Нормативно-правовые акты, регулирующие обращение ТБО

Законодательство о твердых коммунальных отходах

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения. В частности, много вопросов вызывает обращения с твердыми коммунальными отходами. Законодательство России имеет многоуровневую структуру. Кроме основопологающих законов действует множество подзаконных актов.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Основые законы, регулирующие обращение с ТКО

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года “Об отходах производства и потребления” определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Обращению с твердыми коммунальными отходами в законе посвящена целая глава V.1. Кроме этого, закон запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (статья 12 п.7). Также запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (статья 12 п.10).

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности осуществляется в соответствии с со статьей 9 89-ФЗ и Федеральным законом от от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, согласно статье 12.

Согласно формулировке в законе “Об отходах производства и потребления” лицензирование не распространяется на деятельность по обращению с отходами V класса опасности (практически неопасные).

К международным соглашениям вотношении отходов относиться Федеральный закон №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года “О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением”, но в отношении твердых коммунальных отходов практически не применяемый. Стоит отметить, что в зарубежных странах применяют различные критерии в определении “опасные отходы” и в большинстве случаев муниципальные отходы из домовладений не считаются опасными, т.к. обычно организуется отдельный сбор опасных отходов, образующихся в быту (краски, аккумуляторы, ртутные лампы и пр.).

К прочим международным соглашениям, регулирующим деятельность по управлению ТБО, следует отнести “Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях”. В частности п.п. d), п.1, ст. 6 требует, чтобы отходы обрабатывались, собирались, транспортировались и хранились экологически безопасным образом, а также принимались меры к нейтрализации стойких органических загрязнителей.Особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожаров на свалках. Более подробно об этом сказано в Приложении C.

В этой связи также следует упомянуть “Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния”, в которой предусматривается обмен информацией и формирование политики, направленной на борьбу с выбросами загрязнителей воздуха.

“Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря” – это еще одно международное соглашение, которое регулирует защиту морского бассейна Балтики, в том числе и от бытовых отходов на побережье.

Международные соглашения следует учитывать при рассмотрении проектов строительства мусоросжигательных заводов в приграничных зонах, например, Ленинградской области и Краснодарском крае.

Закон №7-ФЗ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 года устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (ст.16). Статья 16.1 устанавливает, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Кроме этого закон (ст.24) обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов, а также (ст.39) обязывает обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды при обезвреживании и безопасному размещении отходов.

Федеральный Закон №96-ФЗ от 4 мая 1999 года “Об охране атмосферного воздуха”, регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.).

“Земельный Кодекс Российской Федерации” в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

Федеральный закон №52-ФЗ от 30 марта 1999 года “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” регламентирует санитарные требования (ст.22) к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” в перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в частности включена проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I – V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности.

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения поселения (ст.14, п.1, п.п.18) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. К вопросам местного значения муниципального района (ст.15, п.1, п.п.14) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. К вопросам местного значения городского округа (ст.16, п.1, п.п.24) относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Закон РФ “О недрах” регламентирует использование искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов. Применяется при использовании отработанных карьеров для захоронения твердых бытовых отходов. Так, например, статья 10.1 определяет, что для для захоронения отходов I – V классов опасности в глубоких горизонтах требуется решение Правительства Российской Фелдерации, а основанием получения права пользования участками недр может быть решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

“Жилищный Кодекса Российской Федерации” определяет правовое поле для жилищных и жилищно-строительных кооперативов ( Раздел V) и товариществ собственников жилья (Раздел VI) и предписывает обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме. Обе формы жилищного самоуправления имеют статус юридического лица. Раздел VII Жилищного Кодекса определяет правила оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

С согласно п.4 статьи 154 в состав коммунальных услуг входит обращение с твердыми коммунальными отходами. Также к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.

“Градостроительный кодекс Российской Федерации” в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов по захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Федеральному закону №184-ФЗ “О техническом регулировании” от 27 декабря 2002 года технический регламент устанавливает минимальные требования, обеспечивающие безопасность продукции или технологического процесса, обязательные к выполнению. Закон вводит добровольный характер применения государственных стандартов (ст.12, 15). Технический регламент вводиться в действие законом. Согласно ст.17, любая организация может разработать и применять собственный стандарт, а также разработать и зарегистрировать собственную систему сертификации. Последствия принятия технических регламентов скажутся в будущем.

Кодекс “Об административных правонарушениях” №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами. Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Статья 8.8 устанавливает ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Так, например, ряд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков. Также статья 8.31 определяет ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления). Статья 8.21. определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, например, выбросов свалочного газа на полигоне). Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства. Это касается, например, нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов и пр.

В статье 247 “Уголовного Кодекса Российской Федерации” предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в “Водном кодексе Российской Федерации”, “Лесном кодексе Российской Федерации”.

Другие нормативно-правовые акты в области обращения с ТКО

Организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется согласно Приказу Минприроды России от 30.09.2011 № 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”. В частности, приказ устанавливает правила ведения государственного реестра объектов размещения отходов.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242
“Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов”, твердые коммунальные отходы соответствую группе 7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые. Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

КодНаименование
7 31 000 00 00 0Отходы коммунальные твердые
7 31 100 00 00 0Отходы из жилищ
7 31 110 00 00 0Отходы из жилищ при совместном сборе
7 31 110 01 72 4отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
7 31 110 02 21 5отходы из жилищ крупногабаритные
7 31 120 00 00 0Отходы из жилищ при раздельном сборе
7 31 200 00 000Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 200 01 72 4мусор и смет уличный
7 31 200 02 72 5мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства
7 31 200 03 72 5отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев
7 31 205 11 72 4отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог
7 31 210 00 00 0Отходы от зимней уборки улиц
7 31 211 00 00 0Отходы от снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования
7 31 211 01 72 4отходы с решеток станции снеготаяния
7 31 211 11 39 4осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния
7 31 211 61 20 4отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные
7 31 211 62 20 5отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные
7 31 290 00 00 0Прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений
7 31 300 00 00 0Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам
7 31 300 01 20 5растительные отходы при уходе за газонами, цветниками
7 31 300 02 20 5растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками
7 31 900 00 00 0Прочие твердые коммунальные отходы

Как видно из таблицы, ФККО выделяет из общей массы ТКО отдельные наименования, т.е. компоненты. Кроме этого, существует целый ряд отходов, которые должны собираться отдельно: шины, ртутные лампы, электроника и т.д.

В целях расширения классификатора ОКДП Постановлением Госстроя России от 25 мая 2000 г. № 51 утверждены Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе:

Классификатор работ и услуг по виду деятельности “Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов” (выдержки)

Наименование направлений деятельности, работ, услуг

9010020

Услуги по удалению отходов

Законы о мусоре – правовое регулирование в РФ

Все основные законы о мусоре в данной статье собраны для удобства понимания текущей ситуации в РФ. Данные документы являются официальными и взяты из правового справочника “Гарант”. Надо понимать, что все они актуальны на определенный момент (февраль 2012 г.), но в большинстве случаев в этой сфере ничего принципиально нового не появляется.

Читайте также:  Образец заявления на ремонт балкона

Нормативное регулирование оказания услуг по вывозу мусора и ТБО в Российской Федерации осуществляется при помощи федеральных законов, постановлений правительства, санитарных правил и иных нормативно- правовых документов.

Любая организация, занимающаяся производственной или иной деятельностью, должна проводить оценку воздействия своей деятельности (позитивное или негативное, активное или пассивное) на состояние окружающей нас среды. При этом любое негативное воздействие влечет за собой плату. Требования к допустимым выбросам и отходам производства, правила проведения оценки воздействия различной деятельности на окружающую среду, а также требования, касающиеся охраны окружающей среды при проведении той или иной деятельности (строительной, эксплуатационной и т.д.) изложены в Федеральном законе от 10 января 2002г. N7-ФЗ “Об охране окружающей среды”. Размер платы (нормативы) за выброс различных вредных и опасных веществ в атмосферный воздух, водоемы, размещение отходов производства и потребления установлены Нормативами платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. номер 344.

Предприятия и организации, производящие в результате своей деятельности вредоносные выбросы в окружающую среду, подлежат государственному учету, и за их деятельностью осуществляется государственный контроль. Обязанности таких юридических и физических лиц по соблюдению правил охраны атмосферного воздуха освещены Федеральным законом 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха.

Понятие отходов производства и потребления дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления». Кроме того, данным законом установлена необходимость лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов при обращении с опасными отходами, а также введены общие требования к строительству, проектированию, ликвидации, консервации зданий и сооружений; требования к использованию отходов на территории городов, поселений и других населенных пунктов. Этим же нормативным актом установлен запрет на ввоз отходов для обезвреживания и захоронения на территории России.

Классификацию отходов по степени опасности (5 классов) вы найдете в ст. 4.1. Федерального закона №89-ФЗ.

Лицензированию подлежит только деятельность юридических лиц и предпринимателей по обращению с отходами, иимеющим с 1 по 4 класс опасности. Это – требование ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности» Особенности получения лицензии на осуществление специализированной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности, представляемой ор ганизациям или индивидуальными предприятиям на срок 5 лет, предусмотрен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524).

Обращаясь за предоставлением услуг по вывозу отходов, потребитель должен знать, что исполнитель обязан предоставить ему документ, которым оформляется заказ. В таком документе в обязательном порядке должна содержаться информация о наименовании исполнителя, его местонахождении, а также ФИО заказчика, вид оказываемой услуги, место оказания услуг по вывозу ТБО, сроки и порядок их исполнения и другая информация. Не существует регламентированных тарифов на услуги по вывозу ТБО. Их стоимость определяется исполнителем самостоятельно, или по соглашению с потребителем, при этом условия оказания услуг должны быть одинаковыми для всех физических и юридических лиц. Такие особенности закреплены в Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155) .

Производителям радиоактивных отходов следует в своей деятельности руководствоваться специальными нормами. Правила накопления, хранения и захоронения таких видов отходов содержатся в Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ “Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В связи с выведением из эксплуатации необходимости утилизации электрических ламп и осветительных устройств с содержанием ртути не менее одной сотой процента, потребителям следует знать, что запрещается хранить, обезвреживать и перевозить такие отработавшие лампы самостоятельно. В случае необходимости следует обращаться к специализированным организациям. Более подробно с правилами обращения с подобными отходами можно ознакомиться в ·Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 “Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде”.

Для изоляции и обезвреживания ТБО используются специальные полигоны твердых бытовых отходов. Использования таких территорий является обязательным, платным и официальным. Строгие требования предъявляются как к содержанию самого полигона, так и к качеству ввозимого на него мусора и различных бытовых отходов. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 г утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01″Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов”. N 16 .

Особый вид отходов – медицинские. Они имеют свою классификацию (от эпидемиологически безопасных отходов до радиоактивных). Разные классы отходов не подлежат смешению. К работе с такими отходами допускаются только лица, достигшие 18 лет и прошедшие специальную подготовку. Более детально требования к правилам обращения с медицинскими отходами изложены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.7.2790-10″Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами”(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163) .

Москва и Московская область – огромные территории, поражающие своей загрязненностью. Только на территории г. Москвы ежегодно образуется порядка 18 миллионов тонн отходов, 80% которых размещаются в Московской области. В 2005 году была принята Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы», одобренная Решением Мособлдумы от 02.03.2005 N 6/131. В ней перечислены основные мероприятия по обращению с ТБО и способы решения проблем, связанных с несанкционированным вывозом мусора, на территории Московской области. Кроме того, в Концепции приведен подробный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих сферу обращения с отходами на всей территории Российской Федерации

Законом города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» от 30.11.2005г. №68 регулируется особенности использования отходов на территории столицы. Им установлены общие требования к различным производителям отходов, а также требования, которые необходимо соблюдать при сборе, хранении, переработке, транспортировке и других действиях с отходами, производимыми в Москве и Московской области.

Основные правила обращения со специальным видом отходов – строительным, регулируются отдельным актом – Постановлением Правительства Москвы от 25.06.02 469-ПП «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве». В нем подробно освещены вопросы складирования, транспортировки, переработки отходов, появляющихся в результате строительства, сноса или консервации различных зданий и сооружений в Москве.

В целом же основное регулирование данной сферы деятельности осуществляется на федеральном уровне, поскольку перечень полномочий всех субъектов Российской Федерации является закрытым. Тем не менее, допускается принятие различных региональных программ, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды и минимизации вредного воздействия различных видов отходов в том или ином субъекте.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации

Основным нормативным правовым актом в области правового регулирования при обращении с отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В настоящее время в стране накоплено более 80 млрд т твердых промышленных и бытовых отходов (количество токсичных отходов составляет 2 млрд т), из них под контролем в хранилищах, могильниках, на складах, свалках, полигонах и других объектах, принадлежащих предприятиям, находится около 1400 млн т отходов. Они занимают огромные территории, в том числе пригородную землю, загрязняют атмосферный воздух, почву, отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. Рост массы отходов превышает возможности их переработки и утилизации. Имеют место размещение отходов с нарушением действующих санитарных норм, низкий уровень обезвреживания, переработки и их вторичной переработки.

Основные объемы отходов приходятся на сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, энергетику, строительство, лесоводство и др. Одной из наиболее важных и сложных является проблема твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся в городах и других населенных пунктах и оказывающих серьезное влияние на их санитарно- гигиеническое состояние и экологию. Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами производства и потребления возложена на Минприроды России.

К основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относятся:

  • — охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
  • — научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • — использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
  • — комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • — использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  • — доступ к информации в области обращения с отходами;
  • — участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области обращения с отходами.

Приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка, утилизация и обезвреживание отходов.

Общие требования к обращению с отходами включают:

  • — соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
  • — внедрение малоотходных технологий на основе новейших научно- тех н и ч ее к их достижений;
  • — соблюдение установленных требований по сбору, транспортированию, обработке, использованию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе опасных отходов;
  • — проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • — соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по их ликвидации.

Требования к обращению с различными видами отходов изложены в гл. III Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов утверждаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для

объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора, а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется Росирироднадзором. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются Минприроды России.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Читайте также:  Аварийная бригада «Rammstein»

Наряду с этим запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, а также отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ при производстве ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции.

В настоящее время одной из актуальных задач является организация использования отходов для производства товаров (продукции), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачивается экологический сбор. Для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, экологический сбор уплачивается только в отношении самой упаковки. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

Отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством РФ (см., например, Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ввоз отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их утилизации осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке. Порядок трансграничного перемещения отходов установлен постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов».

Нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную (ст. 8.2, 8.6, 8.13, 8.19, 8.31 КоАП РФ), уголовную (ст. 247 УК РФ) или гражданско-правовую ответственность.

ФЗ № 89 о твердых бытовых отходах (ТБО): основные понятия, что регулирует?

Ликвидация бытовых отходов – распространенная проблема, которая затрагивает каждого гражданина. Деятельность в представленной сфере регулируется нормативными актами различной юридической силы.

Федеральный закон о ТКО определяет виды и классы отходов, методы утилизации, экономическое регулирование, учет. Кроме этого, описываются меры наказания, которые понесет региональный оператор по утилизации ТБО при нарушениях.

Полный текст 89 федерального закона

Нормативные акты утилизации ТБО

Главная причина, по которой сбор и вывоз твердых бытовых отходов неэффективен заключается в применении устаревших методов, и из-за неправильной законодательной базы.

Процессы по удалению ТКО, регламентируется многочисленными нормативными документами: законами, кодексами, действующими санитарными нормами, техническими стандартами.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Данный закон представляет собой главный правовой акт, отражающий государственную политику в отрасли ликвидации ТКО. Акт освещает правовые аспекты всех процессов, связанных с ликвидацией отходов.

Цель закона о вывозе твердых бытовых отходов заключается в создании условий для безопасной утилизации остаточных продуктов жизнедеятельности без нанесения существенного вреда окружающей среде.

Закон содержит 8 глав, в которых отражены:

  • Главные понятия об отходах (классификация ТКО, группы опасности).
  • Полномочия государства в отношении отходов.
  • Общие правила обращения с ТКО.
  • Принципы нормирования, учета, отчетности в сфере ликвидации отходов, нормативы накопления ТКО.
  • Принципы экономического регулирования.
  • Госнадзор в области ликвидации ТКО.
  • Ответственность за нарушения ФЗ о ТБО в 2018 году.
  • Переходные положения.

ФЗ №89 включает основные сведения об обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Закон, регламентирующий вывоз и утилизацию мусора в РФ

Правила ликвидации мусора промышленного и бытового происхождения описаны в ФЗ о ТКО № 89. Помимо этого, законодательство о сборе и утилизации ТКО и другими нормативными актами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Утилизация твердых бытовых отходов

Нормы и правила ликвидации бытовых и промышленных остатков регулируется многочисленными законами.

К ним относятся:

  • ФЗ №7 “Об охране окружающей среды”.
    Включает обязанность операторов утилизации производить манипуляции с мусором с соблюдением требований безопасности.
  • ФЗ № 96 “Об охране атмосферного воздуха”.
    Включает правила и принципы переработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории полигонов с целью снижения вредного воздействия на атмосферу.
  • ФЗ № 52 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.
    Регулируются условия сбора, транспортировки, ликвидации ТКО с учетом действующих санитарных норм.

Вывоз строительного мусора по закону

Вывоз мусора регулируется ФЗ 89 об отходах производства и потребления, а также законом об утверждении правил вывоза твердых и жидких бытовых отходов, в который были внесены изменения с 2017 года.

В число нормативных документов, регулирующих вывоз мусора, включают законы в жилищно-коммунальной области:

  • Жилищный кодекс РФ (ФЗ №188)
  • ФЗ № 210 (отражает основы регулирования коммунальных тарифов)
  • Постановление №155 от 10.02.1997 (утверждает правила вывоза твердых и жидких БО)
  • Постановление № 307 от 23.05.206 (порядок предоставления коммунальных услуг гражданам)

Федеральный закон о региональном операторе ТБО

Согласно федеральному закону о региональном операторе (ФЗ №89 ст. 24.6) сбор, перевозку, утилизацию или захоронение мусора осуществляют 1 или несколько региональных операторов.

Он определяется на основе конкурсного отбора на срок не превышающий 10 лет. При этом, юридическое лицо может быть лишено данного статуса при наличии веских оснований.

Услуги вывоза и утилизации ТКО должны осуществляться с учетом особенностей установленных санитарно-эпидемиологических норм с использованием спецтехники и ресурсов.

Деятельность оператора происходит на строго ограниченной территории, которую указывают при составлении договора-соглашения. В обязанности операторов входит соблюдение основных норм ликвидации ТКО, схем потоков, целесообразное распределение ресурсов и технических средств.

В соответствии с ФЗ № 210 об основах регулирования коммунальных тарифов, оплата вывоза ТКО осуществляется по единому тарифу на услугу регионального оператора, которая определяется исходя из численности, плотности населения, количества частных и многоквартирных зданий, промышленных предприятий, объемов отходов.

Утилизация ТКО регламентируется действующими нормативно-правовыми актами, за нарушение которых несется административная или уголовная ответственность. Поэтому предприятия, занятые в сфере ликвидации мусора, твердых или жидких остаточных продуктов, строительных остатков, опасных бытовых отходов, должны действовать в строгом соответствии с установленными законом нормами.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы

Дата публикации: 13.08.2019 2019-08-13

Статья просмотрена: 694 раза

Библиографическое описание:

Антонова Т. Л. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 45-49. — URL https://moluch.ru/archive/270/61995/ (дата обращения: 03.02.2020).

В настоящей статье рассмотрены отдельные проблемы правового регулирования обращения с отходами производства и потребления, затронуты проблемы законодательного и доктринального определения понятия «отходы». В статье выделены проблемы реализации инструментов административно-правового механизма в рассматриваемой сфере отношений таких, как лицензирование, контроль, нормирование, а также гражданско-правовой аспект — вопросы перехода права собственности на отходы.

Ключевые слова: отходы, законодательство, проблемы, окружающая среда, негативное воздействие, загрязнение, безотходное производство, право собственности, лицензирование, нормирование, контроль.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ с изменениями и дополнениями. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья 2.

Также правовое регулирование обращения с отходами определяет Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 N 309-ФЗ 3.

Правовое регулирование в области обращения с отходами имеет целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду. Состояние окружающей среды на территории России определяется высокой техногенной нагрузкой, долговременным и непрерывным негативным воздействием на природные комплексы, в том числе в результате образования и накопления отходов производства и потребления. Сложившаяся ситуация является результатом деятельности многочисленных предприятий черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения, химической промышленности, энергетического и транспортного комплекса и др.

Сегодня к понятию «отходы» обозначились подходы, сформированные на законодательном уровне в ходе правоприменения, выработанные доктриной экологического права. При этом, проблемы в области обращения с отходами производства и потребления можно считать комплексными, поэтому имеет значение не только экологическая наука, но и технические, экономические и т. д. Конституция РФ провозглашает приоритет международных принципов и норм над национальными нормами (ч. 4 ст. 15), в связи с чем необходимо обратиться и к нормам международного права.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 1989 г. использует определение отходов, как вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства 1.

Национальное право дает определение отходам производства и потребления, как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом 2.

Нормативно-технические акты, не имеющие юридического содержания, но обладающие неоспоримой практической значимостью выделяют, помимо понятия «отходы» (остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью), «отходы производства» (остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства) и «отходы потребления» (остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации) 6.

Как видим, различие проводится в зависимости от вида и целевого назначения использования отходов. Следует отметить, что, несмотря на значимость изучаемой проблемы (причем не только для Российского государства), в юридической литературе встречаются единичные исследования по данному направлению, в которых понятие «отходов» практически идентично вышеуказанным.

Таким образом, несмотря на кажущуюся разность, эти определения объединяет одно содержание, то есть отходы — это те вещества и материалы, которые не пригодны для дальнейшего использования по тому назначению, для которого они использовались первоначально.

Существует достаточно проблем применения норм законодательства об отходах: в области нормирования, предоставления отчетности (государственного учета), лицензирования, экологического контроля. В России деятельность в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется с помощью этих инструментов административно-правового механизма. Так, нормирование является эффективным средством ограничения негативного воздействия на окружающую среду. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает специальные правила лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов применительно к территории ее осуществления 4. До 2008 года (до законодательного закрепления ряда понятий в обозначенной сфере отношений «сбор отходов» и др.) возникали спорные ситуации в правоприменительной практике в сфере лицензирования, в частности при проведении мероприятий по государственному экологическому надзору.

Нормирование образования и размещения отходов тесно увязано с платежами за их размещение. Однако в результате сложившейся в последнее время арбитражной практики, платят за отходы не предприятия, имеющие утверждённые ПНООЛР или обладающие правом собственности на отходы, а те, кто непосредственно размещает отходы, соответственно возникает вопрос о необходимости установления лимитов для организаций, в деятельности которых такие отходы образуются. В этих условиях целесообразно, как представляется, нормировать не производителей отходов, а объекты размещения отходов, которые будут выступать и плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду 11.

Отдельной проблемой, заслуживающей пристального внимания, является проблема взимания платежей за размещение отходов, и, соответственно вопрос перехода права собственности на отходы при их размещении. Так, до настоящего времени данный вопрос является открытым. Многочисленные научные дискуссии в рамках гражданско-правового аспекта оборота отходов производства и потребления позволяют говорить об актуальности рассматриваемой темы.

Статья 16 Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года No7-ФЗ указывает на платное негативное воздействие на окружающую среду в результате осуществления деятельности в области обращения с отходами производства и потребления. В данном контексте необходимо отделять понятие размещения отходов как вида негативного воздействия на окружающую среду от понятия размещения отходов как вида деятельности. В первом случае размещение отходов является последствием хозяйственной деятельности, во втором — предметом этой деятельности 3. Соответственно, платным является размещение отходов как вида негативного воздействия, плательщиком за размещение отходов будет являться организация вследствие, а не в процессе хозяйственной деятельности которой данные отходы образуются. Именно такой организацией является образователь отходов, который может передать право собственности на отходы иному лицу, на которого и будет возлагаться далее обязанность по оплате за размещение отходов. Это дает право говорить о том, что существенным при определении плательщика за размещение отходов является определение собственника отходов. Но при этом следует учитывать, что передача отходов для последующего обращения с ними специализированным организациям при отсутствии сделки об отчуждении передаваемых отходов не может являться основанием для перемены лиц в обязательстве по оплате за размещение отходов. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

Читайте также:  В Перми разработают схему теплоснабжения

− выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

− сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

− хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации 3.

Анализ судебной практики в разрез вышесказанному позволяет сделать вывод, что законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли юридическое лицо собственником отходов. Эта обязанность возникает лишь в том случае, если в результате деятельности такого лица происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под перечисленные в Законе «Об охране окружающей среды» виды негативного воздействия 11.

В связи с чем, в юридической литературе высказывается мнение, что это может привести к значительному изменению государственного регулирования не только платежей за размещение отходов, но и всей системы обращения с отходами: нормирования, платы, государственного надзора и отчетности 7.

Еще одной не менее важной проблемой является реализация полномочий органов местного самоуправления, предоставленных им Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (речь идет об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что согласно ст. 7 Закона относится к вопросам местного значения). Закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями 2. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований должен определяться органами местного самоуправления и соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Следует отметить, что у органов местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами недостаточно, с одной стороны. Тому подтверждение — исключение с 2008 года муниципального экологического контроля. Это значительно снижает эффективность реализации органами местного самоуправления полномочий в рассматриваемой сфере отношений. С другой стороны, у органов местного самоуправления недостаточно финансовых ресурсов к реализации полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Результатом вышеизложенного является привлечение к административной ответственности, как правило, глав муниципальных образований за непринятие администрацией муниципального образования полных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов 7.

Необходимо отметить, что объём лицензирования в сфере обращения с отходами неуклонно снижается. Так, если в 2008 г. практически все организации должны были получать соответствующие лицензии, то поправки в 2008 г. к закону № 89-ФЗ значительно сузили круг субъектов предпринимательской деятельности, которым необходимо лицензирование, за счёт определения понятий «сбор отходов», «транспортирование отходов», введения термина «накопление отходов». Также из сферы лицензирования было выведено обращение с отходами V класса опасности.

Принятый в 2011 г. закон № 99-ФЗ внёс существенные изменения в систему лицензирования деятельности с отходами I-IV классов опасности. В первую очередь был ещё более сужен перечень лицензируемых видов деятельности за счёт исключения из них транспортирования отходов.

В соответствии с одним из принципов лицензирования -принципом установления исчерпывающих лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности (п. 4 ст. 4 закона № 99-ФЗ) — также закреплён новый перечень лицензионных требований к деятельности, связанной с обращением с отходами 8.

Достаточно неожиданные изменения в системе лицензирования произошли с принятием Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанный закон отменил необходимость лицензирования ещё двух экологически значимых видов деятельности — сбора и использования отходов, оставив в перечне видов лицензируемой деятельности лишь их обезвреживание и размещение (хранение и захоронение) 5.

В настоящее время на законодательном уровне активно обсуждается вопрос о полной отмене лицензирования в сфере обращения с отходами и замене его обязательным членством соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемых организациях (СРО).

В настоящее время проблема платежей за размещение отходов приобрела особую актуальность. Несомненно, что в данной сфере назрели концептуальные перемены, которые необходимо реализовать путём внесения изменений в действующее законодательство. Ключевые вопросы, которые стоят сегодня перед законодателями, правоприменительными органами и природопользователями: кто всё-таки должен платить за размещение отходов и за какой период (применительно к хранению).

Ряд решений Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) по вопросам взимания платежей за размещение отходов производства и потребления могут привести к значительному изменению государственного регулирования не только платежей за размещение отходов, но и всей системы обращения с отходами: нормирования, платы, государственного надзора и отчётности. В настоящее время данная позиция находит отражение в решениях нижестоящих арбитражных судов 11.

В чём кроется причина таких ожиданий? Президиумом ВАС РФ был вынесен ряд прецедентных решений, касающихся взимания платы за размещение отходов (например, постановление ВАС РФ от 12.07.2011 № 1752/11). Правовая позиция ВАС РФ заключается в том, что вносить плату за размещение отходов должны не организации, в деятельности которых такие отходы образуются и которые получают лимиты на их размещение, и не организации, обладающие правом собственности на отходы, а организации, непосредственно занимающиеся размещением отходов производства и потребления.

В результате вынесения ВАС РФ ряда прецедентных решений нижестоящие арбитражные суды в соответствии с правовой позицией ВАС РФ начали отказывать Росприроднадзору во взыскании платы за размещение отходов с природопользователей, в деятельности которых такие отходы образуются и передаются для размещения третьим лицам. Это привело к таким правовым последствиям: предприятия, которые раньше платили за размещение отходов, начали взыскивать с федерального бюджета внесённые платежи три последних года. В свою очередь Росприроднадзор начал в судебном порядке взыскивать соответствующие платежи за три последних года с владельцев объектов размещения отходов. В результате «крайними» остаются именно владельцы объектов размещения отходов, поскольку они не закладывали соответствующие суммы ретроспективных платежей в свои бюджеты 11.

Ещё один важнейший аспект, который может в корне изменить ситуацию с платежами за размещение отходов, вопрос о необходимости регулярных платежей за хранимые отходы. В настоящее время природопользователи вносят плату только за первичное размещение отходов для хранения. В последующем за массы хранимых отходов плата за негативное воздействие не взимается. Росприроднадзор полагает, что плата за хранимые на объектах размещения отходы должна быть регулярной, а не разовой.

Действующее законодательство слабо стимулирует производителей отходов к их переработке или иному использованию. Даже применение коэффициента 0,3 к плате за негативное воздействие при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, на практике вызывает затруднения и нуждается в уточнении со стороны Правительства РФ 11.

Выводы. Подводя итоги исследования в этой области, можно судить о возможности решения проблемы отходов только путем комплексного применения технологических, экономических, идеологических и правовых средств регулирования. При этом необходим поиск новых и внедрение существующих технологий по уменьшению образования отходов (малоотходных и безотходных), а также технологий по их переработке в целях получения вторичных материальных и энергетических ресурсов, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства.

Проблема загрязнения окружающей среды в результате деятельности, связанной с отходами, на наш взгляд, может быть решена не только правовыми нормами, но и путем взаимодействия государственной власти и бизнеса, а также в результате: устранения дублирования полномочий федеральных и региональных органов власти; стимулирования применения безотходных производств, создания в стране «целой отходоперерабатывающей индустрии» 12; ликвидации несанкционированных свалок отходов и увеличением количества мест размещения отходов (полигонов) в соответствии с нормами законодательства; грамотного распределения финансирования, включая и органы местного самоуправления, в чьей непосредственной близости находится решение указанных проблем; устранение неточностей и пробелов в законодательстве об отходах; развитие такого метода экономического регулирования в области охраны окружающей среды, как платность негативного воздействия; усиления мер юридической ответственности. Как справедливо отмечено проф. С. А. Боголюбовым «эффективность правового регулирования общественных отношений зависит отнюдь не только от потенциала и качества правовых норм, но и от наличия или отсутствия политической воли, направленной на реализацию различного рода частных или публичных интересов».

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

  • Перечнь%2Bв%2Bобласти%2Bобращения%2Bс%2Bотходами.docx (формат .docx) (17 КБ)
  • Перечнь%2Bв%2Bобласти%2Bобращения%2Bс%2Bотходами.pdf (формат .pdf) (271 КБ)

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

(за исключением радиоактивных отходов)

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 “Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов”
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности»).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности».
  7. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 № 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
  8. Приказ Минприроды России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
  9. Приказ Минприроды России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
  10. Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
  11. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».
  12. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  13. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
  14. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов».
  15. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.11.2011 № 828 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации».
  16. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2014 № 33393).
  17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 (вместе с «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом
  18. Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации МДК 7-01.2003 (утверждены постановлением Госстроя России от 21.08.2003 № 152).
  19. Гигиенические нормативы ГН 2.1.7.2041-06» (вместе с «ГН 2.1.7.2041-06. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом 19.01.2006).
  20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (введены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 № 10995).
  21. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.10.2007 № 294-п «О порядке ведения регионального кадастра отходов».
  22. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.06.2011 № 191-п «О Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года».
  23. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.10.2011 № 403-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 – 2015 годы и на период до 2020 года».
  24. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 426-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014-2020 годах».
  25. Распоряжение Правительства автономного округа от 03.11.2011 № 625-рп «О схеме обращения с отходами производства и потребления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».

Ссылка на основную публикацию