Регионы получат федеральную поддержку на развитие городской среды в 2020 году

Москва снова не Россия: деградация регионов — главный вызов 2020-х

В 2020-е годы Россия вступила с той же самой проблемой, которая создавала огромные риски для сбалансированного развития страны два десятилетия назад, в начале эпохи Владимира Путина. Речь идет о разрыве в уровне экономического развития и качества жизни между центром и регионами, который вновь приобрел гипертрофированный масштаб, хотя еще сравнительно недавно власти сделали немало, чтобы расхожее представление о России как Москве и Замкадье (за исключением нескольких сырьевых регионов) ушло в прошлое. Возвращению ситуации на круги своя способствовало много факторов — от чрезмерного укрепления административной вертикали до превращения российской столицы в один из глобальных мегаполисов, ресурсы и возможности которого резко превосходят все остальные города страны. Похоже, что именно эта проблема будет одной из главных в политической повестке думских выборов 2021 года и пресловутого транзита власти, однако пока предпосылок для ее решения нет — экономическая модель в стране за последнее десятилетие не претерпела принципиальных изменений, а управленческая модель лишь способствует нарастанию разрыва между центром и регионами.

Демографическое сжатие и старение населения, устойчивость регионального неравенства, сверхконцентрация налогов, доходов, населения и бюджета в Москве, сильный спад и территориальная поляризация инвестиций, спад доходов населения в подавляющем большинстве регионов, непрозрачная политика помощи регионам, не стимулирующая развитие, сильные институциональные барьеры развития крупных городов и агломераций — такие вызовы для будущего России перечислила в конце прошлого года во время выступления в Совете Федерации профессор МГУ Наталья Зубаревич, один из ведущих российских экспертов по региональному развитию. Преимущества Москвы перед регионами она назвала «феерическими», и это наглядно иллюстрирует инфографика, которая была продемонстрирована сенаторам.

В частности, доля Москвы в российском ВВП достигла уже 21%, в инвестициях — 14,5%, в банковских депозитах — 35%, в доходах бюджета — 20%, в расходах бюджета на национальную экономику — 27%, в расходах бюджета на благоустройство на столицу приходится 56%, в расходах бюджета на пособия по соцзащите населения — 21%. Также можно привести совокупную статистику по Москве и Московской области в тех сферах, где граница между столицей и ее пригородами более чем условна: в совокупном вводе жилья в России доля Москвы и Подмосковья составляет 16%, в обороте розничной торговли — 23%, в доходах населения — 24%, в жилищных кредитах — 19%.

Понятно, что при таком отрыве ни один другой российский город-миллионник, даже Санкт-Петербург, не способен конкурировать с Москвой на равных. Особенно вызывающе выглядят расходы Москвы на благоустройство. Минувшей осенью в ходе принятия столичного бюджета в Мосгордуме прозвучали следующие цифры: финансовое обеспечение государственной программы «Развитие городской среды» за счет средств бюджета города Москвы на 2020−2022 годы предусмотрено в объеме 342,8 млрд рублей, в том числе в 2020 году — 102,7 млрд рублей. Для сравнения: общий объем расходов бюджета Новосибирска — третьего по численности населения города страны — на 2020 год утвержден в объеме 50,2 млрд рублей, а четвертый город России Екатеринбург заложил в расходы бюджета на этот год 49,3 млрд рублей. В условиях глобальной конкуренции между глобальными городами уровень благоустройства во многом определяет привлекательность территории для инвестиций и всего, что входит в размытое понятие «человеческого капитала», и при таком зияющем разрыве в финансировании этой сферы преимущества Москвы лишь умножаются год от года.

При этом нужно не забывать, что Москва и Санкт-Петербург имеют статус отдельных субъектов федерации, а региональные центры относятся к уровню местного самоуправления — «бедному родственнику» бюджетной системы, критически зависящему от вышестоящих ее этажей. В 2010-х годах одновременно с ползучей ликвидацией прямых выборов муниципальных глав такое положение местного самоуправления только усугубилось.

В одной из таблиц, представленных Натальей Зубаревич членам Совета Федерации, на сей счет содержались такие данные. В 2010—2018 годах в результате распространения властной вертикали до самого низа и нарастающей фискальной централизации доля налога на прибыль в структурах бюджетов городских округов снизилась с 1% до 0,3%, доля НДФЛ — с 25% до 21%, доля налога на имущество — с 7% до 6%. При этом доля трансфертов из вышестоящих бюджетов выросла с 47% до 59%, доля субвенций увеличилась с 20% до 34%. Как следствие, подчеркнула Зубаревич, местное самоуправление оказывается просто оператором перечисленных сверху денег, хотя города — фактически главные налогоплательщики страны — это живые организмы, которые не могут развиваться только сверху.

Несомненно, за пределами Москвы и Петербурга есть ряд крупных городов, которые на протяжении последнего десятилетия активно росли и привлекали инвестиции и «человеческий капитал», несмотря на затяжную стагнацию в экономике. Например, в Краснодаре, который официально был признан городом-миллионником лишь в сентябре 2018 года, больше миллиона жителей по факту насчитывалось уже в начале 2010-х годов, когда в столице Кубани начался бум жилищного строительства, сформировавший непрекращающийся поток массовой иммиграции из других регионов страны. Население Казани непрерывно растет с 2002 года, увеличившись с того момента примерно на 150 тысяч жителей (до 1,252 млн человек), а по итогам недавнего исследования, проведенного Финансовым институтом при Правительстве РФ, столица Татарстана была признана лучшим городом страны по качеству жизни. В число лауреатов различных городских конкурсов и рейтингов регулярно входит и нефтяная Тюмень, население которой за последнее десятилетие увеличилось более чем на треть (до 789 тысяч человек), — возможно, не за горами тот день, когда этот город тоже станет миллионником.

Однако эти примеры лишь подчеркивают общую картину демографического спада — в большинстве регионов страны население сокращается, порой стремительно. Из данных, приведенных в выступлении Натальи Зубаревич в Совете Федерации, следует, что естественный прирост населения в 2018 году происходил лишь примерно в полутора десятках субъектов федерации. Среди них, конечно же, Москва и Санкт-Петербург, нефтегазовые Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также ряд национальных республик — Якутия, Бурятия, Калмыкия и автономии Северного Кавказа. В последних сейчас уже фактически завершается демографический переход: например, для Дагестана, где на протяжении последних двух-трех десятилетий сельское население стремительно перебиралось в города, высокий уровень рождаемости уже нехарактерен, к тому же жители этой республики, как и других регионов СКФО, продолжают уезжать в столицы или на «Севера». Остановить этот процесс может только появление в депрессивных и при этом густонаселенных регионах новых предприятий и современных отраслей экономики, но пока этот процесс ушел недалеко от деклараций.

До определенного момента нехватку естественного прироста населения России компенсировал миграционный прирост, но уже в 2018 году его оказалось недостаточно — общая численность жителей страны сократилась, а в 2019 году этот процесс продолжился: за восемь месяцев россиян стало меньше на 52 тысячи. Положительный миграционный прирост в 2018 году наблюдался только в считаных, главным образом успешных регионах — Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Татарстане, Краснодарском крае и его анклаве Адыгее, Тюменской, Новосибирской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Ярославской, Калининградской областях, в Севастополе и Республике Крым, а также в Ингушетии и на Чукотке. Из остальных регионов, — а это практически подавляющее большинство субъектов федерации, — продолжался отток населения. Особенно тревожно в этом плане выглядит Дальний Восток: меры, направленные на удержание населения в этом регионе, фактически не работают, убедительную демографическую динамику в ДФО демонстрирует разве что Якутия.

При этом, подчеркнула в своем выступлении Наталья Зубаревич, структура регионов с точки зрения уровня их экономического развития на протяжении последних двух десятилетий оставалась практически неизменной. Во-первых, это несколько регионов-лидеров, которые значительно опережают всех остальных; во-вторых, порядка 20 относительно развитых субъектов; в-третьих, группа явных аутсайдеров — главным образом национальных автономий, которых поддерживают дотациями, а остальные — больше половины регионов страны — это «середняки», фактически лишенные возможностей для «прорыва».

«Самое тяжелое — это не экономическое неравенство регионов, хотя оно велико, а гигантская середина — это регионы, у которых нет явных конкурентных преимуществ, им не за что зацепиться, чтобы подтягиваться. Аутсайдерам помогают трансфертами, а середина острее всего чувствует торможение в развитии. Пока не будут созданы условия, чтобы вслед за лидерами могла двигаться середина, быстрого и устойчивого роста не будет», — отметила Наталья Зубаревич в стенах Совета Федерации. Именно эти регионы стремительно и фактически необратимо теряют население, которое уезжает в столицы или крупные города, а то и за границу, и этот процесс способствует все большему увязанию «середняков» в затяжной депрессии.

Один из очередных тревожных сигналов прозвучал в конце прошлого года: по оперативным данным ГАС «Управление» на 25 декабря, большинство регионов страны не смогли выполнить планы по доходам своих бюджетов, включая планы по сбору налогов. Среди них оказались как явные аутсайдеры наподобие Ингушетии (сбор налогов составил 88,8% от плана), Калмыкии (90,2%), Еврейской автономной области (93,4%) или Карелии (89,4%), так и многочисленные «середняки» — Ярославская (91,4%), Орловская (91,7%), Волгоградская (94,1%) области, Мордовия (90,1%) и т. д. При этом фактические объемы сбора налогов нередко превышали прошлогодние, однако у этого процесса существует свой естественный предел: там, где экономика не растет, увеличивать сбор налогов постоянно не получится — налогоплательщики будут либо уходить в «тень», либо перебираться туда, где можно больше заработать.

Последнюю мысль хорошо иллюстрируют данные о распределении инвестиций по субъектам федерации в пятилетней динамике. В 2014 году на долю десяти регионов-лидеров приходилось 50% инвестиций в стране (Тюменская область с автономными округами — 12%, Москва — 11%, Краснодарский край — 5% и т. д.) — концентрация сама по себе высокая, а в 2018 году доля топ-10 выросла уже до 56% (Москва — 15%, Тюменская область с ЯНАО и ХМАО — 14%, Московская область — 5%, Санкт-Петербург и Ленинградская область — 8%, а также в этот список входят Краснодарский край, Татарстан, Красноярский край, Крым и Севастополь, Свердловская и Иркутская области). На остальные 71 субъект федерации пришлось лишь 44% инвестиций, и если учесть, что в целом в 2018 году уровень инвестиций в России был на 4% ниже, чем в 2013 году, то понятно, что капиталовложения были «размазаны» по большинству регионов очень тонким слоем. «Это не бюджетные деньги, это решение бизнеса — он идет туда, где эти деньги отобьет. Это и предопределяет развитие страны, инвестиции — это будущее», — прокомментировала эти цифры Наталья Зубаревич.

В 2018 году кризисный спад инвестиций продолжался более чем в половине регионов — рост капиталовложений к уровню 2013 года был отмечен лишь в Москве и на нефтегазовых территориях, в ряде приоритетных для бюджета субъектах федерации и в некоторых национальных республиках, где действует эффект низкой базы. Короткий список «середняков», которым удалось переломить спад, включает главным образом субъекты европейской России: Тульская, Курская, Смоленская, Мурманская, Вологодская, Калининградская, Волгоградская области, а также Иркутская и Амурская области, Забайкальский край.

Быстрому выходу большинства регионов из кризиса не способствует и структура их бюджетов. Во время кризиса 2008−2009 годов центр оказал регионам мощную поддержку — доля трансфертов в доходах их бюджетов достигла 23%, а в абсолютных величинах максимум в 1,8 трлн рублей был достигнут в 2011 году. Но начиная с 2013 года доля трансфертов устойчиво держится ниже 20% — главное бремя выполнения майских указов легло именно на региональные бюджеты, которые в большинстве своем просто не имеют возможности тратить деньги на развитие экономики, поскольку основные средства уходят на социальные задачи. Только в 2018 году объем трансфертов регионам снова начал расти, увеличившись до 2 трлн рублей, или 17% в доходах региональных бюджетов.

Однако, отмечает Наталья Зубаревич, принципы распределения этих средств все менее прозрачны, а результат неочевиден, — например, по ее мнению, бесконечный поток трансфертов в республики Северного Кавказа практически никакого эффекта с точки зрения роста не дает.

«Зависимость бюджетов регионов от трансфертов в последние три года практически не меняется — выгоднее быть реципиентом, — констатировала Зубаревич в своем выступлении в Совете Федерации. — Отстающие регионы надо поддерживать, но надо понимать и то, почему эта поддержка нарастает год от года вне зависимости от результата. В 2018 году произошел резкий рост непрозрачности трансфертов. Дотации на выравнивание считаются по формуле, а к другим дотациям, субсидиям и субвенциям, а особенно „иным трансфертам“ очень много вопросов. Фактически стимулируется одна вещь: губернаторы и их заместители должны решать вопросы в Москве, а когда им регионом заниматься? Бюджеты субъектов критически социальны, на другое почти ничего не остается. Те, кому сильно добавили трансфертов, и богатая Москва могут тратить деньги на развитие экономики. У остальных руки связаны».

Читайте также:  Минстрой России поручил регионам учитывать трехлетнюю гарантию при заключении контрактов на благоустройство

Наконец, вероятно, самый важный фрагмент из выступления Натальи Зубаревич, касающийся формирования доходов федерального бюджета. Как показывает приведенная ею инфографика, почти на три четверти он наполняется лишь одиннадцатью регионами, среди которых все те же ХМАО (26%), Москва (12%), ЯНАО (10%), Санкт-Петербург (6%), Татарстан (4%) и т. д., остальные же 74 региона приносят в федеральный бюджет лишь 26%. В связи с этим, полагает Зубаревич, обсуждаемая в экспертных кругах идея децентрализации России отпадает сама собой: «Как мы ее децентрализуем, когда у нас на три субъекта приходится почти половина доходов федерального бюджета? Мы — страна с чудовищно неравномерной налоговой базой. У большинства субъектов и так остается 70−80 процентов доходов, изъятие производится прежде всего у нефтегазодобывающих территорий — за счет них и живем. Регионам надо возвращать немалую часть полномочий и ресурсов, вопрос — как это делать. В рентной стране рентные доходы должны распределяться через центр, но вопрос в качестве перераспределения, это — основной вопрос развития страны».

В то же время совершенно ясно и другое. Устойчивая структура наполнения федерального бюджета говорит о том, что никакой иной модели функционирования российской экономики, кроме сырьевой, с момента кризиса 2008 года, когда о необходимости новой модели впервые заговорили на самом высоком уровне власти, так и не случилось. Определенные попытки нащупать эту модель были в 2000-е годы, когда ряд регионов — Калужская, Белгородская и Ростовская области, Краснодарский край, Татарстан и несколько других — стали активно привлекать инвестиции в несырьевые сегменты экономики. По такому же пути пытались идти и другие регионы, но им так и не удалось вырваться из той самой середины, все больше напоминающей болото. В итоге в 2020-е годы экономика России вступает в куда более тяжелом состоянии, чем в 2010-е, когда государство, залив деньгами кризис, стало главным «рулевым» в экономике, но так и не смогло создать уверенные точки несырьевого роста.

Регионы получат федеральную поддержку на развитие городской среды в 2020 году

С 2020 года регионы будут получать государственные субсидии в зависимости от индекса качества городской среды

Минстрой разработал 36 индикаторов, по которым в России будут определять индекс качества городской среды — соответствующий документ опубликован на сайте федерального правительства. По мнению чиновников ведомства, индикаторы позволят комплексно оценить нынешнее состояние городской среды и выбрать оптимальный сценарий развития территорий.

Предложенные Минстроем индикаторы характеризуют шесть типов городской среды: жилье, озеленение территорий, уличную, общественно-деловую и социально-досуговую инфраструктуру, общегородское пространство. Индикаторы также распределены по факторам, формирующим среду обитания — безопасность, комфортность, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность управления органов власти.

Перечень индикаторов для расчета индекса качества городской среды:

  • Доля населения, живущего в аварийном жилье, в общей численности населения;
  • Доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения, в общем объеме жилого фонда;
  • Количество вывезенных твердых коммунальных отходов на душу населения;
  • Разнообразие жилой застройки;
  • Разнообразие услуг в жилой зоне;
  • Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, в общем количестве многоквартирных домов;
  • Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
  • Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в общей протяженности улично-дорожной сети;
  • Загруженность дорог;
  • Количество улиц с развитой сферой услуг;
  • Индекс пешеходной доступности;
  • Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве;
  • Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зеленых насаждений;
  • Уровень озеленения;
  • Состояние зеленых насаждений;
  • Привлекательность озелененных территорий;
  • Разнообразие услуг на озелененных территориях;
  • Доля населения, имеющего доступ к озелененным территориям общего пользования (парки, сады и др.), в общей численности населения;
  • Доля освещенных частей улиц, проездов, набережных на конец года в общей протяженности улиц, проездов, набережных;
  • Разнообразие услуг в общественно-деловых районах;
  • Доля площади города, убираемая механизированным способом, в общей площади города;
  • Концентрация объектов культурного наследия;
  • Уровень развития общественно-деловых районов города;
  • Уровень внешнего оформления городского пространства;
  • Безопасность передвижения вблизи учреждений здравоохранения и образования;
  • Разнообразие культурно-досуговой и спортивной инфраструктуры;
  • Доступность спортивной инфраструктуры;
  • Доля объектов культурного наследия, в которых размещаются объекты социально-досуговой инфраструктуры, в общем количестве объектов культурного наследия;
  • Количество сервисов в городе, способствующих повышению комфортности жизни маломобильных групп населения;
  • Доля детей, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1–6 лет;
  • Количество дорожно-транспортных происшествий в городе;
  • Доступность остановок общественного транспорта;
  • Доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в общей численности городского населения;
  • Количество центров притяжения для населения;
  • Доля населения, работающего в непроизводственном секторе экономики, в общей численности городского населения;
  • Доля жителей города в возрасте старше 14 лет, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет.

По словам главы Правительства Дмитрия Медведева, с 2020 года получение регионами субсидий из федерального бюджета на поддержку различных государственных и муниципальных программ по городской среде будет напрямую зависеть от достижения ими показателей индекса.

Национальный проект «Жилье и городская среда» (часть федерального проекта «Формирование комфортной городской среды») подготовлен в рамках “майского” Указа Владимира Путина. Президент поручил Правительству повысить комфортность и индекс качества городской среды на 30%, а также вдвое сократить число городов с неблагоприятной средой. Кроме того, глава государства заявил о необходимости создания механизма, благодаря которому к 2024 году треть российских граждан будет напрямую вовлечена в процесс формирования городской среды.

Городская среда 2020

Под лозунгом «Твой город! Твое решение!» в Ростовской области полным ходом идет реализация самого крупномасштабного народного проекта «Жилье и городская среда». По инициативе президента Владимира Путина национальный проект стартовал по всей территории России в конце 2018 года. Программа уникальна по своей разнонаправленности и особому механизму непосредственного участия граждан в формировании комфортной среды. Какие объекты области приобретут новый современный облик в 2020 году предстоит решить самим ростовчанам.

Приоритетный проект в Ростовской области

После утверждения Минстроем РФ паспорта приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в Ростовской области была создана межведомственная комиссия, которую возглавил сам губернатор области В. Ю. Голубев. Работа комиссии направлена на мониторинг и контроль за выполнением поставленных задач в рамках программы. За первый год работы правительству сообща с жителями удалось благоустроить:

  • семь общественных пространств;
  • один парк;
  • более 100 дворов в шести городах (Ростов-на -Дону, Азов, Таганрог, Зверев, Гуков, Донецк).

В 2018 году было благоустроено более 70 дворовых площадок, около 30 общественных площадей и одна парковая зона. Стоимость «обновления» составила более 1,5 млн. руб. В этом же 2018 году регион был признан одним из лучших участников госпрограммы. В рейтинге Министерства строительства Ростовская область заняла почетное 6 место. Всего в «соревновании» приняли участие 81 регион РФ.

В текущем 2019 году на новый облик Ростовской области выделено 2, 4 млрд. руб. По результатам конкурса проектов, проведенного в ноябре 2018 года, определилось 36 победителей. Именно эти идеи воплотятся на общественных территориях Ростовской области. О том какие работы будут проведены в 2020 году ещё предстоит решить органам власти совместно с жителями.

До 31 марта 2019 года принимаются заявки на участие в конкурсе «Малые города и исторические поселения». Участвовать в конкурсе могут города с численностью до 100 тыс. человек. Для этого муниципалитету города необходимо разработать и подать на рассмотрение комиссии проект создания комфортной городской среды. Проект должен включать комплексную программу мероприятий по обустройству одной или нескольких взаимосвязанных территорий. Победители будут определены комиссией до 1 мая 2019 года. Призовой фонд, к слову сказать, составляет 5 млрд. руб. С подробными условиями конкурса можно ознакомиться на официальном сайте «городская среда» konkurs.gorodsreda.ru.

Стратегический центр в помощь ростовчанам

Во всех регионах России, в том числе и в Ростовской области, созданы центры компетенций по вопросам городской среды. Работа центра направлена на просвещение и консультацию не только жителей, но и муниципалитетов и представителей бизнеса. Через интернет портал центра специалисты в режимах онлайн и офлайн дают ценные рекомендации по развитию пространств с учетом территориальных особенностей. Стратегический центр тесно сотрудничает с учебными заведениями с целью подготовки ценных кадров (архитекторов, культурологов и др.).

Основная задача центра создавать программы благоустройства комплексного характера. Простыми словами, план обустройства должен составляться заблаговременно. Задолго до того, как придут средства на его реализацию. Увязан план должен быть с мнением населения, при этом реализованы должны быть лучшие из лучших проектов. Кроме того, обустройство территорий не должно идти в разрез с генеральным планом города или с планами муниципалитета.

На сайте центра компетенций «городсреда 2020 ру» ( gorodsreda161.ru ) можно ознакомиться с разнообразной полезной информацией. Например, с условиями и сроками проведения различных конкурсов, семинаров, условиями обучения и последними новостями о главных событиях центра компетенций

Как подать заявку

Адресный перечень дворов, которые будут приведены в порядок в 2020 и последующих годах в Ростовской области, формируется на основе заявок жителей многоквартирных домов. Чтобы подать такую заявку необходимо выполнить следующее:

  • На официальном сайте «городсреда 2020» ознакомиться с планами благоустройства на 2020 год.
  • Создать инициативную группу. Она должна состоять из представителей многоквартирных домов к которым относится двор. Задача группы- организовывать и проводить общественные собрания, разработать своими силами или согласовать с экспертами идеи и новый план двора. В качестве экспертов могут выступать управляющие компании города, специалисты по благоустройству, общественная комиссия муниципалитета. На чертеже должны быть уже имеющиеся строения и объекты, а также новые планируемые.
  • Провести общее собрание жителей по каждому дому в отдельности. При этом у домов с общей площадкой повестка собрания будет одинаковой. На собрании необходимо голосовать и тем самым определить перечень работ. Так же голосованием выбрать ответственное лицо, которое будет согласовывать проект. По итогам собрания необходимо составить протокол, учитывая все требования Минстроя.
  • Подать заявку на включение своего двора в муниципальную программу. Для этого с протоколом общего собрания необходимо обратиться к общественной комиссии в муниципалитет.
  • Согласовать дизайн-проект по обновлению двора, который будет предложен органами муниципалитета. Обязательным условием утверждения дизайн-проекта является согласование уполномоченными лицами из инициативной группы жителей. При участии жителей в финансировании требуется внести необходимое количество денежных средств на спецсчет.

  • Во время благоустройства двора контролировать качество работ. После окончания работ необходимо подписать акт выполненных работ. При обнаружении несоответствии эту информацию необходимо указать в акте.
  • После того как двор приобретет новый облик, жителям нужно постараться содержать его в порядке. Это можно делать своими силами или воспользоваться услугами специализированных организаций.

Важно. Согласно законодательству РФ в минимальный перечень работ по благоустройству двора входит: ремонт дворовых проездов, обеспечение системы освещения, установка скамеек и урн для мусора. Дополнительно с участием средств или трудовых ресурсов жильцов можно оборудовать детские площадки, площадки для выгула собак, обустройство парковочных мест, ремонт тротуаров и озеленение.

Как проголосовать

Ежегодно стратегический центр открывает интернет-площадку для голосования, где жители могут оставить свое мнение. Так, с 25 по 27 марта 2019 года на официальном сайте «городсреда 2020» прошло голосование за общественную территорию населенного пункта Ростовской области. Объекты, набравшие большее количество голосов будут благоустроены в 2020 году в первую очередь.

Принять участие в голосовании могут все граждане РФ, достигшие 14 летнего возраста. О начале акции по выбору общественной территории на сайте «городская среда 2020» оповещают и местное ростовское телевидение и печатные СМИ. Кроме того, с 2019 года проголосовать за понравившийся объект можно и на сайте госуслуг. Для того нужно кликнуть по кнопке «перейти к голосованию», выбрать нужное муниципальное образование, затем проголосовать за понравившийся объект Ростовской области. Важно помнить, что повторное голосование не допускается.

На сайте центра компетенций по развитию городской среды в разделе «Полезное» вниманию жителей Ростовской области представлена рубрика «Образ будущего». Все желающие могут ознакомиться как преобразятся общественные пространства областной столицы в ближайшие годы. Проекты представлены с информацией о текущем статусе и яркими фотографиями будущего благоустроенного города.

Путь к обновленной России

В одном из майских указов 2018 года президент России Владимир Путин утвердил национальный проект «Жилье и городская среда». В его структуру вошли четыре проекта федерального уровня:

  • ипотека;
  • жилье;
  • обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
  • формирование комфортной городской среды.

Проект «Ипотека» предусматривает создание возможностей и условий для того, чтобы население могло приобретать жилье с использованием средств банка. Здесь предусмотрены льготные ипотечные ставки, помощь в виде выдачи денежных компенсаций на первый взнос.

Читайте также:  В 2020 году в Ульяновске из аварийного жилья переселят 121 семью

Федеральные программы «Жилье» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» нацелены на поддержку строительства многоквартирных домов, увеличение объемов ввода жилья, сокращение сложных бюрократических процедур в строительной области, расселение ветхого и аварийного фонда.

Совершенно новый по формату проект «Формирование комфортной городской среды» включает в себя одновременно несколько комплексных программ. Их объединяет единая цель – создание достойных условий жизни россиян. Изначально программа была рассчитана к выполнению до 2020 года. В дальнейшем по решению президента срок действия был продлен до 2024 года. К этому времени планируется реализовать более 400 проектов по благоустройству, а также обучить около двух тысяч специалистов. Суть программы заключается в том, что гражданам предоставляется возможность выбирать – какие объекты необходимо благоустроить. Кроме того, каждый желающий может предложить свой проект благоустройства. Лучшие выбираются на конкурсной основе.

Всего на национальный проект государство готово потратить более 42 млрд. руб. Из них около 60% будут выделены из федерального бюджета, а остальные затраты возьмут на себя регионы. Под действие программы попадают все муниципалитеты с населением более одной тысячи человек. А это означает, что участниками акции могут стать не только города, но и села. В рамках реализации нацпроекта новый облик приобретут общественные территории (скверы, парки, пешеходные улицы, набережные) и дворовые площадки.

Для сведения. Благоустройство дворовых территорий может быть выполнено с минимальным перечнем работ. В таком случае все работы будут оплачены из государственных средств. По желанию жителей возможен дополнительный перечень работ. В таком случае необходимо софинансирование жителей. Это могут быть как денежные средства, так и трудовые ресурсы.

Изменились правила участия во Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды: видео

Регионы получат федеральную поддержку на развитие городской среды в 2020 году

Проект: Стратегия 24 — общероссийская платформа взаимодействия бизнеса, власти и общества

Событие: Андрей Трубецкой: “Где родился, там и сгодился”

Проект: ИТ-центр освоения Севера и Арктики

Проект: Доступная медицина – Разработка и внедрение медицинских технологий, внедрение их в систему ОМС

Проект: Создание научно-образовательных центров будет драйвером развития региональной экономики

Проект: Национальный проект «Демография»

Проект: Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»

Проект: Национальный проект «Образование»

Опрос: Публичный опрос о благосостоянии граждан и окружающей среды в разрезе устойчивого развития территорий РФ

Паспорт проекта утверждён: 28.09.2018

Цели проекта

  1. Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для преобретения (стротельства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов
  2. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год
  3. Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  4. Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды
  5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Задачи проекта

  1. Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных центров и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многовартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечиающим защиту прав граждан и снижение рисков для них
  2. Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установленнх ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья
  3. Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства
  4. Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природны объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение
  5. Реализация мероприятий, осуществляемых федеральными органами власти и исполнительной власти субъектов РФ, по оказанию гражданам поддержки в улучшении желищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей
  6. Развитие среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры
  7. Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом их качества городской среды
  8. Создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта: Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ
  • Руководитель национального проекта: Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Нацпроект «Жилье и городская среда» формировался с учетом пожеланий регионов и их градостроительной спефицики. Свои рекомендации в в документ направили 37 российских регионов. Многие из этих пожеланий и замечаний предполагают изменение действующей нормативной базы в сфере жилищного строительства. В частности, при реализации четырех основных направлений нацпроекта (благоустроенная городская среда, комфортное жилье, доступная ипотека, скорейшее расселение аварийного жилищного фонда) предлагается учитывать климатические особенности каждого региона, а также его транспортную доступность, экономическую специализацию, архитектурные традиции и местный ландшафт.

Показатели национального проекта

В результате реализации национального проекта к 2024 году планируется:

  • Увеличение доступности ипотечных кредитов и снижение ставки по ним до 8%
  • Ежегодное введение в строй 120 миллионов квадратных метров жилья

Национальный проект предполагает в течение шести лет ежегодный ввод в эксплуатацию более 1,5 миллионов квартир и триста тысяч индивидуальных домов.

  • Повышение индекса качества городской среды на 30 процентов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  • Создание действенного механизма расселения граждан из аварийного жилья

Тридцать миллионов российских семей должны переселиться из аварийного в комфортное жилье в течение шести лет реализации национального проекта «Жилье и городская среда». На эти цели будет направлено около одного триллиона рублей. 90% средств поступят из федерального бюджета, остальные – из регионов и деньги из внебюджетных источников. Ежегодно планируется расселять не менее пяти миллионов единиц аварийного жилфонда.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта

Федеральный бюджет, млн. рублей

  • 2018 год – 51484
  • 2019 год – 105280
  • 2020 год – 110230
  • 2021 год – 118340
  • 2022 год – 181650
  • 2023 год – 185570
  • 2024 год – 189980
  • Всего – 891050

Все источники финансирования, млн. рублей

  • 2018 год – 71084
  • 2019 год – 129354,5
  • 2020 год – 135888,3
  • 2021 год – 142923
  • 2022 год – 217014,8
  • 2023 год – 222795,8
  • 2024 год – 2289958
  • Всего – 1076962,5

Дополнительное финансирование получат:

  • Камчатский край
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Архангельская область
  • Волгоградская область
  • Владимирская область
  • Республика Адыгея
  • Смоленская область
  • Самарская область
  • Новгородская область
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия

Общий объем финансирования составит:

  • 2019 год – 6 млрд рублей
  • 2020 год – 4,3 млрд рублей
  • 2021 год – 3,6 млрд рублей

Видео о национальном проекте

Путин провел встречу с общественностью по вопросам реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»

Федеральные проекты нацпроекта «Жилье и городская среда»

  1. Федеральный проект «Ипотека»: нацелен на создание возможностей для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита. Предусмотрены мероприятия по переводу рынка ипотеки в электронный формат, а также формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг.
  2. Федеральный проект «Жилье» направлен на увеличение объема ввода жилья, в том числе путем введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективному вовлечению земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
  3. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»: предполагает реализацию комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Проекты будут отбираться на конкурсной основе. Важнейшими критериями их оценки станет влияние на социально-экономическое развитие конкретного города, региона и страны в целом. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий. Отдельное внимание будет уделено проектам развития городской среды в малых городах и исторических поселениях – ежегодно на конкурсной основе будут отбирать по 80 лучших проектов, реализация которых поможет сохранить самобытность и культуру нашей страны.
  4. Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»: предполагает создание постоянно действующего механизма расселения аварийного фонда с точными параметрами признания дома аварийным на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013-2017 годов. Планируется сформировать расширенный набор инструментов для реализации программ: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

Народный контроль нацпроекта «Жилье и городская среда»

Для контроля за реализацей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Общественная палата России создала «горячую линию»

Обратиться можно по телефону: +7 (800) 737-77-66 или оставить сообщение на сайте Общественной палаты России.

Сделать наши города и дворы благоустроенными, безопасными, комфортными для жизни – вот одна из главных задач, обозначенных президентом РФ на ближайшие шесть лет. Участие граждан в обсуждении проектов формирования комфортной городской среды является важнейшим условием. Для того, чтобы собрать информацию, касающуюся реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в муниципалитетах Российской Федерации, Общественная палата РФ совместно с региональными общественными палатами открыла «горячую линию».

За время действия федеральной программы не менее 60% российский муниципалитетов с населением свыше 1000 человек должны преобразиться, стать благоприятными для жизни. Речь идет о массовом благоустройстве общественных пространств и дворов.

Для решения этой задачи из федерального бюджета ежегодно будет выделяться около 270 миллиардов рублей, дополнительные средства также вложат региональные и местные бюджеты, бизнес. Очень важно, чтобы эти средства были потрачены эффективно и на реализацию тех проектов, которые действительно поддерживают жители.

В Общественной палате России реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» курируют комиссия по территориальному развитию и местному самоуправлению и исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль».

  • Власти городов не учитывают мнение граждан при формировании генеральных планов, проектов землепользования и застройки, реализации проектов по благоустройству;
  • Бюджетные деньги тратятся на бессмысленные и ненужные проекты;
  • Качество работ по благоустройству оставляет желать лучшего,

кураторы предлагают обращаться на «горячую линию» Общественной палаты.

На новую госпрограмму развития моногородов потратят 57,3 млрд руб.

Правительство подготовило проект госпрограммы развития моногородов на 2019–2024 годы, затраты на ее реализацию за шесть лет составят 57,3 млрд руб. С документом ознакомился РБК.

Как раньше решали проблему моногородов

Предыдущая приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», разработанная Минэкономразвития, была рассчитана на период 2016–2025 годов. Однако ее решено было досрочно прекратить в конце прошлого года. С критикой проведенной программы выступила Счетная палата. «У меня нет ощущения эффективности этой программы. То, что я вижу, — это не то, что может помочь моногородам определить их судьбу. Это не работает на их развитие или сворачивание. Мы не принимаем окончательного решения и тащим их, даже если нет перспектив», — заявлял тогда председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

В отчете Счетной палаты подчеркивалось, что мероприятия по поддержке моногородов не решили ключевую задачу улучшения роста благополучия их жителей.

18 июня 2019 года вице-премьер Виталий Мутко заявил о разработке комплекса мероприятий по развитию моногородов в формате госпрограммы. Он предложил помимо прочего диверсифицировать экономику моногородов, чтобы снять зависимость от градообразующих предприятий.

Сколько в России кризисных моногородов

В России сейчас зарегистрировано 319 моногородов, они расположены на территории 61 российского региона. Больше всего моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. В распоряжении от 2014 года правительство отнесло к наиболее кризисным 75 городов, сейчас их число выросло на четверть, следует из текста новой программы.

По данным Росстата, к началу 2018 года в моногородах проживало более 13,5 млн человек, или 9,2% населения России. Каждый третий из них — это житель «кризисного» моногорода, отмечается в проекте.

Больше всего кризисных моногородов в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18). Среди регионов наибольшая концентрация проблемных центров в Кемеровской (9) и Челябинской (7) областях, Карелии (6) и Пермском крае (6).

На сентябрь назначен точечный пересмотр списка моногородов (к нему добавят восемь новых и некоторые исключат). В мае 2020 года список будет пересмотрен полностью, говорится в документе.

Осенью 2018 года Счетная палата указывала на неактуальность списка моногородов, составленного в 2014 году. По данным Минэкономразвития, которые приводили аудиторы, 107 населенных пунктов утратили признаки моногородов в результате оттока населения и, как следствие, сокращения числа работников градообразующих предприятий. К примеру, из списка моногородов предлагалось исключить Череповец.

Читайте также:  В Липецке определили механизм взыскания долгов за ЖКХ с «нулевых» квартир

Список моногородов пересмотреть будет сложно, сказал РБК генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. «С одной стороны, государство поставило себе целевую установку как можно больше городов вывести из списка. С другой, поскольку там есть надежды получить льготы, регионы пишут заявки с просьбой включать все новые и новые города в моногорода, а выполнившие программу, типа Череповца, не торопятся покидать список», — отмечает он.

Пузанов уверяет, что ситуация в моногородах сейчас «неплохая, не хуже, чем во многих немоногородах». Но так как моногорода очень уязвимы из-за своей зависимости от единственного предприятия, кризис может начаться в любой момент.

К чему стремиться

Список целевых показателей заметно отличается от целей, перечисленных в прошлой программе. Перед исполнителями ставится задача привлечь инвестиции в моногорода и увеличить число довольных социально-экономической ситуацией горожан.

Еще один показатель — увеличение количества новых постоянных рабочих мест. Одной из целей прошлой программы было создание и постоянных, и непостоянных рабочих мест. По ее результатам регионы отчитались о созданных 406,9 тыс. рабочих мест (начальная задача была создать 230 тыс). Но потом выяснилось, что перепроверить эти данные через Федеральную налоговую службу невозможно. «Поэтому предлагается использовать только те данные, которые являются верифицируемыми», — говорится в документе.

Четвертый показатель — уровень безработицы по методологии МОТ (то есть число безработных в процентах к экономически активному населению). Против внесения этого показателя в программу выступил Росстат. По данным ведомства, методологию можно применить только в тех городах, где численность населения достигает 900 тыс. человек. Кроме того, это потребует затрат в 282 млн руб. в год, говорится в комментарии Росстата.

Какие льготы предложат инвесторам

Одна из основных целей программы развития моногородов — сделать так, чтобы они перестали быть моногородами. Для этого планируется привлечь инвесторов и предоставить им налоговые льготы.

Всего с 2019 по 2024 год в инвестиционные проекты в моногородах планируется привлечь 143,8 млрд руб., следует из справки к проекту госпрограммы. В справке сделана оговорка, что этот показатель, как и другие целевые показатели программы, будет уточнен в связи со сплошным пересмотром перечня моногородов, который запланирован на 2020 год.

Инвесторы смогут получить от государства возврат своих вложений, но не больше, чем они заплатят налогов. При этом учитывается НДС, налог на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) и фактически уплаченные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по ставке 22,4% (в части новых рабочих мест). Для возврата будут учитываться налоги, заплаченные за пять лет с момента заключения договора между местными властями и инвестором. В документе отдельно указано, что получить поддержку смогут только новые проекты, не связанные с градообразующими предприятиями.

Вернуть инвестиции смогут не все. Для того чтобы получить господдержку, инвестпроект должен будет создать не меньше 30 рабочих мест, в том числе не меньше десяти за первый год реализации. При этом будет ограничено привлечение иностранных рабочих — предприниматели смогут нанять не более 25% иностранцев. В проект нужно будет вложить не меньше 20 млн руб., из них не менее 5 млн — в течение первого года.

Кому не дадут финансирование

В программе приведен перечень отраслей, проекты в которых не получат поддержки:

  • лесозаготовка;
  • добыча нефти и газа и производство нефтепродуктов;
  • организация азартных игр и лотерей;
  • производство алкоголя и табачных изделий и в целом производство любых подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность сухопутного, трубопроводного, водного, воздушного и космического транспорта;
  • предоставление финансовых услуг, кроме услуг по пенсионному обеспечению;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • аренда и лизинг;
  • деятельность органов госуправления по обеспечению военной безопасности;
  • деятельность общественных организаций;
  • деятельность домашних хозяйств;
  • виды экономической деятельности, в которых занято 20% и более работников моногорода, и основной вид деятельности градообразующей организации моногорода.

Этот список ограничений ориентирует инвесторов на создание в первую очередь производств, которые позволят диверсифицировать экономику моногорода, сказал РБК управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Поэтому говорить о том, что из-за него существенно сократится число потенциальных инвесторов, некорректно, считает он.

Кроме прямого возврата инвестиций власти планируют вкладываться в инфраструктуру для новых предприятий. Из бюджета профинансируют Фонд развития моногородов, который в том числе будет строить и реконструировать инфраструктуру, необходимую для инвестпроектов в моногородах, фонд сможет профинансировать до 95% стоимости каждого такого объекта.

Финансирование инфраструктуры со стороны государства и расширенные налоговые каникулы — мощный стимул для потенциальных инвесторов, считает Митрофанов. В регионах, где есть моногорода, власти субъекта и самого моногорода крайне заинтересованы в снижении зависимости бюджета и населения от градообразующего предприятия, убежден он. Поэтому со стороны региона для инвесторов в моногорода может быть оказано дополнительное содействие, не предусмотренное программой.

Предусмотрены программой и нефинансовые методы поддержки. Среди них — ежегодные форумы глав моногородов и проекты «Прошагай город», «Сделановмоно», «Фестиваль уличного кино», «День Юнармии» и расчет рейтинга моногородов.

Плюсами новой госпрограммы Александр Пузанов называет большее внимание к инфраструктуре вместо «вкладывания денег в бесконечные промпарки и технопарки». Но, по мнению эксперта, она вряд ли всерьез улучшит ситуацию с моногородами, так как ориентирована на краткосрочные результаты, как и предыдущая, приоритетная программа.

«Долгосрочные задачи существования моногородов решать тяжело и сложно, поэтому государство ими пренебрегает. Города с зависимостью от единственного предприятия нуждаются в диверсифицированной поддержке, потому что они все очень разные. Изначально такая задача ставилась государством во время обсуждения приоритетной программы, но в дальнейшем она пропала и так и не была реализована», — говорит Пузанов.

Кто отвечает за программу

Главный исполнитель программы развития населенных пунктов с градообразующими предприятиями — Минэкономразвития, к реализации программы подключены еще 11 министерств, НКО «Фонд развития моногородов», Российский экспортный центр, Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, «Дом.РФ» (Единый институт развития в жилищной сфере), «ВЭБ-лизинг» и «ВЭБ Инфраструктура».

РБК отправил запросы в ВЭБ, Минэкономразвития, «Дом.РФ» и Фонд развития моногородов. В министерстве РБК рассказали, что в рамках новой программы критерии отнесения к моногородам и, соответственно, сам список моногородов будут актуализированы. В «Дом.РФ» сообщили, что сейчас программа находится в работе у профильного министерства и что совместно с Минстроем и конструкторским бюро «Стрелка» разработан стандарт комплексного развития территорий для создания комфортной городской среды. Пресс-служба ВЭБ.РФ подтвердила участие корпорации в программе как координатора институтов развития. «Также ВЭБ может выступать участником софинансирования инструментов и продуктов, которые прописаны в госпрограмме», — сообщили представители корпорации.

В Фонде развития моногородов РБК рассказали, что подготовили пакет как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки. «Это и льготные займы — в частности, заем под 0%, и строительство инфраструктуры для инвестпроектов, и новая мера — строительство инфраструктуры для комплексной жилой застройки, финансирование проектов государственно-частных партнерств на льготных условиях, рефинансирование кредитов», — уточнили представители фонда. В проекте программы перед фондом стоит задача по созданию 25 тыс. постоянных рабочих мест и привлечению более 160 млрд руб. инвестиций в моногорода до 2024 года, рассказали РБК в фонде.

Любимый город может быть красивым

Изменение облика и общественной атмосферы российских городов – это федеральный проект, конечная цель которого – существенно улучшить качество социальной и культурной жизни больших и малых поселений. Еще в 2016 году была принята приоритетная программа “Формирование комфортной городской среды”, в 2017 году правительство утвердило правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на реализацию этой программы.

Улучшение качества городской среды стало одним из ключевых составляющих майского 2018 года Указа Президента России “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. В феврале 2019 года утверждены объемы финансирования национальных проектов: на “Жилье и городскую среду” выделено более триллиона рублей.

Федеральный бюджет покроет только часть расходов – остальные средства должны найти в региональных бюджетах. Две трети выделенного на модернизацию городской среды направят на благоустройство дворовых территорий и только треть будет израсходована на модернизацию общественных пространств: парков, скверов и т.д. Двор из скучного места со скамейками для бабушек и песочницей с качелями для малышей должен стать интересным пространством, которое объединит в себе и зоны для релакса, спорта и активного досуга, и интересные игровые площадки для детей разных возрастов и потребностей. Кроме того, каждый двор станет доступным для маломобильных групп граждан.

Решать, как будет выглядеть обновленный двор или сквер, смогут сами граждане в тандеме с местными властями и экспертной комиссией. Такой порядок закреплен в документах. Это позволит избежать однотипности проектов реконструкции, сделать общественное пространство комфортным, и при этом учитывающим особенности и пожелания местных жителей, которые в конечном итоге и будут пользоваться этой средой. Ведь цель программы – не сделать из каждого города типовой мегаполис из стекла и бетона, а помочь регионам, сохранив свой колорит, неповторимую архитектуру, создать атмосферу комфорта и безопасности, в которой одинаково приятно жить, работать, проводить время с детьми, заниматься спортом или хобби как людям старшего возраста, так и молодежи.

“В рамках проекта по созданию комфортной городской среды сделан акцент на то, чтобы малые города России развивались, опираясь на свое культурное наследие, – поясняет генеральный директор Ассоциации организаций и специалистов в сфере развития жилищно-коммунального хозяйства и городского развития “ЖКХ и городская среда” Алексей Макрушин. – Ведь в малых городах сохранилась та частичка нашей национальной идентичности, которую уже не встретишь в большом городе. Поэтому эта культурная часть программы выходит, на мой взгляд, за рамки создания комфортной среды, а несет более широкий культурный контекст”.

Развитие комфортной городской среды – это не только благоустройство дворов, парков и скверов. В каждом городе всегда можно найти проблемное общественное пространство, например, заброшенный завод в центре города или разрушенный и давно не эксплуатирующийся порт на центральной набережной. Таких “болевых точек” много, все они разные и требуют особого подхода в “лечении”. А есть еще и трудности, связанные с природно-климатическими особенностями того или иного региона, которые время от времени дают о себе знать, осложняя жизнь города.

“Я был недавно на юге России, и там очень остро стоит вопрос расчистки русел рек, потому что весьма вероятны наводнения со значительным ущербом, – рассказывает Алексей Макрушин. – Подобные проблемы сильно отличаются в разных регионах. На Крайнем Севере или на юге – это совершенно разные сюжеты, которые как раз должны дать возможность местным властям проявить свою квалификацию и с учетом местных особенностей правильно выстроить программу развития городской среды”.

Было бы странно создавать современные общественные пространства без использования новых материалов и технологий. Они способны обеспечить не только актуальную эстетику и комфорт; их применение оказывается рационально с экономической точки зрения. Светодиодное освещение радикально экономичнее по потреблению электроэнергии. Мачты освещения, ограждения, мосты и переходы, мелкие архитектурные формы из композитных материалов легче устанавливать, они более безопасны, долговечны, их не надо красить, дешевле обслуживать.

Высокотехнологичные материалы позволяют воплощать проекты, которые раньше технически были бы нереализуемы. Например, применение пеностекольного щебня компании ICM Glass в парке Зарядье позволило без огромного количества бетона создать заглубленное в землю пространство сложной формы и сформировать над ним многометровый ландшафт со взрослыми деревьями.

В банке данных “Умных городов” Минстроя содержится более 100 рекомендуемых для внедрения технологий, среди которых есть самые инновационные. Например, такие компании РОСНАНО, как “ЭЛВИС-НеоТек”, предлагающая системы видеонаблюдения с автоматическим распознаванием людей, транспорта, потенциально опасных ситуаций, или компания “Хевел”, предлагающая солнечные панели на крыши зданий для экономии электроэнергии от сети.

Первые шаги в реализации приоритетной программы “Формирование комфортной городской среды” уже сделаны. Так, за 2017 год приведено в порядок более 19 тысяч дворов, 2700 парков, из которых 220 парков – в малых городах. По словам главы Минстроя РФ Владимира Якушева, в 2018 году в рамках программы благоустроено 22 тысячи объектов. В программе участвовало более 3000 муниципалитетов, где проживает около 107 млн человек.

1. Калужская область2. Красноярский край3. Чеченская Республика4. Калининградская область5. Томская область6. Белгородская область7. Оренбургская область8. Рязанская область9. Курганская область10. Мурманская область

Общественные пространства нового формата помогут не просто украсить города, а сформируют новый культурный и социальный уровень жизни местных жителей, откроют новые экономические возможности и помогут горожанам еще больше полюбить свой родной город.

Ссылка на основную публикацию