Правительство подготовило законопроект, который позволит поднять налоги на недвижимость в регионах

В Госдуме предупредили о риске резкого роста налогов на имущество

Россияне не получат защиты от резкого повышения налогов на землю и квартиры в случае принятия правительственного законопроекта, изменяющего систему оценки недвижимости граждан и компаний — их возможности оспорить кадастровую оценку, на основе которой начисляются имущественные налоги, напротив, сократятся, заключил комитет Госдумы по земельным отношениям.

Предложенные правительством изменения «не решают ни один из наиболее острых вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются физические и юридические лица», а только изменяют статус оценщиков недвижимости — передают функции по кадастровой оценке от частных учреждений к государственным, сказано в заключении комитета Госдумы по земельным отношениям на проект нового закона о кадастровой оценке. Комитет принял документ за основу во вторник, 31 мая.

Проект нового закона о государственной кадастровой оценке был внесен в Госдуму правительством 4 мая, сейчас он готовится к первому чтению, которое Совет Думы наметил на июнь — последний месяц работы нынешнего созыва палаты. В феврале 2016 года после того, как многие собственники столкнулись с многократным увеличением кадастровой стоимости имущества, президент Владимир Путин поручил оптимизировать порядок уплаты гражданами налога на землю. С момента введения в России института кадастровой оценки недвижимости «практически повсеместно отмечались массовые нарушения прав граждан значительным завышением кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по сравнению с рыночной ценой этого имущества и вследствие этого значительным и резким увеличением налогового бремени по некоторым имущественным налогам (в том числе по земельному налогу)», пишет в своем заключении земельный комитет Госдумы.

Оценивая законопроект правительства, депутаты исходили из того, как исполнены чиновниками поручения Путина, поясняется в заключении. Многие положения законопроекта противоречат этим поручениям, следует из документа. В частности, не исполнено поручение Путина унифицировать периодичность кадастровой оценки на всей территории России: законопроект фактически воспроизводит действующую норму закона, которая определяет, что кадастровая оценка в регионах проводится не чаще одного раза в три года и не реже раза в пять лет, а в городах федерального значения — не чаще раза в два года, указывает думский комитет. Отсутствие единых сроков определения кадастровой стоимости «может привести к ситуации значительного увеличения сумм налога к уплате в короткие сроки», предупреждают депутаты. По их мнению, переоценивать недвижимость на всей территории страны целесообразно раз в пять лет.

История вопроса

С 2014 года в России на уровне регионов постепенно начали вводить налогообложение имущества организаций по кадастровой стоимости (Москва первой ввела налог на торговую и офисную недвижимость с кадастровой стоимости), а с 2015 года 28 регионов начали рассчитывать налог по кадастровой стоимости и на имущество физлиц (квартиры, дачи). В большинстве случаев это привело к значительному — иногда в десятки раз — увеличению налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость, как правило, намного выше использовавшейся прежде инвентаризационной. Рассчитанный по новым правилам налог за 2015 год предстоит оплатить не позднее 1 октября 2016 года. Полностью регионы должны перейти к взиманию налогов на имущество по кадастровой стоимости к 2020 году. Собственники активно оспаривают завышенную кадастровую оценку с использованием существующих механизмов: так, по данным Счетной палаты, в 2015 году количество обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости выросло в два раза (до 31,3 тыс. заявлений по 64 тыс. объектов), и в результате пересмотра стоимости по решению комиссий и судов налогооблагаемая база за 2014–2015 годы уменьшилась на 4 трлн руб. Одобренный правительством законопроект Минэкономразвития передает право определять кадастровую стоимость недвижимости исключительно государственным оценщикам и предполагает введение единой методики такой оценки (сейчас такой нет, из-за чего кадастровая оценка зачастую выглядит непоследовательной и необъективной). ​В законопроекте эта методика не описана, но в декабре она уже была одобрена Советом по оценочной деятельности, говорил ранее РБК собеседник в Минэкономразвития. Против монополии государственных оценщиков выступили деловые организации.

Кроме того, Путин поручал установить единые требования к проведению кадастровой оценки и обеспечить их соблюдение на всей территории России, напоминают депутаты. В законопроекте единая методика кадастровой оценки названа одним из принципов проведения такой оценки, но сама эта методика — по мнению комитета Думы, основной нормативно-правовой акт, регулирующий проведение оценки, — в документе не описана. Разработать и утвердить методические указания о кадастровой оценке должен уполномоченный федеральный орган, указывает комитет. Но депутаты сомневаются, что таким документом будут обязаны руководствоваться все оценщики — «в силу правовой природы» этого акта.

Законопроект не содержит положений об ответственности каких-либо органов за результаты государственной кадастровой оценки, хотя Путин поручал усилить ответственность оценщиков за их работу, отмечает комитет. При этом возможности обжаловать результаты кадастровой оценки законопроект не только не расширяет, но даже сокращает, следует из заключения депутатов. В частности, документ исключает возможность оспорить определенную госоценщиком кадастровую стоимость недвижимости из-за недостоверности сведений о ней, указано в заключении. «Это существенно снижает правовые гарантии правообладателей объектов недвижимости в части достижения справедливости оценки кадастровой стоимости», — считают депутаты. Кроме того, во всех случаях для переоценки кадастровой стоимости законопроект требует проведения оценки спорной рыночной стоимости за счет собственника, заметили авторы заключения.

Подавляющее большинство россиян вопросы кадастровой стоимости их недвижимости волнуют в первую очередь с точки зрения размера имущественных налогов, указывает комитет. Но законопроект не соотнесен с общими принципами налогового законодательства, пришли к выводу депутаты. В частности, документ не позволяет обеспечить ни всеобщности, ни равенства налогообложения, так как предусматривает кадастровую оценку только той недвижимости, что включена в государственный кадастр, и не вменяет оценщикам в обязанность пересматривать кадастровую стоимость аналогичных объектов недвижимости, если была переоценена стоимость хотя бы одного из​ них. Не обеспечит законопроект и соблюдения принципа экономической обоснованности налогообложения, так как обязанность доказывать правильность кадастровой оценки предлагается возложить на собственников недвижимости.

В целом институт кадастровой оценки недвижимости нуждается в принципиально иных подходах, считают депутаты, а предусмотренные нынешним законопроектом положения о подаче замечаний на кадастровую оценку и о порядке исправления ошибок требуют от россиян наличия специальных юридических знаний.

Несмотря на острую критику, комитет по земельным отношениям все-таки поддержал законопроект — с условием доработки ко второму чтению. До этого заключение на неоднозначный проект утвердил и комитет по местному самоуправлению. Этот комитет также поддержал правительственную инициативу, хотя и счел ее «не вполне обоснованной», поскольку создание новой системы кадастровой оценки недвижимости потребует от регионов затрат в 1,1 млрд руб. (в среднем по 13 млн руб. на каждый регион ежегодно). А профильный по этому законопроекту комитет Думы по гражданскому законодательству своего отношения к проекту еще не определил.

Налог на недвижимость станет справедливым

Меняется не только методика исчисления сбора за землю, квартиры и дома, но и порядок оценки имущества граждан

В 2020 году порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц будет отличаться от нынешнего. Что изменится в этой сфере? Об этом 8 октября рассказали эксперты на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты».

Конец налоговой неразберихи

Начиная с 2015 года гражданам стали рассчитывать налог на недвижимость по новой формуле — по рыночной стоимости имущества или близко к таковой. В результате налог существенно вырос и оказался для некоторых плательщиков довольно чувствительным. Поэтому для муниципалитетов (а именно в их казну поступают подобные сборы) была разработана методика, предусматривающая переходный четырёхлетний период. По ней налог должен был увеличиваться постепенно – с коэффициентом 0,2 в первый год, 0,4 — во второй год, 0,6 — в третий и 0,8 — в четвёртый. И только на пятый год достигал ста процентов.

Что надо знать о кадастровой оценке

Однако этой меры оказалось недостаточно, и в некоторых регионах граждане стали получать налоговые уведомления с пятизначными цифрами.

«Причина в том, что кадастровая оценка облагаемых налогом объектов (квартиры, гаражи, частные дома, земельные участки) оказалась изначально завышенной, – отметил директор департамента недвижимости Минэкономразвития России Алексей Бутовецкий. – В некоторых случаях стоимость объектов налогообложения даже превосходила рыночную. Поэтому аппетиты муниципалитетов, стремящихся залатать бюджетные дыры за счёт населения, было решено поумерить».

В мае этого года группа депутатов Госдумы во главе со спикером Вячеславом Володиным разработала законопроект, уточняющий параметры расчёта налога на имущество физических лиц. Закон был подписан президентом уже в начале августа.

По новым правилам налоговикам предстояло отказаться при расчёте налога от прежних коэффициентов. Исчисление налога будет осуществляться с коэффициентом 0,6. То есть налогов с коэффициентом 0,8 и более, в следующем году гражданам опасаться не стоит. Более того, закон ограничил ежегодное увеличение суммы такого налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Ещё больше выиграют жители тех регионов (речь идёт о 36 субъектах), где налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, так как для них порядок исчисления налога в 2018 году не изменится.

Алексей Бутовецкий. Фото: ПГ / Юрий Инякин

«Этот документ позволит остановить рост налогов, коснувшийся ряда регионов в связи с необоснованным повышением кадастровой стоимостью недвижимости», — пояснил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. При этом он убеждён, что работу по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства следует продолжать. «В первую очередь это касается методик оценки объектов. Она должна быть единой для всех регионов», – считает депутат.

Разработкой единой методики оценки на федеральном уровне занимается Минэкономразвития, однако это не мешает муниципальным властям совершенствовать существующие инструменты самостоятельно. И очень часто такая работа приносит дополнительную прибыль в муниципальные бюджеты. Об этом рассказал заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков.

Юрий Лавряков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

«С вступлением в силу закона о новых методах расчёта налога на имущество физических лиц мы ожидаем снижение поступлений в муниципальный бюджет, — отметил чиновник. – Однако мы смогли решить проблему выпадающих доходов, более внимательно проанализировав налогообложение по другим объектам. Так, например, многие торговые центры платили заниженный налог, так как были открыты на территории бывших промышленных предприятий и вроде как торговыми точками не считались».

Проверь налог

«Принятый закон делает принципы налогообложения граждан более справедливыми. Однако не следует сидеть сложа руки и ждать уведомления от налоговой», — предупредил председатель Комиссии по государственной кадастровой оценке Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский.

Алексей Каминский. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Эксперт предлагает собственникам проявить активность уже сегодня. Для этого полезно зайти на сайт provernalog.ru. Достаточно ввести кадастровый номер объекта недвижимости и можно увидеть всю необходимую информацию — утвержденную кадастровую стоимость объекта, изменение кадастровой стоимости по текущему периоду и какой налог начислен.

Каминский напомнил, что новый закон предусматривает в случае несогласия с начисленной суммой оспорить её в течение 50 дней. Если удастся доказать ошибку при начислении налога закон предполагает его перерасчёт с даты начала применения ошибочной стоимости.

Коммуналка в жилых апартаментах станет справедливее

Меняется и процедура оспаривания кадастровой стоимости. «Сейчас она довольно сложна и предполагает два пути: идти в согласительную комиссию в муниципалитете или сразу в суд, — подчеркнул Бутовецкий. – Мы планируем задействовать в этом процессе созданные службы государственных оценщиков. Именно госоценщики должны стать арбитрами в спорах о кадастровой стоимости. Очень важно, чтобы это был диалог двух профессионалов — представителя государства и представителя физического лица. И если кадастровая стоимость объекта будет признана завышенной, гражданин может смело идти в суд с требованием перерасчёта налога».

Читайте также:  При Министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области создан Общественный совет

Правда, для того чтобы начать процедуру оспаривания, собственнику придётся заказать оценку объекта за свой счёт и понести связанные с этим расходы.

В России могут увеличить налог на зарплаты, освободив от него малоимущих

Нам обещали, что после повышения НДС и пенсионного возраста больше налоги менять не будут как минимум ближайшие шесть лет. Увы, это оказалось очередной ложью! Под предлогом борьбы с бедностью в России вновь могут поднять налог на доходы населения. В этом случае НДФЛ вырастет до 16% для всех, кроме малоимущих

Помните, как всё красиво начиналось? Высокопоставленные чиновники рассуждали о том, что после повышения НДС с 18 до 20% они введут мораторий на любые фискальные изменения. Дескать, дайте нам «донастроить» налоговую нагрузку, а после заживём стабильно, без потрясений. Уже после повышения НДС возникла ещё одна инициатива – ввести в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей. Бизнес, мягко говоря, напрягся. Ведь ему говорили с «голубых экранов», что опасения беспочвенны, а по факту фискальная нагрузка стала расти в геометрической прогрессии.

«Если мы хотим помочь предпринимателям с налоговой нагрузкой, её нужно просто коренным образом снижать, и это было бы той картинкой идеального мира, которой не хватает всем предпринимателям. Сейчас по предложению Госдумы комитет по бюджетам и налогам предложил часть неналоговых платежей сделать вообще налогами и внести их в Налоговый кодекс. Мы понимаем, что для бизнеса это только ухудшение ситуации, потому что мы в конце концов получаем с вами серьёзную уже ответственность, если эти неналоговые платежи станут налоговыми», – говорит вице-президент ТПП России Елена Дыбова.

Сейчас завершается подготовка законопроекта, который предусматривает включение в Налоговый кодекс ряда неналоговых платежей, порядок взимания которых раньше регулировался подзаконными актами, при этом фискальная нагрузка по ним должна измениться. После всех этих решений вводится мораторий на изменения налогов в течение ближайших 6 лет, они корректироваться не должны,

– сообщал ранее председатель правительства России Дмитрий Медведев.

Итак, с высокой трибуны российский премьер пообещал не корректировать фискальную нагрузку после введения новых и повышения старых налогов. Однако сегодня стало известно о том, что вслед за пенсионной реформой на Россию надвигается новая – налоговая.

Правительство рассматривает возможность повышения базовой ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 16% с одновременной отменой этого налога для малоимущих, сообщают «Ведомости» со ссылкой на чиновников, участвующих в обсуждении.

Ранее инициативу об отмене НДФЛ для тех, чьи доходы ниже прожиточного уровня, поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая заявила, что видит в этом необходимый элемент социальной справедливости:

«Тема действительно в последнее время активно обсуждается, не случайно всегда на поверхность выходит требование социальной справедливости, и я сторонник того, чтобы НДФЛ отменить для граждан, получающих небольшую зарплату. Какая отсечка может быть, это надо советоваться, думать. Может быть, такой критерий взять – те, кто получает на уровне МРОТ, не должны платить ещё с этой небольшой зарплаты НДФЛ», – сказала она.

И здесь начинается самое интересное. Чиновники правительства обсуждают не отмену НДФЛ как таковую для малоимущих (с доходами около 10 тыс. рублей), а введение вычета в полтора прожиточных минимума для всех граждан страны, в т.ч. и для самых богатых. При таком подходе потери регионов, для которых НДФЛ является основным источником пополнения бюджетов, составят от 1 до 1,5 трлн рублей. Возникает вопрос: откуда в нынешних правительственных проработках появилась позиция сделать для всех, в т.ч. для людей со сверхдоходами, налоговый вычет в полтора прожиточных минимума? Они что, голодают? У них нет денег на самое необходимое? Ответ, конечно, отрицательный. На мой взгляд, это специальная провокация тех, кто не желает менять сложившуюся ситуацию, когда богатые пропорционально платят меньше бедных.

Смотрите: если отменить НДФЛ только для тех соотечественников, чьи доходы ниже прожиточного минимума, потери регионов составят сумму, которая кратно меньше обозначенных потерь. Так, в 2018 году до 13 тыс. в месяц получали на руки примерно 15% работающих (это порядка 11,5 млн человек). Граждане с минимальными доходами заплатили в прошлом году НДФЛ на 150 млрд руб. В общем объёме поступлений в бюджет от этого налога в 3 трлн 700 млрд это, согласитесь, мизер. 150 млрд – цена вопроса освобождения бедных от налога на доходы. Однако в правительстве решили довести ситуацию до абсурда и предоставить налоговые льготы всем, вне зависимости от дохода. Вы же понимаете, что богатые этой льготы не заметят, а бедные от неё, к сожалению, не разбогатеют. Зато чиновники смогут поднять НДФЛ до 16% и отчитаться о мерах социальной справедливости.

Однако даже общее повышение налога не позволит покрыть выпадающие доходы – для этого ставку нужно повышать минимум вдвое, уверен источник газеты «Ведомости». Но к таким радикальным мерам власти пока не готовы. Окончательного решения по новой реформе пока нет – обсуждаются разные варианты. На мой взгляд, чиновники специально стали предлагать абсурдные проекты для того, чтобы заболтать тему. Налоговый вычет или неналогооблагаемый доход в полтора прожиточных минимума надо вводить не для всех, а исключительно для граждан с самой низкой зарплатой. Это будет реальная адресная помощь, которая позволит оставить в кошельках малоимущих, на минуточку, 150 млрд рублей!

Хотя проблема куда глубже – в России очень низко оплачивается труд. Самая распространённая зарплата в стране сегодня – всего 23,5 тысячи рублей. У 75% российских семей нет сбережений, зато долги перед банками и МФО достигли астрономической цифры в 16 трлн рублей. В правительстве говорят, что, может быть, но не факт, доходы вырастут в этом году аж на 0,2-0,3%.

«Важнее всего – благосостояние людей. Реальные доходы или, как говорят экономисты, реально располагаемые доходы. Действительно, в последние годы эти доходы снижались в силу целого ряда причин. За истекшие 9 месяцев этот тренд изменился. Эти доходы начали расти. Вполне вероятно, что по итогам года мы будем иметь не минус, а плюс, но плюс очень незначительный – может быть, 0,2-0,3%. Но дело даже не в этом. Важнее всего самочувствие людей и их ощущения. Если они понимают, что их доходы стабильны или – ещё лучше – растут, то это хорошо. Если они считают, что их материальное благополучие ухудшается, то это очень плохо, это очень тревожный сигнал для государства, для правительства, и с этим, естественно, необходимо что-то делать», – говорит Дмитрий Медведев.

С этим, безусловно, надо что-то делать. Однако если чиновники правительства готовы так щедро освобождать людей от НДФЛ на 1,5 прожиточных минимума вне зависимости от дохода, тогда для чего они изначально увеличивали проблемы бедных, например, повысив НДС? Где логика? Или так проще манипулировать цифрами и фактами?

По словам первого вице-премьера, министра финансов России Антона Силуанова, доходы населения в этом году начали расти. В интервью телеканалу «Россия 24» он пояснил, что это произошло «за счёт роста заработных плат, пенсий и пособий, которые росли гораздо выше инфляции», а также в результате снижения её темпов.

Первый квартал, если посмотреть, была отрицательная величина, а второй квартал, третий квартал пошли в рост. Причём третий квартал – это уже хорошие темпы роста реальных располагаемых доходов. Я считаю, что это важнейший конечный показатель работы правительства. Можно говорить об экономике, динамике экономического развития, но все эти показатели мы мониторим и достигаем для того, чтобы наши люди жили лучше,

Государство захлёбывается от денег, но продолжает увеличивать налоги, акцизы, пошлины и другие поборы. Вместо стимулов – фискальная удавка и тотальное враньё.

Вот контрольные цифры доходов и расходов государства на ближайшие три года. Правительство заложило профицит федерального бюджета на весь плановый период.

Инфографика: Телеканал “Царьград”

Кроме того, с 2019 по 2021 год планируется увеличение объёма Фонда национального благосостояния. То есть практика исполнения т.н. бюджетного правила, когда огромные суммы денег направляются на скупку иностранной валюты и зарубежных долговых обязательств, будет сохранена.

Инфографика: Телеканал “Царьград”

Даже Алексей Кудрин осознал, что нищета – это мина замедленного действия, которая может рвануть в любой момент и привести к фатальным последствиям для страны. Кудрин предупреждает: нынешняя модель России может ещё просуществовать «предположительно» 20 лет, после чего последует ещё более резкое падение уровня жизни населения, что приведёт к серьёзным проблемам «по удержанию территории» России как единого государства.

Если 20 лет ничего не делать, мы ещё протянем. Но потом будет обрушение наших возможностей. Или ещё более резкое падение уровня жизни и места России в мире. Удерживать эту большую территорию как единую нам будет намного сложнее,

Ситуация действительно более чем серьёзная. Подобного обнищания населения, колоссального расслоения между самыми богатыми и самыми бедными, многолетней стагнации в экономике Россия не испытывала давно. Я убеждён: без кардинальной смены нынешней политики никакого рывка отечественная экономика точно не совершит. Ни сегодня, ни завтра, ни к 2024-му. И уж точно за счёт повышения НДФЛ до 16% у нас не получится снизить то социальное напряжение, которое нарастает в российском обществе.

Крупный бизнес просит вернуть отмененный налог на движимое имущество

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает дать бизнесу новые налоговые права – самому выбирать, как платить налог с имущества. Как сейчас – по ставке 2,2% с недвижимости и не платить с движимого имущества или по единой ставке 1,1%, рассказал президент РСПП Александр Шохин в интервью порталу KPMG Mustread.

Это предложение будет обсуждаться на совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, сообщили «Ведомостям» участвующий в обсуждении эксперт и федеральный чиновник, а также подтвердил представитель Минпромторга. Министерство получило предложения РСПП и готовит позицию, заявил он. Представитель Минфина не комментирует совещание, а РСПП – от дополнительных комментариев отказался.

По словам представителя Минфина, о конкретной единой ставке говорить рано, но в любом случае она должна быть такой, чтобы региональные бюджеты не понесли потерь. За январь – октябрь 2019 г. льгота на движимое имущество обошлась регионам в 56 млрд руб. – это меньше оценок, которые были в 2018 г., сослался он на данные ФНС. Представитель ФНС переадресовал вопросы Минфину.

В спорах о льготе для движимого имущества было сломано немало копий. Она была введена в конце 2012 г., чтобы стимулировать модернизацию и покупку нового оборудования. Но в 2016 г. льгота была отдана на откуп регионам – с 2018 г. они должны были решить, сохранить ее или отменить. Сохранить решили лишь несколько регионов, и бизнес возмутился, напомнив президенту Владимиру Путину о моратории на рост налоговой нагрузки до 2019 г. Путин бизнес поддержал, и ко второму чтению законопроекта была внесена поправка, предусматривающая сохранение льготы. Но в последний момент правительство передумало и решило ввести в 2018 г. налог с льготной ставкой до 1,1% в регионах, которые решили вернуть налог. Затем власти снова передумали и отменили налог с 2019 г. в качестве компенсации за повышение НДС.

Но вместе с льготой бизнес получил и проблемы – споры с налоговиками, какое имущество считать движимым и недвижимым. Определение в Гражданском кодексе размыто и налоговики начали переквалифицировать оборудование в недвижимость и доначислять налог, сообщала ассоциация «Русская сталь» (объединяет девять предприятий сталелитейной и трубной отрасли, ее возглавляет основной акционер НЛМК Владимир Лисин). Основные пострадавшие – нефтегазовые, химические, металлургические и энергетические компании, перечислял партнер Taxology Алексей Артюх, который вел в суде спор с налоговиками об определении типа имущества. Признать недвижимостью налоговики пытаются оборудование и производственные машины, если, например, считают объект составной частью большого комплекса– скажем, завода, поясняет сотрудник крупной промышленной компании.

Читайте также:  Верховный суд защитил права «сиделок», получающих жилье стариков по договору пожизненной ренты

Проблема преувеличена, уверен федеральный чиновник, с 2013 г. всего 22 таких спора попало в суды, решения принимались в пользу и бизнеса, и бюджета.

Решить проблему пыталось Минэкономразвития, подготовив поправки в Гражданский кодекс, отделяющие недвижимое имущество от движимого. Министерство предлагало считать недвижимостью земельные участки, а также здания и сооружения, которые являются объектами капитального строительства и прочно связаны с землей, т. е. их невозможно перенести. Законопроект был внесен в правительство в ноябре 2019 г., сказал представитель Минэкономразвития, не комментируя, как документ изменился после года обсуждений с другими ведомствами.

Четкие критерии разграничения изобрести не удалось и бизнес все еще находится под угрозой налоговых доначислений, опасается сотрудник промышленной компании, единая ставка решила бы проблему и существенно снизила бы налоговую нагрузку. Споры будут продолжаться, провести четкую границу невозможно, именно поэтому в 2017 г. и предлагалась пониженная единая ставка 1,1% вместо льготы, но бизнес настаивал на ней, вспоминает федеральный чиновник. Бизнес убеждал, что налог мешает модернизации, а теперь готов отказаться от льготы и вернуть прежнюю систему – единая ставка, но более низкая, чем прежде (2,2%), замечает другой чиновник, т. е. просто хочет платить меньше налогов. Государство должно решить, чего оно хочет – стимулировать модернизацию или снизить налоговую нагрузку, заключает он.

Впрочем, и о единой ставке бизнес не может договориться, отмечают несколько чиновников: у компаний разная позиция и зависит она от того, сколько у них оборудования и недвижимости. Обсуждаются две ставки – 1,1 и 1,4%, говорят два человека, участвующих в ведомственных совещаниях. Ставка 1,4% – это предельный вариант для обсуждения с Минфином, замечает один из них. Представитель Минфина не комментирует это.

Бизнес устал от неопределенности, жалуется старший юрист Taxadvisor Виктор Андреев. Бизнесу удобнее единая ставка, чем пытаться своими силами квалифицировать имущество и ждать споров с налоговиками и доначислений, согласен партнер KPMG Андрей Ермолаев. Но общая ставка может привести к серьезным выпадающим доходам регионов: у крупных компаний огромная дорогостоящая недвижимость. Кроме того, единая ставка может породить неравенство: нагрузка на крупный бизнес с множеством недвижимости снизится, а на мелкий и средний бизнес – вырастет. Лучше все же внести поправки в Налоговый кодекс и определить перечни движимого и недвижимого имущества, заключает Ермолаев.

Правительство России внесет в Госдуму пакет документов о налоговых преференциях, которая вдохнет новую жизнь в Арктику

Правительсво РФ 30 января 2020 года одобрило подготовленный Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ совместно с Министерством финансов РФ и Министерством энергетики РФ пакет законопроектов, предусматривающий льготы для инвесторов, планирующих реализовать на арктических территориях новые проекты.

Законопроекты направлены на создание в Арктической зоне России благоприятных условий для вложения частных инвестиций и создания новых рабочих мест, что скажется на повышении качества жизни в Арктике, где сейчас живет 2,2 млн человек.

Пакет документов предусматривает для зарегистрированной в Арктике компании или предпринимателя, которые готовы реализовать новый инвестиционный проект или запустить новый вид экономической деятельности и вложить не менее 10 млн. руб., получение статуса резидента, что дает ряд налоговых льгот и неналоговых преференций.

Принятие законопроектов позволит поддерживать не только проекты по добыче и переработке ресурсов, но и строительство портов, промышленных предприятий и т.д. Для таких проектов предусматривается нулевая ставка налога на прибыль в течение 10 лет. Будут обнулены НДС на услуги по морским перевозкам экспортных грузов и их ледокольному сопровождению, что стимулирует использование Северного морского пути.

Предусмотрен и ряд неналоговых преференций. Среди них — возможность создания на отдельных участках резидентов по аналогии с территориями опережающего развития и свободного порта Владивосток свободной таможенной зоны и круглосуточный режим работы пунктов пропуска. Также речь идет предоставлении инвесторам земельных участков в упрощенном порядке, сокращении сроков и ограничении проверок в отношении инвесторов, защите их интересов инвесторов в суде.

«При введении льгот мы искали баланс между стимулированием экономической деятельности и наполнением бюджетов. Как показывает практика, обе задачи решаются не совокупными объёмами льгот, а целесообразностью, адресностью, оценкой реального влияния льгот на инвестиционные решения. Ровно так мы и подходили к регулированию », — отметил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

По оценкам Минэнерго, с учетом предложенных налоговых льгот будут запущены 5 проектов с инвестициями 1,77 трлн рублей.

Принятые решения нового кабинета министров России являются важными и востребованными в плане стимулирования бизнеса в Арктике, где условия проживания людей сложнейшие, социальная и транспортная инфраструктуры развиты слабо. При наличии проектов или инвесторов в регионе, связанных с дальнейшей реализацией данного пакета законопроектов, материалы необходимо адаптировать под регион.

Руководство Якутии планомерно участвует в общей работе по повышению качества и уровня жизни населения в Арктической зоне, которая проводится под руководством вице-премьера РФ Юрия Трутнева и под кураторством Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики России.

Якутия добилась включения еще восьми муниципалитетов в состав Арктической зоны РФ, что позволяет жителям этих районов воспользоваться рядом федеральных льгот. В 2019 года граждане, проживающие в арктической Якутии, освобождены от уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

Расширены меры поддержки населения, например, оленеводы и чумработники могут получить льготные путевки в санаториях.
При этом основной целью деятельности по социально-экономическому развитию Арктической территории Якутии является сохранение традиционного уклада жизни населения и приумножение человеческого капитала. Новые преференции помогут привлечь инвесторов, а вместе с ними и вдохнуть новую жизнь в Арктику.

В ближайшее время документы будут переданы для дальнейшего рассмотрения в Государственную Думу РФ.

налог на недвижимость

Об изменениях в налоговом учете недвижимости

Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре “Налоги и взносы: версия-2013” (лектор Ахтанина М.Н. – ведущий эксперт издательства “Главная книга”). Опубликовано в издании “Главная книга.Конференц-зал” 2013, № 01.

Для введения налога на недвижимость местные власти должны привести в порядок документацию

Президент РФ Владимир Путин заявил в ходе заседания Совета по развитию местного самоуправления, что для обеспечения возможности введения с 2014 года налога на недвижимое имущество, местные власти должны провести большую работу по приведению в порядок документации о недвижимости.

Глава государства отметил: «Для того, чтобы этот налог был введен, нужно как следует поработать с точки зрения приведения в порядок самой документации по недвижимости».

Кроме того, Владимир Путин напомнил, что правительству РФ дано поручение подготовить законопроект, дающий муниципалитетам право с 2014 года вводить налог на недвижимое имущество, передает пресс-служба ФНС РФ.

Новый налог на недвижимость будет зачисляться в бюджеты муниципалитетов

Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов заявил накануне в Совете Федерации, что налог на недвижимость, который может быть введен с 2014 года, должен зачисляться в бюджет муниципалитетов.

Министр отметил: «Это позволит создать финансовую базу для инженерного обустройства строительных площадок».

«Сегодня муниципалитеты не заинтересованы в ведении инвестиционной деятельности, потому что у них не растет от этого налоговая база», – отметил Андрей Белоусов, передает пресс-служба Совета Федерации.

Порядок расчета налога на имущество изменят не ранее 2014 года

Директор департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ Андрей Ивакин сообщил журналистам, что налог на жилую недвижимость, начнут рассчитывать исходя из кадастровой стоимости объекта не ранее 2014 года.

Представитель МЭР пояснил, что законопроект о соответствующем налоге будет внесен в правительство и Госдуму РФ ближайшей осенью.

«Очевидно, что с 2013г. этот закон не может вступить в силу, даже если он будет принят в трех чтениях в этом году. Год уйдет на подготовку нормативно-правовой базы», – отметил Андрей Ивакин, передает РБК.

При этом представитель Минэкономразвития РФ добавил, что введение единого налога на недвижимость, который заменит земельный налог и налог на имущество, является вопросом «очень отдаленной перспективы».

Минэкономразвития планирует ввести спецналог на неоформленную недвижимость

Минэкономразвития планирует облагать специальным налогом не оформленную должным образом недвижимость, передает РБК daily.

В настоящее время по данным министерства, 92% земель в России или 1 576,4 млн. га принадлежит государству или муниципалитетам, 0,7% (12 млн. га) — юридическим лицам, 7,1% (121,4 млн. га) — гражданам. При этом около 20—30% используемой недвижимости в России вообще не зарегистрировано собственниками. В ряде субъектов этот показатель достигает 60%.

В министерстве намерены до конца 2012 года разработать соответствующий пакет поправок в Кадастровый, Земельный, Налоговый и Градостроительный кодексы.

При этом в министерстве пояснили, что данный налог будет введен он будет не раньше, чем новый налог на недвижимость.

Ссылки по теме:

При уплате налога на недвижимость у физлиц будет право применения налоговых вычетов

Заместитель главы ФНС РФ Светлана Бондарчук сообщила в эфире на телеканала «Россия 24», что налог на недвижимость, который будут платить россияне, сложится из ныне действующего земельного налога и налога на имущество физических лиц.

По словам представителя ФНС РФ, исчисляться налог будет по ставке 0,05% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Кроме того, Светлана Бондарчук сообщила, что при уплате налога на недвижимость граждане получат возможность налогового вычета. Так, в частности, из налогооблагаемой базы будет исключаться площадь не менее 20 квадратных метров для – обычной категории граждан и не менее 30 квадратных метров – для льготной категории граждан, передает пресс-служба ФНС РФ.

Ссылки по теме:

Сайты по теме:

Власти не намерены вводить отдельный налог на роскошь

Статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил журналистам по итогам заседания правительства РФ, что отдельного налога на роскошь в России не будет.

По словам Сергея Шаталова, налогообложение предметов роскоши будет реализовано через повышенную ставку транспортного налога и прогрессивную ставку налога на недвижимость.

Так, в частности, минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) будет введена для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ.

Кроме того, предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 – 150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.).

По словам Сергея Шаталова, недвижимость стоимостью до 100 млн. руб. будет облагаться налогом в 0,05%, от 100 до 300 млн. руб. – 0,1%, более 300 млн. руб. – 0,3%. При этом речь идет о совокупной стоимости всей недвижимости, находящейся в собственности человека в РФ, передает РБК.

Налог на дорогую недвижимость положит конец попыткам ввести прогрессивную ставку НДФЛ

Налог на недвижимость, взимаемый исходя из ее реальной стоимости, станет действенным инструментом социальной справедливости и положит конец разговорам о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ.

Читайте также:  В Чебоксарах остановочные павильоны сменят комплексы с зоной wi-fi и терминалами

Об этом 23 апреля на конференции «Национальная предпринимательская инициатива: дорожные карты к благоприятному инвестиционному климату», организованной газетой «Ведомости», заявил руководитель рабочей группы по составлению дорожной карты в строительстве, председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Строительное сообщество согласно в том, что справедливый налог на недвижимость, взимаемый по ее рыночной стоимости – это действенный инструмент в деле поддержки социальной справедливости, – сказал Казинец. – Такой налог будет поступать в муниципальный бюджет и послужит поддержкой менее имущих слоев населения. И когда он, наконец, будет введен, это избавит нас от необходимости дискутировать, какая шкала налогообложения лучше – плоская или прогрессивная. Давайте, как говорил конструктор Сергей Королев, не трогать то, что летает. Оставим плоскую шкалу, но введем налог на недвижимость, и он сразу будет не плоским, потому что у бедных людей нет дорогой земли и дорогих квартир».

«Нужно установить дифференцированную ставку такого налога, – продолжил руководитель «Баркли», – со скромных квартир берем минимум или не берем вовсе, с земли под многоквартирными домами в дешевых зонах берем минимум, а вот с больших земельных участков (неважно, используемых или нет), с дорогой недвижимости берем значительный налог».

«И тогда богатым труднее будет скрывать свои доходы. Неважно, что человек написал в налоговой декларации. Если у него несколько квартир на Остоженке, и они оценены по рыночной стоимости, то ему придется заплатить в бюджет немалую сумму. Вот это и есть социальная справедливость», – считает Леонид Казинец.

Новые ставки налога на недвижимость станут известны не ранее 2015 года

Введению новых ставок налога на недвижимость должна предшествовать детальная оценка его влияния на экономику страны. В этом сошлись участники заседания пресс-клуба Федеральной налоговой службы. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Как известно, одним из перспективных направлений в налоговой политике нашей страны является переход на взимание налога на недвижимость по ее реальной рыночной цене. Прежде чем взимать, разумеется, нужно узнать, сколько в стране этой недвижимости и кому она принадлежит. Задача создания единого кадастра возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по оценке и экономике недвижимости (по совместительству глава общественного совета Росреестра) Олег Скуфинский напомнил, что ведомство занимается этой работой с 1 января 2010 года, и создание базы, по его словам, идет с опережением графика. Информационный ресурс, объединяющий разрозненные сведения БТИ об объектах капитального строительства, земельных участках и их инвентаризационной стоимости, а также данные Росреестра о правах на эти объекты должен быть сформирован до 1 января 2013 года.

Следующим этапом работы должна стать рыночная оценка объектов недвижимости, и лишь потом будет решаться вопрос о ставках налога, в зависимости от региона и категории недвижимости.

«Налог на недвижимость, конечно, будет являться основой формирования местных бюджетов, но со временем, – заметила по этому поводу заместитель руководителя службы Светлана Бондарчук. – Сейчас стоит задача не допустить роста налогового бремени, поэтому возможный уровень ставок будет анализироваться и обсуждаться».

«Нужно будет посчитать влияние налога на экономику и общество, – пояснил Олег Скуфинский. – На наш взгляд, на это нужен год. То есть если за 2013 год будет составлена корректная база, то за 2014 год нужно посчитать экономику».

ТПП РФ: государство должно ускорить формирование кадастра объектов недвижимости для создания базы по новому налогу

Торгово-промышленная палата призывает государство взять на себя и контроль по созданию кадастра объектов недвижимости, и траты на его создание. Об этом 20 декабря в ходе круглого стола «Перспективы и экономические последствия введения налога на недвижимость», организованного НИУ-ВШЭ, заявил председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Олег Скуфинский. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Как известно, власти планируют в следующем году ввести единый налог на недвижимость. Такие планы существуют давно, и столь же давно введение налога откладывается. Главной причиной этого по сей день остается отсутствие полноценного кадастра объектов недвижимости, подлежащих налогообложению. Накануне Торгово-промышленная палата РФ провела в 11 регионах круглые столы, результаты которого были сведены в доклад Скуфинского.

В частности, выяснилось, что в 2010 году объем земельного налога и налогов на имущество юридических и физических лиц составил 552 миллиарда рублей (422 из них – налог на имущество организаций, налог на имущество физлиц – лишь 15,6 миллиарда). Еще 500 миллиардов рублей в год, по экспертным оценкам, составляют платежи за аренду государственного имущества. Всего 1 триллион рублей, а это 7% консолидированного бюджета и 18% доходов муниципальных образований, подчеркнул председатель комитета ТПП. Между тем, в европейских странах эта статья обеспечивает до 80% доходов муниципалитетов.

Оценка недвижимости сегодня проведена в 12 субъектах РФ и начата в 29. В 2012 году ее планируется провести в 42 субъектах. В большинстве регионов не определены границы объектов землеустройства. Из 22 тысяч муниципальных образований лишь в 15% утверждены генеральные планы, в 21% – правила землепользования и застройки. ТПП предлагает ускорить этот процесс и ввести ответственность за его невыполнение.

«Кадастр недвижимости и регистрация прав сегодня формируется по заявительному принципу – то есть за счет граждан и бизнеса, когда мы фиксируем какую-то сделку, – подчеркнул Скуфинский. – На круглых столах прозвучали предложения о том, чтобы государство формировало сведения об объектах недвижимости за счет федерального бюджета. Чем полнее реестр, тем меньше налоговая нагрузка на каждого отдельно взятого честного налогоплательщика».

Минфин надеется ввести единый налог на недвижимость в 2013 году

Статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил журналистам, что по расчетам Минфина единый налог на недвижимость будет введен в ряде российских пилотных регионов в 2013 году.

Сергей Шаталов отметил, сославшись на данные Росреестра, что в 12 регионах уже завершена массовая оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости. В то же время, по словам замминистра, существует еще ряд нерешенных вопросов.

Представитель Минфина пояснил: «На основании той информации, которая имеется по 12 регионам, пока еще не очень понятно, каким образом конструировать ставки, вычеты, льготы. А это вопрос может быть вопрос один из самых важнейших».

Вместе с тем, как сообщил замминистра, если правительству удастся в ближайшее время подготовить поправки в законопроект о введении единого налога на недвижимость, то «в этом случае процесс можно запускать», передает РБК.

Введение налога на недвижимость затруднено с технологической точки зрения

Статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что введение налога на недвижимость неизбежно, хотя и затруднено с технологической точки зрения.

«Для того чтобы ввести этот налог нужно, чтобы все земельные участки, и все строения на этих участках были учтены и зафиксированы в кадастровом реестре. Чтобы было понятно, кому это принадлежит, и с кого это надо спрашивать. Это огромная работа», – пояснил Сергей Шаталов в интервью радиостанции «Эхо Москвы», передает пресс-служба ФНС.

Вместе с тем, по словам замминистра, у государства нет задачи, увеличить сборы за счет введения нового налога.

«Мы никогда не предполагали, что по этому налогу соберем большие деньги, чем сегодня собираем с налога на землю, и с налога на имущество физических лиц. Скорее, речь идет о перераспределении налоговой нагрузки. Если исходить из рыночной стоимости, а не с оценки БТИ, или других каких-то условных расчетов, то в этом случае, дорогая недвижимость станет более дорогой, с точки зрения налогообложения. Для дешевой недвижимости наоборот, сумма налога может даже сократиться. И вводя этот налог, конечно же, нужно очень серьезно подумать о переходных положениях. Нужно защитить социально незащищенные слои населения», – пояснил Сергей Шаталов.

ИФНС №1 по г.Нальчику рассказывает о налоге на недвижимость

Как показывает практика, на протяжении последних пяти лет введение данного налога откладывается. И причин здесь несколько. Главным образом, в отдельных субъектах России до сих пор не завершены мероприятия по:
– определению методики проведения кадастровой оценки объектов недвижимости на основе анализа результатов мероприятий по разработке и тестированию системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Калужская, Кемеровская, Тверская области);
– определению порядка проведения работ по кадастровой (массовой) оценке недвижимости для целей налогообложения;
– формированию сведений об объектах капитального строительства для целей кадастровой (массовой) оценки недвижимости;
– кадастровой (массовой) оценке недвижимости;
– определению объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость;
– определению порядка предоставления сведений о ценах сделок на недвижимое имущество для целей кадастровой (массовой) оценки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В Кабардино-Балкарской Республики был принять Закон КБР от 12.12.2006 г. № 95-РЗ (ред. от 08.06.2009 г.) «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)».

В соответствии с этим законом предполагалось, что к концу 2011 года будет создана система государственного кадастрового учета объектов недвижимости на всей территории республики. К этому сроку будет обеспечено информационное наполнение государственного кадастра недвижимости и организован доступ к нему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан.

Основными целями этой программы являлось совершенствование системы налогового администрирования, создание полного и достоверного источника информации, используемого в целях налогообложения, развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости.

Реализация упомянутой программы должна была осуществляться по нескольким направлениям. Например, по созданию нормативно-правовой базы, в том числе обеспечивающей введение в действие норм и правил создания и ведения государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового учета, а также развитие института налоговой оценки объектов недвижимости; проведение работ по оценке объектов недвижимости в целях налогообложения, в том числе внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с целью дальнейшей передачи их в налоговые органы.

Существенный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней должен быть достигнут уже на первом этапе реализации программы за счет более полного государственного кадастрового учета недвижимости и государственной кадастровой оценки, в том числе от дополнительно выявленных объектов налогообложения. В результате реализации мероприятий программы к 2011 году предполагалась сформировать налоговую базу, которая могла обеспечит ежегодный сбор земельного и имущественного налогов в объеме 500 млн. рублей.

Законом КБР от 18.05.2011 г. № 45-РЗ «О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об утверждении республиканской целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)» намеченные мероприятия откладываются на 2012 год.

Представляется, что реализация этой программы позволить повысит эффективность выполнения отчетных, аналитических и контрольных функций не только Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР, но и налоговых органов на местах. А также ускорит введение нового налога, который обеспечит более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью. По мнению большинства специалистов в области налоговедения, именно этот налог может стать ключевым источником дохода местных бюджетов, заменив собой плату за землю и имущество.

Валериан ХОЧУЕВ, начальник юридического отдела ИФНС России № 1 по г. Нальчику, доктор экономических наук.

Ссылка на основную публикацию