Минстрой России может быть наделен полномочиями для усиления контроля в долевом строительстве

Никита Стасишин: Минстрой России планируют наделить полномочиями для усиления контроля в долевом строительстве

Законопроект, направленный на усиление контроля в сфере долевого строительства, был одобрен комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Данный законопроект в том числе предполагает наделение Минстроя России полномочиями по согласованию назначения руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за долевым строительством. Заседание комитета прошло в Госдуме вчера, 11 января, при участии заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никиты Стасишина. Об этом нам сообщила пресс-служба Минстроя России.

Законопроект предполагает установление Правительством РФ обязательных требований к организации и проведению государственного контроля в области долевого строительства. При этом функции по контролю за долевым строительством возлагаются исключительно на органы регионального госстройнадзора либо иной контролирующий орган, создаваемый специально для данных целей.

Решение о назначении на должность и освобождения от неё руководителя органа регионального контроля в сфере долевого строительства будет приниматься с учётом позиции Минстроя России.

Региональные органы власти при этом планируется обязать вносить в единую информационную систему жилищного строительства информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан.

На основании данных единой информационной системы фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства сможет контролировать соответствие застройщиков требованиям законодательства о долевом строительстве.

Данное решение поможет установить единый порядок контроля за долевым строительством в рамках осуществления государственного строительного надзора. Ведь именно региональные контролирующие органы выдают заключения о соответствии застройщика требованиям закона о долевом строительстве (ЗОС) и контролируют деятельность застройщиков по привлечению средств граждан. Такая мера позволит обеспечить одновременный контроль сроков и качества строительства и контроль целевого использования средств дольщиков.

После заседания комитета Госдумы господин Стасишин пообщался с инициативной группой обманутых дольщиков и сообщил, что до конца января проведет встречу с обманутыми дольщиками Московской области.

«У людей накопилось много вопросов. Кроме того, такое общение помогает нам эффективнее контролировать исполнение субъектами дорожных карт по решению проблем обманутых дольщиков», – прокомментировал Никита Евгеньевич.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Никита Стасишин: Минстрой России планируют наделить полномочиями для усиления контроля в долевом строительстве

Законопроект, направленный на усиление контроля в сфере долевого строительства, был одобрен комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Данный законопроект в том числе предполагает наделение Минстроя России полномочиями по согласованию назначения руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за долевым строительством. Заседание комитета прошло в Госдуме вчера, 11 января, при участии заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никиты Стасишина. Об этом нам сообщила пресс-служба Минстроя России.

Законопроект предполагает установление Правительством РФ обязательных требований к организации и проведению государственного контроля в области долевого строительства. При этом функции по контролю за долевым строительством возлагаются исключительно на органы регионального госстройнадзора либо иной контролирующий орган, создаваемый специально для данных целей.

Решение о назначении на должность и освобождения от неё руководителя органа регионального контроля в сфере долевого строительства будет приниматься с учётом позиции Минстроя России.

Региональные органы власти при этом планируется обязать вносить в единую информационную систему жилищного строительства информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан.

На основании данных единой информационной системы фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства сможет контролировать соответствие застройщиков требованиям законодательства о долевом строительстве.

Данное решение поможет установить единый порядок контроля за долевым строительством в рамках осуществления государственного строительного надзора. Ведь именно региональные контролирующие органы выдают заключения о соответствии застройщика требованиям закона о долевом строительстве (ЗОС) и контролируют деятельность застройщиков по привлечению средств граждан. Такая мера позволит обеспечить одновременный контроль сроков и качества строительства и контроль целевого использования средств дольщиков.

После заседания комитета Госдумы господин Стасишин пообщался с инициативной группой обманутых дольщиков и сообщил, что до конца января проведет встречу с обманутыми дольщиками Московской области.

«У людей накопилось много вопросов. Кроме того, такое общение помогает нам эффективнее контролировать исполнение субъектами дорожных карт по решению проблем обманутых дольщиков», – прокомментировал Никита Евгеньевич.

В России появится единая система контроля за долевым строительством

Единую систему государственного надзора за долевым строительством разработает Минстрой. Ведомство попросило контролирующие органы прислать свои предложения. Об этом рассказали «Известиям» в министерстве. Новая система проверок необходима в условиях изменившегося законодательства о долевом строительстве, предполагающего переход к банковскому сопровождению и эскроу-счетам. Она поможет не допустить появления новых обманутых дольщиков.

На фоне масштабных изменений в регулировании долевого строительства Минстрой планирует разработать единую систему контроля за ним, ее можно будет распространить на все регионы. Требования к проведению государственного контроля будут установлены постановлением правительства РФ, рассказали «Известиям» в пресс-службе министерства. По результатам всероссийского совещания, состоявшегося в конце июля, ведомство обратилось к контролирующим органам с просьбой принять участие в выработке единого подхода. В частности, нужны предложения для методики расчета нормативов, необходимых для проверок застройщиков.

— Контролирующим органам было предложено принять непосредственное участие в выработке единого подхода к проведению государственного контроля в области долевого строительства, в том числе в части выработки методики расчета нормативов в условиях изменившегося законодательства в области долевого строительства, — сказали «Известиям» в Минстрое.

В ведомстве подчеркнули, что новые требования должны разрабатываться с учетом специфики работы и накопленного опыта контролирующих органов.

— В настоящее время Минстрой России аккумулирует предложения, поступающие в адрес ведомства, для их дальнейшего рассмотрения, — добавили в министерстве.

Как рассказал председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, сегодня комитет следит за ходом строек в столице двумя способами: анализируя ежеквартальную отчетность и применяя «три символических норматива» при проверках компаний.

— По этим нормативам нельзя определить состояние финансово-хозяйственной деятельности застройщика. Мы очень просим их пересмотреть и выработать единую методику расчета, — пояснил он.

Три норматива — это обеспеченность взятых обязательств, целевое использование средств и безубыточность, пояснил «Известиям» руководитель коммерческой практики BMS Law Firm Денис Фролов. Нарушение нормативов может привести к запрету на привлечение средств дольщиков. Проблема в том, что соответствие застройщика этим нормативам не говорит о его финансовой устойчивости, согласился юрист. На практике наиболее распространенное нарушение — нецелевое использование средств, к нему традиционно возникает больше всего вопросов. В этом плане единая система контроля для всех регионов может оказаться полезной, в том числе в части разработки методики расчета, считает Денис Фролов.

С 1 сентября 2018 года застройщики должны перейти на банковское сопровождение проектов, открыв расчетный счет в уполномоченном банке. С 1 июля 2019 года допускается привлечение средств дольщиков только с использованием эскроу-счетов. Средства на них замораживаются до ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Сроки появления единой методики надзора в Минстрое не обозначили. Представитель крупного банка, пожелавший остаться анонимным, сообщил «Известиям», что 2020 год станет первым полным годом, в котором будет действовать новый режим проектного финансирования. Не исключено, что именно к этому времени заработает новая модель государственного надзора.

По его словам, на данный момент также остается острым вопрос банковского контроля. До 1 сентября 2018 года застройщики должны открыть новые счета в уполномоченных кредитных организациях для работы по разрешениям на строительство, полученным до 1 июля 2018 года. Но банки просто не понимают, что им контролировать. В частности, до сих пор не согласован проект постановления правительства о перечне документов, которые могут запрашивать кредитные организации при контроле операций застройщиков, отметил собеседник «Известий».

Читайте также:  Более 30 регионов страны переходят на новую систему обращения с отходами

Генеральный директор госкомпании «Дом.РФ» (ранее — АИЖК) Александр Плутник предложил создать правовую возможность для контролирующих органов при необходимости более глубоко погружаться в финансовые операции застройщиков. Теоретически данное предложение может включать в себя более частую отчетность, например раз в месяц, предположил член президиума правления «Опоры России» Дмитрий Котровский.

— Еще 10 лет назад застройщики восприняли бы усиление контроля в штыки. Но за последнее время мы привыкли всем отчитываться, — сказал он. В то же время Дмитрий Котровский приветствует появление закона, который 30 июля подписал президент Владимир Путин, о штрафах для чиновников за нарушения при долевом строительстве. В частности, необоснованное решение о выдаче застройщику градостроительной документации или проектной декларации обойдется должностному лицу в сумму от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

По словам председателя думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, парламентарии совместно с Минстроем планируют доработать создание единой вертикали контрольно-надзорной деятельности в области долевого строительства.

— Сейчас есть разные практики в регионах. Необходимо, чтобы у нас везде была единая вертикаль. Должно быть понятно, к кому обращаться, какие у кого полномочия, — подчеркнул депутат.

При этом глава Минстроя Владимир Якушев призвал руководство субъектов не плодить недострои. По его словам, губернаторы зачастую обязывают благополучные компании завершать чужие проблемные объекты. Застройщик не может отказать, потому что завтра придет в те же кабинеты за разрешением на строительство своего проекта. В итоге рушится экономика нормальных компаний и регион получает как минимум два долгостроя вместо одного. Якушев потребовал исключить построение таких «пирамид».

Госдума создает единую вертикаль контроля за долевым строительством

Таким образом, правительством России устанавливаются обязательные требования к организации и проведению госконтроля (надзора) в области долевого строительства. Функции по контролю за долевым строительством возлагаются только на органы регионального государственного стройнадзора либо иной контролирующий орган, создаваемый специально для этих целей, говорится в пояснительной записке к проекту закона о внесении изменений в федеральный закон об участии в долевом строительстве (214-ФЗ), по информации АГН «Москва».

Министерство строительства России планирует наделить полномочиями по согласованию назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа по контролю за долевым строительством. Порядок согласования устанавливается правительством России.

Вносятся изменения в следующие законы:

  1. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
  2. «О государственной регистрации недвижимости».
  3. «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Предусматривается, что полномочия контролирующего органа в сфере долевого строительства может осуществлять исключительно орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного строительного надзора либо специально уполномоченный самостоятельный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Комментарий

Читайте также:  В Орловской области руководитель УК за долги перед поставщиками попала под статью

Олег Островский, зампредседателя Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сопредседатель оргкомитета конкурса «Доверие потребителя» рынка недвижимости:

«Для Санкт-Петербурга это означает, что функции контроля и надзора в области долевого строительства, закрепленные за Комитетом по строительству, должны быть переданы Службе государственного строительного надзора и государственной экспертизы Санкт-Петербурга (если не будет принято решение о создании специально уполномоченного самостоятельного органа исполнительной власти, что вряд ли представляется целесообразным). При этом крайне желательно сохранить опытных и профессиональных специалистов структурного подразделения Комитета по строительству – Управления контроля и надзора в области долевого строительства. Необходимо будет решать вопрос о том, кто будет готовить заключения о соответствии застройщика и его проектной декларации требованиям 214-ФЗ, так как в настоящее время эту функцию выполняет подведомственное Комитету по строительству СПбГБУ «Управление строительными проектами».

Одним из вариантов может быть объединение Комитета по строительству и Службы государственного строительного надзора и государственной экспертизы Санкт-Петербурга. Здесь есть свои плюсы и минусы».

  • Предусмотрены меры по совершенствованию и актуализации единой информационной системы жилищного строительства посредством объединения в ней сведений о застройщиках, об объектах строительства (включая информацию о разрешении на строительство, о проведенных проверках, о финансовом состоянии застройщика, о нарушениях, о вводе объекта в эксплуатацию). Субъектами информации системы являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в системе. Определен перечень информации, которую все вышеперечисленные субъекты должны размещать в системе. Он включает в себя, в том числе и информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан

В законопроекте отменяется обязательное требование к застройщикам о ведении собственных сайтов. Всю необходимую информацию они должны размещать в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в такой системе. Расширен перечень обязательной к публикации застройщиком информации. В нем появились градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка, документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика, сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и др.

Указанная информация должна раскрываться застройщиком в отношении каждого многоквартирного дома, строящегося с привлечением средств участников долевого строительства.

  • Законопроектом предлагается наделить Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением застройщиками требований 214-ФЗ. Такой контроль будет осуществляться на постоянной основе с использованием единой информационной системы жилищного строительства. Фонд будет обязан уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимое имущество о несоответствии застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве. В случае получения такого уведомления регистрация договора участия в долевом строительстве будет невозможна до исправления таких несоответствий.
  • Законопроектом устанавливается запрет на использование таких способов привлечения средств граждан для строительства жилья как выпуск специальных облигаций (жилищных сертификатов) и участия граждан в жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах, за исключением жилищно-строительных кооперативов, осуществляющих строительство на земельных участках, предоставленных им в безвозмездное срочное пользование из муниципальной собственности или государственной собственности.
  • В соответствии с проектируемыми изменениями, лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные гражданам – участникам долевого строительства. В целях реализации указанных мер ответственности владельцев (бенефициаров) предусмотрена обязанность застройщиков по раскрытию информации о составе и структуре учредителей (участников) и бенефициарных владельцах застройщика, раскрытию взаимосвязи между ними.
  • Законопроект предусматривает введение дополнительных норм, ужесточающих требования к деятельности застройщиков, привлекающих средства дольщиков. Вот лишь некоторые из них:

– застройщик может привлекать денежные средства участников долевого строительства только тогда, когда он соответствует нормативам финансовой устойчивости его деятельности

– оплату цены ДДУ необходимо будет производить только в безналичном порядке;

– увеличиваются с трех до пяти лет сроки, в течение которых действует запрет на профессию для физлиц застройщика, допустивших банкротство своих компаний;

– нормы о запрете на профессию распространяются в отношении лиц, которые прямо или косвенно владеют долей от 5% в корпоративном юридическом лице (сейчас 25%);

– вводится запрет для застройщика размещать депозиты в ином банке, кроме того уполномоченного банка, в котором у него открыт расчетный счет;

– уполномоченный банк наделяется правом отказывать застройщику в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций в случае указания застройщиком в распоряжении информации, не соответствующей требованиям статьи 18 214-ФЗ, и (или) в случае несоответствия назначения и размера платежа, указанного в распоряжении застройщика, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения. При этом банк освобождается от ответственности за отказ.

– перечень оснований для приостановления регистрации ДДУ расширяется на случай поступления уведомления Фонда или контролирующего органа о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства в течение 6 месяцев со дня наступления такой обязанности.

  • В то же время появляются новые нормы, смягчающие требования к деятельности застройщика:

– разрешено иметь нецелевые обязательства сверх лимита 1%, но только в части исполнения гарантийных обязательств по сданным домам;

– появилась возможность смены уполномоченного банка и соответствующий механизм;

– появилась возможность снятия запрета на регистрацию договоров участия в долевом строительстве при устранении застройщиком допущенных нарушений;

– денежные средства с расчетного счета застройщика могут использоваться в целях, не указанных в 214-ФЗ после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и государственной регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства, входящего в состав многоквартирного дома, а не после исполнения обязательств застройщика перед всеми участниками долевого строительства, как было в предыдущей редакции закона.

  • Законопроект стимулирует застройщиков к переходу на работу по схеме счетов эскроу.

При работе по этой схеме будет отменена необходимость выполнять требования:

– о размере собственных средств застройщика (не менее чем 10% от стоимости строительства);
– о наличии лимита денежных средств на банковском счете застройщика;
– о запрете наличия обязательства по кредитам, займам, ссудам; по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, не связанных с привлечением денежных средств; наличия выпуска или выдачи ценных бумаг;
– о запрете использования имущества, принадлежащего застройщику, для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц.

«Одновременно в Государственной Думе был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, усиливающих ответственность за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, в частности, за нарушение порядка предоставления информации в единую информационную систему жилищного строительства (штраф в размере 30 тысяч рублей для физического лица и 200 тысяч рублей для юридического лица), неправомерную выдачу (или не выдачу) заключения застройщику о соответствии его и проектной декларации требованиям 214-ФЗ (штраф в размере 50-100 тысяч рублей), а также за неправомерное использование наименования «специализированный застройщик» (штраф в размере 500-700 тысяч рублей).

До 22 февраля у депутатов Госдумы РФ есть возможность внести поправки к обоим законопроектам. Хочется надеяться, что при этом будут учтены многочисленные просьбы представителей строительного сообщества, направленные депутатам в форме предложений по внесению изменений в законодательство о долевом строительстве, но по различным причинам не вошедшие в представленный проект», – резюмирует Олег Островский.

Статья подготовлена Комиссией по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО
Сайт: stroyproblem.net

Поделитесь своим мнением, оставите комментарий

Читайте также:  В Сочи пенсионерка с сыном-инвалидом продали квартиру и остались в ней жить

Контроль за застройщиками и взаимная ответственность: как в России будут защищать права дольщиков

Марьям Гулалиева

Реформирование системы долевого строительства

Госдума в первом чтении приняла два законопроекта, направленные на усиление контроля и ответственности в области долевого строительства. Авторами инициатив выступили спикер Госдумы Вячеслав Володин, а также депутаты Иван Мельников, Сергей Северов, Игорь Лебедев и руководители фракций.

По словам парламентария Игоря Николаева, прописанные в этих документах меры имеют исключительное значение «для огромного количества россиян». Депутат напомнил, что в 2017 году был принят закон о создании Фонда защиты прав участников долевого строительства, поэтому в настоящее время Госдума проводит «огромную работу по реформированию системы долевого строительства». Принятые в первом чтении инициативы направлены на повышение безопасности дольщиков и прозрачности рынка строительства. Эти меры смогут спровоцировать увеличение количества доступного для россиян жилья, заявил Николаев.

Контроль за застройщиками

Первый законопроект предусматривает введение новых мер госконтроля в сфере долевого строительства. Эти функции будут выполнять органы регионального госстройнадзора либо специально созданные для этих целей ведомства.

Согласно документу, согласование руководящих должностей в этих органах будет проходить через Минстрой, а утверждением порядка этой процедуры займется правительство. Региональных властей обяжут следить за пополнением базы единой информационной системы жилищного строительства — туда должны будут вноситься данные о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и других объектов. Однако эта информация должна фиксироваться лишь в том случае, если строительство зданий проходит с привлечением денег граждан.

Фонд защиты прав долевого строительства должен будет контролировать действия застройщиков на постоянной основе. Согласно законопроекту, этот орган должен следить за исполнением требований законодательства, предъявляемых к участникам рынка долевого строительства с помощью единой информационной системы.

Если нарушения будут выявлены, фонд будет обязан уведомить об этом контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимое имущество. Пока застройщик не исправит соответствия, заключать договоры о долевом строительстве с гражданами он не сможет. Таким образом, строительная организация должна будет поддерживать свое финансовое состояние на протяжении всей реализации проекта, объяснил ТАСС депутат Госдумы Николай Николаев.

Законопроект предусматривает и введение дополнительных обязанностей для самих компаний. Теперь их документы должны будут содержать информацию о всех бенефициантах, владеющих более 5% голосующих акций. В случае нарушения прав дольщиков, ответственность за убытки понесут все владельцы компании в равной степени.

Кроме того, документ предусматривает меры по защите прав граждан, которые платили застройщикам деньги через жилищные сертификаты или участвовали в кооперативах. Теперь привлекать средства дольщиков смогут только кооперативы, которые осуществляют застройку на государственных или муниципальных участках.

Штрафы за нарушения

Парламентарии намерены усилить ответственность за нарушения в сфере долевого строительства. Для этого вместе с базовым законопроектом они приняли поправки в Кодекс об административных правонарушениях, определяющие суммы денежных взысканий. В частности, за необоснованную выдачу или отказ компании в заключении о строительстве ответственное лицо заплатит штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

При этом если застройщик не предоставит информацию для внесения в единую информационную систему жилищного строительства, отвечать за это будут чиновники. Должностные лица за такое нарушения заплатят 30 тысяч рублей, а юридические — 200 тысяч. Те, кто попадутся на несоответствии требованиям законодательства дважды, будут дисквалифицированы сроком от одного до трех лет и заплатят штраф в 100 тысяч рублей. Юридические лица тоже не освобождаются от ответственности — размер санкций составит 300 тысяч рублей.

Строительные организации, которые стараются неправомерно привлечь внимание покупателей наименованием «специализированный застройщик», будут наказаны на 500 и 700 тысяч рублей. Такие меры коснутся и тех компаний, которые используют близкие к этому словосочетанию формы. Поправки могут вступить в силу уже 1 июля 2018 года.

Депутаты поддержали ужесточение контроля в долевом строительстве

Думский комитет по природным ресурсам рекомендовал коллегам из нижней палаты одобрить законопроект, который увеличит ответственность за нарушения при строительстве с участием ДДУ. Так, например, если словосочетание «специализированный застройщик» используется незаконным образом, юрлицам можно следует назначать штраф 500-700 тыс. рублей.

Также предлагается ввести штраф за необоснованные выдачу или отказ в выдаче решения о соответствии законным правилам девелопера и проектной документации. Размер этого штрафа – от 50 до 100 тыс. рублей.

Должным лицам придется выплатить 30 тыс. рублей, а юридическим – 200 тыс. рублей за отказ предоставить информацию в ЕИС. Многократные нарушители этого правила будут наказываться строже: первым придется выплатить до 100 тыс. рублей (вариант – дисквалификация на 1-3 года), для вторых штраф составит 300 тыс. рублей.

Одновременно депутаты хотят возложить обязанность контролировать долевое строительство только лишь на региональные отделы государственного стройнадзора. Также возможно специальное создание отдельного контролирующего органа.

Документ определяет компетенцию органов государственно власти, ответственных за возбуждение и рассмотрение дел о данных правонарушениях. В отношении должностных лиц федерального или регионального органа исполнительной власти такие дела будут возбуждаться прокурором и рассматриваться судьями, в отношении юридических лиц и их должностных лиц – контролирующими органами.

Одновременно Минстрой наделяется полномочиями согласовывать назначения на должность и увольнять руководителей органов, контролирующих долевое строительство. Региональные органы власти обязываются вносить в единую информационную систему жилищного строительства информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением денег покупателей.

Защита дольщиков

Соблюдение застройщиками требований закона будет Фонд защиты прав дольщиков. В частности, он будет уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимое имущество о несоответствии застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве. В случае получения такого уведомления регистрация договора участия в долевом строительстве будет невозможна до исправления таких несоответствий.

Также депутаты отметили необходимость дополнительного обоснования предложенного разработчиками внесудебного порядка приостановления деятельности застройщика по привлечению денежных средств дольщиков на основании выявленного Фондом защиты прав граждан-участников долевого строительства его несоответствия обязательным требованиям. При этом должен быть определен порядок оспаривания застройщиком действий этого фонда по приостановлению данной деятельности.

По обсуждаемому законопроекту, девелоперы обязаны раскрывать информацию о бенефициарных владельцах, которые прямо или косвенно вправе распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции застройщика. Одновременно вводится солидарная ответственность владельцев (бенефициаров) застройщиков за убытки, причиненные гражданам-дольщикам. Комитет намерен уточнить положения, касающиеся сведений, позволяющих идентифицировать учредителя (участника) и бенефициарного владельца и подлежащих раскрытию застройщиком в проектной декларации, а также солидарной ответственности.

Для усиления контрольных функций банковского сопровождения деятельности застройщика вносятся изменения с целью исключения нецелевого характера осуществляемых им платежей. Одновременно вводится запрет на использование таких способов привлечения средств граждан для строительства многоквартирных домов, как выпуск жилищных сертификатов и участие граждан в жилищно-строительных кооперативах. Исключение сделано лишь для тех кооперативов, что осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных из муниципальной или государственной собственности.

Также документ вносит изменения в части установления особенностей взаимодействия застройщиков с уполномоченными банками, опубликования сведений об открытии и закрытии расчетного счета застройщика, определения финансовых требований к застройщикам в случае размещения средств участников долевого строительства на счетах эскроу, а также порядка осуществления расчетов участников долевого строительства с застройщиками. Помимо этого, уточняется, что ограничения со счета застройщика снимаются с момента ввода дома в эксплуатацию и регистрации права собственности, хотя бы в отношении одного объекта.

Ссылка на основную публикацию