Избегайте эклектики и избыточности

Составьте план и избегайте избыточности: как избавиться от “воды” в своих текстах

В цифровом маркетинге раньше было достаточно просто писать контент – обо всем и обо всех. Но сейчас, и это правильно, вам недостаточно просто иметь сайт с хорошо написанными текстами. Он должен быть наполнен оригинальным и качественным контентом. То, что вы пишете, важно, но то, как вы пишете, еще важнее.

Итак, в связи с постоянно растущей потребностью в создании контента высшего качества, как вы можете улучшить характеристики своего письма? Как вы выделяете свой контент среди толпы конкурентов?

Ненужное в контенте

Один из лучших (и самых простых) способов сделать наполнение вашего сайта более ценным – это удалить из текста все ненужные слова, фразы и «воду». Под термином «вода» понимаются слова и целые предложения, которые существуют только для количества знаков, что в конечном итоге снижает общую ценность всего содержимого отдельного текста и сайта в целом.

Сосредоточив внимание на ключевых параметрах содержания, вы сделаете контент богаче и полезнее для читателя. Не дополняйте тексты лишними фразами, это просто не нужно. Посетители вашего сайта приходят за информацией о вашем бизнесе, поэтому не позволяйте им потеряться или увязнуть в отсеивании ненужного или бессмысленного контента.

Далее читайте о 6 способах сделать ваш блог лучше, удалив ненужную «воду» и пустые слова и фразы.

Сначала создайте план

Ваши тексты всегда должны быть четкими и лаконичными. Когда дело доходит до «воды», бессвязные части речи являются одними из главных виновников низкого качества контента. Организация и планирование (которое может включать в себя создание схемы) помогут вам оставаться сосредоточенным и избежать «воды» даже до того, как она появится в тексте. Это также может помочь выработать стратегию любых необходимых исследований, прежде чем приступать к написанию текстов.

Избегайте избыточности

Избыточность делает ваше письмо скучным и тяжелым для чтения. Это также может выявить пробелы в ваших знаниях предмета. Множество высоких слов заставляет некоторых авторов повторять одно и то же снова и снова, вместо того чтобы углубляться в тему. Большая часть такого контента бесполезна, если он богат повторениями.

Ориентир на целевую аудиторию

Удаление «воды» из контента – это не просто лаконичный и гладкий стиль письма, а и создание текстов, которые имеют реальную ценность для ваших читателей. Попытка сделать весь контент доступным для всех не только трудно выполнима, но и увеличивает количество «воды». Вы не можете объяснить все всем. Знайте, что ищет ваша целевая аудитория, и работайте в требуемом направлении, отвечая на запросы читателей.

Удалите ненужное

Вы можете быть удивлены тем, сколько слов вы можете легко убрать из текста. Сосредоточьтесь на экономии слов, а не на описательном, избыточном изложении, которое включает в себя чрезмерное количество прилагательных, наречий, которые могут снизить ценность и информативность вашего текста. Ненужные слова и фразы легко найти и удалить, потому что они не меняют смысл предложения, если их не станет.

Пишите проще и легче

Если вы не пишете контент для высокотехнологичного клиента или соответствующей отрасли, следует избегать слишком сложных предложений с большим количеством специальных терминов. Если читатель должен перечитать предложение, чтобы понять его, текст необходимо переписать.

То же самое относится и к откровенно художественному стилю написания текстов. Он может показаться красивым, но это усложнит понимание смысла. Цель вашего контента должна состоять в том, чтобы сделать его легким для чтения, чтобы вы могли донести важную информацию читателям. Не “хороните” свою точку зрения в излишне изящной манере изъяснения.

Не бойтесь редактировать

При редактировании текстов важно не жалеть себя, быть даже несколько беспощадным к собственной работе. Когда вы внимательно читаете свой первый набросок, вы почти наверняка найдете слова и фразы, которые совершенно не нужны или вводят в заблуждение читателей, звучат неоднозначно. Пишите, редактируйте, перечитывайте, пока ваш окончательный черновик не станет идеальным текстом. Передача вашей точки зрения должна быть главной задачей, в то время как стиль остается второстепенным.

Совершенствование вашего письма требует практики. Сначала вы должны научиться распознавать «воду» и заспамленность, а затем заставьте себя удалить их. Чем лучше вы распознаете ненужные слова и фразы с самого начала, тем меньше их придется редактировать позже, что сделает вас лучшим и более эффективным автором текстов.

Эти правила применяют также к деловой переписке, при ведении переговоров со своими партнерами, начальством или подчиненными. Умение донести суть лаконичным языком, без лишних слов и фраз позволяет читателю лучше понять вас. А от этого зависит результативность вашего сотрудничества. Поэтому совершенствуйте свои навыки письма, в какой бы сфере вы ни применяли эти умения.

ОПАСНОСТЬ ЭКЛЕКТИКИ

ОПАСНОСТЬ ЭКЛЕКТИКИ

Недостаточное внимание к обоснованию утверждений, нарушение требований объективности, системности и конкретности рассмотрения предметов и явлений ведут в конечном счете к эклектике — некритическому соединению разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов и идей. Для эклектики характерны пренебрежение логическими связями положений, объединяемых в одну систему, подмена объективно значимых способов обоснования теми, которые имеют лишь субъективную убедительность, широкое применение многозначных и неточных понятий, ошибки в определениях и классификациях и т. п. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, произвольно объединяя противоположные воззрения, эклектика стремится вместе с тем создать видимость предельной логической последовательности и строгости.

Как известно, подобного рода «системотворчество» процветало в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнообразных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» обсуждаемого положения.

Субъективными предпосылками эклектики чаще всего являются поверхностность, компилятивность и, пожалуй, самодовольство, особенно когда эти недостатки соединяются со стремлением выглядеть оригинальным во что бы то ни стало. Об этом хорошо писал Ф.М.Достоевский в романе «Бесы»: «Великий европейский философ, великий ученый, изобретатель, труженик, мученик — все эти труждающиеся и обремененные для нашего русского великого гения решительно вроде поваров у него на кухне. Он барин, а они являются к нему с колпаками в руках и ждут приказаний. Он берет чужую идею, приплетает к ней антитезис, и каламбур готов. Есть преступление, нет преступления; правды нет, праведников нет; атеизм, дарвинизм, московские колокола. Но, увы, он уже не верит в московские колокола; Рим, лавры. но он даже не верит в лавры. Тут казенный припадок байроновской тоски, гримаса из Гейне, что-нибудь из Печорина, — н пошла, и пошла, засвистала машина. »

Источником эклектики может быть и неумеренно почтительное, некритичное отношение к существующим авторитетам, готовность заранее соглашаться с любым их мнением и решением («Не знаю, будет ли у нас в стране развиваться рок-музыка или нет; но в любом случае решение будет правильным»).

Английский писатель Д. Оруэлл в романе-антиутопии «1984» описывает своеобразную «управляемую реальность», в атмосфере которой сформировался герой и которая играет роль доминанты его мышления. Эта извращенная «реальность», именуемая также «двоемыслием», является, как нетрудно видеть, внутренне разорванной, непоследовательной: «. Его мысль скользнула в запутанный лабиринт двоемыслия. Знать и не знать, сознавать всю правду и в то же время говорить тщательно сочиненную ложь; придерживаться одновременно двух мнений, исключающих друг друга, знать, что они взаимно противоположны, и верить в оба; пользоваться логикой против логики; отвергать мораль и вместе с тем претендовать на нее. Даже для того, чтобы понять слово «двоемыслие», необходимо прибегать к двоемыслию». Это «раздвоение мыслей» есть, конечно же, эклектика, и связана она с определенными социальными обстоятельствами: с резким диссонансом между господствующей идеологией и той представить. реальной жизнью, выражением которой ее пытаются

Иногда эклектика выступает в качестве досадного, но неизбежного момента в развитии знания. Чаще всего это имеет место в период формирования системы воззрений или теории, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему.

Так, в самом начале этого века, в период кризиса классической физики А.Пуанкаре упрекал М. Планка за тенденцию к половинчатому решению вопроса и за известную эклектичность: «. Меня поразило в дискуссии, которую мы слышали, то, что одна и та же теория опирается то на принципы старой механики, то на новые гипотезы, являющиеся отрицанием этой механики; нельзя забывать, что нет положения, которое нельзя было бы доказать, если ввести в доказательство две противоречивые посылки».

Эклектика нередко сознательно применяется в рекламе и массовой коммуникации, если фрагментарность и пестрота видения мира имеют большее значение, чем цельность, внутренняя связность и последовательность.

Желая привлечь новых пациентов, один американский врач-отоларинголог дал в газетах объявление такого содержания: «Около половины жителей США носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10 до 14 часов».

Здесь очевидное, намеренное соединение только внешне связанных вещей направлено на то, чтобы сделать объявление запоминающимся.

Пустота и теоретическое бесплодие эклектики обычно маскируются ссылками на необходимость охватить все многообразие существующих явлений единым, интегрирующим взглядом, не упуская при этом их реальных противоречий.

Элементы эклектики так или иначе присутствуют в начальный период изучения нового, сложного материала, когда знания остаются еще фрагментарными и когда нет еще умения выделить в массе сведений наиболее существенное и определяющее. Это следует иметь в виду, чтобы не казалось хорошо усвоенным то, что еще не обрело внутренней последовательности и единства.

Целостная, хорошо продуманная система убеждений должна опираться на твердые, объективные основания. Только в этом случае она не нуждается ни в изменчивой и ненадежной интуиции, ни тем более в опоре на слепую веру или ссылках на авторитеты и традицию.

Читайте также:  Новый формат ЕПД

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

10 смысловых ошибок, которые мешают понять друг друга, и способы их избежать

Противоречие себе, размытые формулировки и непонятные слова могут запутать собеседника.

Смысловые ошибки появляются в речи по разным причинам, но чаще всего из-за того, что говорящий использует слова в неверном значении, пропускает важное смысловое звено или неудачно строит предложение.

Самая большая группа смысловых ошибок ㅡ алогизмы, то есть нарушение законов логики (тождества, непротиворечия и достаточного основания). Кроме алогизмов встречаются и другие варианты, например нечёткость мысли, бессодержательность и неясность речи. Вот 10 типов ошибок, которые мешают нам понять друг друга.

Самые распространённые смысловые ошибки

1. Сравнение предметов по разным признакам

Из-за пропуска смыслового звена получается, что сравнивается цена с месторасположением. Лучше сказать «В Розовой пекарне дорого, а вот в Голубой дешевле, к тому же она тут близко».

Сопоставлять предметы нужно по одинаковым признакам, чтобы собеседник мог сделать правильный вывод (то есть круглое можно сравнивать с квадратным, но не с оранжевым).

2. Перескакивание с темы на тему

В этом примере логический скачок: с карантина перескочили на май, а с него — на школьную программу. Он появился из-за пропуска смыслового звена: из-за карантина в школах не успевают пройти необходимую программу, которую нужно знать при подготовке к итоговой аттестации в конце учебного года, который совсем скоро, в мае.

Закон тождества говорит, что в тексте должно сохраняться единство темы. Соответственно, нарушение закона тождества — неподготовленный переход от одного предмета речи к другому, резкая смена темы, которая не оправдывает ожиданий читателя. Такое допустимо в дружеском разговоре, но не в деловом.

3. Противоречие себе

Из этого сообщения адресат не поймёт, когда же нужно встретиться. Очевидно, ошибка была допущена случайно, но оказались введены два утверждения — «Встретимся сегодня» и «Встретимся завтра», хотя в этом контексте они исключают друг друга.

Использование взаимоисключающих утверждений приводит собеседника в замешательство, потому что он не понимает, что считать истинным.

4. Отсутствие необходимого обоснования

В этой деловой переписке лучше пояснить отказ тем, что эта поездка невыгодна или в ней нет необходимости.

«Потому что потому» ㅡ это нарушение закона достаточного основания. Нарушители оставляют у собеседников вопросы: «Как то, о чём ты говоришь, связано между собой?», «Почему именно так?». Отличительный признак такого алогизма ㅡ необоснованное утверждение. Избежать этого просто: неочевидные мысли нужно аргументировать. Это делает речь убедительной для собеседника.

5. Размытые формулировки

Здесь в целом всё понятно, но не достаёт конкретики: сколько литров воды будет достаточно, какая еда считается лёгкой и через сколько дней показаться врачу?

Если мысль не продумана и выражена общими фразами, без нужных деталей и уточнений, то формулировка получается размытой. Она может сильно запутать того, кому адресована.

6. Нежелательная двусмысленность

Кто был пьян: фельдшер или пациентка? Получается, что говорящего можно понять двояко, — из-за неправильно построенного предложения.

Так возникает нежелательная двусмысленность. И она влечёт за собой домыслы, уточнения и трату времени.

7. Непонятные слова

Здесь всё понятно, если вы знаете, что шурик — это шуруповёрт, клопики — маленькие саморезы с выпуклой шляпкой, а F-профиль — материал для монтажа пластиковых окон. Но для обычных людей строительный жаргон делает понимание затруднительным.

Если использованы незнакомые собеседнику слова (термины, жаргон), то он может абсолютно не понять, что сказали.

8. Непредусмотренный каламбур

Непредусмотренный каламбур — ситуация, когда во фразе возникает два смысла: первый — тот, который задумывал автор, а второй — незапланированный, который появился из-за речевой ошибки.

9. Болтовня

Переливание из пустого в порожнее вместо информативных переговоров, пустая болтовня во время консультации перед экзаменом — всё это бессодержательность речи, то есть обмен информацией, в котором для адресата нет ничего нового, а услышанное уже известно или малозначительно.

Такая смысловая ошибка вызывает рассредоточенность внимания и скуку у собеседника. Исключить это легко: сообщайте о важных и/или новых данных в самом начале разговора, по возможности избегайте объяснения само собой разумеющихся вещей.

10. Ненужное повторение

В отчёте следует указать результаты практики. То есть нас волнует не как вы делали, а что сделали, результаты. Сухой остаток. К чему вы в итоге пришли? Это и нужно описать в отчёте.

Очевидно, что в этом примере много раз повторили, чтобы привлечь внимание к идее. Но здесь сделать это можно отдельной фразой: «Подчеркиваю: главное — описать результат».

Если повтор используется для акцентирования внимания, то лучше добавить дополнительный смысл (и использовать его в качестве аргумента) или указать новые детали.

К ненужной тавтологичности можно отнести и вполне безобидные словосочетания, в которых одно слово дублирует смысл второго: самый лучший, сжатый кулак, памятный сувенир, коллега по работе.

Как не допускать смысловых ошибок

Постарайтесь быть логичным

  1. Не перепрыгивайте резко с темы на тему: лучше поговорить о чём-то одном, а потом перейти к другому. Если в письменной беседе нужно обсудить несколько тем сразу, разделяйте их абзацами или оформите разными сообщениями.
  2. Сравнивайте предметы и явления по одному признаку (например, по цене или цвету).
  3. Не используйте в качестве истинных два взаимоисключающих утверждения.
  4. Обосновывайте неочевидные вещи.

Разъясните важные мысли так, чтобы вас поняли однозначно

  1. Избегайте нагромождения придаточных предложений — люди путаются в длинных высказываниях. Лучше донести важную мысль парой-тройкой коротких фраз.
  2. Пользуйтесь теми словами, значение которых общеизвестно. Если кажется, что другие люди не знают каких-то терминов или сленга, лучше пояснить, о чём вы говорите, или выбирать общепринятые обозначения.
  3. В случае, когда у используемого слова есть несколько значений, уточните, что имеете в виду (если не ясно из контекста). Например, разобрать — разложить вещи, провести анализ, рассказать тему, услышать, разглядеть, изучить, развинтить, сортировать и другое.
  4. Не пропускайте смысловые звенья в разговоре, если вывод важен для дальнейших аргументов в беседе.

Будьте интересным собеседником

  1. Опускайте описание банальностей — проще говоря, не давайте слово Капитану Очевидности.
  2. В деловом разговоре выбирайте важную и/или новую информацию: её необходимо донести в первую очередь.
  3. Избегайте многократного повторения без добавления нового смысла. Им может быть рассмотрение с другой точки зрения или сравнение.

Смысловые ошибки часто встречаются в речи и переписке, мы привыкли к ним и акцентируем внимание, только когда испытываем трудности с восприятием смысла. Но можно уменьшить количество таких недостатков нехитрыми способами: следовать законам логики, говорить по делу и объясняться так, чтобы вас понимали однозначно.

archistorik

Блокнот свободного архитектора

Несколько слов об эклектике

Писать об эклектике и просто, и очень сложно. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от настоящей архитектуры.
Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним отношение.

Совсем недавно я провел небольшое исследование, посвященное стилю «ампир», который завершил развитие классицизма в России. В качестве иллюстрации приведу еще один яркий пример московского здания эпохи классицизма –

И работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро.

1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм.
При более внимательном рассмотрении оказалось, что буря начиналась не в кругах архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика – на смену обедневшему дворянству пришел богатый промышленник. И даже не в том, что правящая верхушка России получила знаменитую формулу всей жизни, выраженную фразой – «православие, самодержавие, народность». Бурлить начали писатели, то есть та категория людей, которые у нас всегда были «поэт больше чем поэт». Выразители наших чувств и наших взглядов, та прослойка русского общества, которая позднее была названа интеллигенцией.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», – писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности – центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.

В 1830 – 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира – воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:

«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».

Но ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты из «поистине неоднозначных» записок об архитектуре нашего дорого Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их странности, тот пусть сам найдет и прочитает.

Читайте также:  Строительство загородных домов

Ну – а уж позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о котором так мечтал Гоголь. И пошло – поехало. Если очень долго копаться в теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех основных концепциях эклектики –
антиакадемизм,
восхищение готикой,
национальный колорит.
И возможно все, кроме подражания ордерной схеме.
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.

В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим – с 1830 по 1850 гг.

– 1 направление эклектики: « Ложная готика »

– 2 направление эклектики: « Русско-византийский » стиль

А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.

Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры.
Автор проекта механически соединил формы, взятые из построек небольшого размера. Килевидные кокошники, аркатурный пояс, луковичные главы – все эти формы не только заимствованы из древнерусской архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому зодчеству, наделила здание сухостью и немасштабностью.

В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России – альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята – а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!

В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание. Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к обратному эффекту – храм Воскресения «на крови» остался в плену своих имперских амбиций.
С тех пор церковь Воскресения «на крови» для меня является как бы синонимом понятия эклектика.

– 3 направление эклектики: « Кирпичный стиль »

В 1860 – 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное под именем «кирпичного стиля», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение.

Но кроме этого в 1860-1870-х гг. появляется и демократический вариант «русского» стиля. Подобно передвижничеству в живописи, он задает свою линию в архитектуре. В 1870-е гг. меняется география распространения «русского» стиля. В Петербурге в основном официальный «русско-византийский стиль», а в Москве – его демократический вариант.

– 4 направление эклектики: « Ропетовщина »

Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего – своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.

Демократические варианты «русского стиля» это – положительный итог эклектики. Да и в разговорной речи мы чаще всего называем это течение не эклектикой, а какими-то другими, более ласковыми именами.


В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» –
вот это наименование как-то больше подходит!


Еще один красивый проект – Ферма

Надо, впрочем – отметить самое главное, а именно то, что все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны. Так как эклектика – это не стиль, а смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.

Это, разумеется, беглый обзор эклектики и отдельных её направлений в XIX веке. При внимательном рассмотрении список получается значительно длиннее.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь – как и 1830 годы – встал вопрос об архитектурном стиле.
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствие стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый – стиль модерн.

Подведем итоги .
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. Я не люблю эклектику и обычно стараюсь не обращать внимание на сооружения этого времени. Но в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное. И большинство из них продолжают функционировать. Так что – нравится мне или не нравится – но сооружения периода эклектики занимают большое место в наших городах и поселках, селах и монастырях. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Впрочем, у нас мало кто обращал внимание на архитектуру доходных домов второй половины XIX века. Они просто уверенно стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. Пожалуй – только в последние три десятилетия в них увидели эстетическую ценность.

И – будем объективны в оценке эклектики. В историческом плане ее заслуги все-таки огромные. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики – и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.

Литература:
– История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
– Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.

Причины появления эклектики

Поворот к эклектизму явился реакцией на догматические принципы классицизма и ампира, на каноны планов сооружений. Также эклектика и историзм были вызваны интересом к архитектурному наследию. Другая причина — тяга к разнообразию впечатлений: одному заказчику — одно, другому — другое, третьему — третье. Человеческая личность (а не сословная иерархия), свобода выбора (а не обычай и образцы), разнообразие типов поведения (вместо общепринятых ритуалов) — все это приводило к возникновению новых архитектурных форм. XIX веку также присущ историзм мышления; настоящее рассматривалось как закономерное следствие прошлого. И, наконец, XIX век — это век урбанизации и технического прогресса.

Появился новый заказчик — не только богатейшие дворяне, но и вчерашние купцы и заводчики. Для них были важны два качества — репрезентативность здания и его практичность. Важнейшее понятие для них удобство. С одной стороны, уплотнение застройки, с другой — калориферное отопление вместо печей (теплый воздух подавали через трубы), водяное отопление, водопровод, канализация, освещенные улицы. Человеку должно быть просторно, удобно, тепло, светло. Новая архитектура должна быть экономичной, но не дешевой. Заказчик шел на крупные расходы, не скупился на материалы и отделку, но деньги считал постоянно и выбирал целесообразные конструкции.

Частновладельческий заказ действовал в сфере проектирования особняков, вилл, дач. В то же время возросла практика превращения домовладения в статью дохода. В этот период умножились операции по купле и продаже недвижимости — особняков, домов, увеличилось количество квартир, сдаваемых внаем. Переезд с одной квартиры (дома) в другую не был редкостью даже для состоятельных людей — дворян и сановников. Они делали ремонт и меняли интерьеры лишь частично — в этом проявлялась эклектика.

Множилось число частных фирм и мануфактурных предприятий, вырабатывались художественные изделия широкого спроса. Эти изделия выбрасывали на рынок и наводняли его многообразным, разностильным ассортиментом. В огромном количестве выпускали обои, драпировочные ткани. Число фирм возрастало, они меняли хозяев, объединялись и закрывались, менялись вкусы. Все это повлияло на развитие интерьера.

ТЕХНИКА, МАТЕРИАЛЫ КОНСТРУКЦИИ

В этот период появились новые конструкции из чугуна и железа. Из кровельного железа делали эллиптические балки, были изобретены металлические шпрингели или плоские формы, несгораемые конструкции междуэтажных и чердачных перекрытий. Для создания выразительного силуэта использовали забытые в эпоху классицизма высокие крыши. Число акцентов декора, пластических элементов вроде башен, эркеров, балконов увеличилось в эклектике. Широкие окна-витрины и эркеры стали возможны в результате использования металлических перемычек и консольных балок. Металлическая консоль дала дому новинку — эркер — остекленный выступ фасадной стены. Благодаря эркерам и фасад стал богаче, и внутреннее пространство больше. Металлическая консоль позволила отказаться от тяжелых сводчатых конструкций при устройстве лестниц. «Висячие» лестницы на консольных площадках с металлическими косоурами сообщили воздушность интерьеру.

Читайте также:  Кто трубам хозяин?

Стены стали более тонкими за счет качества кирпича и раствора. Поверхности стен украшали тягами, выступами, проемы — сандриками и наличниками. В эту эпоху распространилось производство облицовочного, в том числе и профилированного кирпича. Применялись плоские перекрытия сначала по деревянным, затем по железным балкам, на которые опирались плоские кирпичные своды. Стены и опоры делали из кирпича, а балки и консоли — из железа. Большое значение имело введение металлических перемычек. Они придавали фасадам и интерьерам легкость и раскрытость. С середины XIX в. главный кровельный материал — железо. Листы железа покрывали тонким слоем цинка. Для защиты от ржавчины его красили.

Среди архитекторов усиливалась специализация. И. Свиязев занимался вопросами отопления и вентиляции, А. Штакеншнейдер — техникой штукатурных работ, К.Тон и Н. Ефимов проектировали леса и подмостки, А. Брюллов и И. Китнер — металлические конструкции, В.Соболыдиков — водостоки, В. Гартман — сборно-разборные конструкции. Часто здания строили архитекторы и инженеры совместно.

В этот период получил распространение метод проектирования «изнутри- наружу», то есть вначале решалась функциональная схема, которая затем одевалась в материальную оболочку — фасад. Характерная черта — свободный план и иррегулярное построение зданий. 1840—6о-е годы для русского жилища стал началом упадка. Он выражался в отходе от строительства ансамблей, и в тяготении к поверхностному подражанию формам и стилям прошедших эпох.

В 1858 г. в России была отменена обязанность применения образцовых фасадов для жилых зданий. В Москве началось строительство невысоких доходных двухэтажных домов на четыре квартиры. В Петербурге строили пяти- и шестиэтажные дома с дворами — колодцами. Многоэтажные доходные дома имели два входа — парадную и черную лестницы. Фасады украшали окна различных форм, с наличниками, плоские пилястры и лопатки, различные поверхности стены от этажа к этажу: гладкая и с рустами. Характерны были эркеры разной формы, угловатые башни, балконы с ажурными металлическими ограждениями, зонтики над парадными подъездами. Эркеры увеличивали пространство комнат и обогащали плоский фасад.

Дома зонировали по рангу жилища: со стороны улицы были самые благоустроенные и дорогие квартиры, в глубине —дешевые, с темными коридорами. Второй и третий этажи считали самыми престижными, выше делали жилье для малоимущих.

В практике строительства закрепилось два типа богатых домов. Первый тип — это представительное здание, встроенное в фасадный фронт улицы с рациональной свободной композицией плана при простоте объемного построения фасада; высоким уровнем комфорта, тщательной организацией пространства, отоплением, вентиляцией, канализацией, разнообразием «стилей» в фасаде и интерьерах. Второй тип — дворцы и особняки по законам «свободного плана». Третий тип — дачи, деревянные дома, композиционно и пространственно связанные с садом, одно- или двухэтажные, с верандой в готическом или русском стиле.

Торговые и промышленные люди во второй половине XIX в. стали строить дворцы. Старые барские особняки переходили в руки новых богатеев. Наступило время, когда перестали следить за соблюдением единства стиля в парадных и жилых помещениях. Главной стала не внешняя, показная сторона жизни, а ее внутренняя интеллектуальная суть.

18 фото, которые научат отличать эклектику от безвкусицы

Что такое эклектика? Сочетание несочетаемого, смешение стилей разных эпох, удачная комбинация старого и нового, западного и восточного. Кажется, это так легко: поставил в одну комнату современный диван и тумбочку 60-х годов, повесил красивые картинки, заполнил стеллаж сувенирами, привезенными из путешествий — и все. Только почему-то в итоге получается абсолютная безвкусица, а не модная эклектика.

Несмотря на сочетание несочетаемого пространство объединено общей идеей.

Конечно, не все так просто. Прежде всего пространство должно быть объединено целостной идеей, все вещи должны перекликаться между собой, дополнять друг друга. Важно понимать, зачем здесь нужна та или иная вещь, что она значит и почему без нее не будет правильной интерьерной картинки. Для начала спросим у профессионала: что же такое эклектика?

— Эклектичный интерьер — это очень смелый, вызывающий эмоции интерьер. Его не выйдет построить по принципу «наша квартира не вписывается ни в один стиль, значит, назовем эклектикой». Несмотря на кажущуюся случайность, все детали в таком интерьере тщательно продуманы и каждая сама по себе выглядит стильно и необычно. Также не стоит забывать о том, что любое пространство строится на законах композиции и цветовых сочетаниях.

Степан Бугаев, арт-директор дизайн-студии «Точка дизайна»

Эклектика — это в первую очередь смешение стилей. Здесь рядом уживаются модерн и барокко, классицизм и ампир, хай-тек и ар-деко. В эклектике абстрактная картина соседствует с вазой из 18 века, и это никого не удивляет. Однако большинство дизайнеров советуют не совмещать в одном интерьере более трех стилистических направлений.

Основа эклектика —здесь смешиваются стили.

Любые детали, собранные из разных эпох и стилей, должны объединяться — общей фактурой, цветом, формой или другими чертами. Проще говоря, у них должно быть что-то общее.

Эклектика предпочитает спокойные природные цвета, но приемлет и яркие оттенки. Безусловно, лучше всего, если яркие тона останутся акцентом на фоне пастельных. Например, комната выполнена в молочном цвете, а розовый диван перекликается с розовыми полосками на шторах, в то же время подушки с золотым принтом сочетаются с золотыми ножками стола.

К примеру, диваны бренда Signorini Coco шоколадного оттенка от компании Casa Milano идеально подходят для эклектики. Мебель в стиле ар-деко легко сочетается с другими стилями интерьера.

Диван в Casa Milano
Цена по запросу
+7 (966) 024-94-95

Диван в Casa Milano
Цена по запросу
​+7 (966) 024-94-95

Для эклектики абсолютно нормально, когда винтажные кресла стоят рядом с роскошным огромным диваном в стиле модерн, а обычный стеллаж «дружит» с отреставрированным столиком из прошлого века.

Но все-таки главное в эклектике — это детали. Здесь их так много, как ни в каком другом стиле. Маленькие столики, статуэтки, картины, вазочки, горшки, очаровательные пуфики. Иногда кажется, что хозяева квартиры собирали эти вещи в течение десятков лет или же скупили половину блошиного рынка.

Изобилие деталей — картин и статуэток.

Как мы уже сказали, эти предметы не беспорядочны. Каждая деталь имеет свою стилистическую ценность. Они перекликаются, сочетаются оттенками и формами. Подобрать правильные детали — это, пожалуй, самая сложная часть при создании интерьера в стиле эклектики.

Что еще включает в себя эклектика? Что для стиля характерно, что встречается чаще всего?

Во-первых, желательно, чтобы окна были украшены тяжелыми тканями с драпировкой. Приветствуются всевозможные кисточки, ламбрекены и разные виды бахромы.

Выбрать шторы, которые идеально сочетаются с обоями комнаты можно в интерьерном салоне Organza.

Текстиль в салоне Organza
Цена по запросу
+7 (812) 748-16-16

Текстиль в салоне Organza
Цена по запросу
​+7 (812) 748-16-16

Во-вторых, обращайте внимание на предметы со скругленными углами или четкими вертикальными линиями.

Скругленные углы у стола и люстры подчеркнут смешение стилей.

Идеальный эклектический диван — большой, мягкий и обязательно со стеганой обивкой и изящными ножками. Но все должно быть в нейтральных оттенках.

Спокойно и роскошно: нейтральные оттенки в интерьере.

Обычно диван украшают четыре-пять декоративных подушек, которые созвучны другим предметам в интерьере.

Не обойтись в эклектике без декоративных подушек.

Отлично, если нравится мебель с фантазийными принтами: она прекрасно впишется в любой эклектический интерьер. Например, диван и пуфик с весенними цветами — это то, что нужно.

Кроме того, повесьте зеркало в золотой раме и шикарную люстру с тысячей хрустальных подвесок.

Пол следует покрыть наборным паркетом и положить на него мягкий и теплый ковер.

Обязательно добавьте в комнату текстиль в восточном стиле. Это может быть не только ковер, но и плед, подушка, настенное панно, скатерть или салфетка на тумбочке.

Текстиль в восточном стиле — только не переборщите.

Мягкие и теплые пледы в салоне постельного убранства «Перина Перони» придадут интерьеру восточной экзотики.

Плед в Перина Перони
От 3 650 руб.
+7 (343) 302-14-06

Плед в Перина Перони
От 4 380 руб.
​+7 (343) 302-14-06

Что касается оформления стен, одну из них лучше задекорировать шелковыми обоями с вычурным узором, а вторую завесить картинами с потолка до пола.

Эклектика разрешает нам сочетать умиротворенные пейзажи, написанные маслом, с современными фотографиями или обычными открытками. Запомните: чем больше картин, тем проще воспринимать их как единую продуманную композицию.

Интересно в интерьере будут смотреться картины с животными — например, антуражное панно с изображением птиц. К такому отлично подойдет рама цвета темный металлик и ваза с букетом сезонных цветов.

Кстати, в эклектическом интерьере дизайнеры часто используют ниши, которые также заполняются оригинальными картинами и уникальными вещицами.

Ах, да, чуть не забыли про камин! Настоящий он или ненастоящий — не так важно. Главное — это дорогая лепнина или деревянная резьба, украшающая его основание.

Камин с лепниной преобразит ваш дом.

Яркие акценты — это необходимый элемент декора в стиле эклектики. Без привлекающих взгляд деталей не получится модный и красивый интерьер.

Яркие акценты привлекают внимание и делают интерьер свежим.

Надеемся, мы помогли вам разобраться с эклектикой. И назвать ее теперь безвкусицей ну просто нереально. А если все-таки страх перегнуть палку в оформлении дома существует, мы оставим фотографии здесь. Возвращайтесь, смотрите и применяйте полученные знания в обустройстве своего жилого пространства.

Ссылка на основную публикацию