – купцы И.И. Базанов, А.А. Белоголовый, М.Д. Бутин, И.Ф. Исцеленнов, С.Н. Родионов, А.К. Трапезников, А.М. Чуваев, купеческие жены К.Я. Второва, Т.Л. Кальмеер и С.Н. Шишелова, дворянин В.П. Сукачев, трижды становившийся городским головой Иркутска, камергер П.А. Сиверс и другие. Детскому саду не только жертвовали денежные средства на разные нужды, но и учреждали именные стипендии, подарили библиотеку, мебель, волшебный фонарь, рояль, “акварий” 20 . В 1870 г. при содействии Р.К. Маака были получены верстак, переплетный станок, футлярщик и выпильщик. Всеми упомянутыми инструментами научились пользоваться многие воспитанники старшего отделения.

Были и чрезвычайно щедрые дары. В 1872 г. благодаря покровительству генерал-губернатора Н.П. Синельникова и его супруги на средства “крупного жертвователя” купца И.И. Базанова для заведения был куплен дом с двумя флигелями на Морской (Амурской) улице. Во время огромного пожара, который произошел в Иркутске 24 июня 1879 г., это строение полностью сгорело, было утрачено все имущество школы, спасли только настенный атлас и несколько книг. По просьбе старшего попечителя П.А. Сиверса один из лучших иркутских архитекторов барон Г.В. Розен составил проект нового здания для “Детского сада”. Осенью 1882 г. школа встречала воспитанников уже в собственном доме – одной из самых красивых построек в Иркутске. Это было деревянное двухэтажное здание, выстроенное в виде терема и украшенное затейливыми кружевами и резьбой, с верандой, застекленной красивыми витражами из цветного стекла, резными балконами и остроконечными угловыми башенками. Современники отмечали, что дом “очень красив и похож скорее на роскошную барскую дачу, чем на учебное заведение” 21 . Его стоимость вместе с отделкой определялась в 35 тыс. руб. Большая часть этой суммы была приискана заботами П.А. Сиверса. Свою лепту в общее дело внес и генерал-губернатор Д.Г. Анучин. По его ходатайству школа получила пособие от правительства – 5 тыс. руб. Два благотворительных бала, устроенные попечительницей Е.К. Трапезниковой, принесли еще 5500 руб.

Городские власти с первых лет существования школы также оказывали ей поддержку: начиная с 1873 г., ежегодно отпускали на содержание “Детского сада” 1500 руб. Эта субсидия выдавалась непрерывно в течение 38 лет, до 1911 г., что позволяло бесплатно обучать часть воспитанников из небогатых семей. Лишившись муниципальной субсидии, школа оказалась на грани закрытия: относительно небольшая плата за право учения и доход от благотворительных акций (устройство концертов, спектаклей, чтений, лотерей) не могли покрыть всех расходов, спонсорская же помощь не была регулярной. Однако пожертвования горожан не дали исчезнуть полезному начинанию, тем более что действия городской думы шли “в разрез с местными пользами и нуждами” 22 . Кроме того, покровитель “Детского сада” генерал-губернатор Л.М. Князев в 1912 г. исходатайствовал заведению “правительственную ежегодную субсидию” от Министерства народного просвещения в 1000 руб., которая стала служить одним из главных источников “для осуществления школы” 23 .

Иркутский “рассадник первоначального образования детей” 24 продолжал свою деятельность и в советский период. Получив новое название – “Первый народный детский сад”, он стал методическим центром для дошкольных учреждений Иркутска и Иркутской губернии. На его базе открылась “дошкольная библиотека по педагогическим вопросам” 25 , организовывались семинары и курсы для педагогов региона, проходила практика учащихся Иркутского педтехникума. Таким образом, “опыт”, дозволенный в 1868 г. М.С. Корсаковым, оказался весьма удачным.

1. Тюменцева М. Отчет об учебном заведении в Иркутске “Детский сад” за 1869 г. // Иркутские губернские ведомости. 1870. 14 февр. Неоф. часть. С. 5.
2. Школа “Детский сад” в Иркутске. Отчет за 1912 г. Смета на 1913 год со сведениями из отчетов и деятельности школы “Детский сад” за прошлые годы и Устав 1899 г. Иркутск, 1913. С. 30.
3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 193. Оп. 1. Д. 99. Л. 6.
4. Отчет Иркутского детского сада за 1885 год // Сибирь. 1886. 2 февраля. Прил.
5. Севостьянова Е.В. Идея общественного дошкольного воспитания и ее реализация в Восточной Сибири в конце XIX – начале XX вв. // Научный вестник Байкальского государственного университета (Чита). 2018. N 13. С. 36; Дошкольное образование города Иркутска на рубеже веков. Иркутск, 2008. С. 7.
6. Иркутские губернские ведомости. 1868. 23 ноября. С. 10.
7. ГАИО. Ф. 194. Оп. 1. Д. 108. Л. 64./
8. Отчет Иркутского детского сада за 1885 год.
9. Хроника // Сибирь. 1912. 7 ноября. С. 2.
10. Об организации учебно-воспитательного процесса в школе “Детский сад” см.: Гаращенко Л.В. Частные учебные заведения Иркутска (середина XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2018. С. 82-95.
11. Иркутская хроника // Сибирь. 1875. 29 июня. С. 3.
12. ГАИО. Ф. 63. Оп. ОЦ. Д. 31. Л. 9.
13. ГАИО. Ф. 480. Оп. ОЦ. Д. 29. Л. 11.
14. РГИА. Ф. 1349. Оп. 4. Д. 421. Л. 1645.
15. Адрес-календарь, или общий штат Российской империи на 1849 г. СПб., 1849. Ч. 2. С. 51, 52; Вишняков Н.И. Записки военного врача. Новосибирск, 2011. С. 282.
16. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С. 246.
17. Памятная книжка Иркутской губернии на 1863 год. Иркутск, 1863. С. 35.
18. Мария Гавриловна Тюменцева [некролог] // Восточное обозрение. 1891. 4 августа. С. 3.
19. ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 274. Л. 15.
20. Отчет Иркутского детского сада за 1876 год // Сибирь. 1877. 1 мая. С. 6.
21. Сибирская хроника // Сибирь. 1882. 24 октября. С. 3.
22. К судьбе “Детского сада” // Сибирь. 1912. 1 апреля. С. 3.
23. Школа “Детский сад” в Иркутске. С. 5.
24. Заявление попечительского совета школы “Детский сад” с ходатайством о материальной поддержке этой школы с предоставлением отчетов ее за 1892 и 1893 годы // Известия Иркутской городской думы. 1894. Т. 1. Кн. 1-2. С. 60.
25. Дошкольная литература // Власть труда. 1921. 6 января. С. 2.

Читайте также:  Владельцев квартир начнут автоматически включать в состав ТСЖ по решению большинства

Эссе — «Детский сад будущего»

Татьяна Матвиенко
Эссе — «Детский сад будущего»

Детский садик – это важный этап в жизни каждого ребенка. Именно там ваши дети получат навыки социальной жизни, научатся взаимодействовать с другими детьми, узнают много нового и подготовятся к школе. К тому же, это хороший способ оставить ребенка в хороших руках, если обоим родителям нужно работать, а нанимать няню – дорого.

Дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего ведется много лет. Педагоги спорят, отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, предлагают дать дошкольному учреждению новаторские названия. Я же считаю, что лучшего названия, чем детский сад, нельзя придумать. Сад. А. П. Чехов говорил: «Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов». Цветущий весенний сад с молодыми побегами, новыми саженцами играет всеми оттенками белого цвета. Сад – это наше будущее, это будущее всей страны. Детский. Счастливое и беззаботное детство, мама и любимая игрушка, первые занятия и выступления, первые друзья и, конечно, первые успехи. Нет человека, который бы не улыбнулся, перелистывая старые фотографии, где он изображал моряка или космонавта. Нет человека, который спокойно пройдет мимо игрушки из детства.

Изменения в социальной России влекут за собой развитие новых тенденций, и это, несомненно, отражается на современном образовании. Изменяются стандарты образования, изменяются требования к будущему первокласснику, появляются огромное количество новых программ обучения и воспитания дошколят, изменяются и потребности родителей.

Мне очень нравится система дошкольного образования России. Эта система имеет многолетние традиции, сформированные в непростые для нашей страны годы. Как бы ни складывались обстоятельства, на первом месте всегда находился и находится ребенок, его здоровье, его развитие, его внутренний мир. Может быть, потому россияне так сильно отличаются от жителей других стран своей духовностью, что все они родом из детского сада.

В дошкольных учреждениях нашего города есть все условия для воспитания и обучения детей; из года в год эти условия совершенствуются. В городе, развивающемся в стремительном темпе, работа дошкольных учреждений не может стоять на месте. С целью поднять уровень воспитательно–образовательной работы, повысить профессионализм воспитателей, создаются новые образовательные программы, идет внедрение передового опыта, новых технологий, разработок.

Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, так как общество развивается в стремительном темпе, воспитание и образование должны идти в ногу со временем. Всё – это приводит к загруженности документацией. Планирование, диагностика, подготовка к занятиям, самообразование, аттестация… Документы, документы, документы… когда же заниматься детьми? Я думаю, что можно упростить планирование, если ежедневные планы, в соответствии с программой и возрастом будут приходить к нам уже в готовом виде, например в виде брошюры, куда воспитатель будет просто вписывать кое-что. Например, имена детей для индивидуальных занятий, название игр, наблюдения, в соответствии с погодой и т. д. Такие издания существуют, но нам все равно приходится переписывать их из года в год.

Без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. По – моему мнению, воспитание – дело дошкольное; подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы заполнить опасный пробел, потому что ни школа, ни семья в полной мере воспитанием не занимаются.

Детский сад будущего нельзя представить себе без хорошего воспитателя. Воспитатель – это человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.

На мой взгляд, детский сад будущего должен быть оборудован всем необходимым для полноценного нахождения там детей. Это касается и ремонта в группах, и мебели, и необходимых принадлежностей для игры и учебы. Давно доказано, что человека должна окружать красота, которая незаметно, но ежесекундно формирует душу каждого из нас. Именно поэтому так важны в детском саду красивые игрушки, яркие книжки, удобная уютная мебель.

В идеале детский сад должен стать для ребенка вторым домом, второй семьей. В достижении этой цели большое значение имеет индивидуальный подход к каждому воспитаннику, значительное количество внимания, уделяемое ребенку. Поэтому, я думаю, в детском саду будущего должны быть небольшие группы – до 10 человек. Кроме того, в саду важна кухня, которая должна быть приближена к домашней. Не секрет, что у многих детей плохой аппетит, поэтому так важна не только полезная, но и вкусная пища, приготовленная с любовью.

Таким образом, можно сказать, что детский сад будущего, на мой взгляд, – это дошкольное учреждение «с человеческим лицом», где все будет сделано для ребенка и ради ребенка, где будет комфортно всем членам этой большой семьи – воспитанникам, воспитателям, всем остальным сотрудникам. И тогда дети и их родители будут с благодарностью вспоминать свою «первую школу»детский сад и своего «первого учителя» – любимого воспитателя.

Эссе «Настоящее ради будущего» «Настоящее ради будущего» «О! Сколько не скрывай души изъяны, их выдают предательски поступки!» Как многогранна и разностороння человеческая.

Эссе «Детский сад будущего» Что такое «будущее»? Период времени, который последует за настоящим. Представить детский сад будущего, человеку, имеющему жизненный опыт.

Проект «Детский сад будущего» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учрежение Детский сад №20 Детский сад будущего- это: -маленькая наполняемость групп.

Проект «Детский сад будущего» Если и мечтать какой детский сад будущего должен быть в нашей стране, то, по моему мнению, он должен быть таким: Главный элемент любой структуры.

Эссе «Наш детский дом-маленькая страна» Головеньковский детский дом-интернат – это мир, в котором живут и воспитываются дети со сложными нарушениями, как в психическом, так и в.

Эссе «Детский сад будущего» Хочу начать своё эссе именно со слов русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого, который сказал: «Все воспитание детей сводится.

Эссе «Детский сад будущего» Вполне возможно, что кто – то считает, что важным фактором в детском саде будущего является самое современное оборудование, так же что немаловажно.

Эссе «Каким должен быть воспитатель будущего?» Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций На мой взгляд, перед нами стоит великая задача, совместить то, что.

Эссе «Мой» детский сад будущего» Эссе «“Мой” детский сад будущего» Мечтать! Надо мечтать! А уж нам, педагогам-дошкольникам есть о чем помечтать! И так, начнем с самого.

Эссе «Детский сад — моя судьба!» Видео На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным.

Ссылка на основную публикацию