Немецкая фирма разработает для Ульяновской области новую систему обращения с отходами

“Мусорная” реформа: регионам, не готовым к новой схеме работы с ТКО, дали отсрочку

yoka66 / Depositphotos.com

К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ “О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”).

В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1-2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, далее – Закон № 89-ФЗ). Порядок заключения таких договоров определен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

В связи с этим регионы должны были:

  • до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с отобранными на конкурсной основе региональными операторами (п. 3 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ);
  • до 1 июля 2018 года – направить предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона в орган регулирования (п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ).

Кроме того, переход к новым правилам обращения с ТКО предполагает (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса), что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами становится составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме (при этом обязанность по ее внесению наступает лишь при наличии вышеуказанного соглашения с региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года) (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ). Ранее платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входили в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, как пояснял Минстрой России (письмо Минстроя России от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04), после перехода на новую систему обращения с ТКО в квитанции на оплату ЖКХ должна появиться отдельная строка “коммунальная услуга по обращению с ТКО”, размер платы за которую рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, стоимости услуги регионального оператора и количества проживающих в жилом помещении граждан. Соответственно, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО из платы за содержание жилого помещения будет исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).

Однако в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО.

Так, субъектам Российской Федерации – городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов (ТКО) на их территории региональными операторами (п. 5 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). Если город федерального значения воспользуется таким правом, то на его территории этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами подлежат установлению планом мероприятий, согласованным с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься, как и ранее, в составе платы за содержание жилого помещения.

Остальным регионам предоставлено право, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора ТКО несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора любому другому оператору, осуществляющему деятельность на территории данного региона либо в пограничных с ней территориях, на срок, не превышающий одного года (п. 6 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). А при отказе такого лица от заключения соглашения договор можно будет заключить с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, который имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Если указанные действия окажутся безуспешными, то регион будет вправе отложить переход на новую схему обращения с ТКО до 1 января 2020 года (п. 7 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). В этом случае на территории данного субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного региона по согласованию с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Также поправками предусмотрено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО (п. 8 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). При наличии соответствующего заключения Минприроды России они могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ. Однако впоследствии (не позднее 1 января 2023 года) такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами и подлежат обустройству и рекультивации.

В Ульяновской области появится пятый регоператор по обращению с ТКО

Такое решение было озвучено на заседании рабочей группы при региональном парламенте.

Реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) находится на контроле у Законодательного Собрания Ульяновской области. Тема неоднократно поднималась на заседаниях профильных комитетов, в ходе правительственного часа и круглого стола, а также обсуждалась в рамках заседаний рабочей группы. Были разработаны рекомендации для региональной исполнительной власти и органов местного самоуправления, чтобы сформировать безопасную систему обращения с ТКО, которая позволит максимально вовлечь отходы во вторичный оборот и снизить до минимума вред окружающей среде. При этом жители региона должны видеть, за что платят деньги и какие реальные изменения происходят. Депутаты также предлагали проанализировать деятельность региональных операторов по обращению с ТКО, чтобы устранять выявленные нарушения и их предотвращать.

В Заксобрании 3 декабря состоялось очередное заседание рабочей группы под руководством председателя комитета регионального парламента по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды Вячеслава Ковеля. В обсуждении также приняли участие первый зампред Законодательного Собрания Василий Гвоздев, председатели профильных комитетов Андрей Седов, Александр Чепухин и Дмитрий Грачев, секретарь рабочей группы Алексей Цибарков, депутаты всех фракций регионального парламента, а также представители исполнительной власти, региональных операторов по обращению с ТКО, надзорных органов и администраций муниципальных образований, экологи, эксперты.

Как отметил Вячеслав Ковель, необходимость реформы обращения с ТКО очевидна. Это ликвидация несанкционированных свалок, обеспечение экологической безопасности, привлекательность отрасли по обращению с отходами для инвесторов, создание новых предприятий по переработке мусора. При этом региональной власти небезразлично, как население воспринимает реализацию реформы. По словам председателя комитета, необходимо учитывать мнения и пожелания граждан, взаимодействовать с бизнесом, последовательно совершенствовать территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами.

За первый год реформы в Ульяновской области утверждены территориальная схема и региональная программа по обращению с ТКО, нормативы накопления ТКО, порядок заключения соглашения с региональным оператором. Территориальная схема четко предписывает, куда нужно вывозить мусор и где строить утилизационные комплексы. Приступили к работе четыре региональных оператора. К январю должен быть определен оператор пятой зоны для южных районов Ульяновской области.

В бюджете Ульяновской области на 2020 год предусмотрено финансирование соответствующих мероприятий. Помимо этого будет направлено 22,8 миллиона рублей на оборудование контейнерных площадок, развитие инфраструктуры по сбору и обработке твердых коммунальных отходов. Запланирована ликвидация 30 несанкционированных свалок. Также предполагается ввести в эксплуатацию новые мощности по обработке ТКО и утилизации отходов и фракций после обработки – на эти цели выделяется 136 миллионов рублей.

Справка “РГ”

За 2019 год в регионе ликвидировано 2,5 гектаров несанкционированных свалок. Общий объем вывезенных отходов составил более трех миллионов кубических метров, что на восемь процентов больше нормативных показателей. На данный момент в области действуют четыре мусоросортировочных комплекса, по одному у каждого регоператора. Их общая мощность 570 тысяч кубических метров в год. За 10 месяцев реформы региональными операторами установлено более 16 тысяч контейнеров, закуплена современная специализированная техника, введены в эксплуатацию мусоросортировочные комплексы. Общая сумма капитальных вложений составила 740 миллионов рублей.

В Ульяновске в Год экологии отменили схему обращения с отходами

Были первыми

По данным государственного статнаблюдения, в России ежегодно образуется около 5 млрд тонн отходов, из них твёрдых коммунальных – 70 млн тонн. И только 52 % из них утилизируются и обезвреживаются. Чтобы исправить ситуацию, законодатели внесли изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», сделав акцент на новую организацию отрасли и цивилизованную переработку. Планировалось, что старт работы в новом формате станет центральным событием Года экологии в России.

Ульяновский регион Территориальную схему обращения с отходами принял ещё в сентябре 2016-го. Торопиться был стимул: федеральное правительство пообещало, что субъекты РФ, которые примут этот документ в установленный законом срок, получат свою долю из 6 млрд рублей экологического сбора на развитие отрасли. Согласно региональной терсхеме область была поделена на четыре зоны, в каждой из которых должен был работать свой региональный оператор. По закону именно он несёт ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов (ТКО).

«АиФ» подробно обсуждал эту тему на заседании круглого стола ещё в марте.Наши эксперты говорили, что новые правила работы отрасли позволят со временем решить проблему несанкционированных свалок, от которых задыхается регион.

Но 2 июня областной суд удовлетворил иск ООО «Симбирская экологическая компания» о признании Территориальной схемы обращения с отходами в Ульяновской области, которую утвердило региональное Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта, недействующей. Оснований для отмены истец выдвинул несколько, одно из них прямо указывает на его коммерческий интерес. В августе прошлого года «Симбирская экологическая компания» заключила с региональным правительством соглашение о строительстве в Новоспасском районе объекта размещения и первичной сортировки отходов, но в территориальную схему этот объект включён не был. Для исправления исключительно этого обстоятельства не потребовалось бы разваливать всё дело, поскольку территориальная схема не является документом окончательным и Новоспасский полигон мог быть включён в неё по факту своего появления. Поэтому самое интересное – дальше.

О птичках

Суд согласился с доводами истца, что из территориальной схемы должен быть исключен Баратаевский полигон, поскольку он располагается всего в трёх километрах от аэропорта.

А это противоречит правилам использования воздушного пространства РФ, по которым расстояние между контрольной точкой аэродрома и объектом размещения отходов или любым другим, привлекающим внимание пернатых, должно быть не менее 15 км. Примечательно, что под действие упомянутых правил попадают все ульяновские полигоны.

Читайте также:  За год в Ульяновске установили 2367 общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов

– На этом основании можно закрыть большинство полигонов в нашей стране, – говорит член Экопалаты Ульяновской области директор ООО «Экологические системы» Лев Левитас. – Но что это даст? Птицы летают не только над полигоном, но и над полями, которые рядом. Насколько я знаю, до сих пор не было судебных прецедентов по этому поводу, потому что выход есть – это принятие мер безопасности. Правила запрещают объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Мы делали мониторинг орнитологической обстановки над Баратаевским полигоном, есть заключение известного орнитолога Олега Бородина, что предприятие применяет эффективные мероприятия по отпугиванию птиц, а основной причиной массового скопления пернатых служат окрестные сельскохозяйственные угодья, которые являются в этом районе основным источником корма.

Другим основанием для ликвидации полигона суд счёл переход в 2014 году его земель в статус земель населённого пункта. Таким образом, городская власть на бумаге раздвинула границы областного центра, но осознав свою оплошность, ещё в прошлом году постановила внести изменения в Генплан и вернуть на этом участке границы города на место до 1 августа 2017-го. По этому поводу есть официальный документ, который суд во внимание не принял.

– Я считаю, что решение принято однобокое, – говорит Лев Левитас. – Согласно постановлению правительства в территориальную схему могут входить объекты, которые имеют лицензию и внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Баратаевский полигон в него внесён. Чтобы его исключить из территориальной схемы, надо сначала вывести из ГРОРО.

Сложно представить, что вот так, по формальным признакам, можно закрыть полигон, на который свозят 50 % (!) городских отходов, но в тексте решения суда исключение его из перечня объектов по обработке, утилизации и размещению отходов рассматривается как вопрос решенный. Случись такое на самом деле, в Год экологии город накрыла бы настоящая экологическая катастрофа, потому что другие существующие полигоны не в состоянии принять такие объёмы ТКО.

Развалить легко

Другой аргумент в пользу отмены территориальной схемы, который предъявил истец и поддержал суд, – неправильный расчёт нормативов накопления отходов. Если решение областного суда, отменившее территориальную схему, в том числе по причине неправильного расчёта норм накопления отходов, поддержит Верховный суд РФ, куда ответчик и заинтересованные третьи лица по делу планируют подавать жалобы, то ульяновский прецедент обрушит всю конструкцию новой системы обращения с отходами в России, считает руководитель Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин:

– До 26 сентября 2016 года все субъекты РФ должны были утвердить свои территориальные схемы, которые ложатся в основу дальнейших мероприятий по реформированию сферы обращения с отходами. Чтобы успеть к этому сроку и не откладывать в долгий ящик борьбу с несанкционированными свалками, переход к глубокой переработке отходов, было решено утверждать территориальные схемы с нормами накопления, полученными математическим расчётным путём, а не сезонными замерами, как буквально требует законодательство. Но с обязательной корректировкой по мере поступления данных по всем сезонам в течение года в различных муниципальных образованиях. К слову сказать, к 1 июля Ульяновская область эту работу закончит, и региональное правительство могло спокойно скорректировать терсхему, не останавливая следующих шагов, в том числе конкурсного отбора региональных операторов.

То есть если в Верховном суде будет подтверждено, что нормативы накопления отходов обязательно должны быть получены исключительно в результате сезонных замеров, то во всех российских регионах уже принятые территориальные схемы будут подлежать отмене, так как к 26 сентября 2016 года ни один регион не успевал утвердить нормативы на основе сезонных замеров. Инициаторами развала терсхем по формальным признакам могут стать жалобщики-конкуренты или органы прокуратуры.

– Если Ульяновская область ещё успеет всё исправить (из-за того, что несколько отстающих российских регионов не успели к 26 сентября прошлого года утвердить свои терсхемы, обязательным становится запуск новой системы с 1 января 2019 года), то остальные регионы, которые будут постепенно втягиваться в подобные судебные процессы, не успеют исправить ситуацию к 2019-му, – говорит Александр Каплин. – А значит, реформа «мусорной» отрасли в целом по России снова будет отложена. Впрочем, есть надежда, что Верховный суд РФ оценит это дело со всех сторон и не допустит создания опасного прецедента.

Вечная свалка

В марте на заседании круглого стола «АиФ» начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Лилия Федоскова говорила, что за год в надзорное ведомство поступает порядка двухсот обращений по проблемам несанкционированных свалок, захламления территорий, несвоевременного вывоза отходов. Больше половины из них – от жителей сельских населённых пунктов. Происходит это потому, что в сельских муниципальных образованиях совершенно отсутствует система сбора и вывоза коммунальных бытовых отходов. Новые правила работы отрасли обязывали регоператоров ликвидировать вновь образованные свалки в зоне своей ответственности, а собственников частных подворий – заключать договоры на вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов. Всё это вместе могло предотвратить появление несанкционированных свалок в будущем, хотя не решало проблему существующих, которые по закону должны быть ликвидированы за счёт средств регионального бюджета. Смещение сроков принятия территориальной схемы и выбора региональных операторов на неопределённое будущее как минимум означает, что несанкционированные свалки на теле региона пока будут только расти.

Новость

А. Гусев: Работу по новой системе обращения с отходами необходимо проводить осмотрительно

29 июля на еженедельном оперативном совещании у губернатора Александра Гусева рассматривался ряд вопросов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» в части выполнения мероприятий в сфере экологии.

Заместитель руководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Галина Воробьева доложила, что в настоящее время объектами инфраструктуры размещения отходов на территории Воронежской области, включенными в территориальную схему обращения с отходами, являются 17 полигонов и 305свалок (298 – санкционированных, 7 – несанкционированных).

В рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология» в 2019 году за счет средств областного бюджета ведутся работы по разработке проектной документации на ликвидацию 5 несанкционированных свалок на территории Воронежской области (в г. Воронеже, Бобровском, Поворинском, Грибановском и Рамонском муниципальных районах). В настоящее время заключены контракты и ведутся проектно-изыскательские работы. Проведение работ по рекультивации указанных 5 свалок планируется в 2021 году за счет средств федерального бюджета.

Руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Галина Смирнова в своем докладе напомнила о том, что с 1 января 2019 года на территории Воронежского межмуниципального кластера осуществлен переход на новую систему по обращению с ТКО.

Приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области был утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ОАО «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Воронежский межмуниципальный кластер). В данный приказ дважды вносились изменения, в результате чего тариф для населения снизился с 591, 14 руб. за 1 куб. м до 475, 29 руб. за 1 куб. м (с НДС).

В многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, расчет платы граждан за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из фактического количества образованных отходов применительно к 1 м 2 общей площади жилых помещений. Осуществить такой подход в расчетах стало возможно в связи с переходом на раздельное накопление отходов путем установки 510 корзин (контейнеров) для сбора отходов пластика.

В индивидуальных жилых домах, расположенных на территории городского округа город Воронеж, расчет платы производится исходя из установленного норматива накопления в размере 2,45 куб.м. с 1 проживающего в год. При этом с условием применения тарифа в размере 475,29 руб., плата граждан составляет 97,2 руб. в месяц с одного проживающего.

В отношении муниципальных образований, входящих в Воронежский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий кластер, в настоящий момент принято решение об установлении размера платы граждан на одного проживающего как в многоквартирных домах, так и в частном секторе.

24 августа 2018 года введен в эксплуатацию мусоросортировочный завод мощностью 440 тыс. тонн в год (при работе в одну смену) на территории Юго-Восточной части карьера «Средний» Семилукского муниципального района Воронежской области. В настоящее время на заводе функционируют 3 мусоросортировочные линии, 4-я введена в тестовом режиме. Весь объем несортированных ТКО, образующийся в Воронежском межмуниципальном кластере, проходит здесь сортировку, при этом 10% отсортированных отходов от общего объёма направляется во вторичную переработку. В ближайшие годы эту долю планируется увеличить до 20-25%.

Что касается муниципальных районов , не входящих в Воронежский межмуниципальный кластер, то здесь в настоящее время препятствием для реализации реформы является отсутствие на территории муниципалитетов полигонов захоронения ТКО. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области совместно с АУ ВО «Институт регионального развития» произведены расчеты по расстояниям транспортировки ТКО, разработан проект территориальной схемы обращения с отходами (карты), предусматривающий наличие достаточного количества полигонов, учитывая плечо доставки ТКО в пределах 70 км. Кроме того, между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, правительством Воронежской области и «Немецким Обществом по Международному Сотрудничеству (ГИЦ) ГмбХ» заключено соглашение о взаимодействии в рамках реализации проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в Российской Федерации» на территории Воронежской области.

Также департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области активно ведётся информационная кампания о введении новой системы по обращению с ТКО на территории области. Проводимые мероприятия направлены на переход Воронежской области в полном объёме на новую систему по обращению с ТКО до 1 января 2020 года.

Александр Гусев призвал внимательно отнестись к работе, направленной на формирование новой схемы обращения с отходами.

– Нужно будет несколько промежуточных обсуждений провести той разрабатываемой схемы обращения с отходами, над которой сейчас коллеги работают. С тем, чтобы у нас всех было одинаковое понимание месторасположения и хотя бы приблизительные тарифы, которые возникнут у населенных пунктов. Давайте делать все осмотрительно и принимать решение один раз, – сказал Александр Гусев.

Он также внес предложение, направленное на совершенствование системы раздельного сбора отходов.

– По раздельному сбору предлагаю сделать следующий шаг и к уже собираемому пластику добавить контейнер для сухих отходов. Мы должны уже сейчас людям дать понять, что раздельным сбором нужно заниматься. Произойдет это не сразу, люди по-разному к этому относятся, поэтому я прошу на площадках отдельные контейнеры окрасить в другой цвет и попытаться собирать отдельно твердые отходы. Это нужно делать на территории всей области, а не только города, – подчеркнул губернатор.

«Симбирский курьер». С отходами – по-новому

6 важных вопросов о коммунальных отходах и новых тарифах

С 1 января 2019 года в России изменится схема работы с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а в списке коммунальных платежей появится новая строка. Разбираемся, что именно ждет ульяновцев: сколько и за что им нужно будет платить.

1. Что произойдет с наступлением нового года?

Главное новшество — то, что работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которых отобрали через конкурс в каждом регионе. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но еще и обработать (так называется сортировка отходов), утилизировать, обезвредить, захоронить.

Читайте также:  На чем спекулируют управляющие компании и за что можно не платить?

Зачем это делается? Главная цель — стандартизировать услугу по вывозу и утилизации ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки. Ни для кого не секрет, что во многих населенных пунктах (особенно в глубинке) отходы зачастую даже не вывозили. Либо выгружали их в ближайшей лесополосе или овраге. Это привело к образованию огромного количества свалок, бороться с которыми было практически невозможно.

Теперь же такого быть не должно. Обязанность региональных операторов — предоставлять услугу качественно всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень. Более того, компании будут нести ответственность и за качество оказания услуг, и за образующиеся несанкционированные свалки на их территории.

2. Сколько региональных операторов в Ульяновской области?

Согласно принятой в нашем регионе Территориальной схеме обращения отходов, у нас должно работать пять компаний. Четыре регоператора уже определены через конкурс, в ближайшее время будет отобран еще один.

Каждая компания отвечает за определенную территорию. К примеру, в ведении регионального оператора по зоне №1 ООО «Горкомхоз» — часть правобережья Ульяновска и 9 муниципальных образований: Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Сурский, Ульяновский и Цильнинский районы.

«Мы уже начали сбор и транспортировку ТКО в шести районах, выставили в сельских населенных пунктах, на предварительно очищенных площадках, более 1500 евроконтейнеров и бункеров. В настоящий момент отходы, образуемые 332 тысячами человек из 456 тысяч, проживающих на вверенной нам территории, уже не попадают на несанкционированные свалки. ТКО проходят сортировку на ресурсосберегающем комплексе. Жителей оставшихся 30 процентов территории мы обеспечим всем необходимым до 30 декабря», — говорит директор ООО «Горкомхоз» Ромуалдас Янушкявичюс.

Регоператор выстроил эффективную систему обратной связи. Каждый мусоровоз оборудован системой спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. За автомобилями, вывозящими отходы, ведется мониторинг в режиме реального времени: диспетчер отслеживает их местонахождение в специализированном приложении. То есть, свалить мусор в ближайшем овраге точно не получится — это не в интересах регоператора.

Для всех жителей зоны №1 работает единый колл-центр, куда можно позвонить, задать вопрос, что-то уточнить, пожаловаться. Действует бесплатный федеральный номер 8-800-200-68-65.

Аналогичная работа проводится и региональным оператором по зоне № 2 ООО «Контракт плюс», в ведении которого находятся Железнодорожный и Засвияжский (частично) районы г. Ульяновска и муниципальные образования: Сенгилеевский, Теренгульский районы, г. Новоульяновск и Большеключищенское сельское поселение.

«Ведётся активная работа по формированию базы потребителей, составляются маршруты и графики вывоза отходов, начат процесс выставления контейнеров, который будет закончен до конца декабря. Оборудованные системой спутниковой навигации мусоровозы будут свозить отходы на мусоросортировочный комплекс и полигон отходов, расположенные в районе с. Большие Ключищи Ульяновского района. Единый тариф на услуги регионального оператора установлен в размере 104,46 руб. за 1 человека в месяц», — сообщает исполнительный директор ООО «Контракт плюс» Андрей Полежаев.

По всем вопросам жители зоны № 2 могут обратиться в ООО «Контракт плюс» по телефону 8(8422) 33-54-77.

Региональный оператор в зоне деятельности № 3 — ООО «УК Экостандарт», в его ведении Заволжский район города Ульяновска, Чердаклинский и Старомайнский районы. На данной территории проживает 280 тысяч человек, зарегистроровано порядка 6 тысяч юрлиц. Регоператор работает на рынке обращения с отходами более 5 лет.

«Для повышения эффективности своей работы нами закуплен парк евроконтейнеров и бункеров для сбора ТКО, дополнительно приобретены мусоровозы, оснащенные системой Глонасс, — рассказывает директор ООО «УК Экостандарт» Ольга Марьева. — Во взаимодействии с администрациями муниципальных образований определены места размещения контейнеров и порядок вывоза отходов. На контейнерных площадках будет размещена информация о возможности вывоза вышедшей из употребления бытовой техники. Начал свою работу колл-центр, обратившись в который по телефону 8 (8422) 735-005 можно высказать свои пожелания и предложения в целях улучшения качества работы регоператора.

Кроме того, на территории Заволжского района, при непосредственном участии администрации муниципального образования, в качестве пилотного проекта организована работа по созданию системы раздельного сбора ТКО».

Региональный оператор по обращению с ТКО ООО «ЭКОСИСТЕМА» охватывает зону деятельности №4, куда входят г. Димитровград, Мелекесский и Новомалыклинский районы.

В данной зоне регоператор является главным координирующим звеном, заключая договоры с предприятиями, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, а также с перевозчиками ТКО. Уже введена в эксплуатацию сортировочная станция, где ведется работа по извлечению полезных фракций с целью снижения негативной нагрузки на окружающую среду.

В Мелекесском районе установлено 213 контейнеров из планируемых 550. Начато оснащение площадок в Новомалыклинском районе: здесь их пока 32, но вскоре количество увеличится до 250 единиц. И, конечно, ведется работа по замене и снабжению контейнерами евро-образца в городе Димитровграде. Здесь на 315 контейнерных площадках появится 700 баков.

В ближайшее время ожидается обновление автопарка мусоровозов. Существующий устаревший парк оборудования заменяется на современные экологичные и высокотехнологичные Скании и обновленные модели Камазов. С помощью специальных логистических программ выстроены оптимальные маршруты движения транспорта с целью оптимизации транспортировки и минимизации затрат по сбору отходов.

ООО «ЭКОСИСТЕМА», как региональный оператор, создает условия для работы на межмуниципальном уровне, тем самым обеспечив исполнение законодательства в сфере отходов более четко, а также гарантируя прозрачность всей системы по обращению с отходами в своей зоне деятельности.

Всю информацию о региональном операторе в зоне №4 можно получить на сайте www.tko-73.ru, а также по телефону 8 (84235) 5-57-95.

3. Какие перемены ждут жителей региона?

С нового года будет введен новый тариф. Услуга по сбору и вывозу отходов переходит в разряд коммунальных — сейчас она входит в строку «ремонт и содержание жилья». И плата за нее будет рассчитываться по иному принципу.

Пока тариф зависит от площади жилья и начисляется по квадратным метрам. Важный момент: в многоквартирных домах сейчас единого для всех тарифа нет. Стоимость вывоза мусора «с квадратного метра» может быть различной даже в соседних, абсолютно одинаковых домах. И суммы порой разнятся в два-три раза.

Так происходило из-за того, что разные УК, ТОС, ТСЖ сами решали, сколько им нужно контейнеров и как часто к ним должен приезжать мусоровоз. Печальный итог такого подхода — переполненные контейнерные площадки, разбросанный мусор.

С 1 января 2019 года считать будут по количеству проживающих. То есть, исходя из принципа «мусорят люди, а не квадратные метры». Для каждого регоператора, который будет работать в Ульяновской области, в зависимости от зоны, определен свой тариф. Предварительно для разных зон он составит от 101 до 119 рублей с одного человека в месяц.

4. Из чего складывается новый тариф?

Разъясняет директор областного департамента по тарифам и ценам Сергей Ципровский:

«Раньше в тарифе были заложены только сбор, транспортировка и захоронение отходов. Теперь, по требованию федерального законодательства, появился новый пункт — обработка ТКО (то есть сортировка). Захоранивать вторичное сырье – а это шины и покрышки, отходы металлов и полимеров, бумага и картон, стекло – теперь нельзя. Кроме того, не должны захораниваться опасные отходы – ртутные лампы, батарейки, отходы красок и т.д., они отходы должны сортироваться и отправляться на переработку и утилизацию.

Таким образом, услуга по обращению с ТКО теперь формируется из следующего перечня:

— Сбор, транспортирование, сортировка, захоронение отходов;

— Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);

— 20% налог на добавленную стоимость (НДС);

— Сбытовые расходы оператора (расходы на заключение договоров, создание филиалов, работу с клиентами и т.д).

НВОС и НДС – это обязательные платежи, которые зачисляются в бюджет через регионального оператора: они не идут на организацию сбора и вывоза ТКО».

5. Будут ли предоставляться льготы на услугу по обращению с ТКО?

Да. После перехода этой услуги в коммунальную, на нее распространяются все льготы, которые положены по действующему законодательству.

«Компенсация от 50 до 100% положены многодетным семьям, ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», детям-сиротам и прочим категориям граждан, — разъясняет депутат Ульяновской Городской Думы, заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и охране окружающей среды Дмитрий Насонов. — Важный момент: если раньше многодетные семьи платили по метражу в квартирах, либо по количеству проживающих в частных домах, то теперь они могут получить компенсацию до 100% суммы платежа, в зависимости от количества детей. Кроме того, от перевода услуги «с метров на людей» выиграют одинокие люди, проживающие в многоквартирных домах. Их платеж может быть даже меньше, чем сейчас».

6. На что нужно обратить особое внимание ульяновцам?

1. Прежде всего, уточните, заключила ли управляющая компания, обслуживающая дом, договор с регоператором. В частном доме договор нужно заключить самостоятельно. Все предыдущие договоры как юридических, так и физических лиц на сбор и транспортировку ТКО с января 2019 года будут недействительны.

2. Проследите, чтобы ваша управляющая компания убрала услугу по вывозу мусора и платеж за нее из строки «Ремонт и содержание жилья» и добавила новый платеж за обращение с ТКО отдельной строкой. Это нужно сделать, чтобы не платить за одно и то же дважды.

Виктория Чернышева

Кто хочет оперативно получать новости – подписывайтесь на наш Телеграмм канал.

Новая схема по обращению с отходами в Воронежской области. Как это будет

Вопросы и ответы о новом законе.

С 1 января 2019 года в Воронежской области, как и во многих других регионах России, начнет действовать новая региональная схема обращения с отходами. Обозреватель РИА «Воронеж» собрала всю доступную на сегодняшний день информацию о том, как изменится ситуация с мусором в регионе и сколько за это придется заплатить воронежцам. Данные предоставили областные департамент природных ресурсов и экологии, департамент ЖКХ и энергетики, а также пресс-службы правительства региона и ОАО «Экотехнологии».

В чем суть изменений?

Ежегодно в России производится около 5 млрд т мусора. При этом, по словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, утилизируется и обезвреживается только половина всех отходов. А повторно используется менее 10% сырья. По словам Донского, в 2017 году лишь 7,5% отходов использовали повторно. Остальную часть захоронили.

В связи с этим с 2014 года приняли больше десятка постановлений федерального и областного правительств, корректирующих существующее законодательство по обращению с отходами. Итогом этих актов стало появление в регионах России территориальных схем по обращению со отходами. Главная цель этих схем – уменьшить количество захораниваемого мусора и увеличить долю отходов, которые можно переработать, использовать повторно или хотя бы утилизировать с минимальным вредом для окружающей среды. По всей стране новые схемы начнут действовать 1 января 2019 года.

Главным звеном новой схемы станет региональный оператор по обращению с отходами. В обязанности регионального оператора будет входить организация сбора отходов, их транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на полигонах. В Воронежской области контроль за деятельностью региональных операторов будет осуществлять департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. В нашей области региональный оператор будет не один – обслуживающую компанию выберут для каждого из восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров.

Пока точно известна только одна компания из этого списка. ОАО «Экотехнологии», концессионный договор с которой областные власти заключили на 15 лет, станет региональным оператором для Воронежского кластера. Регоператоры для остальных кластеров тоже выбраны, но тарифы для них пока не установлены, и мусоросортировочные комплексы есть не во всех зонах, поэтому когда именно они приступят к своей непосредственной новой работе, неизвестно.

Читайте также:  Горячее водоснабжение Заволжского района Ульяновска возобновлено на три дня раньше срока

На какие зоны разделили область?

В соответствии со схемой в регионе создано восемь межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Как это работает. Переработка пластиковых бутылок в Воронеже

  • В Воронежский кластер вошли Воронеж, Нововоронеж, а также Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Репьевский, Семилукский и Хохольский муниципальные районы. Новый мусоросортировочный комплекс (МСК) для Воронежского кластера построили на территории Семилукского района, в непосредственной близости от действующего полигона ТКО ОАО «Каскад». Кроме того, на территории Новоусманского муниципального района с 2010 года уже эксплуатируется МСК при полигоне ТКО ООО «ПОЭТРО-Полигон».
  • В Панинский межмуниципальный отходоперерабатывающий кластер вошли Аннинский, Панинский, Верхнехавский и Эртильский районы. Строительство МСК для этого кластера предусмотрено в рамках федерального проекта «Формирование комплексной системы по обращению с ТКО» национального проекта «Экология» до 2024 года. Комплексы построят в Аннинском, Панинском и Эртильском районах.
  • В состав Бутурлиновского кластера вошли Бутурлиновский, Павловский и Таловский районы. К строительству МСК в Павловском районе власти приступили в 2018 году, в Таловском и Бутурлиновском комплексы появятся до 2024 года.
  • Калачеевский кластер включил Воробьевский, Петропавловский и Калачеевский районы. МСК для этого кластера появится на территории Калачеевского района до 2024 года.
  • В состав Россошанского кластера вошли Ольховатский, Подгоренский и Россошанский районы. К строительству МСК в Россоши областные власти приступили в 2018 году. Возведение еще двух комплексов запланировано в Ольховатском и Подгоренском районах до 2024 года.
  • В Богучарский кластер вошли Богучарский, Верхнемамонский и Кантемировский районы. МСК для этого кластера появится в Богучарском районе в течение 2019-2021 годов.
  • В состав Лискинского кластера включили Лискинский, Бобровский, Каменский и Острогожский районы. Мусоросортировочные комплексы, которые будут обслуживать этот кластер, появятся в Острогожском и Бобровском районах в течение 2019-2021 годов.
  • Борисоглебский кластер включил Грибановский, Новохоперский, Поворинский и Терновский районы, а также Борисоглебский городской округ. Одна сортировочная линия, эксплуатируемая ООО «Содружество управляющих компаний “Регион 45″», уже функционирует в Поворино. В 2018 году власти приступили к строительству МСК в Борисоглебске. До 2024 года для кластера построят еще один МСК в Грибановском районе.

Фактически с 1 января 2019 года по новой схеме начнут работать только Воронежский и Борисоглебский кластеры, в которых уже запущены мусоросортировочные комплексы. В остальных районах области все пока останется без изменений. Новая схема по обращению с отходами начнет действовать там только после появления МСК.

К концу 2024 года на территории Воронежской области запланирован ввод в эксплуатацию 22 МСК за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.

Что теперь будет происходить с отходами?

Территориальная схема Воронежской области разработана для 19 групп отходов, признанных приоритетными для региона по объему их образования, опасности для окружающей среды и ресурсной ценности. В этот список вошли отходы животноводства, растениеводства, производства пищевых продуктов, производства минеральных удобрений, отходы обработки металлов, обработки древесины и изделий из древесины, производства и потребления продукции из резины и стекла, отходы бумаги и картона, черных и цветных металлов, изделий из пластмасс, минеральных масел, отходы обслуживания автотранспорта, отходы электронного и электрического оборудования, отходы ртутьсодержащего оборудования, отходы при подготовке воды, сборе и обработке сточных вод, отходы при сжигании угля, строительные отходы, а также твердые коммунальные отходы.

Чтобы минимизировать нагрузку на окружающую среду при захоронении отходов, дополнительные обязательства возложат на крупные предприятия, производящие в год большие объемы отходов. В частности, новая схема предполагает, что в сельском хозяйстве создадут инфраструктуру развития биотехнологий, получат поддержку инновационные проекты по созданию альтернативных источников энергии, в том числе по производству биотоплива из отходов сельхозпроизводства. Власти планируют увеличить долю вторичных ресурсов при производстве стройматериалов, а в состав предприятий по производству сахара включить кондитерские, хлебопекарные и комбикормовые цехи, которые могли бы использовать отходы производства.

Общий контроль за движением твердых коммунальных отходов от контейнера до мусоросортировочного комплекса с последующим захоронением «хвостов» будет осуществлять региональный оператор. Отходы жителей разделят на максимальное количество фракций на сортировочных комплексах и отправят на переработку все, что в принципе можно переработать. Остатки захоронят на полигонах ТБО, причем с уменьшением закапываемых отходов их количество должно заметно сократиться.

Что будет с полигонами ТКО?

Действующие полигоны ТКО после окончания срока их эксплуатации подлежат закрытию и рекультивации. Новая схема по обращению с отходами предполагает, что в каждом из восьми межмуниципальных отходоперерабатывающих кластеров будет создан современный полигон для захоронения «хвостов» после сортировки.

Куда отправят рассортированный мусор из Воронежской области?

Мусоросортировочный комплекс в Семилукском районе только начал работать, с договоренностями с конкретными перерабатывающими предприятиями на заводе пока не определились. Известно только, что часть отходов будет перерабатываться, не выезжая за пределы региона – например, отходы пластика и макулатуры можно переработать силами местных предприятий. Другие отходы будут отправлять в регионы России.

Как это поможет бороться с несанкционированными свалками?

Перевозчикам будет невыгодно бросать мусор в ближайшую канаву. Плату за свои услуги от регионального оператора они получат, только если довезут отходы до лицензированного полигона.

Еще в 2017 году было принято постановление правительства РФ, запрещающее размещать на полигонах отдельные виды отходов – например, лом и отходы черных и цветных металлов, отходы продукции, содержащей ртуть. С начала 2018 года под запрет также попали бумага и картон, шины, стекло. Год от года запретительный список расширяется, а значит, эти отходы должны вовлекаться во вторичную переработку. Однако контролировать невыполнение этих требований в существующей системе было почти невозможно. Теперь же региональные операторы будут получать полную информацию об отходах, которые были рассортированы, и сразу видеть, попало ли на полигон что-то, что не должно было туда попасть. Нести ответственность за неисполнение закона в этом случае будут полигоны.

Новая схема повлияет и на жителей сел, привыкших сжигать мусор или бросать его в лесополосе. В квитанциях теперь будет значится вывоз отходов, оплатив который, вряд ли захочется бросать мусор где попало.

Сколько будет стоить вывоз мусора?

С 1 января вывоз мусора становится коммунальной услугой и облагается НДС – 20%. Стоимость вывоза мусора с 1 января по 31 декабря 2019 года составит 591 рубль 14 копеек за один кубометр (с НДС). Нормативы составляют 3,355 кубометра в год на одного человека. Плата за одного человека в месяц составит 165 рублей. Эта сумма рассчитывается по формуле: 591,14 (сумма за 1 кубометр)*3,355 (норма)/12 (месяцев).

Плату с жилого помещения будут взимать не по площади помещения, как раньше, а по количеству людей, прописанных в квартире или доме. В тариф входит плата за негативное воздействие на окружающую среду, расходы на вывоз, обработку и захоронение ТКО, услуги регоператора и прибыль.

– Изменилась государственная политика по обращению с отходами. Это объективная предпосылка к росту тарифа. Но мы поставили цель сохранить плату на нынешнем уровне – даже если мы не окажемся в числе передовиков в РФ, рост коммунальных платежей не должен превышать 5% к уровню 2018 года, – отметил губернатор Александр Гусев.

Собственники, чьи ежемесячные расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22% от семейного дохода, могут рассчитывать на господдержку. Чтобы получить льготу, необходимо обратиться в органы соцзащиты населения.

Если я собираю мусор раздельно дома, что изменится для меня?

Ничего. Воронежцы, разделяющие мусор самостоятельно и сдающие его в организации, принимающие вторсырье, могут делать это и дальше.

Компаниям, занимающимся раздельным сбором отходов, заключать договор с мусоросортировочным заводом нет необходимости, поскольку они уже собрали отсортированные отходы. Они, как и прежде, будут самостоятельно реализовывать собранные отходы предприятиям, занимающимся их переработкой.

Кроме того, привычка разделять мусор в домашних условиях в любом случае пригодится россиянам, так как в течение следующих 10 лет власти будут внедрять этот механизм. Так что переходить к «зеленым» привычкам можно уже сейчас.

Какой следующий шаг?

Внедрение территориальных схем по обращению с отходами – лишь первый шаг реформирования «мусорного» законодательства в России. В дальнейших планах властей – повсеместное введение раздельного сбора отходов. Но к этому предстоит идти еще долго.

– В правительстве региона уже создана рабочая группа по вопросам внедрения раздельного сбора отходов на территории Воронежской области. Некоторые управляющие компании осуществляют предварительную сортировку твердых коммунальных отходов, извлекая компоненты, которые возможно повторно использовать. Но проблема раздельного сбора мусора не решается установкой контейнеров. Нужна в первую очередь инфраструктура по вывозу и дальнейшей переработке раздельно собранного мусора. Сейчас в законодательстве прописаны нормы, стимулирующие первый этап – раздельный сбор или сортировку, потому что без этого невозможно выделить полезный компонент. Второй этап – через расширенную ответственность производителя создавать мощности по переработке сортированного нового отхода, – рассказали в департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области.

Если говорить о более далеких планах российских властей по изменению обращения с отходами, среди них можно выделить внедрение раздельного сбора на уровне придомовых контейнеров. Одним из возможных сценариев может стать установка контейнеров двух видов: для пищевых и непищевых отходов.

Что это даст?

Высшая цель территориальной схемы по обращению с отходами – вовлекать во вторичное использование и переработку как можно большее количество отходов, а захоранивать – как можно меньшее.

Кроме того, по мнению создателей схемы, строительство новых объектов размещения отходов и мусосортировочных комплексов позволит обеспечить стопроцентный охват населения регулярным сбором и вывозом бытовых отходов, построить на территории области оптимальное количество современных полигонов, что высвободит значительные площади земель для строительства и сельского хозяйства. Другие возможности – привлечение инвесторов для строительства и эксплуатации экологических комплексов, создание на территории области современных отходоперерабатывающих предприятий, а также формирование новой отрасли экономики Воронежской области – отходопереработки.

Как это работает. Захоронение отходов в Воронежской области

Создатели региональной схемы Воронежской области составили прогноз образования твердых коммунальных отходов к 2020 году на основе сведений, представленных органами официальной статистики. Согласно им, доля отходов, обезвреженных и вовлеченных в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов к 2021 году должна составить 73% от общего числа ТКО в регионе за год. Удельный вес отходов сельхоз производства, переработанных методами биотехнологии, в 2020 году должен составить 11,5% (в 2015 году этот показатель составлял 10%). Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления I-IV классов опасности в 2019 году должна составить 85,197%, а к 2020-му – 90,004% от общего количества образующихся отходов. Все это в конечном итоге должно улучшить экологическую ситуацию в регионе.

Контекст

Воронежская область стала пилотным регионом при переходе на новую систему обращения с отходами и одной из первых утвердила необходимые программные документы. В 2018 году федеральные власти направили региону более 79 млн рублей на создание новых объектов по обработке и утилизации отходов. Средства потратили на проектирование и строительство мусоросортировочных комплексов в районах Воронежской области.

Ссылка на основную публикацию