Минрегион определил социальную норму света

Новости ЖКХ

Минрегион нашел социальную норму света

Минрегион подготовил проект постановления Белого дома, запускающий ввод в действие социальной нормы потребления электроэнергии в 16 регионах РФ с 1 июля 2013 года. В соцнорму субъекты должны будут уложить от 65% до 85% своего «жилищного» энергопотребления. При этом сверхнормативные киловатт-часы могут подорожать на 30% уже в первый год реформы, а в следующие три года цены на этом рынке вырастут до экономически обоснованных. Ради этого поставщиков электроэнергии заставят вести раздельный учет потребления в рамках нормы и сверх нее. Потребителям же предлагают экономить — дома и на лестничных клетках.

Минрегион опубликовал проект постановления правительства, фиксирующий порядок расчета и применения социальной нормы потребления электроэнергии населением. Если документ будет подписан, с 1 июля 2013 года он будет применяться в 16 пилотных регионах РФ — Башкирии, Кабардино-Балкарии и Туве, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Калужской, Курской, Липецкой, Нижегородской и Самарской областях. Через год, с 1 июля 2014 года, социальная норма будет введена на всей территории РФ.

Согласно документу, в соцнорму субъектам РФ предлагается уложить от 65% до 85% всего коммунального энергопотребления. В случае выхода за границы этого коридора социальная норма подлежит корректировке, говорится в проекте постановления, и, если такая корректировка не будет укладываться уже в регулируемые тарифы поставщиков, они также подлежат изменению, но вводиться новые тарифы могут только с начала года.

Для реализации этой политики Минрегион обяжет поставщиков вести раздельный учет энергии, проданной в рамках соцнормы и сверх нее, и отчитываться по обеим статьям раз в квартал. При этом Федеральной службе по тарифам (ФСТ) предлагается разработать два тарифа: для социального (его рост будет контролироваться более жестко) и сверхнормативного (на него придется от 15% до 35% всего «жилищного» энергорынка) потребления. В первый год Минрегион запрещает повышать «сверхпотребительский» тариф более чем на 30% от стоимости «социального» киловатт-часа, однако затем в течение не более трех лет его разрешено довести «равными темпами» до экономически обоснованного. Основаниями для его расчета будут стоимость единицы электрической энергии, услуг по ее передаче и «иных услуг, являющихся неотъемлемой частью» энергоснабжения, а также рассчитанная по методике ФСТ сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

Определять и корректировать саму социальную норму будут власти регионов по «выборочным данным о ежемесячном потреблении» 10 тыс. человек в необорудованных электроплитами квартирах в каждом субъекте. Сама норма будет подушевой и разной для шести групп домохозяйств, включающих от одного до пяти и более проживающих и спецгруппу, к которой относятся «проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда» (общежития, колонии). Базовая социальная норма будет рассчитываться на одного проживающего, для второго — увеличиваться на 50 кВт ч, а для каждого последующего — на 20 кВт ч. На одного человека из спецгруппы (включая осужденных), по идее Минрегиона, придется 30% базовой социальной нормы, а для сельской местности, домов с электроплитами и электроотоплением, одиноких пенсионеров и жильцов аварийных домов предусмотрен ряд повышающих норму коэффициентов.

Переносить неиспользованную норму с месяца на месяц будет нельзя. Однако отсутствие счетчиков, позволяющих вести раздельный учет, сохранит для населения возможность такого «маневра» в рамках квартала, но обернется оплатой всего потребления по «сверхнормативному» тарифу при отказе допустить представителя энергокомпании к счетчикам. Домохозяйства, не имеющие счетчиков в принципе, смогут получать социальную норму киловатт-часов только в случае правильно оформленного «и предоставленного потребителем исполнителю акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности» его установки. В противном случае (как и при несанкционированных подключениях и т. п.) платить придется по повышенному для потребления сверх соцнормы экономически обоснованному тарифу за весь объем потребления.

При этом укладываться в социальную норму населению предлагается с учетом общедомовых услуг (напомним, рост именно этой составляющей в платежках в начале 2013 года уже вызвал недовольство Владимира Путина госрегулированием в ЖКХ;). Согласно документу, по «социальному» тарифу можно будет оплатить «общедомовое» электричество только при неизрасходованной в квартире соцнорме, иначе счет за освещение лестничных площадок, подвалов, чердаков и т. д. будет выставлен по «сверхнормативному» тарифу.

КОММЕНТАРИИ
Разумный потребитель13.03.2013 11:10
Нравится: 1
Не нравится: 0

А напряжение при этом поставщики будут подавать как положено 220 Вт?! Может сначала надо наладить доставку до потребителя, а потом уже нормы вводить?! На линиях работать не кому, один электромонтер на тысячи километров, а потом удивляемся, почему у потребителя напряжение 160 Вт и горит бытовая техника.

Игорь13.03.2013 12:59
Нравится: 5
Не нравится: 4

Ситуация описана первым приложением постановления №354. Но любителей заактировать некачественную услугу по электроэнергии не видел. Даже при огласке в СМИ.

Есть более наглядные примеры: 600 литров ХВС ОДН на м2.

Докажите, что услуга не оказана в таком масштабе!

читатель13.03.2013 13:03
Нравится: 2
Не нравится: 0

Игорь 13.03.2013 12:59

Комментарий СУПЕР. и добавить нечего.

Разумный потребитель13.03.2013 18:31
Нравится: 3
Не нравится: 2

А почему ФАС должен проверять каждый дом? Это задача ГЖИ, Роспотребнадзора или Прокуратуры в конце концов, НО опять-таки по заявлению гражданина. На всю страну сил не хватит даже хоть в каком-либо приближении. Поэтому президент и кинул клич о создании общественного контроля. Типо вы собственники, вы и шевелитесь, а прибор, при условии исправности, только фиксирует потребление. А кто и куда потребил ресурс – разбирайтесь сами, о чём и речь.

Игорь14.03.2013 14:59
Нравится: 1
Не нравится: 1

Если в регионе нормы 600 литров на м2 для ХВС – это чей диктат?

Диктат может быть только монопольным.

ФАС должен следить за отсутствием диктатуры монополиста.

Со всем остальным согласен.

Гражданин РФ15.03.2013 17:52
Нравится: 0
Не нравится: 3

А степень благоустройства какая? может быть у тебя “при наличии фонтана во дворе”. Надо объективно оценивать. Также надо учитывать, каким методом рассчитан норматив.

Гражданин РФ15.03.2013 17:54
Нравится: 0
Не нравится: 2

И степень адекватности водопроводчиков и руководителя органа исполнительной власти принимающего данный норматив.

Минрегион определил социальную норму света

Минрегион подготовил проект постановления Белого дома, запускающий ввод в действие социальной нормы потребления электроэнергии в 16 регионах РФ с 1 июля 2013 года. В соцнорму субъекты должны будут уложить от 65% до 85% своего “жилищного” энергопотребления. При этом сверхнормативные киловатт-часы могут подорожать на 30% уже в первый год реформы, а в следующие три года цены на этом рынке вырастут до экономически обоснованных.

Минрегион подготовил проект постановления Белого дома, запускающий ввод в действие социальной нормы потребления электроэнергии в 16 регионах РФ с 1 июля 2013 года. В соцнорму субъекты должны будут уложить от 65% до 85% своего “жилищного” энергопотребления. При этом сверхнормативные киловатт-часы могут подорожать на 30% уже в первый год реформы, а в следующие три года цены на этом рынке вырастут до экономически обоснованных.

Ради этого поставщиков электроэнергии заставят вести раздельный учет потребления в рамках нормы и сверх нее. Потребителям же предлагают экономить — дома и на лестничных клетках, пишет “Коммерсант”.

Минрегион опубликовал проект постановления правительства, фиксирующий порядок расчета и применения социальной нормы потребления электроэнергии населением. Если документ будет подписан, с 1 июля 2013 года он будет применяться в 16 пилотных регионах РФ: Башкирии, Кабардино-Балкарии и Туве, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Калужской, Курской, Липецкой, Нижегородской и Самарской областях. Через год, с 1 июля 2014 года, социальная норма будет введена на всей территории России.

Согласно документу, в соцнорму субъектам РФ предлагается уложить от 65% до 85% всего коммунального энергопотребления. В случае выхода за границы этого коридора социальная норма подлежит корректировке, говорится в проекте постановления, и, если такая корректировка не будет укладываться уже в регулируемые тарифы поставщиков, они также подлежат изменению, но вводиться новые тарифы могут только с начала года.

Для реализации этой политики Минрегион обяжет поставщиков вести раздельный учет энергии, проданной в рамках соцнормы и сверх нее, и отчитываться по обеим статьям раз в квартал. При этом Федеральной службе по тарифам (ФСТ) предлагается разработать два тарифа: для социального (его рост будет контролироваться более жестко) и сверхнормативного (на него придется от 15% до 35% всего “жилищного” энергорынка) потребления. В первый год Минрегион запрещает повышать “сверхпотребительский” тариф более чем на 30% от стоимости “социального” киловатт-часа, однако затем в течение не более трех лет его разрешено довести “равными темпами” до экономически обоснованного. Основаниями для его расчета будут стоимость единицы электрической энергии, услуг по ее передаче и “иных услуг, являющихся неотъемлемой частью” энергоснабжения, а также рассчитанная по методике ФСТ сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

Определять и корректировать саму социальную норму будут власти регионов по “выборочным данным о ежемесячном потреблении” 10 000 человек в необорудованных электроплитами квартирах в каждом субъекте. Сама норма будет подушевой и разной для 6 групп домохозяйств, включающих от одного до пяти и более проживающих и спецгруппу, к которой относятся “проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда” (общежития, колонии). Базовая социальная норма будет рассчитываться на одного проживающего, для второго — увеличиваться на 50 кВт ч, а для каждого последующего — на 20 кВт ч. На одного человека из спецгруппы (включая осужденных), по идее Минрегиона, придется 30% базовой социальной нормы, а для сельской местности, домов с электроплитами и электроотоплением, одиноких пенсионеров и жильцов аварийных домов предусмотрен ряд повышающих норму коэффициентов.

Читайте также:  Возможна ли борьба с «безлимитчиками»?

Переносить неиспользованную норму с месяца на месяц будет нельзя. Однако отсутствие счетчиков, позволяющих вести раздельный учет, сохранит для населения возможность такого “маневра” в рамках квартала, но обернется оплатой всего потребления по “сверхнормативному” тарифу при отказе допустить представителя энергокомпании к счетчикам. Домохозяйства, не имеющие счетчиков в принципе, смогут получать социальную норму киловатт-часов только в случае правильно оформленного “и предоставленного потребителем исполнителю акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности” его установки. В противном случае (как и при несанкционированных подключениях и т. п.) платить придется по повышенному для потребления сверх соцнормы экономически обоснованному тарифу за весь объем потребления.

При этом укладываться в социальную норму населению предлагается с учетом общедомовых услуг (напомним, рост именно этой составляющей в платежках в начале 2013 года уже вызвал недовольство Владимира Путина госрегулированием в ЖКХ). Согласно документу, по “социальному” тарифу можно будет оплатить “общедомовое” электричество только при неизрасходованной в квартире соцнорме, иначе счет за освещение лестничных площадок, подвалов, чердаков и т. д. будет выставлен по “сверхнормативному” тарифу.

Социальная норма на электричество

Что такое социальная норма на электричество

В конце января 2019 года Правительство РФ окончательно отказалось от введения социальной номры на электричество.

В сентябре 2018 года Правительство РФ вновь вернулось к вопросу о социальной номре на электричество. Теперь предлагается следующая схема: соцнорму хотят установить в размере 300 кВт.ч в месяц на одну точку подключения и она будет оплачивается по базовому тарифу, а потребление свыше 300 кВт.ч – по повышенному, свыше 500 кВт.ч – по экономически обоснованному.

Ранее в Правительстве РФ уже был похожий проект.

Согласно проекту Постановления Правительсва РФ социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, с 01.07.2016 должны быть отменены. Вместо этого появятся два новых варианта расчета стоимости электроэнергии. За нее при наличии специального счетчка можно будет платить по трехзонному тарифу, когда в сутках выделяют три периода: пик, полупик, ночь и “привязывают” к ним стоимость электроэнергии. Либо выбрать другую схему, по которой величина оплаты зависит от того, сколько электроэнергии было потрачено за месяц. В этом случае за 150 киловатт-часов можно будет платить по минимальному тарифу.

Согласно Постановлению Правительсва РФ от 29.02.2016 № 151:

срок введения социальной нормы на электричество отменяется в тех субъектах РФ, в которых не проводился пилотный проект по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), должны были до 1 апреля 2016 года установить социальные нормы потребления электрической энергии (мощности);

устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Одновременно с этим устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) – определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (статья 3 Закона № 35-ФЗ “Об электроэнергетике”).

В настоящее время электроэнергия расходуется неэкономно, что вынуждает нашу Родину искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. В результате таких поисков были приняты следующие нормативные акты:

Закон № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым закреплены принципы рационального расходования электроэнергии;

Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 “О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)”, которым утвержден порядок расчета платы за электроэнергию с применением социальной нормы потребления, изложенный в Положении об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение).

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) – для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются:

с 1 сентября 2013 года в:

Забайкальском крае (социальная норма – 65 кВт на 1 человека в месяц);

Красноярском крае (социальная норма – 75 кВт ч/мес);

Владимирской области (социальная норма – 50 кВт ч/мес);

Нижегородской области (социальная норма – 50 кВт ч/мес);

Орловской области (социальная норма – 190 кВт ч/мес);

Ростовской области (социальная норма – 96 кВт ч/мес).

в остальных субъектах Российской Федерации – с 1 июля 2016 года:

в Санкт-Петербурге (проект расчета) – в квартире с электроплитой – 130 кВт/ч (308 рублей по действующему тарифу), семья из двух человек – за 235 кВт/ч (556 рублей), из трех – за 320 кВт/ч (758 рублей)

Порядок расчета социальной нормы на электроэнергию

Размер социальной нормы каждый регион определяет самостоятельно, исходя из выборочных данных об объеме потребления электроэнергии.

Базовая величина социальной нормы определяется на уровне региона, далее конкретная норма для каждого домохозяйства рассчитывается отдельно. При этом учитываются несколько факторов:

количество официально зарегистрированных жителей домохозяйства;

тип жилого помещения (в зависимости от расположения жилья (городская или сельская местность), наличия официально установленных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок);

категории населения (пенсионеры, обитатели аварийного или ветхого жилого фонда).

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Согласно п. 12 Положения существует 6 групп:

первая группа домохозяйств – с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;

вторая группа домохозяйств – с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

третья группа домохозяйств – с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

четвертая группа домохозяйств – с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

пятая группа домохозяйств – с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

С увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.

Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения, которых также установлено 6 типов:

жилые помещения в городских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (далее – электронагревательные установки);

жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в городских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, не оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами и не оборудованные в установленном порядке электроотопительными и электронагревательными установками;

жилые помещения в сельских населенных пунктах, оборудованные в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками.

Надбавки

Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. При расчете социальной нормы не учитывается электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, но если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:

не более 3 000 кВт/ч в месяц на одно домохозяйство на электроотопление в течение отопительного периода;

100 кВт/ч в месяц на одного человека, если в доме есть отопительная установка, работающая по принципу водоподогрева (круглогодично) (п. 7 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Льготы

Льготы предоставлены одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.

Читайте также:  Расчет платы за общедомовые нужды

Размер социальной нормы может также увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:

1,5 – для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90%;

1,2 – для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70%

Социальная норма потребления коммунальных ресурсов и социальная норма потребления электроэнергии

10 сентября 2012 г Дмитрием Медведевым было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».

В этом Распоряжении указано, что до 20 сентября Минрегионразвития РФ должно было представить в Правительство перечень пилотных регионов в которых в 2013 г в качестве эксперимента должны быть запущены расчеты за электроэнергию с использованеим социальной нормы электроэнергии.

Предполагается, что с 2014 г с использованием социальной нормы на электричество будет рассчитываться все регионы РФ.

Пока обсуждается использование социальной нормы на электроэнергию с 2013 г в следующих пилотных регионах: Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.

Кроме того, выполняя распоряжение Правительства РФ, Минрегионразвития РФ, Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин России и ФСТ России должно до 15 ноября 2012г. разработать проект порядка проведения расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с использованием социальной нормы потребления коммунальных услуг, а также порядок утверждения тарифов на электроэнергию и другие коммунальные ресурсы для расчетов по социальной норме коммунальных услуг.

Итак, что же такое социальная норма коммунальных услуг и, в частности, социальная норма электроэнергии. Давайте разберемся по порядку со всеми вопросами.

Понятие социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и производство расчетов за услуги ЖКХ по социальным нормам.

В соответствии с предлагаемым порядком, расчета за потребленные коммунальные ресурсы будут производиться следующим образом:
Предлагается установить некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении – так называемая социальная норма потребления коммунальных ресурсов.

Также планируется утвердить два тарифа на коммунальный ресурс – для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы ЖКХ и для оплаты объемов коммунальных ресурсов, потребленных свыше установленного объема соцнормы. Естественно, тариф для коммунального ресурса сверх соцнормы будет значительно выше, чем тариф для объемов в пределах социальный нормы.

Простой пример расчета социальной нормы:

в квартире зарегистрировано два человека, социальная норма электроэнергии составляет 75 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы потребления электроэнергии составит 150 кВт.ч.

Потребление электроэнергии за месяц в квартире составило 190 кВт.ч.

Таким образом, в пределах социальной нормы было потреблено 150 кВт.ч, сверх социальной нормы электроэнергии – 190-150=40 кВт.ч.

Тариф на электроэнергию в пределах соцнормы – 2,80 руб. за кВт.ч., сверх соцнормы электроэнергии – 3,50 руб. за кВт.ч. В результате, за электроэнергию должна быть произведена оплата на следующую сумму:
Стоимость электроэнергии за месяц = 150х2,80 + 40х3,50 = 420 + 140 = 560 рублей.

В первую очередь использовать социальную нормы потребления коммунальных ресурсов планируется начать при расчетах за потребленную электроэнергию.

В дальнешем планируется перейти на расчеты по такому способу и по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло). Переход на расчеты по социальной норме электроэнергии обусловлен тем, что электросчётчики в квартирах установлены у 96% россиян. В отношении воды и газа этот процент значительно ниже.

На февраль 2014 г в Правительстве РФ обсуждается вопрос о внедрении такой системы оплаты в Ростовской, Кировской области, Алтайском крае, Республике Марий Эл, а также Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском крае, республике Тува, Башкирии и Кабардино-Балкарии. В 2014г. планируется переход на расчеты с использованием социальной нормы электроэнергии уже по всем субъектам РФ.

Кем будет устанавливаться величина социальной нормы потребления электроэнергии и будет ли она одинакова по всей России.
Социальная норма на электричество будет устанавливаться местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для каждого субъекта РФ отдельно. Зависеть величина социальной нормы будет от величины светового дня в регионе. Также величина социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть различным для сельской или городской местности, оборудован дом электроплитами или нет, есть в доме лифт или отсутствует. Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию будет устанавливаться с учетом потребления электроэнергии в местах общего пользования.

В настоящее время предполагается, что в случае, если прибор учета отсутствует по необъективным причинам (житель квартиры его не установил), то тогда потребление электроэнергии будет определяться по нормативу потребления электроэнергии, при этом при расчете стоимости потребленной электроэнергии будет использоваться тариф, установленный для потребления сверх социальной нормы потребления электроэнергии.

В России тарифы на коммунальные услуги и в частности государством установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрёстное субсидирование это случай, когда для одной группы потребителей тарифы занижены (в данном случае это население), а для другой группы (юридические лица – предприятия и организации) – завышены. В связи с этим введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования с уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса.

До лампочки

Смысл в том, что на определенный объем электроэнергии установят отдельные расценки. А за остальное придется платить дороже. Пилотные регионы начнут внедрять новацию уже со следующего года. А с 2014 года нормы могут ввести по всей стране.

Какими будут льготные лимиты на свет, пока не знает никто. Новая система норм и тарифов, как ожидается, будет подготовлена минрегионом к середине ноября. Ведомство обещает полностью учесть потребности потребителей.

Сейчас же оценить затею можно, лишь если проанализировать опыт регионов, где норма на электроэнергию уже действует. И пока в большинстве случаев положенных киловатт гражданам не хватает.

Так, скажем, во Владимирской области ее ввели еще в 2005 году. В этом регионе норма составляет 50 киловатт-часов в месяц на одного человека. За этот минимум граждане платят по 2 рубля 98 копеек за киловатт-час. А если нажгли больше, то по 3 рубля 76 копеек. При этом для одиноких пенсионеров лимит чуть выше – 100 киловатт на человека. Для жильцов домов, где установлены электроплиты, норма повышается до 140 киловатт. Такой же минимум действует для помещений, где нет горячей воды и используются водонагреватели. Однако, как выяснили наши корреспонденты, во Владимирской области в лимит укладывается лишь чуть больше 40% населения. А должно быть как минимум 70%.

В Забайкалье норма на свет тоже появилась в 2005 году. До 2010 года она составляла 54 киловатт-часа в месяц. Через 5 лет ее решили поднять. В Законодательном собрании обсуждался вариант в 77 киловатт-часов. Однако региональный минфин заявил, что в этом случае бюджету придется компенсировать энергосбытовым компаниям слишком большую потерю в доходах. Пришлось искать золотую середину между интересами населения и энергетиков. В итоге сошлись на норме в 65 киловатт-часов – она действует до сих пор. Интересно, что тариф за перерасход электроэнергии при этом подняли до 3,38 рубля. Киловатт “экономкласса” стоит сейчас 2,04 рубля. И, как показал опрос “РГ”, забайкальцы тоже не укладываются в отведенные лимиты. К примеру, у 34-летней хозяйки 3-комнатной квартиры Клавдии Фоменко в месяц выходит около 200 киловатт. Хотя бытовой техники у нее – строго необходимый для жизни минимум: электроплита, холодильник, электрочайник, стиральная машина, телевизор и компьютер.

У экспертов есть свои соображения по поводу социальных норм потребления энергии. При расчете социальных норм на свет нужно опираться на среднестатистическое потребление электроэнергии в регионе, считает президент “Российских коммунальных систем” Игорь Дибцев. “При этом соцнорма должна быть выше этого показателя. Так, чтобы в нее вписывались нужды 70-80% потребителей”, – говорит он.

Есть и другие мнения. Так, ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев вообще не видит большого смысла в эксперименте. Главная причина введения социальных норм – побуждение к энергосбережению, напоминает он. Но тот, кто хочет экономить, и сейчас это делает. Ведь у многих уже стоят счетчики на электроэнергию, – говорит Гордеев. Конечно, с переходом на соцнормы перерасход электроэнергии будет больнее бить по карману. Но зачем это нужно? Кто привык жить на широкую ногу, все равно экономить не будет. Зато остальным гражданам придется оглядываться на норму и считать каждую копейку, сокрушается собеседник. И добавляет, что если лимит будет ниже объективной потребности (сегодня она устанавливается в виде нормативов потребления коммунальных услуг), то платежи населения в большинстве случаев возрастут.

При этом, считает Гордеев, без эксперимента можно решить и проблему перекрестного субсидирования, когда из-за более низких тарифов на энергию для граждан больше платит бизнес. “Пусть электроэнергия стоит столько, сколько она реально стоит. Тарифы должны быть экономически обоснованными и едиными для всех. И для бизнеса, и для граждан”, – советует эксперт. Часть населения, по его мнению, сможет оплачивать коммунальные услуги по таким расценкам. Те, кому это окажется не по силам, будут, как и сегодня, получать помощь от государства в виде адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Тогда все будет прозрачно, и поставщики слуг, что тоже важно, в накладе не останутся.

Читайте также:  Тарифы на коммуналку будут повышать

Но вопросы у экспертов вызывают не только сами нормы на свет, но и будущие тарифы. Они, напомним, увеличиваются по плану каждый год. И что нас ожидает, например, уже в следующем году, пока не известно.

Регионы, которые подали заявки на участие в пилотном проекте по введению социальных норм на комуслуги: Ульяновская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Кемеровская, Ростовская, Липецкая, Кировская области, Забайкальский, Приморский, Алтайский края, Марий Эл, Дагестан, Башкирия, Тува.

Ирина Булгакова, заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ:

– Конкретные размеры социальной нормы по специальной разработанной минрегионом методике после ее утверждения правительством будут устанавливать региональные власти. Конечно, цифры везде будут разными. Во-первых, в зависимости от территории: где-то световой день больше, где-то меньше. Для сельской местности объем будет один, а для города – другой. Есть ли в квартире электроплита или нет, установлен ли в доме лифт или нет – тоже будет иметь значение. В норме будут учитываться не только индивидуальные, но и общедомовые расходы электроэнергии.

Но, повторюсь, в каждом регионе будет свой норматив, и его размер будет зависеть от очень многих факторов. Пока рано говорить об этом до получения результатов пилотных проектов.

Оба тарифа, и низкий – в пределах социальной нормы, и высокий – сверх нее, планируется сделать регулируемыми. Их также будут определять региональные власти исходя из методики, которую разработает Федеральная служба по тарифам. Пока можно точно сказать, что низкий тариф будет сопоставим с темпами роста доходов населения. Так что ни о каком резком повышении речи нет. Тариф на электроэнергию сверх нормы может вырасти более заметно. Но решать, вводить себя в дополнительные траты или нет, все равно будут потребители. Ведь один из плюсов перехода на социальную норму – возможность управлять своим спросом: тот, кто расходует меньше электроэнергии, меньше за нее и платит.

В перспективе социальную норму могут разбить на две части: выделить тот объем, который заложен в потребительской корзине, и установить на него минимальный тариф. Пока такое решение не принято, но предложение озвучивалось.

Если в квартире без уважительной причины нет счетчика (прибор не вышел из строя и не в ремонте), человек получит счет за электроэнергию из расчета норматива потребления, который в соответствии с Жилищным кодексом установлен на территории каждого субъекта страны. Но заплатить ему придется не по минимальному тарифу, а по максимальному.

Субсидии малоимущим гражданам останутся обязательно. Кроме того, нам предстоит подумать и о других категориях населения. В первую очередь речь идет о людях, которые живут в одной квартире больше 10 лет.

В России, особенно в крупных городах, много людей, которые когда-то имели высокооплачиваемую работу, могли позволить себе купить хорошую просторную квартиру, но вышли на пенсию и доходы стали совсем другими. В таком случае расход электроэнергии обязательно будет выше социальной нормы. Возникнут сложности с оплатой. Но не переселять же человека из-за этого? Таким людям государство должно помогать.

Возможно, для них будет установлена другая социальная норма на электроэнергию – выше обычной. Сейчас сложно сказать, сколько в стране таких людей. Это предстоит выяснить в процессе пилотных проектов в регионах. Есть многодетные семьи, которые расходуют электроэнергию больше других. Всех их тоже надо пересчитать, и в рамках пилотных проектов определить особенности расчета социальной нормы, чтобы остальным регионам было легче работать. Одного года для этого как раз должно хватить.

Переход на социальные нормы должен решить сразу несколько проблем. Во-первых, снизить объемы так называемого перекрестного субсидирования.

Еще одна проблема, решение которой может сдвинуться с мертвой точки, – низкая энергоэффективность. Сколько бы ни звучало призывов экономить ресурсы, нам с вами это неинтересно. По крайней мере воды или электроэнергии никто меньше расходовать не стал. Потому что деньги не те, ради которых стоит напрягаться и менять привычки. Судите сами: платежи за электроэнергию занимают лишь 10% в общей сумме наших коммунальных расходов. 6% – вода и столько же канализация. По сравнению с долей расходов на тепло – пустяки.

В ряде стран, в числе которых Франция, Германия, Китай, Бразилия, Украина, давно применяется такой подход. На Украине тарифы двух видов установлены не только на электроэнергию, но и на газ.

Минрегион определил социальную норму света

Ведомство подготовило проект постановления Белого дома, запускающий ввод в действие социальной нормы потребления электроэнергии в 16 регионах РФ с 1 июля 2013 года

В соцнорму субъекты должны будут уложить от 65% до 85% своего “жилищного” энергопотребления. При этом сверхнормативные киловатт-часы могут подорожать на 30% уже в первый год реформы, а в следующие три года цены на этом рынке вырастут до экономически обоснованных. Ради этого поставщиков электроэнергии заставят вести раздельный учет потребления в рамках нормы и сверх нее. Потребителям же предлагают экономить — дома и на лестничных клетках.

Минрегион опубликовал проект постановления правительства, фиксирующий порядок расчета и применения социальной нормы потребления электроэнергии населением. Если документ будет подписан, с 1 июля 2013 года он будет применяться в 16 пилотных регионах РФ — Башкирии, Кабардино-Балкарии и Туве, Забайкальском, Хабаровском и Приморском краях, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Калужской, Курской, Липецкой, Нижегородской и Самарской областях. Через год, с 1 июля 2014 года, социальная норма будет введена на всей территории РФ.

Согласно документу, в соцнорму субъектам РФ предлагается уложить от 65% до 85% всего коммунального энергопотребления. В случае выхода за границы этого коридора социальная норма подлежит корректировке, говорится в проекте постановления, и, если такая корректировка не будет укладываться уже в регулируемые тарифы поставщиков, они также подлежат изменению, но вводиться новые тарифы могут только с начала года. Для реализации этой политики Минрегион обяжет поставщиков вести раздельный учет энергии, проданной в рамках соцнормы и сверх нее, и отчитываться по обеим статьям раз в квартал. При этом Федеральной службе по тарифам (ФСТ) предлагается разработать два тарифа: для социального (его рост будет контролироваться более жестко) и сверхнормативного (на него придется от 15% до 35% всего “жилищного” энергорынка) потребления. В первый год Минрегион запрещает повышать “сверхпотребительский” тариф более чем на 30% от стоимости “социального” киловатт-часа, однако затем в течение не более трех лет его разрешено довести “равными темпами” до экономически обоснованного. Основаниями для его расчета будут стоимость единицы электрической энергии, услуг по ее передаче и “иных услуг, являющихся неотъемлемой частью” энергоснабжения, а также рассчитанная по методике ФСТ сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

Определять и корректировать саму социальную норму будут власти регионов по “выборочным данным о ежемесячном потреблении” 10 тыс. человек в необорудованных электроплитами квартирах в каждом субъекте. Сама норма будет подушевой и разной для шести групп домохозяйств, включающих от одного до пяти и более проживающих и спецгруппу, к которой относятся “проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда” (общежития, колонии). Базовая социальная норма будет рассчитываться на одного проживающего, для второго — увеличиваться на 50 кВт ч, а для каждого последующего — на 20 кВт ч. На одного человека из спецгруппы (включая осужденных), по идее Минрегиона, придется 30% базовой социальной нормы, а для сельской местности, домов с электроплитами и электроотоплением, одиноких пенсионеров и жильцов аварийных домов предусмотрен ряд повышающих норму коэффициентов.

Переносить неиспользованную норму с месяца на месяц будет нельзя. Однако отсутствие счетчиков, позволяющих вести раздельный учет, сохранит для населения возможность такого “маневра” в рамках квартала, но обернется оплатой всего потребления по “сверхнормативному” тарифу при отказе допустить представителя энергокомпании к счетчикам. Домохозяйства, не имеющие счетчиков в принципе, смогут получать социальную норму киловатт-часов только в случае правильно оформленного “и предоставленного потребителем исполнителю акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности” его установки. В противном случае (как и при несанкционированных подключениях и т. п.) платить придется по повышенному для потребления сверх соцнормы экономически обоснованному тарифу за весь объем потребления.

При этом укладываться в социальную норму населению предлагается с учетом общедомовых услуг (напомним, рост именно этой составляющей в платежках в начале 2013 года уже вызвал недовольство Владимира Путина госрегулированием в ЖКХ; см. “Ъ” от 26 февраля). Согласно документу, по “социальному” тарифу можно будет оплатить “общедомовое” электричество только при неизрасходованной в квартире соцнорме, иначе счет за освещение лестничных площадок, подвалов, чердаков и т. д. будет выставлен по “сверхнормативному” тарифу.

Ссылка на основную публикацию