Более 30 регионов страны переходят на новую систему обращения с отходами

Ряд регионов не перейдут на новую систему обращения с ТКО в следующем году

Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, позволяющий Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю еще три года не переходить на новую систему обращения с отходами. Таким образом, эти субъекты федерации вправе не выбирать пока единого мусорного оператора, который будет взимать плату за свои услуги с граждан. У остальных регионов при определенных обстоятельствах также появляется возможность отсрочки на один год. В результате ряд регионов решили воспользоваться предложением депутатов и сохранят действующую систему в следующем году.

Во вторник Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предусматривающий переходный период для городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на новую систему обращения с отходами до 2022 года. В документе отмечается, что до этих пор деятельность будет осуществляться «в соответствии с планом мероприятий» (субъекты разработают их дополнительно), а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Конфликты из-за обращения с отходами от Сочи до Владивостока

Согласно действующему законодательству, с 1 января 2019 года все регионы должны перейти на новую схему обращения с отходами. После этого за услугу будут отвечать региональные операторы. Они, в свою очередь, заключат договоры со всеми «образователями отходов». Отметим, новая система должна была заработать еще в 2017 году, однако тогда не все регионы смогли утвердить территориальные схемы.

Законопроект позволяет сохранить действующую систему в других регионах еще на год. У субъектов появилось право назначать операторов по организации сбора мусора и переработки отходов без конкурса в случае отказа или банкротства выбранного регионального оператора, а также возложить эти функции на бюджетное учреждение.

Такие свалки регион сможет включить в территориальную схему и специальный перечень после одобрения Минприроды. «Это страховка не для губернаторов, которые зачастую срывали переход на эту реформу, это страховка для наших граждан,— заявил глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.— Люди не должны становиться заложниками неэффективности губернаторов и возможного мусорного коллапса, который мог бы случиться в нескольких регионах страны». Отметим, что в Минприроды ранее неоднократно заверяли: переход на новую систему с 2019 года будет обязателен для всех субъектов.

Какие поправки приняла Госдума в закон об отходах

Опрошенные “Ъ” эксперты полагают, что отсрочка создает значительные риски для участников рынка. Региональные операторы из 26 субъектов (члены ассоциации «Чистая страна») отправили Владимиру Путину обращение с критикой. «Поправки существенно меняют условия, при которых заключались соглашения с регоператорами,— указывает исполнительный директор “Чистой страны” Руслан Губайдуллин.— Например, пункт о возможности присвоения статуса регионального оператора другой организации без проведения конкурса может стать основанием превышения должностных полномочий ответственных лиц». Он также отмечает, что «бесконтрольное включение» несанкционированных свалок в реестр и разрешение на их эксплуатацию создают условия для заморозки строительства современных комплексов по обращению с отходами, серьезно падает инвестиционная привлекательность отрасли. «Фактически реформа снова забуксовала,— заявила зампред Госдумы Ольга Тимофеева (“Единая Россия”).— Есть риск, что вместо того, чтобы создавать новые экологичные объекты размещения и переработки отходов, регионы будут использовать новую отсрочку для того, чтобы возить мусор на старые “серые” свалки, не внесенные в госреестр».

В результате ряд регионов решили перейти на новую систему с 1 января 2019 года. Так, в пресс-службе правительства Курганской области сообщили, что обращение с отходами в регионе останется в следующем году в прежнем формате. Врио губернатора Вадим Шумков сообщил заместителю председателя правительства РФ Алексею Гордееву, что ни с инфраструктурной, ни с финансовой точки зрения область не готова к запуску новой системы. В частности, вызывают опасения завышенный размер предполагаемого тарифа по сбору и утилизации мусора, а также явные недочеты в схеме обращения с ТКО, которая также влияет на рост платы за услугу по вывозу мусора. Кроме того, 12 декабря правительство Курганской области расторгло соглашение с предполагаемым регоператором ООО «Компания “Рифей”». Это было сделано в связи с предупреждением антимонопольной службы.

Как жители Архангельска вышли на «антимусорные» митинги

Член Общественного совета при министерстве ЖКХ Якутии Виталий Обедин сообщил “Ъ”, что республика не готова к переходу на новую систему обращения с ТКО. Так, за две недели до нового года даже нет утвержденных тарифных планов: «Новый полигон под Якутском не готов, старый давно должен быть закрыт. Из 470 свалок Якутии только семь соответствуют стандартам и могут подтвердить это документально. У муниципалитетов нет схем размещения санитарных точек в неблагоустроенном секторе. Вопрос вывоза мерзлых бытовых отходов никак не урегулирован». Официальная позиция властей республики по данному вопросу пока не обнародована. О переносе срока запуска «мусорной» реформы на прошлой неделе заявил врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов. По его словам, регион сделает это в 2020 году. «Я не могу допустить, чтобы забайкальцы платили повышенный тариф за вывоз мусора, при этом условия для перехода на новую систему обращения с ТКО в регионе не созданы»,— заявил господин Осипов.

Анна Васильева; Виталий Полдников, Якутск; Карина Кальярова, Челябинск; Екатерина Еременко, Иркутск

В Госдуме заявили, что более 70 регионов перешли на новую систему обращения с отходами

МОСКВА, 10 января. /ТАСС/. Свыше 70 регионов России перешли на новую систему услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил ТАСС председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

С 1 января 2019 года в РФ началась так называемая мусорная реформа – начала работать новая система регулирования услуг по обращению с ТКО. В рамках реформы регионы должны были утвердить территориальные схемы и программы обращения с твердыми коммунальными отходами, нормативы их накопления, выбрать единых региональных операторов, которые возьмут на себя все этапы работы с отходами – от вывоза мусора до устранения нелегальных свалок.

“По нашим данным, 60 регионов полностью вошли в реформу, то есть там региональные операторы полностью, на территории всего субъекта приступили к своим обязанностям. Еще 11 регионов вошли в реформу в целом, но на одной или нескольких зонах в целом внутри этого региона региональные операторы до сих пор не выбраны. Это те регионы, которые имеют отдаленные территории – там у них возникли сложности с выбором операторов. В целом 71 регион перешел на новую систему обращения с отходами”, – сказал он.

Бурматов пояснил, что 14 регионов при запуске реформы столкнулись с теми или иными проблемами. “14 регионов так или иначе с какими-то проблемами столкнулись, но вы помните, что в конце прошлого года комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды внес поправки, застраховавшие регионы от мусорного коллапса и давшие возможность использовать другие организации, которые могут обеспечить вывоз мусора. У них год, когда они могут использовать другие организации – МУП, ГУП, бюджетные учреждения, чтобы этим [вывозом мусора] заниматься”, – сказал депутат.

Проблемы перехода на новую систему

Председатель комитета пояснил, что возникающие проблемы необходимо решать непосредственно на местах. При этом одна из главных сложностей, по его словам, заключается в том, что не все субъекты смогли перейти на раздельный сбор мусора.

“Мы [профильный комитет Госдумы] фиксируем, что регионы совершенно не занимаются раздельным сбором мусора. И это очень серьезная проблема, потому что буквально несколько регионов перешли на систему раздельного сбора, включив ее в территориальные схемы размещения отходов. Это проблема, значит, у них мусор возят просто другие люди, но на те же полигоны, а нам бы хотелось, чтобы они везли его на переработку, потому что у нас простаивает 80 заводов по переработке, загруженных всего на 30-40%”, – сказал депутат.

Отдельное внимание эксперт уделил проблеме, связанной с отсутствием единого норматива накопления ТКО. “Потому что нормативы накопления, то есть сколько образует человек отходов в год, разнятся от региона к региону в 500 раз – это недопустимо. Это полностью влияет еще и на платеж, который граждане платят, из-за этого и скакнули в некоторых регионах эти платежи. Поэтому я попросил Генпрокуратуру это проверить”, – пояснил депутат, отметив, что в настоящее время проверки ведутся в 85 регионах страны.

Информационное сопровождение и пересмотр тарифов

“Есть негативная тенденция в некоторых регионах, где губернаторы начинают выкручивать руки региональным операторам, которым они согласовали тарифы, которые уже зашли в реформу и начали работать, – теперь им говорят снижать тариф, например. Это выдавливание региональных операторов, которые выиграли конкурс”, – добавил Бурматов, пояснив, что это нарушение зафиксировано в четырех регионах страны.

Обратил внимание на невозможность снижения властями субъекта тарифов накопления ТКО после проведения конкурса по выбору оператора и исполнительный директор ассоциации “Чистая страна” Руслан Губайдуллин. “Задача сейчас в регионах, чтобы региональный оператор не обанкротился, чтобы не снижались нормативы и тарифы уже после того, как конкурс был отыгран. Если норматив мусорообразования не будет соответствовать действительности, то регоператор не сможет подготовиться – не поставит баки, не сможет брать деньги с мусорообразователей”, – считает эксперт.

Губайдуллин также высказал мнение, что власти регионов и региональные операторы должны уделить большее внимание реформе, так как это позволит повысить платежную дисциплину.

“Можем точно сказать, что регионы и региональные операторы точно не дорабатывают с точки зрения информационного сопровождения реформы, категорически не дорабатывают, потому что хотят, но не умеют рассказать о работе. Работать надо с детьми, в школах, объяснять гражданам, за что они платят, потому что регоператору необходимо, чтобы была высокая платежная дисциплина. Когда человек понимает, за что [за организацию и обслуживание каких именно изменений в системе обращения с ТКО] он платит, он начинает платить”, – сказал Губайдуллин.

Говоря о реформе в целом, эксперт пояснил, что она “запущена успешно”. “Сейчас работа идет, в каждом регионе созданы горячие линии по проблемам, и в каждом субъекте полномочия именно на регионе – если раньше за мусор отвечал муниципалитет или глава района, то теперь это на уровне субъекта, как раз губернатора. Мало того, с 1 января 2019 года в оценку эффективности губернаторов включена как раз доля обработанных ТКО в общем объеме ТКО, то есть теперь в рейтинге, в КПИ первого лица субъекта еще и мусорная составляющая появилась – поэтому главы регионов как раз в этом заинтересованы”, – сказал исполнительный директор ассоциации.

Читайте также:  Темпы проведения капитального ремонта в России за год увеличились на 16%

“Мусорная” реформа: регионам, не готовым к новой схеме работы с ТКО, дали отсрочку

yoka66 / Depositphotos.com

К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ “О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”).

В свою очередь региональные операторы должны заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов (если иное не предусмотрено законодательством), а последние обязаны оплачивать эти услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1-2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, далее – Закон № 89-ФЗ). Порядок заключения таких договоров определен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

В связи с этим регионы должны были:

  • до 1 мая 2018 года – заключить соглашения с отобранными на конкурсной основе региональными операторами (п. 3 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ);
  • до 1 июля 2018 года – направить предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего региона в орган регулирования (п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ).

Кроме того, переход к новым правилам обращения с ТКО предполагает (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса), что плата за обращение с твердыми коммунальными отходами становится составной частью платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме (при этом обязанность по ее внесению наступает лишь при наличии вышеуказанного соглашения с региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее 1 января 2019 года) (ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ). Ранее платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, входили в состав платы за содержание жилого помещения.

Таким образом, как пояснял Минстрой России (письмо Минстроя России от 22 февраля 2017 г. № 5554-АТ/04), после перехода на новую систему обращения с ТКО в квитанции на оплату ЖКХ должна появиться отдельная строка “коммунальная услуга по обращению с ТКО”, размер платы за которую рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, стоимости услуги регионального оператора и количества проживающих в жилом помещении граждан. Соответственно, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО из платы за содержание жилого помещения будет исключена стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов (п. 8.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).

Однако в конце декабря 2018 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО.

Так, субъектам Российской Федерации – городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов (ТКО) на их территории региональными операторами (п. 5 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). Если город федерального значения воспользуется таким правом, то на его территории этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами подлежат установлению планом мероприятий, согласованным с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься, как и ранее, в составе платы за содержание жилого помещения.

Остальным регионам предоставлено право, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора ТКО несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора любому другому оператору, осуществляющему деятельность на территории данного региона либо в пограничных с ней территориях, на срок, не превышающий одного года (п. 6 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). А при отказе такого лица от заключения соглашения договор можно будет заключить с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, который имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Если указанные действия окажутся безуспешными, то регион будет вправе отложить переход на новую схему обращения с ТКО до 1 января 2020 года (п. 7 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). В этом случае на территории данного субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного региона по согласованию с Минприроды России, а плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет взиматься в составе платы за содержание жилого помещения.

Также поправками предусмотрено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения ТКО (п. 8 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ). При наличии соответствующего заключения Минприроды России они могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ. Однако впоследствии (не позднее 1 января 2023 года) такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами и подлежат обустройству и рекультивации.

Новости и пресс-релизы

  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Twitter
  • Замечания и предложения по работе сайта просим отправлять на почтовый ящик .

Глава Минприроды России озвучил первые выводы перехода регионов страны на новую систему обращения с отходами ТКО

Сегодня, 14 января, Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин в рамках брифинга ответил на актуальные вопросы реформы системы управления отходами.

С 1 января 2019 года в соответствии с законодательством предусмотрена деятельность региональных операторов по обращению с отходами на территории субъектов РФ, которые в силу требований закона являются «гарантирующими поставщиками коммунальной услуги» по обращению с ТКО, начиная от сбора и заканчивая захоронением. У граждан и юридических лиц соответственно наступает обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

«Реформа проводится, прежде всего, для декриминализации данной сферы услуг, формирования рынка добросовестных поставщиков с понятными задачами и результатом. Речь идёт не просто о реформе, а о том запросе на порядок, который сформирован населением. Мусорный коллапс действительно может произойти, если мы не будем ничего делать. Первые недели года показали, что регионы включились в работу. Есть проблемы, но они локальные и территории готовят графики решения по таким ситуациям. Есть и те субъекты, которые даже в напряженный праздничный период вошли в процесс без сбоев», – отметил министр.

Более 70 субъектов РФ на сегодняшний день работают в полном соответствии с требованиями действующего законодательства (утверждены территориальные схемы обращения отходов, произведен отбор региональных операторов, определен норматив накопления ТКО и установлен тариф) в части оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО. 3 субъекта (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) воспользовались своим правом донастройки системы. Д ля того, чтобы организовать полный цикл переработки и утилизации отходов, г ородам федерального значения было предоставлено дополнительное время. При этом, по информации от г. Севастополя, субъект РФ перешел на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года.

Можно отметить регионы, в которых начало реформы системы обращения с ТКО прошло без замечаний, т.е. в сроки, установленные для всех этапов реформы: Нижегородская, Белгородская, Мурманская, Новосибирская, Ярославская области, Республика Адыгея, Чеченская республика и др.

Регионы аутсайдеры Д.Кобылкин называть не стал, отметив, что причины отставания устранимы и связаны с организацией мест размещения ТКО или их транспортировки характерные для северных и малонаселенных территорий ряда регионов, не готовностью мощностей регоператоров, корректировкой территориальных схем обращения с отходами, и др.

Кроме того, Глава Минприроды подчеркнул, что в регионах продолжат свою работу телефоны «горячей линии» для населения по организации системы управления отходами. На контроле будет находиться оперативность отработки обращений граждан. В этой связи Министр ещё раз напомнил, что реализация мероприятий реформы станет одним из критериев оценки эффективности работы Губернаторов субъектов РФ. В Минприроды России координатором перехода территорий на новую систему обращения с отходами выступает профильный заместитель Министра Владимир Логинов.

Сегодня же Министр проинформировал, что в результате реализации мероприятий нацпроекта «Экология» предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства полученные от экологического сбора. В 2019 г. на средства экологического сбора планируется создать 39 объектов в 22 субъектах РФ. В 2019 году Минприроды России планирует удвоить собираемость экосбора. В целом планируется, что к 2024 г. будет собрано 15 млрд руб. для создания 200 современных объектов по сортировке, обработке и утилизации отходов. Д.Кобылкин также прокомментировал, что во вновь создаваемую отрасль, которая находится на контроле государства, будут поступать и средства инвесторов.

Читайте также:  Госдума приняла в первом чтении законопроект по борьбе с «резиновыми квартирами»

В вопросах готовности населения к переходу на раздельный сбор мусора Министр подчеркнул, что культура уже формируется, «население готово» и задача власти создать условия, что сегодня и происходит на территориях. « Вопрос формирования культуры раздельного сбора мусора в стране – вопрос не одного года. Все вы знаете, что отрасль создается с нуля. Отмечу, коллеги, вашу роль – роль СМИ – в этом процессе сложно переоценить», – обратился Министр.

Формирование системы ведения раздельного сбора мусора – задача региональных операторов – субъекту РФ оставлено право выбирать приемлемую модель РСО. Для снижения нагрузки на тариф в части ТКО в настоящее время рассматривается вопрос отмены НДС для регоператоров. Кроме того, обоснованность установления тарифа находится на контроле у надзорных ведомств.

Среди эффективных мер, регулирующих деятельность участников новой системы управления отходами ТКО, Д.Кобылкин назвал создание основного интегратора реформы – Публично Правовой Компании (ППК). Сегодня же был опубликован Указ Президента РФ о её создании.

Готовиться к реформе обращения с отходами регионы России начали с 2014 года. Тогда был принят федеральный закон № 458-ФЗ, который внес изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». На данный момент завершено формирование основного законодательства, в целях обеспечения необходимых правовых механизмов для запуска новой системы по обращению с ТКО.

К 2024 году планируется увеличить долю твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию до 36% и долю ТКО, направленных на обработку – до 60%. Это будет соответствовать среднему уровню переработки отходов в развитых странах.

О переходе на новую систему обращения с отходами

К 1 января 2019 года в России завершится переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. “Мусорная” реформа затронет всех граждан страны, но еще не все понимают ее суть. Что изменится для населения, предприятий и бизнеса; как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов… Предлагаем разобраться в деталях и внести предельную ясность в понимание этого вопроса.

Одно из основных новых понятий для населения – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это?

Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года.

С 1 января 2019 года на территории Красноярского края будут работать 19 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности.

Региональные операторы Красноярского края

Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что с ними будет делать региональный оператор?

С законодательной точки зрения, ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.

Проще говоря, региональными операторами от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.

Услугу Регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в МКД и хозяева частных домо­владений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники ТКО.

Собственники ТКО – это:

собственники помещений в многоквартирных домах,

собственники частных домовладений,

юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).

Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор?

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство экологии и рационального природопользовании Красноярского края. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края.

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются:

– расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок;

– стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утвержденным тарифам;

– собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы Регионального оператора.

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные емкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов. Право выбора в этом случае остается за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.

Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Красноярского края, утвержденных приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од.

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на данную услугу?

Можно выделить 3 основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО.

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством в единый тариф Регоператора по обращению с ТКО войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации, теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в т.ч. с населения.

Во-вторых, Региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощенной системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы Регоператора добавится еще 18% НДС.

Третьим фактором, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, является сбытовая надбавка Регоператора, она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями.

Теперь о льготах:

Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора?

Собственник ТКО обязан:

– заключить с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

– оплачивать услуги Регионального оператора по установленному единому тарифу на услугу регионального оператора ( ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.), п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ).

На сайтах Региональных операторов размещены проекты договоров на оказание услуги по осуществлению транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края.

Если у физических лиц либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ)

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанностью заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные ко­оперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между Региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли они заключать договор с регоператором? Будут ли санкции к таким «отказникам»?

Читайте также:  Ульяновский филиал ОАО «Волжская ТГК» призывает жителей города быть внимательными и осторожными

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки? В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.

Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?

Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. В момент вывоза мусора уборку должен осуществлять региональный оператор, а в течение остального времени поддерживать чистоту обязаны управляющие организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК).

Определенные полномочия в области обращения с ТКО имеют муниципалитеты. В числе курируемых вопросов – создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах). Также орган муниципальной власти должен определить схему размещения площадок и создать их реестр. Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Для их реализации Правительство Российской Федерации утвердило правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра.

Кто является собственником контейнерной площадки?

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность Регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

Если в нашей деревне нет контейнерной площадки, как будет вывозиться мусор?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», СанПиН 42-128-4690-88 « Санитарные правила содержания территорий населенных мест » накопление ТКО может осуществляться мешковым способом, мешки рекомендуется складировать в определенных местах, для предотвращения нарушения целостности (металлические или деревянные бункеры).

Будет ли разделение отходов на пластик, стекло и бумагу и прочие категории?

Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. Однако далеко не каждый сегодня готов соблюдать такие условия. Поэтому на начальном этапе необходимо организовать и отладить вывоз ТКО от всего населения края для размещения на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов. После начала осуществления своей деятельности, региональные операторы, совместно с органами государственной власти будут определять места, где необходимо будет обустроить места раздельного накопления ТКО. Кроме того, раздельное накопление можно организовать по решению собственников жилья по согласованию с региональным операторо м.

Назревший вопрос – несанкционированные свалки. Будет ли региональный оператор вывозить их? Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки?

Для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г.).

Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки, на что дается не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен вывезти эту кучу мусора. Но в таком случае организация вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Что будет с муниципальными предприятиями, которые занимались вывозом мусора?

Если мусоровозы этих предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортировки ТКО.

Внедрение новой системы обращения с ТКО сейчас находится на старте. Предстоит огромная многоэтапная работа. Каким должен быть промежуточный и конечный результат реформы?

«Мусорная» реформа призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Все должны осознавать: отходы производит каждый человек, и платить за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе нескольких лет предстоит избавиться из стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки.

На свалки – санкционированные и несанкционированные ‑ отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. Газета разлагается до 4 месяцев, фольга – до 100 лет, пластик – более 100 лет, стеклянная бутылка ‑ не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! В XXIвеке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране.

Эксперты оценили новую систему обращения с ТКО

«Дело это сложное, затратное, но политическое решение принято»

22.10.2019 в 18:38, просмотров: 12315

Реформа в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами стартовала в начале этого года. Несмотря на то, что первые ее итоги будут официально подведены спустя 12 месяцев, специалисты отрасли уже сейчас отмечают промежуточные результаты введения новой системы.

Своим мнением с “МК” о первых трудностях и оправданности затрачиваемых усилий поделился лидер общественного экологического движения “Альянс Зеленых” Александр Закондырин:

«В этом году произошло знаковое событие – создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор», которая призвана в ближайшем будущем создать объекты по промышленной сортировке и глубокой переработке отходов. Дело это очень сложное (нет сейчас в стране такой отрасли в принципе), крайне затратное (нужны длинные инвестиции) и болезненное (создание легального рынка переработки отходов вытесняет криминальных игроков, владельцев полигонов). Но политическое решение принято, и реформа началась. Нужно признать, четкой стратегии по внедрению раздельного сбора отходов в федеральном проекте сейчас нет. Есть только общие показатели по введению мусороперерабатывающих мощностей. Здесь было бы правильно доработать проект и сделать отдельный подпроект «ресурсосбережение» со своими целевыми показателями.

РЭО запустил информационную систему «РЭО Радар». Платформа собирает жалобы жителей на тему обращения с отходами и отслеживает общую ситуацию с помощью двух каналов коммуникации: круглосуточный call-центр с номером 8 (800) 600-90-08 и сайт radar.reo.ru.

К системе подключены 167 региональных операторов и 84 органов исполнительной власти субъектов.

По состоянию на 25 августа:

в систему поступило 9 233 обращения,

  • решено — 2 917 (34,71%),
  • в работе находятся — 3 981 (47,38%),
  • ожидают ответа регионального оператора — 2 011 (23,93%),
  • несодержательные — 324 (3,86%).

В случае, если своевременно не будут выделены средства на строительство новых мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, они не пройдут государственную экспертизу, не будет подготовлена документация, а значит и они сами не появятся. Объем переработки отходов, который сегодня в России составляет порядка 7%, останется на этом же низком уровне, и на показатели в 60% до 2024 года мы выйти не сможем из-за нехватки мощностей.

В этой связи, Общественный совет при Минприроды РФ планирует в ближайшее время провести специальные слушания по проблемам реализации «мусорной реформы» с приглашением профильных чиновников, представителей регионов, экспертного сообщества и общественности. Необходимо проанализировать правоприменительную практику, выявить системные проблемы и найти варианты решения”.

“Новая система обращения с отходами стартовала 1 января 2019 года. ее основные параметры закреплены в Национальном проекте “Экология” – реформе посвящен отдельный федеральный проект К августу на новую систему полностью перешли 67 регионов России, еще 7 – частично. Таким образом новая система запущена на 90% территории страны.

Главным нововведением стало создание института региональных операторов. Это коммерческие компании, которые отвечают не только за сбор мусора у населения, но и за его сортировку, переработку или последующую утилизацию. Кроме того, в каждом субъекте разработаны территориальные схемы – то есть за каждым региональным оператором закреплен определенный участок территории, где он несет ответственность за выполнение работы. 231 региональный оператор был отобран по конкурсу к 2019 году.

Кроме того, 14 января 2019 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Публично-правовой компании “Российский экологический оператор”. ППК РЭО призвана стать проводником реформы обращения с отходами в России. Компания будет формулировать предложения по изменению законодательства РФ, разрабатывать проекты федеральных госпрограмм поддержки инвестиций, выпускать облигации, покупать землю, предприятия, оборудование и приобретать доли уставных капиталов других компаний. Также РЭО будет формировать библиотеку лучших типовых проектов для отрасли, разрабатывать и продвигать новые технологии.

Теперь вы знаете об экологии немного больше. Проверьте насколько, пройдите наш

Ссылка на основную публикацию