Дмитрий Медведев подписал распоряжение, направленное против резких скачков платы за услуги ЖКХ

Медведев подписал постановление о запрете повышения цен на услуги ЖКХ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах. Об этом он сам заявил на совещании по вопросу достижения национальных целей развития России в сфере экономики и жилищном секторе.

По словам Медведева,

этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции».

В настоящее время для регионов и так устанавливаются предельные индексы роста платы за услуги ЖКХ, но есть ряд оснований, которые позволяют превышать данные индексы, что не всегда оправдано. По словам Медведева, теперь «таких оснований стало меньше».

Медведев уточнил, что регионы будут обязаны согласовывать подобные превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

По данным Росстата, в 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%. Инфляция тогда составила 4,3%.

В этом году из-за повышения НДС с 18% до 20% было принято решение отказаться от индексации тарифов ЖКХ на 4% с 1 июля. Вместо этого тарифы было решено повысить дважды — на 1,7% в начале года и на 2,4% с 1 июля. По версии Минэкономразвития, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции.

А после принятого постановления «тарифные дисбалансы уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», заверил Медведев.

Весной прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев отмечал, что большинство россиян переплачивает за услуги ЖКХ.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки», — говорил Артемьев.

Глава ФАС отмечал тогда, что примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы.

«И как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее», — посетовал Артемьев.

В качестве примера он приводил ситуацию, когда один и тот же водоканал в одном и том же регионе имеет на один кубический метр воды тариф, различающийся в 54 раза. Аналогичные случае были зафиксированы и по тарифам на тепло, и по электроэнергии.

ФАС призывала навести порядок в этой ситуации и направляла массу поправок в законодательство.

Тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний, отмечал эксперт ОНФ Арсений Беленький. Он привел пример, когда у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза, так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифом 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей.

Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.

«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс — тот получает больший тариф», — полагает депутат Госдумы Дмитрий Ионин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» депутат Госдумы Галина Хованская отмечала, что в России долги по ЖКХ уже достигли триллиона рублей.

Но граждане не главные неплательщики. Среди должников очень много бюджетных организаций, федеральных органов власти, в первую очередь, Министерство обороны – очень серьезный должник.

Интересно, что в прошлом году правительство РФ вернулось к идее введения соцнормы потребления электричества для россиян. После того, как пилотный проект с введением нормы килловатт-часов на человека в 2014 году обернулся серьезным ростом тарифов и критикой со стороны президента РФ, эта тема была отложена. В начале января слухи о ее возможном обсуждении в кабмине вызвали волну негодования, после чего вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что «вопрос закрыт».

«Гадать на кофейной гуще, вернемся мы или не вернемся (к обсуждению этого вопроса), бесполезно. Он закрыт», — подчеркнул Козак.

Жёсткий индекс: правительство приняло постановление против необоснованного роста тарифов ЖКХ

Правительство России утвердило постановление, которое вносит изменение в порядок формирования индексов повышения платы за коммунальные услуги. Цель законодательной инициативы — не допустить необоснованного роста цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

«Я подписал постановление, которое позволит более жёстко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», — сказал Медведев на совещании, посвящённом достижению национальных целей развития в сфере экономики и в жилищном секторе.

Глава правительства напомнил, что на данный момент для регионов устанавливаются предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ, но существует ряд оснований для их превышения. По словам Медведева, далеко не все они справедливы.

«Теперь таких оснований стало меньше — в соответствии с этим документом. Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

К тому же регионы отныне обяжут согласовывать превышения индекса с Федеральной антимонопольной службой.

Согласно прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2019 году составит 4,2—4,7%. Однако глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает эту цифру завышенной. По его мнению, темп инфляции не превысит 4%.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости».

«Все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, не доплачиваем этим коммунальным монстрам, — это всё чушь собачья», — говорил он.

Добавим, что в мае депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который запрещает передавать долги по услугам ЖКХ коллекторам. Согласно документу, право работать с долгами по коммунальным услугам может принадлежать только непосредственным участникам этого рынка. Таким образом, речь идёт об управляющих компаниях, жилищных кооперативах, товариществах собственников жилья и организациях, обеспечивающих доставку тех или иных ресурсов (воды, газа, электроэнергии и т.д.).

«Такие инициативы могут вызывать только одобрение»

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв приветствовал инициативу правительства РФ, которая призвана не допустить необоснованный рост цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

«Я думаю, что любые инициативы, которые направлены на сдерживание темпов роста оплаты услуг ЖКХ выше инфляции, могут вызывать только одобрение», — сказал он.

Он также выразил мнение, что ФАС должна очень жёстко контролировать возможные запросы о превышении установленного индекса. По его словам, естественные монополисты очень часто раскручивают темпы удорожания своих услуг.

«Должен действовать принцип в отношении тарифов естественных монополий, тарифов услуг ЖКХ. Это принцип «инфляция минус». Минус 0,5% или 1%. А вот в отношении мер соцподдержки по индексации пенсий, увеличения соцподдержки тех или иных малозащищённых групп должен действовать принцип «инфляция плюс». Таким образом, мы бы пришли к более справедливому социальному государству и к улучшению конъюнктуры для предприятий», — заметил парламентарий в беседе с RT.

Как отметила эксперт в области ЖКХ Евгения Юнисова, правительство не впервые принимает подобные постановления. Причина в том, что установленные ограничения не соблюдаются из-за появления новых платежей и услуг.

«Например, 1 января 2019 года в большинстве регионов введена новая плата за услугу вывоза и переработки коммунальных отходов. Раньше эти расходы были в составе платы за содержание и ремонт общего имущества, а сейчас это отдельная строка в квитанции. На эту услугу — как на новую — это ограничение не распространялось. Я надеюсь, что принятое постановление будет связано с тем, что любая новая услуга, какая бы ни появилась, не будет превышать уровень инфляции», — заявила собеседник RT.

Читайте также:  Глава Ульяновской области направил Дмитрию Медведеву предложения об изменениях в сфере ЖКХ

Она также объяснила, почему рост коммунальных тарифов не должен быть выше темпов инфляции.

«У нас на протяжении очень долгого времени рост цен ЖКХ превышал уровень инфляции — как прогнозируемой, так и фактической. Когда уровень инфляции был 6%, рост ЖКХ составлял 11%. Из-за того что в течение долгих лет был опережающий рост цен на услуги ЖКХ, семейные бюджеты его не выдерживали. Большинство людей были вынуждены отказываться от ряда услуг», — сказала Юнисова.

Тарифам нужен баланс

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вносит изменения в основу формирования индексов для повышения платы граждан за коммунальные услуги. Оно позволит более жестко контролировать цены, не допуская их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции.

Глава правительства начал серию совещаний о достижении национальных целей развития. В ходе этих встреч он намерен конкретно обсудить, как выполняются решения на каждом из приоритетных направлений, установленных президентом. “С начала их реализации прошло определенное время, и мы можем вполне адекватно, обоснованно оценить, где работа идет хорошими темпами и результаты есть, а где есть сложности, какие меры нужны дополнительно, чтобы к 2024 году выйти на выполнение поставленных задач”, – рассказал премьер о содержании совещаний. Первое посвятили экономике и жилищному сектору.

Национальные цели развития предполагают, что российская экономика будет расти темпами выше среднемировых и войдет в первую пятерку крупнейших экономик мира. Также планируется значительное повышение производительности труда, увеличение несырьевого экспорта, в том числе экспорта машин, оборудования, сельскохозяйственной продукции. “Задачи весьма непростые, особенно с учетом текущей ситуации”, – заметил Медведев. Ситуация несколько отличается от прошлого года, когда рост ВВП преодолел 2 процента. В начале 2019 года динамика экономического развития выглядит хуже, для чего имеются и объективные причины. К ним премьер отнес нестабильность рынков, замедление глобальной экономики, осторожность инвесторов, низкий потребительский спрос, санкции, торговые войны. Финансово-экономический блок правительства должен учитывать эти риски. “Учитывать, а не использовать для оправдания того, почему у нас нет необходимых изменений, готовить адекватные меры для снижения этих рисков”, – подчеркнул Медведев.

“По сути, нам нужны дополнительные меры для того, чтобы несколько разогреть экономику уже в этом году”, – сказал он.

От экономического роста напрямую зависит повышение благосостояния граждан, возможности государства для борьбы с бедностью и поддержки семей с детьми. “Тема очень важная и резонансная, требующая очень внимательной и скрупулезной работы всех органов власти”, – подчеркнул премьер-министр.

В части жилищного строительства ситуация тоже достаточно сложная, признал Медведев. К 2024 году не менее 5 миллионов семей должны ежегодно улучшать жилищные условия, включая участников долевого строительства, переселенцев из аварийного жилья, семьи, которые на собственные деньги или на кредиты построили индивидуальный жилой дом или получили жилье на условиях социального найма. В качестве важнейшего инструмента для выполнения этой задачи правительство рассматривает ипотечное кредитование. “Мы рассчитываем, что процентные ставки по таким кредитам будут последовательно снижаться и к 2024 году опустятся ниже 8 процентов годовых, а количество ежегодно выдаваемых кредитов вырастет в полтора раза”, – сказал глава кабмина.

Медведев также сообщил о подписанном постановлении, которое вносит изменения в основу формирования индексов для повышения платы граждан за коммунальные услуги. Сегодня для субъектов Федерации устанавливается предельный индекс роста оплаты услуг ЖКХ, но есть ряд оснований, которые позволяют эти индексы повышать. “Далеко не все эти основания справедливы, – заявил премьер. – Теперь таких оснований в соответствии с этим документом стало меньше”. Тарифные дисбалансы не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей, пояснил он. К тому же регионам придется согласовывать повышенный рост тарифов с Федеральной антимонопольной службой.

ЖКХ дорожает дважды. Медведев утвердил новую индексацию тарифов

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в 2019 году вырастут дважды в связи с повышением базовой ставки НДС с 18 до 20% с 1 января следующего года. Постановление о внесении изменений в некоторые акты правительства, регулирующие цены и тарифы, подписал 19 октября премьер-министр России Дмитрий Медведев. Текст документа опубликован 22 октября на официальном интернет-портале правовой информации.

«Утвердить прилагаемые изменения», — говорится в постановлении правительства.

В настоящее время тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроэнергетики и обращения с твердыми коммунальными отходами меняются раз в год — с 1 июля, поэтому тарифы в первом полугодии текущего года не могут быть выше, чем во втором полугодии предыдущего года. Утвержденные кабинетом министров поправки гласят, что сохранение тарифов в первом полугодии не учитывает НДС. Поэтому повысить тарифы можно также с 1 января 2019 года, когда в России вырастет НДС.

Тарифы на коммунальные услуги (в том числе на электричество и газ, отопление и канализацию, горячее и холодное водоснабжение) регулярно повышаются в России с 2012 года. С 2013 года их индексация происходит с 1 июля, чтобы не допустить роста инфляции.

С 1 июля 2017 года тарифы ЖКХ выросли в среднем по России на 4%. Также произошло и 1 июля 2018 года, когда, по данным Минэкономразвития, предельный рост платежей граждан за коммунальные услуги не превысил 4%. В наибольшей степени тарифы ЖКХ выросли в Санкт-Петербурге и Якутии — на 6%. В Кемеровской области и Башкирии рост составил 5,9%, в Кировской и Новгородской областях — 5,5%. Менее всего тарифы ЖКХ увеличились в Северной Осетии и Новосибирской области — на 3%. В Москве с 1 июля 2018 года коммунальные услуги подорожали в среднем на 5,5%.

Страхи поставщиков услуг ЖКХ

24 июля 2018 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении, закон о повышении ставки налога на добавленную стоимость.

Повышение НДС рассматривалось правительством как один из инструментов финансирования «майских указов» президента Владимира Путина. В правительстве рассчитывают, что этот шаг позволит увеличить доходы федерального бюджета на 620 млрд рублей ежегодно.

3 августа 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон о повышении НДС.

За месяц до этого — в конце июня — ассоциация «ЖКХ и городская среда» направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо с просьбой вынести на уровень правительства вопрос о необходимости повысить тарифы ЖКХ в связи с изменением НДС. В ассоциации подсчитали, что повышение НДС приведет к убыткам коммунальщиков в 2019 году в размере 100 млрд рублей. Объем долгов в отрасли достигнет 1,5 трлн рублей.

Эксперты ассоциации подсчитали, что для компенсации выпадающих расходов за счет роста тарифов с 1 июля потребуется дополнительное увеличение тарифов на коммунальные услуги более чем на 4%. Но проблему может решить повышение тарифов на уровень увеличения НДС на два процентных пункта, отметил тогда гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

В августе 2018 года Министерство экономического развития предложило учесть при оплате услуг ЖКХ увеличение с 1 января 2019 года НДС с 18% до 20%, чтобы не поставить под удар интересы поставщиков услуг. «Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышает риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния», — пояснили тогда свою идею в Минэкономразвитии.

Ведомство предложило вместо действующей индексации тарифов ЖКХ на 4% с 1 июля повысить их в 2019 году два раза — на 1,7% с 1 января и на 2,4% — с 1 июля. По данным Минэкономразвития, двухэтапная индексация позволит синхронизовать налоговое и тарифное законодательство. А совокупное повышение тарифов ЖКХ не превысит уровня инфляции.

Федеральная антимонопольная служба выступила против повышения тарифов ЖКХ дважды в год, отмечая, что в трети российских регионов цены на жилищно-коммунальные услуги и так превышают экономически обоснованный уровень.

В конце сентября глава ведомства Максим Орешкин сообщил, что возглавляемое Дмитрием Медведевы правительство одобрило поэтапную индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году в связи с ростом НДС. С 1 января они будут повышены на 1,7%, и с 1 июля — на 2,4%.

Читайте также:  Более 30 регионов страны переходят на новую систему обращения с отходами

Баснословные платежки: как подорожали услуги ЖКХ

С 1 июля в России вновь выросла плата за жилищно-коммунальные услуги. Услуги ЖКХ дорожают по всей стране. Несмотря на стремление чиновников удержать повышение тарифов в рамках целевого уровня инфляции (около 4%), в некоторых регионах увеличение будет существенным. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии речь идет о росте в 6-7%.

В России с 1 июля повышены тарифы на услуги ЖКХ. Индексация тарифов происходит каждый год, но 2019 стал особенным. Из-за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) было решено проиндексировать тарифы ЖКХ в два этапа: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%. Прежде тарифы индексировались один раз в год — 1 июля.

План повышения тарифов в два этапа был предложен Минэкономразвития. Как полагают в ведомстве, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции. Согласно прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2019 году составит 4,2—4,7%.

В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%, сообщал Росстат. Больше всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение — на 5,7%. Инфляция в прошлом году составила 4,3%.

Коридоры роста платежей за коммунальные услуги для каждого региона определяются распоряжением правительства. Иными словами, повышение тарифов по регионам неоднородно.

В январе 2019 года рост был ограничен 1,7% по всей стране, то есть отклонения от этого показателя не допускались ни в одном субъекте. При этом с 1 июля в некоторых регионах индекс платы превысил 2,4%.
Так для Москвы правительство установило индекс 4,8%. Учитывая январское повышение, за год получается 6,5%.

Для Санкт-Петербурга индекс составил 4,5%. Догоняют северную столицу Кабардино-Балкария (4%), Чечня (4%) и Дагестан (3,8%). В некоторых регионах индекс платы установлен на уровне 2%, то есть ниже средней по России индексации тарифов ЖКХ.

Устанавливаемые правительством коридоры или индексы платы являются базовыми показателями. На их основе власти регионов формируют уже предельные индексы изменения размера платы — то есть насколько максимально может измениться плата.

«Декларируется, что коридоры не должны в среднем по стране превышать уровень инфляции, хотя мы видим, что в различных регионах действительно разброс может быть достаточно велик: от 3% в регионах Северного Кавказа до 6-7% в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии», — сказала «Газете.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
По ее словам, «многие регионы считают, что у них есть потребность опережающими темпами повышать платежи и тарифы». Однако мониторинги НП «ЖКХ Контроль» свидетельствуют, что в целом параметры непревышения платежей регионами соблюдаются.

Новые правила

Тем не менее, в ряде регионов проблема превышения все же есть. В июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах.

Этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», заявлял он.

Глава правительства напомнил, что регионы уже имеют предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ. Однако существует ряд оснований для их превышения. Премьер-министр пообещал, что с принятием постановления таких оснований становится меньше.

«Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

Отныне регионы будут обязаны согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Сейчас есть только одна легальная возможность повышать платеж сверх коридора — это решение органов местного самоуправления, напомнила Разворотнева. Постановление правительства направлено на то, чтобы ужесточить правила принятия таких решений, иными словами, затруднить превышение тарифов.

Раньше такие решения органов местного самоуправления согласовывались только с региональными комиссиями по тарифам. Теперь они должны предоставить в ФАС документы, которые подтверждали бы необходимость повышения, например, описание задач по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая требует увеличения тарифов.

«Велика вероятность, что такие решения ФАС не согласует. То есть все решения о повышении сверх нормативного платежа поднимаются на федеральный уровень», — сказала Разворотнева.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости». Примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы, говорил он.
Кроме того, по его словам, тарифы на воду могут отличаться в десятки раз в соседних регионах. По информации главы ФАС, «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается.

Платежки не по карману

Главными проблемами сферы ЖКХ россияне считают неточное начисление оплаты, следует из опроса, опубликованного «ЖКХ Контроль» в начале года. Неверное начисление платы считают проблемой 19% опрошенных. На втором месте оказалось некачественное управление многоквартирными домами (14%), а на третьем — неудовлетворительное состояние домов (13%).

По мнению Разворотневой, в основном риски, связанные с переплатами населения, кроются не в относительном росте тарифов, а в их абсолютной величине.

«Стоимость одного и того же коммунального ресурса, в том числе в регионах с сопоставимыми условиями, может различаться в разы. Никто не разбирается, откуда возникает такой разнобой», — сказала она.
При этом во многих регионах тарифы занижены, особенно это касается тарифов на воду. Есть ряд регионов, где плата граждан за воду даже ниже себестоимости, отметила она.

С 1 января этого года в 69 регионах страны заработала новая система обращения с ТКО. Тарифы за вывоз мусора могут рассчитываться по двум схемам: исходя из площади помещения или количества проживающих в нем человек. По этой причине жители одного региона могут получать платежки с разными суммами.

«Разброс тарифов по регионам тоже оказался достаточно велик. Стоимость вывоза и утилизации отходов различается в разных регионах в несколько раз», — указала Разворотнева.

В ряде регионов операторы по обращению с ТКО объявили, что существующего тарифа недостаточно, чтобы осуществлять свою деятельность. Тем более, что платежи россиян за мусор достаточно низкие. Многие эксперты предсказывают, что в некоторых регионах операторы будут отказываться от своей деятельности.

При этом отчасти в больших цифрах в платежных квитанциях виноваты мы сами.

«Фактически коммунальных ресурсов нам насчитывают больше, чем надо. Это связано с тем, что у нас отсутствует регулирующая аппаратура и приборы учета. Нам просто приписывают больше, чем мы потребляем, потому что мы не устанавливаем внутриквартирные и внутридомовые счетчики», — сказала эксперт.

Отсутствие энергоэффективности на предприятиях—поставщиках коммунальных услуг и в самих многоквартирных домах тоже является причиной переплат. В этом направлении, а не в регулировании тарифов, должны быть сосредоточены основные усилия государства, заключила Разворотнева.
«Стоит отметить, что в рамках общественной работы в Народном фронте анализировалась деятельность ресурсоснабжающих организаций, и было выявлено, что сети изношены, из-за чего ресурсы теряются (прорывы воды и т.д.). То есть надо не повышать тарифы, а повышать экономическую эффективность этих организаций», — согласился активист ОНФ в Курской области Роман Алехин.

Он напомнил, что, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в первом квартале этого года сократились на 2,3%. При этом они сокращаются уже несколько лет подряд.

«На фоне резкого обеднения среднего класса и понижения доходов людей на грани бедности повышение цен на услуги ЖКХ будет очень ощутимым для населения», — заключил Алехин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» замглавы Минстроя России Максим Егоров рассказал, что в России долги по ЖКХ уже достигли 1,3 триллиона рублей. Как подсчитали ранее в Ассоциации «ЖКХ и городская среда», общий долг в отрасли в 2019 году может вырасти до 1,5 трлн рублей.

Согласно данным Росстата, в период с 2010 года по 2017 год услуги ЖКХ стали стоить дороже на 67,5%.

Читайте также:  В Ульяновской области утвердили постановление Правительства о восстановлении системы уличного освещения

Баснословные платежки: как подорожали услуги ЖКХ

С 1 июля в России выросли платежи за ЖКХ

С 1 июля в России вновь выросла плата за жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на стремление чиновников удержать повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции (около 4%), в некоторых регионах увеличение будет существенным. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга, Якутии речь идет о росте в 6-7%. Как и почему растут тарифы, разбиралась «Газета.Ru».

В России с 1 июля повышены тарифы на услуги ЖКХ. Индексация тарифов происходит каждый год, но 2019 стал особенным. Из-за повышения налога на добавленную стоимость (НДС) было решено проиндексировать тарифы ЖКХ в два этапа: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%. Прежде тарифы индексировались один раз в год – 1 июля.

План повышения тарифов в два этапа был предложен Минэкономразвития. Как полагают в ведомстве, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции. Согласно прогнозу Центробанка, инфляция в России в 2019 году составит 4,2—4,7%.

В 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%, сообщал Росстат. Больше всего выросли цены на водоотведение, холодное и горячее водоснабжение — на 5,7%. Инфляция в прошлом году составила 4,3%.

Коридоры роста платежей за коммунальные услуги для каждого региона определяются распоряжением правительства. Иными словами, повышение тарифов по регионам неоднородно.

В январе 2019 года рост был ограничен 1,7% по всей стране, то есть отклонения от этого показателя не допускались ни в одном субъекте. При этом с 1 июля в некоторых регионах индекс платы превысил 2,4%.

Так для Москвы правительство установило индекс 4,8%. Учитывая январское повышение, за год получается 6,5%.

Для Санкт-Петербурга индекс составил 4,5%. Догоняют северную столицу Кабардино-Балкария (4%), Чечня (4%) и Дагестан (3,8%). В некоторых регионах индекс платы установлен на уровне 2%, то есть ниже средней по России индексации тарифов ЖКХ.

Устанавливаемые правительством коридоры или индексы платы являются базовыми показателями. На их основе власти регионов формируют уже предельные индексы изменения размера платы – то есть насколько максимально может измениться плата.

«Декларируется, что коридоры не должны в среднем по стране превышать уровень инфляции, хотя мы видим, что в различных регионах действительно разброс может быть достаточно велик: от 3% в регионах Северного Кавказа до 6-7% в Москве, Санкт-Петербурге, Якутии», — сказала «Газете.Ru» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

По ее словам, «многие регионы считают, что у них есть потребность опережающими темпами повышать платежи и тарифы». Однако мониторинги НП «ЖКХ Контроль» свидетельствуют, что в целом параметры непревышения платежей регионами соблюдаются.

Новые правила

Тем не менее, в ряде регионов проблема превышения все же есть. В июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах.

Этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», заявлял он.

Глава правительства напомнил, что регионы уже имеют предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ. Однако существует ряд оснований для их превышения. Премьер-министр пообещал, что с принятием постановления таких оснований становится меньше.

«Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

Отныне регионы будут обязаны согласовывать превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Сейчас есть только одна легальная возможность повышать платеж сверх коридора — это решение органов местного самоуправления, напомнила Разворотнева. Постановление правительства направлено на то, чтобы ужесточить правила принятия таких решений, иными словами, затруднить превышение тарифов.

Раньше такие решения органов местного самоуправления согласовывались только с региональными комиссиями по тарифам. Теперь они должны предоставить в ФАС документы, которые подтверждали бы необходимость повышения, например, описание задач по модернизации коммунальной инфраструктуры, которая требует увеличения тарифов.

«Велика вероятность, что такие решения ФАС не согласует. То есть все решения о повышении сверх нормативного платежа поднимаются на федеральный уровень», — сказала Разворотнева.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости». Примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы, говорил он.

Кроме того, по его словам, тарифы на воду могут отличаться в десятки раз в соседних регионах. По информации главы ФАС, «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольная служба не дотягивается.

Платежки не по карману

Главными проблемами сферы ЖКХ россияне считают неточное начисление оплаты, следует из опроса, опубликованного «ЖКХ Контроль» в начале года. Неверное начисление платы считают проблемой 19% опрошенных. На втором месте оказалось некачественное управление многоквартирными домами (14%), а на третьем — неудовлетворительное состояние домов (13%).

По мнению Разворотневой, в основном риски, связанные с переплатами населения, кроются не в относительном росте тарифов, а в их абсолютной величине.

«Стоимость одного и того же коммунального ресурса, в том числе в регионах с сопоставимыми условиями, может различаться в разы. Никто не разбирается, откуда возникает такой разнобой», — сказала она.

При этом во многих регионах тарифы занижены, особенно это касается тарифов на воду. Есть ряд регионов, где плата граждан за воду даже ниже себестоимости, отметила она.

С 1 января этого года в 69 регионах страны заработала новая система обращения с ТКО. Тарифы за вывоз мусора могут рассчитываться по двум схемам: исходя из площади помещения или количества проживающих в нем человек. По этой причине жители одного региона могут получать платежки с разными суммами.

«Разброс тарифов по регионам тоже оказался достаточно велик. Стоимость вывоза и утилизации отходов различается в разных регионах в несколько раз», — указала Разворотнева.

В ряде регионов операторы по обращению с ТКО объявили, что существующего тарифа недостаточно, чтобы осуществлять свою деятельность. Тем более, что платежи россиян за мусор достаточно низкие. Многие эксперты предсказывают, что в некоторых регионах операторы будут отказываться от своей деятельности.

При этом отчасти в больших цифрах в платежных квитанциях виноваты мы сами.

«Фактически коммунальных ресурсов нам насчитывают больше, чем надо. Это связано с тем, что у нас отсутствует регулирующая аппаратура и приборы учета. Нам просто приписывают больше, чем мы потребляем, потому что мы не устанавливаем внутриквартирные и внутридомовые счетчики», — сказала эксперт.

Отсутствие энергоэффективности на предприятиях–поставщиках коммунальных услуг и в самих многоквартирных домах тоже является причиной переплат. В этом направлении, а не в регулировании тарифов, должны быть сосредоточены основные усилия государства, заключила Разворотнева.

«Стоит отметить, что в рамках общественной работы в Народном фронте анализировалась деятельность ресурсоснабжающих организаций, и было выявлено, что сети изношены, из-за чего ресурсы теряются (прорывы воды и т.д.). То есть надо не повышать тарифы, а повышать экономическую эффективность этих организаций», — согласился активист ОНФ в Курской области Роман Алехин.

Он напомнил, что, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в первом квартале этого года сократились на 2,3%. При этом они сокращаются уже несколько лет подряд.

«На фоне резкого обеднения среднего класса и понижения доходов людей на грани бедности повышение цен на услуги ЖКХ будет очень ощутимым для населения», — заключил Алехин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» замглавы Минстроя России Максим Егоров рассказал, что в России долги по ЖКХ уже достигли 1,3 триллиона рублей. Как подсчитали ранее в Ассоциации «ЖКХ и городская среда», общий долг в отрасли в 2019 году может вырасти до 1,5 трлн рублей.

Согласно данным Росстата, в период с 2010 года по 2017 год услуги ЖКХ стали стоить дороже на 67,5%.

Ссылка на основную публикацию