В России отобрано уже 20 региональных операторов по обращению с отходами

20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с твердыми коммунальными отходами

В 2017 году Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

1. Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твердых коммунальных отходов.

2. Кто такие региональные операторы?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.

3. Зачем эта реформа обращения с ТКО?

Главная цель — стандартизировать услугу по обращению ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Ни для кого не секрет, что во многих деревнях мусор зачастую даже не вывозили. Либо выгружали его в ближайшем лесу или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно. Уберешь, а через год она опять на том же месте! Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился еще и такой пункт, как обработка ТКО. Захоранивать вторичное сырье – а это лом и отходы металлов, бумага и картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые, по сути, не являются коммунальными, но все равно попадают в обычные контейнеры. Речь идет, к примеру, о батарейках, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

Стоит отметить, что при расчете тарифов регоператора учли и то, что в результате сортировки получается продукт: вторичное сырье, которое можно реализовать. Поэтому тариф регоператора уменьшен на всю прибыль, которую он может получить от продажи отобранного пластика, картона, металла и пр.

Национальный проект «Экология», который реализуется в рамках майских указов Президента России Владимира Путина, предполагает, что к 2024 году на переработку должно направляться не менее 60% ТКО.

4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональные операторы осуществляют свою деятельность на основании Соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ульяновской области, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области.

Необходимо отметить, что региональные операторы в Ульяновской области предоставляют банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, они рискуют потерять десятки миллионов рублей.

5. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит регулированию. Цена на услугу регионального оператора определяется Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

Тариф на услугу по обращению с ТКО формируется из целого перечня: это сбор, транспортирование, захоронение отходов, к которым с 2019 года также добавляются сортировка, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), 20% налог на добавленную стоимость (НДС), а также сбытовые расходы оператора, то есть расходы на заключение договоров, работу с клиентами и т.д. Прибыль регоператора, обслуживание банковской гарантии, а также затраты на выставление контейнерного парка в Ульяновской области в тариф не включены.

При этом НВОС и НДС – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.

7. Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденных приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

8. На каком основании региональному оператору вынесена плата ТКО в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой.

9. Будет ли вычеркнута «плата за вывоз и утилизацию ТБО» из строки «ремонт и содержание жилья»?

Да, несомненно. С 01.01.2019г., когда начнет работать Региональный оператор, нагрузка по расходам на вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно на эту сумму должно произойти снижение платы по строке «ремонт и содержание жилья». Население не должно платить за одну и ту же услугу дважды!

10. Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Компенсационные выплаты предусмотрены для порядка 303 тысяч жителей Ульяновской области.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан. Если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах и по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию на данный платеж до 100% суммы.

11. Когда региональный оператор начнет оказывать услугу?

Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с момента вступления в действие единого тарифа, утверждаемого Департаментом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, но не позднее 01.01.2019г.

12. В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

13. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

14. Если у физического либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

15. Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Читайте также:  Перерасчёт платы за общедомовые нужды в Ульяновской области завершат до 28 февраля

16. Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

17. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

Контейнерную площадку для сбора ТКО содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п.13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

18. Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» администрация муниципального района совместно с администрацией сельского поселения определяет место расположения и установки контейнерной площадки. В Ульяновской области эта работа уже ведется.

19. Кто обязан установить контейнер для сбора ТКО на контейнерной площадке?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» контейнеры могут быть установлены региональным оператором либо операторами по обращению с ТКО, либо могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление МКД, иными физическими или юридическими лицами, на основании заключенных договоров или по соглашению с ними.

20. Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?

В соответствии с Соглашением, в обязанности Регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области и органа, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке определённом Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты Регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото- и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение тридцати дней, ее убирает Региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесенные расходы.

В России отобрано уже 20 региональных операторов по обращению с отходами

В рамках реформы обращения с отходами ещё один регион – Чеченская республика – отобрал регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, уже 20 субъектов Федерации переходят на новую систему, и ещё в 8 объявлены соответствующие конкурсы. Об этом сообщил замглавы Минстроя России Андрей Чибис 1 декабря в ходе заседания Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации на тему предварительных итогов проведения Года экологии в России.

В 20 субъектах Российской Федерации отобраны региональные операторы обращения с отходами, а в 54 регионах утверждены программы обращения с ТКО. Лишь один регион – Тверская область – до сих пор не утвердил территориальную схему обращения с отходами, несмотря на то, что предельный срок выполнения этой задачи установлен 26 сентября 2016 (год назад). Ещё в трех регионах схемы нуждаются в доработке в связи с судебными решениями.

Территориальная схема, региональный оператор и региональная программа по обращению с отходами – ключевые элементы реформы отрасли обращения с отходами. Эта реформа – одно из важнейших мероприятий Года Экологии в России, за реализацию которого отвечает Минприроды России. В части коммунальных (или бытовых) отходов в проекте принимает участие Минстрой России. В зоне ответственности ведомства – нормативное регулирование обращения с бытовыми отходами и методическая помощь регионам по запуску реформы.

«Проект поправок, разработанных Минстроем России, будет принят до конца года. Мы предлагаем уточнить порядок корректировки территориальной схемы и сделать обязательной электронную форму, что сделает отрасль более открытой и понятной как для потребителей, так и для потенциальных инвесторов. Для повышения инвестиционной привлекательности сферы обращения с отходами мы также закрепляем обязательность схем потоков твердых коммунальных отходов, указанных в территориальных схемах, а также обязанность всех собственников отходов и операторов заключать договоры с региональным оператором», – прокомментировал Андрей Чибис.

Источник: Минстрой России

Возможно, Вам будет интересно:

Дайджест проектов в области строительства. 4 неделя 2020 года (20 января – 26 января)

Годовой отчет «Нерудные строительные материалы – 2018»

Экономика. Ставка ипотеки в России достигла исторического минимума — 9% годовых

Об этом на основе анализа денных за декабрь 2019 года информирует пресс-служба Банка России со ссылкой на последние статданные регулятора. А госкомпания ДОМ.РФ дает прогноз на дальнейшее удешевление ипотеки.

Оказание услуг Главного консультанта по реализации инвестиционного проекта по строительству цементного завода в 2014 г. (Сопровождение проекта. Финансово-технический надзор)

При использовании материалов сайта «СМПРО» указание источника и гиперссылка https://www.cmpro.ru/ обязательны.
Сокращение “СМПРО”, используемое на сайте www.cmpro.ru, означает общество с ограниченной ответственностью “СМ Про”, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1107746321407, Свидетельство о государственной регистрации серии 77 No.012836023 выдано МИ ФНС No.46 по г. Москве 26 апреля 2010 года.
Все права защищены © 2010-2020 ООО «СМ Про». подробнее о соблюдении авторских прав и размещении рекламы

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта www .cmpro. ru (далее — «Сайт»).

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

2. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности , авторских и/или смежных правах , а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

3. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.

По вопросам размещения рекламы обращайтесь

По вопросам размещения заказа на предоставление услуг обращайтесь в раздел сайта контакты «Заказ услуг»

Авторские права на дизайн и всю информацию сайта www.cmpro.ru , а также на подбор и расположение материалов принадлежат ООО «СМПРО».

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения ООО «СМПРО». Вы можете задать свой вопрос по адресу

Запрещается автоматизированное извлечение информации сайта любыми сервисами без официального разрешения ООО «СМПРО».

Условия использования материалов и сервисов сайта

Отходное производство: первые итоги реформы отрасли обращения с ТКО

С февраля по сентябрь собираемость платежей за вывоз и утилизацию мусора выросла в два с половиной раза. Если в феврале платили около 30% граждан, то к октябрю их доля увеличилась почти до 70%. Об этом «Известиям» сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. По его словам, восемь субъектов, не вошедших в программу реформы, обещают до конца года выбрать региональных операторов. Для эффективной борьбы с мусором необходимо строить перерабатывающие комплексы и переходить на переработку отходов во вторичное сырье, считают опрошенные «Известиями» эксперты-экологи.

В некоторых регионах более 90% населения компенсируют расходы региональных [NP2] операторов: в Тверской, Курской, Липецкой, Томской, Ярославской областях, республиках Мордовия и Татарстан, в Севастополе, а вот в Ингушетии и Тыве собираемость платежей на уровне 30%, рассказали «Известиям» в публичной правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»).

В России создается совершенно новая отрасль экономики — сфера обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы (ТКО). Целью этого года было формирование территориальных схем размещения ТКО, проведение торгов и выбор региональных операторов по обращению с отходами, чтобы декриминализовать этот непростой бизнес, отметил Дмитрий Кобылкин.

Читайте также:  В рамках проведения ремонтной кампании в Заволжском районе согласовано восстановление зеленых насаждений

— За десять месяцев сформировали нормативно-правовую основу в части обращения с отходами, заработали ППК «РЭО» и региональные операторы, которые видят перспективы в этом бизнесе. Сейчас около 250 региональных операторов уже ведут работу. Большинство регионов перешли на новые требования, кроме восьми субъектов, но они обещают сделать это до конца года, но я думаю, что справятся с этой задачей не все, — рассказал «Известиям» министр.

По данным ППК «РЭО», на новую схему еще не перешли Архангельская, Курганская, Еврейская автономная область, Приморский, Забайкальский, Хабаровский края, Москва и Санкт-Петербург. Частично используют ее Краснодарский и Красноярские края, Ленинградская, Воронежская, Магаданская, Владимирская, Саратовская и Ульяновская области, а также Республика Марий Эл.

С региональными операторами субъекты федерации заключают долгосрочные соглашения, напомнил исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. При этом он уверен, что операторам необходимо два-три года стабильности, которые позволят отрасли заработать в спокойном, плановом режиме.

— Спустя 10 месяцев преобразований приходится слышать, что «переход нужно было еще отложить», «территории не готовы», «реформа забуксовала». Но этими вопросами ранее комплексно не занимались, поэтому никто не обещал, что будет легко. А перенос реформы еще раз мог бы привести регионы к экологической катастрофе, так как большинство полигонов переполнены и их больше нельзя эксплуатировать, — убежден глава Минприроды.

По его мнению, необходимы постепенно уходить от полигонного захоронения отходов и переход на переработку — сегодня главный ориентир нацпроекта «Экология».

Пока одним из самых противоречивых вопросов реформы является то, каким должен быть тариф на вывоз мусора. В середине октября глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что в некоторых регионах тариф завышен в несколько раз и специалисты ведомства в течение года проверят их обоснованность. Он подчеркнул, что корректировка тарифов после проверки ФАС для некоторых регионов в сторону понижения неизбежна.

— В регионах проводился тендер на выбор оператора. В результате тендера получался тариф. Разница в тарифах в итоге достигла десятков раз, — заметил Игорь Артемьев.

Эти расхождения напрямую связаны с наличием в регионе современных объектов инфраструктуры, их удаленностью от населенных пунктов, уверен замгендиректора публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Вячеслав Духин.

— Где-то отходы возят на 20 км, а где-то — на 200, в каких-то регионах отходы захораниваются по старым технологиям, а где-то построены современные полигоны, защищающие окружающую среду, поэтому и тарифы сильно отличаются, — пояснил представитель «Российского экологического оператора».

Он напомнил: в тариф регионального оператора включены расходы на транспортировку ТКО, обработку, обезвреживание, захоронение отходов, а также расходы на заключение и обслуживание договоров с потребителями и операторами по обращению с ТКО.

— Экология никогда не стоила дешево, низкий тариф на услугу возможен, когда мусор просто вывозится на свалку. Так как мы стремимся к культуре ответственного потребления и бережному отношению к окружающей среде, увеличение стоимости услуги обращения с отходами оправданно, — считает Руслан Губайдуллин.

В начале 2020 года «РЭО» планирует запустить федеральную схему обращения с отходами, справочник нормативов накопления отходов, а также будут создаваться электронные модели территориальных схем, позволяющие искать оптимальную схему транспортировки отходов.

— Эти меры позволят систематизировать тарифное регулирование, — отметил Вячеслав Духин.

Вторая жизнь отходов

Мусор должен сортироваться, перерабатываться и вторично использоваться, но сегодня в России могут быть переработаны максимум 30% отходов, включая пищевые, считают опрошенные «Известиями» экологи.

— Проблема в том, что российский товаропроизводитель позволяет себе выпускать неперерабатываемые виды продукции, потому что за ее утилизацию не платит. В итоге, даже если люди участвуют в раздельном сборе, то часть отходов, которые они старательно собрали, отправляются на помойку, так как не перерабатываются, — рассказала «Известиям» эколог, активист движения «РазДельный сбор» Анна Гаркуша.

Она полагает, что производственные мощности по переработке фракций ТКО должны создавать крупные производители упаковки, которая составляет половину всех сегодняшних отходов.

— Это по силам, например, компании «Сибур», которая производит в России все виды пластика. В компании убеждают нас, что пластик — самый экологичный вид упаковки, его можно перерабатывать неограниченное количество раз, однако пока перерабатывающих заводов не построили, — обратил внимание эколог Александр Закондырин, отметив, что совокупная площадь свалок в России равна территориям Бельгии или Нидерландов.

По мнению Анны Гаркуши, способствовать раздельному сбору мусора должны продуктовые супермаркеты.

— Они могут отказаться от упаковки из неперерабатываемых материалов и способствовать тому, чтобы посетители покупали больше продукции в свои контейнеры, авоськи, сумки. Плюс продуктовые сети способны предотвращать образование пищевых отходов. Если срок годности продукции подходит к концу, то нужно разрабатывать программы по ее реализации населению с дисконтом или жертвовать малоимущим людям, — призывает эколог.

Возобновление практики приема стеклотары в магазинах, которая была в Советском Союзе, допускает сопредседатель международного социально-экологического союза Святослав Забелин. Он убежден, что в России нужно возрождать культуру многоразового использования вещей, которую оттеснили культурой одноразового потребления. Пока же, по словам эксперта, раздельный сбор мусора в России во многом имитация, но с чего-то нужно начинать. Например, населению нужно постепенно переходить к отдельному сбору пищевых отходов и учиться разделять мусор на три ведра.

— Одно ведро должно быть под органику — пищевые отходы, второе для вторсырья — бумага, стекло, металл, пластик, а третье — для всех остальных неперерабатываемых отходов, — советует эколог.

Задача нацпроекта «Экология» — к концу 2024 года довести долю обработки ТКО до 60%, но есть региональные операторы, которые уже в этом году довели этот показатель до 100%, сообщил Дмитрий Кобылкин.

— В России открываются современные мусоросортировочные комплексы, в том числе полностью разработанные и построенные российскими компаниями. За счет средств инвесторов запускаются производства по переработке разных видов отходов, — рассказал «Известиям» министр.

Дмитрий Кобылкин признал, что пока подобные изменения произошли не везде.

– Невозможно всю систему построить за 10 месяцев. Многие европейские страны этот путь десятилетия проходили. Тем более что надо честно признать: системой прежнюю схему работы с отходами вообще сложно назвать, — пояснил министр.

В этом году в Ульяновской области впервые в России масштабно применили технологию утилизации органического мусора. Из пищевых отходов здесь научились получать безопасный технический грунт.

— Биоорганические фракции отбираются на сортировочной линии закладываются на подготовленную площадку и вносятся биодобавки. После этого насыпь укрывают и увлажняют, периодически перемешивая. При соблюдении технологий через 2,5 месяца получается готовый рекультивационный материал для восстановления отработанных полигонов, карьеров, загрязненных земель, а также он прекрасно подходит для выращивания цветов, газонов, — рассказал и.о. директора регионального оператора «Горкомхоз» Дмитрий Фатьянов.

Мусоросортировочный комплекс в конце года достроят в Ростовской области. Первый экотехнопарк в регионе расположен на территории Волгодонского района. Его мощность — до 200 тыс. т отходов в год. Экотехнопарк включает мусоросортировочный комплекс, полигон ТКО и площадку биокомпостирования.

— Здесь отходы будут проходить полный цикл: максимальный отбор полезных фракций на автоматических сортировочных линиях, переработка органики в компост, который далее можно использовать в сельском хозяйстве и при рекультивации полигонов, а также безопасное захоронение неутилизируемых фракций на современном полигоне, — пояснила «Известиям» председатель совета директоров группы компаний «Чистый город» (региональный оператор по обращению с ТКО) Полина Вергун.

Чтобы реформа заработала на полную мощность нужно создавать инфраструктуру, при этом первые изменения уже начинают замечать жители страны, уверен Дмитрий Кобылкин.

— Во дворах появляются контейнеры для раздельного сбора мусора, за отходами приезжают новые, современные мусоровозы, а инвесторы видят государственное внимание к отрасли, и, соответственно, идут вложения внебюджетных средств в инфраструктуру, — отметил глава Минприроды.

По его данным, примерная оценка объема частных инвестиций в объекты вводимые в 2019 году — 20 млрд рублей. А всего ППК «РЭО» отобрал для финансирования 43 проекта в 20 регионах, общая стоимость их создания оценивается в 47,5 млрд рублей.

К 2024 году при реализации нацпроекта «Экология» планируется построить 220 новых современных комплексов по обработке, размещению и утилизации ТКО стоимостью 290 млрд рублей, из которых 180 млрд — средства инвесторов.

Экологический оператор объяснил, чем поможет мусорной реформе

«Российский экологический оператор» (РЭО) готов софинансировать проекты, если у инвестора есть подтвержденное финансирование минимум на 50%, рассказал гендиректор компании Денис Буцаев, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. В «нулевой» день форума сразу три мероприятия были посвящены реформе обращения с отходами.

Собраны заявки почти от 60 регионов на 101 млрд руб., рассказал Буцаев, это проекты, связанные со строительством комплексных инфраструктурных объектов: сортировка мусора, перегрузка, утилизация, мусорные полигоны. Если строить только полигоны, то целевых показателей нацпроекта «Экология» не достигнуть, объяснил Буцаев. По нацпроекту, доля обрабатываемого мусора к 2024 г. должна увеличиться с 12% до 60%, а перерабатываемого – с 7% до 36%.

Всего на реформу отрасли потребуется привлечь порядка 300 млрд руб., говорил ранее Буцаев.

Форма проекта не имеет значения – это может быть инвестиционный, концессионный или иной формат государственно-частного партнерства (ГЧП), сказал Буцаев, источники финансирования тоже – региональные, муниципальные, собственные, заемные.

Чиновники хотят усилить контроль за мусорной реформой

РЭО со своей стороны готов предоставить деньги по субсидированной ставке и на долгий срок: от 15 лет по ставке в разы меньшей рыночной, которая сейчас в среднем 10,5–11%. Долг РЭО в структуре проекта может быть младшим, то есть иметь меньший приоритет при возврате, чем деньги инвесторов или банков.

Принципы, по которым будут отбирать проекты, претендующие на такое софинансирование, прорабатываются, уточнил Буцаев. Обсуждаются такие: наличие инвестора с подтвержденным финансированием не менее 50%, защищенная технико-экономическая модель, и поскольку источник возврата вложений – инвестиционная составляющая в тарифе, то модель нужно согласовать с властями региона. Подарков в виде невозвратного финансирования инвесторам ждать не нужно, подчеркнул Буцаев. РЭО не будет использовать вхождение в капитал как самостоятельную меру поддержки, а только как дополнение к возвратному софинансированию.

Первые 20 проектов РЭО обещает отобрать уже в июне и еще 80 до конца года.

Отдельное направление финансового стимулирования отрасли – это обустройство контейнерных площадок. Минприроды и РЭО готовят предложения о выделении субсидии регионам, чтобы они привели в порядок старые и создали и оборудовали новые места сбора мусора.

Читайте также:  Верховный суд признал законным требование компенсации от курящих на балконе соседей

Планируется выделить около 5 млрд руб., сказал министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин (цитата по Интерфаксу), «скорее всего, эти деньги будут просто доводиться до субъекта <федерации>». Финансирование будут получать регионы, показывающие лучшую динамику сбора платежей за обращение с отходами.

В общей сложности на оборудование площадок во всех регионах России требуется около 40 млрд руб., сказал Кобылкин. Поэтому также планируется программа лизинга. Мусорные контейнеры невозможно взять в лизинг отдельно, пояснил Буцаев, поэтому РЭО предлагает присоединить их к мусоровозам: на один мусоровоз 40 контейнеров.

У региональных операторов острая нехватка мусоровозов, объяснил Буцаев, а программы льготного лизинга, подобной той, которая действует для сельхозтехники, нет. РЭО предлагает запустить такую программу. Условия будут не хуже, а в некоторых случаях даже лучше, чем для сельскохозяйственной техники, пообещал Буцаев. «Мы предлагаем субсидированную процентную ставку, пониженный первоначальный взнос и длительные условия лизинга», – рассказал Буцаев. Программа, по его словам, должна заработать «в самое ближайшее время». Уже есть договоренность с крупнейшими игроками российского рынка о том, что они будут конкурировать за региональных операторов. По программе может быть получено порядка 8000 мусоровозов – как на шасси КАМАЗа, так и на более дорогих. Но они должны производиться в России, подчеркнул Буцаев.

Предложения РЭО о софинансировании действительно привлекательные, сказал «Ведомостям» совладелец регионального оператора «Хартия» Игорь Чайка. «Хартия», по его словам, уже обсуждает с РЭО возможное сотрудничество.

За 2010–2019 гг. было всего 20 проектов на 30 млрд руб. в сфере коммунальных отходов, сказала в выступлении исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. Транспортные концессии, по ее словам, ушли гораздо дальше вперед во многом благодаря тому, что власти ведут себя по-другому. Пока деньги не идут в отрасль, поскольку не гарантирован их возврат, констатирует она.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее – территориальная схема).

Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее – МКД), собственники частных домовладений (далее – ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
А.В. Колодкин

Обзор документа

Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и зона его деятельности определяются на основании конкурса. Формируется территориальная схема обращения с отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах, частных домовладений, а также юрлица и ИП, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор с региональным оператором, в чьей зоне деятельности образуются отходы и находятся места их сбора.

Однако применительно к ИП и юрлицам устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Если в этих нормативах и лимитах отражены ТКО, то организация обязана заключить договор с региональным оператором.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ОНФ назвал 20 «мутных» регоператоров и призвал губернаторов внимательно оценить их способность справиться с задачами «мусорной реформы»

Кроме этого, Народный фронт попросил Федеральную антимонопольную службу проанализировать, каким образом проходили соответствующие конкурсные процедуры.

Общероссийский народный фронт сегодня провел пресс-конференцию, на которой представил общественный доклад по итогам масштабной кампании по контролю за реализацией «мусорной реформы».

По итогам проведенного экспертами ОНФ анализа торгов выяснилось, что у ряда региональных операторов по обращению с отходами 0 сотрудников в штате, уставной капитал – от 10 000 до 20 000 руб., а также отсутствует прибыль за 2017 г. (официальные данные за 2017 г., с которыми компании участвовали в конкурсных процедурах).

По результатам анализа данных о среднесписочной численности работников 142-х операторов выявлено, что в штате 5 (4%) региональных операторов отсутствуют работники, у 15 (11%) региональных операторов (15 зон в обслуживании) есть только 1 работник. Учитывая эту информацию, ОНФ призывал губернаторов внимательно оценить способность таких компаний справиться со взятыми обязательствами и, возможно, принять решение провести новые конкурсы.

«Мы выбрали 20 операторов, у которых, например, минимальный уставной капитал – 10 тысяч рублей, ноль или один человек в штате, а также отсутствует прибыль за предыдущий период. Это фирмы, которые были созданы под «мусорную реформу». Они заключили подряды, но как без опыта, нужного штата сотрудников они будут работать, общаться с людьми и вести коммуникационную кампанию, непонятно. У нас возникают большие сомнения. Если наступит банкротство, то эти компании просто не смогут ответить по своим обязательствам. В большинстве регионов определены регоператоры, конечно, разного масштаба, но способные осуществлять работу, это ответственная позиция. Однако из-за этих, как сказал президент, «мутных» компаний вся реформа может быть дискредитирована. Рассчитываем, что губернаторы обратят пристальное внимание на таких регоператоров. Мы будем контролировать их работу в ходе рейдов», – заявил руководитель Исполкома ОНФ Михаил Развожаев.

Также Народный фронт обратится в Генпрокуратуру РФ с просьбой разобраться с двойными платежами в 36 городах страны. Эксперты ОНФ проанализировали реальные платежки из 76 регионов страны и выявили, что в 36 городах, несмотря на требование законодательства, плата за вывоз ТКО не была исключена из графы оплаты жилищных услуг. Стоимость жилищных услуг в январе 2019 г. по сравнению с 2018 г. осталась без изменений либо выросла. Это говорит о том, что люди за вывоз мусора платят дважды.

«Тариф вырос, но в 36 городах мы обнаружили в платежках, что жилищная услуга, в которую раньше была включена плата за мусор, не уменьшилась, при этом новый коммунальный тариф за вывоз мусора появился. Выходит, что люди, возможно, платят дважды за одну услугу. Эти документы, платежки мы сегодня направим в Генеральную прокуратуру, для того чтобы в этих регионах прошли проверки. Нужно понять, приняты ли там решения людьми сохранить эти деньги в жилищной услуге и направить их на какие-то другие нужды. Если нет, то тогда это двойная оплата, что недопустимо», – заявил Развожаев.

По итогам доклада ОНФ также отправил в правительство РФ ряд предложений. В частности, общественники настаивают на внесении изменений в федеральный закон №89-ФЗ, закрепив обязанность по обустройству и содержанию контейнерных площадок за региональными операторами. Таким образом, решится проблема с «витриной» «мусорной реформы», за работу с мусором с первой до последней мили будет отвечать регоператор. Кроме этого, общественники просят правительство РФ подготовить и провести в сельской местности переход на тариф за обращение с ТКО, исходящий из фактического объема потребления услуги.

«За месяц на круглосуточную горячую линию ОНФ поступило 4 тысячи звонков. Вопросы людей нашли отражение в докладе, который мы подготовили и направили президенту и в правительство. Граждан больше всего волнуют две темы. Плохое состояние контейнерных площадок на фоне повышения стоимости. Считаем, что нужно передать регоператорам ответственность за контейнерные площадки, чтобы не возникал сыр-бор между операторами и управляющими компаниями по поводу того, кто их должен убирать и приводить в порядок. Вторая тема, которая волнует людей, – это вывоз мусора из сельской местности. Люди в деревне объективно производят меньше отходов, требующих обработки, и они говорят о необходимости пересмотреть тариф, который должен рассчитываться по факту накопления. Да, это достаточно сложная технологическая работа, но это должно быть сделано, потому что люди убедительно доказывают, что сегодня тариф для сельской местности несправедлив», – заключил Развожаев.

20 «мутных» регоператоров

Ссылка на основную публикацию