Минстрой предлагает сделать коллегиальным решение о выдаче лицензий в сфере ЖКХ

Минстрой России признал, что лицензирование действующих управляющих организаций в сфере ЖКХ прошло с нарушениями закона

Действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить бессрочную лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. С 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). Вновь создаваемые управляющие компании также должны будут пройти процедуру лицензирования. Данная мера призвана обеспечить гарантию качества услуг организаций, занимающихся на профессиональной основе управлением многоквартирными домами. Необходимым условием получения лицензии является наличие у должностного лица управляющей компании квалификационного аттестата – он выдается после сдачи специального квалификационного экзамена (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Затем соискатель должен подать заявление и прилагаемые к нему документы в орган государственного жилищного надзора, который на их основе обязан подготовить для лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (ч. 1 ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Лицензионная комиссия создается субъектом федерации специально для целей лицензирования (ч. 1 ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Официальные данные по количеству организаций, подавших заявления на получение лицензий, и тех, кто такие лицензии получил, на федеральном уровне еще не опубликованы. Однако по результатам, представленным отдельными регионами, видно, что лицензирование действующих управляющих компаний проходило тяжело и неравномерно. Как отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева на заседании Общественной палаты РФ 19 мая, первые результаты лицензирования управляющих организаций восторгов не вызывают. По ее данным, к середине апреля решение о выдаче лицензий было принято в отношении около 25% управляющих организаций, подавших заявки, а к 1 мая – в отношении всех заявивших о желании получить лицензии управляющих организаций. “Значит, в последние две недели лицензии выдавались “револьверным” способом. По нашим подсчетам, в некоторых субъектах на выдачу лицензии отводилось 40 секунд! Эта ситуация вызывает озабоченность. Почему лицензионные комиссии начали работать столь поздно и столь неэффективно?” – негодует Елена Николаева.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис подчеркнул, что в вопросе получения лицензий и сами компании тянули до последнего: “В нашей стране уже сложилась традиция, по которой любой срок, установленный законодателем, будет продлен. Поэтому вплоть до начала 2015 года большинство руководителей были уверены, что срок на получение управляющими компаниями лицензий будет установлен гораздо позднее 1 мая. И только когда стало очевидно, что он не будет переноситься, все засуетились”.

Кроме того, эксперты отметили несоблюдение сроков формирования реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Причем это касается и сводного федерального реестра лицензий, и реестра дисквалифицированных лиц, и реестра лицензий субъектов федерации (ст. 195 Жилищного кодекса РФ) – большинство из них все еще находятся в процессе разработки. Первые два реестра должен вести Минстрой России, а реестр лицензий субъекта федерации – орган государственного жилищного надзора субъекта федерации. При этом с 1 мая ведение всех трех реестров должно осуществляться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, которая только начала формироваться.

Руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Воронежской области Татьяна Головачева высказала мнение, что часть управляющих компаний намеренно “провалила” процедуру лицензирования. Татьяна Головачева заметила, что одной из самых распространенных причин отказа в получении лицензии было несоблюдение требований о раскрытии информации. Напомним, что лицензиат обязан обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности и иных данных путем опубликования ее в Интернете или печатных СМИ, размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации и предоставления на основании запросов (п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами). “Я считаю, что часть компаний изначально была готова к уходу с рынка, поэтому и не стала раскрывать информацию о своей деятельности. Потому что иначе объяснить несоблюдение этого требования тяжело – с технической точки зрения разместить информацию о своей деятельности на официальном сайте может каждая организация”, – отмечает Татьяна Головачева.

Еще одной тенденцией стал добровольный отказ компаний от управления ветхими, аварийными и малоквартирными домами. По данным, представленным Еленой Николаевой, с 1 января по 30 апреля 2015 года управляющие компании добровольно отказались от управления 42 326 домов, что составило 8% жилого многоквартирного фонда России. “Эту проблему мы обязаны решить, – заявила исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева. – Есть несколько путей: предоставление дотаций из муниципального бюджета тем компаниям, которые управляют “невыгодными” домами, или снижение лицензионных требований. Однако и тот, и другой пути мне не нравятся: в местных бюджетах денег нет, а все граждане имеют право на одинаковые условия обслуживания. Для меня ситуация тупиковая”. А Елена Николаева предложила создавать муниципальные управляющие компании, которые займутся управлением непростого жилого фонда.

Директор СРО “Национальный жилищный конгресс” Татьяна Вепрецкая пожаловалась на работу государственных жилищных инспекций. “С момента получения управляющими организациями лицензий жилищные инспекции осуществляют в отношении таких организаций лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ). Мы наблюдаем картину, когда государственные жилищные инспекции даже после получения предпринимателями лицензий продолжают присылать им уведомления о проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора, а не лицензионного контроля, что неверно”, – рассказывает Татьяна Вепрецкая.

Несмотря на выявленные нарушения при лицензировании управляющих компаний, Андрей Чибис в целом положительно оценил проделанную работу. “То, что в очень сжатый период провели процедуру лицензирования немалого количества управляющих организаций, – дорогого стоит. А сейчас перед нами стоит общая задача – донастроить механизмы лицензирования”, – заключил он.

Минстрой предлагает включить представителей СРО в лицензионные комиссии сферы ЖКХ

Решение о выдаче лицензий управляющим компаниям в сфере ЖКХ должны принимать коллегиальные органы в регионах, заявил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень на Всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество», который проходил в Челябинске.

По словам главы Минстроя, «только региональная жилищная инспекция не должна принимать решение о выдаче лицензий, в эту работу должны включиться крупные саморегулируемые и общественные организации отрасли».

«Изменения в законопроект, предусматривающий введение лицензирования, готовятся ко второму его чтению в Государственной Думе РФ. Учитывая многочисленные дискуссии, выработано совместное решение – создавать в регионах комиссии с участием руководства Госжилинспекций, крупных СРО и общественных организаций», – пояснил министр.

Он подчеркнул, что создание подобных комиссий позволит сделать процесс лицензирования управляющих компаний более профессиональным, а главное, открытым. Минстрой рассчитывает, что второе чтение законопроекта, предусматривающего введение лицензирования, пройдет до конца весенней сессии.

Законопроект об изменениях в Жилищный кодекс, в том числе в части введения лицензирования управляющих организаций многоквартирных домов был подготовлен Минстроем России совместно с депутатами «Единой России». 22 апреля 2014 года законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, в настоящее время Минстрой готовит поправки ко второму чтению.

Законопроект предусматривает выдачу лицензий управляющим компаниям (УК) с 1 сентября 2014 года. В случае принятия законопроекта запрет на управление многоквартирными домами без лицензии вступит в силу с 1 мая 2015 года.

По законопроекту предполагается расторжение договора управления многоквартирным домом в случае, если УК допустила в течении года по этому дому два нарушения, за которые в судебном порядке была привлечена к административной ответственности. Если же таких домов стало более 15% от всего жилищного фонда, которым управляет эта организация, то ее лицензия будет аннулирована в судебном порядке, а руководитель УК попадет в список недобросовестных управленцев и будет дисквалифицирован сроком на три года.

Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

  • Решение о выдаче лицензий управляющим компаниям в сфере ЖКХ должны принимать коллегиальные органы в регионах, заявил Министр строительства и. ‘)); return false;”>

Другие новости:

СТАТЬИ:

На обновление гражданской инфраструктуры федеральный бюджет выделяет колоссальные средства. К сожалению, не все планы по строительству объектов в регионах удается воплотить в жизнь, а кое-что приходится переделывать, тратя на это дополнительные ресурсы. Кто виноват в том, что не все объекты отвечают заявленным требованиям.

Арбитражный суд Московского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э. С. Яламова». Таким образом суд подтвердил законность отказа в перечислении средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в.

ИНТЕРВЬЮ:

Деятельность по обращению с ломом и отходами металлов является значимой отраслью экономики Российи. Это не только более 15 миллиардов отчислений в бюджет, но также десятки тысяч рабочих мест и предотвращённых техногенных аварий в год, связанных с образованием опасных отходов. О тенденциях основных проблемах отрасли и.

Руководитель Ассоциация форекс-дилеров Евгений Машаров проведёт личный прием граждан в офисе организации 27 января. Напомним, что саморегулируемая организация рассматривает обращения граждан и юридических лиц, включая обращения в отношении своих членов в соответствии со статьёй 17 Федерального закона «О.

ВИДЕО:

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически.

МЕРОПРИЯТИЯ:

27 февраля в столице будет проходить окружная конференция саморегулируемых организаций в сфере инженерных изысканий и архитектурного проектирования, зарегистрированных на территории Приволжского федерального округа. Деталями мероприятия делится НОПРИЗ.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков планирует очередную окружную конференцию. 20 февраля состоится встреча саморегуляторов в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации ЮФО и СКФО.

ОПРОС:

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Читайте также:  Суд в России впервые аннулировал лицензию управляющей компании после жалоб жителей

КОНТАКТЫ:

ОТДЕЛ ВСТУПЛЕНИЯ В СРО
Телефоны:
8-800-555-30-74 вся Россия (звонок бесплатный)
тел.: +7 (812) 934-32-33 (Санкт-Петербург)
тел.: +7 (499) 391-36-33 (Москва)
тел.: +7 (861) 292-32-33 (Краснодар)
тел.: +7 (343) 361-36-33 (Екатеринбург)
тел.: +7 (391) 214-92-33 (Красноярск)
тел.: +7 (423) 201-68-33 (Владивосток)
e-mail:info@all-sro.ru
skype: all-sro.ru
Подробнее.

Этот сайт использует файлы cookies в рамках предоставления социальных сетевых услуг, а также для анализа посещаемости веб-сайта. Пользуясь настоящим веб-сайтом, вы выражаете согласие с сохранением и использованием cookies.

Минстрой ответил на вопросы по лицензионному контролю

В своем официальном письме от 5 августа 2015 года Минстрой РФ ответил на самые часто задаваемые вопросы об осуществлении лицензионного контроля по управлению МКД. В целом были даны ответы на 2 злободневных вопроса: касательно ведения реестров лицензий, выданных УК, и проверок расчетов управляющих компаний с РСО по коммунальным ресурсам.

Ведение реестра лицензий

Согласно ч.2 ст.198 Жилищного кодекса, в течение 3 дней с момента заключения договора управления УК должна передать данные сведения в орган ГЖН, а также опубликовать информацию на Реформе ЖКХ, в ГИС ЖКХ и на своем официальном сайте в рамках Стандарта раскрытия информации. После того, как орган ГЖН внесет необходимые изменения в реестр лицензий субъекта РФ, управляющая компания вправе приступить к своей деятельности по управлению 1 новым домом или несколькими добавленными домами.

Порядок и сроки внесения соответствующих корректировок в реестр лицензий устанавливает орган ГЖН, что регламентировано ч.3 ст.198 ЖК РФ. А до этого момента, как утверждает Минстрой, необходимо пройти проверку на соблюдение лицензионных требований управляющей компанией (подробнее об этом в другой статье).

Напоминаем, что все УК должны соблюдать лицензионные требования по управлению МКД согласно положению о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, закрепленному в Постановлении Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года.

Что это значит? Это значит, что когда управляющая компания обращается в орган ГЖН с просьбой включить МКД в реестр лицензий, то ведомство должно осуществить проверку полноты раскрытия информации и достоверности предоставленных в заявлении и приложенных документах сведений.

Также Минстрой ссылается на то, что в перечне документов должны быть в обязательном порядке приложены копии протоколов ОСС, договора управления, который подписан в строгом соответствии с требованиями Жилищного кодекса. Если же управляющая компания была выбрана посредством открытого конкурса, то должна быть обязательно приложена копия протокола конкурсной комиссии и договора управления, который подписан управляющей компанией.

Если управляющей компании удастся подтвердить полноту и достоверность предоставленных сведений, то соответствующие изменения будут внесены в реестр лицензий. Эта норма отражена в ФЗ №255 от 21.07.2014 года. Если орган ГЖН выявит расхождения или неполноту раскрытия информации, то будет назначена и проведена проверка на предмет соблюдения управляющей компанией лицензионных требований в сроки, установленные административным регламентом ведомства.

Также Минстрой напомнил всем управляющим компаниям об изменениях, которые внесены Федеральным законом №176 от 29.06.2015 года в действующую редакцию ЖК РФ и которые ужесточают ответственность за фальсификацию протоколов ОСС. Этот закон придает протоколу ОСС статус официального документа, за фальсификацию которого может наступить уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Мы не будем останавливаться на этом подробно, так как посвятили этой теме отдельную статью.

Проверка расчетов УК с РСО по коммунальным ресурсам

Данная проверка проводится органом ГЖН в рамках осуществления лицензионного контроля. Как гласит подпункт “б” п.3 Положения о лицензировании, исполнение УК взятых на себя обязательств по договору управления МКД относится к числу лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ. В рамках реализации этой статьи Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года определены Правила осуществления деятельности по управлению МКД.

Согласно подпункту “ж” п.4 Правил управления МКД, управляющей компанией с РСО должны осуществляться организация и расчеты за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая КУ. Поэтому соблюдение порядка осуществления расчетов УК с РСО относится к числу лицензионных требований и подлежит лицензионному контролю.

Если в орган ГЖН поступят жалобы от населения, обращения ИП, юридических лиц, заявления органов государственной власти и местного самоуправления, а также информация из СМИ о фактах нарушения управляющей компанией лицензионных требований, то ведомство должно будет провести проверку по вопросу соответствия УК лицензионным требованиям. Если будут выявлены и доказаны нарушения, то управляющую компанию привлекут к административной ответственности по ст.7.23.3. и 14.1.3. КоАп РФ.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

Как получить лицензию на управление многоквартирными домами: требования, документы, алгоритм

Несколько лет назад получение лицензии на управление многоквартирными домами стало новой темой в сфере ЖКХ.

Все пункты были расписаны в законодательстве.

Правительство предусмотрело достаточно понятную процедуру, но на практике возникают различного рода вопросы.

Попробуем разобраться в данной теме, чтобы процесс лицензирования прошел успешно.

Что это такое?

Лицензия на управление многоквартирными домами открывает допуск к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ.

На лицевой стороне документа указывается:

  1. Название лицензии.
  2. Данные лицензиата.
  3. Номер и дата выдачи.
  4. Наименование органа, выдавшего лицензию.

Документ имеет формат А4.

С обратной стороны записываются:

  1. Район действия.
  2. Местонахождение УК.
  3. Сведения о лицензионной комиссии.

Информация о выданных лицензиях ведётся в реестре по субъектам и в федеральной базе на сайте Госжилинспекции. Данные носят публичный характер.

Кто выдает и срок действия

Лицензионная комиссия и Государственный Жилищный Надзор – структуры, которые занимаются выдачей разрешительных документов. Органом ГЖН в каждой области является жилищная инспекция. Есть регионы, где изменено название инспекции по усмотрению областного законодательства.

Комиссии создаются самостоятельно во всех регионах. В неё должно входить не более 30% представителей городских властей и законодательного собрания. 70% — это члены общественных организаций, имеют прямое отношение к жилищно-коммунальному хозяйству.

По некоторым вопросам жилищная инспекция и лицензионная комиссия — это два взаимодополняющих и взаимозаменяемых органа. Действуют согласованно при решении о выдаче, отказе, аннулировании лицензии на управление многоквартирными домами и во время проведения мероприятий по контролю и надзору за действиями УК.

Жилищные инспекции действуют достаточно давно. Как работает инспекция и осуществляет контроль над действиями УК, большинству граждан известно. Собственники жилых помещений, в случае разногласий с управляющей компанией, обращаются в инспекцию с различными жалобами на действия руководства.

Справка! Лицензионные комиссии – это одно из последних нововведений Жилищного законодательства и в деятельности УК. В Законодательстве условия и полномочия расписаны достаточно просто, но на практике возникают сложности при взаимодействии с лицензионной комиссией. Оспаривать действия сложно и очень хлопотно по времени.

Члены комиссии выполняют возложенные обязанности в соответствии с законом.

Чтобы совершать определённые действия, требовать выполнения обязательств, надо уметь разбираться в сфере ЖКХ. С другой стороны, деятельность лицензионной комиссии достаточно общая и в некоторых случаях — формальная.

В Законодательстве сформулированы два требования к кандидатам в члены комиссии:

  • обязательно наличие высшего образования;
  • стаж работы не менее двух лет в сфере ЖКХ.

Внимание! С января 2018 года лицензия выписывается органами Госжилнадзора сроком на пять лет. Основанием служит заявление соискателя, успешное прохождение экзамена, представленный пакет документов и решение комиссии. Ранее лицензия оформлялась бессрочно. Разрешения считаются действительными и распространяются исключительно в том регионе, где была получена лицензия.

Законодательная база в сфере лицензирования деятельности УК

Весь комплекс вопросов по лицензированию представляет собой отдельные части и освящается в законодательстве. Выпущено много федеральных законов, к которым прилагаются законы субъектов. Например, административные регламенты, принятые во исполнение требований законодательства.

Лицензирование регулируется нормативными актами:

Кому необходима: виды работ по обслуживанию МКД

Самый главный вопрос при подаче документов, кто может быть соискателем лицензии и кто должен сдавать квалификационный экзамен.

УК обязана заключить договор с жильцами. А чтобы заключить договор на обслуживание многоквартирного дома, надо иметь лицензию.

Примеры работ, подлежащие лицензированию:

  • сбор обязательных платежей;
  • содержание и плановый ремонт дома;
  • документооборот и сохранность документации;
  • работы на придомовой территории по благоустройству;
  • предоставление услуг по соглашению с компаниями ЖКХ;
  • аварийное обслуживание и контроль над нормальным функционированием жилого здания.

Нужна ли ТСЖ?

Лицензирование устанавливается для управляющих компаний. ТСЖ и ЖСК относятся к некоммерческим организациям. Соответственно, лицензия не требуется. Они могут жить спокойно до определённого времени, пока законодатель не решит изменить ситуацию.

Требования к соискателям

На основании Постановления разработаны и утверждены основные требования к соискателям:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • отсутствие судимости и дисквалификации;
  • соблюдение правил предоставления услуг в МКД;
  • лицензия не должна быть аннулирована по инициативе комиссии;
  • регистрационные документы УК имеют соответствующий код деятельности по ОКВЭД;
  • предоставление финансовой отчётности и других документов, свидетельствующих об удовлетворительной работе УК.

Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата

Сдачи экзамена и получение аттестата – процесс долгосрочный.

Управляющие проходят тестирование на знание Жилищного законодательства и проверку жилищной инспекции.

Общественные деятели, представители сферы ЖКХ и ветераны отрасли принимают решение о выдаче документа.

Рассматривается несколько подразделов в общем плане, связанные со сдачей экзамена:

  1. Подача заявления на прохождение экзамена.
  2. Экзаменационная процедура.
  3. Ожидание результата и получение аттестата.

Свидетельством об успешной сдаче экзамена служит квалификационный аттестат.

С этим и другими документы соискатель обращается в органы ГЖН с заявлением о предоставлении лицензии.

В некоторых регионах предоставляется возможность познакомиться с вопросами экзаменов и пройти пробное тестирование.

Читайте также:  В ТСЖ и ЖСК Ульяновска пуск тепла производится согласно требованиям собственников

Законодатель не определил, какое количество представителей должно пройти экзамен. Вопрос численности рассматривается на местах. Но для того, чтобы была взаимозаменяемость, рекомендуется, как минимум, два представителя: руководитель и его заместитель.

В форме компьютерного тестирования разработано 200 вопросов и три варианта ответов. Надо выбрать правильный вариант. При регистрации на экзамен каждый получает индивидуальный код, согласно которому предоставляется уникальный набор из ста случайных вопросов. Экзаменуемый последовательно отвечает на вопросы в течение двух часов без возможности возврата к предыдущему заданию.

УК могут не сдать экзамен. Тогда будет отказано в выдаче лицензии. В итоге, многоквартирные дома останутся без коммунального присмотра, жильцам которых не повезло с управляющими компаниями. В течение 15 дней после официального уведомления городской администрации, должно состояться собрание собственников жилья для принятия решения о переизбрании УК.

Осторожно! Если собственники не смогут определиться, городские власти самостоятельно подберут управляющую компанию путём открытого конкурса без участия жильцов многоквартирного дома.

Порядок действий

  1. Заявление о допуске к экзамену.
  2. Проверка в реестре дисквалифицированных лиц (от 3 до 10 рабочих дней).
  3. Уведомление о допуске к экзамену (15 рабочих дней).
  4. Регистрация на экзамен и проведение экзамена.
  5. Протокол о результатах формируется автоматически, но подписывается в течение 3 рабочих дней.
  6. Результаты объявляются не позднее 5 рабочих дней с момента проведения экзамена. Уведомление отправляется электронным способом.

Внимание! Количество попыток не ограничивается, плата не взимается. Если экзамен не назначается и в этом нет вины соискателя, можно упредить ситуацию: написать требование-претензию, обжаловать бездействие должностных лиц лицензионной комиссии в прокуратуре.

Стоимость

За лицензию надо заплатить госпошлину:

  • получение первичной лицензии — 30 000 рублей;
  • переоформление — 5 000 рублей;
  • выдача дубликата — 5000 рублей.

Если воспользоваться услугами посреднической организации, которая все заботы возьмёт на себя, расходы увеличиваются от 15000 руб. до 85000 руб.

Документы

  1. Заявление от соискателя.
  2. Учредительные документы.
  3. Квалификационный аттестат.
  4. Приказ о назначении на должность.
  5. Платёжное поручение об уплате госпошлины.

Как получить: пошаговый алгоритм

Алгоритм действий для получения лицензии условно можно разделить на два больших этапа: сдача квалификационного экзамена и подготовка документов на получение лицензии.

Срок оформления лицензии: 45 рабочих дней, если документы не возвращались на доработку.

Соискателю направляется уведомление о допуске и приглашение на экзамен. С момента подачи заявления до проведения экзамена должно пройти не более 15 дней. На интернет-ресурсах региональных администраций расписан регламент работы жилищных инспекций и действия соискателя на получение лицензии по управлению МКД. В представленных блоках имеется точная информация по основным направлениям:

  • дата очередного экзамена;
  • работа лицензионной комиссии;
  • сбор необходимых документов и формы, которые необходимо заполнить.

После успешной сдачи экзамена:

  1. Составляется заявка на получение лицензии.
  2. Документы рассматриваются соответствующим органом.
  3. Проводится внеплановая проверка.
  4. В итоге, заявитель получает лицензию на управление многоквартирными домами.

Казалось бы, всё просто, законодатель подробно расписывает каждый из этапов. Но детализация иногда приводит к некоторой путанице, смешивая и заменяя одно понятие другим. Отказы, которые наблюдаются на протяжении нескольких последних лет, в некоторых ситуациях по суду признаются недействительными.

Способы подачи документов

Наблюдается тенденция переводить всю отчётность в электронную форму. Поэтому, наиболее удачный способ подачи документов на оформление лицензии — через сайт Госуслуг.
Также можно воспользоваться стандартными и привычными вариантами:

  • отправить по почте;
  • подать бумаги в МФЦ;
  • лично отнести в лицензионную комиссию;
  • воспользоваться услугами представителя или через доверенное лицо.

Важно! Бумаги для должностных лиц в государственный орган отправляются таким образом, чтобы на руках оставался документ, подтверждающий отправку. Если заявка подаётся в электронном виде, желательно, продублировать заказным письмом по почте с описью вложения, либо доставить лично через канцелярию со штампом о приёме документов. Это является основанием и доказательством отправки документов.

Порядок переоформления и продления

Старые образцы полежат переоформлению. Документы с оконченным сроком действия должны быть продлены. Процедура проходит на основании заявления и документов в срок от двух дней после проведения проверки и не позже тридцати дней после регистрации заявления. Готовится мотивированное решение.

Лишение и аннулирование: основания

Инициатором лишения и аннулирования права на осуществление деятельности, согласно жк рф, может быть как контролирующий орган, так и заявитель.

В первом случае основанием служит:

  • приказ о несоответствии лицензионным требованиям и представление в комиссию фальсифицированных документов;
  • привлечение к административной ответственности за невыполненные ранее предписания ГЖН.

Если инициатором выступает управляющий, основанием аннулирования лицензии является заявление лицензиата. В течение десяти дней издаётся приказ о прекращении предпринимательской деятельности. За три последующих дня решение доводится до сведения инициатора.

Последствия работы без разрешения

Управление многоквартирным домом без лицензии наказывается, в зависимости от состава нарушения:

  • по ст.14.1.3 КоАП: грозит административный штраф от 50000 до 250000 руб., исправительные работы до 10 суток;
  • по ст. 171 УК: арест до 6 месяцев, лишение свободы до 5 лет либо налагается штраф до 1000 МРОТ.

Полезное видео

Подробно о нюансах лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами смотрите в данном видео:

Процесс от подачи заявления до получения лицензии до сих пор сопряжён с множеством спорных вопросов. С принятием законодательных актов, было много сказано о лицензировании на управление многоквартирными домами.

Прежде чем участвовать в процедуре разрешения на лицензионную деятельность, необходимо разобраться во всех тонкостях процесса сбора и подачи документов, подготовиться к успешной сдаче экзамена на получение аттестата и пройти проверки комиссии.

Новости ЖКХ

Минстрой опубликовал законопроект о лицензировании УК в ЖКХ

Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало на своем сайте законопроект о лицензировании управляющих компаний в ЖКХ, который предполагает обязательное получение лицензии управляющими организациями многоквартирных домов, прохождение их руководителями квалификационных экзаменов и устанавливает штрафы за управление домами без лицензии.

Ранее глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что до 1 июля 2014 года планируется принять все нормативно-правовые и подзаконные акты относительно лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Как будут выдавать лицензии

Согласно законопроекту, опубликованному на сайте Минстроя, Жилищный кодекс РФ планируется дополнить разделом о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

“Деятельность по управлению многоквартирными домами и по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии, выдаваемой органом государственного жилищного надзора субъекта РФ”, – говорится в нем.

Планируется, что федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года. При этом управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы обязаны получить лицензию до 1 мая 2015 года. После этой даты управление многоквартирными домами без лицензии не допускается.

В документе указывается, что лицензия будет предоставляться без ограничения срока ее действия и действовать на территории только того субъекта РФ, где ее выдали. В приложении к лицензии будут указаны адреса всех домов, которыми управляющей компании разрешено управлять. Принять решение по вопросу выдачи лицензии орган Госжилнадзора должен будет в течение 30 дней с момента обращения УК.

При этом лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа УК, должны будут получать квалификационный аттестат, для чего им предстоит сдавать квалификационный экзамен. Власти РФ создадут сводные федеральные реестры лицензий и дисквалифицированных лиц, следует из проекта закона.

Причины отказа в выдаче лицензии

Как указывается в документе, управляющей организации могут отказать в предоставлении лицензии, если у ее должностного лица есть неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, если у него нет квалификационного аттестата или если должностное лицо фигурирует в реестре дисквалифицированных лиц.

Также органы Госжилнадзора вправе не давать лицензию, если компания или ее должностное лицо за предыдущий год не исполнила три и более предписания органа Госжилнадзора.

Кроме того, в лицензии будет отказано, если в отношении УК возбуждено производство по делу о банкротстве или если она находится в процессе ликвидации. Планируется, что лицензию также не смогут получить организации, зарегистрированные за рубежом.

Как будут контролировать УК

Если орган Госжилнадзора в ходе плановой или внеплановой проверки выявил, что УК нарушила лицензионные требования или требования законодательства, он должен направить УК предписание об устранении нарушений со сроком исполнения не более чем два месяца, отмечается в законопроекте.

Причем руководство органа Госжилнадзора несет административную или уголовную ответственность, если по итогам проверки не было выдано предписание об устранении нарушений, которые впоследствии принесли вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц.

В соответствии с предложениями авторов закона, управляющую организацию будут лишать права управлять домом, если за год было два раза назначено административное наказание за нарушения, допущенные при управлении многоквартирным домом.

За что будут лишать лицензии

Также по решению суда лицензия может быть аннулирована. Согласно законопроекту, орган Госжилнадзора обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, если УК допустила за год по два нарушения в 15% домов, которыми управляет компания.

После подачи заявления в суд о лишении УК лицензии орган Госжилнадзора должен приостановить действие лицензии, уведомить об этом УК и местные власти, а также проинформировать жильцов домов, которыми управляет эта компания, и ресурсоснабжающие организации, указывается в документе.

В нем отмечается, что с момента приостановления действия лицензии и до вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии, деятельность по управлению домами осуществляет та же управляющая организация, Нет ничего прекраснее, чем беззаботная, размеренная жизнь. Имея деньги вам не нужно думать о завтрашнем дне, только представьте, как прекрасно покупать то, что хочешь, ездить куда хочешь, кушать, где захочешь. Вот так можно добиться всего этого. Уже миллионы людей испытали свои способности на практике в виртуальном зале Вулкан. Это казино пользуется особым спросом из-за своей солидности и возможности выиграть деньги в течение одного дня, их хватить на всю жизнь. но при этом расчеты за поставленные коммунальные услуги осуществляются гражданами напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Лицензирование для ТСЖ

При этом, говорится в законопроекте, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, созданный жильцами двух и более многоквартирных домов, тоже должны получать лицензию.

Квалификационный аттестат должен будет получать председатель правления ТСЖ или жилищного кооператива. Если лицензия ТСЖ будет приостановлена или аннулирована, общее собрание членов товарищества должно в течение десяти рабочих дней переизбрать председателя правления ТСЖ, или заключить договор управления домом с УК, имеющей лицензию, или изменить способ управления многоквартирным домом, следут из документа.

В то же время, согласно проекту, не нужна лицензия тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются инженерные сети и другая инфраструктура, предназначенная для обслуживания более чем одного дома.

Штрафы

Одновременно, отмечается в проекте закона, планируется внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии влечет наложение штрафа на ТСЖ в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, а на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушение требований к порядку осуществления расчетов за коммунальные ресурсы и за нарушение требований законодательства РФ к порядку осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, добавляется в документе.

Читайте также:  Верховный суд признал законным требование компенсации от курящих на балконе соседей
КОММЕНТАРИИ
Тоня06.02.2014 9:03
Нравится: 33
Не нравится: 36

Я бы исключила управление МКД индивидуальными предпринимателями. Они не имеют никакой базы выполнения ремонтных работ, а нанимают за повышенную стоимость халтурщиков. Возникает вопрос. Если УК возьмет другие дома, что повторно будут проводить лицензирование? Лицензия дает право управлять домами, проводить квалифицировано ремонтные работы и содержать дама неважно от адреса дома.

Олег О06.02.2014 12:03
Нравится: 77
Не нравится: 11

С домами действительно смешно получается. В общем, ещё один способ пополнить бюджет и до конца уничтожить частный бизнес в сфере ЖКХ.

Маруся Тоне06.02.2014 12:26
Нравится: 44
Не нравится: 15

Не согласна с предложением запретить управление домами индивидуальными предпринимателями по ряду причин:1.Не обязательно иметь свою ремонтную базу, достаточно иметь аварийный персонал; 2. Не факт, что поручается работа по ремонту обязательно халтурщикам и за повышенную стоимость. 3.Ремонт может выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию и ремонтную базу, по договору подряда; 4.Управляющие должны понимать, что и как нужно делать, чтобы грамотно принимать выполненные работы по объему и качеству. Для этого нужен профессионализм, подкрепленный соответствующей лицензией.

06.02.2014 14:56
Нравится: 174
Не нравится: 5

В России от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение.

По-моему в настоящее время вполне достаточно уже действующих нормативных правовых актов, которые позволяют очистить от недобросовестных субъектов сферу ЖКХ. Эти НПА нужно только исполнить!

С принятием закона о лицензировании ничего не изменится. Он только создаст очередные трудности для исполнительных и порядочных руководителей управляющих организаций, а также поднимет планку коррупции на новую высоту. Нерадивые руководители купят любую лицензию ещё быстрее, чем её можно будет получить законным путём. Аналогия – получение водительского удостоверения на право управления транспортным средством.

И только руководители жилищных инспекций будут в наваре от введения этих лицензий.

А вот за все эти псевдореформы заплатит обычный потребитель ЖКУ из своего кармана.

06.02.2014 20:34
Нравится: 131
Не нравится: 4

Обратите внимание на штрафы. При таких штрафах управляющая компания быстро станет банкротом, особенно в малых городах и селах.

Елена07.02.2014 4:10
Нравится: 110
Не нравится: 2

Что-то мне подсказывает, что так и будет. Лицензии будут формально выдаваться и формально отбираться.

Штрафы-то будут платить из каких источников? Наверняка, из платы за содержание. На обслуживание домов будет меньше оставаться

14.02.2014 10:47
Нравится: 41
Не нравится: 60

УК просто не исполняют свои обязанности: 1 отказываются представлять счета по оплате КУ 2.отказываются контролировать работу ИПУ, их состояние и правильность снятия показаний.3. Разворовывают собранные средства на кап. ремонт. 4. Присваивают все денежные средства по содержанию жилья Местные власти попросту их прикрывают – мэры. прокуратура Все изображают свою обеспокоянность, но при этом начего не делают

14.02.2014 10:53
Нравится: 51
Не нравится: 36

Пока местная власть небудет проводить ежегодную финансовую ревизию УК, привлекая в состав ревизии собственников с каждого МКД, а результаты ревизии не будут направляться в область и обобщенные в минстрой, пока прокуратура небудет иметь на руках результаты ревизии,говорить, что что-то изменится к лучшему нестоит

24.02.2014 14:30
Нравится: 46
Не нравится: 27

согласно проекту, не нужна лицензия тем ТСЖ, которые созданы жильцами одного дома или нескольких домов, расположенных на участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются инженерные сети и другая инфраструктура, предназначенная для обслуживания более чем одного дома. Отсюда возникает вопрос: что в этих ТСЖ квалифицированные специалисты руководят? Да, такие же не грамотные и неимеющие образования, которые говорят плати, не давая сведений по заключенным договорам на оказание услуг и даже разговаривать не хотят, говорят : “Иди в суд”. Они “горе руководители” ТСЖ и жилищного закона не читали.

Сергей12.03.2014 15:33
Нравится: 92
Не нравится: 8

Иван- УК просто не исполняют свои обязанности:

Иван , а кто Вам мешает управлять своим домом, ЖК РФ предоставляет такую возможность. Поработаете и тогда быстро перестанете летать в облаках , а опуститесь на землю и поймете, как с нашими нормативными актами можно работать.

Мне только не ясно, неужели наши чиновники и депутаты не понимают, что у нас законы противоречат друг другу.

Выпуская закон ( нормативный акт) нужно понимать, что он пишется для людей. Лицензия здесь не поможет

Новости

На сайте publication.pravo.gov.ru размещен приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.06.2019 № 366/пр «О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. № 789/пр «Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, Порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, Порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, Формы квалификационного аттестата, Перечня вопросов, предлагаемых лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110».

Согласно изменениям, в квалификационном экзамене появились вопросы, связанные с новыми требованиями в работе аварийно-диспетчерской службы и лицензионными требованиями. Ознакомиться со списком вопросов можно здесь .

Стоит отметить, что с момента введения лицензирования более 30 раз вносились изменения в Жилищный кодекс РФ и нормативно-правовые акты. Однако до настоящего момента, несмотря на вышеуказанные изменения действующего законодательства РФ, не вносились изменения в перечень вопросов квалификационного экзамена.

Напомним, что Ассоциация управляющих компаний «Бурмистр» осенью 2018 года направляла обращение в адрес Министерства строительства и ЖКХ РФ. В этом обращении Ассоциация просила ведомство внести изменения в перечень вопросов квалификационного экзамена. Далее последовал ответ, что «в настоящее время осуществляется процедура внесения изменений в приказ в Приказ Минстроя от 5 декабря 2014 года №789».

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис по подготовке к сдаче квалификационного аттестата для лицензирования управляющих организаций. С его помощью вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ, а также звания коллег или даже руководства (только не забудьте зарегистрироваться на сайте).

По итогам успешного прохождения тестирования (за исключением квалификационного теста) любой желающий сможет получить сертификат от компании «Бурмистр.ру» с результатами тестирования.

Пройти тестирование можно по ссылке .

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию