Модернизация системы ЖКХ

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Статья просмотрена: 2357 раз

Библиографическое описание:

Фадеева Н. С., Гладких М. А. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 248-250. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/569/ (дата обращения: 02.02.2020).

Курс, о котором говорят разработчики новой концепции, не так нов, как принято считать. Подобные идеи встречались в Указе Президента РФ от 28.04.1997 № 425 “О реформе ЖКХ в Российской Федерации” и Указе от 27.05.1997 № 528 “О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ в Российской Федерации”; в Федеральной целевой программе “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации”, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 897; а также в ряде других решений и постановлений Правительства РФ, Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти.

Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно:

– состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;

– согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);

– принят Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (от 21.07.2007 № 185-ФЗ). Лейтмотивом новых подходов, обозначенных в этих документах, является формирование рыночных отношений, приватизация объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства – т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспечит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммунальной сферы.

За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %.

Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.

Направления реализации реформы

Организаторы реформы выделяют основные направления ее реализации:

– Перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.

– Привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг, избавление отрасли от образовавшихся монополий.

– Модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

– Формирование института эффективного собственника.

– Капитальный ремонт многоквартирных домов.

– Переселение граждан из аварийного жилья.

– Внедрение энергоэффективных технологий в отрасли.

– Сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоев населения.

Основным проводником реформы стала созданная по решению Правительства РФ 21 июля 2007 г. государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы

Важнейшими результатами реформы должны стать существенное улучшение жилищных условий населения, обеспечение нормативных требований к содержанию жилищного фонда и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Для достижения ожидаемых результатов необходимо соблюдение определенных условий, основными из которых являются наличие развитого рынка жилья и подрядных работ, повышение уровня доходов граждан, наличие экономико-правового механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования в жилищной сфере, а также политическая и социально-экономическая стабильность. Эти условия в полной мере в большинстве городов страны на современном этапе не выполнены.

В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы ЖКХ. В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.

В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищной сферы. Согласно первому из них приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования жилищной сферы для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные потребности населенных пунктов. Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, можно прийти к выводу, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги.

При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в жилищно-коммунальном секторе города путем его демонополизации, повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресурсосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер, не затрагивающих непосредственно интересов населения и создающих условия для снижения уровня затрат и повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Данный путь реформирования представляется правовым и реально осуществимым.

Важнейшей стратегической целью развития жилищной сферы является повышение качества жизни путем улучшения жилищных условий, повышения сохранности жилищного фонда и уровня жилищно-коммунального обслуживания граждан в соответствии с действующими стандартами качества. Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры:


снижение производственных издержек;

снижение расходов городского бюджета на содержание жилищной сферы;

смягчение для населения негативных последствий реформы;

повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

повышение качества жилья;

повышение уровня технического содержания жилищного фонда;

повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению;

обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжением, в теплоснабжении, в электроэнергии;

повышение качества содержания придомовых территорий и др.

Из этих целей можно сделать вывод, что особое внимание здесь уделяется качественным подходам. Включение качественных целей позволяет перейти на принципиально иной уровень управления данной системой, но это связано с трудностями количественной оценки качественных параметров. Для ее решения предлагается использовать квалиметрические методы определения качественных показателей, методы экспертных оценок и социологические опросы потребителей.

Ряд целевых показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами и методиками:

5 баллов – полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);

4 балла – соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);

3 балла – выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла – невыполнение ряда важнейших параметров (не вполне удовлетворительное);

1 балл – полное несоответствие стандарту (неудовлетворительное качество).

Оценка уровня и качества работ и услуг в жилищной сфере должна проводиться с установленной периодичностью и привлечением вневедомственной экспертизы, а также обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Тем самым оценивается уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий.

Основным вопросом реформирования жилищной системы в настоящее время является обоснование приоритетных направлений и первоочередных мероприятий реформы с указанием последовательности их осуществления.

Ресурсное обеспечение жилищной реформы. Для реализации жилищной реформы и достижения требуемого уровня развития жилищной сферы необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения.

Необходимым условием организации эффективного управления ЖКХ является полная, достоверная и своевременная информация о состоянии жилищного фонда и коммунальных объектов, об уровне и качестве жилищно-коммунального обслуживания населения, о процессах, происходящих в различных его звеньях, с позиции комплексной оценки результатов развития ЖКХ.

Содержание программы реформирования и развития жилищного хозяйства города. Программа имеет следующую структуру: анализ ситуации, обоснование целей и задач, прогнозирование ситуаций и оценка последствий принимаемых решений, принятие конкретных мер и разработка механизма их реализации.

Основными этапами разработки программы являются следующие.


Анализ сложившихся условий и достигнутого уровня развития жилищной сферы на данной территории, включая уровень жилищной обеспеченности и жилищного обслуживания населения, выявление и постановка реальных проблем.

Формулировка целей по улучшению жилищной обеспеченности горожан и развитию жилищного хозяйства района, прогнозирование важнейших показателей данной сферы.

Обоснование основных направлений и первоочередных мероприятий по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищного обслуживания населения в районе.

Разработка механизма реализации намеченных целей.

Формулируя цели программы, необходимо обосновать важнейшие направления и методы по решению жилищной проблемы и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения городов и муниципальных образований как важнейшего аспекта повышения качества жизни населения в условиях становления рыночных отношений и местного самоуправления.

Прогнозирование развития жилищного комплекса проводится на основе достигнутого уровня жилищной обеспеченности в базисном периоде, действующих нормативов, принятых ориентиров и потенциальных возможностей ресурсного обеспечения. В связи с наличием нестабильных факторов развития прогнозы целесообразно разрабатывать в нескольких вариантах, отличающихся возможностью привлечения бюджетных средств и централизованного финансирования.

На следующем этапе разработки программы обосновываются основные направления и первоочередные мероприятия по содержанию и развитию жилищного комплекса города.

Далее рассматриваются вопросы разработки обеспечивающих подсистем программ, т.е. нормативно-правового, организационно-методического, информационного, кадрового и др. видов обеспечения предлагаемых направлений по развитию жилищно-коммунального комплекса города.

Ход реализации и результаты реформирования жилищной сферы в городах страны. Во многих городах сформулированы службы заказчика на работы в области содержания и ремонта жилищного фонда. Часть жилищно-эксплуатационных организаций получила статус подрядных государственных или муниципальных предприятий. Наряду с государственными появились также коммерческие фирмы и организации. Проведена значительная работа по формированию действенной системы выдачи субсидий малообеспеченным гражданам. Одновременно проведены отдельные меры по реформированию сферы коммунального хозяйства, но они не были столь показательными, как в жилищной сфере.

В то же время проведение указанных мероприятий и полученные результаты свидетельствуют, что поставленные цели реформы полностью не достигнуты: улучшение работы жилищных организаций и повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания горожан не произошло. Выявились заметные недостатки в разработке и проведении реформы.

Недостаточную комплексность проведения реформы приводит к тому, что основное внимание в ней уделено реформированию жилищного хозяйства, но крайне недостаточны меры по реформированию коммунального сектора города. Слабо проработаны вопросы регулирования капитального ремонта жилищного фонда. Не определены организационно-экономические основы и возможности проведения и возможности проведения капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда города в новых условиях хозяйствования. В большинстве городов конкурентная среда в сфере ЖКХ фактически не создана.

Так же свою неготовность продемонстрировали и экономико-управленческие службы государственных жилищных организаций к работе в новых условиях хозяйствования, проведению самостоятельной экономической политики, формированию современной системы менеджмента и маркетинга, изучению рынка и поиску новых источников доходов.

Значительная часть населения города также психологически не готова к реализации реформы и необходимости повышения ответственности за пользование и содержание жилья. Многие люди до сих пор не понимают сути жилищно-коммунальной реформы и смысла проводимых мероприятий.

Похожие статьи

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищнокоммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.

Современные проблемы жилищнокоммунального хозяйства

Тема, рассматриваемая в данной статье является наболевшей, актуальной в связи с необходимостью совершенствования системы ЖКХ, для создания экономического механизма управления жилищнокоммунальным хозяйством.

К вопросу о реформировании системы управления.

жилищная сфера, Российская Федерация, жилищный фонд, жилищнокоммунальное хозяйство, повышение уровня, реформирование, мера, капитальный ремонт, жилищная обеспеченность, жилищная проблема.

Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях

Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда

1.Канцелярия реформы жилищнокоммунального хозяйства в Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищная проблема, жилищный фонд.

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

жилищная политика, жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ.

капитальный ремонт, дом, жилищнокоммунальное хозяйство, жилищный фонд, жилой фонд, млрд, Российская Федерация, общее имущество, комплексная эксплуатация, РФ.

Жилищная политика и жилищнокоммунальное хозяйство

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищнокоммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.

Проблемы и тенденции развития управляющих компаний в сфере.

Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, многоквартирный жилой дом, управляющая компания, управление жилым домом. Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Анализ современных аспектов реформы. | Молодой ученый

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищнокоммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.

Актуальные вопросы совершенствования системы проведения.

капитальный ремонт, Владимирская область, общее имущество, дом, жилищный фонд, региональная программа, Жилищный кодекс РФ, региональный оператор, краткосрочный план, Российская Федерация.

#модернизация_жкх

30 января 2020 года Арбитражный суд Удмуртской Республики принял решение отложить судебное разбирательство по исковому заявлению администрации Сарапула к ООО «Губахинская энергетическая компания» о расторжении концессионного соглашения в отношении модернизации объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения. Заседание состоится 26 марта 2020 года. 2 декабря 2019 года администрация Сарапула обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о расторжении концессионного соглашения с ООО «Губахинская Энергетическая Компания» в отношении модернизации объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения. Концессионное соглашение было заключено 28 июня 2019 года. 13 декабря 2019 года Арбитражный суд Удмуртской Республики принял к производству исковое заявление. Заседание суда было назначено на 30 января 2020 года. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, принято решение привлечь к участию в деле главу Удмуртской Республики Александра Бречалова.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру подготовила дайджест публикаций в СМИ за 17 января 2020 года по теме инфраструктуры, концессий и долгосрочных инвестиций. Воробьев рассказал о планах по строительству дорог на 2020 год. Губернатор Московской области Андрей Воробьев представил основные проекты 2020 года по строительству дорог в регионе, среди них Путилковское шоссе, путепровод в Дедовске и развязка в Новой Трехгорке. «В 2020 году мы завершим реконструкцию Путилковского шоссе. Достроим путепровод в Дедовске. И закончим развязку в Новой Трехгорке. Она улучшит транспортную доступность для 30 тысяч человек и обеспечит дополнительный выезд на северный обход Одинцова», – сказал Воробьев в ходе традиционного обращения к жителям Подмосковья в среду.

30 января 2020 года опубликована информация, что компания «Концессии теплоснабжения» устранила последствия технологического нарушения на тепловых сетях Волгограда. Ранее 25 января на сетях энергоснабжающей компании произошел скачок напряжения, повлекший отключение электроэнергии котельной Тракторозаводского района Волгограда. Из-за этого на сетях теплоснабжения произошел перепад давления и как следствие — технологические нарушениям на нескольких участках сети. Большая часть технологических нарушений была устранена в тот же вечер, 25 января: 2/3 потребителей, оказавшихся в зоне отключения, подачу теплоносителя возобновили до 21:00. Работы велись в непрерывном режиме, сейчас все технологические нарушения полностью устранены. В целом тепло вернулось во все многоквартирные дома Тракторозаводского района, лишь в отдельных подъездах еще наблюдается нестабильность параметров и завоздушенность внутренних систем отопления.

30 января 2020 года опубликован протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении модернизации объектов водоснабжения и водоотведения Юрюзанского городского поселения Челябинской области. Согласно протоколу, на конкурс не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в конкурсе. Комиссией принято решение признать конкурс несостоявшимся. Прием заявок на конкурс начался 23 декабря 2019 года. Концедентом выступает Отдел по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Юрюзанского городского поселения. Объем инвестиций – 610 млн руб. Срок соглашения – 25 лет. Объектом концессионного соглашения выступают объекты системы водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории Юрюзанского городского поселения передаваемые по концессионному соглашению, предназначенные для осуществления концессионером деятельности, указанной в концессионном соглашении. Концессионное соглашение предусматривает реконструкцию объектов для обеспечения бесперебойного и качественного предоставления потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению.

Читайте также:  Как создать ТСЖ

29 января 2020 года опубликованы протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие и проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении модернизации объектов теплоснабжения Вилегодского муниципального района Архангельской области. Согласно протоколу, на конкурс поступила заявка от одной компании – ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2». Заявка соответствует требованиям конкурсной документации. Комиссией принято решение предложить единственному участнику открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Вилегодский муниципальный район» Архангельской области представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации. Прием заявок начался 9 декабря 2019 года.

31 января 2020 года начнется прием заявок о готовности участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении реконструкции и модернизации водоочистной станции городского округа Анадырь Чукотского автономного округа. Прием заявок объявлен по инициативе частной стороны. С предложением о заключении концессионного соглашения выступило ООО «АКСУ». Прием заявок продлится до 16 марта 2020 года, итоги будут подведены 17 марта 2020 года. Согласно федеральному законодательству, если на конкурс в течение 45 дней не поступит иных заявок о готовности участия в конкурсе, то концессионное соглашение может быть заключено с инициатором. Концедентом выступает Администрация городского округа Анадырь. Объем инвестиционных обязательств – 109 млн руб. Срок концессионного соглашения – 25 лет. Объектом соглашения выступает реконструкция и модернизация водоочистной станции городского округа Анадырь.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру подготовила дайджест публикаций в СМИ за 17 января 2020 года по теме инфраструктуры, концессий и долгосрочных инвестиций. Нижегородская область стала первым регионом, согласовавшим прохождение трассы М-12 по своей территории. Протяженность участка скоростной автодороги Москва – Нижний Новгород – Казань на территории Нижегородской области составляет порядка 280 км. Согласование оси будущей дороги необходимо для того, чтобы ГК «Автодор» приступила к проектированию. От границы Владимирской области дорогу планируется проложить через Навашинский, Ардатовский, Арзамасский, Вадский, Перевозский, Бутурлинский, Сергачский, Пильнинский районы Нижегородской области.

29 января 2020 года опубликована информация о том, что компания «Нижегородский водоканал» закончила работы по капитальному ремонту участка коллектора в Нижнем Новгороде. Длина реконструированного участка составила 523 метра, диаметр коллектора 800 мм. Работы велись в рамках концессионного проекта. В ходе работ проведена механическая очистка коллектора, устранены внутренние дефекты, выполнена санация. Для обеспечения максимальной надежности и долговечности ремонтных работ подрядчик использовал собственную запатентованную разработку – цементно-полимерное покрытие. Оно обладает большей пластичностью, трещино- и износостойкостью, чем традиционная цементно-песчаная смесь. Гарантия на покрытие – 25 лет. Работы позволили обеспечить бесперебойное водоотведение домов и предприятий Канавинского и Московского района Нижнего Новгорода. В ходе подготовки к санации была проложена временная наземная линия, которая позволила отключить основной трубопровод для проведения работ. До первого февраля она будет демонтирована.

29 января 2020 года опубликована информация о том, что компания «Концессии теплоснабжения» ведет работы по установке автономного источника теплоснабжения на очистных сооружениях канализации на острове Голодный в Волгограде. Он заменит устаревшую газовую котельную, снабжающую теплом объекты станции аэрации. Новая технология позволит значительно повысить энергоэффективность очистных сооружений. Работы ведутся в рамках концессионного проекта. В отопительный период температура стоков на станции стабильно держится на уровне +20-22° C, но до сих пор этим теплом обогревались только птицы, в изобилии населяющие территорию. Внедряемая на объекте технология заключается в заимствовании тепловой энергии стоков, поступающих на очистные сооружения. Для этого на станции будет установлена двухступенчатая тепловая насосная станция. На первой ступени теплоноситель получает энергию от стоков. Для дальнейшего нагрева тепловой насос реализует тот же тип термодинамического цикла, что и холодильник, но в противоположном направлении.

28 января 2020 года опубликована информация о том, что саратовский филиал «Т Плюс» проведет реконструкцию почти 3 км теплотрасс с трубопроводами диаметрами от 108 до 219 мм. Стоимость данных работ, реализуемых в рамках концессионного проекта, проекта составит более 41 млн рублей. В настоящее время внутриквартальные коммуникации по улице Куприянова проложены надземным способом. В ходе реконструкции саратовский филиал «Т Плюс» уберет трубы в подземный канал. Для повышения надежности и качества теплоснабжения клиентов энергетики уже проложили на объекте 106 метров нового трубопровода. В работе используются трубы высокой заводской готовности в ППУ-изоляции с системой оперативного дистанционного контроля, которая позволяет увеличивать срок службы до 30 лет, отличается механической прочностью и устойчивостью к воздействию влаги. От данного участка коммуникаций тепловую энергию получают 17 объектов саратовского филиала «Т Плюс». Энергокомпания отмечает, что ход строительства подземной теплосети никак не влияет на подачу теплоресурса в их адрес.

27 января 2020 года завершен прием заявок о готовности участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении модернизации объектов водоснабжения и водоотведения г. Воронежа. Итоги опубликованы не были. Прием заявок был объявлен по инициативе частной стороны. Ранее с предложением о заключении концессионного соглашения выступило ООО «РВК-Воронеж». Согласно федеральному законодательству, если на конкурс в течение 45 дней не поступило иных заявок о готовности участия в конкурсе, то концессионное соглашение может быть заключено с инициатором. Концедентом Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Воронежа. Объем инвестиционных обязательств – 323,3 млн руб. Срок концессионного соглашения – 21 год. Объектом соглашения выступают отдельные объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, принадлежащие на праве собственности Муниципальному образованию городской округ город Воронеж. Согласно проекту соглашения, концессионер обязуется выполнить мероприятия по проектированию.

27 января 2020 года опубликована информация о том, что компания «Удмуртские коммунальные системы» проводит необходимые работы для улучшения теплоснабжения и горячего водоснабжения объектов города Ижевска. В частности, обновлено оборудование на одном из крупнейших центральных тепловых пунктов (ЦТП) города, а также с начала отопительного периода заменены около 8 км теплосетей. Работы ведутся в рамках концессионного проекта. ЦТП-6 Восточного микрорайона – один из крупнейших в городе по подключенным домам, от него получают тепло и горячую воду 49 зданий. Замена водоподогревателей на ЦТП заняла два дня. В результате в нескольких домах, которые ранее испытывали нехватку температуры горячей воды, она повысилась до нормативных значений. При наличии технической возможности энергетики даже в отопительный период проводят серьезные работы на теплосетях и оборудовании для решения проблемных вопросов с качеством тепловых ресурсов на локальных участках. Компания в 2020 году проведет техническое перевооружение и реконструкцию 35,6 км тепловых сетей города Ижевска.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру подготовила дайджест публикаций в СМИ за 17 января 2020 года по теме инфраструктуры, концессий и долгосрочных инвестиций. На границе Северной Осетии и Ингушетии расширен до четырех полос участок трассы Р-217 «Кавказ». Федеральные дорожники ФКУ Упрдор «Кавказ» завершили капитальный ремонт участка автодороги Р-217 «Кавказ» от села Ольгинское до въезда в г. Назрань (км 559 – км 563). Работы на объекте начались в октябре 2019 года, – двухполосный отрезок не справлялся с современной интенсивностью движения и нуждался в обновлении. Дорожники привели участок в нормативное состояние, соответствующее II категории с четырьмя полосами движения. Пропускная способность возросла до 35 тыс. автомобилей в сутки.

24 января 2020 года началось общественное обсуждение проекта постановления Правительства России «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В соответствии с документом, Минстрой России разработал правила финансирования модернизации объектов ЖКХ, которыми предусматривается предоставление субсидий на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с износом более 60%. Правила субсидирования были разработаны Минстроем России по поручению Правительства Российской Федерации для ускорения темпов модернизации систем жилищно-коммунального хозяйства и снижения степени износа объектов коммунальной инфраструктуры, они дополнят государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

24 января 2020 года опубликован информация о том, что компания «Ульяновскоблводоканал» в рамках реализации концессионного проекта приступила к работе по замене насосов на одной из водозаборных скважин города Димитровграда Ульяновской области. До конца года планируется оснастить новым насосным оборудованием еще 5 скважин. В настоящее время на водозаборной скважине № 19 установлен новый насос мощностью 33 кВт, произведена фазировка и настройка нового оборудования. Причина замены – поддержание производительности водозаборных скважин. По мере износа водоподъемных насосов снижается их производительность и объем добываемой из скважины воды. Выход изношенного насоса из строя неизбежно приводит к остановке работы скважины, что, в свою очередь, ставит под угрозу процесс бесперебойного водообеспечения горожан. Новое насосное оборудование, обладающее высокой энергоэффективностью и устойчивостью электродвигателя к перепадам и колебаниям напряжения, позволит минимизировать риски, связанные со сбоями в работе скважин.

Коммунальный комплекс России

Ежемесячный деловой журнал

Свежий номер

Готовится к выпуску

Номер: 1 (187), январь 2020
Размещение рекламы

Баннеры

Модернизация ЖКХ с использованием современных технологий

Несмотря на существующие трудности, в российских регионах проводится модернизация систем и объектов ЖКХ. Многие уже могут похвастаться видимыми успехами. О проектах, осуществленных в Сургутском районе ХМАО-Югры, рассказывает заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района
Станислав Валов.

Станислав Валентинович, площадь Сургутского района превышает 105 тыс. м2. В условиях, когда города и поселения муниципалитета находятся на значительных расстояниях друг от друга, трудно решать даже текущие задачи, не говоря о работе на перспективу. Как сегодня функционирует жилищно-коммунальный комплекс Сургутского района?

Сургутский район – самый крупным район в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре по численности населения. Отчасти именно этим обусловлен тот факт, что жилищный фонд района составляет 2150,54 тыс. м2. Эта цифра меняется, чаще увеличивается. Например, относительно недавно жилфонд прирос 51,185 тыс. м2. 2030,936 тыс. м2, или 87% общего числа квадратных метров, составляет обслуживаемый жилищный фонд – это жилые помещения, оборудованные водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом и т.д. Управление ими в Сургутском районе сегодня осуществляют 19 управляющих организаций: 17 частных компаний и два муниципальных предприятия. Администрация Сургутского района ставит перед собой цель по привлечению к управлению многоквартирными домами непосредственно самих собственников посредством создания ими ТСЖ и ТОС. Пока в отдельных поселениях и городах Сургутского района функционируют только четыре товарищества собственников, в управлении которых находится шесть МКД. Коммунальные услуги в районе оказывают 10 организаций коммунального комплекса, также различных форм собственности.

Получается, что когда-то жилищно-коммунальная система Сургутского района была поставлена на рельсы, сегодня она исправно функционирует. Есть ли у муниципалитета возможность развивать ее?
Администрация района проводит большую работу по внедрению энергосберегающих технологий при создании коммунальных услуг, снижению затрат при их производстве в целях повышения уровня комфорта людей во время нахождении в жилых и общественных помещениях. Для этого в районе разработаны программы, направленные на модернизацию производства, обеспечение населения качественной питьевой водой, строительство полигонов по сбору и утилизации твердых бытовых отходов, строительство канализационно-очистных сооружений и др.

Реализация данных программ уже началась или они пока ждут своего часа?
Началась. Например, в пос. Барсово в 2017 г. была построена новая водоочистная станция. Ее построило научно-производственное предприятие «Кавитон» – все возводимые данной компанией подобные объекты глубоко автоматизированы. Автоматизация процессов позволяет полностью исключить влияние персонала на ход работы систем и качество конечного продукта. Станция очистки самостоятельно следит за уровнем воды, отслеживает возможные аварийные ситуации и, в случае их возникновения, переводит работу на дублирующие агрегаты.

Появление данного объекта в поселке позволило обеспечить чистой водой только ныне действующие в нем объекты? Или он строился с перспективой на будущее?
Создание в Барсово дополнительных мощностей ВОС открыло для поселения новые возможности. Ранее дефицит водоснабжения тормозил развитие поселка, невозможно было получить разрешение на строительство различных социальных объектов, жилых домов без возможности обеспечить их водой. Ввод в эксплуатацию ВОС дал «зеленый свет» строителям и потенциальным инвесторам. Реконструкция водоочистных сооружений позволила жителям Барсово забыть о проблемах с качеством воды на ближайшие 10–15 лет.

Какие еще новые технологии применялись при обновлении жилищно-коммунального комплекса или его составляющих в Сургутском районе?
Ранее в Сургутском районе была применена инновационная технология бестраншейного восстановления сетей. Она использовалась при ремонте магистрального действующего участка сети канализации в г. Лянтор. Сперва специалисты произвели теледиагностику внутренней поверхности трубы – это позволило найти область, где она корродирована, а также места с засорами, застрявшими предметами, трещинами и другими механическими повреждениями. После этого внутренняя поверхность трубы была очищена от налетов и отложений при помощи гидродинамической машины. В рамках следующего этапа пришедшие в негодность отрезки заменили на новые.

Преимущества использования данной технологии заключаются в экономически эффективной установке – нет необходимости в использовании крупногабаритного оборудования и машин, так как все производство происходит без раскопок. Также немаловажный аспект – высокая скорость выполнения работ и использование меньшего количества рабочих по сравнению с традиционными методами восстановления трубопровода. Благодаря примененной технологии без нарушения благоустройства была полностью восстановлена работоспособность участка сети канализации и срок эксплуатации канализационных сетей увеличен как минимум на 50 лет.

Используют ли власти Сургутского района при реализации своих собственных программ в сфере ЖКХ возможности, которые сегодня предлагают те или иные федеральные программы?
Во исполнение поручения Президента РФ от 31.05.2013 № 1479-ПР в связи с признанием деятельности одного из муниципальных унитарных предприятий неэффективной с 2015 г. администрацией Сургутского района ведется работа по передаче объектов тепловодоснабжения и водоотведения в концессию в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». С 2015 по 2017 гг. конкурсы на право заключения концессионного соглашения объявлялись четырежды, но объявлялись несостоявшимися ввиду отсутствия заявок. Также в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» целью передачи имущества в концессию является привлечение инвестиций. Основным условием является реконструкция и строительство объектов ЖКХ и использование имущества в соответствии с назначением (предоставление коммунальных услуг по установленным долгосрочным тарифам) с целью возврата вложенных инвестиций.

В 2018 г. продолжается работа по передаче в концессию: утвержден перечень объектов, планируемых к передаче в концессию в текущем году; утверждены главой Сургутского района и согласованы ДепЖККиЭ ХМАО-Югры «дорожные карты» по передаче объектов в концессию и порядке конкурса и в порядке частной инициативы; актуализированы схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; в соответствии с «дорожной картой» выполнен анализ правоустанавливающих документов на объекты, передаваемые в концессию.
Изучая опыт заключенных концессионных соглашений в коммунальной сфере в регионах (малых муниципалитетах), можно сделать вывод, что концессионеры сталкиваются с такими же проблемами, что и муниципальные предприятия. Это рост дебиторской задолженности, следственно – и кредиторской задолженности, невозврат вложенных инвестиций.

Как удается содержать в надлежащем состоянии действующие ЖК-объекты при их удаленности друг от друга?
Мы уделяем большое внимание не только новым проектам, но и тем, что уже реализуются. В прошлом году был отремонтирован ряд объектов коммунального и энергетического хозяйства. Произведен капитальный ремонт котлов, модернизация оборудования водоочистной станции в с. пос. Угут, состоялось техническое перевооружение ВОС в г. пос. Барсово. Также в рамках мероприятий по подготовке объектов к работе в осенне-зимний период 2017–2018 гг. на территории Сургутского района выполнены работы по капитальному ремонту 7,95 км сетей теплоснабжения и 3,97 км сетей водоснабжения, что повышает надежность системы тепло-водоснабжения, снижение инцидентов на инженерных сетях, снижение потерь энергоресурсов.

Какие задачи вы ставите перед собой в 2018 г.?
К первоочередным задачам, запланированным к решению в 2018 г., относятся реконструкция водоочистных сооружений в
г. пос. Лянтор и г. пос. Федоровский, строительство канализационных очистных сооружений в блочно-модульном исполнении производительностью 200 м3/сут. в с. Локосово и
д. Сайгатина, строительство блочно-модульной котельной в с. пос. Солнечный и многое другое.

Читайте также:  Как настроить кран-буксу?

Какой из проектов Вы считаете наиболее удачным?
Все из вышеперечисленных пунктов удачны. В процессе проведения работ и дальнейшей эксплуатации объектов коммунального хозяйства применение вышеуказанных технологий представляется экономически эффективным и технологически оправданным. Таким образом, считаю целесообразным передать положительный опыт другим муниципальным образованиям.

«Инновационный квартал»: энергоэффективные решения для ЖКХ

Фонд «Сколково» в партнерстве с регионами России, ведущими производителями оборудования и коммунальными предприятиями проводит конкурс инновационных проектов в области повышения энергоэффективности сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Заявки на участие в конкурсе «Инновационный квартал» принимаются до 3 апреля 2015 года. В ходе отбора будут рассматриваться проекты, имеющие значительный инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Партнерами конкурса уже стали ведущие производители оборудования для ЖКХ, такие как Danfoss, Panasonic, Schneider Electric, а также ведущие российские коммунальные и энергетические компании, например МОЭК, РКС, КЭС-холдинг, «Интер РАО», строительная компания «Мортон» и производитель стройматериалов Saint Gobain. В состав жюри войдут представители компаний-партнеров и отраслевые эксперты, которые выберут наиболее перспективные проекты. Конкурс проводится при поддержке Министерства энергетики РФ и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Победители конкурса, которые могут рассчитывать на получение гранта «Сколково» до 5 млн рублей, определятся уже в начале мая. «Мы ожидаем существенный интерес российских малых инновационных предприятий к этому конкурсу. Финалисты конкурса получат не только грантовую поддержку от фонда, но и, что не менее важно, возможность представить свой проект потенциальным потребителям и провести опытно-промышленное испытание своих технологий. Наша цель — помочь инновационным компаниям в сегменте ЖКХ довести свои разработки до рынка и построить успешный бизнес», — подчеркнул Николай Грачёв, вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий (ЭЭТ). Важно отметить, что этот конкурс, как и остальные конкурсы «Сколково», проводится именно для того, чтобы выявлять новые перспективные технологии и способствовать их скорейшему внедрению. «Так, финалисты прошлогоднего конкурса в области электроэнергетики «Энергопрорыв» сейчас готовят тестирование своих технологий в компании МОЭК (Московская объединенная энергетическая компания), — отметил Николай Грачёв. — Нашими партнерами являются компании, где победители конкурса смогут по-настоящему начать «отрабатывать» свои технологии. То есть конкурс свяжет малые инновационные компании с крупными игроками рынка ЖКХ».

Простор для творчества

Более 50% от общего потенциала энергосбережения страны связано с сегментом ЖКХ. Энергоемкость коммунальных услуг в России в 3–4 раза превосходит аналогичные показатели стран со сходным климатом.

Более 80% стоимости услуг ЖКХ — это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Сектор отличается высоким износом инфраструктуры и зачастую уровнем технологий середины прошлого века. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры в среднем в ЖКХ составляет 60%. Поэтому одной из ключевых предпосылок для снижения себестоимости коммунальных услуг и энергоемкости ЖКХ является массовое использование новых технологий.

«Да, проблемы в этой отрасли большие, — отмечает Николай Грачёв, — но и потенциал развития здесь просто огромный! Модернизация коммунальной инфраструктуры позволит реализовать большой потенциал энергосбережения. Одна из основных целей работы «Сколково» — это поддержка развития отечественных инновационных технологий, и мы видим, что в теме ЖКХ есть большой отложенный спрос на такие решения. Многие из этих технологий могут и уже разрабатываются в России, и наша задача поддержать отечественных инноваторов и производителей».

Возможностей для внедрения новых решений в ЖКХ действительно очень и очень много: нужны как базовые решения — например, по изоляции теплотрасс и зданий, так и более прорывные технологии «завтрашнего дня» — например, такие, как технологии для «интеллектуального дома и «интернета вещей».

«У отечественных инноваторов, которые хотят развиваться в этом сегменте, есть большой простор для творчества. Но в то же время в секторе ЖКХ есть объективные проблемы с внедрением инноваций», — уверен Николай Грачёв. Это и вопросы тарифного регулирования, отраслевых стандартов и часто — менталитета. По словам эксперта «Сколково», отдельная задача, которую призван решить в том числе и конкурс «Инновационный квартал», — это стимулировать спрос на инновации в самой отрасли, которая до сих пор остается очень инертной в отношении новых решений и технологий. Изменения, конечно, происходят, но очень медленно. Разработаны классы энергоэффективности для жилого фонда, появились первые компании, занимающиеся энергоаудитом, и производители энергоэффективных решений для ЖКХ. «Ряд компаний, которые раньше занимались просто импортом западных технологий, перешли или хотят перейти на производство внутри страны. Следующий шаг — это локализация НИОКР, разработка перспективных решений, заточенных под потребности российского ЖКХ. Мы надеемся, что участники нашего конкурсы и компании «Сколково» помогут хотя бы частично решить эту задачу», — рассказал Николай Грачёв.

Так, один из партнеров конкурса (а также ключевой партнер Фонда «Сколково») — компания Panasonic имеет целый ряд продуктов и технологий, которые могли бы найти в нашем комплексе ЖКХ весьма эффективное применение. «В первую очередь это системы видеонаблюдения и эковизуализации, — рассказал Герман Гаврилов, руководитель отдела развития бизнеса «Panasonic Россия». — Система эковизуализации — абсолютно новое решение, которое в России пока мало используется, несколько пилотных проектов было реализовано нами в сфере образования. Однако мы видим, что и в ЖКХ эта система могла бы работать успешно. Она позволяет найти «узкие места» в ресурсопотреблении, то есть определить, где происходит нерациональный расход электричества, тепла, воды, газа. По сути, это система счетчиков, которая собирает данные со всех приборов учета в жилом комплексе, заносит их в единую базу данных и потом доносит до потребителя при помощи информационных дисплеев. В результате жильцы и управляющая компания могут видеть, где в здании в данный момент происходит неразумное потребление энергии либо других ресурсов. У этой системы очень продвинутый функционал, но она требует доработки и адаптации для российских заказчиков (перевод с японского языка, например), и при помощи решений участников конкурса «Инновационный квартал» мы надеемся ее переработать для эффективного внедрения в России». По словам Германа Гаврилова, компанию Panasonic также интересуют проекты по адаптации и внедрению новых решений в системах отопления, охлаждения, кондиционирования и вентиляции, управления освещением. К ним эксперты и будут присматриваться в ходе конкурса.

Экономия должна быть экономной

Потенциал для внедрения инноваций и повышения эффективности работы есть во всех направлениях ЖКХ. Проекты на конкурс как раз принимаются по одному из этих направлений: интеллектуальные системы управления энергопотреблением; системы отопления, охлаждения, кондиционирования и вентиляции; технологии освещения; строительные материалы; технологии водоснабжения; переработка отходов. «На мой взгляд, самый критичный сегмент ЖКХ с точки зрения энергоэффективности — это теплоснабжение, там потери просто «зашкаливают», — говорит Николай Грачёв. — В России на квадратный метр обогреваемых площадей тратится в несколько раз больше теплоэнергии, чем, например, в Финляндии». Проблем действительно много. Это и изношенность теплотрасс, и высокая потеря тепла в процессе передачи, невозможность поквартирного учета потребления тепла (что стимулировало бы, кстати, экономию тепла в каждой квартире). «Передача тепла — изоляция труб, эффективная замена и эксплуатация теплотрасс, оптимизация потребления в самом доме, стимулирование потребителей к экономии — потенциал экономии в тепловом сегменте самый существенный!» — подчеркнул эксперт.

Из 280 компаний — резидентов кластера ЭЭТ темой ЖКХ занимаются порядка 40, и одна из задач конкурса — привлечение как можно большего числа новых стартапов в эту сферу. Они смогут получить дополнительную поддержку в «Сколково» для ускорения своего развития — доступ к лабораторной инфраструктуре, поиск потенциальных партнеров и инвесторов, работа с опытными менторами, маркетинговая поддержка и участие в профильных конференциях. Спрос на технологии участников «Сколково» уже есть, в том числе в теплосетевом бизнесе. «Наша компания работает в Санкт Петербурге и предлагает комплексную технологию, основанную на достоверном определении технического состояния тепломагистралей с применением роботизированных комплексов собственной разработки, — рассказала Ксения Есаулова, руководитель отдела группы компаний «Диаконт». — Использование нашей технологии позволяет повысить безопасность эксплуатации трубопроводов тепловых сетей за счет своевременного выявления и ремонта критически опасных участков, а также существенно увеличить экономическую эффективность ремонтно-восстановительных работ по сравнению с традиционной перекладкой (заменой)». Суть технологии в том, что специальный робот загружается внутрь трубы и исследует фактическое состояние трубопровода, определяя критические зоны, требующие незамедлительного ремонта. «В зависимости от характера и площади повреждений трубопровода осуществляется либо локальная замена участков трубы, либо проводится санация путем нанесения изнутри на стенки трубы антикоррозионного цементно-полимерного покрытия», — отметила Ксения Есаулова. Сегодня уже идут пилотные испытания этой технологии на объектах ГУП «ТЭК СПб» и ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга».

Еще один резидент кластера ЭЭТ Фонда «Сколково» — Уральский завод полимерных технологий (УЗПТ) «Маяк» — реализует проект «Интеллектуальный рукав для восстановления/футеровки трубопроводов различного назначения». Принцип действия инновационной технологии прост: в предварительно очищенную трубу помещают интеллектуальный рукав — пластиковую трубку меньшего диаметра. С помощью парогенераторных установок конструкцию нагревают до 140–200 градусов. «Рукав» расширяется, упирается в стенки ремонтируемого трубопровода и создает внутреннее износостойкое пластиковое покрытие. «Мы считаем, что наша новация применима для различных отраслей производства: от нефтегазовой до химической, — подчеркнул генеральный директор компании Дмитрий Алявдин. — Но для системы ЖКХ, где каждый житель России всякий раз сталкивается с авариями, как только начинается новый отопительный сезон или температура на улице существенно снизилась, она особенно важна и нужна! Мы несколько лет назад начали заниматься изучением изменений свойств полимерных материалов — гамма-квантовой модификацией. Сама тема была подсказана руководством ФГУП «ПО «Маяк» — градообразующим предприятием нашего города Озерска».

Сейчас проект «Интеллектуальный рукав» находится на стадии выхода на коммерциализацию, рассматривается возможность применения этой технологии в крупных компаниях Москвы — МОЭК и КЭС-холдинге. «Эти организации обладают огромными рынками — у каждой более 10 тысяч километров эксплуатируемых трубопроводов, — рассказал Дмитрий Алявдин. — Для нашего проекта — это стратегические заказчики. Получив от МОЭК и КЭС-холдинга положительное заключение, мы смело можем настраиваться и на их коллег в других регионах России!»

История успеха

Михаил Амелькин, генеральный директор группы компаний «Тион» (резидент «Сколково» из Новосибирска)

Наш проект «Умный микроклимат» направлен на создание комфортного и здорового микроклимата с максимальной энергоэффективностью. Несколько предпосылок в цифрах. Для дыхания среднему человеку необходимо подавать в дом с улицы около 30 м 3 свежего воздуха в час. Этого достаточно для удаления из воздуха углекислого газа, который мы выдыхаем. Избыток углекислого газа ведет к гипоксии, наш мозг перестает получать достаточно кислорода. В итоге мы просыпаемся разбитыми и с «квадратной» головой, если спим в духоте. Но это не все. Для того чтобы удалить остальные загрязнители — инфекцию, аллергены, запахи, вредные газы, которые выделяют мебель и отделка, пыль и прочее, — нам надо еще 30–60 м3. Если мы будем подавать весь этот воздух с улицы (например, открывая окна), то зимой его придется греть, а летом — кондиционировать. Это существенные затраты. Первый шаг: очищать и обеззараживать воздух внутри помещения высокоэффективными комплексными системами. Второй шаг: сделать «умную вентиляцию», которая будет подавать ровно столько воздуха, сколько нужно именно сейчас присутствующим в квартире людям, не больше и не меньше. Третий шаг — это научится дешево и надежно очищать воздух от углекислого газа. Кислорода в воздухе в сотни раз больше, чем углекислого газа, это значит, что приток можно будет сократить до 1–3 м3 в час. Нагрев каждого кубометра воздуха в час от –20 до +20 градусов требует около 14 ватт мощности, то есть чтобы обогревать зимой среднее количество воздуха, необходимое для комфортного дыхания одного человека, требуется около 0,5 кВт! А реальные цифры выше из-за неэффективного использования вентиляции или проветривания. Например, сократив эту цифру вдвое, можно снизить необходимость в мощностях более чем на 30 ГВт в масштабах страны.

В этом же проекте появятся системы воздушного отопления, энергоэффективные кондиционеры без внешних блоков, увлажнение и общая система управления всем микроклиматом, которая измеряет параметры воздушной среды и управляет всеми устройствами в квартире для поддержания комфортных параметров воздуха и максимальной энергоэффективности. Гарантировано существенное сокращение расходов на отопление и электроэнергию плюс для потребителя — это действительно здоровый микроклимат и защита от угроз плохой экологии, с профессиональной очисткой воздуха, отсутствием духоты, оптимальными температурой и влажностью. Все решения доступны для обычной семьи как по деньгам, так и по сложности монтажа. Можно сказать, что наша задача в том числе адаптировать дорогие и сложные профессиональные климатические решения для обычного потребителя, для каждой квартиры.

Мы уже успешно вывели на рынок первые продукты этой системы — компактные приточные установки для квартир бризеры Tion 02. Бризеры — это инновационные устройства для приточной вентиляции, очистки и обеззараживания воздуха, профессиональные и бытовые. Они позволяют не открывать окна, забирая с улицы контролируемое количество воздуха, что повышает эффективность расходования тепла. Бризеры разлетаются как горячие пирожки, люди покупают их в основном в уже заселенные квартиры, так как установка не требует сложного монтажа и ремонта. Что касается рынка новостроек, то месяц назад мы подписали контракт с новосибирским застройщиком жилого комплекса «Оазис» на комплексное оснащение бризерами многоквартирных домов на этапе строительства. Управляющая компания получит энергосбережение, а жильцы — отличную экологию и здоровый микроклимат!

Также на рынок уже успешно выведены приборы для очистки и обеззараживания воздуха внутри помещений — это рециркуляторы Tion А и Tion Clever. В том числе эти приборы используются в сотнях больниц по всей России, придя на смену ультрафиолету, показав более высокую эффективность очистки и обеззараживания и более низкое энергопотребление. Следующий шаг, который будет сделан в этом году, — это система мониторинга воздуха и управления климатическими устройствами, в том числе бризерами, кондиционерами, увлажнителями и так далее. Это еще один шаг в направлении комфорта и энергосбережения.

Прямая речь

Максим Агеев, руководитель энергетического бюро Schneider Electric в России

Мы с радостью откликнулись на предложение Фонда «Сколково» стать партнером конкурса энергоэффективных проектов в сфере ЖКХ «Инновационный квартал». Это возможность привлечь внимание общественности к энергоэффективному потенциалу, которым обладает сфера ЖХК. Также мы стремимся быть на передовой разработок и участвовать в жизни стартап-сообществ в ключевых странах, в число которых, несомненно, входит Россия. Важно, что конкурс способствует претворению проектов в жизнь, предлагая финансирование, так как именно в сфере ЖКХ нереализованный потенциал повышения энергоэффективности огромен, в то время как механизмы финансирования в достаточной степени ограничены. От конкурса мы ждем прежде всего новых и перспективных идей, а также интересных встреч. Вполне возможно, что кто-то из молодых специалистов, подавших заявки на участие в конкурсе, после общения с нашими экспертами заинтересуется карьерными возможностями в Schneider Electric. Наши двери всегда открыты для талантов. Об этом знают студенты 25 ведущих российских технических вузов, с которыми работает наша компания в рамках совместных образовательных программ.

Модернизация системы ЖКХ

Издания ИД “Строительная Орбита”: “Всё о ЖКХ”, “Свой Дом”, “Строительная Орбита”

Новый номер

Декабрь 2019

Свежий номер журнала “Строительная Орбита”

Услуги

Узнайте прямо сейчас, как можно дать рекламу в наши издания. Все расценки и условия читаем в этом разделе

Деловая программа

Круглые столы, семинары, конференции ИД “Строительная Орбита”

Выставки

Лучшие строительные выставки, в которых принимает участие ИД “Строительная Орбита”

Модернизация системы ЖКХ на основе инновационных решений

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта
Читайте также:  Снести нельзя строить

З начительной проблемой создания эффективных систем ресурсо- и энергосбережения является недостаточное обеспечение приборами учета объектов ЖКХ, отсутствие на муниципальном уровне комплексных систем сбора и анализа данных об энергопотреблении, а также отсутствие единой базы данных о ресурсоснабжающих организациях и потребителях энерго- ресурсов. Решение этой проблемы не может быть достигнуто только техническими средствами: внедрением ≪ умных ≫ приборов учета, современного телекоммуникационного оборудования сбора и транспортировки данных, хранилищ данных большой емкости и аналитических методов их обработки. Следует обеспечить прозрачную систему расчетов для всех без исключения субъектов правовых и экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах.

Таким образом, для достижения целей комплексной программы реформирования ЖКХ необходима разработка инфраструктуры нового типа – Ситуационного Центра диспетчеризации, энергосбережения и энергоэффективности.

В основе такой инфраструктуры лежит принципиально новая модель отношений ≪ Поставщик-Потребитель ≫ энергоресурсов масштаба города/региона, обеспечивающая НЕЗАВИСИМЫЙ как от поставщиков, так и от потребителей объективный контроль количества и качества потребляемых энергоресурсов.

Основные функции Ситуационного Центра диспетчеризации? энергосбережения и

• Оперативный контроль количества всех видов энергоресурсов

• Оперативный контроль качества всех видов энергоресурсов

• Дистанционное управление потреблением всех видов энергоресурсов

• Модуль расчетов (биллинг) либо автоматическая передача учетных данных по количеству и качеству всех видов энергоресурсов в существующие расчетные (биллинговые) центры.

• Мониторинг показателей энергоэффективности и состояния систем учета энергоносителей (энергоресурсов) в режиме реального времени

• Оперативный мониторинг состояния всех инженерных коммуникаций (сетей)

• Визуальное представление результатов анализа текущей ситуации, возникающих проблем и их оценки, поступивших предложений по решению этих проблем

• Обзор проводимых мероприятий и планируемых результатов деятельности

• Автоматическое информирование аварийных служб и МЧС об аварийных ситуациях.

• Формирование отчетов о потреблении энергоресурсов в разрезах

• Оперативный мониторинг показателей энергоэффективности, в т.ч. удельных затрат всех энергоресурсов в расчете на 1 м2, 1 м3, одного потребителя и другие показатели

• Оперативный контроль над достижением плановых показателей по снижению энергопотребления в режиме реального времени

• Прогнозирование потребления энергоресурсов.

• Создание единого информационного пространства города/региона

• Создание перечня обязательных мероприятий и программ в области энергосбережения и энергоэффективности в масштабах области/региона и их мониторинг

• Оперативный контроль исполнения программ энергосбережения

• Повышение класса энергоэффективности зданий и сооружений.

Архитектура Ситуационного Центра включает следующие уровни: нижний – это уровень приборов учета, включая объекты энергоснабжающих компаний, то есть трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, газораспределительных пунктов, насосных станций; средний – это интеллектуальные контроллеры сбора данных, предназначенные для автоматизированного съема показаний с приборов учета, датчиков и исполнительных механизмов; верхний – уровень центрального диспетчерского пункта

ситуационного центра. Диспетчерский пункт объединяет сервер системы управления базами данных, серверы визуализации данных, WEB-сервер, серверы консолидации данных, которые осуществляют сбор информации со всех территориально распределенных контроллеров сбора данных, агрегирование и структурирование полученной информации и ее долговременное хранение, защиту данных от потери и

несанкционированного использования, а также информационное взаимодействие с внешними пользователями, такими как WEB-клиенты и различные службы.

Архитектура Ситуационного Центра диспетчеризации, энергосбережения и энергоэффективности

В основе построения инфраструктуры ситуационного центра лежат следующие принципы:

Комплексность. Все уровни системы от узла учёта до АРМ оперативного и управленческого персонала объединяются в единую систему, горизонтальная интеграция которой обеспечивает информационное взаимодействие между локальными подсистемами, вертикальная интеграция – с вышестоящими системами.

Модульность. Автоматизированная система проектируется в виде набора взаимосвязанных, но относительно самостоятельных компонентов, которые могут устанавливаться поэтапно. Независимо от последовательности внедрения система должна сохранять целостность и согласованность функционирования её отдельных компонентов, что позволяет избежать эффекта ≪ лоскутной ≫ автоматизации. Сами компоненты (подсистемы учета тепла, газа электроэнергии и т.д.) построены по модульному принципу, что позволяет задействовать только необходимый набор функций. Такой подход позволяет построить информационную систему, идеально отвечающую требованиям данного конкретного заказчика, при этом пользователь платит только за необходимый ему функционал, а не оплачивает огромный блок дополнительных возможностей, которые никогда не будут применены.

Масштабируемость. Гибкость архитектуры ситуационного центра обеспечивает возможность дальнейшего расширения информационной мощности как по числу измерительных каналов, так и по номенклатуре поддерживаемых приборов и выполняемых функций. При этом достигается возможность автоматизации как относительно небольших локальных, так и крупномасштабных территориально распределённых объектов ЖКХ. Возможность легкого и быстрого расширения позволяет всегда шагать в ногу со временем.

Открытость и интегрируемость. Программное и аппаратное обеспечение ситуационного центра предусматривает возможность интеграции с другими АСУ и сторонними системами сбора и обработки информации, программами анализа, бухгалтерского учета и другими системами.

• Снижение нагрузки на бюджет региона

• Плата за фактически потребленные ресурсы

• Снижение уровня хищений и необоснованных потерь

• Существенное уменьшение затрат на теплоснабжение благодаря оперативному контролю за ≪ перетопом ≫ и другими отклонениями от планового температурно гидравлического режима.

• Уменьшение социальной напряженности, связанной с ростом тарифов

• Постоянный доступ потребителей, в т.ч. населения, к информации о потребляемых энергорусурсах, что позволит существенно снизить недоверие населения к реформам ЖКХ.

• Оценка потенциала энергосбережения и формирование плана реализации необходимых мер

• Выявление организационно-правовых факторов, мешающих реализации мер по повышению энергоэффективности

• Интеграция в информационное пространство управлением региона

• Прозрачность снятия показаний и расчетов за потребление

• Равный доступ к показаниям пользователей системы (снабжение, УК, потребители).

• Ситуационный Центр позволяет реализовать требования Федерального закона № 261-ФЗ ≪ Об энергосбережении ≫ , решать задачи централизованного сбора коммерческой и технологической информации с объектов учета, а также имеет широкие возможности по наращиванию функционала и информационной мощности

• Совмещение в одной автоматизированной системе 4-х групп функций: автоматизированный сбор данных со всех приборов учета на объектах, оперативный контроль качества энергоресурсов у всех поставщиков, оперативный мониторинг состояния инженерных сетей, аналитика (формирование показателей энергоэффективности, энергосбережения, выявление ≪ лучших практик ≫ и другие)

• Единая информационная платформа служит достижению новой модели отношений ≪ Поставщик – Потребитель энергоресурсов ≫

• Ситуационный Центр –инновационная модернизация регионов, инструмент управления для решения социальных, экономических и производственных проблем на всех уровнях управления регионом с возможностью комплексной оценки проблемных ситуаций, проведения ситуационного анализа

• Ситуационный Центр позволяет устранить факторы возникновения конфликтов интересов между субъектами правовых и экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере и создать благоприятные условия для их взаимодействия.

В настоящее время Министерством Регионального Развития Российской Федерации в рамках проекта ≪ Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России ≫ поставлена задача создания Автоматизированной системы мониторинга ЖКХ (АСМ ЖКХ). Планируется опытное внедрение в ряде регионов с последующим развитием системы. Ситуационный Центр диспетчеризации, энергосбережения и энергоэффективности будет одной из подсистем АСМ ЖКХ и обеспечит полный, достоверный сбор информации и прозрачный доступ к данным энергопотребления в регионе для всех заинтересованных сторон.

Шехтман М.Б., к.т.н., генеральный

директор ООО «ЭнергоКруг»

Камакин И.Н., зам. генерального

директора по планированию и разви-

тию ООО «ЭнергоКруг»

Гурьянов Л.В., к.т.н., ведущий

специалист ООО «ЭнергоКруг»

440028, Россия, г. Пенза, ул. Титова, 1

тел.: (8412) 499-775, факс: (8412) 556-496

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЖКХ: условия для модернизации созданы

10 июля 2014 г., 11:38

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень провёл совещание по вопросу «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Московской области». В совещании приняли участие представители федерального и регионального министерств строительства и ЖКХ, органов местного самоуправления 71 муниципального образования Московской области, в том числе Совета депутатов и администрации городского округа Балашиха, руководители ведущих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

Мероприятие проходило в Балашихе, в РГАЗУ. Здесь была развёрнута выставка, на которой известные в сфере ЖКХ и строительства компании презентовали свои рабочие проекты, направленные на развитие и совершенствование этих важных отраслей. Городской округ Балашиха был представлен ООО «Балашихинский водоканал», ОАО «345 механический завод», ГК «Мортон», ООО «ИРЦ г.о. Балашиха», ООО «НПП СК «МОСТ», ООО «ТСБ».

Открывая совещание, Михаил Мень обратил внимание присутствующих на важнейшие составляющие успеха модернизации ЖКХ – финансирование и квалифицированные кадры. Использовать только бюджетные деньги – не по-хозяйски. Необходимы существенные частные вложения. Мировой опыт показывает: сфера ЖКХ – сфера рентабельная, если правильно в ней работать, правильно инвестировать в неё средства, следить за прибыльностью и потерями. Понимая это, Министерство строительства и ЖКХ РФ – новое, создано 8 месяцев назад – приложило усилия для выработки «правил игры» и практически завершило работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по привлечению негосударственных инвестиций в сферу ЖКХ. Главным сдерживающим фактором для инвесторов являлось несовершенство законодательства в области тарифной политики. Отсутствие долгосрочных тарифов порождало неуверенность в получении прибыли, в успешном развитии экономики предприятий ЖКХ в перспективе. «На сегодня все решения по долгосрочным тарифам приняты. На долгосрочные тарифы регионы могут переходить уже с этого года, а с 2016 года это будет обязательной нормой для всех регионов», – подчеркнул министр.

Что касается работников сферы ЖКХ, то, как известно, народ относится к ним критически, хотя, считает министр, большинство из них добросовестно выполняют свой долг, работая порой круглосуточно. Но повод для такого отношения нередко дают сами управляющие компании. Поможет изменить ситуацию принятый 4 июля т.г. Госдумой закон о лицензировании управляющих компаний.

Михаил Мень отметил, что во всех вопросах, касающихся преобразований сферы ЖКХ Московской области федеральное Министерство тесно взаимодействует с главой региона Андреем Воробьёвым. В Подмосковье достаточно эффективно работает Госжилинспекция. Но решение поставленных задач во многом зависит от органов муниципальной власти. Поэтому основная цель сегодняшнего совещания – донести до руководителей муниципалитетов суть нововведений.

Председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов в своём выступлении отметил, что вопрос, вынесенный на совещание, – жизненно важный для региона, так как эта отрасль наиболее проблемная. Тысячи жалоб приходят на качество услуг ЖКХ. Каждая четвёртая жалоба в области связана с проблемами ЖКХ. Как показало социологическое исследование, эта проблема среди социальных стоит на первом месте и именно с ситуацией в ЖКХ граждане связывают эффективность управления власти. Самое пристальное внимание уделяется губернатором, правительством региона, Мособлдумой ситуации в ЖКХ и ответственности за неё муниципалитетов. Для модернизации сферы ЖКХ принимаются масштабные меры. Разработана «дорожная карта», определяющая развитие ЖКХ Подмосковья. Утверждена Государственная программа по развитию ЖКХ Московской области на 2014-2018 годы. Многое делается для привлечения в отрасль инвесторов: инвестиционный потенциал ЖКХ Подмосковья оценивается в 200 миллиардов рублей.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис подчеркнул, что Министерством сделан первый – главный шаг для того, чтобы отрасль ЖКХ стала более привлекательной для бизнеса и чтобы бизнес работал с ориентацией на клиента. Прежде всего, это обязательное введение долгосрочного тарифорегулирования. Причём предусмотрено, что уже в этом году при готовности предприятий и региона можно переходить на долгосрочные тарифы. Ключевыми моментами долгосрочного тарифорегулирования являются два аспекта:

1. Если долгосрочные параметры установлены, то никакой уровень власти не может их просто так изменить – только платное изменение: автоматическая оплата организации, которая от этого пострадала.

2. При установлении долгосрочных тарифов чётко прописываются целевые показатели и основной связан с повышением энергоэффективности, качества услуг и минимизацией количества аварий и потерь. Если организация достигает заданной цели и при этом за счёт каких-то дополнительных мероприятий сокращает издержки и получает экономию, то эта экономия остаётся в её распоряжении. «Таким образом мы открываем все шлюзы для всех инноваций и всех передовых технологий, которые есть сегодня в России и за рубежом и которые в том числе представлены сегодня на выставке», – сказал заместитель министра. – Такой подход позволяет абсолютно прозрачно и честно зарабатывать в сфере ЖКХ».

Для перехода на долгосрочные тарифы разработана целая технология, реализация её – это особо было подчёркнуто – начинается с разработки и утверждения схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Без этого в соответствии с законодательством невозможно достичь поставленных целей в модернизации отрасли.

Федеральное Министерство будет оказывать муниципалитетам, бизнесу, руководителям регионов всяческую помощь и поддержку. К примеру, Минстрой России создаёт в настоящее время реестр лучших существующих в стране технологий и практик, который будет доступен для всех пользователей, и они смогут не только познакомиться с заинтересовавшей их технологией (важно быть уверенными, что тут всё нормально – пройдена экспертиза, есть опыт применения), но и побывать на месте, где новшество внедрено.

Руководитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) России подчеркнул важность инструмента долгосрочного тарифорегулирования: разговаривать с банкирами, другими инвесторами, имея чёткий план, как будет развиваться экономика, хотя бы в ближайшие годы, будет легче. При этом заметил, что успех в достижении цели модернизации будет зависеть не только от власти всех уровней, не только от поставщиков услуг, но и от потребителей услуг, которые должны контролировать, чтобы работы проводились в заданном направлении.

О ситуации в жилищно-коммунальном комплексе и о мерах, принимаемых руководством региона для её улучшения, рассказал в своём выступлении заместитель председателя правительства Московской области – министр ЖКХ региона Дмитрий Пестов.

Московская область – быстро развивающийся регион с высокой плотностью населения. Объём услуг рынка ЖКХ составляет 135 миллиардов рублей. Область – один из крупных в стране потребителей энергетических и коммунальных ресурсов. При этом износ коммунальной инфраструктуры составляет более 65%, причина – недофинансирование потребности модернизации коммунальных объектов. Правительство области поставило задачу провести масштабную модернизацию коммунальной инфраструктуры, что позволит не только повысить надёжность системы ЖКХ, но и значительно улучшить финансовые показатели отрасли. Принята Государственная программа по развитию ЖКХ, предусматривающая снижение уровня износа объектов инфраструктуры (к 2018 году – до 40%), строительство и реконструкцию коммунальных объектов, восстановление инфраструктуры военных городков. Для наведения порядка в ЖКХ правительством области принят сетевой график оформления собственности. Для наведения порядка в платёжной дисциплине принято решение о внедрении единого для всего региона платёжного документа. Создаётся единый расчётный кассовый центр, который в том числе будет гарантом возвратности средств инвесторам, вкладывающим свои деньги в инфраструктуру Подмосковья.

Правительство области держит на контроле принятие муниципалитетами основных документов по развитию коммунальной инфраструктуры. Сегодня только половина муниципалитетов имеют схемы теплоснабжения, обеспеченность схемами водоснабжения и водоотведения ещё ниже – 29%. А без этих документов регион не сможет принимать долгосрочные инвестпрограммы и идти в долгосрочное тарифорегулирование. Чтобы решить эту важную проблему уже до конца 2014 года, принято решение о передаче полномочий от органов местного самоуправления на областной уровень.

Регион наращивает объём инвестиций. Если в 2013 году финансовые средства инвестпрограмм составили 1,3 миллиарда рублей, то в 2014-м запланирована реализация 251 инвестиционной программы в объёме 2,7 миллиарда рублей. Дмитрий Пестов подчеркнул, что через инвестпрограммы областной бюджет готов финансировать и выделять деньги для модернизации ЖКХ. На эти же цели область будет наращивать и объём заёмных средств.

В то же время заместитель председателя правительства Московской области сказал, что отрасли ЖКХ Подмосковья нужна федеральная поддержка. Прежде всего, должен быть обеспечен паритет при росте тарифов на электроэнергию. Обратился также с просьбой о создании госфондов по модернизации инженерной инфраструктуры ЖКХ.

На совещании также выступили министр инвестиций и инноваций Московской области Денис Буцаев, президент группы компаний «Мортон» Александр Ручьёв, президент группы «Полипластик» Мирон Гориловский.

При подведении итогов совещания Михаил Мень предложил назначить в Подмосковье – так будет сделано во всех регионах страны – одного ответственного руководителя за привлечение негосударственных инвестиций в ЖКХ.

Ко всем участникам встречи федеральный министр обратился с призывом начинать реализацию задач по модернизации отрасли: правила работы определены, люди ждут дел.

Ссылка на основную публикацию