Эксперты на модернизацию ЖКХ в России необходимо 500 миллиардов рублей в год

9 триллионов рублей необходимы на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства России

Эту цифру озвучил Президент на заседании Госсовета, достаточно жестко указав и министрам, и губернаторам: за 12 лет реформы россияне уже устали от миллионных переплат и скандалов. Проблема должна быть решена срочно, но на деле решаться будет мучительно долго, хотя бы потому, что государство уже вкачало в трубы и сети достаточно, а инвесторы в ЖКХ идут тяжело – частные деньги не хотят связываться с непрозрачной отчетностью и коррупцией.

Екатеринбург, улица Менделеева, дом 29. Собрание жильцов, незаметно переросшее в митинг. Люди возмущены не на шутку. За май они получили коммунальные счета, в 2-3 раза превышающие обычные. Суммы в платежках выглядят тем более издевательскими, учитывая, что с 1 июня всей Свердловской области было обещано снижение завышенных нормативов на оплату ЖКХ почти в 3,5 раза.

Жильцы уверены, что коммунальщики решили урвать с них как можно больше, до того как вступят в силу новые нормативы по области. Так что было решено ничего не оплачивать и добиваться пересмотра платежек. Такие истории всплывают в России на каждом шагу и на Госсовете об этом говорили не раз: услуги ЖКХ, которые никто не оказывал, абсурдные статьи расходов в счетах, приписки управляющих компаний на миллионы рублей и одновременно гнилые коммуникации, разваливающиеся подъезды.

“Вкладывать только бюджетные средства неэффективно и недостаточно. Собственно говоря, они никогда не будут достаточными. Объемы же частных инвестиций сейчас минимальные – 8% от годового оборота предприятия коммунального комплекса. При этом ЖКХ – это мощный рынок, огромный, его оборот равен 4,2 триллиона рублей в год. Он не интересен для долгосрочного серьезного инвестора. Зато здесь раздолье для тех, кто привык стричь купоны, не вкладывая при этом ни копейки. Причины известны – непрозрачность финансовых процедур, коррупция, кумовство в этой сфере”, – отметил Владимир Путин.

Словом, ситуация в ЖКХ – еще один наглядный пример того, как коррупция отравляет российскую жизнь. Парадокс. Оборот рынка услуг ЖКХ сравним с целой отраслью экономики. А инвесторы туда деньги не вкладывают – знают, что украдут. Между тем только на первичную реконструкцию изношенных коммуникаций по всей России нужно найти 9 триллионов рублей. Минрегион привычно предложил снова запустить руку в бюджет страны.

Игорь Слюняев: “Прошу вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать разработку такой программы”.

Владимир Путин: “Вы где работаете?”

Игорь Слюняев: “В Правительстве Российской Федерации”.

Владимир Путин: “Вот ваше предложение создать федеральную целевую программу по реконструкции сферы ЖКХ – это консолидированная позиция Правительства Российской Федерации, вы же министр?”

Игорь Слюняев: “Правительство РФ по вопросу разработки и принятия федеральной целевой программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства не определилось пока”.

Владимир Путин: “А вы просите меня поддержать ваше предложение. Вы хотите таким образом повлиять на решение Правительства? Не кажется вам, что сначала в Правительстве надо рассмотреть, а потом вы как министр, как член Кабинета Правительства должны выступить с консолидированным мнением и предложить нам те решения, которые должны быть сбалансированными и реализуемыми. Или вы хотите всех граждан, включая меня, включить во внутреннюю работу Правительства Российской Федерации?”

Игорь Слюняев: “Владимир Владимирович, предложенный вами подход более правильный и рациональный”.

На этом Госсовете Президент испортил настроение далеко не только главе Минрегиона. Президент явно намерен требовать от чиновников полной мобилизации их сил в этом вопросе. И судя по словам бывшего сенатора, а ныне главы Владимирской области Светланы Орловой, проверять теорию практикой оказалось делом непростым.

“Если говорить о тарифной политике, честно скажу, Владимир Владимирович, я не поверила, одно дело писать законы, обсуждать, другое дело там работать. У нас 820 тарифов”, – сказала Светлана Орлова.

“Ваше замечание – одно дело писать законы, а другое дело конкретно работать – вот с этим никак не могу согласиться, не только потому что хочу взять под защиту депутатский корпус, а потому что вы сейчас столкнулись с законами, которые сами и написали”, – подчеркнул Владимир Путин.

Похоже, сегодня выбор таков: или мы справимся с воровством управляющих компаний, коррупцией в муниципалитетах и привлечем инвесторов в сферу ЖКХ, или она попросту развалится окончательно. И, по словам Путина, чтобы добиться изменений на местах, чиновникам придется вылезти из уютных кабинетов и опереться на активную часть населения.

Тут и один в поле воин. Пенсионер Евгений Семигорелов-Нестеров в одиночку добился того, что жители его района за ЖКХ платят меньше. Бывший инженер просто вычислил воровство энергетической кампании в буквальном смысле.

“По расчетам чисто техническим, доставка тепловой энергии до потребителя превышает возможность котельных выработать эту тепловую энергию, то есть открытый факт мошенничества”, – говорит Евгений Семигорелов-Нестеров.

Прокуратура в итоге признала факт причинения ущерба компанией населению на 36,5 миллионов рублей. А пенсионер задается вопросом уже к прокуратуре: не пора ли поинтересоваться у местных чиновников, как такое масштабное воровство возможно без их ведома? Между тем нижегородский губернатор считает, что изменения в ЖКХ невозможны без привлечения туда высококлассных управленцев.

“Вот мы повышаем учителям зарплату, доводим ее до средней в области. А у нас сейчас закладывается 16 тысяч в снабжающие организации при зарплате 24 тысячи в среднем по области, мы говорим о кадрах, что привлекать надо, а как мы привлечем на такую зарплату?” – говорит губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

“Эта система государственных приоритетов. И если мы признаем, что образование является одним из таких приоритетов, нужно действовать без оглядок на эти сравнения. Они неуместны, Валерий Павлинович. Если мы признаем с вами, что образование является одной из важнейших сфер деятельности, определяющих будущее нашей страны, мы к этому так и должны относиться. Не нужно этого стесняться. И мы не можем заниматься уравниловкой. Конечно, та сфера, которой мы сегодня занимаемся – ЖКХ, она тоже крайне важна, но не нужно проводить таких параллелей”, – сказал Владимир Путин.

Расселение аварийного жилья по-прежнему остается одним из главных приоритетов федеральных властей. Но его еще столько, что региональные власти не справляются. Просят центр увеличить его долю в финансировании расселения. Вопрос, когда это произойдет, Путин переадресовал правительству и был явно не доволен путаными ответами министров.

“После определения основных параметров федерального бюджета 24 июня и принятия законопроекта, если мы его внесем через 2 недели, мы берем обязательство к 15 июля этот вопрос решить”, – сказал Игорь Шувалов.

“Не надо говорить, как вам тяжело. Я знаю, что вам тяжело. Это, правда, тяжелая работа – сбалансировать бюджет. Но мы решили, что это один из важных вопросов, и его нужно решать”, – отметил Президент.

Путин потребовал, чтобы до 15 июля ему был представлен доклад. В нем четкие данные по расселению аварийного жилья по каждому региону, и насколько там нужно увеличить финансирование этой программы из центра. Учитывая все проблемы, специалисты в области ЖКХ все же далеки от пессимизма. Сфера управления жилищно-коммунальным хозяйством вполне может быть прибыльной, если удастся добиться ее прозрачности. А вот регулирование тарифов – это исключительный приоритет государства, но и здесь есть подвижки. Решено со следующего года перевести регионы на фиксированные тарифы, менять которые будет запрещено в течение трех лет.

Модернизация ЖКХ в России требует 500 млрд рублей в год

Ежегодные инвестиции в модернизацию систем ЖКХ в России должны достигать 500 млрд рублей, считает глава рабочей группы экспертного совета при правительства РФ по развитию жилищно-коммунальной сферы Андрей Чибис.

По его словам, в настоящее время финансирование российского ЖКХ в разы меньше и уступает, например, затратам на кинематограф. Андрей Чибис отметил, что большую часть вложений надо привлекать от частных инвесторов. Государство должно сосредоточиться на поддержке малых городов, которые бизнесу менее интересны, добавил он.

«Уровень государственной поддержки на системы ЖКХ должен быть кратно повышен. У нас из федерального бюджета на модернизацию всей инфраструктуры в 2013 году предусмотрено 8 млрд рублей: 3 миллиарда – на программу “Чистая вода”, 5 миллиардов – для Фонда содействия реформированию ЖКХ», – напомнил Андрей Чибис, добавив, что нельзя возлагать все расходы на плечи потребителей.

Напомним, по мнению главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, российской сфере ЖКХ требуются инвестиции в размере примерно 4,2 трлн рублей. «Рынок жилищно-коммунальных услуг объемом в 15-20 трлн рублей – один из самых перспективных в стране. Но только политическое решение на самом высоком уровне, «поверх» интересов муниципальных кланов, будет способно обеспечить массовый «инвестиционный десант» в отрасль», – считает он.

Дата публикации: 10:10 17 января 2013

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.

Жилая недвижимость – Россия – последние новости

  • 08.08 ВТБ профинансирует строительство АЗС и ТЦ на трассе Москва-Петербург
  • 02.08 Каждый третий россиянин сталкивался с проблемами при эксплуатации жилья
  • 02.08 Посредник ушел из дома
  • 16.07 Стоимость квадратного метра за год выросла на 15 процентов
  • 05.07 Число городов с неблагоприятной средой в России должно снизиться в два раза к 2024 году
  • 04.07 Итоги I полугодия: вторичный рынок в регионах растет вслед за первичным
  • 03.07 Счетная палата РФ выявила нарушения в распределении дотаций на “закрытые” города
  • 22.05 В каких регионах дорожают комнаты
  • 03.04 Вторичная недвижимость. Цены растут почти по всей стране
  • 12.03 Налог при продаже квартиры. Как не платить. Максимально кратко

Архив публикаций

Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость – Россия

Более 70 процентов сделок в Крыму приходится на первичный рынок

После присоединения Крыма к составу России заинтересованность россиян, желающих приобрести «летнюю резиденцию у моря», значительно увеличилась, в результате чего цены на недвижимость региона растут пропорционально спросу.

Переселение – по закону!

Новый Жилищный кодекс вызвал много споров, но самые ожесточенные – по статьям, касающимся различных аспектов переселения или выселения квартиросъемщиков или собственников квартир. Именно здесь интересы городских властей и граждан зачастую диаметрально противоположны.

Ветераны ВОВ получат сертификаты на жилье

Ветераны Великой Отечественной Войны получат жилищные сертификаты, по которым они смогут приобрести квартиры. Об этом сообщил начальник “Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ” Росстроя Анатолий Мишанов.

Социальный наем: права и обязанности

В новом Жилищном кодексе довольно четко расписаны основные права и обязанности как нанимателя, так и наймодателя. Если раньше мы распоряжались жильем, полученным от государства, достаточно вольно и самостоятельно, то теперь во многих случаях требуется согласие наймодателя – собственника жилых помещений. В чем достоинства квартиры в социальном найме по сравнению с приватизированной?

Кто должен платить за ЖКХ: арендатор или арендодатель?

Среди вопросов, которые приходится решать арендодателю, значительное место занимает проблема коммунальных платежей. Хозяину жилья и квартиранту необходимо договориться, кто и как будет платить за ресурсы и содержание квартиры. Несмотря на то, что вариантов не так много, выбрать какой-то один не очень просто.

Третий не лишний

Михаил Александрович, скажите честно, вы бы рекомендовали своим хорошим знакомым инвестировать свободные средства в коммуналку?

Михаил Мень: Конечно, это очень перспективные вложения. Могу перечислить главные причины, по которым стоит без опасений инвестировать в сферу ЖКХ. Прежде всего это гарантированный спрос. Ни в одной сфере услуг вы не найдете такую армию потребителей – 145 миллионов человек, то есть все население России. Ведь вода, свет и жилье людям необходимы в любое время, что бы не происходило в экономике. Кроме того, в отличие от большинства других отраслей В2С, тарифы в сфере ЖКХ устанавливаются на 3-5 лет, и даже региональные власти не вправе их менять по своей прихоти. Важное значение имеет и господдержка – правительство берет на себя обязательство по субсидированию кредитов на модернизацию ЖКХ и на практике софинансирует проекты обновления коммунальной инфраструктуры до 80 процентов. Кроме того, сегодня зафиксировали пятипроцентную предпринимательскую прибыль. Эта мера уже дала свои результаты: только за прошлый год объем частных инвестиций в коммунальную сферу в рамках концессионных соглашений вырос в 10 раз, с 7,2 млрд до 70,9 млрд рублей. По-моему, убедительные цифры, которые доказывают, что вкладываться в сферу ЖКХ выгодно.

Читайте также:  В Ульяновской области подвели итоги опроса Общественной палаты в сфере ЖКУ

А сколько денег требует модернизация всего сетевого хозяйства страны?

Михаил Мень: Средства потребуются колоссальные. По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15-20 лет. Конечно, мы прекрасно понимаем, что таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль.

Год от года набирают популярность концессионные соглашения. Поясните, чем инвестор отличается от концессионера?

Михаил Мень: На самом деле инвестор и есть концессионер, ведь концессионное соглашение – это форма государственно-частного партнерства. Договор концессии – это не аренда и не получение права на собственность, а некая третья форма владения. То есть когда объект остается в собственности муниципального образования или региона, но им полностью управляет концессионер.

Действительно, мы сейчас наблюдаем бум концессий в ЖКХ. По итогам прошлого года в коммуналке отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств: было заключено 271 концессионное соглашение почти на 71 миллиард рублей против 112 концессий на 7,2 миллиарда рублей в 2014 году. Концессионные соглашения увязаны с тарифными решениями. Долгосрочные тарифные решения на 3-5 лет сегодня тоже устраивают далеко не каждого предпринимателя, который хочет, к примеру, взять в концессию водоканал на 20 лет. Поэтому уже сегодня для конкретного объекта коммунального хозяйства можно зафиксировать долгосрочное тарифное решение на весь период концессионного соглашения, которое рассчитывается по формуле. Приведу пример: если компания пришла управлять водоканалом на основе договора о концессии, победив на конкурсе, и концессионное соглашение заключено на 15 или 20 лет, то на весь этот срок высчитывается единая тарифная формула, привязанная к уровню инфляции.

В закон о концессионных соглашениях законодательно внесена новая норма – участие в них третьей стороны. Для чего это было необходимо?

Михаил Мень: Изначально договор концессии заключался между муниципалитетом и концессионером. Это было одним из сдерживающих факторов для частного бизнеса, когда он приходил на территорию. При таком раскладе регион оставался как бы в стороне, хотя именно субъект РФ работает с тарифами. Но зачастую у муниципальных образований не хватает необходимых компетенций, к примеру, для грамотного юридического сопровождения клиента. Поэтому не так давно было принято решение, что концессионное соглашение будет трехсторонним. Законопроектом в числе обязанностей субъекта РФ как участника договора определяется установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из регионального бюджета.

Известно, что у многих ГУПов и МУПов часть имущества не оформлена должным образом. Раньше по этой причине его нельзя было передавать управляющим компаниям. Законодательство не позволяло это делать, и муниципалитет не имел права выставлять свой объект на конкурс. Теперь, если инвестор соглашается самостоятельно оформить эту часть собственности, то получает возможность заключить концессионный договор. Этот же порядок действует и при наличии у того же МУПа долговых обязательств. В том случае, если концессионер готов их реструктуризировать, он может выйти на заключение концессионного соглашения.

Таким образом мы пошли навстречу регионам и потенциальным концессионерам, и сегодня на конкурс допускаются даже такие проблемные объекты. И уже потенциальные претенденты должны считать все свои риски и принимать соответствующие решения.

Значит, когда мы говорим об инвестициях в ЖКХ, то основная ставка делается на концессионера?

Михаил Мень: Да, основа – это концессионное соглашение. Мы считаем, что передача в собственность системообразующих предприятий недопустима, ресурсы должны оставаться у публичной власти, а концессионер может только управлять объектом.

Сколько концессионных соглашений может быть заключено в этом году?

Михаил Мень: По данным на 27 июля 2016 года, на территории 56 регионов в различных стадиях реализации находятся 595 инвестиционных проектов.

Средний Урал числится в “передовиках” по привлечению инвестиций в ЖКХ среди регионов России. Кто еще впереди других?

Михаил Мень: В лидерах – 10 субъектов РФ, на долю которых приходится 83 процента стоимости всех инвестиционных проектов, а она оценивается в 350,26 миллиарда рублей. Среди наиболее отличившихся – Санкт-Петербург (69,7 миллиарда рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (67,6 миллиарда рублей), Волгоградская область (58,2 миллиарда рублей), Ростовская область (43,5 миллиарда рублей), Якутия (942,9 миллиарда рублей) и некоторые другие регионы. По моим наблюдениям, в больших городах нет серьезных проблем с привлечением инвестиций. Более того, сейчас идет реальная конкурентная борьба за право управления ресурсами в мегаполисах. В малых городах ситуация сложнее. В этом году в федеральном бюджете предусмотрено 4,6 миллиарда рублей на поддержку малых городов прямыми дотациями. Но в обмен на концессию. Что касается всех остальных, то мы готовы поддерживать их субсидированием процентной ставки. Всего в бюджете на 2017 год на поддержку частных инвестиций предусмотрено 5 миллиардов рублей.

Еще летом вы говорили, что есть возможность возместить средства за капремонт, но при условии, что он будет энергоэффективным. Этой осенью ожидаются поправки к закону. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Необходимо стимулировать наших собственников многоквартирных домов к тому, чтобы капитальный ремонт был более современным. Для этого необходимо применять последние передовые технологии в отделке и использовать качественные строительные материалы. Без энергосбережения, конечно, тоже не обойтись. Такой ремонт не может быть дешевым. Но в итоге это приведет к серьезной капитализации квартир многоэтажки, которые на рынке будут оцениваться дороже и, что еще важнее, счета за коммунальные услуги станут радовать глаз. Мы нашли пока около 200 миллионов рублей, чтобы стимулировать тех, кто хочет в своем доме сделать энергоэффективный капитальный ремонт. Расчет такой, что одна многоэтажка сможет рассчитывать на сумму до 5 миллионов рублей.

Получается, что всего примерно 40 домов в нашей стране могут рассчитывать на субсидии, чтобы организовать в своем доме энергоэффективный ремонт. Желающих, возможно, будет больше. Кому достанется господдержка, определит конкурс?

Михаил Мень: Пока будет работать заявочный принцип. Алгоритм следующий: сначала на общем собрании собственники должны принять решение о готовности провести энергоэффективный ремонт в своем доме, затем подать документы в муниципалитет, и через региональные органы власти эта заявка поступит в фонд ЖКХ.

Не раз говорилось о том, что не только в капремонт, но и во всю коммунальную структуру необходимо привлекать банковские кредиты. Однако банкиры неохотно финансируют коммуналку, ведь предприятия отрасли нередко убыточны. Как вы считаете, банкам в принципе может быть интересен этот бизнес?

Михаил Мень: Отрасли нужны не столько кредиторы, сколько инвесторы. На мой взгляд, и банк может выступать не только кредитором, но и инвестором, взяв предприятие в концессию. Так сделал ВЭБ, его портфель на проекты по коммуналке – 22 миллиарда рублей. В целом прошлый год доказал, что ЖКХ – интересная отрасль для инвестиций, напомню, объем обязательств концессионеров вырос за это время в 10 раз. Думаю, если субсидирование процентной ставки продолжится, это улучшит настроение инвесторов, они еще охотнее будут вкладывать деньги в сферу ЖКХ.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) заинтересованы в работе по прямым договорам с собственниками, минуя посредников – управляющие компании. Вы поддерживаете эту инициативу?

Михаил Мень: Мы не просто поддерживаем эту инициативу, мы ее инициировали. Прямые договоры помогут избежать неприятных ситуаций из-за недобросовестных управляющих компаний. Самый распространенный и простой вариант мошенничества – когда организация собирает с жильцов деньги за услуги и, не передавая их РСО, исчезает. Известны случаи, когда управляющая компания собирала деньги на протяжении нескольких месяцев. Заключив прямые договоры с ресурсниками, жильцы смогут защитить себя от недобросовестных управляющих компаний. С них снимаются обязательства по сбору денег и передаче их поставщикам услуг, но остается обязанность регулировать непрерывность и качество предоставления коммунальных услуг.

Одна из последних инициатив минстроя тоже касается управляющих компаний: они должны возвращать жильцам потраченные деньги за некачественно предоставленные услуги. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Законом предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить “штраф в пользу потребителей”. При этом важное условие – обязательный перерасчет или даже полное освобождение от оплаты. Таким образом, ненадежный поставщик коммунальных услуг наказывается рублем в двойном размере.

Когда жильцы дома должны предъявить свои требования в этих ситуациях?

Михаил Мень: Если коммунальная услуга предоставляется с перерывами, превышающими разрешенную продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала какую-то аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителям штраф в размере 30 процентов от стоимости услуг за время возникшего перерыва. Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф в размере 30 процентов от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество. К примеру, вода из крана течет не горячая, а едва теплая.

Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление оплаты за коммунальные услуги, завышают размер платы, им придется уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от суммы переплаты. Причем, согласно закону, штраф должен выплачиваться из зарплаты работника, отвечающего за начисление оплаты за коммунальные услуги.

Родился в поселке Семхоз Сергиево-Посадского (Загорского) района Московской области.

Служба в Вооруженных силах (подразделения Дальвоенморстроя Тихоокеанского флота). Во время службы получил специальность “Машинист башенного крана”.

Депутат Московской областной Думы от Сергиево-Посадского района Московской области, член Комитета по вопросам местного самоуправления.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 104-го одномандатного округа, в который входят Сергиево-Посадский, Клинский, Дмитровский и Талдомский районы и город Дубна Московской области.

Вице-губернатор Московской области, первый заместитель председателя правительства Московской области.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы.

Губернатор Ивановской области.

С 1 ноября 2013

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Минстрой разработал правила господдержки модернизации объектов ЖКХ с износом более 60%

МОСКВА, 24 января. /ТАСС/. Минстрой разработал правила господдержки модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) с износом более 60% в субъектах РФ, следует из проекта постановления российского правительства, опубликованного в пятницу на портале проектов нормативных правовых актов.

“Правила предусматривают организацию комплексной государственной поддержки с участием оператора проектов реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры, степень износа которых превышает 60%, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения”, – говорится в пояснительной записке к документу.

Средства на модернизацию из федерального бюджета планируется перечислять в регионы через оператора, определяемого правительством России. Субсидии намерены предоставлять на капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры, компенсацию процентной ставки по кредиту на модернизацию объектов, компенсации затрат концессионера на реконструкцию объектов. Также правилами предусмотрены льготы по налогу на имущество в отношении объектов, введенных в эксплуатацию после модернизации. Правилами предоставления субсидий предлагается дополнить госпрограмму “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ”.

“Реализация проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с износом более 60% не предполагает дублирования с уже имеющимися программами Фонда содействия реформированию ЖКХ и проектами “Чистая вода” и “Оздоровление Волги”. Проект правил предусматривает возможность субсидирования только тех объектов, которые ранее не получали финансовой поддержки из федерального бюджета”, – пояснил замглавы Минстроя России Максим Егоров, слова которого приводятся в сообщении.

Тему модернизации коммунальной инфраструктуры поднимал вице-премьер Марат Хуснуллин на первом рабочем совещании в Минстрое России 22 января. Глава министерства Владимир Якушев на этой встрече отмечал важность программы по модернизации коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60%. По его словам, чтобы войти в стройку теми темпами, которые обозначены по вводу жилья, “все процессы должны быть запараллелены”.

Мнение экспертов

Как отметила в беседе с ТАСС исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева, тема модернизации инфраструктуры очень актуальна для России, тем более, что решения этого вопроса потребовал президент Владимир Путин в поручениях правительству. “Коммунальная инфраструктура изнашивается все больше, платежи за поставляемые ресурсы увеличиваются, а качество ухудшается, поэтому вопрос решать нужно обязательно”, – сказала эксперт.

Читайте также:  Минстрой России разработал рекомендации по проведению общих собраний жильцов многоквартирных домов

Первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов (фракция “Единая Россия”) отметил, что отрасль не справится с проблемой только частными инвестициями, поэтому необходимость именно в госпрограмме предельно высока. “Выполнение поручения президента наращивать темпы жилищного строительства так же впрямую связано с развитием и приведением в порядок сетевого хозяйства сферы ЖКХ. Согласитесь, новые дома не получится сажать на старые сети”, – сказал ТАСС депутат.

По словам ответственного секретаря экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Склянчука, сейчас обновление коммунальных сетей в год не превышает 1-2%, поэтому появление новой госпрограммы будет способствовать снижению хроническому износа, который накапливался десятилетиями. “Программа не меняет ведущей роли частных инвестиций в сфере ЖКХ, но создает дополнительные льготные механизмы для инвесторов – компенсация ставки по кредиту, введение льготного периода по налогу на имущества. Эти меры призваны снизить нагрузку на тариф, связанный с реализацией концессионных соглашений”, – пояснил собеседник ТАСС.

Склянчук добавил, что для успешной реализации программы необходимо до конца года показать первые успешные проекты, свидетельствующие о высоком запросе на подобные меры господдержки, и эффективность выбранных финансовых инструментов. Он подчеркнул, что это станет залогом долгосрочности программы, которая для достижения ощутимых системных улучшений, по его мнению, должна быть рассчитана минимум на пять-семь лет.

Михаил Мень: ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно

Модернизация коммунальной инфраструктуры должна проходить не только за бюджетные средства, но и за счет частных инвестиций. Собственно, ради этого и была задумана Стратегия ЖКХ, принятая в этом году. Предполагается, что участие государства в отрасли должно постепенно сокращаться. О том, какими “пряниками” привлекать инвестора в ЖКХ и почему концессионные соглашения должны подписываться в трехстороннем порядке, “Российской газете” рассказал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Михаил Александрович, скажите честно, вы бы рекомендовали своим хорошим знакомым инвестировать свободные средства в коммуналку?

Михаил Мень: Конечно, это очень перспективные вложения. Могу перечислить главные причины, по которым стоит без опасений инвестировать в сферу ЖКХ. Прежде всего это гарантированный спрос. Ни в одной сфере услуг вы не найдете такую армию потребителей – 145 миллионов человек, то есть все население России. Ведь вода, свет и жилье людям необходимы в любое время, что бы не происходило в экономике. Кроме того, в отличие от большинства других отраслей В2С, тарифы в сфере ЖКХ устанавливаются на 3-5 лет, и даже региональные власти не вправе их менять по своей прихоти. Важное значение имеет и господдержка – правительство берет на себя обязательство по субсидированию кредитов на модернизацию ЖКХ и на практике софинансирует проекты обновления коммунальной инфраструктуры до 80 процентов. Кроме того, сегодня зафиксировали пятипроцентную предпринимательскую прибыль. Эта мера уже дала свои результаты: только за прошлый год объем частных инвестиций в коммунальную сферу в рамках концессионных соглашений вырос в 10 раз, с 7,2 млрд до 70,9 млрд рублей. По-моему, убедительные цифры, которые доказывают, что вкладываться в сферу ЖКХ выгодно.

А сколько денег требует модернизация всего сетевого хозяйства страны?

Михаил Мень: Средства потребуются колоссальные. По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 миллиардов рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15-20 лет. Конечно, мы прекрасно понимаем, что таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль.

Год от года набирают популярность концессионные соглашения. Поясните, чем инвестор отличается от концессионера?

Михаил Мень: На самом деле инвестор и есть концессионер, ведь концессионное соглашение – это форма государственно-частного партнерства. Договор концессии – это не аренда и не получение права на собственность, а некая третья форма владения. То есть когда объект остается в собственности муниципального образования или региона, но им полностью управляет концессионер.

Действительно, мы сейчас наблюдаем бум концессий в ЖКХ. По итогам прошлого года в коммуналке отмечен десятикратный рост инвестиционных обязательств: было заключено 271 концессионное соглашение почти на 71 миллиард рублей против 112 концессий на 7,2 миллиарда рублей в 2014 году. Концессионные соглашения увязаны с тарифными решениями. Долгосрочные тарифные решения на 3-5 лет сегодня тоже устраивают далеко не каждого предпринимателя, который хочет, к примеру, взять в концессию водоканал на 20 лет. Поэтому уже сегодня для конкретного объекта коммунального хозяйства можно зафиксировать долгосрочное тарифное решение на весь период концессионного соглашения, которое рассчитывается по формуле. Приведу пример: если компания пришла управлять водоканалом на основе договора о концессии, победив на конкурсе, и концессионное соглашение заключено на 15 или 20 лет, то на весь этот срок высчитывается единая тарифная формула, привязанная к уровню инфляции, извещает “РГ” .

В закон о концессионных соглашениях законодательно внесена новая норма – участие в них третьей стороны. Для чего это было необходимо?

Михаил Мень: Изначально договор концессии заключался между муниципалитетом и концессионером. Это было одним из сдерживающих факторов для частного бизнеса, когда он приходил на территорию. При таком раскладе регион оставался как бы в стороне, хотя именно субъект РФ работает с тарифами. Но зачастую у муниципальных образований не хватает необходимых компетенций, к примеру, для грамотного юридического сопровождения клиента. Поэтому не так давно было принято решение, что концессионное соглашение будет трехсторонним. Законопроектом в числе обязанностей субъекта РФ как участника договора определяется установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из регионального бюджета.

Известно, что у многих ГУПов и МУПов часть имущества не оформлена должным образом. Раньше по этой причине его нельзя было передавать управляющим компаниям. Законодательство не позволяло это делать, и муниципалитет не имел права выставлять свой объект на конкурс. Теперь, если инвестор соглашается самостоятельно оформить эту часть собственности, то получает возможность заключить концессионный договор. Этот же порядок действует и при наличии у того же МУПа долговых обязательств. В том случае, если концессионер готов их реструктуризировать, он может выйти на заключение концессионного соглашения.

Таким образом мы пошли навстречу регионам и потенциальным концессионерам, и сегодня на конкурс допускаются даже такие проблемные объекты. И уже потенциальные претенденты должны считать все свои риски и принимать соответствующие решения.

Значит, когда мы говорим об инвестициях в ЖКХ, то основная ставка делается на концессионера?

Михаил Мень: Да, основа – это концессионное соглашение. Мы считаем, что передача в собственность системообразующих предприятий недопустима, ресурсы должны оставаться у публичной власти, а концессионер может только управлять объектом.

Сколько концессионных соглашений может быть заключено в этом году?

Михаил Мень: По данным на 27 июля 2016 года, на территории 56 регионов в различных стадиях реализации находятся 595 инвестиционных проектов.

Средний Урал числится в “передовиках” по привлечению инвестиций в ЖКХ среди регионов России. Кто еще впереди других?

Михаил Мень: В лидерах – 10 субъектов РФ, на долю которых приходится 83 процента стоимости всех инвестиционных проектов, а она оценивается в 350,26 миллиарда рублей. Среди наиболее отличившихся – Санкт-Петербург (69,7 миллиарда рублей), Ханты-Мансийский автономный округ (67,6 миллиарда рублей), Волгоградская область (58,2 миллиарда рублей), Ростовская область (43,5 миллиарда рублей), Якутия (942,9 миллиарда рублей) и некоторые другие регионы. По моим наблюдениям, в больших городах нет серьезных проблем с привлечением инвестиций. Более того, сейчас идет реальная конкурентная борьба за право управления ресурсами в мегаполисах. В малых городах ситуация сложнее. В этом году в федеральном бюджете предусмотрено 4,6 миллиарда рублей на поддержку малых городов прямыми дотациями. Но в обмен на концессию. Что касается всех остальных, то мы готовы поддерживать их субсидированием процентной ставки. Всего в бюджете на 2017 год на поддержку частных инвестиций предусмотрено 5 миллиардов рублей.

Еще летом вы говорили, что есть возможность возместить средства за капремонт, но при условии, что он будет энергоэффективным. Этой осенью ожидаются поправки к закону. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Необходимо стимулировать наших собственников многоквартирных домов к тому, чтобы капитальный ремонт был более современным. Для этого необходимо применять последние передовые технологии в отделке и использовать качественные строительные материалы. Без энергосбережения, конечно, тоже не обойтись. Такой ремонт не может быть дешевым. Но в итоге это приведет к серьезной капитализации квартир многоэтажки, которые на рынке будут оцениваться дороже и, что еще важнее, счета за коммунальные услуги станут радовать глаз. Мы нашли пока около 200 миллионов рублей, чтобы стимулировать тех, кто хочет в своем доме сделать энергоэффективный капитальный ремонт. Расчет такой, что одна многоэтажка сможет рассчитывать на сумму до 5 миллионов рублей.

Получается, что всего примерно 40 домов в нашей стране могут рассчитывать на субсидии, чтобы организовать в своем доме энергоэффективный ремонт. Желающих, возможно, будет больше. Кому достанется господдержка, определит конкурс?

Михаил Мень: Пока будет работать заявочный принцип. Алгоритм следующий: сначала на общем собрании собственники должны принять решение о готовности провести энергоэффективный ремонт в своем доме, затем подать документы в муниципалитет, и через региональные органы власти эта заявка поступит в фонд ЖКХ.

Не раз говорилось о том, что не только в капремонт, но и во всю коммунальную структуру необходимо привлекать банковские кредиты. Однако банкиры неохотно финансируют коммуналку, ведь предприятия отрасли нередко убыточны. Как вы считаете, банкам в принципе может быть интересен этот бизнес?

Михаил Мень: Отрасли нужны не столько кредиторы, сколько инвесторы. На мой взгляд, и банк может выступать не только кредитором, но и инвестором, взяв предприятие в концессию. Так сделал ВЭБ, его портфель на проекты по коммуналке – 22 миллиарда рублей. В целом прошлый год доказал, что ЖКХ – интересная отрасль для инвестиций, напомню, объем обязательств концессионеров вырос за это время в 10 раз. Думаю, если субсидирование процентной ставки продолжится, это улучшит настроение инвесторов, они еще охотнее будут вкладывать деньги в сферу ЖКХ.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) заинтересованы в работе по прямым договорам с собственниками, минуя посредников – управляющие компании. Вы поддерживаете эту инициативу?

Михаил Мень: Мы не просто поддерживаем эту инициативу, мы ее инициировали. Прямые договоры помогут избежать неприятных ситуаций из-за недобросовестных управляющих компаний. Самый распространенный и простой вариант мошенничества – когда организация собирает с жильцов деньги за услуги и, не передавая их РСО, исчезает. Известны случаи, когда управляющая компания собирала деньги на протяжении нескольких месяцев. Заключив прямые договоры с ресурсниками, жильцы смогут защитить себя от недобросовестных управляющих компаний. С них снимаются обязательства по сбору денег и передаче их поставщикам услуг, но остается обязанность регулировать непрерывность и качество предоставления коммунальных услуг.

Одна из последних инициатив минстроя тоже касается управляющих компаний: они должны возвращать жильцам потраченные деньги за некачественно предоставленные услуги. Как это будет происходить на практике?

Михаил Мень: Законом предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем коммунальных услуг требований к их качеству он должен будет уплатить “штраф в пользу потребителей”. При этом важное условие – обязательный перерасчет или даже полное освобождение от оплаты. Таким образом, ненадежный поставщик коммунальных услуг наказывается рублем в двойном размере.

Когда жильцы дома должны предъявить свои требования в этих ситуациях?

Михаил Мень: Если коммунальная услуга предоставляется с перерывами, превышающими разрешенную продолжительность, или если коммунальная организация ликвидировала какую-то аварийную ситуацию дольше установленных сроков, исполнитель обязан уплатить потребителям штраф в размере 30 процентов от стоимости услуг за время возникшего перерыва. Такой же принцип используется и при наказании поставщика за низкое качество услуг: штраф в размере 30 процентов от стоимости услуги за все время, пока исполнитель не обеспечивал надлежащее качество. К примеру, вода из крана течет не горячая, а едва теплая.

Читайте также:  Для жилищной инспекции Ярославля потребуется более 13 миллионов рублей в год

Если организация-исполнитель или лицо, отвечающее за начисление оплаты за коммунальные услуги, завышают размер платы, им придется уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от суммы переплаты. Причем, согласно закону, штраф должен выплачиваться из зарплаты работника, отвечающего за начисление оплаты за коммунальные услуги.

Родился в поселке Семхоз Сергиево-Посадского (Загорского) района Московской области.

Служба в Вооруженных силах (подразделения Дальвоенморстроя Тихоокеанского флота). Во время службы получил специальность “Машинист башенного крана”.

Депутат Московской областной Думы от Сергиево-Посадского района Московской области, член Комитета по вопросам местного самоуправления.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 104-го одномандатного округа, в который входят Сергиево-Посадский, Клинский, Дмитровский и Талдомский районы и город Дубна Московской области.

Вице-губернатор Московской области, первый заместитель председателя правительства Московской области.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы.

Губернатор Ивановской области.

С 1 ноября 2013

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Читайте также последние новости ЖКХ России

Более 200 жилых домов и почти 30 социальных объектов остались без отопления и горячей воды в Железнодорожном районе Воронежа вечером 31 января, сообщила пресс-служба мэрии. Решение об отключении принято в связи с необходимостью проведения ремонтных работ.

В Ростове-на-Дону жильцам многоквартирного дома на улице Веры Пановой управляющая компания пересчитала оплату за услуги ЖКУ и вернула более 970 тысяч рублей. Об этом “РГ” сообщил руководитель Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев.

Взыскание с жителей долгов по квартплате может приостановиться с апреля, если в ближайшие недели не удастся найти решение правовой коллизии, рассказала на пресс-конференции глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Доследственная проверка организована по факту сообщения о незаконном подключении к газовой сети многоэтажного дома в посёлке Северный под Белгородом, сообщили 30 января в пресс-службе регионального Следственного комитета. В целях безопасности здание отключено от газа.

Заменить предстоит более 900 подъемников, притом, что в других округах заменят по 300-200 лифтов. Почему на юго-востоке запланирован большой объем работ, “РГ” рассказали в пресс-службе фонда капремонта Москвы.

Печально известный полигон ТБО недалеко от деревни Посохова, куда десятки лет вывозили бытовые отходы, преимущественно из Тюмени, наконец ждет рекультивация. Она начнется после завершения недавно объявленного конкурса. Стартовая цена госконтракта – 210,5 миллиона рублей. Будущему подрядчику предстоит.

Из-за бесснежной тёплой зимы расходы на отопление в Белгородской области сократились на четверть. Такие данные привёл 29 января на своей странице в социальной сети губернатор Евгений Савченко.

Челябинцы недоумевают: с контейнерных площадок стали исчезать ставшие уже привычными сетчатые емкости для сбора пластика и бумаги. Как выяснилось, их забирают не воры, а регоператор по обращению с ТКО. А причина в том, что реализацию пилотных проектов по раздельному сбору мусора в регионе начали с Копейска.

Порыв теплотрассы на улице Гагринской в Ростове-на-Дону ликвидирован. Об этом “ИА REGNUM” сообщили в городской администрации.

В этом году в Подмосковье закроют еще два мусорных полигона – “Ядрово” в Волоколамске и “Лесная” в Серпухове. Такое поручение дал губернатор области Андрей Воробьев.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Статьей 156 Жилищного кодекса РФ определен регламент принятия решения о размере тарифа на содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, собственники и наниматели жилых помещений оплачивают не только индивидуальное потребление, но и расход коммунального ресурса (электрической энергии) на общедомовые нужды – объем, который был затрачен при эксплуатации общедомового оборудования, а также нормативные технологические потери при эксплуатации внутри домовых коммуникаций.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановление Правительства РФ “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”. Текст Постановления подготовлен с использованием профессиональной юридической системы “Кодекс”, сверен.

Какое помещение признается жилым, и каковы основные требования к нему? Из чего состоит плата за жилье и коммунальные услуги? Как доказать факт нарушения качества предоставляемых услуг? Каким образом осуществляется перерасчет размера платы за услуги ЖКХ в случае временного отсутствия потребителей? Кто может претендовать на получение.

500 миллиардов рублей в ЖКХ вернутся под контроль чиновников

Перекроили под себя

1 декабря управляющие компании в сфере ЖКХ должны предоставить информацию о себе в открытых источниках по единому стандарту и в унифицированной форме. Это только первый шаг по задуманной чиновниками реформе усиления гражданского контроля в сфере ЖКХ и повышению прозрачности рынка. Следующим шагом станет лицензирование. На поверку, впрочем, оказывается, что все вводимые ужесточения не только не улучшат, а, напротив, грозят ухудшить ситуацию в отрасли.

Управляющие компании (УК) должны выложить в открытый доступ помимо прочего данные о проведении и стоимости капитального ремонта и использовании общего имущества многоквартирного дома. На первый взгляд всё выглядит более чем позитивно. Теперь граждане вроде бы смогут контролировать деятельность УК и даже жаловаться на неё в Госжилинспекцию, которая, в свою очередь, будет лишать злостных нарушителей лицензии. Но на деле, прогнозируют эксперты, деятельность УК как была закрытой, так и останется. Что же до отзыва лицензии, то на поверку оказывается, что практическое применение этой строгой меры – палка о двух концах, и обычным гражданам будет проще обратиться за услугами по ремонту к частным организациям.

Чиновники просто допишут необходимые регламенты

Для начала следует отметить, что широкий круг информации, которую УК предстоит раскрыть о себе, гражданам на самом деле мало что скажет. И приструнить зарвавшихся управленцев или даже написать на них жалобу в ту же Госжилинспекцию будет не так-то просто. «На настоящий момент конкретный состав данных и периодичность их публикации не определены: в стандарте пока появилась только одна строчка о том, что информация об использовании общего имущества должна быть публичной. Тем не менее Минстрой обещает обнародовать порядок раскрытия таких данных в ближайшее время», – поясняет исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.

Можно предположить, что чиновники в итоге на самом деле допишут необходимые регламенты. Почему? Ответ прост: большая часть информации, которую будут предоставлять УК, на самом деле бесполезна. «Самое главное, что необходимо гражданам, – не жалеть времени и сил на то, чтобы детально вчитываться в договор управления многоквартирным домом и настаивать на внесении туда пунктов о порядке и объёме контроля и правилах доступа к информации о выполнении обязательств по обслуживанию дома», – говорит руководитель Воронежского городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольга Фролова. Значит, жителям как минимум потребуется хотя бы минимальный набор юридических знаний, а ещё лучше – практикующий юрист, который и будет помогать все эти неполадки в договоре с УК поправить.

Предположим, что эту проблему ещё можно будет решить. Однако наличие грамотно составленного договора на самом деле мало что меняет. «У граждан будет законное право добиваться информации о том, сколько, образно говоря, стоила краска для подъездов и в какую сумму обошлась покупка новой детали лифта. Стандарт раскрытия информации не требует сообщать такие подробности, однако именно они чаще всего и необходимы», – добавляет Ольга Фролова. Но контролировать договор и требовать от УК его соблюдения можно было и до того, как чиновники задумали вводить лицензирование и принудительное раскрытие информации.

УК перестанут работать с проблемными домами

Если для граждан практический смысл в новых реформах не очень большой, то самим УК и особенно чиновникам пользу нововведения могут принести немалую.

Женщина, ставшая миллиардершей благодаря счастливому лотерейному билету, рассказала, на что планирует потратить свалившуюся на нее огромную сумму. По ее словам, деньги пойдут на развитие бизнеса и на благотворительность.

Учитывая, что отозвать лицензию у УК Госжилинспециям будет достаточно просто, эксперты полагают, что УК попросту перестанут работать с проблемными домами. «Есть риск, что по мере ужесточения законодательства и требований к управляющим компаниям они будут отказываться от обслуживания старых домов, которые хотя и не признаны аварийными, имеют изношенную инфраструктуру. УК на таких объектах не заработать, а вот получить взыскание жилинспекции – запросто», – прогнозирует заместитель исполнительного директора НП ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин. По его словам, сами по себе правила получения лицензии достаточно либеральные, так что рассчитывать на то, что с рынка уйдут все недобросовестные игроки только лишь из-за необходимости получения лицензии, не приходится.

Сами чиновники отвечают, что не допустят появления брошенных домов. В случае же возможного форс-мажора, глава Минстроя Михаил Мень обещает, что домом займутся государственные УК. Если всё заработает именно по озвученной министром схеме, получается, что на очередной реформе ЖКХ можно будет поставить крест: всё вернётся на круги своя.

«Переход домов под управление МУПов означает возвращение к разбитому корыту, – уверен председатель Межрегиональной гильдии управляющих компаний в ЖКХ Валерий Семёнов. – Между тем поспешность принятия закона о лицензировании уже вынуждает УК отказываться от обслуживания ветхого жилья. При этом на стадии обсуждения законопроекта предупреждали об этом и говорили, что необходимо повысить планку по количеству таких домов с 15 до 30% от всего жилищного фонда, так как это дало бы возможность УК развиваться. Сейчас же, если у компании под управлением находится, допустим, 15 домов, замечания по полутора из них уже чреваты отзывом лицензии».

Но вот вопрос: а с чего бы это чиновникам так хотелось вернуть под своё крыло управление домами? Видимо, всё дело в том, что общегодовой объём этого рынка, по оценкам Минстроя, превышает 500 млрд рублей. Есть за что побороться.

Получается, что новое законодательство, по сути, оказывается лишь дополнительным инструментом в руках чиновников, который позволит им перераспределить денежные потоки в свою пользу. «Право вето жильцов на смену управляющей компании, продекларированное в законе, как и право выбора УК, на практике могут оказаться нереализуемыми, поскольку для этого нужны активные собственники. Но откуда им взяться, если во главе процесса снова стоят чиновники? То есть вместо того чтобы укреплять институт собственников жилья, как предполагалось ещё 10 лет назад, мы идём по пути жёсткого администрирования. В результате местные власти получают в руки инструмент передела рынка», – резюмирует эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев.

Кому дадут лицензию

Закон о лицензировании УК в сфере ЖКХ был подписан президентом Владимиром Путиным в июле текущего года.

Согласно данному документу с 1 мая 2015 года сфера ЖКХ будет полностью подлежать лицензированию. Управлять многоквартирными домами смогут только компании, имеющие лицензии. Выдавать их будут специальные комиссии, в которые войдут представители саморегулирующих организаций, общественных объединений и некоммерческих партнёрств. Однако значительная часть мест в таких комиссиях (до 1/3) достанется представителям власти. Расходы на лицензию составят 30 тыс. рублей на весь объём фонда жилья, которым управляет компания. Кроме того, перед выдачей лицензии компании необходимо будет соблюсти два обязательных условия – она должна быть зарегистрирована на территории РФ, а также соблюдать требования по раскрытию информации.

Ссылка на основную публикацию