Мораторий на повышение платы за услуги ЖКХ невозможен, рассеяли надежды в Минстрое

Новости ЖКХ

Введение моратория на повышение платы за услуги ЖКХ невозможно – Минстрой

Введение моратория на повышение платы за жилищно-коммунальные услуги невозможно из-за инфляционных процессов, рассказал в ходе пресс-конференции замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

“Это не первая просьба о моратории со стороны депутатов во время предвыборной кампании. Мы всегда спрашиваем, кто тогда будет платить”, — отметил замминистра.

Он указал, что индексация тарифов нужна как минимум в связи с инфляцией. Чибис напомнил, что в 2016 году совокупный рост платы за ЖКХ в РФ ограничен 4%.

Ранее в октябре депутаты “Единой России” предложили вернуться к вопросу о заморозке тарифов на год-два в условиях снижения доходов населения.

КОММЕНТАРИИ
15.01.2016 12:56
Нравится: 15
Не нравится: 2

Уважаемый Андрей Владимирович Чибис!

Объясните, пожалуйста, почему тарифы нужно обязательно привязывать к инфляции или ограничивать каким-то совокупным ростом платы за ЖКХ? Что мешает устанавливать для монополий реальные, правильно рассчитанные, обоснованные тарифы? Например, так, как ещё два года назад предлагал делать руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Специально для Вас, привожу интервью, данное в феврале 2014 года руководителем ФАС Игорем Артемьевым газете «Комсомольская правда».

«Комсомольская правда» (КП): А вот еще о монополистах, которые работают в сфере ЖКХ. Каждый год в стране повышают тарифы и при этом объясняют, что население и так мало платит, что до реальной стопроцентной стоимости тех же услуг еще далеко.

Игорь Артемьев (ИА): Это ужасная демагогия и большой обман. С учетом воровства в этой сфере мы с вами платим уже не сто, а гораздо больше процентов. Энергия, вода, тепло – все это поставляют монополисты на своих рынках.

КП: Все ваши клиенты.

ИА: Я бы сказал, любимые клиенты. Самые большие неприятности совершаются именно естественными монополиями. Бороться с ними очень сложно, а вот защищать крайне выгодно – денег много, влияние сильнейшее. И как только мы начинаем жестко критиковать, сразу появляются доброхоты, в том числе в государственных органах, которые сторожат их интересы. Есть государственные органы, которые, по-моему, ничем другим не занимаются, а только защищают естественные монополии. При этом у естественных монополий есть своя законодательная основа. У нас в России конкуренцию защищает 135-й ФЗ «О защите конкуренции», который во всем мире признается как один самых современных. Но есть и другой закон, принятый в 1996 году, «О естественных монополиях», который дает им дополнительные права не жить по законам конкуренции, по которым живет вся страна. Мы уже 4 года просим правительство и президента ликвидировать этот закон. А вообще для естественных монополий правила должны быть еще строже. Однако далеко не все разделяют нашу точку зрения.

КП: А что вы предлагаете сделать?

ИА: Есть метод определения справедливой цены, мы его сейчас используем, например, для рынка лекарств. Представьте, есть лекарственный препарат, не имеющий аналогов. Как нам определить, по какой цене нам его предлагают, заниженной или завышенной? Мы смотрим, по каким ценам эта компания продает это лекарство в другие страны, и на них ориентируемся.

КП: Но с тарифами сложнее, в разных странах разные условия, налоги, климат, себестоимость этих самых услуг…

ИА: Я вас умоляю. Существуют несложные методики, которые позволяют сопоставить все цены с учетом разницы условий. Это нетрудные задачи для Министерства экономики и аналитического центра при правительстве. Мы знаем примерно 300 маркетинговых сайтов, которые обобщают цены в разных странах мира. Если такую работу провести с ЖКХ, то мы поймем, где мы – на Луне или на Сатурне, сколько мы платим за ЖКХ по сравнению с другими странами. И вскроется простая вещь: стоимость электроэнергии, например, у нас выше, чем в Канаде и в США. При схожести климата. Почему? Потому что все это съели монополии вместе с коррумпированными чиновниками. А мы с вами все это оплачиваем, к сожалению. А наши друзья из тарифной службы, утверждая какие-либо тарифы, не проводят полноценного анализа рынка.

Интервью опубликовано по ссылке:

Павел15.01.2016 13:25
Нравится: 2
Не нравится: 12

Шаману! Если бы все послушали Артемьева, то платили бы уже по тарифам раза в 2 больше чем сейчас!

Медведев подписал постановление о запрете повышения цен на услуги ЖКХ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах. Об этом он сам заявил на совещании по вопросу достижения национальных целей развития России в сфере экономики и жилищном секторе.

По словам Медведева,

этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции».

В настоящее время для регионов и так устанавливаются предельные индексы роста платы за услуги ЖКХ, но есть ряд оснований, которые позволяют превышать данные индексы, что не всегда оправдано. По словам Медведева, теперь «таких оснований стало меньше».

Медведев уточнил, что регионы будут обязаны согласовывать подобные превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

По данным Росстата, в 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%. Инфляция тогда составила 4,3%.

В этом году из-за повышения НДС с 18% до 20% было принято решение отказаться от индексации тарифов ЖКХ на 4% с 1 июля. Вместо этого тарифы было решено повысить дважды — на 1,7% в начале года и на 2,4% с 1 июля. По версии Минэкономразвития, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции.

А после принятого постановления «тарифные дисбалансы уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», заверил Медведев.

Весной прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев отмечал, что большинство россиян переплачивает за услуги ЖКХ.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки», — говорил Артемьев.

Глава ФАС отмечал тогда, что примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы.

«И как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее», — посетовал Артемьев.

В качестве примера он приводил ситуацию, когда один и тот же водоканал в одном и том же регионе имеет на один кубический метр воды тариф, различающийся в 54 раза. Аналогичные случае были зафиксированы и по тарифам на тепло, и по электроэнергии.

ФАС призывала навести порядок в этой ситуации и направляла массу поправок в законодательство.

Тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний, отмечал эксперт ОНФ Арсений Беленький. Он привел пример, когда у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза, так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифом 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей.

Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.

Читайте также:  Регионы получат почти миллиард рублей на компенсацию оплаты взносов на капитальный ремонт

«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс — тот получает больший тариф», — полагает депутат Госдумы Дмитрий Ионин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» депутат Госдумы Галина Хованская отмечала, что в России долги по ЖКХ уже достигли триллиона рублей.

Но граждане не главные неплательщики. Среди должников очень много бюджетных организаций, федеральных органов власти, в первую очередь, Министерство обороны – очень серьезный должник.

Интересно, что в прошлом году правительство РФ вернулось к идее введения соцнормы потребления электричества для россиян. После того, как пилотный проект с введением нормы килловатт-часов на человека в 2014 году обернулся серьезным ростом тарифов и критикой со стороны президента РФ, эта тема была отложена. В начале января слухи о ее возможном обсуждении в кабмине вызвали волну негодования, после чего вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что «вопрос закрыт».

«Гадать на кофейной гуще, вернемся мы или не вернемся (к обсуждению этого вопроса), бесполезно. Он закрыт», — подчеркнул Козак.

Не платить за ЖКХ – если дорого и некачественно: в Минстрой поступило революционное предложение

В Минстрой поступило революционное предложение от депутатского корпуса. Василий Власов предлагает не платить за ЖКХ – если дорого и некачественно.

Если качество предоставляемых услуг ЖКХ не отвечает нормам, то их не стоит оплачивать. Такой позиции придерживается депутат Василий Власов. О своем предложении он рассказал в официальном письме на имя министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева.

В чем суть предложения

По словам Власова, к нему регулярно приходят обращения от жителей России, где те рассказывают, с одной стороны, о слишком высоких тарифах ЖКХ, а с другой – о низком качестве предоставляемых услуг.

В нашей стране действуют четкие нормы по пересчету платы за поставленные услуги ЖКХ, если они были некачественными – работает постановление правительства. Но конечный потребитель этот механизм не понимает – для него он сложен. В результате происходят еще более массовые нарушения, отмечает депутат.

Власов предлагает “сориентировать данное постановление на большую защиту”.

“. закрепить право потребителей не оплачивать соответствующие коммунальные услуги в течение всего расчетного периода за сам факт неоказания услуги”, – передает текст письма депутата РИА Новости.

В своем обращении Власов перечисляет услуги, за которые, по его мнению, платить не стоит. Например, это некачественное горячее и холодное водоснабжение, отопление в течение всего отопительного периода, водоотведение, а также “сам факт несоответствия состава и свойств воды”. Последнее также закреплено в российского законодательстве в части технического регулирования.

Тарифы действительно растут

Накануне было опубликовано правительственное решение о повышении тарифов ЖКХ в 2020 году – проценты, выше которых подниматься нельзя. Итак, во втором полугодии 2020 года в России вырастут цены на жилищно-коммунальные услуги. Лидером повышения правительство назначило Чечню – там тарифы вырастут на 6,5%.

При этом в Москве плата за “коммуналку” вырастет не более чем на 5%. В Санкт-Петербурге увеличение составит максимум 3,8%.

Как отмечается в документе, опубликованном на сайте правительства России, все повышения являются максимально допустимыми. Наибольшее повышение ожидает жителей Чечни, которым придётся платить за услуги коммунального сектора на 6,5% больше.

На 5,4% могут повысить оплату услуг ЖКХ жителям Кабардино-Балкарии. На 5,2% вырастут тарифы в Дагестане, на 5,1% – в Ингушетии.

Меньше всего тарифы вырастут для жителей Ненецкого автономного округа. Там максимальная планка повышения тарифов установлена на уровне 2,4%.

Подъемом тарифов ЖКХ кабмин лишит пенсионеров “прибавки к пенсии”?

Большая плата за коммунальные услуги – инструмент правительства премьера Дмитрия Медведева, который лишает российских пенсионеров “прибавки к пенсии”, которую успело им пообещать, настаивают в соцсетях.

“А правитeльствo пoнимаeт, чтo, пoднимая цeны за услуги ЖКХ, oнo таким oбразoм лишаeт пeнсиoнeрoв oчeрeднoй прибавки к пeнсии с 1.01.20, т. e. пoлучаeтся, чтo oднoй рукoй дает, а другoй забираeт? Можно неработающих пенсионеров хоть как-то освободить от поборов?” – задается вопросом Петр Артамонов (@correos181).

Не только тарифы, но и единая платежка

Ранее стало известно, что правительство поддержит появление единой платежки с начислениями за услуги ЖКХ. В единой платежке надеются собрать все услуги ЖКХ, получаемые в России. Подобную инициативу намерены поддержать на уровне законопроекта в правительстве. Таким образом, жителям страны будет проще оценивать свои расходы, а властям – держать под контролем тарифы. Шутка в том, что такие квитанции на самом деле уже существуют. Пусть и не везде.

Проект закона уже разработан Минстроем и находится на рассмотрении в кабмине. Единая платежка включает коммунальные услуги, затраты на управление, содержание и текущий ремонт дома, а также взносы за капремонт, вывоз мусора и ресурсы. Для кого-то формат уже напоминает то, что есть сегодня. Но в ряде регионов России, как оказалось, жителям приходят отдельные платежки. И в такой ситуации действительно непросто контролировать свои расходы. Да и манипулировать тарифами куда проще. Потому и было принято решение о приведении документации к общему знаменателю.

Проект закона не самый новый. Он был внесен депутатами во главе с первым заместителем председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Сергеем Пахомовым 19 июня для рассмотрения в Госдуме. Норма вводит два новых понятия – это расчетный центр и ЕПД (единый платежный документ). Новые инструменты, по задумке, должны увеличить собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги в России и снизить риски хищений управляющими компаниями. Усиление контроля обоснованности тарифов – еще одна сопутствующая задача.

Первая критика уже последовала из правительства, где сейчас заняты анализом законопроекта. Членам кабмина не понравилась модель “расчетного центра” в проекте закона. Депутаты полагают, что такие центры займутся формированием платежек в регионах и выставлением ЕПД жителям страны.

Сегодня платежки могут выставлять сами управляющие компании, поставщики ресурсов, банки или специальные операторы счетов, пояснила исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева. Последние работают на условиях, прописанных в договорах. И такой формат обеспечивает принцип государственной политики по развитию конкуренции в сфере ЖКХ. Новая же модель расчетного центра не соответствует указанным принципам, полагают в кабмине. Поскольку в конечном счете ограничивается выбор поставщиков и управляющих компаний.

Если замечания кабмина будут исправлены, эксперты полагают, что норма действительно упростит жизнь плательщиков за коммунальные услуги. А те самые расчетные центры вполне могут взять на себя роль “единого окна”, где можно будет уточнить самую разную информацию по ЖКХ.

Когда именно планируют финально обсудить проект закона, не уточняется.

Тарифы на услуги ЖКХ просят заморозить до 2017 года

Тарифы на услуги ЖКХ предлагают заморозить до 2017 года. Депутаты Волгоградской областной думы направили обращение в правительство, Совет Федерации и в Госдуму с просьбой ввести мораторий на рост тарифов на электроэнергию, газ, водоснабжение и пр. (документ находится в распоряжении «Известий»). С 1 июля по всей стране произойдет подорожание в среднем на 8,7%. По мнению депутатов, основная часть населения не сможет оплачивать коммунальные услуги своевременно.

Региональные депутаты отмечают, что «неконтролируемый и экономически не обоснованный рост платы за коммунальные услуги намного опережает рост заработной платы и доходов населения, особенно малообеспеченных слоев, людей с фиксированными доходами — бюджетников, пенсионеров».

Читайте также:  Правительство создало паевой фонд для инвесторов арендного жилья, обещая доходность 5-6%

Мнение волгоградских депутатов разделяют и в других регионах. Так, народный хурал Республики Бурятия также уже направил обращение в адрес президента, правительства и Совета Федерации с просьбой ввести мораторий на повышение коммунальных тарифов, но только до конца 2015 года.

С 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации вырастут тарифы в сфере ЖКХ в среднем на 8,7%. В Москве средний рост составит 10% — отопление подорожает на 13%, холодная вода и водоотведение — на 5,9%, горячее водоснабжение — на 11,5%, электроэнергия — на 7,5–13,7% в зависимости от времени суток потребления, газ — на 7,5%. Кроме того, москвичи с 1 июля будут теперь так же, как и жители других регионов, платить взносы на капитальный ремонт общедомового имущества. В столице размер оплаты составит 15 рублей за 1 кв. м. В Санкт-Петербурге цены на услуги ЖКХ увеличатся примерно на 9%, в Волгоградской области — более чем на 11%.

В итоге, по мнению депутатов Волгоградской областной думы, все проблемы жилищно-коммунального хозяйства окончательно перекладываются на плечи граждан.

«Считаем, что в данных условиях основная часть наших граждан не в состоянии своевременно оплачивать коммунальные услуги в связи с постоянным увеличением их стоимости. Дальнейший рост тарифов ЖКХ без учета реальных доходов населения усилит социальную напряженность в обществе», — говорится в письме.

Обращение с «призывом о введении моратория на рост цен (тарифов) в сфере жилищно-коммунального хозяйства до 2017 года» направлено председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Сергею Нарышкину.

Заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев рассказал, что мораторий может наложить правительство или президент, сделав индекс роста коммунальных платежей нулевым.

— С одной стороны, понятно, что ЖКХ — это одна из самых социально напряженных отраслей: до 2014 года за 6 лет тарифы выросли в 2,5 раза. Но потом было подписано постановление правительства, по которому до 2018 года рост не может превышать инфляцию. Это разумное решение. Если ввести мораторий, все отрасли ЖКХ станут убыточными, у нас и так убытки в водоснабжении составляют 30–40 млрд рублей, — сказал он.

Профессор Института современного развития Алексей Скопин считает, что правительству стоило отказаться от увеличения цен хотя бы в этом году — в разгар экономического кризиса.

— Рост цен больше всего ударит по регионам. С одной стороны, увеличится на 9% стоимость на услуги ЖКХ, и в то же время примерно на столько же снизились реальные доходы населения — это совершенно разнонаправленные тренды, усугубляющие социальную ситуацию. Для пенсионеров дополнительная тысяча рублей квартплаты может стать критичной: во многих регионах пенсия составляет 8–9 тыс. рублей, — говорит он. — Сейчас несвоевременно повышать тарифы, хотя бы в этом году не стоило этого делать. Компаниям, предоставляющим услуги ЖКХ, необходимо затянуть пояса и искать внутренние резервы эффективности, а не перекладывать все расходы на население.

Адвокат Владимир Постанюк отметил, что ввести мораторий на рост тарифов не так просто.

— Мораторий на повышение ставки (тарифа) необходимо устанавливать отдельным федеральным законом. Кроме того, тогда нужно менять огромную нормативную базу, регулирующую ценообразование в сфере ЖКХ. На ценообразование и размер тарифа влияет множество факторов. Так, в цену включаются такие виды расходов, как приобретение сырья и материалов, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, арендные платежи, налог на прибыль и пр. Так что устанавливать мораторий необходимо при параллельном изменении показателей всех этих факторов, — говорит эксперт.

Постанюк напомнил, что в российских регионах установлен предельный рост тарифов на услуги ЖКХ.

— Существует понятие предельного индекса — устанавливаемого в среднем по субъектам РФ и (или) в среднем по муниципальным образованиям на срок не менее чем 3 года и не более чем 5 лет. Это выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на услуги ЖКХ, — говорит он.

Ранее замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис на вопрос о резком скачке цен с 1 июля заявил, что это минимальное повышение тарифов, которое только возможно в нынешней экономической ситуации.

«Не стоит забывать, что в первую очередь надо добиться качественных коммунальных услуг. А для этого в трубы и краны необходимо вкладывать деньги. У нас одна из самых дешевых коммуналок во всем мире. По сравнению с Европой вода у нас дешевле в пять раз, а тепло — в три раза. Дешевле сделать коммунальные услуги уже в принципе невозможно», — сказал замминистра.

В начале июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, увеличивающий почти вдвое штрафы за неуплату коммунальных услуг. Поправки вносят изменения в статью 155 ЖК РФ — пени за просрочку с оплатой услуг вырастают с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас она составляет 8,25% годовых) в день до 1/170 ставки рефинансирования. Таким образом, неплательщики будет выплачивать своим управляющим компаниям 17,7% годовых от неуплаченных сумм. Проценты будут начисляться с 91-го дня просрочки.

Только в Центральном федеральном округе долг по коммуналке на 1 марта составил 49,5 млрд рублей. Наибольшая часть долга приходится на Москву — 31% долга округа, или 14,8–15 млрд рублей. В качестве причины неплатежа 35% неплательщиков-физлиц ссылаются на финансовые трудности, 22% не считают коммунальные ресурсы товаром, подлежащим регулярной оплате, 18% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, 15% считают необъективным рост тарифов и не справляются с увеличивающейся нагрузкой по оплате коммунальных услуг, а 10% забывают оплатить коммуналку.

Жёсткий индекс: правительство приняло постановление против необоснованного роста тарифов ЖКХ

Правительство России утвердило постановление, которое вносит изменение в порядок формирования индексов повышения платы за коммунальные услуги. Цель законодательной инициативы — не допустить необоснованного роста цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

«Я подписал постановление, которое позволит более жёстко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», — сказал Медведев на совещании, посвящённом достижению национальных целей развития в сфере экономики и в жилищном секторе.

Глава правительства напомнил, что на данный момент для регионов устанавливаются предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ, но существует ряд оснований для их превышения. По словам Медведева, далеко не все они справедливы.

«Теперь таких оснований стало меньше — в соответствии с этим документом. Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

К тому же регионы отныне обяжут согласовывать превышения индекса с Федеральной антимонопольной службой.

Согласно прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2019 году составит 4,2—4,7%. Однако глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает эту цифру завышенной. По его мнению, темп инфляции не превысит 4%.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости».

«Все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, не доплачиваем этим коммунальным монстрам, — это всё чушь собачья», — говорил он.

Добавим, что в мае депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который запрещает передавать долги по услугам ЖКХ коллекторам. Согласно документу, право работать с долгами по коммунальным услугам может принадлежать только непосредственным участникам этого рынка. Таким образом, речь идёт об управляющих компаниях, жилищных кооперативах, товариществах собственников жилья и организациях, обеспечивающих доставку тех или иных ресурсов (воды, газа, электроэнергии и т.д.).

Читайте также:  Жители Татарстана могут оплачивать услуги ЖКХ через портал госуслуг РТ без комиссии

«Такие инициативы могут вызывать только одобрение»

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв приветствовал инициативу правительства РФ, которая призвана не допустить необоснованный рост цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

«Я думаю, что любые инициативы, которые направлены на сдерживание темпов роста оплаты услуг ЖКХ выше инфляции, могут вызывать только одобрение», — сказал он.

Он также выразил мнение, что ФАС должна очень жёстко контролировать возможные запросы о превышении установленного индекса. По его словам, естественные монополисты очень часто раскручивают темпы удорожания своих услуг.

«Должен действовать принцип в отношении тарифов естественных монополий, тарифов услуг ЖКХ. Это принцип «инфляция минус». Минус 0,5% или 1%. А вот в отношении мер соцподдержки по индексации пенсий, увеличения соцподдержки тех или иных малозащищённых групп должен действовать принцип «инфляция плюс». Таким образом, мы бы пришли к более справедливому социальному государству и к улучшению конъюнктуры для предприятий», — заметил парламентарий в беседе с RT.

Как отметила эксперт в области ЖКХ Евгения Юнисова, правительство не впервые принимает подобные постановления. Причина в том, что установленные ограничения не соблюдаются из-за появления новых платежей и услуг.

«Например, 1 января 2019 года в большинстве регионов введена новая плата за услугу вывоза и переработки коммунальных отходов. Раньше эти расходы были в составе платы за содержание и ремонт общего имущества, а сейчас это отдельная строка в квитанции. На эту услугу — как на новую — это ограничение не распространялось. Я надеюсь, что принятое постановление будет связано с тем, что любая новая услуга, какая бы ни появилась, не будет превышать уровень инфляции», — заявила собеседник RT.

Она также объяснила, почему рост коммунальных тарифов не должен быть выше темпов инфляции.

«У нас на протяжении очень долгого времени рост цен ЖКХ превышал уровень инфляции — как прогнозируемой, так и фактической. Когда уровень инфляции был 6%, рост ЖКХ составлял 11%. Из-за того что в течение долгих лет был опережающий рост цен на услуги ЖКХ, семейные бюджеты его не выдерживали. Большинство людей были вынуждены отказываться от ряда услуг», — сказала Юнисова.

ВС РФ признал законной индексацию платы по договору управления МКД “на инфляцию” без решения общего собрания собственников

dimdimich / Depositphotos.com

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также – ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать указанные постановления (Определение ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 301-КГ18-22044).

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор – собранием же – не менялся. При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги. Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, например, определение ВС РФ от 24 декабря 2018 г. № 308-КГ18-21774, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2018 г. № Ф01-6500/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. № Ф01-2620/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 3 августа 2018 г. № Ф01-2809/18, постановление АС Северо-Западного округа от 13 сентября 2018 г. № Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы – в рассматриваемом случае – не нарушает требований действующего законодательства:

  • плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;
  • при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться – при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;
  • собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;
  • индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;
  • значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;
  • наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который – в качестве собственника помещений –подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники – приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями – фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления. Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (определение от 11 января 2019 г. № 309-КГ18-23161). Напомним, что Минстрой России признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления.

Ссылка на основную публикацию