Средняя собираемость по стране платежей за капитальный ремонт возросла до 89%

Взнос как фактор доверия

В целом по стране собираемость платежей за капремонт по итогам 2019-го достигла 94 процентов, в 12 субъектах РФ – 100 процентов. В списке лидеров оказались два региона СЗФО – Вологодская область и Ненецкий автономный округ.

Еще в 41 регионе показатель превысил среднероссийское значение. Среди них Архангельская область, где задолженность по взносам за капремонт в конце прошлого года составляла более 500 миллионов рублей. При этом 50-миллионную недоимку накопили муниципальные образования. Самыми крупными должниками стали Коношский, Котласский, Мезенский и Плесецкий муниципальные районы.

Фонд капремонта Архангельской области вел в 2019-м претензионную работу с 25 муниципалитетами, в семи случаях стороны достигли взаимопонимания и составили графики погашения задолженности.

Всего же оператор подал 1,9 тысячи судебных исков о взыскании задолженности на сумму более чем 160 миллионов рублей. По 1,4 тысячи исков суды уже вынесли решения. Все это позволило Поморью довести к концу года уровень собираемости платежей до 96,5 процента.

Что касается исполнения плана, к концу года показатель достиг в регионе 95 процентов. По состоянию на последнюю неделю декабря работы полностью завершились в 544 многоквартирных домах из 619. Архангельск выполнил план на 97 процентов, абсолютно все ремонтные мероприятия прошли в 16 муниципальных образованиях.

– Крайне важно сохранить ритмичность работ в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечить планомерную загрузку предприятий-подрядчиков, – подчеркнул глава попечительского совета регионального фонда капремонта, председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев.

Минстрой России также назвал шесть субъектов Федерации, которые существенно отстают как по уровню собираемости взносов, так и по темпам проведения капремонта и эффективности планирования и использования средств. Представители Северо-Западного федерального округа в этот список не попали.

Однако ряд регионов СЗФО испытывает трудности с получением задолженности собственников перед региональными операторами.

Среди них Новгородская область, где собираемость взносов за первые три квартала 2019 года не превысила 87 процентов. А также Псковская область, где этот показатель составил 85 процентов, и Республика Коми (75 процентов).

Чтобы сделать мероприятия в сфере капитального ремонта МКД более эффективными и качественными, федеральный Минстрой разработает и введет в этом году рейтинг региональных систем капремонта. Профильная ассоциация по поручению министерства уже проанализировала лучшие практики субъектов РФ.

Речь идет об организации деятельности фондов капремонта, планировании работы, применении инновационных технологий, информационной открытости. В числе лидеров наряду с Московской и Липецкой областями оказалась Калининградская.

Так, заявка самого западного российского региона на энергоэффективный капремонт стала в прошлом году первой в числе одобренных Фондом ЖКХ.?Мероприятия по энергоэффективности прошли в восьми домах, расположенных в Калининграде и Гусеве. Прогнозный размер годовой экономии коммунальных ресурсов по всем МКД превысил 2,5 миллиона рублей.

Есть и еще одно важное новшество. В течение ближайших пяти лет регионы должны включить в программы капитального ремонта работы по замене всех лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Такое требование устанавливает технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов”.

Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ РФ:

– Важная задача – обеспечение граждан качественным жильем, но не менее серьезное внимание должно уделяться эксплуатации домов. Здесь огромную роль играют управление многоквартирными домами, своевременное проведение текущего и капремонтов. Уровень собираемости взносов граждан говорит об эффективности программы и доверии жителей к ней. Чтобы это доверие не потерять, надо разумно подходить к процессу, в том числе обязательно синхронизировать графики выполнения работ по капремонту с подготовкой к отопительному периоду и благоустройством.

Эксперты: жители регионов РФ не хотят платить за капремонт из-за низкого качества

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Плохое качество работ и невысокий уровень доходов населения становятся причинами низкой собираемости взносов за капитальный ремонт в некоторых регионах России, сообщили опрошенные ТАСС эксперты. Они отметили, что средняя собираемость взносов по стране достигает 90%, но в некоторых субъектах она не превышает 50%.

Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень ранее сообщил журналистам, что по состоянию на середину ноября с начала 2017 года в России отремонтировано порядка 100 тыс. многоквартирных жилых домов, в которых проживает около 13 млн человек. По сравнению с 2011 годом темпы проведения капремонта увеличились в 5,7 раза, заметил министр. Так, в 2011 году было капитально отремонтировано порядка 7,3 тыс. домов, а в 2016 году – уже около 41,4 тыс. домов.

Капремонт не по карману

По мнению преподавателя РАНХиГС, директора Ассоциации ТСЖ Московской области Сергея Белолипецкого, собираемость взносов на капремонт в регионах напрямую зависит от среднего уровня доходов населения, так как сумма взносов в разных субъектах практически не отличается.

“У людей просто не хватает денег в прямом смысле этого слова. Это касается и коммунальных услуг, и содержания здания, и тем более капитального ремонта”, – сказал он.

Белолипецкий отметил, что многие дома, особенно в отдаленных регионах, крайне нуждаются в капремонте. В решении проблемы, уверен он, могли бы помочь ТСЖ, если жильцы сами смогут решать, какие работы необходимо провести в доме, а также контролировать расходы средств на ремонт. “Опыт показывает, что гораздо экономически выгоднее в долгосрочной перспективе сделать один хороший капитальный ремонт, а потом платить небольшие деньги для его поддержания. Содержать легче, чем капитально ремонтировать”, – сказал он.

Как отмечает замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис, по данным ведомства, собираемость платежей за капитальный ремонт в среднем по стране близка к 90%. Этот показатель традиционно ниже в регионах Северного Кавказа, но в настоящее время ситуация исправляется.

“Имущество и помещения в многоквартирных домах, которые не оплачены взносами на капитальный ремонт, внесены в наши списки, и мы делаем все необходимое, чтобы эти долги были погашены, с процентами, соответственно. Что касается региональных и муниципальных собственников – они подтянулись, у нас почти не осталось долгов муниципалитетов, почти полностью закрыли свои долги и региональные власти”, – сказал Чибис журналистам.

Данные о сравнительно низкой собираемости средств на капремонт в регионах Северного Кавказа подтвердила исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева. По ее информации, собираемость в Дагестане составляет 10,39%, в Северной Осетии – 19%, в Ингушетии – 31,72%, а в Кабардино-Балкарии – 37,85%. Также низкие показатели демонстрирует Крым – 45,64% и Тыва – 50%.

Платить или не платить?

Невысокая собираемость налога в некоторых регионах, по мнению Разворотневой, может быть связана и с тем, что капремонт проводится на низком уровне или вовсе отсутствует. “Это укрепляет собственников в мысли о том, что платить не нужно”, – сказала она.

В свою очередь Чибис отметил, что в 2017 году темпы капремонта в России на 16% выше прошлогодних показателей, а темпы в 2016 году увеличились в два раза по сравнению с 2015 годом. При этом до сих пор стоит задача сделать так, чтобы все собранные на капитальный ремонт средства расходовались максимально эффективно.

По данным замминистра, на данный момент в 15 регионах России средства на капитальный ремонт тратятся ненадлежащим образом. “По этим субъектам отправлены материалы в Генеральную прокуратуру для того, чтобы была проведена проверка легитимности деятельности представителей этих регионов, руководителей региональных операторов капитального ремонта. И мы вместе с прокуратурой сделаем все, чтобы недобросовестные коллеги были наказаны по всем требованиям законодательства”, – добавил Чибис.

Светлана Разворотнева также считает, что в некоторых регионах работа по сбору взносов на капитальный ремонт плохо организована. Так, например, в Крыму до сих пор отсутствует полноценная база абонентов, а на Северном Кавказе у собственников зачастую отсутствует возможность безналичной оплаты.

В настоящее время все еще не налажена работа по взысканию долгов за капитальный ремонт, сказала исполнительный директор “ЖКХ Контроль”. По ее данным, на сегодняшний день задолженность собственников жилья за капитальный ремонт по всей России составляет почти 70 млрд руб. При этом в суды поданы исковые заявления о взыскании около 4 млрд руб., что составляет 5,7% от общей суммы долгов. А исполнительные листы о взыскании получены лишь на сумму 1,125 млрд руб.

Собираемость платежей за капремонт по итогам 2019-го достигла 94%

В 2020 году федеральный Минстрой разработает рейтинг работы региональных систем капитального ремонта. Он будет основан на многофакторном анализе и позволит стимулировать власти субъектов РФ к внедрению лучших практик.Тем временем не все регионы Северо-Запада одинаково успешно справились с программой капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) в 2019 году, сообщает “РГ” .

В целом по стране собираемость платежей за капремонт по итогам 2019-го достигла 94 процентов, в 12 субъектах РФ – 100 процентов. В списке лидеров оказались два региона СЗФО – Вологодская область и Ненецкий автономный округ.

Еще в 41 регионе показатель превысил среднероссийское значение. Среди них Архангельская область, где задолженность по взносам за капремонт в конце прошлого года составляла более 500 миллионов рублей. При этом 50-миллионную недоимку накопили муниципальные образования. Самыми крупными должниками стали Коношский, Котласский, Мезенский и Плесецкий муниципальные районы.

Фонд капремонта Архангельской области вел в 2019-м претензионную работу с 25 муниципалитетами, в семи случаях стороны достигли взаимопонимания и составили графики погашения задолженности.

Всего же оператор подал 1,9 тысячи судебных исков о взыскании задолженности на сумму более чем 160 миллионов рублей. По 1,4 тысячи исков суды уже вынесли решения. Все это позволило Поморью довести к концу года уровень собираемости платежей до 96,5 процента.

Читайте также:  В Липецке определили механизм взыскания долгов за ЖКХ с «нулевых» квартир

Что касается исполнения плана, к концу года показатель достиг в регионе 95 процентов. По состоянию на последнюю неделю декабря работы полностью завершились в 544 многоквартирных домах из 619. Архангельск выполнил план на 97 процентов, абсолютно все ремонтные мероприятия прошли в 16 муниципальных образованиях.

– Крайне важно сохранить ритмичность работ в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечить планомерную загрузку предприятий-подрядчиков, – подчеркнул глава попечительского совета регионального фонда капремонта, председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев.

Минстрой России также назвал шесть субъектов Федерации, которые существенно отстают как по уровню собираемости взносов, так и по темпам проведения капремонта и эффективности планирования и использования средств. Представители Северо-Западного федерального округа в этот список не попали.

Однако ряд регионов СЗФО испытывает трудности с получением задолженности собственников перед региональными операторами.

Среди них Новгородская область, где собираемость взносов за первые три квартала 2019 года не превысила 87 процентов. А также Псковская область, где этот показатель составил 85 процентов, и Республика Коми (75 процентов).

Чтобы сделать мероприятия в сфере капитального ремонта МКД более эффективными и качественными, федеральный Минстрой разработает и введет в этом году рейтинг региональных систем капремонта. Профильная ассоциация по поручению министерства уже проанализировала лучшие практики субъектов РФ.

Речь идет об организации деятельности фондов капремонта, планировании работы, применении инновационных технологий, информационной открытости. В числе лидеров наряду с Московской и Липецкой областями оказалась Калининградская.

Так, заявка самого западного российского региона на энергоэффективный капремонт стала в прошлом году первой в числе одобренных Фондом ЖКХ.?Мероприятия по энергоэффективности прошли в восьми домах, расположенных в Калининграде и Гусеве. Прогнозный размер годовой экономии коммунальных ресурсов по всем МКД превысил 2,5 миллиона рублей.

Есть и еще одно важное новшество. В течение ближайших пяти лет регионы должны включить в программы капитального ремонта работы по замене всех лифтов с истекшим сроком эксплуатации. Такое требование устанавливает технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов”.

Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ РФ:

– Важная задача – обеспечение граждан качественным жильем, но не менее серьезное внимание должно уделяться эксплуатации домов. Здесь огромную роль играют управление многоквартирными домами, своевременное проведение текущего и капремонтов. Уровень собираемости взносов граждан говорит об эффективности программы и доверии жителей к ней. Чтобы это доверие не потерять, надо разумно подходить к процессу, в том числе обязательно синхронизировать графики выполнения работ по капремонту с подготовкой к отопительному периоду и благоустройством.

Читайте также последние новости ЖКХ России

Более 200 жилых домов и почти 30 социальных объектов остались без отопления и горячей воды в Железнодорожном районе Воронежа вечером 31 января, сообщила пресс-служба мэрии. Решение об отключении принято в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

В Ростове-на-Дону жильцам многоквартирного дома на улице Веры Пановой управляющая компания пересчитала оплату за услуги ЖКУ и вернула более 970 тысяч рублей. Об этом “РГ” сообщил руководитель Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев.

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Доследственная проверка организована по факту сообщения о незаконном подключении к газовой сети многоэтажного дома в посёлке Северный под Белгородом, сообщили 30 января в пресс-службе регионального Следственного комитета. В целях безопасности здание отключено от газа.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Печально известный полигон ТБО недалеко от деревни Посохова, куда десятки лет вывозили бытовые отходы, преимущественно из Тюмени, наконец ждет рекультивация. Она начнется после завершения недавно объявленного конкурса. Стартовая цена госконтракта – 210,5 миллиона рублей. Будущему подрядчику предстоит.

Из-за бесснежной тёплой зимы расходы на отопление в Белгородской области сократились на четверть. Такие данные привёл 29 января на своей странице в социальной сети губернатор Евгений Савченко.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Порыв теплотрассы на улице Гагринской в Ростове-на-Дону ликвидирован. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации.

В этом году в Подмосковье закроют еще два мусорных полигона – “Ядрово” в Волоколамске и “Лесная” в Серпухове. Такое поручение дал губернатор области Андрей Воробьев.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, собственники и наниматели жилых помещений оплачивают не только индивидуальное потребление, но и расход коммунального ресурса (электрической энергии) на общедомовые нужды – объем, который был затрачен при эксплуатации общедомового оборудования, а также нормативные технологические потери при эксплуатации внутри домовых коммуникаций.

В настоящее время услуги жилищно-коммунального комплекса регулируются.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Проведенная в стране приватизация жилищного фонда обусловила появление новых организаций, ТСЖ и управляющих компаий (УК), которые наряду с ЖСК приняли на себя функцию управления многоквартирными домами (МКД). В сферу деятельности этих управляющих организаций вошел капитальный ремонт домов со своей спецификой в управлении технологическим процессом. Для не искушенных в строительстве управляющих организаций, выступающих в качестве заказчиков капитального.

Учебное пособие дает наглядное представление об особенностях правового положения граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных домах, раскрывает их основные права и обязанности в жилищной сфере. Содержит учебный и научно-практический материал.

Средняя собираемость по стране платежей за капитальный ремонт возросла до 89%

Проект: Стратегия 24 — общероссийская платформа взаимодействия бизнеса, власти и общества

Событие: Андрей Трубецкой: “Где родился, там и сгодился”

Проект: ИТ-центр освоения Севера и Арктики

Проект: Доступная медицина – Разработка и внедрение медицинских технологий, внедрение их в систему ОМС

Проект: Создание научно-образовательных центров будет драйвером развития региональной экономики

Проект: Национальный проект «Демография»

Проект: Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»

Проект: Национальный проект «Образование»

Опрос: Публичный опрос о благосостоянии граждан и окружающей среды в разрезе устойчивого развития территорий РФ

Уровень собираемости взносов на капремонт по стране составляет 80,5%. Об этом сообщил глава Минстроя России Михаил Мень на III всероссийском съезде регоператоров капитального ремонта, который прошел 22 сентября в Московской школе управления «Сколково».

Глава ведомства отметил положительную динамику собираемости взносов на капитальный ремонт.

«Сегодня в целом по стране уровень собираемости составляет 80,5%. Такая высокая степень доверия населения к программе должна быть подтверждена качественным и своевременным капитальным ремонтом», – подчеркнул министр.

Также Михаил Мень заявил, что темпы работ по капремонту в среднем по стране возросли вдвое по сравнению с прошлым годом: по данным на сентябрь в стране отремонтировано более 16 000 домов, против 8000 за весь прошлый год. В целом программа капремонта на год уже выполнена на 34%.

Важно отметить, что в этот показатель включены дома, где капитальный ремонт уже сделан и оформлена вся соответствующая документация. Подавляющее же большинство объектов еще находятся в стадии работы.

«Сейчас главное – это сама работа, а уже потом оформление документов. Важно не потерять время до наступления зимы для проведения таких работ, как, например, ремонт кровли. В ближайшее время мы рассчитываем увидеть хорошую динамику темпа работ по капитальному ремонту», – прокомментировал министр.

До конца года должен быть завершен капитальный ремонт более 40 тысяч домов, общей площадью более 140 миллионов квадратных метров, что позволит улучшить условия проживания порядка 7 миллионов человек.

Михаил Мень напомнил, что стабильная и устойчивая работа региональных операторов капремонта является ключевым приоритетом в работе органов власти, поэтому необходимо принять все возможные меры для скорейшего завершения исполнения краткосрочных планов 2016 года. По словам министра, выполнение капремонта МКД находится на постоянном контроле Правительства России.

«Председателем Правительства Дмитрием Медведевым поддержано предложение Минстроя России о выделении средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капремонта. В ближайшее время Правительством РФ будет утвержден порядок предоставления такой поддержки и наша с вами общая задача, чтобы этот механизм эффективно заработал», – заявил глава Минстроя России.

Модератор дискуссии замминистра Андрей Чибис отметил, что в 2017 году необходимо запустить энергоэффективный капремонт.

«Одновременно с принятием решения о проведении капремонта у собственников должна быть возможность и выбора формата этого ремонта: простой или энергоэффективный. Один из инструментов такой работы – энергосервисный контракт, практика его использования должна быть расширена», – сказал замминистра.

Капремонт провален, а фонды по сбору денег с населения жируют

Директора ЖКХ получают миллионы, заставляя бесплатно работать неумелых мигрантов

Как сообщается на сайте «Реформа ЖКХ» Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ, на территории Российской Федерации в региональные программы капитального ремонта включено 736 750 многоквартирных домов. Обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт наступила в 2014 году в 62-х, в 2015 году — в 21 и в 2016 году — в оставшихся 2-х субъектах РФ. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт в значительной мере дифференцирован по регионам — от 1,52 руб. на кв. м определенных типов домов в месяц в Хабаровском крае до 17 руб. в Москве. Причем с точки зрения взносов на капитальный ремонт и расценок на его проведение столица вообще самый дорогой в России субъект Федерации, а с 1 января 2019 года москвичи будут платить еще больше — 18,19 рубля с квадратного метра жилой собственности.

Читайте также:  В Ульяновске проводят подготовку к строительству дорог в жилом микрорайоне «Запад-2»

По данным опроса, проведенного в сентябре 2015 года, 79% граждан России принимали участие во включении взносов на капитальный ремонт в обязательные платежи на коммунальные услуги По другим публикациям — более половины граждан не поняли, почему их платежи на ЖКХ так резко возросли. Каждый пятый житель многоквартирных домов в РФ просто не платит взносы на капремонт, для 31% россиян и 58% москвичей взносы на капремонт являются существенными расходами.

«Как же следует оценивать результаты деятельности в области приведения многоквартирных домов в порядок за минувшие четыре года? Учитывая, что ранее сам Минстрой признавал программу капремонта провалившейся, снято ли сейчас напряжение в этой сфере?», — поинтересовался корреспондент «СП» у эксперта по борьбе с коррупцией.

— Наверно, никто не будет спорить с тем, что проведение капитального ремонта необходимо каждому жилому строению и что за эти дорогостоящие работы кто-то должен платить. Другое дело — кому платить, сколько и когда, — рассуждает на этот счет руководитель Центра по борьбе с коррупцией Елена Румянцева. — Платит население в обязательном порядке (собираемость в 2018 году на уровне 92,63%). Государство, по сути, применило к населению санкцию, включив в его обязательные расходы еще один очень важный, никто не спорит, но дорогостоящий платеж. Но при этом оно не пересмотрело структуру прожиточного минимума.

А в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 54, 50% многократно заниженного прожиточного минимума приходится на продукты питания (не соответствующие принятым Минздравом рекомендациям по здоровому питанию) и 50% – на все непродовольственные товары и услуги, включая квартплату.

С введением взноса на капремонт и ежегодным безостановочным повышением тарифов на все услуги ЖКХ доля расходов на квартплату существенно возросла, и изменилась пропорция между расходами, которая не учитывается госорганами в нарушение интересов большинства граждан России, что является, на мой взгляд, понижением социальной ответственности государства. Посмотрите во Франции: граждане выразили свое недовольство повышением цен на дизельное топливо на 20%, а в результате их выступлений президент повысил МРОТ на 100 евро.

Размер прибавки соответствует приблизительно двум третям российского МРОТ, равного прожиточному минимуму (а МРОТ должен быть примерно в 1,5 раза больше). В случае с капитальным ремонтом, речь идет о том, что в условиях искажения реального общественного мнения власти, ухудшая условия жизни по одному из направлений, своевременно не корректируют базовые социальные нормативы, даже изначально приняли неверные пропорции. В некоторых регионах расходы на коммунальные услуги даже больше 50%, что никаких не отражается в региональных прожиточных минимумах. А вопрос недовольства или смирения — это тоже разговор о демократии. Сейчас во всем мире принято говорить о том, что «борьба граждан за свои права и их самоуважение рождают благосостояние».

«СП»: — В социальном плане напряжение увеличено ростом обязательных платежей, понятно. А в плане состояния жилых домов?

В 2001 году в Докладе рабочей группы Госсовета РФ по вопросам реформирования и реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства, размещенном на сайте президента страны, были сказаны очень правильные слова, что единичные затраты на проведение аварийно-спасательных работ в ЖКХ в 2,5−3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Вопрос — как эту теорию реализовали на практике те персоны, в руках которых сконцентрированы административные и финансовые ресурсы?

То есть нам надо, сужая проблему до оценки состояния жилого фонда, обобщить оторванные друг от друга сведения из разных источников одновременно по нескольким составляющим: как по факту стала учитываться потребность жилых домов в капремонте, за который теперь все собственники жилья должны платить, насколько обоснован тот или иной размер обязательного взноса, насколько грамотно и, что важно, честно, без обмана устанавливаются расценки на капремонт, насколько они завышаются на деле и насколько качественно он проводится.

«СП»: — Вы можете сделать по этим показателям какое-то резюме?

— Более 15 лет назад я в качестве проректора по науке и международному сотрудничеству Академии Госстроя РФ пришла к неутешительному выводу о том, что в результате реализации концепции, принятой в 1997 году, для отечественного ЖКХ начала 2000-х годов «характерно неэффективное управление, которое создает условия для паразитического существования предприятий комплекса за счет потребителей его услуг, прежде всего населения» и также что из-за высокой текучести кадров российское ЖКХ фактически управляется и эксплуатируется случайными людьми, которые наносят всем нам ущерб своей некомпетентностью, неспособностью реализовать комплексный подход в управлении сложной системой, отсутствием представлений о принятии превентивных мер и недопущении аварий.

Поэтому мне интересно принять участие в общественно значимом оценивании достижений и поражений запуска региональных программ капитального ремонта, осуществляемых с 2014—2015 годов за счет средств граждан России. Исходные параметры этого драматичного для населения процесса уже были озвучены в Думе: нуждается в капремонте свыше двух миллиардов квадратных метров жилой площади в стране, а миллиард — в немедленном ремонте. В России же ежегодно ремонтируют всего 50−70 миллионов «квадратов». Если темпы ремонта останутся на госуровне прежними, количество аварийного жилья будет расти в геометрической прогрессии.

«СП»: — Какие еще данные мы можем обсудить?

— Непрозрачность (и, как следствие, коррупциогенность) работы региональных фондов капитального ремонта выделялась общественностью еще в самом начале как главный их недочет, который за пока так и не устранен. Поэтому важно заниматься сбором разрозненных данных из разных источников, повышая объективность и прозрачность их деятельности.

Но много видно и из информации, представляемой на сайте «Реформа ЖКХ»: 67% от собранных за 2018 год средств были потрачены на завершение капремонта всего по 3% многоквартирных домов, включенных в региональные программы (0,08% от общего числа многоквартирных домов в России), при доле конструктивных элементов с истекшим межремонтным сроком от 0,03% в Кемеровской области до 100% в Курской области (средний показатель по России не приводится и требуют пояснений данные по Курской области). Был запланирован на 2018 год капремонт по 8% домов, включенных в региональные программы (2% от общего числа многоквартирных домов). Если примерная периодичность проведения капремонта в жилых домах составляет 20 лет (это в нормальных условиях, а в агрессивной среде и при переувлажнении — 15 лет, и 6 лет при вибрационных нагрузках), то должны проходить капитальный ремонт (при отсутствии просрочки по его проведению к началу работы фондов капитального ремонта в 2014—2015 годах) на условиях планово-предупредительного обслуживания 5% домов, а не 3%, как это случилось (надо считать от общего количества многоквартирных домов как нуждающихся в капремонте по принятым нормативам и как плательщикам взносов, а не только включенных в программу).

Нарушение по недовыполнению планов, которое должно предусматривать ответственность (и, вероятно, не предусматривает, хотя эти данные следует относить к сфере выполнения государством социальных обязательств с конкретными нормативными ориентирами, не работающими в целях необоснованной экономии средств граждан). За 2014−2017 годы сведения на сайте не представлены, как и сведения по многочисленным нарушениям. Нет и никакой нормативной документации по плановой замене электропроводки (угрозе пожаров), труб (угрозе затопления квартир), крыш (угрозе протечек) и прочего. Но при этом есть показатель, по сути, административно установленной дискриминации граждан также и в этой сфере: взносы на капитальный ремонт должны сдавать все собственники жилья, но в региональные программы капитального ремонта включено только 36,5% домов. А 63,5% домов, соответственно, не включены.

Если дома не обследованы и не включены в ближайший 20-летний период действия региональной программы капитального ремонта, то их жильцы не должны делать взносы и ремонтировать чужое имущество! В отчете Фонда города Москвы за 2017 год сказано, что в региональную программу капитального ремонта на 2015−2044 годы, то есть на 30 лет, включено 32609 многоквартирных дома, хотя некоторые дома должны фигурировать в этой программе 2 раза, а не один! По результатам выборочной проверки сферы капремонта Генпрокуратурой РФ, было установлено, что деньги на капитальный ремонт многоквартирных домов часто являются объектом коррупции, криминала.

Как параметры программы отражают потребность жилого фонда в проведении капремонта — не обосновывается никак. По данным раскритикованного со всех сторон Росстата за 2015 год, из 2,9 миллионов многоквартирных домов 36% имеет износ от 0 до 30%, а оставшиеся 64% имеют износ свыше 31%, в том числе 12% – износ свыше 66%. К этому добавляется ситуация, уже обсужденная в связи с управлением другими ведомствами и связанная с завышением расходов на содержание данных фондов, включая высокие зарплаты, и с законностью их деятельности. Как пример — выявленная в ходе проверок в 2015 году заработная плата директора Югорского фонда С. Макарова в размере около 1 миллиона рублей в месяц

Читайте также:  Россиянам разрешили выходить из «общего котла» на капремонт на год быстрее

«СП»: — Но, наверное, не все данные, в том числе и серьезно искажаемые, сегодня можно получить по открытым источникам?

— Да. Публичного представления многочисленных обращений граждан по этой тематике до сих пор нет. Открытой обратной связи с потребителями нет. На местах многие жильцы домов, попадающих в программу капремонта, полагают, что никакого контроля за действиями рабочих нет. Сведений катастрофически не хватает, чтобы охарактеризовать эту ситуацию, которую назвать иначе как патовую нельзя.

Что происходит на местах? Непрозрачен, точнее тщательно скрывается сам процесс планирования работ, а акты сдачи-приемки по-прежнему пытаются закрывать с многочисленными приписками, в том числе за взятки. Жителей как заинтересованную сторону — инвестора и одновременно потребителя услуг капремонта — не приглашают обсудить состав, технологии работ, расценки, качество и количество стройматериалов, а ставят перед фактом исполнения огромных смет, в которых, кроме приписок объемов дорогостоящих ремонтных работ, еще закладываются по завышенным расценкам и строительные материалы, заменяемые к тому же на практике на аналоги худшего качества.

И все это вырастает в миллионы освоенных денег фонда. Сегодня в Москве — это порядка 30 миллионов на 6-этажный многоквартирный дом. Если бы жители делали тот же самый ремонт (только лучше, с соблюдением технологий) сами, то он обошелся бы во много раз меньше. Многие работы по факту проводятся по принципу «дешевле только даром» (как мы увидели на конкретных примерах, которые, разумеется, мы не можем обобщать, так как это было бы некорректно) — одни малоквалифицированные рабочие из числа мигрантов, которые не всегда получают от своих работодателей зарплату, могут только вредить своими действиями (например, вместо труб присоединять к батареям штыри, портить, а не чинить крыши), а другие — чуть более квалифицированные — исправляют вредительства своих предшественников.

Если не читать многостраничные бумаги, фигурирующие в этом процессе, можно рабочих в таких конкретных не очень позитивных примерах на местах ассоциировать с конторами по типу «Рога и копыта» с одним директором и бухгалтером. Но в сфере освоения денег они называются совсем иначе, а именно: квалифицированные подрядные организации, включенные в реестр и имеющие право принимать участие в электронных аукционах. Неквалифицированные рабочие у них могут быть набраны случайным образом с трассы, а организации, их привлекающие, относиться к разряду квалифицированных. Парадокс современной российской бюрократии с не человеческим, а так называемым технократическим и также криминальным лицом. И, вероятнее всего, беззаконие в части проведения планово-предупредительного ремонта, раз никакие нормативы не соблюдаются, нарушение прав и интересов граждан, их обман, коррупция. При этом в капремонт закладывается ограниченный фронт работ, а не перевод домов на энерго, тепло и водосберегающие технологии, в отличие от санации жилья в Европе. То есть сама практика — не только часто обман граждан, но и примитивизм планирования.

«СП»: — Как любит говорить молода поросль государственных управленцев, «критикуешь — предлагай». Что, по вашему мнению, необходимо менять?

— В первую очередь, следует говорить о необходимости противостояния граждан занижению уровня их социальной защищенности от экономического криминала, о низкой социальной ответственности и экономической эффективности этого процесса. Если говорить о кадрах, которые «решают все», то мне на ум приходит басня, рассказанная Аркадием Райкиным о проблемах советского периода — «Как медведь зайцем работал». Там, если помните, за медвежью работу платили заячью зарплату, за заячью работу — медвежью зарплату, что сегодня ассоциируется с решением вопроса по аналитикам в этой сфере и также по квалифицированным рабочим, набранным из местного населения. В басне в комиссии, признавшей эту ситуацию нормальной, на должности львов были оформлены ослы. С точки зрения материализации интересов разных сторон в условиях противодействия коррупции важно никому не позволять загонять себя в группы ослов. Малоквалифицированные кадры, которых набирают в эту сферу, не желают ежедневно взаимодействовать с практикой и сами создают большие проблемы. Если они будут продолжать работать и создавать иллюзию большой работы на бумаге, а не на деле, то проблемы, сколько о них не говори, скорее всего, так и не будут решены до замены кадров на принципах их подбора по компетентности.

Большая роль в этом вопросе отведена обществу, которое оказалось, по сути, не готово взять на себя еще и эту огромную бесплатную нагрузку, то есть выполнять профессиональную работу за многих высокооплачиваемых должностных лиц. Как следует из данных сайта «Реформа ЖКХ», 87,6% многоквартирных домов доверили (в том числе — не фигурируя в планах на проведение капитального ремонта) свои существенные для семейных расходов отчисления региональным операторам, и только 4,4% для возможности управления данными средствами создали спецсчета ТСЖ, ТЖ и ЖСК. Но на самом деле гражданам административно не дают переходить на спецсчета, чтобы не упускать неэффективное управление их деньгами. Я думаю, прогрессивным моментом стало бы всероссийское обсуждение результатов работы региональных фондов и их нормативного обеспечения, всех проблем, связанных с проведением капремонта на практике, а также публикация в открытых источниках расценок и состава работ по многоквартирным домам на специальном сайте (как плановых, так и фактических смет расходов), нормативных сроков эксплуатации труб, крыш, электропроводки и пр. и сроков проведения работ по их замене, отзывы о конкретной работе «квалифицированных подрядных организаций, прошедших электронные торги», на местах с приложениями фото и видеоматериалов. Я уверена, было бы многим интересно наблюдать за тем, как осуществляется капремонт на деле, а не на бумаге.

Средняя собираемость по стране платежей за капитальный ремонт возросла до 89%

Капремонт: проблемы и пути повышения собираемости сборов платежей

Актуальная тема

28 июня в администрации города Кизилюрта прошло расширенное совещание с участием представителей регионального Фонда капитального ремонта жилья. Основной вопрос повестки дня – разработка эффективных мер, направленных на качественное улучшение собираемости взносов за капитальный ремонт жилого фонда города.

В мероприятии участвовал глава МО “Город Кизилюрт” Магомед Уцумиев.

С директорами управляющих компаний и ТСЖ, представителями домовых комитетов, ресурсоснабжающих и муниципальных коммунальных предприятий встретились руководитель Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта Магомед Алиев, его заместитель Магомедхан Далгатов и другие.

Обращаясь к собравшимся в зале, руководитель регионального Фонда капремонта М. Алиев рассказал о проводимой работе ведомством в рамках реализации федеральной программы на территории республики. Он также отметил низкую собираемость взносов на капремонт в городском округе.

«Город Кизилюрт сегодня находится в числе отстающих по уровню оплаты взносов на капитальный ремонт жилья. В процентном соотношении сумма не превышает 9%», – подчеркнул выступающий.

По словам докладчика, в сложившейся ситуации решить данную проблему позволит создание единой платежной системы, которая может обеспечить прозрачную схему начислений и расчетов за жилищно-коммунальные услуги, формирование единого платежного документа, а также своевременность получения платежей поставщиками ресурсов.

«В 2017 году по программе капремонта в Кизилюрте удалось отремонтировать всего лишь один многоквартирный жилой дом, учитывая собранные жителями МКД города денежные средства. На мой взгляд, это достаточно низкий результат реализации программы в городском округе. Проблему повышения платежей надо решать сообща, со всеми заинтересованными сторонами», – уверен руководитель Фонда.

В рамках встречи был рассмотрен вопрос организации централизованного сбора платежей за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, вывоз ТКО) от населения города через информационно-расчетный кассовый центр города Кизилюрта (далее ИРЦ ЖКХ).

Напомним, в целях улучшения ситуации по сборам и организации прозрачной системы взносов на капитальный ремонт в октябре 2016 года в единую платежную квитанцию по оплате жилищно-коммунальных услуг населения Кизилюрта была включена строка по оплате взносов на капитальный ремонт жилья. Однако на сегодняшний день в эту квитанцию, кроме взносов на капитальный ремонт и электроэнергию, не включены другие городские ресурсоснабжающие организации.

В рамках совещания глава Кизилюрта Магомед Уцумиев отметил актуальность проводимой работы Фондом по внедрению единого платежного документа и поручил руководителям ресурсоснабжающих организаций, коммунальных предприятий и управляющим компаниям в кратчайшие сроки завершить организационные вопросы, заключить двусторонние соглашения, обеспечив взаимодействие с информационно-расчетным кассовым центром города, и в дальнейшем организовать введение единого платежного документа на территории Кизилюрта. Срок исполнения поручения установлен мэром до 1 июля текущего года.

Отметим, что пункты расчетного центра для сбора взносов на капремонт и платежей за поставляемые населению коммунальные услуги будут созданы также в поселках Бавтугай и Новый Сулак.

Завершая рабочую встречу, глава муниципалитета подчеркнул важность обсужденных вопросов.

Образовавшуюся задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт и взаимодействие с ИРЦ ЖКХ мэром города поручено взять на личный контроль заместителя главы администрации МО «Город Кизилюрт» Хаджимурада Шабанова.

Руководителям управляющих компаний и ТСЖ напомнили в очередной раз о проведении информационно-разъяснительной работе с собственниками помещений многоквартирных домов по вопросу формирования фонда капитального ремонта МКД в целях повышения сбора взносов за капремонт общего имущества в МКД.

В работе совещания принимали участие глава администрации МО «Город Кизилюрт» Алмаз Беков, его заместитель по вопросам ЖКХ Хаджимурад Шабанов и другие.

Пресс-служба города

Ссылка на основную публикацию