Минстрой России продолжает прорабатывать решения для снижения административных барьеров в сфере строительства

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

На данный момент

Срок прохождения админпроцедур при реновации сократился более чем в два раза.

Описание

Для улучшения условий бизнеса в Москве ведется работа по сокращению административных барьеров в строительстве – отменяются избыточные и дублирующие процедуры, регламентируются существующие процедуры, обеспечивается прозрачность порядка их прохождения.

  • В 2013 году все полномочия по выдаче разрешительной документации передали исключительно отраслевым органам власти, без взаимодействие с территориальными органами.
  • Отменены все согласования проектной документации, теперь эту задачу выполняет государственная и негосударственная экспертиза проектной документации.
  • Сокращены (в том числе по сравнению со сроками, предусмотренными федеральным законодательством) сроки проведения отдельных процедур органами власти Москвы.
  • Правительство Москвы обеспечило перевод всего цикла процедур – от начала до конца строительства – в электронный вид.

Застройщик получает государственные услуги на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы. Все документы, необходимые для предоставления услуги, получаются посредством межведомственного электронного взаимодействия и не запрашиваются у заявителя.

Существенную пользу может принести упрощение сбора строительными компаниями сведений и исходных данных о территории, необходимых для проработки проектов. Правительство Москвы работает над формированием информационных систем, включающих сведения о геологических и топографических исследованиях, о возможностях подключения к инженерным сетям. Планируется предоставить максимально открытый доступ застройщиков к таким информационным ресурсам.

Интернет ускоряет строительство

На сегодняшний день Стройкомплекса Москвы в электронном виде через портал Mos.ru предоставляет 19 государственных услуг. Из них 15 – исключительно в электронном виде. При этом более 90% заявок о предоставлении услуг подаются в электронном виде.

В 2018 году в электронный вид переведены государственные услуги «Предоставление информации из Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в города Москве» и «Приемка исполнительной документации для ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве».

Также с 2018 года в электронном виде стала доступна запись на проведение контрольно-геодезической съемки, а с 2019 года – направление предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы.

Практика города Москвы по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид и переходу на межведомственное электронное взаимодействие награждена дипломом победителя в рамках Сессии «Лучшие практики социально-экономического развития» Российского инвестиционного форума по результатам Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» награждена дипломом победителя.

Достигнутый в Москве уровень «цифровизации» процедур в строительстве позволяет перейти к следующему этапу оптимизации услуг – предоставление комплексных услуг. Например, в электронном виде предоставляется комплексная услуга, в рамках которой застройщики получают две услуги по одной заявке: ввод объекта в эксплуатацию и постановка на кадастровый учет.

В целях предоставления соответствующей комплексной услуги Стройкомплексом Москвы обеспечено взаимодействие с Управлением Росреестра по Москве, что положительно повлияло на динамику государственного кадастрового учета объектов капитального строительства. Такой подход (по предоставлению комплексных услуг) планируется распространить на остальные услуги, предоставляемые органами власти, в том числе в связи с тем, что перспективы исключения отдельных процедур или радикального сокращения сроков их проведения несут значительные риски, связанные с безопасностью строительства.

Внедрение комплексных услуг планируется осуществить на базе цифровой площадки взаимодействия участников строительства. В настоящее время органами власти Москвы прорабатываются планы по созданию такой площадки, которая позволит существенно сократить количество административных процедур и обеспечить оперативное электронное взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности.

Эксперимент по оптимизации технологического присоединения и переводу услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид

В целях оптимизации процесса подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям c декабря 2018 года на mos.ru реализован уникальный сервис, который позволяет получить в электронном виде услуги ресурсоснабжающих организаций, в том числе в рамках подачи единой заявки на подключение сразу к нескольким видам ресурсов.

В электронном виде могут быть поданы заявки на получение технических условий, заключение договоров о подключении, получение актов технологического присоединения.

В этом проекте участвуют шесть сетевых организаций:

В ближайшее время планируется перевести в электронный вид услуги еще одной сетевой компании – ГУП «Мосводосток», а также услуги по заключению дополнительных соглашений к договору о подключении.

Кроме того, совместно с федеральными органами власти прорабатывается возможность перевода в электронный вид услуги по выдаче акта о выполнении технических условий.

Упрощение сбора информации для застройщиков

Значительно упрощен сбор информации об условиях и ограничениях использования земельного участка для застройщиков, которая им необходима для предварительной проработки проектов.

Во-первых, создана соответствующая информационная инфраструктура – это Сводный план подземных коммуникаций и сооружений и Геофонд Москвы.

Во-вторых, значительно расширен состав ГПЗУ: с 2017 года в его состав включается информация о расположенных в границах земельного участка инженерных сетях и о технических условиях, предусматривающих максимальную нагрузку в возможных точках подключения.

В настоящее время прорабатывается возможность предоставления заявителю вместе с ГПЗУ архивных материалов инженерных изысканий из ИСОГД.

Кроме этого, планируется создать геоинформационную систему, позволяющую в режиме реального времени на 3D модели отображать местоположение точек подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и наличие свободной мощности в каждой точке.

Для упрощения сбора данных для застройщиков созданы информационные сервисы:

Кабинет застройщика – информационный ресурс для участников строительства, позволяющий получить доступ к полной информации об объектах капитального строительства, градостроительной и разрешительной документации, решениям штабов, комиссий и рабочих групп. К ресурсу также подключены саморегулируемые организации строительной отрасли, которые могут получать информацию о заключенных его членами государственных контрактах, а также о результатах проверок надзорного органа и выявленных нарушениях.

Информационный портал «Строим просто» – первая онлайн-площадка для информирования представителей бизнеса об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы.

СТРОИМ ПРОСТО – портал для застройщиков

Информационный портал «Строим просто» – первая онлайн-площадка для информирования представителей бизнеса об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы. Сайт доступен на русском и английском языках.

Наиболее полезная для застройщиков информация содержится в разделе «Путеводитель по услугам», где специалист может найти не только перечень всех госуслуг, но и подробную инструкцию их получения, регламенты, правовые документы и другую важную информацию. В нем есть не только перечень государственных услуг, которые может получить застройщик для строительства своих объектов, но и подробная инструкция и видео прохождения процедур, регламенты, правовые документы, необходимые контакты органов, предоставляющих услуги.

На сайте доступна актуальная лента новостей Москвы и России о реформировании в сфере прохождения административных процедур в строительной отрасли. Пользователи могут авторизоваться на сайте через свои аккаунты в социальных сетях, поделиться записью у себя на странице, задать вопрос и получить на него ответ через форму обратной связи.

Также все желающие могут подписаться на информационный дайджест, который формируется и рассылается два раза в месяц. Мониторинг содержит ключевые опубликованные в СМИ новостные материалы по теме снижения админбарьеров, в том числе заявления федеральных и московских спикеров об изменениях в этой сфере.

Пользователям портала доступен раздел «Клуб экспертов», в котором специалисты делятся мнением о вопросах реформирования в строительной отрасли, дают рекомендации и оценки происходящих изменений.

В галерее сайта собраны все визуальные материалы по теме, есть возможность посмотреть видео-обзоры и фоторепортажи с прошедших мероприятий, ознакомиться с тематическими инфографиками.

Чтобы всегда быть на связи, пользоваться функционалом сайта офлайн и иметь возможность изучать материалы, можно установить мобильное приложение «Строим просто», которое доступно для скачивания как на платформу IOS, так и на Android.

Еще одним важным результатом 2016 года по снижению админбарьеров является разработка онлайн-сервиса для застройщиков «Калькулятор процедур в строительстве». Любой желающий может зайти на сайт и воспользоваться простым алгоритмом расчета сроков и уточнения порядка прохождения административных процедур для строительства объекта.

Сервис позволяет оперативно получить исчерпывающую информацию обо всех шагах реализации строительного проекта в Москве. Для этого нужно выбрать тип объекта, его параметры, характеристики территории и иные строительные условия и ограничения, необходимость подключения к сетям, в том числе для объектов индивидуального жилищного строительства.

«Калькулятор процедур» автоматически подсчитает, сколько времени займет весь цикл строительства – от предпроектной подготовки до ввода объекта в эксплуатацию.

«Калькулятор процедур» столичные власти представили застройщикам летом 2016 года. И только за первые четыре месяца работы нового сервиса онлайн-разработкой воспользовались более тысячи раз.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Последние новости

В Москве развернуто беспрецедентное строительство: с 2011 по 2018 годы возведены объекты общей площадью более 80 млн кв. м. Все чаще строительные компании отмечают уменьшение административных барьеров в столице, которое влияет на ускорение реализации инвестиционных проектов.

В числе последних мер по снижению админбарьеров – упрощение порядка прокладывания инженерных сетей небольшого диаметра. Речь идет о газовых трубах, водопроводах, электросетях. Сейчас готовится соответствующий проект постановления. Пока же на прокладку сетей малого диаметра нужно получать такое же разрешение, как на магистральные сети крупного диаметра.

Оптимизация административных процедур снижает коррупционные риски

Сегодня все административные процедуры в строительстве регламентированы. У любого инвестора и строительной организации появилось четкое понимание о комплектности, составе документов, сроках и результате получения государственной услуги.

Многие процедуры при этом оптимизированы: по составу представляемых документов и срокам их выдачи. Это позволило создать для застройщика понятные и прозрачные правила игры в строительной отрасли, а также снизить коррупционные риски.

​Стройкомплекс Москвы принял решение об отмене наиболее затратных по времени процедур. Из-за больших издержек при проектировании и повышении инвестиционных рисков застройщиков отменены процедуры согласования разделов проектной документации – установлен прямой запрет на проведение государственной экспертизы в случае наличия согласований, не предусмотренных законодательством, а также согласования управ и префектур на всех стадиях реализации строительного проекта.

Теперь не нужно оформлять и порубочный билет при наличии разрешения на строительство, выданного органом исполнительной власти Москвы, и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В 2015 году отменено постановление правительства Москвы № 857, которое регламентирует земляные работы и обустройство строительных площадок. Оно предусматривало большое количество процедур, многие из них приходилось проходить многократно. Его отмена минимизировала количество процедур и согласований.

В соответствии с новым порядком оформления ордеров исключили следующие процедуры:

  • проведение геотехнической экспертизы;
  • согласование проектной документации на проведение работ, связанных с нарушением дорожного полотна, изменением или ограничением движения транспорта и пешеходов с ГИБДД;
  • согласование проектов организации строительства и проектов производства работ на земляные работы в службе Госсанэпиднадзора;
  • получение заключения о соответствии требованиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций проекта строительства;
  • согласование проектов благоустройства территорий в охранных зонах коммуникаций.

Еще одним направлением по оптимизации административных процедур в строительстве является сокращение сроков прохождения процедур при реализации строительных проектов. За счет уменьшения сроков проведения государственной экспертизы застройщик может намного быстрее получить от органов власти необходимую для реализации проекта разрешительную документацию.

18 госуслуг в строительстве можно получить через интернет

Москва первой в России перевела ключевые государственные услуги в строительстве в электронный вид. Сейчас 16 из 18 услуг предоставляются через интернет, причем три из них (выдача ГПЗУ – градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и его ввод в эксплуатацию) – только в электронном виде.

Переведенные в электронный вид услуги, которые оказывает Стройкомплекс Москвы, востребованы – в среднем застройщики обращаются за ними более тысячи раз в год. Подать заявку можно из любой точки мира и в любое время через личный кабинет на портале mos.ru, что значительно экономит время застройщика. Электронные услуги исключают личное общение заявителя и чиновника, что позволяет снизить коррупционные риски при предоставлении услуги.

Заявителю не нужно собирать огромное количество документов: они есть в распоряжении госорганов и передаются между ведомствами через базовый регистр информации. Процедура оформления заявки не требует от застройщика очного визита ни на одном из этапов рассмотрения заявления.

Там же, на портале госуслуг, заявитель может отследить ход рассмотрения своего обращения. Срок рассмотрения заявлений, в том числе поданных в электронной форме через портал mos.ru, не превышает 10 дней.

От проекта до построенного объекта застройщику нужно сделать всего 9 шагов

По Градостроительному кодексу России все здания и сооружения делятся на три типа: с упрощенным, особым и обычным регулированием. Объекты особого регулирования – технически сложные, уникальные или особо опасные. Экспертизу и надзор осуществляют федеральные органы – Росглавэкспертиза и Ростехнадзор.

Основная масса объектов – обычного регулирования. Речь идет о среднем многоквартирном доме или административном, офисном или торговом здании. В этом случае надзор и экспертизу осуществляют Мосгосстройнадзор и Мосгосэкспертиза или негосударственная экспертиза проектной документации.

Здания с упрощенным регулированием или так называемые «низкорисковые» объекты – это малоэтажная застройка, жилые дома (до трех этажей), склады, производственные здания (до двух этажей площадью 1,5 тыс. кв. м).

В отношении этих объектов нет ни государственного строительного надзора, ни экспертизы проектной документации. Выдаются лишь разрешение на их строительство и ввод в эксплуатацию. Ответственность обеспечивается за счет саморегулирования – по обязательствам своих членов ее несет саморегулируемая организация (СРО) в рамках существующего компенсационного фонда.

Сегодня в Москве строительство «низкорисковых» объектов пользуется большим спросом у малого и среднего бизнеса. Теперь, с учетом всех проведенных реформ правительством Москвы, такие объекты можно построить за 9 шагов. Причем часть из них коснулась не только «низкорисковых», но и более сложных объектов.

Читайте также:  В Ульяновской области утвердили повышение тарифов на воду и утилизацию мусора

Кроме того, удалось снизить и финансовые затраты на реализацию таких проектов. По оценке экспертов Всемирного банка, затраты на прохождение административных процедур снизились с 4,2% в 2010 году от стоимости строительства до 1,7% в 2015 году (в соответствии с методикой Всемирного банка это уменьшение с 990 тысяч рублей до 400 тысяч рублей).

Что входит в 9 шагов?! Сюда относятся: получение градостроительного плана земельного участка в Москомархитектуре, технических условий подключения к сетям водоснабжения и водоотведения в Мосводоканале, разрешения на строительство в Мосгосстройнадзоре, ордера на производство земляных работ в Объединении административно-технических инспекций (ОАТИ).

Кроме того, нужно провести контрольно-геодезическую съемку Мосгоргеотрестом, выборочную проверку в ходе строительства ОАТИ, далее подключиться к системе водоснабжения и канализации Мосводоканала, закрыть ордер на производство земляных работ в ОАТИ и получить разрешение ввод здания в эксплуатацию в Мосгосстройнадзоре.

После всех вышеперечисленных процедур заявитель должен зарегистрировать право собственности на здание в Росреестре.

Получение документации для строительства «низкорискового» объекта займет 99 дней. Кроме того, большинство из 9 шагов осуществляются в электронном виде через портал mos.ru. Прохождение согласовательных процедур можно контролировать через специальный сервис «Кабинет застройщика».

Стройкомплекс в соответствии с принципами, установленными с 2005 года Градостроительным кодексом РФ, работает с застройщиками по принципу «одного окна»: вместо 10 различных видов экспертиз проводится одна, а четыре вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор.

Причем запрещено требовать от заявителя документы, имеющиеся у другого органа власти. Они запрашиваются напрямую через Базовый регистр информации, необходимой для предоставления государственных услуг в Москве.

Плюсы для застройщиков, горожан и властей от снятия админбарьеров

Административные барьеры снижают рентабельность построенного жилья, приводя к повышению цен на новостройки, ведь все издержки застройщиков, потраченные на создание конечного продукта, вкладываются в его стоимость.

Отмена избыточных процедур в сфере строительства, перевод госуслуг в электронный вид и регламентация административных процедур выгодна всем: и органам власти, и застройщикам, и горожанам. Для строителей это ускоренное решение «бумажных» вопросов, снижение сроков возведения объектов и как следствие – увеличение объемов строительства. Горожане быстрее получают ключи от новых квартир.

В свою очередь, Стройкомплекс Москвы сокращает сроки обработки заявок от застройщиков и соответственно – трудозатраты. Контроль сроков и хода предоставления госуслуг становится более четким и частично автоматизированным. По итогам работы формируется электронная база проектов, позволяющая оперативно получить доступ к информации.

Масштабные градостроительные программы последних лет, в том числе проделанная работа по снятию административных барьеров в строительстве, вывели Москву в мировые лидеры по динамике развития. Преобразования, которые проводились в других городах в течение десятилетий, российская столица смогла совершить за считанные годы с помощью минимизации «бумажных» процедур.

Оптимизация получения необходимого пакета документов для строительства повлияла на снижение сроков возведения объектов, а также на объемы ввода. Сегодня в Москве создан колоссальный задел на будущее, который обеспечит строителей работой на годы вперед.

Минстрой России продолжает прорабатывать решения для снижения административных барьеров в сфере строительства

Архив

ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728291

Анонсы

Место проведения – г. Москва.

Выставка «Отечественные Строительные Материалы» (ОСМ) традиционно открывает ежегодный календарь строительных выставок Москвы.

За годы своего существования выставка «Отечественные Строительные Материалы» приобрела значимость для строительной индустрии, став крупным профессиональным событием в этой сфере и являясь, по сути, единственной в России выставкой, отражающей реалии российского рынка строительных материалов.

Сегодня выставка ОСМ – это мероприятие общенационального масштаба, являющееся, по мнению организаторов и участников, эффективным рычагом для продвижения отечественных товаров на потребительском рынке России и направлена на поддержку отечественного производителя.

Место проведения – г. Москва.

Цель «Российской строительной недели» – объединение выставочно-конгрессного потенциала строительного комплекса России для реализации государственных программ и национальных проектов, программ реновации жилищного фонда, формирования современной городской среды, поддержки деревянного домостроения.

Задачи выставки RosBuild:

насыщение отечественного рынка качественными, экологически чистыми и энергоэффективными строительными материалами;

демонстрация инновационных решений и технологий в строительстве;

реализация Стратегии развития промышленности строительных материалов;

привлечение зарубежных производителей, ориентированных на локализацию производства;

решение вопросов стандартизации и применения ГОСТов для строительных материалов и конструкций;

презентация строительного потенциала регионов России.

Место проведения – г. Сочи

Конгресс соберет порядка 5 000 профессионалов рынка недвижимости со всех регионов России, а также 40 стран ближнего и дальнего зарубежья.

На Конгрессе выступят представители федеральной и региональной власти, топ-менеджеры крупных финансовых структур и предприятий России, руководители строительных компаний и агентств недвижимости. Будет проведено более 400 мероприятий, посвященных жилищному строительству, риэлторскому бизнесу, ипотечному кредитованию, малоэтажному загородному строительству, коммерческой и зарубежной недвижимости, информационным технологиям, рекламе и PR, межрегиональным сделкам, а также образованию и подготовке кадров на рынке недвижимости. В целом прозвучит свыше 500 докладов.

Место проведения – г. Нижний Новгород.

Структура форума включает деловую программу и экспозиционную часть: Деловая программа включает в себя научный конгресс, конференции, семинары, мастер-классы. Экспозиционная часть форума демонстрирует инновации в строительной сфере, современные технологии, строительные и отделочные материалы, машины и оборудование, системы и сети, архитектурные, дизайнерские решения.

Деловая программа Форума 2020. Организаторами деловой программы выступают Нижегородский архитектурно-строительный университет, профессиональные ассоциации и союзы, компании, представляющие инновационные продукты и разработки. Каждый участник форума имеет возможность провести семинары и мастер-классы по своей продукции и услугам.

Участники форума получают возможность прямого контакта с государственными и муниципальными заказчиками, архитекторами и проектировщиками, руководителями и специалистами предприятий оптовой и розничной торговли, строительных и ремонтных организаций, дизайнеров интерьера.

Форум является частью целого каскада выставочных проектов, которые пройдут в эти сроки на Нижегородской ярмарке – 22-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки (экологическая, гидрометеорологическая и энергетическая безопасность) / ICEF» (выставки «Чистая Вода. Технологии. Оборудование», «Чистый город», «Энергетика. Электротехника. Энерго- и Ресурсосбережение»), что в итоге усиливает интерес к форуму со стороны смежных отраслей и увеличивает количество деловых посетителей.

Место проведения – г. Нижний Новгород

Выставка посвящена роли энергетики как основы стабильного развития различных отраслей экономики и является значимым событием для Приволжского федерального округа.

Деловая программа выставки будет представлена тематическими заседаниями конгресса, мероприятиями B2B и семинарами фирм-участниц, что предоставляет участникам широкие возможности для конструктивного общения.

Место проведения – г. Москва.

bauma CTT RUSSIA — это крупнейшая в России выставка строительной техники с 20-летней историей. Мероприятие является важнейшей коммуникационной площадкой в России, СНГ и Восточной Европе. До 2017 выставка носила название «Строительная Техника и Технологии / CTT».

b auma СТТ RUSSIA дает строительной индустрии наиболее широкий спектр оборудования, техники и услуг в России. На выставке представлены новейшие технологии и высококачественные услуги для всех секторов отрасли.

Четыре основных раздела bauma CTT RUSSIA охватывают главные аспекты отрасли

Строительная техника и транспорт

Производство строительных материалов

Запчасти и комплектующие для машин и механизмов. Смазочные материалы. Поставщики услуг

Новости отрасли

Минстрой России продолжает прорабатывать решения для снижения административных барьеров в сфере строительства

Минстрой России продолжает прорабатывать решения для снижения административных барьеров в сфере строительства

Минстрой России продолжает прорабатывать решения для снижения административных барьеров в сфере строительства. Среди предложений ведомства – перевод услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронный вид. Об этом сообщила на сессии «Управляя изменениями: первые результаты внедрения целевых моделей в регионах» статс-секретарь – заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Наталья Антипина. Мероприятие прошло 16 февраля в рамках РИФ-2018 в г. Сочи.

Наталья Антипина отметила, что анализ ситуации в строительстве, прежде всего, в муниципалитетах, показывает необходимость ряда изменений, которые необходимо предпринять на федеральном уровне. По мнению Минстроя России, необходима автоматизация предоставления услуг в сфере строительства в режиме «одного окна». «В 2017 году на территории Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области начат эксперимент по переводу услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронный вид, по итогам которого успешный опыт будет распространен на всю страну. К апрелю 2019 года эксперимент будет завершен», – рассказала замминистра.

​Наталья Антипина подчеркнула, что ведомство продолжает прорабатывать решения для снижения административных барьеров в сфере строительства. Замминистра напомнила, что в 2017 году все регионы страны приступили к реализации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, одной из таких целевых моделей является целевая модель «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование».

​В частности, этой моделью предусмотрены целевые показатели ее реализации, связанные с завершением работы регионов и муниципалитетов по формированию документов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, обеспечением в регионах сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, их регламентации, переводом услуг в электронный вид, внедрением межведомственного электронного взаимодействия и организацией предоставления услуг в сфере строительства по принципу «одного окна» через МФЦ.

​«Это одна из самых сложных целевых моделей для регионов как по количеству и качеству мероприятий, так и по составу частников, включенных в реализацию – это муниципалитеты, регионы, ресурсоснабжающие и сетевые организации и непосредственно ФОИВы. Именно на этой модели мы увидели, как регионы применяют проектный подход в своей работе, какие есть проблемы на региональном и муниципальном уровне управления, где «буксуют» регионы и муниципалитеты. Там, где такую работу возглавили губернаторы, мы видим хорошие результаты», – сказала Наталья Антипина.

​Также замминистра отметила, что ведомством отмечается рост количества принятых генеральных планов, планов землепользования и застройки. Тем не менее, к качеству этих документов зачастую возникают вопросы. Наталья Антипина отметила необходимость ужесточения требований к разработчикам и проектировщикам документации.

Преодоление административных барьеров в строительной отрасли на примере Республики Карелия

Дата публикации: 17.11.2018 2018-11-17

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Кудрявая А. А. Преодоление административных барьеров в строительной отрасли на примере Республики Карелия // Молодой ученый. — 2018. — №46. — С. 154-157. — URL https://moluch.ru/archive/232/53943/ (дата обращения: 03.02.2020).

Цель статьи — рассмотреть влияние административных барьеров на жилищное строительство, роль совместной работы представителей власти и бизнеса в процессе снижения административных барьеров, варианты преодоления административных барьеров на примере Республики Карелия

Ключевые слова: административные барьеры, строительство

The purpose of the article is to consider the impact of administrative barriers on housing construction, the role of joint work of government and business representatives in the process of reducing administrative barriers, options for overcoming administrative barriers on the example of the Republic of Karelia

Keywords: administrative barriers; building

Строительная отрасль является одной из важнейших в экономике Российской Федерации. Наиболее значимым параметром развития строительного комплекса является эффективное управление инвестиционной активностью, в системе функций которого особое место уделяется планированию. Выверенный баланс между стоимостью продукции и сроком ее реализации во многом определяют эффективность инвестиционного проекта.

В тоже время одним из факторов, значительно влияющих на реализацию проекта, является наличие административных барьеров. Таким образом, административные барьеры — это одна из важнейших причин, сдерживающих наращивание объемов жилищного строительства и снижающих инвестиционную привлекательность городов, районов.

В Республике Карелия ведется совместная работа представителей власти и бизнеса по снижению административных барьеров в сфере строительства в следующих направлениях:

1. Регулирование земельных правоотношений

В силу того, что из Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» № 1712-ЗРК от 10 июня 2013 (далее — Закон РК) была исключена норма о том, что арендная плата за земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, рассчитывается на основании установленного процента от кадастровой стоимости, расчет производился на основании результатов рыночной оценки. Кроме того, статья 4 Закона РК не регулирует тот случай, когда по результатам торгов на право заключения договора аренды земельных участков для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства размер арендной платы был определён не твердой, фиксированной ценой, а на основании методики, утратившей силу и позволяющей рассчитать арендную плату на сегодняшний день, в связи с чем, для расчета арендной платы необходима рыночная оценка, хотя застройщик получил участок по торгам и расчет арендной платы должен идти по результатам таких торгов [1].

Таким образом, застройщик при планировании строительства многоквартирного дома в рамках комплексного освоения территории сталкивался с проблемой необходимости проведения рыночной оценки земельного участка, что в свою очередь приводило к росту издержек и увеличению срока получения земельного участка.

С целью разрешения вышеуказанной ситуации была создана рабочая группа с представителями власти и бизнеса. На основании всестороннего исследования и анализа были подготовлены и приняты поправки в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» № 1712-ЗРК от 10 июня 2013, а именно был определён процент кадастровой стоимости для земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, право на заключение договора аренды которых было приобретено на торгах до 1 марта 2015 года [2].

2. Баланс интересов власти и бизнеса

При внесении изменений в Закон Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» в части введения налога на имущество организаций на застройщиков легла дополнительная финансовая нагрузка в виде налога на непроданные квартиры в размере 2 % от кадастровой стоимости, в связи с этим повышаются издержки и растет стоимость возводимого квадратного метра.

В тоже время, Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации обозначил задачу увеличить объем вводимого жиля до 120 000 000 кв.м. в год [3].

С целью сдерживания роста цен на готовое новое жилье и сохранения положительной динамики в жилищном строительстве, что полностью коррелирует Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 01.03.2018 года, в Республики Карелия в результате совместной работы представителей застройщиков Республики Карелия и Законодательного собрания Республики Карелия, с учетом анализа практики других регионов, был установлен льготный налоговый период, в течение которого застройщики освобождаются от уплаты налога на имущество организаций [4], [5].

3. Отношения по передаче объектов инженерной инфраструктуры

Так же в целях оптимизации сроков рассмотрения структурными подразделениями специализированных эксплуатирующих организаций документов, предоставляемых застройщиком при оформлении приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность Петрозаводского городского округа, а также для снижения административных барьеров при взаимодействия власти и бизнеса, застройщиками Республики Карелия было вынесено предложение по разработке и утверждению административного регламента в данной сфере.

В настоящий момент, в связи с отсутствием четко установленных документов, сроков, ответственных лиц, перечня причин, при наличии которых может быть получен отрицательный ответ, процесс передачи объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность может длиться на протяжении нескольких лет.

При Правительстве Республики Карелия, Министерстве строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа был проведен ряд совещаний с целью выработки решений вышеуказанной проблемы.

4. Расселение аварийного жилого фонда

Застроенные территории, занятые ветхим и аварийным жильём, представляю собой огромный потенциал для существенного увеличения объемов жилищного строительства. В тоже время такие территории обладают существенными преимуществами, поскольку, как правило, имеют развитые дорожно-транспортную и инженерную инфраструктуры и привлекательные локации. С другой стороны, развитие застроенных территорий требует значительного вложения инвестиций, в том числе финансирования переселения граждан, реконструкции (модернизации) инженерных объектов, ввиду того что они морально и физически устарели.

Сегодня реализация проектов развития застроенных территорий влечет за собой сложности, обусловленные несовершенством законодательства, в связи с чем наблюдается низкий интерес со стороны инвесторов-застройщиков к вышеуказанным проектам, в частности на территории Республики Карелия такие проекты отсутствуют.

В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов развития застроенных территорий застройщиками Республики Карелия предлагается ввести льготную ставку арендной платы для земельных участков, предоставленных в соответствии с договором о развитии застроенной территории.

Принятие данной меры будет способствовать реализации законодательства в области земельных правоотношений, совершенствованию механизма государственно-частного партнёрства в сфере градостроительства, направленного на решение проблем, связанных с социальным обязательствами государства по расселению из аварийного и ветхого жилья, а именно: c реализацией Муниципальной адресной программы по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ целевой показатель по аварийной жилплощади, подлежащей расселению по профильной государственной программе в Республике Карелия фактически выполнен на 18.64 % по итогам 2017 года, что свидетельствует о том, что проблема расселения аварийного и ветхого жилья стоит в Республике достаточно остро и требует мер, направленных на ее решение.

5. Административные процедуры

Кроме того, эффективными мерами по преодолению административных барьеров в строительстве на территории Республики Карелия на различных этапах административно-разрешительной деятельности, могут служить:

‒ Перевод основных государственных услуг в строительной сфере в электронный вид: от утверждения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

‒ Более четкая и детальная регламентация процедуры постановки вновь построенного объекта на государственный кадастровый учет в рамках межведомственного взаимодействия;

‒ Перевод процедур технологического присоединения в электронный вид.

Исходя, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сотрудничество и партнёрство представителей органов власти и физических/юридических лиц в рамках выработки решений по устранению административных барьеров в определённой сфере, является действенным инструментом совершенствования государственного регулирования. Снижение административных барьеров в строительстве позволяет повысить качество административно-разрешительной деятельности в градостроительстве, и как следствие, выработать эффективную государственную политику развития строительной отрасли.

1. Закон Республики Карелия от 10.06.2013 № 1712 — ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия», СЗ РК, 2013, № 6, ст. 929.

2. Проект Закона Республики Карелия от 12.11.2018 № 193-VI «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» URL: http://karelia-zs.ru/presssluzhba/novosti/komitet_po_ekonomicheskoj_politike_ot_12_oktyabrya_2018_goda/ (дата обращения: 13.11.2018).

3. Закон Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия», СЗ РК, 1999, № 12, ст.1633.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018

Развитие регулирования в строительной отрасли направлено на снижение административных барьеров и повышение эффективности инвестиций в капитальные вложения

29 сентября в Главгосэкспертизе России прошло заседание Совета государственной экспертизы, члены которого обсудили основные проекты нормативных актов, разрабатываемые в области государственной экспертизы, актуальные вопросы проведения проверки достоверности определения стоимости капитального ремонта, а также практические аспекты применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Открывая заседание, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов рассказал членам Совета об участии Главгосэкспертизы в VI Российском инвестиционно-строительном форуме и других открытых мероприятиях, в рамках которых прошло обсуждение таких важных тем, как обеспечение безопасности при возведении объектов капитального строительства, необходимость проведения научно-технического сопровождения только для технически-сложных и уникальных объектов с нетипичными конструктивными решениями, специфика и сферы подготовки СТУ для уникальных объектов, создание ФГИС ЦС и переход к работе с ЕГРЗ, разработка классификатора строительных ресурсов, а также необходимость актуализации перечня производителей стройматериалов и поставщиков информации и участие субъектов Российской Федерации в этой работе.

Первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов рассказал о том, в каком направлении идет развитие нормативно-правового регулирования в области государственной экспертизы и градостроительства в целом. Особое внимание участников заседания Вадим Андропов обратил на прошедший общественное обсуждение комплексный законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории». Этот проект, рассказал Вадим Андропов, направлен на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, что позволит сократить сроки и стоимость проектирования и проведения экспертизы. Необходимые изменения будут внесены, в частности, в статью 48 Градостроительного кодекса. Принятие и последующая реализация норм, предлагаемых законопроектом, позволят не только повысить эффективность инвестиций в капитальные вложения, но и снизить количество административных барьеров, что неизбежно повлияет на ускорение и качество реализации инвестиционных проектов в строительстве.

Также первый замглавы Главгосэкспертизы России напомнил о разрабатываемых проектах, направленных на повышение экономической эффективности капитальных вложений, в том числе о проекте федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», разработанном Минэкономразвития. Документ формирует основу создания эффективного механизма обоснования инвестиций, вводит понятие «задание на проектирование» и определяет объект и предмет технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Проект, сообщил Вадим Андропов, внесен на рассмотрение в Правительство. В ходе своего выступления Вадим Андропов рассказал и о других проектах нормативно-правовых актов, которые были подготовлены за истекший период.

Заместитель руководителя Главгосэкспертизы России Наталья Богомолова посвятила свое выступление вопросам, связанным с проверкой достоверности определения стоимости капитального ремонта. Система проведения проверки достоверности определения стоимости капремонта все еще проходит стадию становления, отметила Наталья Богомолова, поскольку нормативно-правовое регулирование данного вопроса до недавнего времени отсутствовало.

Также докладчик рассказала, что с момента возложения на Главгосэкспертизу России обязанностей по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости капремонта на рассмотрение в центральный аппарат и в филиалы поступило 490 заявок, при этом большинство из них получили отказ, причинами которого стали отсутствие в заявке задания на проектирование или ряда разделов проектной документации, нехватка документа о финансировании объекта капитального ремонта или наличие электронной подписи лица, не обладающего полномочиями на подписание документа. «Еще одним из сложных вопросов является определение объема работ, предусмотренных в рамках капитального ремонта. Мы полагаем, что в решении данной задачи помогло бы обязательство заказчика составить заключение по комплексному обследованию технического состояния объекта», – отметила Наталья Богомолова.

В свою очередь Игорь Манылов подчеркнул, что Главгосэкспертиза России считает, что заявителей необходимо обязать при заходе на проверку достоверности определения стоимости капремонта представлять и проектные решения. «Сейчас предметом нашей работы является не техническая экспертиза проектной документации, а оценка адекватности объемов капремонта и правильности расчетов и учета этих объектов. В текущий переходный период объем проводимой проверки исходит из задания, а в случае отсутствия проектной документации мы просто фиксируем конструктивные решения, их соотношение с представленными объемами и адекватность расчетов», – заявил начальник Главгосэкспертизы.

В тоже время в регионах процедура проверки достоверности определения стоимости капремонта рассматривается как стандартная экспертиза, что и подтвердили участвующие в заседании члены совета начальник Мособлгосэкспертизы Игорь Горячев и руководитель Мосгосэкспертизы Владимир Денисов. Практически все регионы имели свои порядки, и не в каждом из субъектов при проведении определении достоверности стоимости капремонта рассматривалась проектная документация.

Начальник Экспертно-аналитического управления Александр Плескачев и руководитель отдела ведения реестра Управления сопровождения проектов Главгосэкспертизы России Дмитрий Минаков выступили с докладами на тему создания реестра экономически эффективной проектной документации. В настоящий момент наибольшую сложность представляют вопросы, связанные с применением установленных критериев экономической эффективности проектной документации и, в первую очередь, критерии стоимости объекта. Минстроем России, сообщили докладчики, завершена работа по актуализации сборников НЦС, включенных в реестр сметных нормативов, но в соответствии с положениями нормативных документов пересмотр, дополнение и изменение номенклатуры НЦС должны проводиться ежегодно. В связи с чем предполагается, что сравнение стоимости проектируемого объекта со стоимостью объектов-аналогов, должно являться исключением из общего правила.

Вопрос с формированием базы данных об объектах-аналогах, по мнению выступающих, в значительной степени будет решен после перехода к ведению ЕГРЗ, когда застройщик будет иметь возможность поиска информации, необходимой для отбора проектной документации. Дополнительный импульс развитию института экономически эффективной проектной документации должна придать постепенная модернизация форматов подготовки проектной документации в электронном виде и – в перспективе – в форме информационных моделей, отражающих все необходимую и взаимоувязанную информацию об объекте.

Также члены совета рассмотрели вопросы возникающих сложностей правоприменения в сфере установлении соответствия (аналогичности) объектов, применительно к которым подготовлена проектная документация. Так, законодатель закрепил правило, что объект должен быть аналогичным по назначению, мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, что на практике не всегда возможно. «Важно понять, почему в свое время не работал институт типового проектирования и учесть это при разработке реестра экономически эффективных проектов. Даже если существует нормативное обязательство использовать экономически эффективные проекты, желающие смогут его обойти», – выразил обеспокоенность сложившимся положением Дмитрий Минаков. – «Необходимо усовершенствовать законодательство в части проектирования и экспертизы с учетом требований повторного использования. Важно подчеркнуть два аспекта: пересмотреть понятие аналогичности в части назначения, в чем поможет разрабатываемый классификатор объектов капитального строительства, и в части технического описания (мощности) объекта – здесь надо научиться измерять степень аналогичности и установить планку соответствия».

В свою очередь Александр Плескачев обозначил следующими важными этапами развития новых институтов, связанных с повышением эффективности капитальных вложений в строительство: введение для государственных заказчиков обязательной стадии подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита, внедрение процедур оценки стоимости жизненного цикла объекта, применение критерия энергетической эффективности в отношении всех объектов капитального строительства, и регламентация порядка (глубины) переработки экономически эффективной проектной документации.

«С одной стороны, очевидно, что такой пробел в регулировании, как отсутствие нормативного регулирования глубины переработки экономически эффективной проектной документации фактически может нивелировать эффективность данного института, так как по результатам «переработки» в новом проекте может ничего не остаться. С другой стороны, установление четко регламентированного перечня конструктивных и иных технических решений, изменение которых при использовании экономически эффективной проектной документации не допускается, на данном этапе мы полагаем нецелесообразным, так как подобные универсальные ограничения могут повлечь другие негативные последствия, связанные с невозможностью учесть в новом проекте особенности нового места размещения объекта и другие исходные данные для проектирования», – отметил Александр Плескачев.

По его мнению, необходимым шагом должно стать закрепление правила о существенном снижении стоимости проектных работ при использовании экономически эффективной проектной документации , что, в свою очередь, будет необходимым экономическим стимулом для минимизации изменений, вносимых в такой проект. С учетом реформы ценообразования в настоящее время только вырабатываются новые подходы по оптимальному способу расчета стоимости проектных и изыскательских работ в текущем уровне цен, в рамках работы над которыми следует учитывать и указанную проблематику.

Подводя итоги прошедших в рамках заседания Совета дискуссий, Игорь Манылов также объявил, что 30 ноября состоится III Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы, на площадке которого представители Минстроя России, Главгосэкспертизы, экспертного сообщества из всех регионов страны и многие другие участники строительной отрасли обсудят наиболее важные и актуальные вопросы развития строительной экспертизы в России и технического регулирования.

Минстрой России помогает регионам вести работу по снижению административных барьеров в строительстве

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур. Минстроем России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в этой работе соответствующие методические указания.

Утверждение правительством 30 апреля 2014 года исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства стало важнейшим шагом по снижению административных барьеров в данной сфере. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» местным и региональным органам власти надлежит привести в соответствие с указанным исчерпывающим перечнем правовые акты в сфере градостроительной деятельности, земельного законодательства. В первую очередь из них должны быть исключены нормы, создающие для субъектов градостроительной деятельности обязанность прохождения процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем. Одновременно необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативные акты, регулирующие порядок проведения процедур (перечень документов, необходимый для прохождения процедур, основания для отказа, сроки, стоимость, форма подачи заявления и т. п.).

Для выполнения этой работы закон отвел субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления 6 месяцев. Однако опросы застройщиков показывают, что в регионах еще имеет место незаконное требование прохождения процедур, не установленных исчерпывающим перечнем. Поэтому Минстрой России разработал и разослал в субъекты федерации для руководства в работе соответствующие методические указания по приведению законодательства в соответствие с исчерпывающим перечнем.

В документе четко указывается, какие полномочия в сфере градостроительной деятельности и земельного законодательства, устанавливающих процедуры из исчерпывающего перечня, имеют органы местного управления (к ним, в частности, относятся выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию), а какие — и региональные (к ним, например, относятся предоставление заключений госэкспертизы, проведение проверок госстройнадзора), а также какими законодательными актами регулируются.

Органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, рекомендуется использовать в работе специальный Контрольный лист, который позволит выявить все несоответствия муниципальных процедур в сфере жилищного строительства Исчерпывающему перечню.

При анализе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок проведения процедур (например, административных регламентов) рекомендуется использовать реестр описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне в сфере жилищного строительства, который размещен на сайте Минстроя России.

Также отметим, что актуализированный реестр описания процедур опубликован на сайте Минстроя России. Кроме того, ведется работа по сокращению перечня — в 2015 году он может быть уменьшен более, чем на 40 процедур.

Минстрой России помогает регионам вести работу по снижению административных барьеров в строительстве

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур. Минстроем России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в этой работе соответствующие методические указания.

Утверждение правительством 30 апреля 2014 года исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства стало важнейшим шагом по снижению административных барьеров в данной сфере. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» местным и региональным органам власти надлежит привести в соответствие с указанным исчерпывающим перечнем правовые акты в сфере градостроительной деятельности, земельного законодательства. В первую очередь из них должны быть исключены нормы, создающие для субъектов градостроительной деятельности обязанность прохождения процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем. Одновременно необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативные акты, регулирующие порядок проведения процедур (перечень документов, необходимый для прохождения процедур, основания для отказа, сроки, стоимость, форма подачи заявления и т. п.).

Для выполнения этой работы закон отвел субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления 6 месяцев. Однако опросы застройщиков показывают, что в регионах еще имеет место незаконное требование прохождения процедур, не установленных исчерпывающим перечнем. Поэтому Минстрой России разработал и разослал в субъекты федерации для руководства в работе соответствующие методические указания по приведению законодательства в соответствие с исчерпывающим перечнем.

В документе четко указывается, какие полномочия в сфере градостроительной деятельности и земельного законодательства, устанавливающих процедуры из исчерпывающего перечня, имеют органы местного управления (к ним, в частности, относятся выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию), а какие — и региональные (к ним, например, относятся предоставление заключений госэкспертизы, проведение проверок госстройнадзора), а также какими законодательными актами регулируются.

Органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, рекомендуется использовать в работе специальный Контрольный лист, который позволит выявить все несоответствия муниципальных процедур в сфере жилищного строительства Исчерпывающему перечню.

При анализе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок проведения процедур (например, административных регламентов) рекомендуется использовать реестр описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне в сфере жилищного строительства, который размещен на сайте Минстроя России.

Также отметим, что актуализированный реестр описания процедур опубликован на сайте Минстроя России. Кроме того, ведется работа по сокращению перечня — в 2015 году он может быть уменьшен более, чем на 40 процедур.

Минстрой России помогает регионам вести работу по снижению административных барьеров в строительстве

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур. Минстроем России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в этой работе соответствующие методические указания.

Утверждение правительством 30 апреля 2014 года исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства стало важнейшим шагом по снижению административных барьеров в данной сфере. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» местным и региональным органам власти надлежит привести в соответствие с указанным исчерпывающим перечнем правовые акты в сфере градостроительной деятельности, земельного законодательства. В первую очередь из них должны быть исключены нормы, создающие для субъектов градостроительной деятельности обязанность прохождения процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем. Одновременно необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативные акты, регулирующие порядок проведения процедур (перечень документов, необходимый для прохождения процедур, основания для отказа, сроки, стоимость, форма подачи заявления и т. п.).

Для выполнения этой работы закон отвел субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления 6 месяцев. Однако опросы застройщиков показывают, что в регионах еще имеет место незаконное требование прохождения процедур, не установленных исчерпывающим перечнем. Поэтому Минстрой России разработал и разослал в субъекты федерации для руководства в работе соответствующие методические указания по приведению законодательства в соответствие с исчерпывающим перечнем.

В документе четко указывается, какие полномочия в сфере градостроительной деятельности и земельного законодательства, устанавливающих процедуры из исчерпывающего перечня, имеют органы местного управления (к ним, в частности, относятся выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию), а какие — и региональные (к ним, например, относятся предоставление заключений госэкспертизы, проведение проверок госстройнадзора), а также какими законодательными актами регулируются.

Органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, рекомендуется использовать в работе специальный Контрольный лист, который позволит выявить все несоответствия муниципальных процедур в сфере жилищного строительства Исчерпывающему перечню.

При анализе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок проведения процедур (например, административных регламентов) рекомендуется использовать реестр описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне в сфере жилищного строительства, который размещен на сайте Минстроя России.

Также отметим, что актуализированный реестр описания процедур опубликован на сайте Минстроя России. Кроме того, ведется работа по сокращению перечня — в 2015 году он может быть уменьшен более, чем на 40 процедур.

Минстрой России помогает регионам вести работу по снижению административных барьеров в строительстве

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур. Минстроем России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в этой работе соответствующие методические указания.

Утверждение правительством 30 апреля 2014 года исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства стало важнейшим шагом по снижению административных барьеров в данной сфере. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» местным и региональным органам власти надлежит привести в соответствие с указанным исчерпывающим перечнем правовые акты в сфере градостроительной деятельности, земельного законодательства. В первую очередь из них должны быть исключены нормы, создающие для субъектов градостроительной деятельности обязанность прохождения процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем. Одновременно необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативные акты, регулирующие порядок проведения процедур (перечень документов, необходимый для прохождения процедур, основания для отказа, сроки, стоимость, форма подачи заявления и т. п.).

Для выполнения этой работы закон отвел субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления 6 месяцев. Однако опросы застройщиков показывают, что в регионах еще имеет место незаконное требование прохождения процедур, не установленных исчерпывающим перечнем. Поэтому Минстрой России разработал и разослал в субъекты федерации для руководства в работе соответствующие методические указания по приведению законодательства в соответствие с исчерпывающим перечнем.

В документе четко указывается, какие полномочия в сфере градостроительной деятельности и земельного законодательства, устанавливающих процедуры из исчерпывающего перечня, имеют органы местного управления (к ним, в частности, относятся выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию), а какие — и региональные (к ним, например, относятся предоставление заключений госэкспертизы, проведение проверок госстройнадзора), а также какими законодательными актами регулируются.

Органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, рекомендуется использовать в работе специальный Контрольный лист, который позволит выявить все несоответствия муниципальных процедур в сфере жилищного строительства Исчерпывающему перечню.

При анализе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок проведения процедур (например, административных регламентов) рекомендуется использовать реестр описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне в сфере жилищного строительства, который размещен на сайте Минстроя России.

Также отметим, что актуализированный реестр описания процедур опубликован на сайте Минстроя России. Кроме того, ведется работа по сокращению перечня — в 2015 году он может быть уменьшен более, чем на 40 процедур.

Минстрой России помогает регионам вести работу по снижению административных барьеров в строительстве

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур. Минстроем России разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в этой работе соответствующие методические указания.

Утверждение правительством 30 апреля 2014 года исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства стало важнейшим шагом по снижению административных барьеров в данной сфере. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.04.2014 № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» местным и региональным органам власти надлежит привести в соответствие с указанным исчерпывающим перечнем правовые акты в сфере градостроительной деятельности, земельного законодательства. В первую очередь из них должны быть исключены нормы, создающие для субъектов градостроительной деятельности обязанность прохождения процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем. Одновременно необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства нормативные акты, регулирующие порядок проведения процедур (перечень документов, необходимый для прохождения процедур, основания для отказа, сроки, стоимость, форма подачи заявления и т. п.).

Для выполнения этой работы закон отвел субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления 6 месяцев. Однако опросы застройщиков показывают, что в регионах еще имеет место незаконное требование прохождения процедур, не установленных исчерпывающим перечнем. Поэтому Минстрой России разработал и разослал в субъекты федерации для руководства в работе соответствующие методические указания по приведению законодательства в соответствие с исчерпывающим перечнем.

В документе четко указывается, какие полномочия в сфере градостроительной деятельности и земельного законодательства, устанавливающих процедуры из исчерпывающего перечня, имеют органы местного управления (к ним, в частности, относятся выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию), а какие — и региональные (к ним, например, относятся предоставление заключений госэкспертизы, проведение проверок госстройнадзора), а также какими законодательными актами регулируются.

Органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, рекомендуется использовать в работе специальный Контрольный лист, который позволит выявить все несоответствия муниципальных процедур в сфере жилищного строительства Исчерпывающему перечню.

При анализе нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок проведения процедур (например, административных регламентов) рекомендуется использовать реестр описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне в сфере жилищного строительства, который размещен на сайте Минстроя России.

Также отметим, что актуализированный реестр описания процедур опубликован на сайте Минстроя России. Кроме того, ведется работа по сокращению перечня — в 2015 году он может быть уменьшен более, чем на 40 процедур.

Читайте также:  Резкое повышение платы за отсутствие счетчиков на воду откладывается до 2020 года
Ссылка на основную публикацию