Минстрой России поручил регионам учитывать трехлетнюю гарантию при заключении контрактов на благоустройство

Эксперты ОНФ: Срок гарантии на работы по благоустройству должен составлять не менее трех лет

Как показали рейды и мониторинги активистов ОНФ, у многих жителей есть серьезные замечания к качеству проведенных работ по благоустройству. По мнению экспертов ОНФ, в муниципалитетах гарантия на проведенное благоустройство должна составлять не менее трех лет, в течение этого периода все обнаруженные недочеты подрядчик должен устранить за свой счет. Соответствующие предложения Народный фронт направит в Минстрой РФ в ближайшее время.

В рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в прошлом году в стране было приведено в порядок свыше 22 тыс. дворов, скверов, парков и прочих общественных территорий. Однако качеством выполненных работ многие жители остались недовольны. Жалобы такого характера активно поступают в Народный фронт. Например, граждане, проживающие в домах №2, 2А, 2Б, 2В, 4, 4Б, 6, 8, 8Б на улице Ново-Казанской в Пензе оказались недовольны сделанным в конце октября 2017 г. ремонтом дорожного покрытия во дворе. Дорогу укладывали в дождливую погоду, и весной 2018 г. вместе со снежным покровом сошел и асфальт.

Недостатки благоустройства подтверждаются во время рейдов и мониторингов, которые проводят активисты Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды.

«Жители Астрахани и Камызяка недолго радовались тому, что их дворы попали в приоритетный проект. Качество приобретенного оборудования и выполненных работ оказалось крайне низким. Резиновое покрытие спортивных площадок уже оторвалось, тренажеры и качели сломались, повреждены ограждения спортивных площадок, в ряде мест разрушился асфальт. Кроме того, не спилены огромные сухие деревья, а посаженные кусты засохли, потому что их додумались посадить в декабре. Гарантийный срок в отношении большей части объектов благоустройства составляет всего год», – рассказала координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Астраханской области Наиля Никитина.

Ситуация в регионах с гарантийными сроками очень разная, даже внутри одного субъекта или населенного пункта.Так, например, в Ленинградской области гарантия на выполненные работы составляет пять лет с даты подписания акта их сдачи и приемки. А вот на работы по озеленению и на посадочный материал – всего один год. В Архангельской области в городе Мирном гарантийный срок на благоустройство – тоже год, а в Архангельске, Новодвинске, Северодвинске и Вельске – три года. В Псковской области гарантия на установленное спортивное оборудование – три года, на детские игровые комплексы – пять лет, на верхний слой асфальтобетонного покрытия – четыре года, бортовой камень – два года, малые архитектурные формы – 12 месяцев.

«Чтобы решить задачи, которые нам поставил президент, необходимо повысить срок службы благоустроенных дворов, парков, скверов и других территорий. Иначе бюджетные деньги, потраченные на эти цели, просто сгорают впустую.Подрядчики за свой счет в течение нескольких лет должны устранять свои ошибки и недочеты. Думаю, это станет дополнительным стимулом, чтобы ответственнее подходить к работе и качеству используемых материалов, оборудования. Однако сегодня в вопросе установления гарантийных сроков в муниципалитетах царит полный разброд. Где-то они составляют пять лет, а где-то их нет вообще – местные власти не считают нужным озаботиться этой проблемой», – заявила член Центрального штаба Народного фронта, координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина.

Эксперты Народного фронта проанализировали ситуацию в субъектах РФ по данной проблеме и разделили их на три группы. В первую вошли регионы, где выявлены муниципалитеты, установившие очень маленькие гарантийные сроки на некоторые виды работ по благоустройству или вовсе не сделавшие этого. В этот список вошли Республики Бурятия, Дагестан, Крым, Удмуртская Республика, Архангельская, Астраханская, Брянская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Оренбургская, Псковская области, Камчатский край, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Еврейская автономная область.

Ко второй группе отнесены регионы, где выявлены муниципалитеты, установившие гарантийные сроки от трех до пяти лет. Это Республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Карелия, Коми, Северная Осетия – Алания, Тыва, Хакасия, Чувашская Республика, Белгородская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Новосибирская, Орловская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, а также Алтайский, Забайкальский, Красноярский и Пермский края.

В третью группу попали субъекты, где выявлены муниципалитеты, установившие гарантийные сроки на благоустройство от пяти лет. Это Республики Адыгея, Мордовия, Амурская, Воронежская, Калининградская, Костромская, Новгородская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Тверская области, Хабаровский край и Москва.

Активисты ОНФ в регионах пытаются решить эту проблему и добиться установления или увеличения гарантии на проведенные работы по благоустройству.

«В нашем регионе был разнобой в гарантийных сроках. Например, в Хасавюрте – три года, а в административном центре Махачкале – всего один год. Это приводило к плохому качеству выполняемых работ и к низкой ответственности подрядчиков. Активисты ОНФ на совещаниях в межведомственных и муниципальных общественных комиссиях не раз поднимали проблему низкого качества проведенного благоустройства в рамках приоритетного проекта и предлагали установить более высокие гарантийные сроки. На заседании, которое состоялось в начале октября, региональный Минстрой поддержал предложения наших активистов. В результате в Хасавюрте срок гарантии теперь составляет не менее трех лет, а в Махачкале увеличен до пяти лет», – рассказал координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Республике Дагестан Джамалудин Шигабудинов.

Однако отдельных усилий общественников по разным регионам явно недостаточно, чтобы повлиять на общую картину по стране.

«Решать эту проблему важно прежде всего на федеральном уровне. Муниципалитеты, которые участвуют в приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды», должны соблюдать единые правила при определении гарантийных сроков. И чтобы повысить эффективность реализации проекта, Минстрою РФ необходимо установить срок гарантии на проведенное благоустройство начиная от трех лет. При этом важны не только гарантийные сроки. Важна системная претензионная работа с подрядчиками, предполагающая комплекс штрафов и санкций за нарушение сроков и технологий. Главное – это не борьба с упущениями, а недопущение последующих проблем эксплуатации», – резюмировал модератор тематической площадки Народного фронта «Жилье и городская среда», член регионального штаба ОНФ в Москве Павел Жбанов.

Кардинально повысить комфортность городской среды и сократить число городов с неблагоприятной средой в два раза президент РФ, лидер Народного фронта Владимир Путин поручил в «майском суперуказе». В 2017 г. по приоритетному проекту приведены в порядок более 22 тыс. дворов и других общественных территорий. Работы проводились в том числе при содействии активистов Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды. На преображение пространств российских населенных пунктов в 2017 г. затрачено около 42 млрд руб.

«Единая Россия» проверит соблюдение правил при заключении контрактов на выполнение работ по благоустройству

Представители партии «Единая Россия» в рамках партийного проекта «Городская среда» в мае-июне проведут мониторинг соблюдения установленных правил при заключении контрактов на выполнение работ по благоустройству. Проверка затронет 84 субъекта. Информация о выявленных нарушениях будет передана в Минстрой РФ. Об этом заявил координатор партпроекта, заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

«Как показали наши проверки, практически невозможно качественно выполнить работу, заключив контракты с подрядчиками осенью и тогда же начав ее выполнение. Согласно новым правилам, содержащимся в Постановлении Правительства РФ, в контрактах на выполнение работ по благоустройству дворовых и общественных территорий обязательно должны быть установлены предельная дата заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг, а также минимальный трехлетний гарантийный срок работ. Это важнейшие вещи для обеспечения качественного благоустройства территорий. Мы давно выступаем в поддержку этих мер. Для того, чтобы выявить насколько качественно они выполняются, Партия проведет мониторинг в 84 регионах страны. Информацию о выявленных нарушениях мы направим в Минстрой РФ», – пояснил Качкаев.

Парламентарий обратил внимание на то, что в СМИ ежегодно появляются сообщения о проведении работ по благоустройству при ненадлежащих погодных условиях с нарушением технологий.

«Год за годом мы видим одну и ту же картину в средствах массовой информации и на улицах российских городов, в проливной дождь или снег ремонтируются дороги и тротуары, устанавливаются бордюры, высаживаются деревья. А через несколько месяцев начинается новая волна сообщений о том, что благоустроенная территория не пережила зиму и асфальт сошел вместе со снегом. Средства расходовались, а люди продолжали жить среди разбитых дорог и неблагоустроенных дворов. Для того, чтобы пресечь это безобразие, были приняты законодательные нормативы по предельным и гарантийным срокам. Теперь наша задача проследить, чтобы эти нормативы соблюдались», – заявил Качкаев, подчеркнув, что партпроект «Городская среда» будет держать ситуацию на контроле.

«Главный приоритет партпроекта «Городская среда» – создать действительно комфортные условия для жизни людей, и мы приложим максимум усилий для того, чтобы работы по благоустройству проводились эффективно, а облагороженные территории не один год радовали жителей», – подытожил он.

Напомним, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №1710 в контрактах на выполнение работ по проекту «Городская среда» обязательно должен быть установлен минимальный трехлетний гарантийный срок на выполненные работы по благоустройству дворовых и общественных территорий, также устанавливается предельная дата заключения соглашений по результатам закупки товаров, работ и услуг: не позднее 1 июля при заключении соглашений на выполнение работ по благоустройству общественных территорий; не позднее 1 мая при заключении соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий.

Проект партии «Единая Россия» «Городская среда» направлен на благоустройство дворов и мест массового отдыха в регионах и муниципалитетах на основании обращений и инициатив жителей, обеспечение общественного контроля на каждом этапе реализации программ благоустройства. При этом проект координирует работу между органами федеральной, региональной и местной власти, с тем, чтобы выйти на комплексные проекты по благоустройству территорий, а также способствует вовлечению в эту работу местных жителей. Особое внимание уделяется благоустройству городских парков. Для того, чтобы они становились более комфортными и красивыми, проводятся общественные обсуждения и опросы, собираются пожелания граждан.

Минстрой России поручил регионам учитывать трехлетнюю гарантию при заключении контрактов на благоустройство

— Новости

Читайте также:  В платежках за ЖКУ для ульяновцев появится новая строка — «капитальный ремонт»

С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

Журнал “Государственные и муниципальные закупки” представил обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр “Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта”.

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр “Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта”.
Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О мелиорации земель” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации”).

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ – с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом “а” пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Читайте также:  Правительство создало паевой фонд для инвесторов арендного жилья, обещая доходность 5-6%

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: http://www.ancb.ru/publication/read/9010

Источник: Журнал “Государственные и муниципальные закупки”

Муниципальные контракты – благоустройство

1. На сколько нормы строительства, предусмотренные Градостроительным и Гражданским (в части подряда) кодексом относятся к работам по благоустройству;

2. Есть ли регламентированные законом сроки для передачи строительной площадки;

3. Чтоб Подрядчик мог осуществлять работы по благоустройству в соответствии с контрактом, какие проектно-сметные и исходно-разрешительные документы обязан передать заказчик;

какие работы (пример) должно содержать ТЗ, чтоб мы могли понимать, что данные работы относятся к разряду работ строительных, и к ним применимы нормы Градостроительного кодекса, а в каком случае (пример) работы по благоустройству, к видам строительных работ отнесены быть не могут.

Ответы юристов ( 2 )

  • 9,8 рейтинг
  • 3021 отзыв эксперт

1.1 Настоящий свод правил устанавливает основные требования к проектным решениям, параметрам и необходимым сочетаниям элементов благоустройства при их планировке в различных градостроительных условиях.
.

4.1 При разработке проектов благоустройства территории следует применять СП 42.13330 и СП 53.13330 в части общих требований к градостроительным и объемно-планировочным решениям территорий различного функционального назначения, а также благоустройству и инженерной подготовке территорий при строительстве новых, реконструкции и сносе существующих зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 48.13330.
4.2 Правила настоящего раздела должны соблюдаться при производстве и приемке работ: по благоустройству территории (подготовка ее к застройке); работы с растительным грунтом; устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений; оборудование мест отдыха и озеленение.
Правила распространяются на работы по благоустройству территорий и участков размещения объектов жилищно-гражданского, культурно-бытового, рекреационного и промышленно-производственного назначения, а также транспортных и инженерных инфраструктур.
«СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр)

1. На сколько нормы строительства, предусмотренные Градостроительным и Гражданским (в части подряда) кодексом относятся к работам по благоустройству;

настолько, насколько это определено самим Грк РФ (например, при комплексном освоении территорий) и соответствует существу правоотношений по договору.

2. Есть ли регламентированные законом сроки для передачи строительной площадки;

нет, устанавливается договором.

3. Чтоб Подрядчик мог осуществлять работы по благоустройству в соответствии с контрактом, какие проектно-сметные и исходно-разрешительные документы обязан передать заказчик;

это должно быть указано в контракте. Нельзя сказать однозначно, не зная какие работы будут производится.

9. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 — 32 настоящего Положения.
12. Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать:

в текстовой части
ж) описание решений по благоустройству территории;
в графической части
решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;
24. Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства и должен содержать:
в текстовой части
м) перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (при необходимости);
31. Сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный пунктом 30 настоящего Положения, составляется с распределением средств по следующим главам:
благоустройство и озеленение территории (глава 7);
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 07.07.2017) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

Вашему вниманию представлен обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта».

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта».

Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Суть изменений:
Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»).

Читайте также:  Громкий секс, топот и сигаретный дым две трети швейцарцев раздражают соседи

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ – с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:

1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;

2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Минстрой России поручил регионам учитывать трехлетнюю гарантию при заключении контрактов на благоустройство

В конце недели на пресс-конференции и заседании Совета по местному самоуправлению под председательством Владимира Путина профильный вице-премьер сделал целый ряд важных для отрасли заявлений.

О реновации во всероссийском масштабе

Говорить о реновации жилья по всей России пока рано, заявил журналистам в пятницу зампред Правительства.

«У нас утвержденный нацпроект «Жилье и городская среда». Вот этим мы будем заниматься и занимаемся, потому что на это выделены деньги, есть конкретные планы, есть конкретные сроки», — цитирует Марата Хуснуллина (на фото) РИА Недвижимость.

По словам вице-премьера, сосредоточив усилия на реализации таких разделов нацпроекта, как «Жилье» и «Расселение аварийного жилого фонда», можно будет оценить, как лучше всего подступиться к программе реновации в масштабах страны.

Напомним, что нескольким днями ранее Хуснуллин говорил, что реновацию по типу московской следует начать отрабатывать на ряде других крупных городов России.

Фото предоставлено компанией Брусника

О возможности пересмотра параметров нацпроектов

«Я считаю, что пересматривать показатели каких-то нацпроектов нам никто права не давал, — недвусмысленно заявил зампред Правительства. — Проекты на сегодняшний день утверждены и одобрены. Наша задача — оценить их, насколько их возможно реализовать, с какими ресурсами», — подчеркнул чиновник.

В то же время Хуснуллин не исключил корректировок внутри отдельных разделов по срокам, выделению главных объектов и степени приоритетности тех или иных задач.

«Оценив нацпроекты и поставив задачи, в течение месяца я пойму, что мы достигнем и к какому сроку», — пояснил замглавы Кабмина.

О развитии депрессивных земель на основе московского опыта

Депрессивные и заброшенные территории в российских регионах нужно развивать, ориентируясь на опыт Москвы и других субъектов РФ, полагает чиновник.

«Исходя из этого, мы внесем предложения, как более эффективно использовать эти территории», — пообещал Хуснуллин. При этом он подчеркнул, что нужно положить конец настолько же порочной, насколько и курьезной практике, когда, по его словам, «где-то новые площадки начинают застраивать без инфраструктуры и без сетей, а внутри городов стоят заброшенные территории, неэффективно используемые».

О статусе апартаментов

По словам вице-премьера, внутри Правительства во властных структурах регионов есть несколько подходов и взглядов на то, какой правой статус необходимо придать такому формату жилья, как апартаменты.

Как известно, апартаменты, формально не являясь жильем, сегодня позволяют значительной части горожан (как правило, в крупных городах) решать именно жилищный вопрос, в силу чего часто входят в линейку востребованных продуктов от застройщиков, но не всегда соотносятся с действующими нормами градостроительства.

«На последнем проектном комитете постановили проанализировать все законодательные инициативы, касающиеся апартаментов», — сообщил замглавы Правительства, выразив уверенность в том, что законопроект, «который будет унифицировать этот вид недвижимости», подготовят уже в этом году.

О дальнейшем сокращении административных барьеров в строительстве

«Сейчас я собираю со всех регионов все проблемы, какие есть, — рассказал журналистам Марат Хуснуллин. — В ближайшее время, скорее всего, на следующей неделе, планирую провести селектор с регионами. Среди вопросов, которые мы будем обсуждать — что и кому мешает строить. Чтобы люди не просто говорили: “Плохо. Не можем!”, а конкретно рассказали, что и почему не могут», — пояснил он.

Вице-премьер также напомнил, что в прошлом году уже был принят целый ряд законов, направленных на ликвидацию админбарьеров.

О расширении нормативной базы нацпроектов и введении штабного управления

А днем ранее на заседании (на фото) Совета по развитию местного самоуправления с участием Президента России Владимира Путина Хуснуллин внес ряд предложений по более эффективной организации строительных работ в рамках реализации нацпроектов.

В частности, вице-премьер предложил внести следующие новации:

обеспечить на федеральном и региональном уровне подзаконными актами уже действующие законодательные нормы по управлению нацпроектами с целью их детализации и конкретизации;

Фото: www. mirbelogorya.ru

пересмотреть проектно-сметную документацию на возводимые в рамках нацпроектов объекты капитального строительства, включив в нее уточненные расходы по созданию инженерной инфраструктуры и более четко распределив все необходимые расходы между федеральным, региональными и местными бюджетами;

ввести такой формат управления и контроля стройками нацпроектов, как еженедельное заседание штаба из представителей профильных ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

«На штабе должны быть первые лица, которые раздают поручения всем своим замам, и кто там есть, — подчеркнул Хуснуллин. — Тогда эта вертикальная система в виде обучения, а если мы еще быстро сделаем информационные системы управления, тогда это даст прорывные вещи, хотя это простое организационное решение».

Владимир Путин предложения вице-премьера одобрил.

Ссылка на основную публикацию